У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи
Количество страниц 89
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования навыков словоизменения в устной и письменной речи у младших школьников 7
1.1 Психологические и психолингвистические предпосылки формиро-вания навыков словоизменения 7
1.2 Пути и средства формирования навыков предложно-падежного управления на письме у младших школьников общеобразователь-ной школы 15
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Технологические основы реализации путей совершенст-вования предложно-падежного управления у младших школьни-ков с общим недоразвитием речи 25
2.1 Выявление уровня сформированности навыков предложно-падежного управления в устной и письменной речи учащихся 25
2.2 Формирование навыков предложно-падежного управления у младших школьников с общим недоразвитием речи 46
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности навыков пред-ложно-падежного управления у младших школьников с общим недо-развитием речи 72
Выводы по 2 главе 77
Заключение 82
Список литературы 85
Приложение 90

Введение
Проблема специфических нарушений письма у учащихся общеобразова-тельной школы остается одной из актуальных в современной логопедии. Анализ научной литературы по проблеме речевой патологии показал, что в последние годы резко возросло количество детей, имеющих различные нару-шения речевого развития. Как следствие, возникает острая необходимость в выявлении и уточнении причин возникновения нарушений в устной и пись-менной речи, в разработке наиболее эффективных путей их коррекции.
В центре внимания данной работы будет вопрос о формировании навыков предложно-падежного словоизменения у младших школьников. На сегодняш-ний день при определении характера нарушений, лежащих в основе наруше-ний письма, логопеды-практики обращают основное внимание на уровень развития устной речи (звукопроизношение, фонематические процессы, лекси-ка и грамматика) и практически не учитывают уровень сформированности пространственно-временной ориентировки.
Однако как показывает теория и практика логопедии, у большинства де-тей с системной речевой патологией отмечается недоразвитие или несформи-рованность пространственно-временных представлений. Степень выраженно-сти этой несформированности различна и не всегда коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в ок-ружающем пространстве, в других случаях – в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражаю-щими в современном русском языке пространственно-временные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Однако, как показы-вают исследования Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой, Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой и многих других отечественных специали-стов, употребление предлогов в устной и письменной речи представляет зна-чительные трудности для младших школьников. В дипломной работе пред-принята попытка тщательного изучения уровня развития пространственно-временных представлений, понимания и употребления в устной речи пред-ложно-падежных конструкций с целью определения степени их влияния на формирование навыков словоизменения у младших школьников с общим не-доразвитием речи.
Проблема исследования состоит в том, что в настоящее время не суще-ствует достаточного методического обеспечения процесса логопедической ра-боты по формированию навыков словоизменения у учащихся начальной шко-лы. В связи с этим потребностям логопедов общеобразовательных школ, ра-ботающих с учащимися с общим недоразвитием речи, отвечает создание по-этапной системы коррекционных мероприятий по формированию навыков словоизменения с учетом механизмов и симптоматики данного нарушения.
Проблема исследования обусловила выбор темы дипломной работы: «Средства формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования: процесс формирования грамматических умений и навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система коррекционных мероприятий как сред-ство формирования навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить теоретическую составляющую проблемы формирования грамматических навыков у младших школьников с общим не-доразвитием речи и предложить систему коррекционных мероприятий для ло-гопедической работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме формиро-вания письменной речи.
2. Изучить особенности становления навыков предложно-падежного управления в устной и письменной речи младших школьников.
3. Рассмотреть средства формирования навыков словоизменения в уст-ной и письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в теории и методике логопедии.
4. Составить и опытно-эксперементальным путем проверить эффектив-ность системы коррекционных мероприятий по формированию навыков пра-вильного употребления предложно-падежных форм в речи.
В основу исследования была положена гипотеза исследования: логопе-дическая работа по формированию навыков правильного употребления пред-ложно-падежных форм в устной и письменной речи будет эффективной, если:
- будет составлена система коррекционных мероприятий по формирова-нию навыков правильного употребления предложно-падежных форм в речи младших школьников;
- алгоритмы наблюдения и внимания будут положены в основу процесса формирования навыков словоизменения;
- в процессе логопедической работы объединить предлоги в группы по сходству их лексического значения;
- будет проводиться поэтапно в соответствии с развитием навыков пред-ложно-падежного словоизменения у учащихся с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования: составлена система коррекционных мероприя-тий по формированию навыков словоизменения у младших школьников с об-щим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предло-женная система может быть использована логопедами и учителями в процессе формирования навыков словоизменения у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез и обобщение ли-тературы; эмпирические – наблюдение, беседа, анализ результатов деятельно-сти младших школьников, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МОУ СОШ №11, г. Артем.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (54 источника), приложение (7).
Список литературы Список литературы

1. Авдеева И. В. Пути совершенствования мышления: Учебно-методическое пособие. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 189 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.
3. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специ-фических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразо-вательной школы: Автореф. дисс… канд. пед. наук. – М., 2002. – 24с.
4. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. -2004. №1 с 34 - 40.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования де¬тей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: ‘' ДЕТСТВО- ПРЕСС '', 2003.-144с.
6. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся на-чальных классов: Автореф. дисс… канд. пед. наук.- М.,1996. – 16с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 – ти т. Т. 3. Проблемы разви-тия психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
8. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра-боты в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: '' ДЕТСТВО – ПРЕСС '', 2002.- 240с.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов: Пособие для логопеда. – М: ВЛАДОС, 2001.- 336с.
11. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при её недоразви-тии.//Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – КН.V.: Фонетико-фонематическое и общее недораз-витие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с. – с.168-180.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление общего недо-развития речи у дошкольников. – М.: Педагогика,1998.
13. Кобзарева Л.Г., Резунова М. П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – ТЦ, '' Учитель '' , 2001.
14. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шести¬летнего воз¬раста. – М., 1988.
15. Корнев А.И. Нарушения чтения и письма у детей / диагностика, коррек¬ция, предупреждение /: Уч. Пособие. - 2-е изд., перераб. СПб.: '' МИМ'', 1997.- 286с.
16. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школь-ни¬ков: Уч. Пособие.- СПб.: СОЮЗ, 1998.- 224с.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 224с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматиче-ского строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с.
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
20. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: “Институт общегумани-тарных исследований”, В. Секачев, 2001. — 96 с.
21. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влия¬ние на овладение письмом.// Хрестоматия по логопедии (извлече¬ния и тексты): Уч. Пособие: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Сели-верстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 375-386.
22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003.-287с.
23. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Вла¬дос ,1997.-680с.
24. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева /. Ека¬теринбург: Изд-во АРД ЛТД , 1999.-320с.
25. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у до¬школьников. – СПб.: Изд-во '' Союз '', 2001.- 191с.
26. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
27. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при ло-кальных поражениях мозга. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 512с.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под редакцией Е.Д.Хомской. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 416с.
29. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002. – 248с.
30. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: ошибки при записи гото-вого предложения и способы их устранения // Логопед. – 2004. - № 5 – с. 10 – 21.
31. Нейман Л.В., Богомильский М.Б. Анатомия, физиология и патология ор¬ганов слуха и речи.- СПб.: ''МИМ'', 1997.- 286с.
32. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М: «Роспедагенство», 1996. -374с.
33. Основы логопедической работы с детьми./ Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2002.- 240с.
34. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В. Волосовец.- М.: Издательский центр ''Академия'', 2002.- 200с.
35. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: «Просвещение», 1967.
36. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста./Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М., 1988.
37. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2004. – 287с.
38. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973.
39. Репина З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией.- Екатерин-бург: УГПУ, 1999. – 90 с.
40. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми наруше-ниями речи: Учебное пособие. – Пермь: Прикамский социальный ин-ститут, 2002. -160с.
41. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 240с.
42. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
43. Смирнов В.М Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков.- М ., 2000.- 400с.
44. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Де-ти с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классикс Стиль,2003. – 160с.
45. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми на-рушениями речи (1 -4 классы ). – М., 1980.- 163с.
46. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школь-ников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. – 136с.
47. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи.//Логопедия. Ме-тодическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – КН.V.: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с. – с. 181–186.
48. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи//Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – КН.V.: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллекту-альной недостаточностью. – 480с. – с.221-279.
49. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
50. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия. // Хрестоматия по логопедии (из-влече¬ния и тексты): Уч. Пособие: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 348 – 373.
51. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического об-следования детей. – М.: Российское педагогическое агентство. – 1997. – 85с.
52. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.- М.: Владос, 2000.- 240с.
53. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 159с.
54. Ястребова А.В., Спирова И.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недос-татками речи. – М.: АРКТИ, 1997.- 131с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.