У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Концепция архитектуры современного Центра искусств
Количество страниц 171
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24209.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3 Глава 1. СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ

АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ 9

1.1. Социально-культурная обусловленность возникновения Центров искусств 9

1.2. Теоретические предпосылки формирования Центров искусств

и синтетические объединения первой половины XX века 28

1.3. Развитие синтезирующего подхода к становлению архитектуры Центров искусств в XX веке 51 Выводы по Главе 1 74 Глава 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ. 76

2.1. Концепции развития функциональной структуры Центра искусств 76

2.2. Конструктивно-технологические аспекты проектирования

Центра искусств 87

2.3. Концепции архитектурной формы Центра искусств 92

2.4. Градостроительные концепции архитектурной среды Центра искусств 111 Выводы по Главе 2 135 Глава 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИНТЕТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИСКУССТВ 138

3.1. Концептуальный аспект формирования Центра искусств 138

3.2. Пространственная универсальность как функциональная

основа архитектуры Центра искусств 145

3.3. Динамическая коммуникативность как общая закономерность архитектуры Центра искусств 148

3.4. Образная символичность в архитектуре Центра искусств 155

3.5. Средовой подход к построению синтетической концепции

Центра искусств 159

Выводы по Главе 3 164

Заключение 167

Библиография 171 Приложения

Введение



Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества очевидна потребность в архитектурном пространстве для активизации художественного и духовно-образного мироосвоения в сфере Искусства, для формирования полноценной творческой личности и эстетически выразительной среды. Особое место занимают вопросы доступности искусства широкому потребителю, превращения культурного досуга в норму жизни, а человека - в творца.

Актуальным является дальнейшее развитие искусства на основе творческой коммуникации разных видов и жанров художественной культуры. «Повседневная жизнь» искусства в современном мире требует новых экспериментов, развития концептуального искусства, привлечения медиа-технологий, расширения возможности поиска новых путей, стилей и направлений в искусстве, что формирует новые синтетические виды творчества.

В настоящее время во всем мире Центры искусств - одни из основных типов многофункциональных сооружений. Расширение функций культурно-просветительских учреждений в России ведет к изменению их традиционных типов. При этом Рабочие клубы и Дворцы культуры 1920-х - 1930-х можно считать наиболее близкими прообразами современных Центров искусств. Таким образом, актуально возродить и развивать синтезирующие концепции советского авангарда как базы для формирования Центров искусств в нашей стране, обеспечив встроенность в общемировой архитектурный процесс. Разработке историко-теоретической, методологической и критической основы для этого посвящено данное диссертационное исследование.

Сегодня, когда культурная жизнь очень многообразна и находится в неустойчивом состоянии поиска, особенно актуально существование всего многообразия центров искусств, в том числе и комплексных. Наиболее востребованным представляется Центр искусств, создаваемый на основе синтетической концепции архитектурной среды, в которой на контекстуально-

4

средовом и объектном уровнях синтезированы существующие и зарождающиеся виды творчества, разнохарактерные архитектурные пространства, символические элементы формообразования, природные и технологические факторы.

Цель исследования состоит в разработке синтетической модели архитектуры современного Центра искусств на основе идеи синтеза искусств.

Для этого необходимо решить следующие основные задачи:

- проанализировать формирование идеи синтеза искусств в аспекте эволюции системы искусства;

- выявить теоретические предпосылки и закономерности формирования архитектуры Центров искусств на основе развития идеи синтетичности;

- проанализировать и систематизировать ключевые концепции архитектуры Центров искусств;

- выявить базовые закономерности построения синтетической модели Центра искусств.

Предмет исследования - концептуальные закономерности формирования архитектуры современного Центра искусств.

Объект исследования - Центры искусств как высшее проявление архитектурного творчества.

Границы исследования:

- исторические границы исследования: XX - начало XXI веков, с включением в исторической главе анализа центров творчества различных цивилизационных эпох;

- географические границы исследования - территория Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Азии, Африки;

- типологические границы исследования вмещают изучение культурно-зрелищных комплексов и Центров искусств различного типа.

Методология исследования включает:

- метод историко-культурного анализа и синтеза;

- структурно-аналитичекий метод, восходящий к системному подходу;

5

- экспериментальный метод, опирающийся на специфику архитектурной деятельности;

- метод теоретического моделирования в аспекте средового подхода. Теоретическая база исследования включает следующие группы научно-исследовательских работ:

- по теории архитектуры - труды Г.Г. Азгальдова, А.В. Бокова, А.К. Бурова, 3. Гидиона, В.Л. Глазычева, А.Э. Гутнова, Э.В. Даниловой, И.А. Добрицыной, А.В. Ефимова, А.В. Иконникова, Т. Ито Т., Р. Коолхаса, И.Г. Лежавы, Ле Корбюзье, А.В. Рябушина, Н.А. Сапрыкиной, В.Л. Хаита, СО. Хан-Магомедова, А.Н. Шукуровой;

- по истории архитектуры - труды Ю.Н. Бубнова, Е.И. Кириченко, О.В. Орельской, Н.Ф. Филатова, СМ. Шумилкина;

- по градостроительству - труды Е.А. Ахмедовой, В.Н. Белоусова, А.В. Бунина, В.А. Нефедова, И.М. Смоляра;

- по типологии многофункциональных, зрелищных и культурно- просветительских общественных зданий - Б.Г. Бархина, А.Л. Гельфонд, Г.Ф. Горшковой, В.И. Ревякина;

- по искусствоведению: И.А. Азизян, Й. Иттена, В.В. Кандинского, К.С Малевича, В.Э. Хазановой;

- по философии и культурологии - труды Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Р.Л. Грегори, А.В. Дахина, Л.А. Зеленова, А.Я. Зися, А.Ф. Лосева, СВ. Норенкова, П.А. Флоренского, К. Фремптона, Ф.В.Й Шеллинга.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем впервые предложена синтетическая модель Центра искусств как концепция архитектурной среды, которая базируется на синтезе объективных и субъективных начал: духа места, духа времени и индивидуальной авторской трактовки.

Положения, выносимые на защиту:

- закономерной основой синтеза искусств является архитектура в своей наиболее совершенной форме - синтетический комплекс Центра искусств;

6

- концепция архитектуры современного Центра искусств выстраивается на основополагающем принципе синтетичности, который закономерно развивается на основе идеи синтеза искусств: функциональный синтез, конструктивно-технологический синтез, символический синтез, концептуальный синтез, средовой синтез;

- базовыми закономерностями формирования синтетической модели архитектуры Центра искусств являются: пространственная универсальность как функциональная основа; коммуникативность как общая средовая и деятельностная взаимообусловленность; символичность как особенность архитектурного образа;

- теоретическая модель архитектуры современного Центра искусств трактуется в аспекте синтетичности архитектурной среды.

Практическое значение диссертации заключается:

- в возможности перехода на основе предложенной модели с теоретического уровня синтеза архитектуры и искусства к практическому уровню реального проектирования Центров искусств;

- в возможности использования результатов исследования для составления программ-заданий на проектирования Центров искусств различного типа.

Апробация и внедрение результатов исследования

Работа над данной тематикой была начата автором при разработке дипломного проекта на тему «Центр искусств на пл. Маслякова в Нижнем Новгороде». Проект отмечен на Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов выпускников архитектурно-художественных школ (г. Минск, 2002 г.) Дипломом 1 степени МООСАО и грамотой МАСА.

Внедрение результатов исследования в архитектурно-проектную практику проводилось автором диссертации в качестве основного автора и в составе творческого коллектива НПП «Архитектоника». Результаты научных исследований и методик автора были внедрены:

- в проект общественного здания с офисно-зрелищной функцией (1 проект);

7

- в конкурсный проект многофункционального здания общественного назначения (1 проект);

- в проект реконструкции здания под сооружение для искусства (1 проект).

Внедрение в учебный процесс проходило на кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ по следующим направлениям:

- чтение курса лекций «Основы концептуального проектирования» для студентов специальности «Архитектура»;

- руководство дипломным проектированием по теме «Центр искусств», 3 проекта, выполненные под руководством автора отмечены Дипломами 1 степени МООСАО (Пенза, 2003 г., Волгоград, 2004 г.), один проект экспонировался на Международной выставке дипломных проектов, проходившей в рамках международной конференции «Болонская декларация и архитектурное образование» (Веймар, 2004 г.);

- руководство ВКР бакалавра на тему «Музей в историческом центре города»;

- составление программ-заданий для разработки проектов зданий Центров искусств различного типа;

- опубликование методических указаний на тему «Музей», «Проектирование зданий библиотек и музеев с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения»;

- ежегодное участие в научно-практических конференциях ННГАСУ, Международных Нижегородских ярмарках идей, Международных конференциях «Великие реки» с выступлениями по теме исследования.

Основные концептуальные результаты исследования внедрены при участии автора в проектном семинаре Арх-десант «Нижний - 2005», проводимом Центром современной архитектуры (Н.Новгород, май 2005 г.).

По всем объектам и проектам имеются акты внедрения (прил. 1-9).

На тему исследования опубликовано 14 статей: результаты исследования опубликованы в сборниках аспирантов ННГАСУ (2003, 2004, 2005 г.), в сборниках РААСН (Самара, 2003, 2005 гг.), в материалах Международной

8

Нижегородской ярмарки идей (2003 г.), в тезисах научно-технической конференции «Архитектура и строительство - 2003», в материалах Международных конференций «Великие реки» (2004, 2005 гг.), в журнале «Нижегородский проект».

Результаты диссертации были доложены на кафедре архитектурного проектирования ННГАСУ.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из двух томов: первый том включает в себя текстовую часть (170 страниц), состоящую из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (150 литературных источников) и приложений; второй том иллюстративный - 40 графоаналитических таблиц.

9

Глава 1. СИНТЕЗ ИСКУССТВ КАК ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ АРХИТЕКТУРЫ ЦЕНТРОВ ИСКУССТВ 1.1. Социально-культурная обусловленность возникновения Центров искусств

Социально-культурная обусловленность возникновения Центров искусств связана с социальной ролью искусства в мировом процессе духовного и материального преобразования действительности. Искусство является экспериментальной деятельностью, синтезирующей различные направления эволюции творческого потенциала социума в поиске и создании концепций мироустройства, определении форм и способов воплощения идей, а также в непосредственном формировании предметно-материальной среды человеческой культуры. Искусство проникает во все разнородные процессы в практике и теории, влияет на характер их результатов, выявляет естественные закономерности в преобразовании природы и создает искусственные формы организации культурной среды.

Формирование пространства для искусства в аспекте эволюции В разные цивилизационные эпохи различные объекты выступали как центры творчества: древнегреческие акрополи и агоры, римские форумы и амфитеатры, культовые сооружения древности. С древних времен существовали как специализированные сооружения для творчества, так и примеры приспособления или временного использования пространств: городских улиц и площадей для ритуальных и праздничных шествий, карнавалов, цирковых представлений. Развивались творческие мастерские и объединения, включающие совместное творчество и обучение мастерству. В разные периоды сменялись типы творческих союзов: ботеги; «братства» художников, музыкантов, артистов; собрания деятелей искусств при дворах высокопоставленных особ.

Центр искусств (далее ЦИ) - комплекс пространств для разнородных видов искусства, созданный на основе синтетичности, универсальности и коммуникативности. Современные ЦИ формируются двумя путями: по

10

принципу развития от существующего специализированного здания, предназначенного для монофункуции, к многофункциональному, синтетическому комплексу; и путем нового строительства на основе выбора функциональной программы. В процессе складывания архитектуры современного ЦИ в его структуру включались сложившиеся типы культурно-просветительских и зрелищных зданий: кинотеатры, концертные залы, клубы, театры, цирки, музеи, выставки; информационные комплексы (библиотеки и медиатеки); а также образовательные учреждения (школы искусств) и творческие мастерские (ателье, студии).

В XX веке ядром формирования пространства ЦИ стал музейно-выставочный комплекс, объединивший исторически сложившиеся типы зданий: художественный музей, галерею, салон.

Музей (лат. museum, от греч. museion - храм муз) - научно-исследовательское и просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства..., систематизированных определенным образом [6, С. 366-367]. Зарождение музеев восходит к древности (афинская пинакотека на Акрополе, Александрийская библиотека); произведения искусства показывались в термах Древнего Рима; хранились в ризницах церквей и монастырей средневековой Европы. История ныне существующих старейших художественных музеев восходит к концу 15-16 в. (музеи Ватикана, Уффици, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея, Оружейная палата в Московском кремле); в

18 веке заложена основа коллекций Кунсткамеры и Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Формирование основных музеев Европы и США относится к концу

19 в., что сопровождалось осознанием их общественно-воспитательной роли и открытием доступа к коллекциям монархов: Лувр был превращен в художественный музей в 1791 году, Прадо - в 1819, Эрмитаж - в 1891 г. Многие художественные музеи с самого начала своего формирования трактовались как общедоступные - Британский музей (основан в 1753 г.) и Национальная галерея (1824 г.) в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке

11

(1872 г.), Третьяковская галерея (передана Москве в 1892 г.), Русский музей в Санкт-Петербурге (открыт в 1898 г.), музей изящных искусств в Москве (1912г.).

Галерея (ит. galleria) - специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства; государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства [6, С. 115-116].

Неслучайной представляется многозначность слов, обозначающих пространство для искусства. Так, «салон» (фр. salon; ит. salone, от sala зал) -первоначально, в 15-17 вв., большое парадное помещение в итальянском дворце (позднее также в особняках и дворцах других стран), предназначенное для приемов, собраний, концертов; литературно-художественный кружок, собирающийся в частном доме; зал, помещение для экспонирования и продажи произведений искусства; периодическая публичная выставка произведений современного искусства [6, С. 533].

Театр (от греч. theatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства или пространство для зрелищ. Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившиеся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский театр, различные формы народного театра служат истоками современных форм спектакля. Складывание системы театральных жанров привело к формированию драматических, оперно-балетных, детских, кукольных театров. Концертные залы не имеют давних традиций: концерты давались в дворцовых залах, в специальных залах ратуш и клубов; церковная музыка исполнялась в церквях и соборах. Основной композиционно-типологический признак театрально-концертного здания - наличие сценографического узла: сцены (ядро сценического комплекса) и зрительного зала (ядро зрительского комплекса). Здания кинотеатров, клубов, цирков, киноконцертные залы, имея специфические черты, развиваются на базе этого принципа [1, С. 218-219].

Школа (лат. schola, от греч. schole") - длительное художественное единство, преемственность традиций, принципов и методов. В греческом языке

12

и латыни термин «школа» обозначал как учебное заведение, так и философское направление последователей одной школы. Понятие школы традиционно ложится в основу систематизации искусства, обозначая концептуальные, стилистические, хронологические, географические, национальные границы творческих направлений [6, С. 691].

Школа искусств организует комплекс пространств для образовательной деятельности в сфере искусства: изучения истории и теории искусств; освоения творческих методов и приемов мастерства; а также смежных дисциплин для формирования полноценной творческой личности. Школы искусств существуют на всех ступенях образования и несут закономерное синтетическое начало.

Библиотека (греч. bibliotheke, от biblion - книга и theke" - хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Современный характер хранения и передачи информации несет синтезирующий потенциал, активно используемый для трансформации традиционных подходов и формирования информационных комплексов нового типа - медиатек.

Творческая мастерская (англ. studio, фр. atelier, нем. werkstatt) понимается в двух значениях. Во-первых, это помещение (ателье), предназначенное для работы живописца, скульптора или графика, с необходимым оборудованием (мольберт, скульптурный, печатный станок), стеллажами для хранения работ, специальным (желательно верхним) освещением. Во-вторых, это класс, состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, так или иначе развивающих в своем искусстве его творческие методы [6, С. 325-326]. В исследовании (применительно к ЦИ) приоритетно понимание мастерской (студии) как специализированного пространства для конкретного вида творчества (индивидуального или коллективного), а также процессов обучения

13

в сфере искусства. Эти позиции нашли отражение в современной типологии архитектурных объектов для творчества: художественные, скульптурные, музыкальные, хореографические, театральные, дизайнерские, архитектурные, студии и мастерские.

Возникновение и развитие системы искусства в процессе эволюции

Наиболее важным в становлении культурной среды в древности являлось формирование мифопоэтической картины мира, которая служила принципиальной схемой синтеза различных видов деятельности. Для воплощения в предметно-материальную реальность новых идеалыюстей, порождаемых «свободным искусством», возникло исполнительское искусство. Происходило формирование и обособление «священного» пространства, отражающего мифопоэтическое миропонимание.

В мифопоэтической модели искусство обрело исходную структуру, которая определяла основные направления ее развития. Первоначально считалось, что существуют только три «мыслящие» музы: Аойда («песня»), Мнема («память»), Милета («опытность»). «Мыслящие» музы, спутницы Аполлона, и «безумствующие музы», спутницы Диониса, образовали два конкурирующих начала: аполлоническое - раскрывает искусство разума; дионисийское - характеризует искусство чувств [24, С. 125]. Можно предположить, что в основу внутреннего характера структуры искусства легло интеллектуальное свойство аполлонического начала, а стихийные эмоции дионисийского свойства определили его внешнюю сторону.

Наряду с внутренними и внешними, «интеллектуальными» и «эмоциональными» свойствами, в античном искусстве определились три фундаментальных понятия, которые обозначали основные направления творческой деятельности: «poiesis», «mimesis» и «techne». «Poiesis» - это творческий акт рождения смысла и образа, сопоставимого с обликом целостного произведения. «Mimesis» характеризует искусство как подражание природе при воспроизведении человеком искусственных вещей в реальности. «Techne» выявляет специфические знания, мастерство, ловкость человека-

14

творца. Результатом триединой формы взаимодействия становится синтез разнородных свойств в целостном произведении - «aistetikos» - гармоничное соединение чувственного, сверхчувственного и интеллектуального опыта [85, С. 442-443].

Структура искусства предполагала синтетическое содружество видов творчества в системе «свободных искусств» (или наук) [12, С. 79-81], не стремившихся к практической выгоде, и разделение на виды исполнительского искусства для практического применения. Архитектура как искусство организации материального мира заняла особое место в структуре видов деятельности, сохранив в своей основе триединство «poiesis» - «mimesis» -«techne». Изначальная синтетичность архитектурного произведения позволяет использовать исторический опыт человеческой культуры в искусстве, науке и производстве для достижения «пользы, прочности и красоты». Вполне возможно провести аналогии триад архитектуры и искусства в целом.

Таблица 1

Функция Польза «poiesis»

Конструкция Прочность «techne»

Форма Красота «mimesis»

Система «искусство» в аспекте свободного творчества охватывает науку, религию, философию, политику, различные виды производств и повседневную жизнь. Во всех ситуациях она удовлетворяет универсальной потребности человека - свободному развитию творческого потенциала. Многие мыслители и деятели культуры - Э. Кант, Шиллер, Й. Хейзинга, Выгодский и другие -связывали искусство с игрой, воплощающей свободную деятельность, мнимую ситуацию, воображаемые условия и вымышленные правила игры, которые устанавливаются автором и могут быть изменены для обеспечения творческой свободы.

В аспекте воспитания и образования искусство представляет собой эстетическо-этическое единство и ставит своей целью формирование идеала, образца общественной и личной жизни [127, С. 122-125]. Подчинение

15

творчества нравственным целям и задачам приводит к утверждению принципа «нравственного впечатления» как основного ориентира в свободной деятельности.

Можно выделить особую роль искусства в развитии межкультурных связей, коммуникаций, обмена информацией и технологиями, поддерживающих творчество и трансляцию его продуктов в обществе. Искусство, преобразуясь в систему массовой коммуникации, связывает индивидов и общности в единое целое, соединяет различные поколения людей и служит способом и средством для передачи культурных приобретений из рода в род, из прошедших эпох в будущее, из мест локальных проявлений искусства на все культурное пространство.

Необходимо отметить значение искусства и архитектуры как реального творения, объемлющего всю материально-пространственную среду жизнедеятельности отдельного человека и общества [117, С. 269]. Особая роль в процессе культурного и художественного взаимодействия принадлежит творческой деятельности, органично соединяющей в себе различные стороны бытия человека и «прежде всего представляющей важнейшую и интегрирующую часть материальной и духовной культуры» [117, С. 146]. Основные подходы к системам классификаций видов искусства.

Виды синтеза искусств

Морфология искусства является динамичной системой. Ее основы можно обнаружить в трудах Леонардо да Винчи и Альберта, Гегеля и Шопенгауэра. Проблемой видов искусств за рубежом занимались Лазарус, Кюльпе, Пипер, Огден, Фолькельт, Манро, Кроче, Дьюи, С. Рейнак, Цейзинг, М. Дессуар, Э. Сурио, Земпер, У. Моррис и др. В отечественной эстетике - Белинский, Чернышевский, Ф. Шмит, В. Кожинов, Ю. Колпинский, А. Буров, Н.Дмитриева, С. Раппопорт, М. Каган, А. Зись, Л. Зеленов, С. Норенков и др.

Проблема морфологии искусства была введена в эстетику Гегелем в начале XIX в. Ученый предложил термин «система», назвав третью часть своих лекций по эстетике «Система отдельных искусств». Структурной основой

16

эстетической концепции Гегеля стало историко-теоретическое исследование взаимоотношений между пятью главными искусствами: архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой и поэзией. Эту систему можно назвать «линейной», где искусства расположены по принципу последовательного «очищения» от влияния факторов предметно-материальной действительности. Вместе с этим ученый осуществил анализ закономерности распадения наиболее «легкого» поэтического искусства на роды — эпический, лирический и драматический.

«Линейные» системы на основе психологического метода Фехнера были предложены представителями психологической эстетики: Лазарусом, Кюльпе, Пипером, Огденом и др. Искусства в зависимости от способов чувственного восприятия произведения подразделялись на «оптические», «акустические» и «оптически-акустические» (иногда вводились кулинарные и парфюмерные искусства) [57, С. 352-353].

Вопросы утилитарного значения искусства были подняты в работе «Практическая эстетика» Г. Земпера. Его «линейная» модель выявляла диалектику «тектонического» и «технического» в искусстве.

Тема «прикладного» и «чистого» искусства получила развитие в работе В. Ванслова «Всестороннее развитие личности и виды искусства» (1963 г.). Его система образует «линейный» видовой ряд: прикладные искусства, изобразительные искусства, литература, музыка, зрелищные искусства. В основе классификации заложено движение от форм художественного творчества, непосредственно связанных с трудом, к формам, которые родственны игре. Согласно системе, «трудовые» искусства включают в себя архитектуру и декоративно-прикладное искусство; изобразительные охватывают скульптуру, живопись, графику и художественную фотографию; а зрелищные, или «игровые», искусства - хореографию, театр, кино, телевидение, эстраду и цирк [57, С. 356].

Появление и развитие «плоскостных» систем видов искусства в середине XIX века связано с трудами немецкого ученого Цейзинга. В работе

17

«Эстетические исследования» говорилось, что ключ к системе искусств нужно искать в структуре самого искусства и что взаимоотношения его видов регулируются не одним каким-либо, а двумя скрещивающимися факторами: особенностями материальной природы данного искусства и особенностями его духовного содержания. Такая методология встретила признание у многих эстетиков (М. Дессуара, Э. Сурио), которые стали разрабатывать новые варианты «эстетической таблицы» [57, С. 353].

Таким образом, в истории эстетической мысли виды искусства сравнивались по многим признакам: по особенностям используемых материалов (слово, звук, камень, телодвижение и т. п.); по способу восприятия художественных произведений (зрительному, слуховому и т. д.); по способу их создания (индивидуальному и коллективному, «первичному» и «вторичному», т. е. исполнительскому); по способу отражения действительности (изобразительному и неизобразительному), по формам бытия художественного образа (статическому и динамическому или пространственному и временному) и т. п.

Исторически сложившаяся, классическая систематизация творчества основана на выявлении вида, рода, жанра, направления и стиля, а также на определении художественной концепции произведения искусства. При изучении искусства как системы видов выделяются две базовые проблемы: исследование тех закономерностей, которые объясняют распадение первоначальных синкретических форм художественного творчества на множество самостоятельно существующих простых искусств, и исследование закономерностей, управляющих процессом «художественной гибридизации», т. е. объединением простых искусств в искусства сложные, синтетические, многоэлементные (табл. 3).

Морфологический анализ системы искусств основан на исследовании бытия художественной формы, выраженной в структуре произведений. Внешняя форма искусства имеет двухмерное строение: с одной стороны, она является материальной конструкцией, воплощающей художественное содержание; с
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24209.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.