У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Тенденции развития театра детей как явления искусства
Количество страниц 131
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24801.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр. Введение...3

Глава 1. Теоретические основы театра детей

1.1. Художественная сущность театра детей...15

1.2. Историческая динамика становления театра детей в

4* контексте развития Российского театра...26

Глава 2. Социальный статус и художественная специфика театра детей

2.1. Художественно-этические принципы формирования и деятельности театра детей как студийной модели...70

2.2. Специфические особенности актерского и

режиссерского искусства в театре детей...84

2.3. Театр детей на современном этапе развития

4) российского общества...114

Заключение...127

Список литературных источников...131

Введение



* ВВЕДЕНИЕ

Театральное пространство — исторически изменчивая и подвижная материя, зависящая от конкретной социально-экономической формации, от культурных традиций и общественного сознания. Театр как искусство на каждом этапе развития общества обретает новые смысловые и ценностные параметры. Изменения, происходящие в современном театральном процессе, и возрастающая роль театра, где дети-актеры создают прецедент новой реальности, требуют научного изучения с учетом практической значимости художественных открытий, сделанных в этом направлении за последние десятилетия.

История театра знает многочисленные примеры участия детей-актеров в театральных постановках. Начиная с древних времен, это был один из способов передачи культурных ценностей «по наследству» следующему поколению.

Возникновение театра как искусства во многом связано с феноменом детской игры, которая, приобретая новые свойства, составляет основу драматического искусства. Поэтому взрослый, профессиональный театр, не только своим рождением, но и всей дальнейшей жизнью обязан театру детства за первозданность открытия мира.

Именно с детства начинался путь на сцену для многих выдающихся русских актеров - это И.И. Сосницкий, М.С. Щепкин, П.И. Ковалева-Жемчугова, М.Г. Савина, А.И. Ленский, П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский и многие другие. Однако в театроведении эти факты подробно не освещаются ни с педагогической, ни с искусствоведческой точки зрения.

Психологической наукой доказано, что основы личности, и способности человека к художественной деятельности закладываются в детстве. Особое место в жизни ребенка занимает игра как способ познания и отражения мира.

4

*¦' В разное время этот феномен исследовали А. Герцик, М. Волошин,

Л. Выготский, А. Петровский и другие.

Театр, как особая модель жизни, имеет огромную притягательную силу для человека-актера и человека-зрителя. Через соприкосновение с искусством театра осуществляется процесс познания мировой культуры и самого себя. Поэтому участие детей в театральном творчестве во все времена имело общественное значение, так как от их талантливости и профессиональной подготовленности зависело и зависит будущее театрального искусства.

Идея детского театра в России с конца XIX века обретала различные

формы: от постановки детских утренников и спектаклей, где играли сами дети,

* до спектаклей с участием только взрослых актеров. Взгляд на эту проблему

зависел от того, какие общественно-художественные группы обращались к ней.

В 1894 году при Невском обществе народных развлечений в Петербурге открылся детский театр с массовой аудиторией. Уже тогда четко прозвучал вопрос, поставленный режиссером Народного театра, сподвижником К.С. Станиславского - Н.А. Поповым: «Детский театр или театр для детей?» [103;С.78]

Разделяя понятия «детский театр» и «театр для детей», размышляя о задачах эстетического воспитания подростков, он был убежден, что дети как ' особая возрастная категория нуждаются в профессиональном детском театре с

взрослыми актерами.

Известный актер и театральный деятель начала XX века Б. Глаголин, поддерживая эту мысль, писал, что дети достойны своего театра, где будет ставиться высокохудожественная драматургия. Говоря об участии детей-актеров в домашних спектаклях, он просит не препятствовать этому увлечению. «Какое несчастье, когда детей не влечет ни к театру, ни к сочинительству, ни к *' рисованию или строительству, музыке... Надо развивать тогда в них эту еще не

заговорившую потребность...» [35;СЛ1]

5

"** Он сожалеет, что настоящему театру отводится мало места в

общественной жизни, а между тем его синтетическая сущность, вбирающая в себя многие искусства, имеет большое значение для общества.

Эта постановка вопроса звучит актуально и в наше время, потому что детское театральное движение приобретает особую глубину и новые формы, которые заставляют обратить на себя внимание не только педагогов, психологов, но и искусствоведов. Театр, где играют дети для детей-зрителей, -это явление нового времени. Здесь разрабатывается специфическая эстетическая система, имеющая свой образный язык и претендующая на художественную ценность.

^ На наш взгляд, сегодня детский театр - это в большей степени театр, где

играют дети-актеры, а именно - театр детей. Это понятие станет определяющим в дальнейшем исследовании.

Исходя из заявленной темы, проблема настоящего исследования формулируется как противоречие между необходимостью адекватного научного изучения детского театрального творчества в системе искусств и недостаточностью осмысления этого явления искусствоведческой наукой.

Степень научной разработанности этой проблемы долгое время заключалась в том, что в традиционных исследованиях преобладал психолого-

^ педагогический аспект, где театральное творчество детей рассматривалось в

системе эстетического воспитания.

В конце XIX века прогрессивные педагоги в рамках школы как института воспитания пытались создать условия для творческого развития ребенка. Теоретики свободного воспитания (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, А.У. Зеленко, СТ. Шацкий) при всей идеализации своей теории, где ребенок рассматривался как продукт биологических свойств и врожденных реакций

if организма, выделяли главное: воспитание творца должно протекать в

соответствии с природой.

6

Они считали, что при раннем обнаружении и развитии природных способностей можно значительно влиять на воспитание творческой личности.

Это положение для нас кажется особо ценным, так как при создании условий театральное искусство имеет свойство не только развивать природные качества ребенка, но, как считал В.М. Бехтерев, прививает привычку к творчеству.

Во второй половине XIX века движущей эстетической идеей искусства становится реализм. Эту теорию разрабатывает Н.Г. Чернышевский в своих работах «Эстетические отношения искусства к действительности» и «Очерки гоголевского периода русской литературы». Сущность реалистического искусства - правдивое изображение человека в обстоятельствах его жизни становится главным и для театра. М.С. Щепкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н.Толстой определяют искусство как познание, которое является отображением жизни и служит учебником жизни.

У передовых театральных деятелей меняется отношение и к актерской профессии. В 1888 году появляется статья С.А. Юрьева «Несколько мыслей о сценическом искусстве», где он рассматривает некоторые свойства сценического таланта актера с точки зрения психической деятельности. Уже в наше время СВ. Гиппиус в своей книге «Гимнастика чувств», анализируя работу Юрьева, показывает «направление поисков русской прогрессивной театральной мысли в те времена, когда Станиславский начал свой путь в искусстве». [34;С35] По Юрьеву природа психической деятельности актера на сцене и человека в жизни - едина, что находит подтверждение и в трудах Станиславского.

Ценность труда СВ. Гиппиуса в том, что ему удалось осмыслить и собрать в единую систему в определенной последовательности упражнения по актерскому тренингу многих педагогов, начиная от Станиславского, что способствовало разработке методики воспитания детей-актеров.

7

'' В конце XIX столетия меняется взгляд на подготовку актеров, на школу,

поскольку обучение профессии начиналось с детского возраста. Эту проблему обозначает Б. Глаголин в очерке «Новое в сценическом искусстве». Он пишет: театральная школа, воспитывая художественный вкус, «не должна стеснять и свободу молодого, незрелого творчества, памятуя, что "смысл глубокий в грезах детских есть"», и что школы должны существовать для охраны свободы развития, а не для его ограничения. [35;С58]

В это время многие педагоги и театральные деятели (Н.А. Попов, Б.С. Глаголин, П.П. Гайдебуров, Н.Н. Бахтин и другие) подходят по-новому к участию детей-актеров в театральных постановках. Не исключая

^ воспитательную роль театра, они в детских играх и первых сценических опытах

видят прямую взаимосвязь с искусством.

Б. Глаголин призывает, чтобы игра в театр не была только временной забавой для детей, нужно отнестись к этому как к искусству. Только искусство вдохновляет, воодушевляет на жизнь, поэтому дети достойны настоящего драматического искусства, а не только «игры в театр».

Определенную ценность для данного исследования имеют труды о любительском театре В.Н. Всеволодского-Гернгросса, в частности работа «Театр дома и в школе» (1912г.). Он, как и Б. Глаголин, придает большое

^ значение любительскому спектаклю, в особенности, если его участниками и

зрителями является школьная молодежь. Он видит огромную пользу от таких спектаклей, при условии, если их устройство находится в профессиональных руках. В.Н. Всеволодский-Гернгросс описывает способы и методы работы над пьесой, затрагивает сущность актерского искусства. Уже тогда звучало пожелание, чтобы режиссером детского спектакля было «самое опытное в театральном деле лицо и, если можно, режиссировать пьесы лучше всего

if приглашать настоящего режиссера или актера из публичного театра». [29;С. 16]

8

"* Дискуссии начала XX века о проблемах детского театра привели к

созданию специального театра для детей с взрослыми актерами, идея которого была воплощена после Октябрьской революции. Впервые возникла детская зрительская аудитория с ее специфическими особенностями восприятия театрального искусства. Поиски особенностей детского театра были тогда овеяны романтикой художественных открытий и научного творчества. Результаты этих исследований активно печатались и дискутировались на страницах журналов тех лет: «Игра», «Новый зритель», «Театр и школа», «Жизнь искусства», «Рабис», где выступали ведущие деятели детского театра А. Брянцев, Н. Сац, С. Городисская, А.Соломарский и другие. Взаимодействие

* классики и современности, сказки и нового быта, сценической условности и

участия юных зрителей в действии спектакля волновало в то время Г. Рошаля, С. Маршака, Н. Бахтина, Ю.Бонди, Д. Бассалыго и других деятелей культуры.

Самое главное достижение детского театра этого времени заключается в том, что театр для детей перестает быть разновидностью внешкольной работы и становится направлением нового советского сценического искусства. Это в дальнейшем, безусловно, повлияло на развитие детского и взрослого любительского театра, основы деятельности которого в разное время разрабатывали Н.Ф.Бунаков, Б.С. Глаголин, Н.Н. Бахтин, Н.М. Горчаков,

*•' А.Н. Грибов, Б.Е.Захава, М.Г. Дубровин, А.Г. Буров, Е.Ю. Сазонов и другие.

В 2000 году появляется фундаментальное исследование «Самодеятельное художественное творчество в СССР», где авторы В.Б. Блок, СЮ. Румянцев, А.П. Шульпин, Л.П. Солнцева и другие исследуют природу самодеятельного театра во взаимосвязи с общественной жизнью. Как особое явление рассматривается студийное театральное движение, которому в нашей стране в самые разные годы была присуща идея эксперимента, поиска особой

f) искренности и новых форм, «исповедальность», высокий интеллектуализм. Этот

9

серьезный искусствоведческий труд в определенной степени разъясняет некоторые аспекты исследуемой проблемы.

В последние десятилетия XX века ряд ученых посвящают свои диссертационные исследования подростковой театральной художественной самодеятельности (С.Н. Лебедева, Ю.П. Кустов, В.Г. Кузнецов, В.И. Леднева, В.А. Тришин, Д.Б. Перчик, Т.В. Лаврова, М.М. Шибаева, В.И. Плоткин). Все эти работы носят выраженную педагогическую направленность, освещают вопросы организации и управления детским театральным коллективом, способы и методы театральной педагогики.

Большой интерес для нашего исследования имеет диссертация В.Н.Сундуковой «Воспитание художественной индивидуальности актера в театральной школе», где автор на первое место ставит не овладение артистической техникой, а раскрытие творческой индивидуальности. [124]

Из научных работ последних лет, затрагивающих данную проблему, заслуживают особого внимания исследования Е.Р. Ганелина и А.Б. Никитиной. Е.Р.Ганелин ищет способы выработки возможной единой методики практической подготовки актера-любителя, начиная с детского возраста, не только на основе систематизации, сопоставления и обобщения различных точек зрения деятелей театра, но и путем использования собственных педагогических разработок. Целью автора была попытка соединения достижений традиционной русской театральной мысли с реальной практикой сегодняшнего детского и взрослого любительского театра. [33]

А.Б. Никитина в своей диссертации «Театр, где играют дети, в поисках собственной идентичности» пытается подойти к проблеме творчества детей-актеров как к новой реалии, явлению, имеющему свой художественный язык, собственную эстетическую природу и право на признание. [95]

Многие положения этой работы подтверждают открытия и поиски, которые ведут в настоящее время в направлении школьного театра А.П.Ершова,

10

В.М. Букатов, А.В. Гребенкин, СВ. Клубков, А.В. Луценко, Ю.Н. Витковская, К.В. Розанов, Н.В. Ермолаева и другие.

Несмотря на целый ряд исследований в этой области, все же приходится констатировать преобладание в них педагогического аспекта. Что же касается взгляда на деятельность театра детей со стороны искусствоведческого осмысления, то этот вопрос остается открытым для обсуждения и более глубокого изучения.

Таким образом, в качестве объекта настоящего исследования выступает театральное искусство.

Предмет исследования - театр детей как саморазвивающаяся система в культурно-историческом пространстве российского общества.

Цель данного исследования состоит в комплексном изучении условий, эстетических принципов, динамики и тенденций развития театра детей с позиции искусствоведения.

Определение цели, объекта и предмета позволило сформулировать следующие задачи:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы и художественную сущность театра детей.

2. Исследовать историческую динамику становления театра детей в контексте развития российского театра.

3. Выявить и экспериментально подтвердить основные принципы, определяющие этические и художественные свойства театра детей как студийной модели.

4. Определить роль, место, тенденции развития театра детей в современном российском обществе.

Гипотеза исследования заключается в следующих положениях: творчество детей-актеров, как и сам театр детей, по закону синергетики нужно

11

Я рассматривать как саморазвивающуюся систему в историческом пространстве.

Этот вопрос неразрывно связан с развитием школьного и любительского театра России, который эволюционно перерастал в профессиональный театр. Театр детей, совершая аналогичный путь, и по закону диалектики - перехода количества в качество - является новой формой театра.

Если учитывать онтолого-антропологический подход к этому вопросу, когда во главе процесса стоит личность и создаются определенные социальные условия для появления художественного продукта творчества, -то театр детей следует рассматривать как явление искусства.

Теоретико-методологическая база исследования. Научной базой "** разработки вопросов заявленной темы является ряд наук, вовлеченных во

взаимодействие. Для этого изучение должно опираться на метод, комплексного исследования, гдр основу составляют родственные науки: философия, история, театральная педагогика, психология, искусствоведение. Основное положение философии, что искусство есть отображение жизни и служит учебником жизни, - является актуальным и для театра детей.

Мысль Н.Г. Чернышевского о том, что театр возникает под воздействием жизненных потребностей, продиктованных той или иной социально-экономической формацией, позволяет рассмотреть в этом процессе ^ диалектическую неизбежность рождения новых форм. Поэтому

методологическое значение для настоящей работы имеют философско-исторический подход и опыт системного анализа театрального процесса. Учитывая, что главным предметом исследования является театр детей, и в нем — юный человек-актер в условиях театрального процесса, - здесь применителен личностный подход.

Положения, выносимые на защиту:

1*5 1. На протяжении долгого времени детское театральное творчество

рассматривалось как элемент эстетического воспитания. Взгляд на

12

¦ эту проблему имел педагогический аспект, что в целом определяло

его место в театральном процессе. Передовые педагоги и театральные деятели придавали значение участию детей в сценических опытах как эффективному средству формирования человека-творца, способного понимать искусство и создавать художественные ценности. Эта позиция во многом способствовала дальнейшему развитию детского театрального движения и логичному появлению театра детей, который, постоянно совершенствуясь, динамично развивается в настоящее время.

2. Театр как искусство меняется в историческом пространстве, "^ отражая конкретное время художественными средствами. В свою

очередь, театр во все времена являлся организмом, формирующим общественное сознание. Развитие школьного театра, и в целом любительского театрального движения в России, способствовало выделению в этом процессе как особой эстетической системы — театра детей.

3. Театр детей, с одной стороны, является производной величиной от профессионального театра, но с другой — это явление особого свойства. Существующие различия касаются вопросов театральной

• педагогики, способов и методов работы над спектаклем и оценки

продукта творчества - спектакля.

В современных социально-экономических условиях театр детей выступает как самостоятельное явление. Устойчивая тенденция интеграции в общий культурный процесс, многофункциональность воздействия, постоянное совершенствование творческого потенциала позволяют по-новому рассматривать роль театра детей в российском *1 обществе.

Научная новизна и практическая значимость заключены в том, что:

13

№ ¦ сделана попытка системно-функционального исследования

проблемы театра детей с позиции искусствоведения;

¦ выявлен и прослежен генезис процессов, происходивших в российском театре и подготовивших появление театра детей как самодостаточного явления;

¦ раскрыта эволюционная связь театра детей с единым культурным процессом;

¦ научно обоснована художественная сущность театра детей и раскрыты способы и методы организации и деятельности театра детей как творческого организма;

¦^ ¦ установлена и научно обоснована художественная ценность

театра детей, определены приоритеты его дальнейшего развития.

Практическая значимость исследования видится в том, что материалы диссертации могут быть использованы в историко-культурных исследованиях, а также теоретиками и практиками искусства, деятельность которых связана с театром детей. Авторское понимание сущности театра детей, его природы, специфики и все возрастающей роли в обществе может способствовать развитию интереса к более глубоким научным исследованиям в этой области. • Апробация работы велась на протяжении всего периода

диссертационного исследования. Отдельные положения диссертации освещены на международных научно-практических конференциях «Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы, развития» Смоленского государственного института искусств (2002-2004гг.); опубликованы в сборниках Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма «Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве» (2003-2005г.г.); */ некоторые материалы апробированы в ходе учебного процесса в Смоленском

государственном институте искусств, на практических занятиях в студии

14

Смоленского театра-студии «Диалог», с учащимися Вальдорфскои школы (г.Хаген, Германия) и в творческой лаборатории для детей-актеров при Рязанском областном Центре эстетического воспитания.

30-летний творческий путь детского театра-студии «Диалог» под руководством автора исследования также может служить веским

доказательством серьезности положений, выдвигаемых в диссертации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.

15

^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРА ДЕТЕЙ

1.1. Художественная сущность театра детей

История театра как общественного учреждения начинается со времен Античности. Театр (от греч. theatron) в греческом полисе являлся не только носителем культуры, но и объединителем греческого народа в единое государство. Поэтому во все времен театр был любим народом и имел огромное влияние на сам народ, о чем писали Руссо и Д'Аламбер. Последний говорил,

i л что театр - «это мораль, приведенная в действие, это правила, сведенные к

примерам». [71; С.6] По его мысли в сценических представлениях заключено могучее орудие для укрепления добрых чувств и смягчения нравов. Общественное настроение и нравы создают «духовную температуру», влияющую на развитие искусства, - считал французский теоретик И.Т. Тэн. [16;С.П2]

В России театр берет начало в русской духовности, выступает как средство воспитания человека в обществе. Эту его особую миссию, еще в свое время, отметил Н.В. Гоголь: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая

^ вещь, если применить в соображение то, что в нем может поместиться вдруг

толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не схожая между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». [36;С32]

Основатели Московского художественного театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко понимали Театр как миссию, не только как высокий художественный образец, но и образец передовой мысли, способствующий духовному воспитанию народа. К.С. Станиславский писал, что, обладая

16

.*>' большой силой духовного воздействия на толпу, театр получает крупное

общественное значение, если с его подмостков проповедуют возвышенные мысли и благородные чувства.

Влечение человека к искусству как нравственной деятельности -удивительный феномен. К.Н. Вентцель считает, что у большинства людей - это стремление к гармонии, к цельности, к единству нашей волевой деятельности, наших целей, наших влечений, наших действий. Он считает, что основу искусства составляет нравственность как стремление «создать ту высшую живую красоту, которой исполнена жизнь нравственных героев человечества». [22;С281].

V В.И. Немирович-Данченко дает нам совершенно новое толкование

театральной эстетики. Его формула искусства как «синтеза трех восприятий»: «восприятие социального», «жизненного», «театрального» определило художественную сущность российского театра XX века. По его мнению, при отсутствии одной из составляющих этой триады, - искусство теряет свой смысл и назначение.

Каждое искусство живет и развивается по своим законам. Но театр

имеет особое свойство, где основной продукт не овеществлен и не живет во

времени. Творчество актера включает в себя «в одно и то же время и

^ художника, и материал, и творца, и произведение искусства», —

констатирует историк театра В. Всеволодский-Гернгросс. [28;С74]

Что касается спектакля в целом, то он имеет материально-вещественную часть: декорации, реквизит, костюмы, музыкальные фонограммы и т.д. Но все же, по убеждению В.И. Немировича-Данченко, сущность театра в большей степени составляет актерское искусство.

Искусство театра ограничено кругом людей-творцов в рамках

У/ определенного коллектива, внутри которого протекает творческий процесс.

Если в основе его - познание, духовное постижение мира на чувственно-

17

эмоциональном уровне, то в результате возникают художественные открытия, имеющие непреходящее значение. В точке соприкосновения драматургического, актерского и режиссерского искусства происходит рождение ценности. Но на этом этапе это как бы «вещь в себе», истинная польза театра в соприкосновении со зрителем, тысячами людей - участниками театрального процесса. Смысл театра - в рождении и передаче духовных ценностей публично. Справедливо пишет по этому поводу английский исследователь Э. Бентли: все происходящие события на сцене обретают драматичность, только будучи увидены глазами зрителя.

По мысли М. Волошина, спектакль как произведение искусства образуют стихия актера, стихия поэта и стихия зрителя. Момент жизненного переживания, момент творческого осуществления и момент понимания - вот три элемента, без которых невозможно бытие художественного произведения.

Интересно его высказывание и о том, что театр не может творить для будущих поколений, - он творит только для настоящего и всецело зависит от уровня понимания своей публики, и служит в случае своего успеха точным указателем высоты своего уровня для своего времени. Результат от восприятия спектакля остается в «душе зрителя». М. Волошин делает вывод, что «главным творцом и художником театра является зритель». Без его восторга не может осуществиться ни замысел поэта, ни художника, ни актера. Чтобы быть понятным и полезным художником театра, нужно понять и изучить основные струны души своего поколения настолько, чтобы играть на них, как на скрипке. [25;С. 113]

Тезис М. Волошина, что «театр творит только для настоящего» убедителен в той части, где он подразумевает спектакль как произведение искусства, возникающее одномоментно при участии актеров и зрителя. А вот, произнеся, «театр осуществляется не на сцене, а в душе зрителя», он как бы
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24801.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.