У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Этапы режиссерского пути Андрея Борисова
Количество страниц 138
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24814.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава 1. Истоки режиссуры А. Борисова...10

1.1. Картина мира якутов...10

1.2. Обряд и ритуал через призму театрального искусства. ..15

1.3. Эпический театр Олонхо...32

Глава 2. Становление творческого метода. 1982—1990 годы...44

2.1. «Желанный голубой берег мой»...44

2.2. «Кудангса Великий»...66

ГлаваЗ. Путь к синтезу. 1990-1997годы...90

3.1. «Николай Дорогунов — дитя человеческое»...90

3.2. «Король Лир»...109

Заключение...132

Библиография...138

Введение



Введение

Творчество якутского режиссера Андрея Борисова является неотъемлемой и важной частью современного театрального процесса Российской Федерации. Деятельность его, несомненно, способствовала тому, что за последние двадцать лет Саха театр1 пережил эпоху профессионального подъема и прочно занял достойное место в театральной жизни нашей страны.

Одновременно Саха театр интенсивно способствует формированию национального самосознания народа и укреплению его духовных ориентиров. Именно творческие искания якутской режиссуры сыграли в этом процессе решающую роль, позволив якутам отчетливо осознать собственную самобытность. При этом на пространстве якутской сцены художественные достижения русского театра органично соединились с национальной культурой и древними традициями народа Саха.

Основателем якутской режиссерской школы стал Андрей Борисов, творчество которого дает возможность оценить наиболее характерные особенности якутского театра, а его режиссерская и общественная деятельность уже много лет в значительной степени определяет духовный климат республики Саха.

Довольно много материалов об Андрее Борисове появилось за последние два десятилетия на страницах республиканской, российской и зарубежной печати, однако эти материалы составляют, главным образом, рецензии на его спектакли, интервью и статьи самого режиссера.

Андрей Саввич Борисов родился 28 ноября 1951 году в селе Ниджили Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия). Семью, свое детство он определяет библейским понятием «земля обетованная». Именно в семье сформировалось его мировоззрение. Родители всячески прививали ребенку

1 В 1990 году, когда был принят суверенитет Республики Саха (Якутия) - Якутский драматический театр имени П. А. Ойунского переименовали в Саха театр имени П. А. Ойунского, а пустя 5 лет ему присвоили звание академического.

вкус к высокому искусству. С детства А. Борисов испытывал большой интерес к литературе и истории, а его врожденная способность к образному мышлению и тонкое чувство красоты послужили предпосылкой к определению будущей профессии. Полиэтническая среда, в которой родился и вырос режиссер, изначально формировала его как художника, стремившегося соединить две культуры: европейскую и азиатскую.

Стремление стать режиссером подпитывалось огромным желанием молодого человека иметь возможность выразить на сцене универсальными театральными средствами свои мысли о месте якутского народа в мировом культурном пространстве. А.Борисов в 1974 году окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (якутская актерская студия, курс М.Н.Гладкова) и продолжил обучение на режиссерском факультете ГИТИСа. О своих планах того времени он говорил: «Мы хотим с ним (Карлом Сергучевым) поставить в театре настоящее горловое пение, которое бывает только у якутов, когда второй голос выходит на первый план. Может, эта сложная смесь архаики и новации мирового театра, классической литературы и фольклорных находок вместе даст то, о чем мечтаю я, ради чего поехал учиться в ГИТИС, почему согласился возглавить театр, чем увлек и объединил большинство актеров национального якутского театра олонхо»2.

В 1982 году выпускник ГИТИСа, ученик Андрея Александровича Гончарова, Андрей Борисов становится режиссером Якутского драматического театра имени П. Ойунского. «Есть общие закономерности нашего искусства, — считает Г.А. Товстоногов — их надо знать. С этого и начинается творчество»3. Тяготение к познанию этих закономерностей и унаследовал Борисов от своего замечательного учителя, недаром на выпускном заседании кафедры Гончаров так сказал про Борисова: «Ну, вот он уже овладел технологией театра».

2 Борисов А. Олонхо - это мы // Современная драматургия. 1997. № 1. С. 270.

3 Товстоногов Г. Зеркало сцены. Л., 1984. С.15.

Через год после начала самостоятельной режиссерской деятельности, в 1983 году Борисова назначили главным режиссером театра имени П. Ойунского, которым он руководит и по сей день. В своей книге «Режиссерские тетради» Андрей Гончаров сформулировал перечень качеств, необходимых главному режиссеру театра, вступающего на эту должность: «Плодотворно единство сильной воли, четкой программы, выраженной художественной индивидуальности нового руководителя с тем живым и ценным, что накоплено коллективом в прошлые годы»4. Деятельность Андрея Борисова, 22 года остающегося руководителем Саха театра и поставившего за это время 26 спектаклей, принесла его труппе не только всероссийское, но и мировое признание.

Не оставляя театральной деятельности, Андрей Борисов в 1990 году возглавил Министерство культуры Республики Саха (Якутии) и добился его переименования в Министерство культуры и духовного развития. На этом посту он инициировал и возглавлял многочисленные разнообразные культурные акции, направленные именно на духовное возрождение народа. В очень тяжелые для всей постсоветской России 1990-е годы Борисов смог успешно поддержать культурную инфраструктуру республики. При его непосредственном участии открылись Высшая школа музыки, хореографическое училище, актерские курсы - филиал Школы-студии МХАТ, Арктический государственный институт культуры и искусства, проходили театральные фестивали, возродились национальные праздники и было сделано многое для сохранения и развития культуры.

Научная новизна. Впервые в данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть сущностные и структурные особенности режиссерского метода Андрея Борисова, а также выявить художественные закономерности эволюции его творческой манеры.

4 Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980. С. 72.

Материалом исследования стали четыре этапные для А. Борисова спектакля, поставленные режиссером в период с 1982 по 1997 годы: «Желанный голубой берег мой» (1982), «Кудангса Великий» (1990), «Николай Дорогунов - дитя человеческое» (1994), «Король Лир» (1997). Эти спектакли наиболее полно отражают своеобразие режиссуры Борисова. Они являются поворотными этапами в его разработке уникального художественного метода — синтеза постановочных европейских новаций с якутской фольклорной и ритуальной архаикой. Обоснование целостности этого цикла является одной из задач предлагаемой работы, поскольку после постановки трагедии «Король Лир» режиссерский метод Андрея Борисова, целенаправленно погружающегося теперь в поиски выразительных средств для адекватного сценического воплощения национального эпоса Олонхо, претерпевает заметное изменение, а потому исследование последнего этапа его постановочной деятельности заслуживает особого изучения и выходит за рамки данной диссертационной работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы дополняют картину развития российской режиссуры в целом, а также могут быть использованы в качестве учебного пособия в театральных вузах России. Кроме того, в диссертации средствами описательного анализа воссоздан детализированный образ четырех этапных постановок Андрея Борисова, что, несомненно, станет полезным подспорьем в научной работе будущих исследователей отечественной режиссуры.

Цель работы - обнаружить художественные законы, которыми руководствуется при создании своих спектаклей А. Борисов. Сегодня, когда в жизнь якутского театра вошло уже третье режиссерское поколение, настало время попытаться глубже осмыслить своеобразие режиссерской манеры Борисова, исследовать особенности его творческого метода, мировоззрения, его уникальную способность к органическому синтезу национального миропонимания и традиций европейского театра. Исследование этого

уникального качества якутского режиссера и стало целью предлагаемой диссертационной работы. Важность его трудно переоценить, поскольку в современном мире порой возникают ситуации, когда национальное своеобразие той или иной культуры в угоду внехудожественным целям ставится в оппозицию общекультурному потоку развития.

Задача работы заключается в выявлении этапов становления и эволюции творческого метода Андрея Борисова, в изучении процесса формирования собственного художественного языка этого режиссера, уникальность которого наиболее ярко проявились в его четырех избранных для театроведческого анализа постановках.

Методологическая основа работы. При подготовке диссертации автор опирался на труды, посвященные якутскому фольклору и этнографии традиционной культуры региона, созданные Н. А. Алексеевым, В. В. Илларионовым, Е. А. Кулаковским, С. К. Колодезниковым, Е. М. Мелетинским, П. А. Ойунским, А. А. Поповым, Е. Н. Романовой, А. П. Слепцовой, Г. У. Эргис. Важно оговорить то обстоятельство, что все исторические, ритуально-обрядовые и фольклорные пласты, задействованные в предлагаемом исследовании, автор рассматривает в сугубо театроведческом аспекте через призму режиссерского языка Андрея Борисова и потому не претендует на самостоятельность в названных научных областях знания, тесно связанных с предметом диссертации.

Изучение классических трудов по истории режиссерского искусства России, а также работ отечественных театральных критиков и исследователей современного театрального процесса - прежде всего Б. И. Зингермана, К. Л. Рудницкого, А. В. Бартошевича, В. В. Иванова и других, - содержащих подробное описание режиссерских методов и выразительных постановочных средств, позволили автору исследования опереться на них в своих выводах при анализе спектаклей Андрея Борисова.

Творчеству Борисова посвящена единственная книга — сборник лучших газетных и журнальных статей российских и якутских театральных критиков «Андрей Борисов и Саха театр на рубеже тысячелетий». Автор предисловия к сборнику Татьяна Павлова делит творчество Борисова на четыре периода. Первый она обозначает как «Становление (1982-1985)» и относит к нему кроме рассматриваемой в данной работе постановки «Желанного...» спектакли «Розовая чайка» Г. Дьячкова, «Ханидо и Халерха» С. Курилова, «Женитьба» Н. Гоголя. Второй период определен Т. Павловой как движение «На пути нравственного возмужания и художественных открытий (1986-1990)» и включает в себя спектакли «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Споткнувшиеся» Алампа — А. Софронова, «Прощание с Матерой» В. Распутина. Третий период исследователь рассматривает как рубежный и дает ему название «На перепутье творческих исканий (1991-1995)». Она объединяет в его границах спектакли «Три разговора» В. Соловьева и «Чайку» А. Чехова. Рассказ о четвертом периоде Павлова озаглавила как «Восхождение к вершинам мировой классики. (1996-1999)» и пишет здесь о поставленной Борисовым на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутии) опере «Борис Годунов» М. Мусоргского и спектакле «Король Лир»5.

Признавая справедливость этой хронологически-тематической периодизации творчества А. Борисова, автор данной диссертационной работы тем не менее предлагает иную периодизацию, исходя из логики своего исследования (подробнее об этом см. Заключение).

Материал диссертации выстроен по хронологическому принципу. Исследовательский метод, примененный в данной работе, сочетает подробный описательный анализ четырех этапных постановок Борисова с теоретическим обоснованием их роли и значимости в творческом пути режиссера.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографии.

Андрей Борисов и Саха театр на рубеже тысячелетий/ Сост. В. Н. Павлова, Е. Н. Степанов. Новосибирск, 2000. С. 16.

Во Введении дается обоснование темы, обусловливается ее научная новизна и практическая значимость, формулируются цели и задачи исследования, определяется методология, очерчивается круг научной литературы, использованной в процессе работы над диссертацией, а также предлагается краткий биографический экскурс творческого пути Андрея Борисова.

Первая глава носит название «Истоки режиссуры А. Борисова». Здесь дана характеристика тем эстетическим и смысловым особенностям художественного мировоззрения якутов, их религиозных ритуалов и обрядов, которые неизменно присутствуют в спектаклях Борисова и являются их национальным кодом.

Во Второй главе, которая озаглавлена как «Становление творческого метода. 1982—1990 годы», прослеживается тенденция режиссерского движения Борисова от освоения лирико-эпического жанра в его дебютном спектакле «Желанный голубой берег мой» к постижению символистской природы национальной якутской трагедии «Кудангса Великий».

Третья глава называется «Путь к синтезу. 1990-1997 годы» и рассматривает следующий этап режиссерских исканий Борисова, границы которого обозначены постановками музыкально-драматического эпического спектакля «Николай Дорогунов - дитя человеческое» и трагедией «Король Лир».

Заключение подводит основные теоретические итоги исследования.

Библиография охватывает комплекс трудов, исследований и публикаций, имеющих отношение к теме данной диссертационной работы.

Глава 1. Истоки режиссуры А. Борисова

1.1. Картина мира якутов

На протяжении мифологического освоения якутами своего мира, своего бытия человек в нем не противопоставлен природе, как в некоторых философских учениях, а остается ее частью, а стало быть, - и частью Вселенной.

Поэтому Вселенная познается в тех измерениях, в которых живет сам человек — во времени, пространстве и движении, рождении и смерти, добре и зле и т. д. Все эти измерения, становясь отдельными понятиями, складываются в единую систему, образующую Картину мира как основу всей якутской культуры. Именно в этой системе они приобретают те функции членения и синтезирования действительности, которые поднимают эти понятия уже на уровень категорий.

Использование термина «картина мира» обусловлено, во-первых, тем, что и в философии это явление живое, не застывшее, но развивающееся во времени и пространстве. Во-вторых, данное миру определение «картина» (в отличие от «системы») чувственно-конкретно, что особенно важно, когда речь идет о театральном искусстве. Ведь именно в театральном действии прежде всего через пространственно-временные сценические решения создаются образ мира и образы героев.

Понятие «картина мира», при изучении якутского фольклорного наследия, в связи с искусством театра, раскрыла театровед В. Ц. Найдакова: «Картина мира, представленная в олонхо, космична и планетарна. Она дает вертикальную связь трех миров. Уже сама эта космологическая схема, созданная, очевидно, в период господства мифологического мышления, дает

10

возможность сопоставления ее с представлениями о картине мира в мифах многих других народов и с религиозными учениями»6.

В традиционной Картине мира у народа саха, как у многих тюркских народов, выделены три относительно самостоятельных мира: Верхний, Средний, Нижний (см. рис.).

^Верхний мир

СсЗлнце~незаходит, населяют племена ^ЮрюнгАйыы /

Средний мир

Ясное солнце, достаточно

растительного и животного мира

населяет доброе человечество

Рисунок. Картина мира народа саха

ижнии м

Логово враждующих

Вечный полумрак, нет рас и солнечного светг

6 Найдакова В.Ц. Якутский театр. (Национальные театры Сибири. Вып. 1.) Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, 1997. С. 7.

II

Необходимо отметить, что мир в традиционном мировоззрении якутов амбивалентен. Это, в частности, проявляется в дуалистичности мировосприятия народа саха — нет худа без добра, нет добра без зла. Поэтому все три мира населены, одновременно, добрыми и злыми духами и божествами.

Так, в Верхнем мире обитают суровые, но справедливые боги, рядом с ними живут причиняющие людям зло, нечистые силы — абаасы, например, Албан абаасыта, — насылающие психические заболевания.

В Среднем мире, помимо людей и животных, обитают многочисленные духи - хозяева (иччи) гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, созданных руками человека.

Под Средним миром расположен Нижний мир; эта страна населена особыми племенами абаасы или адьарай, враждебных жителям Среднего мира. Но там же поселились добрые божества, такие как Кудай Бахсы — божество кузнечного ремесла, Куесчут — божество гончарного ремесла, Уукан Тойон - божество водного пространства и т. д 7.

В фольклорных источниках, кроме описания этих миров, имеются упоминания о каких-то мифических странах, где растут крепкие деревья, из которых сделаны луки героев олонхо — Хатыах-Имиэн, Томуон-Имиэн, Китиэн-Имиэн дойдулар.

Центром совмещения вертикальных и горизонтальных структур модели мира, является мифологическое Мировое дерево, или Древо жизни. Данный образ является универсальным и распространен почти среди всех народов мира.

Дерево Аар Кудук Мае связывает все три мира Вселенной. Корни его спускаются вплоть до Нижнего мира, откуда выходят обратно «дугой», чтобы стать столбом для вешания различной утвари и салама. Достигая Верхнего

7 См. Ойуунускай П. А. Талыллыбыт айымньылар (Собрание сочинений). Якутск, 1980. В 5 тт. Т. 1. С. 25.

12

мира, светлой страны Юрюнг Айыы тойона, вершина могучего дерева становится священной коновязью.

Кроме того, Аар Кудук Мае (священное дерево) воспринимается как жилище Аан Алахчын Хотун — духа хозяйки местности. В силу этого дерево одухотворяется как живое существо. Так, на границе освоенных территорий якуты выбирали Ытык мае — священное дерево и приносили жертвоприношения Духу-хозяйке местности Аан Алахчын Хотун.

Традицию одухотворения неживых предметов можно отчетливо увидеть в песенном искусстве якутов. В народных верованиях якутов до XIX - начала XX века сохранились пережитки архаичных культов. Обожествление природы, наделение ее сверхъестественными свойствами у якутов, как показал Н. А. Алексеев, проявлялось в «оживотворении» (термин Н. А. Алексеева) природы, а также в персонификации ее системы в целом и отдельных ее

Q

объектов в образах духов-хозяев . Приведем песню, героиня которой, береза, наделена способностью говорить, испытывать разные оттенки чувств, понимать, что у нее — помимо всего этого — есть душа:

Текст песни Перевод

Ийэ хатынг Я, матерь-береза,

Этим тардан судорожно дернувшись,

Игис гынным, вздрогнула,

Онуоха сурум-кутум отчего душа моя,

Уолуйан-сопуйан, растерявшись-удивившись,

Тергуу мутукпар тахсан выскочила и уселась

Чэкчэллэн олордо. на нижние ветки .

^Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX - нач. XX в. Новосибирск, 1975. С. 58. * Сивцев Д. К. (Суорун-Омоллоон). Якутский фольклор. Новосибирск, 1996. С. 248.

13

В сакральном времени видоизменяется обычный ритм мировосприятия, обусловленный нехарактерными для повседневной жизни отношениями, порожденными календарно-циклическими, культово-обрядовыми и ситуативными действами. При всей обособленности, сакральное время занимает одну из важных сторон жизнедеятельности этноса. Только через него человек вступает в контакт с мифологизированной средой.

В якутской культуре наиболее ярко сакральное время проявляется во время национального праздника Ысыах и связанных с ним культово-обрядовых действиях. Происходит чисто циклическое, календарно ожидаемое наступление сакрального времени. По представлениям якутов, в это время соприкасаются Верхний и Средний миры. «Небожители Айыы дают людям общетворящее начало, начинается новый цикл в жизни природы, коллектива»10.

Другим проявлением ситуативного наступления являются похороны и связанные с ними культово-обрядовые действия. В это время вводятся определенные запреты, соблюдаются отличающиеся от повседневной жизни правила поведения и т. д.

В сакральное время включено исполнение различных обрядов и ритуалов, независимо от их содержания и функционирования.

Движение и передвижения героев в мифопоэтическом пространстве якутской Картины мира скачкообразны. Так, в Олонхо герои перемещаются из одного мира в другой во мгновение ока — чыпчылыйыах тюгэнэ. То есть, субстанциональность пространства, времени и движения сводится к нулю.

Таким образом, можно констатировать, что в мифопоэтике якутов пространство, время и движение — произвольные понятия, выступающие для умозрительного измерения мифологического мира.

10 Романова Е. Н. Якутский праздник Ысыах: истоки и представления. Новосибирск, 1994. С. 17.

14

Данное устройство мира и вместе с ним «мифологические способы» коммуникации с иными (нижней и верхней) сферами предполагает участие человека в судьбах мироздания посредством обрядов и ритуалов.

1.2. Обряд и ритуал через призму театрального искусства

В настоящее время многие этнографы признают, что обряд и миф часто взаимодействуют, но первичным в этой связи выступает чаще обряд. «Первоначально, — полагал Ю. П. Францев, — словесная часть обряда... была незначительна... Затем словесная сторона начинает разрастаться, становясь как бы пояснением совершаемого ритуала,., перерастает в песню или речитатив, сопровождающий обряд. Обряд может развиться в тесной связи с развивающимся словесным текстом в своеобразную религиозную драму... С другой стороны, и словесное пояснение может превратиться в самостоятельное повествовательное произведение-миф, который будет читаться в ходе исполнения обряда» и.

Шаман. Слово «шаман» вошло в мировую науку из языка эвенков через русский язык.

И. Г. Георги сделал одну из первых попыток теоретически осмыслить шаманство как раннюю форму религии: «Шаманский закон принадлежит в число древнейших вер. Он всех старее на Востоке и почитается корнем ламайского, браминского и других языческих толков»12. Вслед за И. Г. Георги шаманизм считали древнейшей формой религии и многие другие ученые (Д. Банзаров, Н. Я. Бичурин, Ч. Ч. Валиханов, В. В. Радлов и др.).

" Францев Ю. П. У истоков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959. С. 39.

12 Георги Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей / Творение на нем. яз. Иоганна Готлиба Георги, в пер. на рос. язык весьма во многом исправлении вновь сочинен: в 4 ч. Б. м., Б. г. Ч. 3. О народах семоядских, манджурских и восточных сибирских как и о Шаманском Законе. СПб., 1799. С. 107.

15

Особым историко-культурным явлением шаманизм делают многие специфические черты. Для шаманизма характерна вера в теснейшую связь шамана с его духом-покровителем, который нередко (а на ранних этапах, видимо, обязательно) представлялся в виде животного (птицы). Облик этого духа воспроизводила ритуальная одежда шамана. Облачившись в свой костюм, шаман сливался с духом-помощником, приобретал его свойства.

Верования многих народов Сибири, в частности якутов, показывают, что возможности шамана ставились в прямую зависимость от духов-животных, которых мог воплотить шаман. Со временем, когда число духов-покровителей (помощников) шамана стало увеличиваться, шаман стал обладателем разных костюмов; затем все смешанные черты зверя-птицы объединил в себе единственный костюм.

Древнейшая символика отражает понимание бубна как животного, кожей которого обтянут обод. Бубен был «ездовым» животным шамана. Л. П. Потапов показал, что у саяно-алтайских народов бубен понимался и как двойник шамана, его внешняя душа в облике животного. Шаман скрывал воображаемое местонахождение этого животного: если недруг «разыщет» и «умертвит» его, вместе с ним погибнет и сам шаман13.

Со становлением шамана связана и так называемая «шаманская болезнь», проявлявшаяся, в частности, во временном расстройстве психики -человек убегал из дома, совершал нелепые для окружающих поступки. Эта болезнь была вызвана верой в похищение души избранного. Духи помещают душу избранного в ином мире, в укромном месте (у ряда народов Сибири — в ветвях гигантского «мирового» древа), выкармливают и закаляют. Потом его «пересотворяют». Тело как бы рассекают на кусочки, варят и едят его мясо, куют, как на наковальне, части его тела и т. п., а затем воскрешают, после чего шаман уже не принадлежит к числу обычных людей.

13 См. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М, 1963. С. 32.

16

Представления о необходимости для шамана пройти через муки и смерть, а затем воскреснуть имеют историческую связь с древними обрядами возрастных инициации. «Шаманская болезнь» воспроизводит, в галлюцинациях, действия, некогда совершавшиеся действительно или символически в обряде инициации, которые являются по своей функции заменителем ритуала посвящения.

Социальная роль шамана с этого времени определяется функциональной задачей как посредника между божествами, людьми и духами.

Стать хорошим шаманом мог далеко не каждый. Для этой «профессии» требовались особые способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и многое другое, вплоть до поэтического дара и умения владеть гипнозом. Кроме того, шамана должен был признать коллектив, в противном случае его посредническая деятельность служителя культа оказывалась невозможной.

Особые дарования шамана ярче всего проявлялись во время его общения с духами - при исполнении обрядов, изображавших путешествие шамана в иные миры или земли. Шаман совершал обряд в ритуальном костюме под сопровождение бубна или другого музыкального инструмента. Известны случаи, когда для камлания возводилось особое сооружение (шаманский чум у эвенков). Наиболее часто проводились лечебные обряды, оказывавшие психотерапевтическое воздействие на пациента. У многих народов шаманский дар считался наследственным.

При отправлении культово-религиозных обрядов якутский шаман входит в транс. В своих камланиях шаман воссоздает изначальную картину мира. Так, бессвязными и бессмысленными бормотаниями, шаман показывает хаотическое состояние начала мира. Потом его речь становится более понятной. Он подражает природным звукам, издаваемым птицами, зверьми. Затем он имитирует голос культового животного якутов — ржание лошади. После этого речь его становится связной и осмысленной. Таким образом,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24814.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.