У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Комплексная оценка функционального состояния организма школьников начальный классов, имеющий нарушение письма
Количество страниц 105
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24776.doc 
Содержание Содержание
Оглавление стр.

Введение...5

1. Обзор литературы...11

2. Материал и методы исследования...37

2.1. Характеристика объекта исследования и организация наблюдений...37

2.2. Методы исследования...40

2.2.1. Регистрация показателей сердечно-сосудистой системы

детей...41

2.2.2. Регистрация показателей дыхания детей...41

2.2.3. Анализ некоторых показателей системы крови у детей младшего школьного возраста...42

2.2.4. Регистрация показателей электроэнцефалограммы у детей с нормальным и нарушенным письмом...44

2.2.5. Регистрация показателей физической работоспособности и аэробного потенциала организма детей...45

2.2.6. Регистрация показателей точности мышечного усилия...48

2.2.7. Регистрация показателей локальной работоспособности руки

у детей с нарушением письма...50

2.2.8. Расчет интегрального функционального индекса (ИФИ) организма детей...50

2.2.9. Математико-статистическая обработка данных...51

3. Результаты собственных исследований

А. Морфофункциональные показатели организма школьников

первых классов с нарушением и без нарушения письма...52

3.1. Антропометрические показатели у учащихся первых классов начальной школы с нарушением письма...52

3.2. Показатели физической работоспособности у детей первых

классов в норме и с нарушением письма...54

3.3. Состояние мышечной чувствительности у детей с нарушением письма по сравнению с интактными

детьми...56

3.4. Показатели системы крови у детей первых классов в норме

и с нарушением письма...59

3.5. Показатели сердечно-сосудистой системы у школьников

первых классов без нарушения и с нарушением письма...62

3.6.Показатели внешнего дыхания у детей первых классов

с нарушением письма...64

Б. Морфофункциональные показатели организма школьников вторых

классов с нарушением и без нарушения письма

i

\ 3.1. Антропометрические показатели у интактных детей 2-х классов

начальной школы и у школьников с нарушением письма...68

3.2. Состояние физической работоспособности у детей вторых

классов в норме и с нарушением письма...69

3.3. Гематологические показатели у интактных детей вторых классов

и у школьников этого же возраста с нарушением письма...71

3.4. Показатели сердечно-сосудистой системы у детей второго класса с нарушением письма по сравнению с данными интактных детей...73

3.5. Показатели внешнего дыхания у детей вторых классов с

нарушением письма и у интактных школьников...74

3.6. Состояние мышечной чувствительности у детей с нарушением письма по сравнению с штактными детьми...77

Заключение...86

Выводы...103

Список литературы...105



Введение



Введение

Среди периодов индивидуального развития ребенка период, совпадающий с началом обучения в школе, отличается повышенной чувствительностью организма к факторам внешней среды и часто дисгармоничностью развития (Р. Айзман, 1988; И. Г Блинова и др., 1994). Это заставляет искать новые подходы к разработке критериев прогностической оценки уровня развития детей младшего школьного возраста, выявлению индивидуальной типологии адаптационных реакций организма с учетом особенностей морфо-функциональной конституции и межсистемных функциональных взаимодействий. Все сказанное имеет отношение и к обучению детей сложному навыку письма.

Письмо и чтение представляют собой сложнейшие интегративные навыки, формирование которых проходит ряд общих стадий (фаз), связанных с включением в деятельность практически всех функциональных систем, сенсорных афферентов и всех структур мозга (Н.А. Бернштейн 1947; А.Р. Лурия, 1970; Л. Е. Любомирский, 1974; А. Н. Корнев, 1997; М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко, 2004).

На начальных этапах обучения происходит формирование функциональной системы, которая обеспечивает реализацию действия. При этом дефицит развития или несформированность любой структуры, интегрированной в функциональную систему, может вызвать трудности формирования навыка, которые будут проявляться в виде различных трудностей обучения (А.Р. Лурия, 1970; М.М. Безруких, 1994; A.M. Galaburda, M. Livingstone, 1993). Многие исследователи считают, что причиной возникновения трудностей письма на начальных этапах формирования навыка могут быть различные нарушения речевого развития (U. Frith, 1985).

В последние годы число детей, испытывающих трудности в освоении навыков чтения и письма, неуклонно растет. Несмотря на значительное ко-

личество работ, посвященных этой проблеме, до сих пор остаются недостаточно изученными физиологические механизмы, лежащие в основе затруднений в овладении основными школьными навыками. Большинство авторов, занимавшихся исследованием этого вопроса, приходит к заключению, что дети с трудностями в обучении имеют более низкий уровень функциональной зрелости коры больших полушарий по сравнению с детьми, легко осваивающими школьную программу (Р.И. Мачинская и др., 1997; И.П. Лукашевич и др., 1999). По данным различных авторов, до 50% детей с трудностями в обучении имеют нарушения фонематического и зрительно-пространственного восприятия (И.В. Прищепова 1998).

При оценке развития речи ребенка в основном исследуется ее актуальный уровень, включающий в себя состояние ее сенсомоторной стороны, навыки языкового анализа и синтеза, качество лексики, грамматического строя речи и связной речи в целом. Считается, что нарушение или недоразвитие именно этих составляющих может привести к затруднению формирования навыков письма. Причины трудностей могут быть связаны также с недостаточностью кратковременной памяти или ее "перегрузкой" (М.М. Безруких, О. Ю. Крещенко, 2004; Ch. Njiokiktjien, 1993). Практически все авторы отмечают у детей с трудностями формирования навыков письма и чтения выраженную неравномерность психического развития, недостаточную сформи-рованность высших психических функций (А.Н. Корнев. 1997; Т.В. Ахутина, 2001).

В то же время показано, что на начальных этапах формирования навыков чтения и письма в возникновении проблемы речевого развития и дефицита фонематического восприятия важную роль играют расстройства "рабочей" памяти и проблемы организации внимания, запечатления, хранения и восстановления информации (Т. Deeney et al., 2001).

У детей с трудностями формирования навыка письма отмечена низкая, неустойчивая физическая и умственная работоспособность, повышенная ис-тощаемость, низкая познавательная активность, неустойчивое внимание, что

может быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных систем мозга и, в первую очередь, фронтоталамических связей (Р.И. Мачин-ская и др., 1997; М.М. Безруких и др., 1999). Было установлено, что у младших школьников с трудностями письма недостаточно сформированы системы, обеспечивающие регуляцию и контроль функциональных систем организма (М.М. Безруких, 1994; Т.В. Ахутина 2001; И. П. Лукашевич и др., 2002).

Успешность обучения ребенка в школе определяется множеством физиологических факторов, в ряду которых функциональное состояние ЦНС занимает особое место. Электроэнцефалографические исследования показали, что реализация существенных для обучения психических функций в значительной степени зависит от особенностей организации электрической активности мозга в покое и в процессе деятельности (Д. А. Фарбер, В И. Кир-пичев 1985; М.Н. Фишман, 1989; A. Nahas, E. Krynski, 1987).

Анализ литературы по данной проблеме показал, что у детей при нарушении формирования навыка письма встречаются многочисленные отклонения в физиологических системах организма. Вместе с тем не проведено комплексной оценки состояния ведущих систем, ответственных за формирование общей адаптированности организма школьника, и местных приспособительных реакций при нарушении письма. Нет данных, полученных комплексно при наблюдении за одним испытуемым с нарушением письма, о функциональном состоянии его сердечно-сосудистой системы, дыхания, ки-слородтранспортного потенциала организма, о качестве мелкой моторики кисти ведущей руки, об уровне электрической активности коры головного мозга.

Все это свидетельствует о многообразии причин, определяющих возникновение и развитие трудностей обучения письму в школе, и определяет основную цель настоящего диссертационного исследования как комплексное изучение состояния систем организма школьников, изменение которых связано с нарушением формирования навыка письма.

Цель

Комплексное исследование функционального состояния организма школьников первых и вторых классов начальной школы с нарушением письма.

Задачи исследования

1. Изучить распространенность нарушения письма среди детей первых и вторых классов общеобразовательной начальной школы.

2. Изучить уровень физического развития, гематологический профиль, состояние сердечно-сосудистой системы и дыхания у детей первых и вторых классов начальной школы с нарушением навыка письма и сравнить с данными, полученными у детей контрольных групп, без этих нарушений.

3. Определить степень адаптированности системы кровообращения, общую работоспособность и аэробный потенциал у детей первых и вторых классов начальной школы с нарушением письма и выполнить сравнение этих характеристик с данными детей контрольных групп.

4. Выполнить сравнительный анализ состояния мелкой моторики ведущей руки у детей первых и вторых классов начальной школы с нарушением письма и школьников контрольных групп.

5. Оценить состояние электрической активности коры головного мозга (по данным регистрации ЭЭГ) у детей первых и вторых классов начальной школы с нарушением письма и у школьников контрольных групп.

Научная новизна исследования

Впервые в программу исследования функционального состояния организма детей младшего школьного возраста с нарушением письма включено

комплексное изучение характеристик биоэлектрической активности мозга, систем дыхания, кровообращения и крови, а также анализ эффективности общей и локальной работы мышечной системы. На основе концепции построения профиля параметров функциональной системы показано, по каким ключевым характеристикам системы крови, кровообращения и дыхания функциональное состояние организма младших школьников с нарушением письма отличается от такового без этих нарушений. В диссертационном исследовании получены эпидемиологические данные о распространенности нарушений письма у детей на первом этапе формирования этого графического навыка: у школьников первых и вторых классов начальной школы. Получены новые данные о состоянии физической работоспособности и аэробном потенциале младших школьников с нарушением письма, исследована взаимосвязь аэробной работоспособности школьников и состояния систем крови, кровообращения и дыхания. С помощью комплекса методических приемов проведена сравнительная оценка локальной работоспособности и эффективности моторики ведущей руки у детей с нарушением и без нарушения письма.

Научно-практическая значимость работы

Выявленная в диссертационной работе степень распространенности среди школьников первых и вторых классов трудностей в формировании навыка письма дает возможность целенаправленно организовать коррекцию этих нарушений. Поскольку в работе было найдено, что нарушение письма сочетается со снижением общей работоспособности детей, то ее повышение путем организации оздоровительной тренировки может дать положительный эффект. Более низкие величины локальной выносливости и точности воспроизведения мышечных усилий ведущей руки, выявленные у детей с нарушением письма, определяют еще одно направление коррекционных мероприятий: применение программ упражнений для повышения эффективности мелкой моторики кистей рук. Разработанный комплексный подход в оценке

функционального состояния организма детей с нарушением письма позволяет предложить метод определения интегрального функционального индекса, который включает регистрацию простых функциональных характеристик дыхания, кровообращения и моторики детей.

Положения, выносимые на защиту

1. По уровню физического развития, состоянию функций сердечнососудистой системы в покое дети с несформированностью навыка письма практически не отличаются от школьников первых и вторых классов без этого нарушения.

2. Общая физическая работоспособность, адаптированность сердечнососудистой системы, эффективность дыхания достоверно выше у детей без нарушения письма, чем у детей с нарушением этого навыка.

3. У детей с нарушением письма точность воспроизведения усилий ведущей руки, величина пространственной точности ее движений, а также локальная работоспособность достоверно ниже, чем у младших школьников того же возраста без этих нарушений.

4. Нарушение навыка письма у детей младшего школьного возраста сочетается с большей частотой отклонений в показателях электроэнцефалограммы, чем у детей контрольных групп.

10

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Письмо, как и чтение, представляет собой сложнейший интегративный навык, формирование которого проходит ряд общих фаз, связанных с включением в деятельность практически всех функциональных и сенсорных систем и всех структур мозга (Н.А. Бернштейн, 1947; А.Р. Лурия, 1970; М.М. Безруких 1994; В.М. Шкловский и др., 2000; J. Alston, J. Taylor, 1989).

На начальных этапах обучения, которые обозначены как аналитический и синтетический, происходит формирование функциональной системы, которая обеспечивает реализацию действия. При этом дефицит развития или несформированность любой структуры, интегрированной в функциональную систему, может вызвать задержку формирования навыка, которая будет проявляться в виде различных трудностей обучения (А.Р. Лурия, 1970; J. Alston, J. Taylor, 1989; A.M. Galaburda, M. Livingstone, 1993).

Формирование навыка письма - многокомпонентный процесс, на разных этапах которого изменяется функциональная организация мозга, обусловливающая специфику реализации деятельности (U. Frith, 1985). Полагают, что на начальном этапе обучения основными причинами трудностей письма и чтения являются несформированность ряда когнитивных функций: внимания, памяти и зрительно-моторных координации, а также трудности программирования и контроля, определяющие состояние работоспособности и истощаемости, связанные с функциональной незрелостью регуляторных структур мозга (М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко, 2004). На этапе относительно сформированного навыка снижается значимость факторов речевого развития, сформированности моторных функций, функций зрительного восприятия и зрительной памяти в эффективности реализации письма и чтения. Наиболее значимыми становятся механизмы общей организации деятельности, работоспособности и утомляемости. При этом особое значение имеет

11

соответствие скорости и темпа общей учебной деятельности адаптационным возможностям школьников. Нарушение письма

Письмо имеет сложную психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции, слухового анализа, зрительную память, зрительно-моторные координации и комплекс лингвистических умений ( М.М. Безруких, 1997; R. Mount et al.,1989). С трудностями при обучении письму сталкиваются почти все дети. Дети с нормальным уровнем физического и психического здоровья преодолевают их довольно просто и легко. Вместе с тем другие - испытывают большие трудности, доставляют немало проблем и родителям, и учителям (М.М. Безруких, 1994, 1999).

При исследовании становления графического навыка в начальной школе было выявлено, что причиной возникновения трудностей письма на начальных этапах формирования этих навыков могут быть различные нарушения речевого развития (А.А. Леонтьев, 1969; Т.В. Ахутина, 1998). При его изучении в основном исследуется актуальный уровень речевой функции, включающий в себя развитие сенсомоторной стороны речи, навыки языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимания логико-грамматических отношений и связную речь (М.М. Безруких, 1994). Считается, что нарушение или недоразвитие именно этих составляющих может привести к нарушению формирования навыков письма и чтения. В то же время показано, что на начальных этапах формирования навыков чтения и письма в возникновении проблемы речевого развития и дефицита фонематического восприятия важную роль играют расстройства оперативной памяти и проблемы организации внимания, запечатления, хранения и восстановления информации (Т. Deeney et al., 2001). Причины трудностей могут быть связаны также с расстройством кратковременной памяти или "перегрузкой" рабочей памяти (Ch. Njiokiktjien,1993). Практически все авторы отмечают у детей с трудностями формирования навыков письма и чтения

12

выраженную неравномерность психического развития, недостаточную сфор-мированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления) (А.Н. Корнев, 1997; Т.В. Ахутина, 1998). Во многих работах в качестве доминирующей причины трудностей формирования навыков письма и чтения выделяют нарушения зрительного восприятия или специфическое развитие зрительно-пространственных способностей ( И.В. Прищепова, 1998; С. Von Karolyi, 2001).

У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения отмечена низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность, что может быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных структур ствола мозга и, в первую очередь, фронтоталамических связей (Р.И. Мачинская и др., 1997; М.М. Безруких и др., 1999; G. Dehaene-Lambertz, 2000). Отставание в развитии регуляторных структур мозга может сочетаться с нарушением организации деятельности, которое тесно связано с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных структур головного мозга (И.Ф. Марковская, 1993). Отмечено, что у детей с трудностями письма и чтения недостаточно сформированы системы, обеспечивающие регуляцию и контроль собственной деятельности (Т.В. Ахутина, 2001).

Все это свидетельствует о многообразии причин, определяющих возникновение и развитие трудностей обучения письму и чтению (D.J. Thai et al., 1991). От 6-7 лет к 9-10 годам значимо меняется влияние сформированное™ зрительно-моторных координации, играющих существенную роль в формировании навыков письма и чтения. От 6-7 лет к 9-10 годам существенно увеличивается количество детей со сформированными зрительно-моторными координациями (от 20% до 46%). В то же время при общей тенденции улучшения показателей зрительно-моторных координации выявлено значительное ухудшение графической правильности и четкости письма, что чаще всего связывается с несформированностью моторных функций и зрительно-моторных координации (И.В. Прищепова, 1998; Т.А. Фотекова, 2000;

13

С. Von Karolyi, 2001). По-видимому, это справедливо лишь для начальных этапов обучения, на которых действительно отмечены корреляционные связи степени сформированности зрительно-моторных координации и ошибок письма. Нарушение почерка в 9-10 лет при достаточно высокой сформированности зрительно-моторных координации может быть связано с недостаточностью навыка письма, неадекватным (слишком быстрым) темпом письма, а также несовершенством механизмов коррекции и контроля собственной деятельности (М.М. Безруких и др., 1999).

Практически во всех письменных работах учащихся с трудностями формирования навыка письма отмечены тремор, несоблюдение высоты и ширины букв, несоблюдение границ письма. Отсутствие корреляционных взаимосвязей между степенью сформированности зрительно-моторных координации, нарушением графики и другими ошибками письма у школьников 9-10 лет дает основание полагать, что роль зрительно-моторных координации в процессе письма у учащихся от 1 к 3-4 классу снижается, и возрастает роль общих механизмов организации деятельности (М.М. Безруких и др., О.Ю. Крещенко, 2004).

Анализ литературы показывает, что почти у 40% детей с трудностями обучения как в 1, так и в 3-4 классах выявлена низкая эффективность кратковременного запоминания на основе зрительного восприятия (И.В. Прищепо-ва, 1998; Т. Deeney et al., 2001). Однако, по данным нейропсихологического анализа, у этих детей достаточно хорошо сформированы механизмы обработки зрительной информации. Трудности кратковременного зрительного запоминания в данном случае, вероятно, связаны с несформированностью общих механизмов организации деятельности, что и определяет неустойчивое внимание и низкую эффективность кратковременного запоминания. Одной из возможных причин неэффективности зрительной памяти могут быть также нарушения невротического характера, которые избирательно действуют на процесс зрительного восприятия (Л.В. Морозова, 1995). По-

14

следние отмечаются практически у всех школьников с трудностями обучения

(Е.С. Логинова, 2003).

Развитие тонких двигательных координации на примере становления навыка письма

С началом систематического обучения в школе все большее значение в поведении ребенка приобретают произвольные действия, к числу которых относится письмо. Письмо представляет собой сложнейший психофизиологический навык, включающий в качестве необходимого компонента выполнение тонкокоординированных графических движений. Графические движения, составляющие двигательный акт письма, относятся к классу произвольных двигательных навыков, выполнение которых организуется многоуровневой функциональной системой в виде многоэтажной и многонейронной констелляции нервных центров (А.Р. Лурия, 1963, 1973; М.М. Безруких и др., 1999).

С самого начала обучения письмо является осознанным актом, произвольно строящимся на условнорефлекторной основе (Н.С. Пантина 1957; Е.В. Гурьянов, 1959). Формирование этого навыка и его совершенствование происходят только при систематическом обучении, что позволяет проследить этапы его становления и особенности освоения в зависимости от возраста начала обучения, состояния здоровья детей, степени их адапти-рованности к процессу обучения и ряда других факторов (Р.А. Калюж-ная, 1977; М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1979; М.М. Безруких, 1994).

Одна из основных задач, которая стоит перед учителем с первых дней обучения,— научить ребенка писать довольно быстро, грамотно, в соответствии с установленными графическими нормами; правильно сидеть при письме, держать ручку, тетрадь; соблюдать определенный наклон, высоту и протяженность букв. Все это позволит ребенку овладеть двигательными графическими навыками.

15

Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации мелких биозвеньев тела в суставах, а кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. У детей, поступающих в I класс, несовершенна нервная регуляция движений, слабо развиты мелкие мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, низка выносливость к статическим нагрузкам (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1979). Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма и трудность его выполнения.

Способность к тонким двигательным координациям тесно связана с развитием ВНД и речи ребенка (М.М. Кольцова, 1975), а значит, может служить для определения готовности ребенка к обучению, позволяет прогнозировать его успешность. Формирование графического навыка зависит от большого числа разнообразных условий. Важнейшее значение среди них имеет соответствие методов обучения психофизиологическим закономерностям формирования графических навыков и функциональным возможностям детей.

Существующая система обучения письму не всегда учитывает функциональные возможности и особенности первоклассников. По литературным данным, среди первоклассников 7 лет 13% детей являются незрелыми по результатам выполнения теста Керна — Йерасека, а до 20% детей имеют различные отклонения психоневрологического статуса (М.В. Антропова и М.М. Кольцова, 1983). Это, вероятно, и объясняет тот факт, что рекомендуемые методистами и старательно выполняемые учителями приемы по формированию графических навыков в начальной школе недостаточно эффективны.

В этой связи интересно привести данные исследования по изучению становления навыка письма, проведенного в течение 3 лет у одних и тех же детей (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1979). Дети были разделены на

16

две группы: дети практически здоровые, зрелые по результатам выполнения заданий теста Йерасека (1-я группа); дети незрелые, с функциональными отклонениями в состоянии психоневрологического статуса в начале обучения (2-я группа). Для регистрации движений при письме использована методика актографии. Синхронно регистрировались интегрированные миограммы двух работающих мышц - поверхностного сгибателя и общего разгибателя пальцев. Письменные задания, выполняемые детьми в экспериментах, включали написание по образцу элементов букв, целых букв, слов в привычном темпе, при самопроизвольном выборе быстрого и медленного темпа, а также при отсутствии зрительной коррекции. При изучении эффективности выполнения письменных заданий подвергали анализу параметры, характеризующие выполнение задачи действия, качественные характеристики движения по отклонению от норм правописания и нарушению пространственной ориентации, временные параметры движения по продолжительности микропауз, а также параметры, отражающие регуляцию физиологических функций при заданной деятельности. Качество выполнения графических заданий оценивали с позиций формирования функциональной системы (П.К. Анохин, 1975). Изучение становления и формирования навыка письма показывает, что при зрительном контроле в начале обучения дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение с линиями в тетради, расстановке по линейке письма, пропорциональности. Исследование письма показало, что характерными его чертами в начале обучения являются: 1) повышенное внимание к графике письма, 2) выписывание каждого элемента отдельным актом, 3) длительные паузы, часто превышающие по продолжительности время написания графического элемента, 4) чрезвычайная медлительность письма, 5) излишние движения, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений (Березина Г.А., 1970; Н.А. Рокотова, 1971; М.М. Безруких, 1994).

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24776.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.