У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Средства развития выразительной и семантической сторон речи в их взаимосвязи у младших школьников
Количество страниц
62
ВУЗ
ДВГГА
Год сдачи
2010
Содержание
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития выразительной и семантической сторон речи младших школьников 6
1.1. Проблема развития выразительной и семантической сторон речи в лингвистике 6
1.2 Обучение пересказу и чтению художественного текста младших школьников как средства развития выразительной и семантической сторон речи 11
Вывод по главе 1 41
Глава 2. Технологические основы реализации средств развития выразительной и семантической сторон речи в их взаимосвязи у младших школьников 42
2.1 Выявление уровня развития выразительной и семантической сторон речи у младших школьников 42
2.2 Занятия по развитию выразительной и семантической сторон речи 47
2.3 Повторная диагностика состояния выразительной и семантической сторон речи 52
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 63
Введение
Актуальность проблемы взаимосвязанного развития выразительной и семантической сторон речи учащихся младших классов определяется задачами обучения языку как средству общения, коррекции мышления и речи с целью наиболее полной адаптации детей в обществе, раскрытия их творческих спо-собностей на уроках чтения.
В социальном аспекте обращение современной школы к принципам гу-манизации образования поворачивает педагогический процесс к личности уче-ника. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Выразительная и семан-тическая стороны речи несут в общении смысловую и эмоциональную нагруз-ку, существенно дополняя, конкретизируя ту информацию, которая передается человеком.
Проблема развития выразительной и семантической сторон речи детей рассматривается в связи с решением задач уроков чтения. Данный подход ос-нован на известных научных положениях Т.А. Ладыженской о специфике уст-ной речи как средства и предмета обучения; о развитии связной устной речи в процессе преподавания всех учебных предметов на всех уроках в школе Л.С. Выготским, М.Ф. Гнездиловым, И.П. Корневым; об обеспечении высказываний детей необходимыми языковыми и неязыковыми средствами А.К. Аксеновой, В.А. Лапшиным, С.Н. Комской, Р.И. Луцкиной; об активизации речевой дея-тельности младших школьников Г.А. Данилкиной, Э.В. Якубовской и другими. В исследованиях методистов специальных школ А.К Аксеновой, И.В. Беляко-вой, В.В. Воронковой, М.Ф. Гнездилова, Л.Н Ефименковой, А.Г. Зикеева, С.Н. Комской, Р.И. Лалаевой, В.А. Лапшина, Р. К. Луцкиной, В.Г. Петровой, И.Н. Садовниковой, А.Д Салаховой, В.А. Сумароковой, А. Т. Токомбаевой и др. рас-сматриваются некоторые аспекты развития выразительной и семантической сторон речи.
Таким образом, в теории и методике логопедии, психологии и психолин-гвистки рассматриваются вопросы развития выразительной и семантической сторон речи. Однако не представлены средства их взаимосвязанного развития, являющиеся основой полноценного усвоения русского языка и литературы младшими школьниками, что и составляет проблему исследования. В связи с этим потребностям учителей начальных классов отвечает создание методиче-ского комплекса занятий по обучению пересказу и чтению художественного текста как средства их взаимосвязанного развития.
Тема дипломной работы: «Средства развития выразительной и семанти-ческой сторон речи в их взаимосвязи у младших школьников».
Объект исследования – процесс взаимосвязанного развития семантиче-ской и выразительной сторон речи у младших школьников.
Предмет исследования – обучение пересказу и чтению художественного текста как средство развития выразительной и семантической сторон речи в их взаимосвязи у младших школьников.
Цель исследования: изучить проблему взаимосвязи в развитии вырази-тельной и семантической сторон речи в теории и разработать комплекс занятий по обучению пересказу и чтению художественного текста младших школьни-ков.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования в лингвис-тической, психолингвистической, общей и специальной методике русского языка и литературы, логопедии, психологии и др.
2. Изучить особенности взаимосвязанного развития выразительной и се-мантической сторон речи у учащихся младших классов.
3. Рассмотреть основные направления и этапы работы по развитию выра-зительной и семантической сторон речи в процессе обучения пересказу и чте-нию художественного текста младших школьников.
4. Составить и опытно-экспериментальным путем проверить эффектив-ность комплекса занятий по обучению пересказу и чтению художественного текста младших школьников как средства взаимосвязанного развития вырази-тельной и семантической сторон речи.
Гипотеза исследования: процесс взаимосвязанного развития вырази-тельной и семантической сторон речи у младших школьников будет эффектив-ным, если:
- развитие выразительной и семантической сторон речи будет осуществ-ляться во взаимосвязи;
- будет составлен комплекс занятий по обучению творческому пересказу и чтению художественного текста;
- комплекс занятий будет включен в структуру уроков чтения.
Новизна исследования: составлен комплекс занятий по обучению пере-сказу и чтению художественного текста как средства взаимосвязанного разви-тия выразительной и семантической сторон речи.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предлагае-мый комплекс занятий может быть использован учителями начальных классов и логопедами общеобразовательных школ с целью развития выразительной и семантической сторон речи в их взаимосвязи у младших школьников.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение научной литературы; эмпирические – анализ продуктов деятельности младших школьников, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МОУ СОШ №28, п.Смоляниново.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение и спи-сок использованной литературы (50), приложения (5).
Список литературы
Список литературы
1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969. – с.167.
2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с.215
3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. –Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58
4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20
5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 – с.315
6. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – с.190
7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11 с.19-25
8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989 – с.399
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000 – с.383
10. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план. //Начальная школа. – 1990 - №12. С.31-34
11. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – Л., 1955 – с.315
12. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3. с.67-68
13. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведе-нием на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11. С.6-13.
14. Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – М. – Л., 1949 – с.289.
15. Кочаровская З.Д. Краткие пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5. С.20-23.
16. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12. С. 30-34.
17. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с. 26-31.
18. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988. – с.79.
19. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленин-градского университета, 1983. - с.350.
20. Левин В.А. когда маленький школьник становится большим чита-телем. – М.: Лаида, 1994. – с.192.
21. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 1997. – с.288.
22. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с.215.
23. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. – с.112.
24. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников. – Киев., 1984. – с.17.
25. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподава-ния русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. – с.368.
26. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955. – с.208-232.
27. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная школа. – 1981. – №3. – с.27-31.
28. Методические основы языкового образования и литературного раз-вития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168.
29. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1976, с.224.
30. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочи-танного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обуче-ния русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27.
31. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная шко-ла. – 1997. - №5. С.59-63.
32. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литера-туры. – М.: Книга, 1972. – с.206.
33. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школь-никами. – М.: Учпедгиз, 1959 с.206.
34. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – с.463.
35. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 –3. – М.: Просвещение, 1994. – с.160.
36. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – с.431.
37. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С – Пб.: Питер, 2000. – с.432.
38. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. – М.: Изательство АПН РСФСР, 1961. – с.427.
39. Родная речь: Книга 2, часть вторая. – М.: Просвещение, 1993. – с. –224.
40. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школь-никами. – М.: Просвещение, 1977. – с.158.
41. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 19965. – с. 347.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999. – с.720.
43. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с.384.
44. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. - №7. с.28-32.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999. – с.671.
46. Ткачева Т.А., Толмачев А.А. Методы сбора, Обработки и представ-ления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. Красноярск: Издательство КГПИ, 1992. – с.88.
47. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Про-свещение, 1968. – с.557.
48. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно //Начальная школа. – 1995 №10. – с.20-24
49. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. – М. Просве-щение, 1950. – с.220.
50. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.: Ис-кусство, 1964. – с.86.
51. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №2 с.50-54.
52. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. – 1985. - №1 с. 53-57.
53. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению. //Начальная школа.- 1990. - №1 с.20-26.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
15.04.24
Задачи, условия и этапы организации экспериментальной работы
15.04.24
Критерии качества преподавания
15.04.24
Категория нормы в обучающей деятельности
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.