У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Методы воспитания взаимопомощи в старшем дошкольном возрасте
Количество страниц 47
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания в дошкольном возрасте 6
1.1 Понятие «взаимопомощь» и состояние проблемы воспитания взаимопомощи в психолого-педагогической литературе 6
1.2 «Педагогическая ситуация» как метод нравственного воспитания 14
1.3 Характер общения и отношений в старшем дошкольном возрасте 17
1.4 Методы воспитания взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Практический аспект проблемы воспитания взаимопомощи в старшем дошкольном возрасте 33
2.1 Исследование уровня взаимопомощи в старшем дошкольном возрасте 33
2.2 Педагогические ситуации в процессе воспитания взаимопомощи 39
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 48

Введение
Современные потребности общества характеризуются ориентацией на гуманизацию человеческих взаимоотношений, важным показателем которых является взаимопомощь. Воспитание отзывчивого, готового прийти на помощь молодого поколения – одна из важнейших задач современного образования. Это обусловлено сегодняшней ситуацией в современном обществе: людей, понимающих чувства других, умеющих согласовывать свои действия с действиями других, активно откликающихся на переживания окружающих, стремящихся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, помочь найти выход из нее, словом обладающих одним из наиболее ценных качеств нравственного воспитания как взаимопомощь - не так уж много. Многие дети, приходя в начальную школу, не обладают готовностью к взаимопомощи: не знают и не умеют вовремя обратиться за помощью, принять ее от других или же вежливо отказаться от нее, благодарить за оказанную помощь, помогать друг другу в разнообразных видах деятельности. Следовательно, истоки зарождения элементов взаимопомощи находятся в более раннем возрасте – дошкольном. Ведь именно в этом возрасте закладываются все нравственные качества личности, в том числе и взаимопомощь.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе мало внимания уделяется формированию взаимопомощи у детей дошкольного возраста. Взаимоотношения детей влияют на их совместную деятельность в группе, на развитие личности ребенка в целом. Именно с детьми старшего дошкольного возраста возможно организовать специальную работу по формированию взаимопомощи, так как дошкольный возраст наиболее сенситивен для организации данного процесса.
Среди ученых-психологов, можно выделить Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Н. Леонтьева, О.А. Князеву, Смирнову Е.О. В педагогике этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.П. Усова, Л.А. Пеньевская. Их труды были положены в основу данной работы.
Проблема заключается в том, что в настоящее время у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы навыки взаимопомощи. По нашему мнению, в методах воспитания заложен огромный потенциал по воспитанию такого важного качества, как взаимопомощь, но сегодня он используется воспитателями недостаточно. Поэтому нами выбрана тема исследования: «Методы воспитания взаимопомощи в старшем дошкольном возрасте».
Объект исследования – процесс воспитания взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические ситуации как метод воспитания взаимопомощи у дошкольников.
Цель исследования: изучить теоретический аспект проблемы и предложить комплекс педагогических ситуаций для воспитания взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить основные понятия работы: помощь, взаимопомощь, сотрудничество, воспитание, нравственное воспитание, педагогическая ситуация.
2. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания дошкольников в науке.
3. Изучить методы нравственного воспитания дошкольников.
4. Выявить уровень сформированности взаимопомощи у старших дошкольников.
5. Разработать комплекс педагогических ситуаций и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность.
Гипотеза исследования: процесс воспитания взаимопомощи в дошкольном возрасте будет эффективным, если:
- воспитатель будет специально создавать и использовать педагогические ситуации, включая их в различные режимные моменты (прогулка, учебная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность);
- педагогические ситуации будут связаны с личностным опытом ребенка;
- педагогические ситуации будут опираться на реальные жизненные ситуации.
Новизна: разработан комплекс педагогических ситуаций для воспитания взаимопомощи у старших дошкольников.
Значение для науки и практики: предлагаемые педагогические ситуации, включенные в различные режимные моменты, могут быть использованы воспитателями, методистами, педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений для воспитания взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические - анализ психологической, педагогической, методической литературы, обобщение, систематизация; эмпирические – наблюдение, опрос, беседа, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МДОУ № 23 «Елочка» г. Большой Камень.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (38), приложение (17).
Список литературы Список литературы
1. Андреев П.В. Программа развития взаимопомощи дошкольников «Учимся помогать другим» // Психолог в детском саду. - 2007. - №1. – С. 39 – 43.
2. Антонова Т.Н. Особенности общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 10. – С. 48.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе. – М., 1993. – 540 с.
4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошк. педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2001. – 1536 с.
6. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1993. – 340 с.
7. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. - 2000. - №2. – С. 15 – 21.
8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Рос. пед. агенство, 1998. – 360 с.
9. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 1989. – 304 с., ил.
10. Возрастная и педагогическая психология // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 2003. – 546с.
11. Выготский Л.С. – М.: Издат-ий Дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 224 с. – (Антология гуманистической педагогики).
12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224 с.
13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред.Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. – (Образование. Педагогические науки).
14. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. – С. 15 – 18.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная Педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издат-ий центр «Академия», 2002. – 416 с.
17. Колидзей Э.А. Азбука овладения пространством: Программа личностно ориентированного учения дошкольника двигательной деятельности. – Балашов: Изд-во БГПИ, 2001. – 88 с.
18. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1975. – 640 с.
19. Крушельницкая О.И., Третьякова А.И. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
20. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. – С. 22 – 29.
21. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.с. Хелемендик. – М.: Политиздат, 1989. – 256 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб-к для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
23. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. / Под ред. Ветлугиной Н.А. – М.: Просвещение, 1999. – 267 с.
24. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Научн.-исслед. Институт дошкольного воспитания Акад. Пед. наук. – М.: Педагогика, 1990. – 152 с.: ил.
25. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., допол-ое. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
26. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2000. – 136 с.: ил.
27. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 497 с.
28. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М.: Педагогика, 1993. – 185 с.
29. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М.: Просвещение, 1995. – 152 с.
30. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с. – ил. – (Психология для всех).
31. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1992. – 24 с.
32. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 144 с.
33. Сухомлинский В.А. Рождение Гражданина. Изд. 3-е. - Владивосток: Дальнев. кн. Изд., 1990. – 343 с.
34. Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы // Дошкольное воспитание. - 1993. - №1. – С. 18 – 33.
35. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. О нравственном элементе в русском воспитании. О пользе педагогической литературы / Избранные произведения: В 4 т.-М.; Л., 1992. – Вып. 4.
36. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевскаяи др. - М., 1998.
37. Шипицына Л.М. Азбука обшения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет):Методическое издание / Л.М. Шипицына и другие. – 2-ое изд. доп. – СПб.: Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
41. Якобсон С.Г., Прусс И.В. Последняя победа Буратино (Формирование морального сознания у дошкольников). – М.: Знание, 1998. – 96 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений Рейтинг: Учеба

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.