У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Теоретические основы и методика подготовки проектировщиков в условиях гуманизации предметно-пространственной среды
Количество страниц 190
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24213.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И

ЗАРУБЕЖНЫХ АРХИТЕКТУРНО - ДИЗАЙНЕРСКИХ ШКОЛ...11

1.1.Специфика теоретического знания и ключевых понятий, соответствующих современной ситуации в архитектурно-дизайнерском образовании...11

1.2. Эволюция профессиональной идеологии в дизайне...29

1.3. Современные концепции обучения проектировщиков...37

1.4. Методические подходы к обучению проектировщиков...50

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ...59

ГЛАВА 2. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ: ЦИКЛ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ)...63

2.1. Методика анализа экспериментальных работ...63

2.2. Анализ экспериментальных работ...71

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ...103

ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В

СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ...108

3.1. Принципы обучения проектировщиков...108

3.2. Технология проектирования образовательной ситуации...117

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ...128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...134

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...138

ИЛЛЮСТРАЦИИ...150

ПРИЛОЖЕНИЯ...190

Введение



3 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

После этапа формального самоопределения системы высшего образования должен последовать переход в новое качественное состояние, который представляется как проблема, требующая глубокого осмысления принципов образования и воплощения их в учебных программах, во взаимоотношениях преподавателей и учащихся, организации образовательного процесса и образовательного пространства. Проблема внутреннего роста и самоопределения отечественных вузов неразрывно связана с проблемой повышения статуса вузовского образования и приведения его в соответствие современной мировой культуре и уровню развития профессиональной культуры. Эти проблемы как центральные фиксируются в публикациях, исследованиях различного уровня, а также в постановлениях правительства на протяжении последних двух десятилетий, и их решение требует комплексного подхода, обновления как теории, так и методики образовательного процесса.

В контексте архитектурно-дизайнерского образования значение указанных проблем усиливается, так как современные исследования свидетельствуют о том, что в XXI веке будет меняться статус проектной культуры, разновидностями которой являются архитектура и дизайн. Так, английский исследователь Брюс Арчер [5], говорит о том, что навыки проектирования универсальны, являются востребованными в жизни любого цивилизованного человека, поэтому требуют освоения на уровне средней школы.

Прогнозы также показывают, что уже в ближайшем будущем образование будет акцентировать внимание на человеке, который на стыке разных специальностей и предметов создает новую реальность. Этой тенденции соответствует организация системы образования, направленная на формирование навыков проектного мышления.

Поэтому разработка проблемы обновления теории и методики обучения проектировщиков носит перспективный и актуальный характер не только в

4 контексте обучения традиционно проектным специальностям - архитектуре,

дизайну, разнообразным направлениям инженерной деятельности, - но и для всей системы высшего и среднего образования.

Тенденции, которые характеризуют современную мировую культуру, обозначаются как гуманистические. Они являются атрибутом формирующегося постиндустриального общества. Одним из основных проявлений этих тенденций является признание антропоцентричности любой профессии, которая, обладая подвижным, изменчивым содержанием, является стабильной характеристикой мировой культуры. В контексте современной культуры она предполагает акцент на конкретном человеке, его духовных особенностях и потребностях, создании условий для развития личности.

Гуманизация укореняется во всех сферах современной мировой культуры, в том числе и архитектурно-дизайнерской, но в России не становится массовой. Вместе с тем, в отечественной научной литературе еще в конце 80-х гг. были выделены и описаны основные варианты ее проявления на примере дизайнерского проектирования. Однако невозможно говорить об упорядочении отечественной архитектурно-дизайнерской культуры и укоренении в ней мировых современных профессиональных тенденций в условиях, когда не решены эти проблемы в образовательной плоскости. Именно образование, отвечающее за воспроизводство новых носителей профессии, определяет состояние всей профессиональной культуры, и поэтому именно оно в первую очередь нуждается в модернизации.

Обновление теории и методики обучения проектировщиков не означает отказа от существующих традиций. Современное архитектурно-дизайнерское образование должно отражать традиции и опыт, накопленный в течение всей его истории - отечественный опыт (в первую очередь деятельность ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа), а также колоссальный опыт деятельности известных зарубежных архитектурно-дизайнерских школ прошлого и настоящего. Кроме того, рассматривая проблему обновления теоретических основ и методики обучения проектировщиков, необходимо учитывать опыт

5 деятельности региональной архитектурно-дизайнерской школы, а также

особенности проектной культуры города Новосибирска.

Состояние исследуемой проблемы.

В отечественной науке проблемам архитектурно-дизайнерского образования посвящен ряд фундаментальных работ. Отдельную группу составляют работы по теории и методике преподавания архитектурно-дизайнерского проектирования следующих авторов: Б.Г. Бархина, А.В. Степанова, Н.Ф. Метленкова, В.Т. Шимко, А.П. Ермолаева и др.

Региональные аспекты вузовского образования рассмотрены в публикациях С.Н. Баландина, В.Н. Плышевского, А.Г. Устинова, А.В. Бойчук, В.Я. Даниленко, Н.П. Гарина и др.

Представляет интерес опыт экспериментальной работы по художественному проектированию Е.А. Розенблюма.

Особенности проектной деятельности рассмотрены в исследованиях В.Л. Глазычева, А.Г. Раппапорта.

Среди исследований, посвященных гуманитарно-художественным проблемам образа жизни и предметной среды, заслуживают внимания работы следующих авторов: О.И. Генисаретского, В.Ф. Сидоренко. Отдельные аспекты этой темы исследованы в работах К.А. Кондратьевой, И.С. Преснецовой, И.В. Рачеевой, И.И. Приваловой и др.

Исследовательский интерес представляют отдельные аспекты подготовки архитекторов (в частности, теоретические и практические особенности архитектурной пропедевтики, проблема формирования творческого проектного мышления и др.). В связи с этим следует указать работы Н.Ф. Метленкова, Д.Л. Мелодинского, Н.П. Чуваргиной, Т.В. Гудковой и др.

Среди исследователей зарубежных архитектурно-дизайнерских школ и проектной культуры представляет особый интерес работы В.Р. Аронова, А.П. Дижур, Г.Г. Курьеровой, В.И. Пузанова, М.А. Тимофеевой, А.Г. Устинова, А.И. Новикова, Ю.В. Шатина, А.В. Рябушина и др.

6

Отдельную группу образуют работы, посвященные универсальным аспектам вузовского образования, в которых обобщен многолетний опыт образовательной деятельности ведущих преподавателей НГУ и НГПУ - Н.А. Хохлова, В.П. Тыщенко.

Также в поле диссертационного исследования были включены монографии, авторы которых являются идеологами известных зарубежных архитектурных и дизайнерских школ прошлого: В. Гропиус, У. Моррис и др.

Проблема исследования.

С одной стороны, архитектурно-дизайнерское образование, как часть архитектурно-дизайнерской культуры, должно адекватно реагировать, а, по возможности, и предугадывать изменения, происходящие в ней. С другой стороны, в силу особенностей развития российского образования, в отечественных архитектурно-дизайнерских школах не закреплены традиции взаимодействия с проектной действительностью, а также самообновления в соответствии с существующими на данный момент времени мировыми профессиональными тенденциями. Поэтому архитектурно-дизайнерское образование в целом, теоретические основы и методика обучения проектировщиков (архитекторов и дизайнеров), в частности, не вполне адекватно отражают современное состояние архитектурно-дизайнерской культуры.

Объект исследования.

Процесс подготовки проектировщиков в высшей архитектурно-дизайнерской школе в условиях гуманизации предметно-пространственной среды.

7 Предмет исследования.

Теоретический и методический аспект процесса подготовки проектировщиков в высшей архитектурно-дизайнерской школе в условиях гуманизации предметно-пространственной среды.

Цель исследования.

Разработка системы принципов, позволяющих обновить теоретические основы и методику обучения проектировщиков, привести его в соответствие современному состоянию профессиональной культуры, закрепить в нем механизм самообновления.

Задачи исследования.

1. Выявить теоретическое знание и содержание ключевых понятий, отвечающих перспективам развития процесса обучения проектировщиков (архитекторов и дизайнеров), определить характер их влияния на концепции и методические приемы обучения проектировщиков на основании изучения опыта отечественных и зарубежных архитектурно-дизайнерских школ.

2. На основе анализа экспериментальной практики выявить разнообразные методические приемы обучения проектировщиков, адекватно отражающие современные теоретические основы, на примере учебного проектирования.

3. Разработать систему принципов, обеспечивающих осуществление образовательного эксперимента в рамках существующей традиции обучения проектировщиков, а также разработать технологию проектирования учебного процесса, воплощающую современные теоретические основы и методику обучения.

Рабочая гипотеза исследования.

Предположение о том, что включение в традиционную учебную идеологию принципа диалога и проблемная ориентация в построении

8 образования запускают процессы саморазвития, самореализации и

самообучения студента.

Научно-практическая значимость исследования

Разработанное исследование может послужить к качестве основы для лекционных курсов, направленных на переподготовку архитекторов и дизайнеров. Отдельные разделы работы могут использоваться для составления учебно-методических пособий на кафедрах высшей архитектурно-дизайнерской школы.

Положения, выносимые на защиту, содержащие научную новизну:

1. Обозначена схема теоретических основ обучения проектировщиков; зафиксированы понятия («проектирование» и «гуманизация»), иллюстрирующие эту схему; определены особенности содержания концепций обучения и методических подходов, используемых в образовательной практике, соответствующие современному содержанию теоретических основ.

2. Анализ экспериментальной практики позволяет утверждать, что требованию гуманизации и гуманитаризации учебного процесса как в методическом, так и теоретическом аспекте, максимально отвечают учебные работы, обозначенные термином «образовательные ситуации».

3. Описан механизм адаптации процесса обучения проектировщиков к современному состоянию профессии, а также технология, которая дает возможность преподавателю проектировать образовательные ситуации и адекватно воплощать их в реальном учебном процессе.

Объем и структура работы.

Диссертация включает: введение, три главы, заключение, библиография, иллюстрации, приложение и демонстрационный материал. Объем текста - 137 стр. Раздел «библиография» включает 133 наименования. Иллюстрации представлены рисунками и схемами на 36 стр. Приложение состоит из

9 текстового материала и 16 рисунков. Демонстрационный материал представлен

на 18 листах.

Метод диссертационного исследования.

Заключается в последовательном переходе от теоретического знания к экспериментальной образовательной практике и на этой основе - к описанию принципов организации процесса обучения проектировщиков.

В диссертационном исследовании используются традиционные методы научного познания: теоретические и эмпирические. На теоретическом уровне использовались методы абстрагирования, аналогии, обобщения, анализа и синтеза. На эмпирическом уровне - метод эксперимента, наблюдения, а также метод сравнительного анализа.

Методика исследования.

Включает в себя изучение и обработку литературных источников, обработку и систематизацию материалов учебного проектирования (в виде текстов, рисунков, эскизов, магнитофонных записей, демонстрационных материалов), беседы (интервью) с руководителями научных школ, работа в семинарах с их участием, знакомство с образовательными программами, видеоматериалами, посещение открытых занятий.

Границы исследования.

Территориальные границы - образовательный процесс в условиях сибирского региона в соотнесении с мировыми тенденциями, представленными деятельностью западноевропейских и отечественных высших архитектурно-дизайнерских школ.

Временные границы - рубеж XX-XXI вв.

10 Апробация работы и ее практическое применение.

Основные положения были опубликованы в печати и представлены на научных конференциях, озвучены в работе семинара «Диалогичное обучение», проводившегося в Новосибирском государственном университете (март, 2000 г.), на методических заседаниях кафедры ГиСЭД НГАХА.

Отдельные положения диссертационного исследования были положены в основу авторского курса «Введение в специальность» для школьников и лекционно-семинарского курса «Эстетика и архитектура» для студентов 2 и 4-го курса, которые были апробированы в учебном процессе НГАХА в период с 1998 г. по 2005 г.

11

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АРХИТЕКТУРНО - ДИЗАЙНЕРСКИХ ШКОЛ.

1.1. Специфика теоретического знания и ключевых понятий, соответствующих современной ситуации в архитектурно-дизайнерском образовании.

Понятие «теория» рассматривается нами как совокупность фундаментальных принципов, характеризующих профессию на данный момент времени. Понятие «теория» неразрывно связано с понятием «практика», которое обозначает совокупную разнообразную деятельность носителей профессии, в которой воплощаются все ее теоретические принципы.

В контексте образования методика - система действий по трансляции профессионального теоретического и практического знания от «учителей», носителей профессии, к «обучаемым» с учетом современного состояния профессиональной культуры.

В работе мы исходили из общепринятого представления о том, что архитектура отвечает за создание, осмысление и реконструкцию «каркаса», обеспечивающего предметно-пространственному окружению человека относительную стабильность. Упорядочивает, формирует, реконструирует и осмысляет пространства, образованные этим «каркасом», дизайнер. В силу изменений, постоянно происходящих в культуре, и, как следствие, изменений в традициях ее материального оформления, деятельность дизайнера рассматривается нами как процесс постоянного приведения предметно-пространственного окружения человека в состояние, адекватное этим изменениям, следовательно, как деятельность, представители которой обеспечивают его «подвижность». Следует отметить стремительное возрастание роли дизайна в современной мировой культуре в контексте происходящих постиндустриальных изменений, признание его междисциплинарности. Так, Н.Н. Мосорова отмечает следующее:

12 «Нарастающие феномены постиндустриализма во всех технологически

развитых странах глубоко изменяют сущность дизайна, качественно расширяя, раскрывая его возможности во всем - и в формировании единичных предметов, и в воздействии предметного мира на человека через дизайнерски организованную массовость, комплексность, системность. Дизайн становится дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования события, конструирования стилей жизни» [69,с.5]. Следствием этих изменений является появление разнообразных исследований, анализирующих дизайн как глобальное явление современной культуры: дизайн «в контексте широкого круга социальных проблем и противоречий» (Г. Маркузе, Т. Адорно, П. Фейерабенд, В. Папанек и др.) [69,с.19], «как результат развития техники и совершенствования социальных структур» (О. Тоффлер, К. Поппер, Дж.К.Джонс, l?. Александер и др.) [69,с.19 ].

Между тем, и архитектура и дизайн ориентированы на создание целостного, гармоничного, адекватного человеку предметно-пространственного окружения, то есть, имеют общую цель, а также используют общее средство достижение этой цели - проектирование.

Архитектура и дизайн рассматриваются в работе без крайностей «дизайноцентричного» (total design), и «архитектурноцентричного» подходов, рассмотренных Г.С.Лебедевой [61]. «Идея «всеобъемлющего проектирования» «total design» была впервые сформулирована американским инженером и архитектором Р.Б. Фуллером в 1927 г.» [61,с.З-4]. Архитектуроцентричный подход сложился «в классической теории архитектуры (в трактатах Витрувия и Альберти)» [61,с.5]. Архитектура и дизайн - родственные профессиональные, сферы, которые помимо общих качеств, имеют также ряд отличий (рис.1). Родство данных профессий объясняет факты того, что архитектурное и дизайнерское образование в таких известных школах, как: Баухауз, Ульмская школа формообразования и многих др. - осуществлялось в пределах одного учебного заведения, а также возможность формирования и развития

13 дизайнерского образования в современной отечественной культуре на базе

архитектурного (НГАХА, УралГАХА и др.). В рамках диссертационного исследования мы фиксируем внимание на качествах, общих для архитектуры и дизайна, поэтому опираемся на такие понятия, как: «архитектурно-дизайнерская культура», «архитектурно-дизайнерское образование», «архитектурно-дизайнерское проектирование».

Теоретические основы архитектурно-дизайнерской культуры мы представляем в виде схемы, в основу которой положено представление о профессии В.Ф. Колейчука и А.Н. Лаврентьева, исходивших из идеи о том, что «профессия дизайнера, как и любая другая, изменяется, следуя динамике социально-культурных процессов и запросам практики... Вместе с тем в любой профессии неизменным сохраняется ее ядро» [52,с.165]. Таким образом, теоретические основы архитектурно-дизайнерской культуры мы представляем в виде схемы, имеющей двухслойную конструкцию, в центре которой находится относительно стабильное архетипическое ядро, снаружи -повергаемая постоянным изменениям оболочка (рис.2).

Содержание стабильного ядра как архитектурной, так и дизайнерской культуры характеризует множество понятий, так, В.Ф. Колейчук и А.Н. Лаврентьев, называют такие понятия, как: гармония, композиция, архитектоника, отдав предпочтение «формообразованию» [52,с.165], -акцентируя внимание на результате деятельности. Мы остановили свой выбор, который не создает противоречия с вышеназванной схемой, на понятии «проектирование», которое наиболее полно передает смысл как архитектурной, так и дизайнерской деятельности, находящийся вне времени и пространства, сосредоточив внимание на принципиальных особенностях процесса архитектурной и дизайнерской деятельности.

Стабильное архетипическое ядро мы рассматриваем на примере понятия «проектирование предметно-пространственного окружения человека», подвижный слой в нашей схеме иллюстрирует понятие «гуманизация».

14 Проектирование - деятельность по преобразованию субъектом

существующего объекта в соответствии с представлением о том, «как должно быть», «о должном». Это творческая деятельность, протекающая в идеальной и реальной сфере и имеющая прагматичный, конкретно - материальный результат .Процесс проектирования можно условно разделить на два этапа - рождение замысла и его воплощение. Первый этап представлен мыслительным процессом, который называют проектным. Проектное мышление предполагает изначальную ориентацию на воплощение обдумываемой идеи, творческого замысла по трансформации существующего фрагмента действительности, и на разработку системы действий, позволяющих их осуществить. Творчество[16;17] - создание нового на основе репродуктивной базы. Второй этап - воплощение замысла, на котором большое значение приобретает репродуктивная основа, те умения, которыми должен обладать проектировщик.

Результаты проектирования могут быть разными по значимости. Так, они могут носить локальный характер, касаясь лишь ограниченного круга людей, тех, кто является носителем определенного вида деятельности (например, проектирование сложных физических процессов в науке). Результаты проектирования приобретают глобальный характер в том случае, когда их значимость выходит за рамки конкретной профессиональной сферы, когда они становятся общезначимыми. Глобальный характер носят результаты проектирования в архитектуре и дизайне, так как потребителем предметно -пространственной среды может быть любой человек, независимо от его профессиональной принадлежности.

Культура пребывает в постоянном движении, поэтому меняется и интерпретация проектирования. Так, представление о проектировании в 20-е гг. характеризуют идеологизация, пафос, абсолютизация несбыточных идей, что характерно в целом для этой эпохи. Архитекторы и дизайнеры являлись людьми, активно участвующими в построении нового общества на руинах старого, решали важную социальную задачу. Проектирование призвано было также выполнять задачу формирования нового человека, так как

15 господствовала убежденность в том, что тотальное изменение предметно -

пространственного окружения приведет в конечном итоге к коренному изменению человека в желаемом направлении (Баухауз, Вхутемас - Вхутеин) [3; 33,с.13-27; 128,с.28-38]. В 60-е гг. в проектировании наметилась тенденция к наукообразию и технологичности. Существовало представление о том, что строгая рациональность, функционализм, сосредоточенность на деталях производства в работе проектировщика должны преобладать, эстетика же возникнет сама, в случае, если правильно будет выполнена «технологическая» часть (Ульмская школа формообразования) [34,с.42-56].

Следует отметить, что в первом случае проектирование мыслится как узкопрофессиональная деятельность, поэтому утопичной была идея изменить (улучшить) человека за счет гармонизации только «неживого» окружения. Со временем, уже в Ульмской школе формообразования, рамки проектирования значительно расширились. Так, Мальдонадо, один из идеологов Ульмской школы формообразования, говорит о том, что предметно - пространственное окружение может изменить человека в нужном направлении, но только тогда, когда в сферу деятельности проектировщика помимо «неживых» предметов и пространств будет включены человеческие взаимоотношения [34,с.52; 112,с.107-108]. Проектирование приобрело статус общекультурной ценности, наполнилось новыми смыслами, а сегодня уже перестало ассоциироваться исключительно с деятельностью дизайнера или архитектора. Так, «конкретизируя понятие «проектирование», английский методолог К. Джонс писал, что оно охватывает деятельность не только конструкторов, дизайнеров, архитекторов и других профессиональных проектировщиков, но также и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых, политиков, участников движения протеста - всех, кто стремится осуществить изменения в форме и содержании изделий городов, систем обслуживания, рынков сбыта, в общественном мнении, законах и т. п.» [104,с7].

Глобализации данного понятия способствовали исследования, проводившиеся в конце 70-х годов в Великобритании. Королевский колледж

16

искусств «выступил с поисковой программой «Дизайн в системе общего образования», ... результатом было введение в теорию образования представление о дизайне как о «третьей культуре», контуры которой были очерчены в концептуальном докладе ..., сделанном заведующим отделом исследований дизайна Колледжа профессором Брюсом Арчером» [104,с7], в котором заявлялось о том, что «европейская система образования в течение длительного времени развивалась по двум независимым осям - гуманитарной и естественнонаучной..., наличие третьей - проектной - культуры» [104,с9], которую Б. Арчер и его коллеги по Колледжу назвали «дизайном с большой буквы», «не осознавалось, потому что ею пренебрегали»[104,с9]. В докладе рассматривались отличительные особенности третьей культуры, проводилось сравнение третьей культуры с первой и второй, то есть научной и гуманитарной (рис.4).

Одновременно фиксируется эта мысль в контексте архитектурной деятельности. «В совместной Хартии Международного союза архитекторов (МСА) и ЮНЕСКО «Об образовании архитекторов», принятой на XIX конгрессе МСА в Барселоне в 1996 г, в разделе 2 «цели образования» предусмотрено введение в программы общеобразовательных школ предметов, связанных с архитектурой ... Это свидетельствует о признании социокультурного и широкого профессионального влияния архитектуры как третьей культуры» [53,с.61].

Изменение интерпретации понятия «проектирование» связано с изменениями, происходящим в подвижном слое профессии.

Мы фиксируем факторы, представленные в последовательности «от общего - к частному», которые определяют подвижное содержание обозначенной нами схемы теоретических основ архитектурно-дизайнерской культуры.

1. Современные особенности мировой профессиональной культуры. Большое влияние на их содержание оказывает социокультурная ситуация. Так, говоря о глобальных процессах, происходивших в течение последнего

17 столетия, можно отметить переход от рациональной, технократической модели

мира к постиндустриальной, что привело к соответствующим изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, и в рассматриваемой, архитектурно-дизайнерской. В контексте современной культуры, охваченной процессами глобализации, содержание данного фактора становится одним из значимых.

2. Особенности региональной профессиональной культуры, на которые оказывает влияние региональная социокультурная ситуация. Национальное своеобразие, самобытность конкретного государства, менталитет народа, этнокультурная общность, имеющая свою долгую историю, определяют традиции региональной профессиональной культуры. В этом контексте показательными являются архитектурно-дизайнерские школы Швеции, Японии, Австралии, и др. В современных исследованиях отмечается, что в проектной культуре как в архитектурной, так и в дизайнерской областях, увеличился интерес к проблеме обретения и сохранения этнокультурной идентичности, акцентированной на национальном своеобразии [19;88]. В условиях глобализации существенно усиливается значимость данного фактора, который препятствует воцарению однообразия в современной профессиональной культуре.

3. Индивидуальность конкретного носителя профессии. Индивидуальность, мировоззрение, система взглядов на мир конкретного представителя профессиональной культуры, авторский подход. Так, в литературе можно встретить описание трех подходов к осмыслению, исследованию и интерпретации проектной деятельности [73], встречающиеся в работах известных ее исследователей, которые связаны с:

• психологией (психологический подход);

• логикой (логический);

• философией (методологический - Раппапорт А.Г., Глазычев В.Л.) [22; 92;93 ].
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24213.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.