У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Оптимизация псикофизиологического состояния стчдентов вузов посредством направленной релаксации
Количество страниц 109
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24802.doc 
Содержание СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ...4

ВВЕДЕНИЕ... 5

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

1.1 Психофизиологическая характеристика учебного труда и интел-^ лектуальной деятельности студентов...11

1.2 Использование дыхательных упражнений и принципа биологической обратной связи с целью оптимизации психофизиологического состояния 20

ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования...32

2.2 Организация и объём исследования...37

ГЛАВА III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

**¦ 3.1 Психофизиологические показатели у студентов в день практических занятий...43

3.2 Изменение психофизиологических показателей у студентов в ситуации ожидания экзамена...45

3.3 Особенности восстановления психофизиологических показателей у студентов после экзамена...50

ГЛАВА IV ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ (^ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ОЩУЩЕНИЯМ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

4.1 Динамика- психофизиологического состояния и вегетативного обеспечения учебной деятельности при управляемой релаксации посредством использования методики биологической обратной связи...41

4.2 Сравнительный анализ эффективности использования биологической обратной связи по ощущениям и дыхательных упражнений с целью релаксации...69

3

^ ГЛАВА V ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСО-

БЕННОСТЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЛАКСАЦИИ ОБУСЛОВЛЕННОЙ БИОУПРАВЛЕНИЕМ

5.1 Сравнительный анализ психофизиологических показателей у студентов с различным уровнем нейротизма и успеваемостью в день практических занятий...76

5.2 Особенности изменения психофизиологических показателей пе-Ш

ред экзаменом в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и

уровня знаний...82

5.3 Сравнительный анализ динамики восстановления психофизиологических показателей при использовании релаксации с биологической обратной связью по ощущениям...91

ГЛАВА VI ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...95

ВЫВОДЫ...107

й: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 109

Введение



Список используемых сокращений

А — активность

БОС — биологическая обратная связь

АДц - диастолическое давление

АДс - систолическое артериальное давление

ВДР - время простой двигательной реакции

ЖР - желание работать

КЗР — количество запаздывающих реакций

КПР - количество преждевременных реакций

КТР - количество точных реакций

Н — настроение

ПН — психическое напряжение

ПУ - психическое утомление *< РДО - реакция на движущийся объект

С - самочувствие

СТ — ситуационная тревожность

УР - устойчивость реакции

УФВ - уровень функциональных возможностей

ФС - функциональная система

ФСС — функциональное состояние системы

ЧД - частота дыхания . ЧСС - частота сердечных сокращений

ЦНС — центральная нервная система

ЭС - эмоциональный стресс

5 ^ ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Любая разновидность психологического стресса в своей основе имеет информационную природу (В.А. Бодров, 2000). Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе, а также «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о «травмирующих» психику событиях, ситуациях и их последствиях. Информация о неблагоприятном событии является пусковым фактором, определяющим угрозу возникновения стресса и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа стрессогенной ситуации.

Научные данные и социологические исследования показывают, что большинство' студентов испытывает ярко выраженное эмоциональное на-Й: пряжение накануне и в период сдачи экзаменов, которое оставляет свой след

и сохраняется ещё определённое время после экзамена (Ф.Б. Березин, с со-авт., 1980; А.В. Шагин, В.И Шостак, 1992; Е.А. Умрюхин с соавт., 1996; Е.А. Юматов с соавт., 2001). Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и бытовой деятельности студентов, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, рефлекторных изменениях дыхания, системы кровообращения, дисбалансе клеточных и гуморальных факторов иммунитета (К.С. Жижик, И.С. Дронов, 1992; В.Ю. Устюшин с соавт., 1997; Н.А. Агаджанян с соавт., 1997; A. Steptoe, 1993; W. A. Walker, 1998). Характер и яркость проявления этих реакций в учебной деятельности студентов могут служить критерием «физиологической стоимости», которая увеличивается при необходимости усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени (Н.В. Антропова с соавт., 1991; Г.Ф. Беренштейн с соавт., 1993; К. Berg-Kelly, J. Eriksson, 1997). При этом напряжённость нервных и приспособительно-компенсаторных механизмов резко возрастает, что приводит к существенному снижению эффек-

6

тивности учебной деятельности студентов (А.А. Рогов, G.А. Никитин, 1994; Е.А. Умрюхин, F.H. Легостаев, 1995; Н.А. Барабаш с соавт., 2000; Е.А. Юматов с соавт. 2001).

Основным содержанием? учебной деятельности студентов вузов являются; информационные процессы, нередко вызывающие стресс. Один из вариантов информационного стресса- это сдача экзамена, который протекает в условиях дефицита времени и является значительным \ стимулом к увеличе-нию объёма, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма и повышение требований к интеллектуальной и психофизиологической сферам (А.Г. Маклаков, 2000). Ряд авторов указывают, что на процесс адаптации- студентов влияют: функциональное: состояние, эмоциональное состояние, индивидуально-типологические характеристики и т.д. (Н.А. Агаджанян, И;Н; Полунин, 1998;.В.В: Горбунов, 1999; A.F. Ильин,.Л.А. Агапова, 2000; J; Strelau, 1994; V.Di Lachman, 1996). А; Одним из современных направлений коррекции и профилактики эмо-

ционального стресса' является использование метода: управляемой; релаксации с биологической обратной связью, направленного на развитие и совершенствование самоконтроля и саморегуляции; физиологических функций (М.Б. Штарк с соавт., 1999; R.A. Chez, W.B: Jonas 1997; N. Nokao, S. Nomura et.ah 1997). Биологическая обратная; связь является в настоящее время практически; единственным: научно5 обоснованным; методом из альтернативной медицины (М.Б. Штарк, 1998).

По мнению I: Shalif (1997), при применении так называемой натураль-ной биологической обратной связи (использующей собственные субъективные ощущения напряжения и релаксации) будет отсутствовать возможное стрессирующее воздействие аппаратуры, это, в.частности, относится и к формированию навыков управления дыханием, где основными ощущаемыми и; контролируемыми параметрами являются сигналы от дыхательной мускулатуры и; внутренней среды организма (И.Н; Солопов, 1996; С.Н. Кучкин, 1998). Диафрагмальное дыхание и мышечное расслабление содействуют

7

улучшению кровоснабжения и обеспечения головного мозга кислородом, что способствует его нормальной работе (Н.А. Жаркий, 1990).

Исследования, направленные на изучение управляемой релаксации, достигаемой посредством биологической обратной связи и дыхательных упражнений, их влияние на развитие и совершенствование механизмов самоконтроля и саморегуляции физиологических функций в период экзаменационной сессии в литературе нам не встречалось. Таким образом, весьма акту-альным является изучение психофизиологического статуса студентов во время сессии, скорость восстановления после экзамена, разработка рекомендаций с целью оптимизации психофизиологического состояния студентов.

Цель работы заключается в исследование особенностей функционального состояния у студентов на начальных этапах обучения и влияние направленной релаксации¦ на оптимизацию адаптивного процесса с учётом индивидуально-типологических характеристик. В соответствии с этой целью в дис-iK сертации были поставлены следующие задачи:

1. Изучить индивидуально-типологические особенности психофизиологического статуса студентов, на этапах учебной деятельности;

2. Исследовать эффективность различных видов релаксации: с использованием дыхательных упражнений и с помощью биологической обратной связи у студентов •, на фоне эмоционального напряжения (экзаменационный стресс);

3. Оценить эффективность оптимизации психофизиологического состояния у студентов с различным уровнем эмоциональной^ устойчивости и успеваемости в период экзаменационной сессии;

Методологической базой работы явились 1) теория академика ПК. Анохина (1980) о функциональной системе и системном анализе явлений, связанных с изменениями состояния организма человека, 2) представления о биоуправлении в спорте и физической культуре (С.Н. Кучкин, 1998), а также 3)

8

представления о роли натуральной биологической обратной связи в процессах саморегуляции функций организма (I. Shalif, 1997).

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что в период сессии в результате использования направленной релаксации на основе биоуправления, психофизиологическое состояние студентов будет поддерживаться на оптимальном уровне, что позволит более эффективно осуществлять учебную деятельность.

Научная новизна исследования. Впервые показана возможность кор-рекции психофизиологического напряжения студентов в период экзаменационной сессии посредством направленной релаксации с помощью биоуправления; что способствует повышению эффективности учебной; деятельности. Выявлены различия при воздействии биоуправления в зависимости от уровня нейротизма и успеваемости студентов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты обосновывают возможность использования направ-(К ленной релаксации с биологической обратной связью с целью оптимизации

психофизиологического состояния студентов в период учебной деятельности; доказана эффективность использования направленной релаксации с биологической обратной связью и дыхательных упражнений в сфере нормализации функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии, что повышает степень успешности профессиональной деятельности.

Практическая значимость. Выявленные особенности психофизиологической и вегетативной сфер у студентов с различной степенью нейротизма и успеваемостью целесообразно использовать для определения эффективности данного метода. Результаты исследования могут быть использованы: при составлении программно-методических документов для кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях, в целях совершенствования организации учебного процесса для оптимизации психофизиологического состояния студентов.

9. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.. В основе выраженных проявлений психофизиологического напряжения у студентов накануне, в период и после сдачи экзамена лежат индивидуально-типологические особенности, в частности нервно-психическая устойчивость.

2. Использование биологической обратной связи по параметрам мио-тонометрии, показателям сердечно-сосудистой и дыхательной системг позво-ляет оптимизировать функциональное состояние организма студента, которое выражается! в снижении; степени: напряжения? психофизиологической и вегетативной сферах.

3. Применение программы;комплексной!саморегуляции позволяет существенно снизить уровень напряжённости и восстановить нарушенный стрессом гомеостаз, что отмечается на-различных уровнях функционирования ? организма у студентов с высокими ¦, показателями нейротизма и успевае- мостью за счёт направленной релаксации.

4. Эффект от применения биологической обратной связи, в отличие от комплекса дыхательных упражнений, характеризуется большей выраженно-стью и скоростью восстановительных процессов по окончании экзамена:

Апробация исследования. Основные положения исследования нашли отражение в докладах и сообщениях на IV Межвузовской, конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области в г. Волгограде (1998); на итоговых конференциях и<конференции молодых исследователей Волгоград-ской i области ВГАФК «Актуальные проблемы физической культуры; и спорта» г. Волгоград, (1997, 1999, 2001); на юбилейной! областной научной конференции : «Учение И.П. Павлова на современном этапе и его развитие в трудах Волгоградских учёных» в г. Волгограде (1999); на конференциях молодых ученых, на научно - практической конференции ВФМЭИ (г. Волжский, 2001, 2002), в материалах международной научно-практической* конференции г. Волжский (2002), г. Волгоград (2003), г. Томск (2004). Работа обсуж-

10

дения на расширенном заседании кафедры физиологии и биохимии Волгоградской государственной академии физической культуры (апрель 2004).

Публикации материалов диссертации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 132 страницах машинописного текста и содержит следующие разделы: введение, обзор литературы, организация и методы исследований, экспериментальная часть, обсуждение результатов, выводы, практические рекомендации. Список литературы охватывает 231 источник, из которых 41 на иностранных языках. Работа иллюстрирована 17 таблицами и 4 рисунками.

и

* ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ СЕССИЮ

1.1. Психофизиологическая характеристика учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов

' В 20-х годах прошлого столетия В: Кеннон (1927) установил, что в

сложных ситуациях у человека возникают эмоциональные реакции, выраженные в изменениях эндокринных,. вегетативных, двигательных и других функций, которые вызывают энергетическую мобилизацию организма. Данное заключение позднее было подтверждено многими исследователями (Р. Лазарус, 1970; П.В. Симонов, 1970; Л.А. Китаев-Смык, 1983; Е.А. Умрюхин, 2002). Появляется избыточная мобилизация энергетических ресурсов орга-^ низма, и такой "неэкономный расход энергии", по мнению П.В. Симонова

(1970), является вполне оправданным как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Эмоции в подобных случаях выполняют полезную организующую функцию, обеспечивая процесс продуктивной саморегуляции. Правда, такая саморегуляция оказывается эффективной до определённого уровня активации организма, т.е. пока она не превышает допустимого предела и схема саморегуляции не переключается с отрицательной обратной -связи на положительную, когда эмоции начинают уже дезорганизовывать деятельность (М:А..Котик, 1974; А.А. Рогов, С.А. Никитин, 1994; Н.А. Бара-баш и соавт., 2000).

Часто такие реакции возникают в процессе деятельности, сопряжённой с монотонной длительной работой (В.Н. Ефстафьев, 1990; В.В. Лупачёв, В.В. Попов, 1997; СВ. Клаучек, 1998), а также при работе в экстремальных условиях (В.Т. Тарасенко и соавт., 1988) у работников умственного труда, к которым относятся руководители, операторы, научные сотрудники, врачи, деяте-

<*:

12

ли искусств, преподаватели, и учащиеся (М.А. Котик, 1994; Г.Н. Легостаев, 1996; В.В. Горбунов, 1997).

Учебную деятельность студентов i можно рассматривать как конкретный пример иерархического квантования (К.В. Судаков, 1992), когда приобретение знаний и навыков, необходимых квалифицированному специалисту, осуществляется через промежуточные этапы обучения, объединенные как в последовательный, так ив иерархический ряд, тогда как конечный результат — необходимый уровень знании — значительно отставлен во времени.

Ранние проведённые исследования физиологического статуса студентов в процессе повседневной учебной деятельности выявили у 60-70 % обследованных множественные нарушения состояния их здоровья, как на функциональном, так и на соматическом уровне (MJL Виленский, 1990; Е.А. Умрюхин и совт., 1996).

Как известно, студенты составляют особую социальную группу, объе- диненную определенным возрастом, специальными условиями труда и жизни, такими как новые социальные, психофизиологические условия, интенсивный учебный процесс, а нередко новая; климатогеографическая среда (Н.В. Ермакова, 1999; Т.В. Кутзенко, Г.М1 Чайченко, 1999; В.Б. Мандриков с соавт., 2000; О.Е. Горлова, 2001), необходимость усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени, длительные периоды гипо-кенизии, неполноценное питание,- конфликтные ситуации, возникающие при оценке полученных знаний, предъявляют высокие требования к компенсаторно-приспособительным механизмам их организма (А.В. Гребенюк, 1994; Н;А. Агаджанян, Т.В. Ионова, М.Ф. Сауткин, 1994; В.А. Буйловс соавт., 1996; B.C. Фомин, B.G. Леви, 1998; М.И. Степанова с соавт., 2000; S.M. Stewart et al., 1995). При этом ослабляются внутренние механизмы саморегуляции, и работа отдельных функциональных систем оказывается недостаточной для удержания различных показателей внутренней среды на нормальном уровне. Экспериментально установлено, что ограничение двигательной активности, которое ярко выражено при подготовке к экзамену сопровождается

13

изменениями в эндокринной и иммунной системах, в кровообращении, в обменных процессах, а также ускоряется развитие старческих изменений (Л. Серова, 1997).

Учебное время студентов в среднем составляет 52 - 54 часа в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8 - 9 часам, следовательно, их рабочий день - один из самых продолжительных (В.И. Ильинич, 1999). В возрасте 17 - 25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функции (сенсорно-перцептивные, мнемиче-ские, мышление), в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов и позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.

На первом курсе происходит ломка старого стереотипа школьника и (V создание нового стереотипа студента (В.И. Макарова с соавт., 1997; А.В. Ку-

ликова, 2000). У всех студентов в первые месяцы пребывания в вузе повышается эмоциональная лабильность, утомляемость, ухудшается логическое мышление, заметно снижается уровень восприятия, объём памяти и т.д. (О.П. Добромыслова, В.Г. Маймулов, 1991; В.И. Петров, Н.И. Латышевская, 1999; A.N. Supe, 1998). Это сопровождается, по данным Н.А. Агаджаняна, И.В. Ру-женковой* (1997), значительным функциональным; напряжением обеспечивающих функциональных систем, в частности, системы кровообращения. Исследование динамики функционального состояния центральной нервной системы студентов первого курса в период острой адаптации к условиям вузовского обучения показали, что к шестой неделе обучения происходит относительная стабилизация большинства психофизиологических показателей (В.И. Кирпичев, 1994). К этому времени заметно улучшается выраженность коркового компонента ориентировочной реакции.

Работоспособность студента вуза представляет собой две взаимосвязанные части: эффективность психической деятельности и функционального

14

состояния организма в целом (F.M. Зараковский с соавт., 1999). Кроме собственно умственной работы учебная деятельность студента включает статическое позно-тоническое напряжение и динамическую физическую нагрузку.

Традиционно: в; динамике работоспособности выделяются периоды врабатываемости, устойчивой ? работоспособности, устойчивой? и неустойчивой компенсации и конечного порыва (A.G. Егоров, В:П: Загрядский, 1973; V.G. Eimacher et all, 1998). С включением i в учебную деятельность активизируются* обеспечивающие жизнедеятельность физиологические системы и в первые два часа учебного дня работоспособность повышается. Достигнув оптимума, она!поддерживается;на относительно* высоком^уровне. Изменения! показателей: физиологических функций организма адекватны той нагрузке; которую испытывает человек, и находятся в пределах' физиологической' работоспособности. В* этот период появляются; начальные признаки утомления, компенсирующиеся; лишь, волевым-усилием человека* и его положительной мотивацией;к работе (РМ. Баевский, В.И: Кудрявцева, 1975; В:И; Рождественская; 1980). При?дальнейшей работе происходит нарастание утомления, что выражается во временном ухудшении функционального состояния организма, снижении эффективности деятельности и проявляется рядом субъективных ощущений (например; чувство усталости).

Степень утомления?зависит от индивидуальных особенностей и типа* нервной:системы, физического^состояниями компенсаторных возможностей организма; В;В1 Горбунов (1997), Ю.П: Пивоваров (1999) подтверждают данные о развитии в коре больших полушарий: «охранительного торможения», особенно ?¦ выраженного в конце 8-часового рабочего ? дня. Многочисленные исследования последних лет показывают, что длительность периода устойчивой работоспособности; обучающихся! коррелирует с показателями силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов (П.С. Турзин; с соавт., 1996; Н.В: Макаренко с соавт., 1999; G.Turpin et. al.,1999). Развитие утомления* сопровождается асимметрией кровенаполнения полушарий головного мозга (В.А; Лащук, 1983; Б.М: Фёдоров с соавт., 1989).

«¦V

15

Начало утомления является сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению. В случае же продолжения деятельности наблюдаются функциональные сдвиги, неадекватные реакции, когда человек уже не может волевым усилием компенсировать снижение работоспособности (В.Ф. Киричук с соавт., 1994; С.Н. Кучкин, 1998). «Конечный порыв» характеризуется кратковременным повышением эффективности учебного труда, осуществляющейся по механизму сложнорефлекторной реакции на ком-плекс условных раздражителей, сигнализирующих о предстоящем окончании деятельности. При этом дальнейшее продолжение работы малоэффективно и характеризуется высокой «физиологической стоимостью» (М.К. Ржепецкая, 1995; Н.Д. Овчинников, 1998).

Работоспособности, как и многим функциональным психофизиологическим показателям, свойственна цикличность изменений в течение суток, по дням недели, сезонам года. Т.Л. Лихачева с соавт. (1990) указывают, что оп- тимум физиологических функций и высокая работоспособность регистрируется с 9-10 до 12-13 часов и с 15 до 17-18 часов. Недельная же динамика работоспособности распределяется следующим образом: со среды уровень работоспособности повышается, достигая своего пика в пятницу (при условии; что в четверг учебная нагрузка невелика). По мнению же Л.С. Зиневич (1999), повышение работоспособности наблюдается во вторник и среду, а с четверга она-падает. А.В. Суворова с соавт. (2000), изучая недельную динамику умственной работоспособности, обратили внимание на то, что отсутствие воскресного отдыха приводит к утомлению уже в понедельник. По дан-ным В.И. Брудного, (1975), В.И. Ильинича (1999), J.A. Grunbaum (2000), значительная часть студентов (около 57%) не умеет планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по выходным дням.

Анализ годовой динамики показывает, что в начале учебного года процесс врабатывания сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности, затягивается от 3 до 3,5 недель. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 месяца. G началом зимней

16

зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11—13 часов при этом возрастают эмоциональные переживания и происходит спад работоспособности. Во время экзаменов усиливается снижение кривой работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недель. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В летнюю зачетно-экзаменационную сессию снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медлен- ным развитием вследствие значительной глубины утомления.

Экзаменационная ситуация, по классификации В.Л. Леви (1991), относится к кратковременным стрессорам, но изменения эмоционального и физиологического состояния организма, вызванного ею, бывают довольно значительными. Экзамен является состоянием; которое часто используется для изучения реакции физиологических систем на стресс (Е.А. Умрюхин, В.И; Бадиков идр., 1998), иперед этим испытанием; студенты пребывают в состоянии крайнего психоэмоционального напряжения, характеризующегося выраженными изменениями вегетососудистых функций, энергозатрат и=т.д. (А.Б. Шангин В.И. Шостак, 1992; Н.А. Фудин и соав. 1996; Н.А. Литвинова и соавт., 1994; В.А. Левандо, Р.С. Суздальский, Г.Н. Кассиль, Б.Б. Першин, 1994; Е.А. Умрюхин, В.И. Бадиков, 1998), что естественно не способствует эффективной сдаче экзамена.

Достижение успешных результатов на экзамене сопряжено с выраженными изменениями ряда физиологических параметров, характеризующих регуляцию гомеостаза и определяется длительной, напряженной учебной дея-

17

тельностью в течение всего семестра, что может служить причиной истощения саморегуляторных механизмов функциональных систем, поддерживающих гомеостаз (A.Hi Подборский, B.C. Кожевникова, 1997; Л.М. Сухарева с соавт., 2000; R.J. Sternberg, 1990), и как следствие - формирование у студентов синдрома вегетососудистойдистонии (В.И. Бадиков, 1997). Среди студентов, достигших высоких учебных результатов, имеются как лица, характеризующиеся высокими физиологическими затратами в ситуации сдачи эк-замена и ярко выраженными вегетативными дисфункциями, так и лица относительно здоровые, устойчивые к учебным экзаменационным: перегрузкам (Е.А. Умрюхин и соав., 1996). Индивидуальные различия, связанные с особенностями функциональной асимметрии мозга, а также со свойствами темперамента, являются одним из факторов, определяющих специфику и» силу эмоционального переживания! (Н.Н. Данилова, C.F. Коршунова; Соколов Е.Н., Е.Н. Чернышенко, 1995).

К Данные В.И. Бадикова и соавторов (1997) указывают на то, что физио-

логическое обеспечение процесса сдачи экзамена различаются в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности оценкой, полученной на экзамене. Студенты, удовлетворенные полученной оценкой, отличаются от студентов не удовлетворенных результатом экзамена, как личностными особенностями (повышенной личной тревожностью) так и выраженными изменениями физиологических функций в условиях экзамена. Таким образом, способность достичь желаемого результата на экзамене у студентов сопряжена с высокой физиологической "ценой" обучения и ухудшением состояния здоровья. Студенты в группе неудовлетворенных оценкой на экзамене характеризуются более низкой физиологической "ценой" процесса сдачи экзамена, отличались выраженной экстраверсией и были отнесены к практически здоровым.

Процесс обучения в вузе характеризуется значительными энергетическими затратами (Е.А. Умрюхин и соавт., 1996), которые в результате нерационального использования данных ресурсов могут отрицательно сказаться i

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24802.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.