У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и его коррекция
Количество страниц 85
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24174.doc 
Содержание Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте 5
1.1. Психологические особенности дошкольного возраста 5
1.2. Агрессивность и агрессивное поведение 11
1.3. Агрессивное поведение дошкольника и его причины 26
1.4. Методы диагностики и коррекции агрессивного поведения дошкольников 30
Глава 2. Диагностика и коррекция агрессивности детей дошкольного возраста 36
2.1. Диагностика агрессии 36
2.2. Коррекция агрессии 50
2.3. Результаты коррекционной работы 59
Заключение 63
Список литературы 66
Приложения 68




Введение

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей яв-ляется одной из наиболее острых про¬блем не только для педагогов и психо-логов, но и для общества в целом. На¬растающая волна детской преступно¬сти и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, вы-двигают на первый план задачу изуче¬ния психологических условий, вызываю-щих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности явля¬ется в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего станов-ления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.
Те или иные формы агрессии ха¬рактерны для большинства детей. Од-нако известно, что у определенной ка¬тегории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняет¬ся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ре¬бенка, сужаются возможности полно¬ценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности су¬щественно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тема¬тике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, ос¬таются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные под¬ходы к определению сущности агрес¬сивного поведения, его психологичес¬ких механизмов. При всем многообра¬зии трактовок этого явления, агрессив¬ность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Цель исследования – изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста и разработка направлений его коррекции.
Объект исследования – агрессивность дошкольников.
Предмет исследования – методы диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Организация и проведение диагностического эксперимента;
3. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
4. Оценка и анализ эмпирического исследования;
Гипотеза: Своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей дошкольного возраста.
База исследования: ДОУ №1429 г.Москвы.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ литературы.
Эмпирические:
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование:
- методы математической статистики.
Список литературы Заключение

Проблема агрессивности является предметом научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в России в течение ряда последних десятилетий, и вызвали “взрыв” агрессивности, возбудив научный интерес исследователей к этой проблематике. Снижение возрастного ценза в исследовании агрессивности обусловлено ростом ее проявлений в поведении сегодняшних дошкольников, вызывающих большую тревогу у педагогов. Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка и для организации необходимой психологической помощи.
Диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников в данном исследовании проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития.
Делается вывод, что проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:
1) неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;
2) низкий социальный статус ребенка в группе;
3) неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности;
4) неудовлетворенность потребности в признании.
Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания.
Предварительная работа по отбору и совершенствованию диагностических средств позволила составить схему диагностики агрессивности у дошкольников, которая включает в себя работу с воспитателями, детьми и их родителями.
По результатам беседы с воспитателями была выделена подгруппа агрессивных детей, а также намечены ориентиры для коррекционной работы. В ходе исследования были выделены уровни проявления агрессивности в поведении детей с помощью специальной анкеты для воспитателей и теста для детей. Результаты показали, что большинство детей нуждаются в коррекции агрессивности.
Проведенный анализ основных новообразований дошкольного возраста, теоретическое и эмпирическое изучение проблемы детской агрессивности позволили определить коррекционной работы с детьми, которой являлась оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и сверстниками в значимой для него деятельности.
В исследовании обосновано проведение коррекционно-профилактической работы именно в группе дошкольного учреждения (в данном случае - детского сада) для преодоления трудностей в общении у агрессивного ребенка путем развития его коммуникативных способностей. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.
Таким образом, коррекционная часть исследования сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (работа с родителями) формы коррекционной работы.
Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, мы применили комплекс игровых методов коррекции агрессивного поведения.
Работа, проведенная с родителями агрессивных детей, ставила своей целью обеспечение переноса того позитивного опыта, который был получен ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Проведенное исследование показало открытый характер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.
2. Проведенная коррекционная работа с агрессивными детьми позволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций собственными силами.
3. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической работы обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное использование методов коррекции, перенос сформированных положительных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседневную жизнь дошкольников. Этому способствовало привлечение близкого окружения ребенка (семьи) по реализации предложенных коррекционных мероприятий.
4. В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что своевременная диагностика агрессивного поведения детей и опора на её результаты в коррекционной работе, а так же систематичность коррекционного воздействия способствует снижению уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.


Список литературы

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 1995
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000.
5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3.
6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.
7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 1986
8. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 1999
9. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996.
10. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua
11. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 1997.
12. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.
13. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.
14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М,, ИНФРА-М, 1992
17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.
18. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.
19. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
20. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.
21. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.
22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.
23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.
24. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6.
25. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.
26. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
27. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
28. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
29. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
30. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб., Питер, 1998
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 24174.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.