У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитиие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Количество страниц 61
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников 8
1.1 Особенности развития речи старших дошкольников 8
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста 20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками 26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора 29
2.1 Методика использования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка 29
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора 51
Заключение 58
Библиография 61
Приложения

Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что ха-рактеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлин-ное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответст-венное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошколь-ном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина за-имствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а зна-чит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольно-го возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жиз-ни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных пра-вил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стерж-нем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обря-дов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается вни-мание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально орга-низованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образова-тельного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получе-нии дополнительных знаний).
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошколь-ного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выгот-ского и др.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,
Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.
В настоящее время появилось достаточно большое количество раз-личных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить про-грамму "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.
Остро чувствуя недостатки действующей государственной "Програм-мы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г), особенно отсутствие раздела "Нравственное воспитание", ведущие педагоги-дошкольники города Барнаула также предприняли попытки восполнить этот пробел своими творческими работами (детские сады №167, №249, №217, №84 и другие). Очень жаль, что все их наработки остаются достоянием их собственных коллективов. Ведь тем, кто только начинает работу в этом на-правлении, очень важно опираться на опыт своих единомышленников.
Но и в этих программах также не существует разработанного кон-кретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного обра-зования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методи-ческие положения.
И так, возникает противоречие между потенциальными возможно-стями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования мето-диками развития речи детей средствами малых форм фольклора.
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошко-льников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость по-становки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы разви-тия речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и раз-работать методику их комплексного применения.
3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повы-шается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересован-ными руководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрас-ту детей для обучения и развития речи.
Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике ис-пользовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литерату-ры, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, на-блюдения, анкеты для родителей, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и резуль-тат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, биб-лиографии и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые ме-тоды.
В первой главе "Теоретические основы развития речи старших до-школьников" рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке, проанализировано особенности развития речи стар-ших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с ис-пользованием малых форм фольклора" рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.
В "Заключении" подведены общие итоги исследования, сформулиро-ваны выводы по проделанной работе.
В "Приложении" представлены диагностический материал, конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры и наглядный материал.
Список литературы Библиография.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, дет-ский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской националь-ной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и расска-зывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.
9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лями-на. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
10. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
11. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфиче-ский защитный механизм этноса //Психолого-педагогические про-блемы современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001. –С.128-133.
12. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук. –Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.
13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное по-этическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
14. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.
16. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
17. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
18. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвеще-ние, 1976. –127с.
20. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.
21. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
22. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образова-ние в России. //Сборник действующих нормативно-правовых доку-ментов и научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.
23. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
24. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (стар-ший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
25. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.
26. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.
27. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
28. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Фи-липпова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.
29. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
30. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
31. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. За-лужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.
32. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвеще-ние, 1987. –191с.
33. Программа "Одаренный ребенок" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.
34. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
35. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
37. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой ак-тивности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
38. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новико-вой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.
39. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.
40. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.
41. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит… (ма-лые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
42. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
43. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспита-ние.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
44. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
46. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Про-свещение, 1972. –78с.
47. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
48. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого раз-вития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
49. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рас-сказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.
50. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.
51. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы на-учно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998. –84с.
52. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Вла-дос, 1999. –214с.
53. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспи-тание.-1983.-№7.-С.18-21.
54. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.
55. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с деть-ми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
56. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.