У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Архитектура торговых центров крупнейшего города
Количество страниц 162
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24206.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I.

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ

СОВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ И

ХАРАКТЕРИСТИК

Развитие торговых центров. Этапы формирования

торговых сооружений до начала XX века...16

Древний и средневековый периоды (до XVII века)...16

XVII - XIX века. Формирование зданий - прототипов

ТЦ в Европе...18

Развитие ярмарок. Возникновение и

распространение пассажей...20

Развитие международной торговли. Возникновение специализированных магазинов и интеграция их в

пассаж...23

Другие типы крупных торговых учреждений...24

Появление универмага...26

Развитие торговых сооружений на Руси до XVII

века...27

Возникновение «торга» в городах. Разделение торговли на розничную и оптовую (торговые ряды и

гостиные дворы)...27

Развитие гостиных дворов...28

Ярмарки - типичный для Руси тип торгового

здания...30

Торговые учреждения в России в XVII - XIX вв...30

Изменение функциональной организации гостиных

3

дворов...30

1.1.4.2 Распространение пассажей в России...31

1.1.4.3 Торговый дом - прототип европейского универмага. Распространение универмагов

в России...32

1.1.5 Развитие и основные проблемы

формирования торговых сооружений в СССР...34

1.1.5.1 Влияние на структуру торговли новых политико-экономических условий...34

1.1.5.2 Советский тип торгового центра...35

1.1.5.3 Номенклатура торговых учреждений в СССР...36

1.1.5.4 Типизация торговых учреждений в СССР...39

1.1.5.5 Основные проблемы торговых учреждений в СССР...40

1.1.6 Развитие торговых сооружений России в 1990-2000е годы. Основные проблемы, возникающие в современный период...40

1.1.6.1 Этапы развития торговых сооружений в России в условиях рыночной экономики...40

1.1.6.2 Типы зданий, использующиеся для размещения торговых центров...43

1.1.6.3 Проблемы, возникающие при проектировании ТЦ в настоящее время...45

1.1.6.4 Прогноз развития внегородских ТЦ в России...48

1.2 Развитие торговых центров в США и в Европе в XX

веке — от торгового города к торговому зданию...50

1.2.1 Система кондиционирования воздуха — новый качественный этап развития торговых сооружений...50

1.2.2 Возникновение современного торгового центра в США...51

1.2.3 Этапы развития американских ТЦ...52

4

1.2.4 Возникновение ТЦ закрытого типа...54

1.2.5 Европейские торговые центры...56

1.2.6 Проблемы, возникающие при эксплуатации современных торговых центров в США и Европе...59

1.3 Исторический анализ расположения торговых

зданий в структуре Санкт-Петербурга...60

1.3.1 Анализ расположения современных торговых центров в планировочной структуре Санкт-Петербурга...61

1.3.2 Анализ расположения современных торговых центров в планировочной структуре крупнейших городов США и Западной Европы...62

1.3.2.1 Расположение ТЦ в структуре городов в США...62

1.3.2.2 Расположение ТЦ в структуре городов в ЕЭС...65

1.3.3 Основные принципы расположения сетевых ТЦ в структуре населенных пунктов в ЕЭС...66

ГЛАВА И. СТРУКТУРА ТОРГОВОГО ЦЕНТРА. МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ В ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЕ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЦ.

2.1 Структура торгового центра...67

2.1.1 Помещения ТЦ...67

2.1.1.1 Парковочные площади...69

2.1.1.2 Коммуникационные пространства...72

2.1.1.3 Торговые помещения...75

2.1.1.4 Помещения общепита...76

2.1.1.5 Досугово-развлекательные помещения...77

2.1.1.6 Помещения коммунального обслуживания...78

2.1.1.7 Административные помещения...78

2.1.1.8 Офисные помещения...78

5

2.1.1.9 Сервисные помещения...78

2.1.1.10 Складские помещения...79

2.1.1.11 Технические помещения...79

2.1.1.12 Жилые помещения...79

2.2 Классификации торговых центров. Сравнение проектов торговых центров различного времени постройки. Выявление основных параметров. Исследование изменений данных параметров во времени...80

2.2.1 Основные классификации ТЦ...80

2.2.1.1 Классификация по радиусу обслуживания и количеству обслуживаемых посетителей...80

2.2.1.2 Классификация по составу арендаторов...85

2.2.1.3 Классификация Гослинга и Мэйтленда...88

2.2.1.4 Классификация по степени «открытости» и расположению ТЦ...89

2.2.2 Основные параметры ТЦ...95

2.2.3 Коэффициенты ТЦ...97

2.2.4 Выявление основных градостроительных параметров, характеризующих место расположения торгового центра...99

2.2.4.1 Классификация ТЦ по типу аттрактивное™...99

2.2.4.2 Параметры места расположения ТЦ...101

2.3 Зонирование городской территории...102

2.3.1 Типы зонирования...102

2.3.1.1 Удаленность участка от городского центра...103

2.3.1.2 Доступность на общественном транспорте...111

2.3.1.3 Расстояние до станций метрополитена...114

2.3.1.4 Историко-культурная, архитектурная и туристическая привлекательность...115

6

2.3.1.5 Инвестиционная привлекательность... ..119

2.3.1.6 Наличие охранных зон памятников истории и культуры...121

2.3.1.7 Регламент по максимальной высоте зданий, строящихся на данной территории...123

2.3.1.8 Сеть транспортных магистралей...124

ГЛАВА III. РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ В

ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЕ. ВЛИЯНИЕ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ В СТРУКТУРЕ САНКТ ПЕТЕРБУРГА НА ИХ ПАРАМЕТРЫ.

3.1 Зависимость типа торгового центра от градостроительных особенностей участка...127

3.1.1 Зависимость значения параметров ТЦ от зон (по

всем типам зонирования)...129

3.2 Зависимость состава помещений от типа торгового центра...141

3.2.1 Интегральная классификация...142

3.2.2 Классификация по составу арендаторов ТЦ...142

3.2.3 Классификация по степени открытости и расположению в городе...143

3.2.4 Классификация по типу аттрактивности...144

3.3 Зависимость состава помещений от градостроительных особенностей участка...144

3.4 Методика определения состава помещений ТЦ и его типа в зависимости от места расположения его в городе...147

3.4.1 Выбор участков для торговых центров в Санкт-Петербурге...150

3.4.1.1 Центральная зона...150

3.4.1.2 Переходная зона...153

3.4.1.3 Пригородная зона...155

Основные результаты, выводы и рекомендации...157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...160

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...162

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. За последнее десятилетие в России произошли серьезные социально - экономические изменения, которые затрагивают весь типологический ряд зданий и сооружений. Торговые здания испытали их воздействие в большей степени, чем какие-либо другие. Государство перестало контролировать размещение торговых точек в городской структуре, вследствие чего они стали возникать спонтанно. Плотность их размещения в различных районах города оказалась не зависящей от напряженности пассажиропотоков, наличия конкурентов в непосредственной близости, и т.п. Для торговых центров (ТЦ)1, представляющих собой сосредоточение многих розничных

По определению Международного Совета Торговых центров, Нью-Йорк, торговым центром является: «...группа предприятий розничной торговли и других коммерческих предприятий, которая запланирована, разработана, находится в собственности и управляется как единый комплекс. Под общим управлением торговым центром подразумевают действия, касающиеся торгового центра, в общем (реклама, связи с общественностью, общие службы и т. п.). Расположение и величина центра, а также тип и количество представленных магазинов находятся в уравновешенном соотношении с территорией обслуживания торгового центра. В непосредственной близости от магазинов находятся парковочные площади достаточной величины» [87]. Данное определение выражает основную идею, заложенную в торговые центры -торговым центром можно назвать единовременно запланированную и построенную концентрацию торговых сооружений в одном объеме или на одном участке, находящуюся под единым управлением.

8

продавцов в одном здании или в одной торговой зоне, ситуация оказалась еще более серьезной. Фирма, осуществляющая управление конкретным центром, не только должна подбирать таких арендаторов, которые не являются конкурентами в данном ТЦ, но и учитывать возможность появления конкурентов в ближайшем окружении. При этом следует иметь в виду, что состав арендаторов в торговых центрах постоянно изменяется.

Принимая во внимание высокую сложность организации торгового центра, при проектировании необходимо исходить из того, что само место расположения ТЦ определяет множество его параметров (размер сооружения, его этажность, функциональную организацию и т.д.).

Российские фирмы-застройщики в настоящее время имеют достаточный опыт в подборе арендаторов и подсчете окупаемости торгового центра, тогда как в оценке архитектурно-планировочных параметров торговых комплексов, а, соответственно, предварительной оценке стоимости их проектирования и строительства, никаких разработок в России на данный момент не существует [4]. Как следствие, возникает потребность в создании методики определения подобных параметров.

ТЦ как пространство, имеющее множество арендаторов, - новый для России тип здания. Сооружения, построенные в советский период и также называвшиеся торговыми центрами, не отвечают современному пониманию этого термина. В центрах советского периода роль основного и единственного арендатора, равно как и владельца торговых площадей, играло государство, что влияло не только на ассортимент товаров, но и на расположение торгового центра в городской застройке, его объемно-планировочную структуру и архитектурное решение. Размещение ТЦ и состав его арендаторов очень сильно взаимосвязаны - многие торговые центры, в которых не учитывается данная взаимосвязь, рискуют

обанкротиться или, в «лучшем» случае, не будут приносить желаемой прибыли [26].

Несмотря на все большее количество строящихся торговых предприятий, строящихся и проектирующихся для крупнейших городов России [81; 27], существует ряд проблем, препятствующих развитию торговых учреждений:

- отсутствие опыта проектирования современных торговых центров, как пространств многих арендаторов;

- дефицит нормативной документации, посвященной не только современным торговым центрам, но и всем торговым сооружениям в целом;

- устаревшие пожарные требования, предъявляемые к торговым центрам;

- отсутствие теоретических разработок, касающихся торговых центров. При этом следует учитывать актуальность для Санкт-Петербурга

торговых сооружений и ТЦ в частности, поскольку реальные возможности предоставления услуг до сих пор не соответствуют потребностям, что относится не только к торговле, но и к гостиничным, рекреационным услугам [33; 41].

Изученность проблемы. Общие и частные задачи исследования определили его теоретическую и практическую базу, которую составляют:

- работы, посвященные развитию многофункциональных и торговых комплексов и взаимодействию их с городской средой ;

- исследования, освещающие проблемы развития городской среды ;

- опыт, накопленный мировой практикой в области проектирования и последующей эксплуатации торговых центров; проектные, литературные и

2 работы Т.В.Афанасьевой, Ю.Г.Репина, И.Н.Канаевой, М.Г.Бархина, Н.В.Дубынина, А.И.Урбаха, Л.С.Березина и др.

3 работы А.Э.Гутнова, М.Г.Бархина, А.В.Махровской, И.ГЛежавы, Лисовского, Лобанова, М.А.Белоноговой, А.В.Кузьмина, Ю.И.Курбатова, С.Д.Митягина, Ю.Б.Хромова, С.В.Семенцова и др.

10

графические материалы по действующим и проектируемым торговым центрам за рубежом и в России; каталоги; путеводители;

-исследования, изучающие влияние транспортных сетей на структуру торговых центров4;

- материалы отечественных научно-исследовательских и проектных институтов, занимающихся проблемами проектирования торговых центров и градостроительными проблемами, связанными с размещением торговых центров5;

- исследования советского и постсоветского периода, посвященные торговым зданиям6;

- фундаментальные исследования в области проектирования торговых центров и их экономики7;

- интервью, взятые у французских специалистов;

- нормативная документация, регламентирующая проектирование и строительство торговых центров в России, Германии и Франции;

- работы, посвященные городской среде и общественным зданиям в ней8.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования заключается в определении основных параметров торгового центра, исходя из места его расположения в структуре города (на примере Санкт-Петербурга). Учитываются функциональная организация, объемно-пространственное решение, величина здания и т.п. Цель работы определяет следующий круг задач:

4 работы Athanasios J.Aravantinos, Victor Gruen

5 ГУП «Торгпроект», Российский Совет Торговых Центров, Международный Совет Торговых Центров, Центр Международной Торговли Москвы, Colliers International, Jones Lang LaSalle, Urban Land Inatitute.

6 Работы А.И.Урбаха, ИЛ.Бакеева, П.И.Лошакова, П.А.Казанцева, М.В.Губиной, Д.ВЛовкачева

7 Bernd Falk, ECE Projektanagement GMBH, RDS Retail&Development Services SA, Institut fur Gewerbezentren, V.Gruen, W.Kreft, и т.д.

11

¦ Анализ исторических этапов и закономерностей формирования торговых центров, выявление основных типов зданий, послуживших прототипами торговых центров или ставших их частями.

¦ Изучение мест расположения торговых центров в городской среде.

¦ Установление основных принципов размещения торговых центров в структуре города.

¦ Определение перечня основных параметров торговых центров, максимально полно его описывающих.

¦ Разработка принципиальных объемно-планировочных схем торговых центров с учетом проведенных исследований.

¦ Выявление основных градостроительных параметров мест расположения, влияющих на структуру объекта.

¦ Ранжирование городской среды по условиям расположения в ней торговых центров.

¦ Разработка принципиальных функциональных и объемно-планировочных схем торговых центров с учетом проведенных исследований.

¦ Разработка рекомендаций по составлению технических условий для проектирования торговых центров в различных градостроительных ситуациях.

Предмет, основные объекты и границы исследования.

Предметом исследования является влияние места расположения торгового центра в городской структуре на его основные параметры.

Объектами исследования являются торговые центры, как российские, так и зарубежные; градостроительная ситуация в местах их расположения; правовые и градостроительные нормы, а также регламенты застройки,

1 работы Виктора Грюна

12

касающиеся строительства и проектирования торговых центров в условиях крупнейшего города.

Границы исследования определяются градостроительными аспектами мест расположения ТЦ и влиянием их на объемно-пространственную структуру торговых центров.

Географические границы исследования — крупнейшие города ряда стран Европы и Америки, имеющие развитую сеть торговых центров.

Границы применения результатов исследования - Санкт-Петербург и ближайшие пригороды, а также другие крупнейшие города (с населением от 1 млн.) России с учетом их специфики.

Методика исследования. Ретроспективный анализ развития торговых центров; изучение отечественных и зарубежных проектов торговых центров; натурные обследования с фотофиксацией; картографические исследования для оценки мест расположения торговых центров в структуре города; пилотажный опрос для выявления отношения посетителей к торговому центру; структурный анализ для выявления взаимовлияния характеристик торговых центров и мест их расположения.

Научная новизна. На примере Санкт-Петербурга исследованы основные закономерности формирования торгового центра с точки зрения его функциональной организации, состава помещений и объемно-пространственных особенностей в зависимости от места расположения в структуре города; проведено зонирование территории Санкт-Петербурга в целях проектирования торговых центров; разработан ряд классификаций торговых центров — по типу помещений, по расположению в городе и степени открытости, по потенциальным группам посетителей; даны конкретные рекомендации по проектированию и модели торговых центров для конкретных зон; даны рекомендации по проектированию сетей торговых центров.

Практическое значение исследования заключается в возможности применения его результатов для составления архитектурно-планировочных

13

заданий на проектирование торговых центров; для составления бизнес-планов сооружения торговых центров и в качестве справочного материала для предварительной оценки их стоимости. Полученные в ходе исследования выводы ориентированы на решение конкретных задач и могут найти применение не только в Санкт-Петербурге, но и в условиях другого крупнейшего города.

Внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования доложены на научных конференциях СПбГАСУ (2001-2004 гг.), международной научно-практической конференции «Реконструкция Санкт-Петербурга 2003», на конференциях Лионского Национального Института прикладных наук (г.Лион, Франция 2003 г.), Университета г.Ганновера (Германия 2004 г.) и представлены в 4 статьях.

Основные результаты исследования использованы и внедрены в следующих проектных работах: торговый центр «Сенная» в г. Санкт-Петербурге (ГУП «Торгпроект» 2003 г.); торговый комплекс «Троицкий рынок» в г. Санкт-Петербурге (ГУП «Торгпроект» 2001 г.); общественно-торговый комплекс на площади 400-летия Тюмени (ГУП «Торгпроект» 2001 г.); общественно-развлекательный комплекс с функцией аквапарка «Планета Нептун» на пересечении ул. Марата и ЗЙенигородской ул., в г. Санкт-Петербург (ГУП «Торгпроект» 2001 г.);

Значительная часть материала использована в научном исследовании «Интерьеры торговых центров» (ООО «Фортуна» 2002 г.), при подготовке курса лекций для студентов-архитекторов V курса «Архитектура торговых зданий» (2004-2005 уч.г.). Отдельные положения исследования реализованы в двух дипломных проектах АИ СПбГАСУ (2001 и 2005 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

- определение торгового центра как нового для современной России типа торгового здания;

основы классификации торговых центров относительно приспособленных и вновь возводимых зданий;

14

- перечень основных объемно-пространственных и функциональных параметров торговых центров;

- состав и функциональная взаимосвязь помещений разных типов торговых центров;

- ориентировочные значения параметров торговых центров для различных зон Санкт-Петербурга;

- основы классификации торговых центров с точки зрения степени открытости их коммуникационных пространств и с позиций обслуживания различных групп покупателей;

ранжирование территории города в целях размещения сети торговых центров;

- рекомендации по проектированию торговых центров с учетом их размещения в структуре города

Список работ, опубликованных по теме диссертации;

1) «Перспективы развития супермаркетов в Санкт-Петербурге».// Доклады 58-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. ч.2., СПбГАСУ, - СПб.,- 2001.- с. 33-35.

2) «Торговые центры в Германии» ».// Доклады 59-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. ч.2., СПбГАСУ, -СПб.,-2002.-с. 18-20.

3) «Реконструкция зданий старого фонда для использования их в торговых целях».// Международная научно-практическая конференция «Реконструкция Санкт-Петербург - 2003» ч.1., СПбГАСУ, - СПб.,- 2003.- с. 21 -23.

4) «Европейская и американская классификации торговых центров» ».// Доклады 60-й конференции профессоров,

15

преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. ч.2., СПбГАСУ, - СПб.,- 2003.- с. 102-106.

5) «Основные подходы к определению параметров торговых центров в зависимости от места их расположения (на примере Санкт-Петербурга)».// Доклады 56-й научной-технической конференции молодых ученых. ч.З., СПбГАСУ, - СПб.,- 2004.- с. 23-25.

6) «Изменение принципов размещения торговых зданий в структуре застройки в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации». - Сборник Лионского Национального Института прикладных наук, Лозанна, Швейцария, 2005. (в печати).

7) «Торговые центры в Западной Европе». — Сер. «Архитектура. Градостроительство и жилищно-гражданское строительство». Экспресс информация 2005. — М.: ВНИИНТПИ, 2005. (в печати).

16

Глава 1 - «АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ СОВРЕМЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ

И ХАРАКТЕРИСТИК»

1.1 Развитие торговых центров. Этапы формирования торговых

сооружений до начала XX века.

До конца XIX века происходила постепенная подготовка того фундамента, на котором в XX веке сформировался современный торговый центр. Возникавшие торговые здания усложнялись, приобретали новые функции, увеличивали свои размеры. При этом их эволюция не была плавной - периодически накопление количественных изменений приводило к качественному скачку — появлению новых типов торговых сооружений.

Наибольшее влияние на торговые сооружения с момента их возникновения и до конца XIX века оказали: изобретение монет (687 г д.н.э.); разработка в 1688 году технологии литого стекла и, как следствие, появление в конце XVIII века стеклянной кровли; изобретение лифта и эскалатора [96]. Следует также принять во внимание развитие экономических и организационно-управленческих разработок (банковский кредит, реклама и т.п.) [96].

1.1.1 Древний и средневековый периоды (до XVII века)

Любое общество для реализации товарно-денежных отношений нуждалось в торговых сооружениях. Торговые здания появились намного раньше любых других коммерческих сооружений. Постепенно разрозненные торговые точки стали концентрироваться на определенных пространствах. Такие пространства в ряде случаев являлись также и общественными центрами населенных пунктов. Рыночные площади в древнем Вавилоне, восточные базары были именно такими многофункциональными «организмами» [92]. С накоплением опыта по

17

строительству крытых сооружений стали возникать здания, по функциональной организации похожие на современные торговые центры.

Известия о прототипах торговых сооружений появляются в различные периоды истории. Одни из ранних упоминаний об образованиях подобного типа относятся к периоду 7000 лет до нашей эры: сооружение в нынешнем турецком городе Каталхук ((^atalhoyuk) предназначалось для торговли предметами быта [96]. В 1500 году до н.э. в древнем Египте был известен рынок в городе Фивы (Thebes). В числе других объектов - можно указать греческую агору [71; 96; 105], которая соединяла в себе публичный форум и торговое пространство. В седьмом веке до нашей эры изобретение лидийцами монет совпадает по времени с развитием системы розничных магазинов. Насколько известно, в 300-400 гг. до н.э., в Китае работали целые сети таких магазинов [96].

В 110 году н.э. в Риме было построено всемирно известное здание, напоминавшее своей планировкой торговый молл - рынок Траяна [96]. Здание имело структуру пассажа с центральным арочным проходом и нишами по бокам, в которых розничные торговцы выставляли на продажу и хранили свой товар. В центре римского города Помпеи фасады главных улиц почти целиком состояли их торговых сооружений [37].

Больше торговых зданий дошло до нас из эпохи средневековья. В тот период торговые пространства все чаще приобретают дополнительные функции и становятся общественными центрами. В 1100-1300 годах нашей эры увеличение объемов торговли между странами вызывает существенный рост количества и размеров торговых сооружений. Тогда же появляется множество узкоспециализированных торговых зданий. В 1435-1444 гг. Леон Баггиста Альберти пишет свой знаменитый труд «Delia Famiglia», из которого позже была получена капиталистическая максима -«время-деньги». В данный период возникает такое выдающееся для своего времени сооружение, как Королевская биржа (Royal Exchange) в Лондоне (1566-1568 гг.) [96].
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24206.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.