У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Комплекс антропогенный факторов на территории национального парка Угра
Количество страниц 171
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24697.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...4

ГЛАВА I. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА...9

ГЛАВА П. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ КАК КАТЕГОРИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ...12

2.1. ¦ Международный опыт организации национальных парков...14

2.2. Опыт сотрудничества с населением на особо охраняемых территориях мира...20

2.3. История создания национальных парков России...44

2.4. Заключение...48

ГЛАВА III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «УГРА» КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ...51

3.1. История создания национального парка «Угра»...53

3.2. Физико-географическое положение парка...59

3.3. Растительный мир национального парка...63

3.4. Животный мир национального парка...66

3.5. Историко-культурные памятники на территории национального парка «Угра»...68

3.6. Функциональное зонирование территории национального парка «Угра» ...78

3.7. Заключение...81

ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «УГРА»...84

4.1. Социальная структура области и экономическое положение населения на территории национального парка «Угра»...86

3

4.2. Сельскохозяйственная деятельность на территории парка...88

4.3. Промышленные предприятия в окрестностях национального парка «Угра»...100

4.4. Лесопользование на территории парка...109

4.5. Транспортные сети на территории парка...113

4.6. Заключение...116

ГЛАВА V. ВЛИЯНИЕ РЕКРЕАЦИИ НА РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «УГРА»...121

5.1. Нерегулируемая рекреация на территории парка...124

5.2. Посещаемость территории и состав посетителей...131

5.3. Автотуризм как основной фактор нарушения растительного покрова парка...136

5.4. Водный и пеший туризм и его влияние на растительный покров парка 138

5.5. Изменение растительного покрова на основных туристических маршрутах...140

5.6. Агротуризм как одна из наиболее перспективных форм снижения рекреационного воздействия на растительность и получения выгоды местным населением...162

5.7. Заключение...164

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ...166

ВЫВОДЫ...169

ЛИТЕРАТУРА...171



Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Охрана живой природы невозможна без создания системы особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, природных парков и т.п.). Они позволяют сохранить окружающую природную среду на самом высоком, экосистемном, уровне. Особое место среди категорий охраняемых территорий занимают национальные парки. Сохраняя природное и культурное наследие страны, они призваны одновременно обеспечить доступ населения к национальному наследию.

Эти противоречивые задачи сформулированы в Федеральном Законе «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). Согласно закону, национальные парки предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На них возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

В России традиционной формой особо охраняемых природных территорий являются заповедники. Для них характерно изъятие определенных

территорий и акваторий в целях поддержания экологического равновесия или сохранения эталонов нетронутой природы.

Одно из главных отличий национальных парков от заповедников состоит в том, что на территории парков допускается присутствие и хозяйственная деятельность человека, а также нахождение людей на территории парка с целью рекреации.

Рекреационная ёмкость национального парка - один из главных факторов организации туризма - максимальное количество людей, которые могут одновременно отдыхать в пределах данной территории, не вызывая деградации экосистем и не испытывая психологического дискомфорта (Временная методика определения рекреационных нагрузок, 1987; Вахрамеева, 1988).

Необходимость вовлечения населения в поддержку деятельности особо охраняемых территорий является, как было отмечено на IV Всемирном Конгрессе охраняемых территорий в 1992 году в Каракасе, одной из важнейших задач для всех ООПТ мира. За последние годы российским специалистам стало очевидно, что, уделяя серьезное внимание работе с населением, заповедники и национальные парки могут играть действительно важную роль в изменении отношения общества к проблемам охраны природного богатства России, сохранения всего видового разнообразия, охране отдельных редких и ценных видов растений и животных. Кроме того, именно эта деятельность помогает работникам заповедников и парков находить единомышленников, друзей, партнеров среди людей, представляющих все группы нашего общества: детей и взрослых, представителей деловых кругов и религиозных концессий, творческой интеллигенции и властных структур, привлекать дополнительные средства для природоохранной деятельности и, тем самым, обеспечить саму возможность успешного функционирования системы ООПТ.

В национальных парках России антропогенное воздействие на природные г комплексы и объекты изучено еще недостаточно хорошо. Необходим / максимально полный анализ всего комплекса антропогенных факторов на территории парков. Наиболее остро стоит проблема организации туризма. Главная задача - минимизировать отрицательное влияние рекреации на природные комплексы и памятники культуры, охраняемые на территории парков. К сожалению, оптимальный путь взаимодействия между человеком и национальными парками, как особо охраняемыми природно-культурными комплексами, пока не найден. На данном этапе важно так организовать туристическое обслуживание в национальных парках, чтобы туризм не вредил этому комплексу, а, наоборот, поддерживал его.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в выделении комплекса антропогенных факторов и изучении их влияния на растительный покров национального парка «Угра». Мы сочли целесообразным отделить рекреацию от других антропогенных факторов, т.к. регулирование рекреационной нагрузки является одной из главных специфических задач любого национального парка.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- выделить антропогенные факторы, потенциально или реально влияющие на растительный покров национального парка;

- изучить рекреационные ресурсы национального парка «Угра»;

- изучить состояние растительного покрова парка;

- оценить влияние туристических потоков на растительный покров парка на основных туристических маршрутах;

Научная новизна. Описано влияние рекреации и других антропогенных факторов на состояние природных объектов национального парка «Угра». На > > основе проведенного учета численности туристов на основных туристических |

маршрутах парка показан уровень рекреационной дигрессии растительного покрова на основных местах стоянок и на территории автокемпингов. Даны рекомендации по оптимальному использованию растительного покрова парка при выпасе сельскохозяйственных животных. Рекомендовано введение системы экологического менеджмента на предприятиях, оказывающих прямое или косвенное неблагоприятное воздействие на природные комплексы национального парка «Угра».

Практическая значимость. Исследование развития рекреации на территории парка и ее влияния на растительный покров позволило дать рекомендации по «разгрузке» территорий, интенсивно посещаемых туристами и распределить туристические потоки. Данные, полученные специалистами парка, позволили составить графическое изображение распределения посетителей по основным туристическим маршрутам, что может быть использовано в организации природоохранных мероприятий в точках наибольшей концентрации отдыхающих.

Введение системы экологического менеджмента на предприятиях позволит прогнозировать случаи неблагоприятного воздействия на природные комплексы парка. Анализ сельскохозяйственного использования территории парка может быть использован для предупреждения отрицательного влияния данной деятельности на его растительность.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и списка литературы. Список литературы включает 179 источников. Работа изложена на 190 страницах, иллюстрирована таблицами, рисунками, фотографиями.

\ ^

Ь

8

Благодарности

Выражаю глубокую благодарность за неоценимую помощь и поддержку в работе научному руководителю профессору А.А. Никольскому. Считаю приятной обязанностью поблагодарить Т.Ю. Лисицыну за доброе отношение и поддержку.

Выражаю признательность за понимание и доброе отношение заведующему кафедрой системной экологии профессору Ю.П. Козлову, а также всему коллективу кафедры системной экологии РУДН, и, прежде всего, доценту кафедры системной экологии - Карпухиной Елизавете Андреевне за ценные рекомендации и помощь.

Особую благодарность выражаю директору Государственного учреждения «Национальный парк «Угра» В.П. Новикову, за предоставленную возможность пользоваться информационными материалами, всем сотрудникам национального парка «Угра» за помощь в подготовке данной работы.

Прежде всего хочется поблагодарить заместителя директора по охране и природопользованию - Гришенкова В.А., научного сотрудника - Рогуленко А.В., Мизина И.А., занимавшего должность заместителя директора НП «Угра» по научной работе в 2001-2003 гг., а также начальника Калугаобл охоту правления В. А. Лукашова.

Особую благодарность выражаю специалисту по туризму НП «Угра» Глухарёву В.Ю. за конкретный вклад в создание этой работы.

Благодарю сотрудников Центра Охраны Дикой Природы за предоставленные материалы.

Глава I. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Наблюдения за влиянием рекреации проводили в 2001-2002 гг. в Калужской области на территории Государственного учреждения Национальный Парк «Угра». Национальный парк представлен тремя основными участками: Угорским (долина р. Угры и приустьевые части ее основных потоков от Смоленской области до автотрассы Москва - Брянск); Жиздринский (от Ульяновского района до Перемышля) и Воротынский (окрестности села Воротынск и часть долины р. Выссы до её впадения в Оку), а также три изолированных природных памятника: Морозовское болото - в Износковском районе, озеро Тишь - в Перемышльском и урочище Чертово Городище - в Козельском. Общая площадь - 98 623 га.

Распределение посетителей и влияние рекреации на растительный покров национального парка были изучены по 6 лесничествам: Угорскому, Беляевскому, Галкинскому, Воротынскому, Оптинскому, Березичскому. Сотрудниками этих лесничеств и отделом туризма и благоустройства национального парка было проведено анкетирование, учет количества посетителей и оценен балл рекреационной дигрессии. Всего обследовано 103 точки размещения отдыхающих общей площадью 8,49 га, с числом посетителей на них около 1000 человек.

Анкета (рис. 1) была разработана сотрудниками парка совместно с научным сотрудником МГУ, к.г.н. Чижовой В.П. и научным сотрудником Института географии РАН, к.г.н. Дроздовым А.В. и состояла из двух частей: одна часть отражала социальный статус и интересы посетителей, вторая - была посвящена характеристике участка. Вопросник и таблица характеристики участка приводятся ниже.

10

Вопросник для посетителей национального парка

Место проведения опроса...

Дата опроса...

Добрый день. Мы работники национального парка «Угра» (представиться), здесь мы проводим работу, частью которой является социологический опрос отдыхающих. Не могли бы вы уделить нам несколько минут и ответить на наши вопросы?

1. Скажите пожалуйста, вы приехали сюда впервые?

О)Да

(2) Нет, я был здесь уже 1 (несколько) раз

(3) Нет, я езжу сюда регулярно (уже...лет)

2. Откуда вы приехали...

3. Какое время вы обычно выбираете для отдыха на природе, в этих местах...

4. Какой отдых вы вообще предпочитаете (как Вы больше любите отдыхать?)...

5. Какие услуги вы бы хотели получать от национального

парка?...

6. Что Вас привлекло именно сюда, чем нравиться именно это место?...

7. Что из этого списка для Вас будет наиболее интересным:

(1) Знакомство с небольшими городами, экскурсии по историческим и культурным центрам

(2) Конные маршруты

(3) Многодневные маршруты

(4) Краткосрочный отдых на выходные дни

(5) Рыбалка

(6) Знакомство с культурными традициями деревни

(7) Отдых в нетронутых уголках природы

(8) Отдых в деревенском доме

Спасибо за то, что уделили нам время. Всего доброго.

Указать пол, возраст опрашиваемого...

Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение...

Как в целом отвечал опрашиваемый?

Охотно

Неохотно

Открыто

Настороженно

11

Ближайший населенный пункт. Дата заполнения Расстояние от трассы, (км) Характер участка (лесной, поле, берег) S участка, м2 Кол-во отдыхающих, чел. Кол-во палаток, шт. Кол-во автомашин, шт. Кол-во кострищ (старые/ Свежие) Кол-во скоплений мусора Частота встречаемости мусора Длина новых тропинок, м S вытап-танных участков, м2

Рис. 1. Таблица, характеризующая участок. (НП «Угра»)

Для оценки антропогенной дигрессии природных экосистем в национальном парке «Угра» были разработаны критерии, позволяющие судить о ней по состоянию почвенно-растительного покрова и изменениям форм рельефа (Методология^ 1993). С использованием этих критериев была проведена оценка состояния всех экосистем. При проведении исследований учитывалось развитие дорожно-тропиночной сети (Сорокина, 1986). Рекреационная дигрессия растительного покрова была оценена по 5-ти бальной системе. Учет количества отдыхающих проводили в период летних месяцев: с мая по сентябрь.

При написании работы использованы документы и литературные источники, позволившие впервые обобщить весь (или почти весь) комплекс антропогенных факторов.

12

Глава II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ КАК КАТЕГОРИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно - исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма» (Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях», 1995).

Территория национального парка является федеральной собственностью и относится к землям природно-заповедного фонда, изымаемым из хозяйственного пользования. На территории национальных парков могут находиться земли других владельцев и пользователей. Эти земли не изымаются из хозяйственного использования, а режим их использования определяется положением, утверждаемым государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По закону ответственность за управление национальными парками России возложена на Правительство Российской Федерации.

Каждый национальный парк имеет администрацию и службу охраны. Целью управления национальными парками России является обеспечение рационального использования их природных и историко-культурных ресурсов в интересах познавательного отдыха и туризма.

Национальные парки имеют статус объектов особого регулирования градостроительной деятельности (ст. 6, 21, 22, Градостроительного кодекса).

13

Любая градостроительная деятельность на его территории осуществляется только при наличии утвержденной и согласованной с ним градостроительной документации (Градостроительный кодекс, 1998).

Российские национальные парки в процессе своего функционирования реализуют цели, задачи и положения, сформулированные в подписанных Россией международных договорах и конвенциях, в том числе Рамсарской Конвенции об охране Водно-болотных угодий международного значения (1971 г.), Конвенции ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенции о биологическом разнообразии (1992 г.) и др.

Национальные парки России входят в общеевропейскую экологическую сеть в качестве ее основных элементов и призваны играть ключевую роль в реализации Пан-Европейской Стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (Горелова, 2000).

На федеральном уровне система законодательства об особо охраняемых природных территориях представлена Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). Этот закон "регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий ..." В соответствии с ним принимаются другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, например, Указы Президента Российской Федерации (Указ «О федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года»), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Ст.1 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что отношения, возникающие при использовании природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также действующими Земельным кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации «О недрах»,

14

Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О животном мире».

Согласно статьям 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 46), материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающее придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения либо статуса особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации или местного значения, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, которая проводится, соответственно, на федеральном уровне субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону об ООПТ в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

Национальные парки относятся ко П-ой категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по классификации МСОП (Типы элементов сети ООПТ, 2005).

2.1. Международный опыт организации национальных парков

В конце семидесятых годов девятнадцатого века замечательный натуралист и подлинный патриот своей страны Джон Мур (John Muir)

15

предложил, а затем и претворил в жизнь идею создания государственных природных национальных парков (Захваткин, 1997).

Фактически он предложил принципиально новую форму природопользования, которая обеспечивала максимальную защиту уникальных территорий с их ландшафтами, животным и растительным миром, при разумной, контролируемой доступности. Это должно было способствовать гармоничному сочетанию интересов природы, общества и всего государства.

В настоящее время в мире существует более 100 000 охраняемых территорий, под охраной находится 11,5 % поверхности суши (Дурбанский аккорд, 2004).

В Америке имеется множество привлекательных территорий, достаточно удобных для общения с природой, рекреации, занятий туризмом, спортом, однако наиболее популярными остаются именно национальные природные парки, число которых превышает 388 (McNeely, Harrison, Dingwall, 1994, US/Canada National Patrks, 2005). Им отдается предпочтение. Еще в 1995 году количество посетителей в них достигло 300 миллионов человек (Harrison, Phillips, 1997).

Первый национальный парк был создан в США. 1 марта 1872 года президент Уиллис С. Грант подписал акт о создании в северо-западном Вайоминге на территории в 2 млн. акров Йеллоустонского национального парка. Основная задача, которая ставилась перед создателями парков, заключалась в сбережении природных достопримечательностей страны различных ландшафтных комплексов, охране природных комплексов со всеми их компонентами, в том числе и фауной, для того, чтобы люди настоящего и будущего поколений могли любоваться ими (Николаевский, 1986, Андреев и др., 1992) в относительно нетронутых природных условиях.

Тринадцать лет спустя штат Нью-Йорк создал на территории в 715 тыс.

16

акров лесной заказник в Адирондаке с оговоркой, что «он будет сохраняться только как дикие лесные земли».

И все же, ни в одном из этих случаев создатели паков не учитывали эстетические, духовные или культурные ценности природы. Создатели Иеллоустоуна не интересовались природой, они действовали так, чтобы предотвратить покупку и эксплуатацию частными лицами гейзеров, источников водопадов и т.д. (Irland, 1979; Nash, 1982). Наряду с этим территория Иеллоустоуна оставалась местом сезонной охоты индейцев племен Шон и Кроу (Bishop, Green, Philips, 1998). Решающий аргумент в Нью-Йорке касался необходимости защиты лесов с целью достаточного водоснабжения (Nash, 1982). В обоих этих местах природа становилась охраняемой не ради нее самой. Законы, принятые ранее, оказались недостаточными для спасения редких животных, так как при выработке законов и правил власти штатов не всегда принимали во внимание экологические закономерности, нередко учитывали политические соображения, а не интересы охраны животных (Борисов, 1974; Караваева, 1984; Элайс, 1984). Лишь позднее некоторые люди начали понимать, что одним из наиболее значительных результатов создания первого национального парка и первого парка штата было сбережение дикой природы (Малышев и др., 1982; Плотникова, 1992; Reynaud, 1987; Ohmann, 1992; Marcot; 1994).

Тем не мене, трудно переоценить значение этой идеи. Доказательством этого служит тот факт, что еще до конца 19 в., следуя примеру Йелоустона, в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии был создан ряд подобных национальных парков. В XX веке многочисленные национальные парки стали создаваться в развивающихся странах, особенно в Африке и Латинской Америке. В Африке колониальные власти Англии, Франции, Бельгии и Португалии стали создавать парки дикой природы еще до завоевания

17

независимости этими странами.

Став независимыми, большинство этих стран продолжали создавать или расширять свои сети национальных парков. Общая черта большинства таких парков - их двойное назначение: охрана природы на большой территории и развитие на этой основе туризма и рекреации. Как правило, эти территории принадлежат государству и управляются государственными органами.

В основе политики национальных парков США, по конституции, определяемой конгрессом, лежат 3 важнейших принципа, основанные на законе 1916 года «Об образовании службы национальных парков (СНП)»: национальные парки должны содержаться в совершенно нетронутом виде; они организованы для использования и изучения на благо нынешнего и грядущего поколений; любое общественное или частное предпринимательство должно обусловливаться национальными интересами (Забелина, 1992; Соловьев, 1994; Udall, 1966).

В Канаде национальные парки создаются для поддержания здоровья населения, позволяя людям отдыхать на свежем воздухе; сохранения национального наследия путем охраны исключительных природных ландшафтов и их фауны и флоры. Создание в регионе экономически благоприятной ситуации через развитие туризма, создание предприятий по организации путешествий и других услуг для посетителей парка, а также создание рабочих мест для местного населения в сфере управления парком (Кип, 1981; Waugh, Perez Gil, 1992).

В Канаде, славящейся своими национальными парками и обслуживанием туристов, первый и известнейший во всем мире национальный парк, "Банф", расположенный на восточной стороне Альбертовских Скалистых Гор (Аппалачи), был основан в 1885 г. Он был создан для охраны ценной
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24697.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.