У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Формирование модели профессионального довузовского архитектурного образования
Количество страниц 106
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24187.doc 
Содержание Оглавление.

Том 1

Введение...5

Глава 1. Архитектурное довузовское образование в России и за рубежом. Современное состояние...11

1.1. Вовлечение в профессию на этапе формирования системы образования в Московской школе архитектуры (середина XVIII-конец XIX вв.) ...11

1.2. Развитие довузовского архитектурного образования (АДО) в период социалистического строительства в России...26

1.3. Развитие традиций архитектурного довузовского образования в России в постперестроечный период (конец XX - начало XXI века) ...43

1.4. Влияние характера архитектурной деятельности на содержание АДО ...49

1.5. Анализ особенностей архитектурного довузовского образования в архитектурных школах мира...55

1.5.1. Принципы зачисления в архитектурные школы мира...57

1.5.2. Возможности использования зарубежного опыта для совершенствования системы вступительных испытаний в российских архитектурных школах...59

1.5.3. Сравнение российского архитектурного довузовского образования и его аналогов АДО в зарубежных школах архитектуры...61

Выводы...62

Глава 2. Социологические исследования перспектив развития довузовского архитектурного образования в России...65

2.1. Два направления архитектурного довузовского образования...65

3

2.2. Использование факторного анализа при отборе содержания методической системы обучения довузовской специализированной подготовки ...68

2.3. Трехэтапное социологическое исследование форм организации и содержания АДО...71

2.3.1. Соответствие принципов отбора абитуриентов и содержания АДО потребностям архитектурного творчества (первый этап исследования)...72

2.3.2. Обеспечение непрерывности профессионального образования архитекторов с помощью профессионального АДО (второй этап исследования) ...82

2.3.3. Представления абитуриентов архитектурных школ о перспективах совершенствования АДО (третий этап исследования)...87

Выводы...93

Глава 3. Формирование модели профессиональной довузовской подготовки...95

3.1. Психологические особенности довузовской подготовки...95

3.2. Отличие содержания довузовской программы по обучению архитектурному рисунку от содержания предметов раздела «ИЗО» общей средней школы...97

3.3. Отличие содержания довузовской программы по архитектурному черчению и программы по черчению общей (средней) школы...102

3.4. Характеристика содержания дисциплины «макет» в фундаментальном довузовском архитектурном образовании, ее отличие от аналогичных дисциплин в средней школе...106

Введение



3.5. Сравнение содержательных линий дисциплины «Введение в архитектуру» профессиональной архитектурной довузовской подготовки и курса МХК средней школы...112

4

3.6. Принципы введения новых содержательных компонент профессионального архитектурного довузовского образования...115

3.7. Методы, средства и формы организации довузовского архитектурного образования...121

Выводы...128

Заключение...129

Список используемой литературы...132

Список используемых сокращений...142

Том 2. Приложения

5

Введение. Актуальность проблемы.

Глобализация экономики и интеграционные процессы, происходящие во всех областях жизни человека в современном мире, способствовали созданию единого международного рынка труда архитекторов. Эти явления также вызвали необходимость интеграции национальных программ профессионального образования и координации между собой их всех их разделов. В 2003-2010 годах Россия присоединяется к Болонской Конвенции о признании дипломов высшего образования всем странами- участницами, что делает актуальным адаптацию Российских стандартов архитектурного образования к европейским нормам.

В настоящее время в практике профессиональной подготовки архитекторов присутствует этап довузовской подготовки. Его существование обусловлено наличием конкурса при поступлении в архитектурный вуз и необходимостью усиленной подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам. Столетняя традиция проведения вступительных экзаменов в архитектурную школу способствовала возникновению высокого уровня требований к абитуриентам. Наличие начальной профессиональной подготовки у студентов- первокурсников учитывается и при составлении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности «Архитектура». При этом программы профессионального архитектурного довузовского образования (АДО) во всех архитектурных вузах России заметно отличаются, а количество абитуриентов, в сравнении с другими специальностями, мало*. Трудности абитуриентов связаны с выбором вуза, определением оптимального способа и ритма подготовки, поиска квалифицированных преподавателей и т.д. Малое количество абитуриентов позволяет проводить обучение индивидуально, преподавая основы профессионального мастерства и сохраняя творческое начало.

* около 0,2-0,3% от общего числа выпускников средних учебных заведений

6

В законодательных и нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, понятие «довузовское образование» отсутствует. На практике термин «довузовское образование» (ДО) часто используют при обозначении дополнительной подготовки, получаемой по школьным дисциплинам абитуриентами вузов. В такой форме ДО носит характер корректирующего обучения. Другое направление довузовского образования - профессиональное, оно включает дисциплины специального характера, относящиеся к профессиональному обучению.

Особенности профессионального архитектурного довузовского образования (АДО) связанны со спецификой архитектурной профессии, ее многоплановостью и междисциплинарностью (75). Целый ряд организаций довузовского архитектурного образования использует элементы архитектурного творчества для культурного воспитания и развития творческих способностей детей и подростков. Среди них специализированные школы, классы, студии, кружки архитектурного творчества школьников и т.п., они помогают ранней профессиональной ориентации детей и подростков. Профессиональное направление в АДО представлено организациями, патронируемыми высшей школой (подготовительные курсы и отделения, факультеты довузовской подготовки, школы юного архитектора и т.п.). В них будущие студенты имеют возможность подготовиться к обучению по уже избранной профессии и освоить основы профессиональной деятельности. Программы профессионального АДО учитываются при составлении учебных программ высшей школы (26).

Все формы АДО имеют характер дополнительного образования, что подразумевает перенос затрат на его получение на плечи учащихся в материальном, организационном и временном плане. Наибольшее распространение сегодня имеют очные виды подготовки. Их программы рассчитаны на срок обучения от одного года до трех лет, места обучения территориально связаны с расположением архитектурных вузов. Многие потенциальные абитуриенты лишены возможности пройти АДО в силу своей территориаль-

7

ной удаленности, хотя их природные способности позволяют им освоить часть программ АДО самостоятельно или с помощью преподавателей на местах.

Актуальным представляется рассмотрение всех компонентов модели профессионального довузовского архитектурного образования, особенно исследование содержания АДО, отражающего потребности российского архитектурного образования, современной архитектурной практики и мировых тенденций в профессиональном образовании.

Цель и задачи исследований.

- выявление исторических условий выделения архитектурной довузовской подготовки в самостоятельный этап в системе непрерывного архитектурного образования;

- проведение сравнительного анализа российского архитектурного довузовского образования и его зарубежных аналогов; выявление возможностей обмена опытом и координации программ;

- определение основных компонентов содержания АДО;

- построение модульной системы АДО, нахождение закономерностей в последовательности построения содержания отдельных дисциплин; создание многовариантных форм реализации содержания АДО;

Рабочая гипотеза - современные тенденции научно-технического прогресса способствуют вытеснению части содержания профессиональной подготовки архитекторов на довузовский уровень, что способствует развитию дополнительных форм профессионального образования архитекторов. Данный процесс отвечает интересам архитектурного образования, поскольку активизирует усилия абитуриентов и способствует формированию более глубокого подхода к профессиональному обучению на начальной стадии профессиональной подготовки.

Объект исследования - мастерство архитектора, формируемое в ходе профессионального обучения.

8

Предмет исследования - начальный этап профессионального образования - профессиональная довузовская архитектурная подготовка. Границы исследования:

Хронологические - с конца XIX века до наших дней;

АДО рассматривается на примере московской школы архитектуры;

Из всего спектра разнообразных форм довузовского архитектурного обучения были выделены только те формы, которые содержательно связаны с профессиональным образованием архитекторов.

Методы исследования:

- анализ факторов, способствовавших становлению современных форм АДО в России;

- сбор и изучение архивных документов, изучение и систематизация отечественного и зарубежного опыта, изучение сайтов Интернета по вопросам развития и современного состояния российского и зарубежного довузовского архитектурного образования;

- сравнительный анализ архитектурного довузовского образования в России и за рубежом;

- метод экспертных оценок и метод построения модели специалиста «в обратном направлении» при определении содержания АДО;

- факторный анализ при определении факторов, влияющих на отбор содержания методической системы обучения АДО;

- проведение анкетирования и устных опросов по вопросам АДО;

- проверка результатов исследования при реализации модели АДО на практике;

Научная новизна:

- доказана объективность выделения в системе российского архитектурного образования довузовского архитектурного образования в самостоятельной форме;

9

- впервые исследованы все зарубежные аналоги российского АДО и выявлены возможности интеграции между российскими и зарубежными архитектурными школами на начальном этапе образования;

- создана модель довузовского архитектурного образования, определено его содержание, предложены многовариантные формы ее реализации; Эти положения и выносятся на защиту.

Научно-практическое значение работы.

Содержание модели профессионального АДО предлагается использовать в качестве единой программы профессионального АДО и использовать при создании методической системы обучения довузовских форм образования.

Апробация работы.

Основные положения работы докладывались и получили одобрение на Семинаре по теории композиции в МАРХИ (Москва, 2000 г.), на IX смотре дипломных проектов архитектурных школ России и СНГ (г. Нижний Новгород 2000г.), XI смотре дипломных проектов архитектурных школ России и СНГ (г. Минск, 2002г.), на Круглом столе по проблемам архитектурного образования в России (Москва, 2002г.), на III и IV всероссийских научно-практических конференциях по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов «Довузовское образование - проблемы и перспективы развития» (Сочи, 1999г., 2000г.); на IX и XI всероссийских научно-методических конференциях «Телематика 2002» и «Телематика 2004» (г. Санкт-Петербург 2002г, 2004 г.), 3-й, 4-й, 5-й Всероссийских научных конференциях «Научный сервис в сети Интернет» в 2001, 2002, 2003, 2004 гг. (пос. Абрау); на научно - методической конференции «Архитектура XXI века» (г. Москва, 2002г.); на межвузовском семинаре УМО по архитектурным специальностям (г. Москва, 2003г.); на совместной конференции деканов архитектурных школ России и Германии в 2004 г. в Веймаре (ФРГ); на международной конференции «Методы обучения в архитектурных школах стран-участниц II международного смотра дипломов» в 2005г. в г. Флоренция

10

(Италия); на Круглом столе общего собрания РААСН «Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности» в г. Воронеже в 2005 г.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов и предложений, списка литературы (216 наименования), приложений. Текст содержит 142 страницы (том 1), приложения содержат 69 страниц и семь частей (том 2).

11

Глава 1. Архитектурное довузовское образование в России и за рубежом. Традиции и современное состояние.

Первая глава посвящена анализу исторических условий, в которых происходило становление системы профессионального образования в московской архитектурной школе и причинам появления довузовского образования. Для сравнения проводится анализ аналогов АДО за рубежом, и выявляются возможности взаимодействия на уровне начального этапа архитектурного образования между российскими и ведущими мировыми архитектурными школами.

1.1 Вовлечение в профессию будущих архитекторов на этапе формирования академического архитектурного образования в Московской школе (середина XVIII-конец XIX вв.).

Начало формирования систематического архитектурного образования в России принято связывать с серединой XVIII века, с момента возникновения первой архитекторской школы при команде архитектора Д. Ухтомского. До этого времени обучение новых поколений зодчих в России осуществлялось внутри строительных артелей. Профессиональные знания будущие архитекторы и строители получали в процессе практической деятельности. Большинство новых учеников артелей составляли дети, происходившие из семей членов артели или дети, «отданные в учение». Оценка пригодности к архитектурно-строительной работе определялась по ходу ученичества. Провести проверку уровня знаний у новых учеников было просто невозможно, поскольку общий уровень образования у населения был очень низким: учились лишь два человека из тысячи. Дети дворянства, составлявших «элиту» русского общества, также были неграмотными. Лишь к середине XVIII века в России сложилась система «замкнутых» сословных школ. Росту образованности среди дворян способствовал Петровский указ о запрещении жениться «недорослям», не получившим образования.

12

Замкнутость сословного образования в российском обществе сопровождалась династийным характером получения профессионального образования: дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств, Учебные заведения по подготовке зодчих в России отсутствовали.

В середине XVIII века воспроизводство профессиональных кадров происходило внутри «архитекторских команд», возникших при государственных учреждениях, занимавшихся строительством крупных объектов (в командах М. Земцова, К. Бланка, И. Мичурина, И. Мордвинова, П.Еропкина и др.). Некоторые из их руководителей получили систематическое архитектурное образование за границей, куда были посланы в качестве «петровских пенсионеров». Руководители «архитекторских команд», имели представление о необходимость получения теоретических знаний при обучении зодчеству, но своих учеников они обучали, преимущественно, непосредственно в ходе строительства (15,16). Набор новых учеников в команду происходил по мере надобности в строительстве и проводился весь календарный год. В ученики привлекались родственники членов бригад. Возраст новых учеников не регламентировался, требования к образовательному цензу отсутствовали, что вполне понятно, поскольку так же отсутствовала система профессиональной сертификации, с ее оценкой профессиональных знаний и умений.

Социальный прогресс в середине XVIII века в России привел к существенным переменам в системе общего образования: на основании Указов Петра I были открыты начальные «цифирные» школы по всей России, Навигационная школа и Морская академия, происходило массовое издание учебников для начальных школ. Эти меры способствовали распространению образования среди более широких слоев населения.

Первые систематические занятия в Москве были проведены со школьниками- архитекторами в 1749г., учащимися в архитекторской команде Д. Ухтомского (37,38,112).

13

Школьники-архитекторы занимались по программе со строгим расписанием уроков, их учеба в школе приравнивалась к государственной службе. Сенатская контора выплачивала жалование всем членам команды, в том числе и учащимся, и присылала новых учеников. Возрастной состав учащихся — от 7 до 26 лет, предшествующая подготовка учеников была различна. Многие из старших учеников школы при команде Д. Ухтомского получили образование в Московской Морской академии, в Московской артиллерийской школе, в Инженерной школе. Большинство младших учащихся происходили из среды, связанной с архитектурой и строительством, среди них были дети архитекторов или архитекторских учеников, уже обучавшихся в школе - И. и Н. Бартеневы, И. и Н. Коробовы, И. Мичурин, А. и Н. Шеншины, Б. Яковлев.

Принадлежность команды Д. Ухтомского военному ведомству накладывала отпечаток на подходы к образованию зодчих в команде: акцент в обучении делался на дисциплину и усердие. Программа обучения имела строгий порядок: ученики имели чины такие же, как и у военнослужащих, в состав изучаемых дисциплин занятий входили предметы, как относящиеся к архитектуре, так и к военному делу: фортификация, рисование фигур и орнаментов, арифметика, геометрия и тригонометрия, архитекторская и пиктурная наука и т.д. Практическая деятельность продолжала занимать в образовании будущих архитекторов огромную роль: каждый ученик, независимо от возраста, в летнее время прикреплялся к стройке.

Подготовка архитекторов в школе при команде Д. Ухтомского положила начало формированию системы архитектурного образования в Москве. Методы обучения зодчих, заложенные в ней, были развиты в школах В. Баженова, М.Казакова, Московском Кремлевском архитектурном училище и Дворцовом архитектурном училище.

Признанным авторитетом в плане академического архитектурного образования в XVIII - XIX веках в России была Академию художеств в Петербурге. Форма обучения и программы в Академии устанавливались по аналогу с западноевропейскими образцами. Студенты изучали «арифметику и геомет-

14

рию в теории и практике, черчение по «Виньоловым правилам» архитектурных ордеров, рисование с куперштрихов и гипсов, боссерования и моделирования». Художественный вкус учеников воспитывался на образцах античного искусства и Ренессанса.

К новым учащимся Академии, так же как и к ученикам школ архитектуры в Москве, не предъявлялись какие-либо требования. Большинство первых учащихся Академии были подростки- выходцы из семей, связанных с архитектурой и строительством. Постепенное увеличение количество учащихся происходило за счет дворянского сословия.

В стенах Академии была предпринята первая попытка создания отделения предварительной художественной подготовки для детей. В 1763 году, по инициативе И. И. Бецкого было устроено воспитательное училище для детей, которые впоследствии должны были продолжить образование в стенах Академии (48). Идея создания училища была поддержана родителями, чьи профессии были связаны со строительством. До начала 70-х годов XVIII века это было закрытое учебное заведение, предназначенное для детей младшего возраста. Полный пансион имел целью поместить учеников в среду классического наследия для воспитания высокого вкуса, присущего мастерам Античности и Возрождения. Состав предметов имел творческую направленность: изучались музыка, танцы, театр, рисование, «копирование гравированных или рисованных образцов». Училище просуществовало около 20 лет и постепенно закрылось вместе с уходом И.И. Бецкого.

"Век просвещения" (период правления Екатерины II), сопровождался широкими образовательными программами. Уровень общего образования населения страны вырос в результате создания первой в России системы начального образования, не ограниченного сословными преградами. Возникли народные училища, были учреждены новые институты, кадетские корпуса, воспитальные дома и т.д. (72).

Для возведения Большого Кремлевского Дворца по поручению императрицы Екатерины II была образована специальная Экспедиция Кремлевского

15

строения (ЭКС). Руководителем экспедиции и школы при ней являлся В. Баженов. Школа В. Баженова выполняла функции подготовки архитектурных кадров для работы над макетом Кремлевского дворца, сроки ее существования совпадают со временем этой работы, она имела неофициальный характер. Ежегодное количество учеников было невелико: от 5 до 14 человек, все они состояли на «казенном» довольствии, и состав учеников постоянно менялся. В. Баженов воспитывал своих единомышленников, а не просто зодчих, сам определял их способности: «По апробации кои способными окажутся, те останутся, неспособные - же с нового года уволены быть имеют; ибо их с первого взгляду узнать не можно, надежен кто будет или нет» (15, с. 19). Лучшие из учеников повышались в звании и становились «архитекторскими помощниками», худшие - исключались за «неприлежность» и «худые» поступки.

В школе В.Баженова при ЭКС была налажена система предварительной подготовки. Первые частные ученики у В.Баженова появились до создания архитекторской команды при строительстве дворца. Эти ученики находились при команде в качестве «своекоштных», то есть обучались за свой счет и, в отличие от «казенных» учеников, не получали жалование. При расширении команды или при отчислении из нее неспособных, «своекоштные» ученики зачислялись в штат. Такой метод позволял быстро заполнять вакансии вполне подготовленными к дальнейшему обучению и к простейшей практической работе учениками. Здесь мы впервые видим сочетание предварительной частной архитектурной подготовки и дальнейшего профессионального архитектурного образования.

Дальнейшее развитие архитектурного образования в Москве было обусловлено большими градостроительными работами, развернувшимися в городе. Следовало организовать учебное заведение, готовящее специалистов не только для одного объекта или команды, но и для нужд всего города. С этой целью в 1775 г. указом Екатерины II был утвержден Каменный приказ, ведавший застройкой Москвы (27, с.27-29). При нем так же была учреждена

16

школа для обучения художников и ремесленников. Большинство учащихся относились к разночинцам.

Программы профессионального обучения в Каменном приказе были близки к школам Д. Ухтомского: русская грамматика, арифметика, катехизис, рисование. Но обучение в целом имело более прагматичный характер, поскольку было нацелено на практическую деятельность по обмерам и чертежам каменных построек Москвы. Школа являлась закрытым учебным заведением, ученики содержались на полном пансионе, и домой не отпускались. Со временем перечень изучаемых предметов значительно расширился за счет введения дисциплин общекультурной направленности: истории, географии, прочих «словесных наук», французского языка, пения и т.д. Повышению общекультурного уровня учеников способствовали создание обширной библиотеки на иностранных языках. Увеличение числа предметов, расширяющих кругозор и повышающий культурный уровень учеников, стало новым шагом в развитии архитектурного образования в Московской школе.

Оно было построено по двухступенчатой системе. Все учащиеся делились на два ранка: «школьники» и «архитекторские ученики». «Школьники», в свою очередь, делились на два класса: младшие изучали общеобразовательные предметы и занимались рисованием. В старшем классе, кроме того, добавлялось «черчение прямых ордеров», художественно-теоретическая подготовка сочеталась с практическими занятиями- выполнением обмеров московских дворов и составлением их планов, прохождением «производственной» практики на казенных кирпичных заводах (16, с. 11). Курс подготовки школьников, т.о., вполне соответствует современному содержанию довузовского образования, если учесть, что изучение ордеров в ту эпоху было такой же основой архитектурной подготовки, как и современное проекционное черчение. Переход их статуса «школьника» к статусу «архитекторского ученика» проходил после освоения всех преподаваемых в ней дисциплин, но подростки с хорошей предварительной подготовкой, умеющие рисовать и чертить, могли зачисляться не в школу, а сразу в «архитекторские ученики».

17

Конкурс на этом этапе был очень высокий: в школе, по штату, должно было числиться до сорока школьников (старших и младших), а учеников низшего первого и высшего второго класса, только восемь.

Образование в Каменном приказе представляет собой своеобразную версию модели непрерывного профессионального архитектурного образования.

В последней трети XVIII века возникает архитектурная школа М. Казакова при Экспедиции Кремлевского строения (23, с.14-24; 25, с. 11-13). Учебный процесс в школе М. Казакова основывался опыте, приобретенным им во время преподавания в архитекторской школе Д. Ухтомского, а так же в период совместной работы с В. Баженовым. Так же, как и в школе при Экспедиции Кремлевского строения В. Баженова, пригодность к архитектурной деятельности определялось в ходе обучения. Отчислению подлежали те, кто «ни малейшего к науке успеху не оказали, да и к должности хождения не имеют» (37, с.46). Оценку способностей осуществлял М. Казаков. Основное значение для поступления имели рекомендации известных ЭКС лиц, находившихся на государственной службе.

В зависимости от знаний и опыта ученики разделались на классы (в начальный период на четыре, затем на три), первый класс являлся высшим. Переход на следующий уровень был ознаменован присвоением звания «архитекторского помощника» низшего (третьего) класса. Сроки пребывания в статусе ученика были различны и зависели как от личных способностей, так и от предварительной подготовки. Большинство учащихся получали требуемую подготовку у частных лиц. У М.Казакова продолжили обучение школьники из расформированной школы при Каменном приказе.

Начало XIX века было ознаменовано быстрым ростом мануфактурного производства и увеличением темпов строительства в России (том 2, приложение 7, илл. 2.2.). Указы императора Павла I, дополняющие планы «Комиссии для строений С- Петербурга и Москвы» регулировали проектные нормы казенных и партикулярных строений («проэкты, планы, сметы, фасады»),
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24187.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.