У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX - начала XXI вв.
Количество страниц 142
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24822.doc 
Содержание Содержание
Введение...4

Глава 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного

дизайна...10

1.1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные направления и пути в книжном дизайне...18

1.2. Радикальное направление...22

1.2.1. Кодотворческий путь...22

1.2.2. Формотворческий путь...39

1.3. Традиционное направление...41

1.3.1. Конструктивный путь...43

1.3.2. Декоративный путь...54

Глава 2. Дизайн-концепции в книжном дизайне постсоветского периода конца XX—начала XXI вв...60

2.1. Дизайн-концепция...62

2.2. Основные эстетические тенденции формирования

дизайн-концепций...66

2.2.1. Социокультурная тенденция...69

2.2.2. Авторская тенденция...82

2.2.3. Авторитарная тенденция...88

2.3. Организационные аспекты дизайн-концепции книгоиздательской деятельности...:...92

2.4. Дизайн-консалтинг как новая форма дизайнерской практики в книгоиздании...95

Глава 3. Модель издательства как процесс подготовки кадров...118

3.1. Редактор—дизайнер. Структурная связь...120

3.2. Редактор—дизайнер. Творческий союз...121

3.3. Профессиональные игры как часть учебного процесса...131

3.4. Методические рекомендации по дисциплине «Художественно-техническое оформление печатной продукции» (дизайн) для подготовки редакторов...133

3.4.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе...133

3.4.2. Издательская деятельность...134

3.4.3. Примерный перечень практических занятий...135

Заключение...136

Библиография...142

Введение



ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке книгу как системно-фундаментальное явление еще труднее определить, так же как нельзя задать границы таким понятиям как художник или ученый. Книга как символ культуры, как хранилище знаний, как объект творчества, как материальный предмет на протяжении всей истории своего существования являла собой воплощение эстетических тенденций, художественно-конструктивных концепций, свойственных тому или иному времени. Книга, как и любая вещь, живет в своем времени. А в мире предметов, создаваемых дизайнерами, как утверждал В.Н. Ляхов, «как бы аккумулируется определенным образом преломленный общественный идеал прекрасного». [80, С. 37] Книга «бесконечно разнообразно воздействует на наши чувства и разум, возбуждая их не только смыслом прочитанного, но, и это чрезвычайно важно, образной формой своей материальной организации» [80, С. 60]

С конца 60-х до середины 80-х годов XX века в отечественной искусствоведческой литературе широко освещались и обсуждались проблемы организации книжной формы, публиковались книги художников, рассказывавших о своем практическом опыте, труды теоретиков, историков и критиков. Поднимались не только частные вопросы формообразования, особое внимание уделялось целостной, эстетически осознанной форме книги, которая воздействует на человека, дополняет и активизирует комплекс функциональных качеств издания, месту книги в числе информационных систем и роли книжного дизайна. В постсоветский период встречались лишь отдельные публикации на тему дизайна книги. Между тем на рубеже XX—XXI вв. в отечественном книгоиздании сложилась совершенно иная, нежели в советское время ситуация. Децентрализация книжного дела в России в конце 80-х годов XX в. способствовала появлению и исчезновению в результате

конкурентной борьбы множества издательств. Сложившаяся в 80—90 гг. социально-экономическая ситуация дала толчок к появлению все более мелких специализированных групп читателей, образующих своеобразные маркетинговые ниши, на которые ориентировались вновь созданные издательства, особенно малые. Это способствовало постоянному росту количества названий и одновременно снижению среднего тиража одного названия в отличие от громадных тиражей, характерных для централизованного книгоиздания. С развитием цифровых технологий и рыночных отношений в России острее стали вопросы о месте книги среди других средств передачи и хранения информации, специфике ее создания, проектирования и производства. Научно-техническая революция внесла существенные изменения в миропонимании людей. Появилось такое понятие как мир виртуальный, который можно увидеть, почувствовать, как бы проникнуть внутрь. Все чаще, вместо «зритель», «слушатель», «читатель» звучит слово пользователь. Компьютерный мир стал неотъемлемой частью современной жизни. Сеть Internet стала быстрым средством общения, при помощи которого информация передается со скоростью ее появления. Наряду с компьютерными играми широкое распространение получили компьютерные газеты, журналы, книги и другие издания. В полиграфии развивались новые виды оперативной цифровой печати. На смену старым способам тиражирования пришло большое количество копировальной и множительной техники. Появились целые направления в искусстве, использующие цифровые технологии.

Компьютер как инструмент дизайнера дал более широкие возможности в формообразовании изобразительной поверхности книжного разворота и книжного пространства в целом. Творческие поиски в создании художественно-выразительного языка с применением цифровых технологий позволили расширить возможности читателя-зрителя или созерцателя в эстетическом общении с книгой, найти выход за пределы

плоскости листа. Теперь книга-предмет среди других вещей, окружающих человека в повседневной жизни — телевизора, компьютера, калькулятора, электронного будильника и др., уже не «кирпичик на полке», а аппарат, действия которого могут перемещать человека в пространстве и времени. В этом смысле понятие изобразительная поверхность приобрело иное понимание как грань сложной конструкции, состоящей из многих элементов, каждый из которых может существовать автономно и выполнять различные эстетические и информационные функции. Книга в ряду носителей информации не конкурирует с радио, кино, телевидением, компьютером, а является основным объединяющим элементом информационной структуры. Например, в среде художественного произведения есть книга, кино, видеофильм, телесериал, радиопостановка, компьютерная игра, комиксы и т.п. Таким образом, содержание сообщения посредством применения разных кодовых систем, передается от источника к потребителю, с учетом его интеллектуальных потребностей и эстетического вкуса.

Новый этап в практике отечественного книгоиздания потребовал пристального внимания к проблемам книжного дизайна в условиях конкурентной борьбы на рынке, нового осмысления его роли как эстетической составляющей издательского дела, влияния на процессы формообразования факторов редакционной деятельности, издательской политики, маркетинга.

Основываясь на подходе к проектированию книги как объекту синтеза, принципиально новым стало выдвижение на первый план дизайн-концепции книгоиздательской деятельности в целом, как организационно-эстетической составляющей книгоиздания, а не отдельных изданий. В рассматриваемый период времени книжный дизайн был более зависимым от потребительских требований, процесс формообразования книжного

пространства оказался под влиянием эстетических вкусов различных групп читателей-потребителей книги.

Для понимания процессов в современном отечественном книжном дизайне потребовалось отойти от общераспространенной историко-временной формы рассмотрения книги как предмета материальной культуры. Новое отношение к книжному дизайну позволило выявить фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, что в свою очередь дало возможность определить основные направления и пути в книжном дизайне.

В ряду актуальных необходимо отметить проблему подготовки кадров для книгоиздания, для решения которой определено новое отношение к подготовке дизайнеров книги и других специалистов Предложено ввести в методику преподавания курсы, раскрывающие принципиальную модель издательства. В процессе обучения по такому принципу, студенты могли бы научиться работать в издательских структурах, иметь полное представление о технологии издательского процесса и месте каждого подразделения и специалиста. Результатом обучения могли бы быть совместные курсовые и дипломные работы дизайнеров, иллюстраторов, редакторов, рекламистов, книговедов, экономистов, технологов, представителей всех специальностей. Модель издательства может быть внедрена и в системе послевузовского образования. Модель эффективного издательства в процессе обучения позволило бы лучше использовать творческий потенциал дизайнеров и всех специалистов, связанных в единую издательскую цепь.

Задачи исследования:

1. На базе системного подхода определить феномен книги в развитии коммуникативной среды.

2. Исследовать и дать характеристику процессам, происходящим в современном книжном дизайне.

3. Опираясь на метод дедукции выявить и определить фундаментальные проблемы и прикладные задачи современного книжного дизайна.

4. Определить основные направления и пути в современном книжном дизайне.

5. Раскрыть методологическую основу дизайн-концепции как эстетической составляющей книгоиздательской деятельности в условиях рыночной конкуренции.

6. Проанализировать эстетические тенденции, влияющие на формирование дизайн-концепций, на примере опыта различных издательств.

7. Обосновать целесообразность применения принципиальной модели издательства в процессе обучения специалистов для книгоиздания.

Объект исследования — книжная форма как продукт издательской деятельности, современные тенденции книжного дизайна в России.

Предмет исследования — теория и практика книжного дизайна в контексте проблем формообразования в книжном дизайне и формирования дизайн-концепций в дизайнерской деятельности и политике издательств постсоветского периода конца XX—начала XXI вв.

Научная новизна исследования состоит:

— в систематизирующем и обобщающем раскрытии понятия: «феномен книжной формы в постсоветский период конца XX— начала XXI вв.»;

— в определении фундаментальных проблем и прикладных задач книжного дизайна;

— в выявлении основных направлений и путей в современном книжном дизайне;

— в анализе тенденций формирования дизайн-концепций книгоиздания;

— в анализе экспериментальной работы со студентами. Методическая и практическая значимость исследования:

1. Разработанная и изложенная в диссертации единая, обобщающая схема процессов книжного дизайна с определением фундаментальных проблем и прикладных задач, направлений и путей в книжном дизайне раскрывает, объясняет логику и тактику современного книгоиздательского дела.

2. Данное впервые определение дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздательской деятельности указывает на пользу внедрения предлагаемых методов в издательскую практику.

3. Использование результатов исследования в новой форме издательской практики — дизайн-консалтинге.

4. На основе анализа работы со студентами предложенное использование принципа модели издательской цепи в учебном процессе имеет методическое значение и может быть применено в практике подготовки специалистов.

Методы исследования. Традиционный искусствоведческий анализ, комплексно-системный подход к проблемам книжного дизайна, обобщающая классификация.

Методологическая основа исследования. Традиция российской школы теоретиков и практиков искусства книги и книжного дизайна, в первую очередь, В. А. Фаворского, А. А. Сидорова, В.Н. Ляхова (его методу художественного конструирования уделено особое внимание), в отношении целостности книги, в аспекте проблем книжного синтеза, а также труды Ю.М. Лотмана по семиотике.

ГЛАВА 1.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ

КНИЖНОГО ДИЗАЙНА

Современный дизайн складывался в ходе длительной смены ремесла машинной индустрией, заполняя образовавшийся при этом культурный вакуум. [49, С. 157] В 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге было определено, что «дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя». [29] В современном обществе глобальной информатизации, в котором знание является капиталом и информация рыночным товаром [60] дизайн понимается гораздо объемнее. «Человек как художник создает эстетическое единство или искусственный порядок, организуя время и пространство, мысль и материю». [31, С. 5] Процесс рождения идеологии, и ее материальное воплощение есть, по сути, дизайн — творение единого духовного и материального мира. Дизайн — это модель картины мира, которая трансформируется с изменениями в человеческом обществе, находящемся в той материальной среде, которая соответствует его духовной жизни.

Информация и способы ее воспроизведения, передачи и хранения — вечные заботы человечества. Происходит непрерывный процесс создания и совершенствования средств и систем информационных коммуникаций. С их развитием возрос интерес к книге, ее месту и роли в глобальных информационных процессах, и поэтому «о "системе книги" стали говорить лишь тогда, когда объектом внимания стали средства массовой

10

информации». [135, С. 12] Сейчас мы находимся в стремительном заполнении цифровой культурой пространства и времени нашей жизни. Цифровая культура трансформировалась в один из основных элементов массовой культуры общества потребления. И в статье «Возвращение Первого манифеста о самом главном», опубликованной в 2000 году в журнале Emigre, № 51 американский искусствовед Рик Пойнор, ранее изучавший вопросы формообразования в цифровом дизайне [153], затронул идеологические проблемы, связанные с творчеством [149]. Он считал, что каждый человек отвечает за то, чтобы не поддаваться влиянию распространяющихся технологий убеждения, то тогда дизайнер, будучи профессиональным манипулятором этих технологий, несет на себе двойную ответственность. И даже сейчас, в нашем мире безудержных коммуникативных изменений полном извращений, стрессов, навязчивых идей и сумасшествия, художники могут найти новые альтернативные пути развития дизайна. По сути своей это вопрос о демократии. Демократическое сопротивление становится жизненно важным именно сейчас, в период возрастающего проникновения коммерции в повседневную жизнь». [153]

В том же номере Emigre был опубликован «Первый манифест о самом главном 2000». Это интересный документ. Двадцать один художник, работавших в сфере графического дизайна, выразили озабоченность по поводу стремительно развивающейся коммерциализированной культуры. Они заявили: «В нашей компетенции и срочной поддержке нуждаются многие культурные инновации, социальные маркетинговые кампании, книги, журналы, выставки, образовательные вспомогательные средства, телевизионные программы, фильмы, благотворительные мероприятия и другие информационно-дизайнерские проекты.

11

Мы предлагаем провести пересмотр приоритетов в пользу более полезных, долговременных, демократических форм коммуникации - отход от товарного маркетинга к изучению и созданию смысловой формы нового вида. Рамки обсуждения сдвигаются, в то время как они должны быть расширены. Потребительские приоритеты неоспоримы. Другие перспективы, выраженные частично средствами визуального языка и ресурсов дизайна, должны бросить им вызов». [149]

Манифест дизайнеров, занимавшихся рекламными проектами и обратившими свое внимание на книгу, наглядно показывает, что книга привлекает к себе внимание, прежде всего своей значимостью в коммуникативной среде. Публикации Р. Пойнора и сам манифест еще раз подтверждают то, насколько мало знают друг о друге дизайнеры. Цеховая замкнутость при бурном развитии средств коммуникаций — феномен извратившегося понятия «самоутверждения» дизайнера. Это похоже на то, когда люди пытаются перекричать друг друга, и не слышат друг друга. А выкрикивают, оказывается, одни и те же слова. Книжный дизайн не так часто меняется в сравнении с рекламой, находящейся в состоянии непрерывной эстетической трансформации, поскольку подготовка издания книги может длиться не один год. Рекламная продукция обновляется гораздо чаще, соответственно чаще меняется дизайн. Правда, книжный дизайн так же не однороден. Существует массовая книга, дизайн которой создается по правилам массового производства, книга как предмет книжного искусства с соответствующим дизайном и авторская книга, как предмет станкового искусства, своего рода инсталяция.

Книга — одна из информационных систем [92], которая не только несет и хранит информацию, но побуждает человека думать, переживать, «видеть». Книга — хранилище знаний. Знание — фильтрованная и концентрированная информация. И эта информация, которой суждено быть главным свидетельством своего времени заносится в книгу. [135]

12

Проблемы книжного дизайна находятся в сложной схеме взаимосвязей возникновения, передачи, воспроизведения и хранения информации.

Современная книга концентрирует внимание читателя внутрь себя, заявляя о том, кто автор текста, дизайнер, иллюстратор, редактор и т. д. Так конструктивная линейность построения книги усиливается идеологической линейностью — кому (категория читателей) от кого (создатели книги). Получается прямая перспектива книжного пространства. Взгляд читателя устремлен в точку, поставленную дизайнером в литературном тексте. Прямая перспектива ренессансная гуманистическая, то есть эгоцентричная — это акцентирование внимания зрителя, читателя на личность создателя произведения, ибо та точка схода лучей на линии горизонта есть точка авторского Я.

При использовании ряда упрощений для возможности поиска перспективной основы, как поступал выдающийся российский ученый нашего времени академик РАН Б.В. Раушенбах [108], видно, что схемы прямой и обратной перспективы похожи — прямоугольник и пересекающиеся линии, соединяющие углы и точку, находящуюся внутри него. Но прямая перспектива поглощает зрителя-читателя внутрь по принципу «мы знаем, что вам нужно», делая его пассивным потребителем информации (Рис. 1, а)\ обратная перспектива, наоборот, направлена к зрителю-читателю, пробуждая его к творческому восприятию информации. (Рис. 1, б) Правда, Раушенбах считал философско-богословское значение обратной перспективы слишком преувеличенным и исследовал ее «геометрическую анатомию». [108]

Посыл любого метода изображения — взгляд на мир. Именно взгляд, на основе которого формируется видение мира, его понимание, то есть мировоззрение. Понятия религиозное и культурное разделяются.

13

Рисунок 1, а. Принципиальная схема прямой перспективы

Прямая перспектива поглощает зрителя-читателя внутрь по принципу

«мы знаем, что вам нужно», делая его пассивным потребителем

информации

Рисунок 1, б. Принципиальная схема обратной перспективы. Обратная перспектива направлена к зрителю-читателю, пробуждая его к

творческому восприятию информации

14

Культура возникает, когда религиозные чувства осложняются, и происходит кризис религиозного отношения — вычленение своего Я из целого. С этим можно согласиться. Стало быть, культура эгоцентрична. Для религии хронология и авторство не имеют значения. Для культуры — авторство главное. Прямая или «элементарная перспектива бьша давно известна, хотя и не имела доступа в высокое искусство далее прихожей. Но, по мере того, как секуляризируется религиозное сознание Средневековья, чистое религиозное действо перерождается в полутеатральные мистерии, а икона — в так называемую религиозную живопись, в которой религиозный сюжет все более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». [130, С. 32] Так писал о прямой перспективе выдающийся мыслитель XX столетия священник Павел Флоренский. «Корень перспективы — театр», а «декорации есть ширма, застящая свет бытия, а чистая живопись есть открытое настежь окно в реальность» [130, С. 20, 19] Флоренский отмечал сложность построений в иконописи: «Как ближайшее распространение приемов обратной перспективы, следует отметить разноцентренностъ в изображениях, рисунок строится так, как если бы на разные части глаз смотрел, меняя свое место.» [130, С. 12] И все же Флоренский смотрел на обратную перспективу с позиции культуры, с позиции математики, пытаясь вычислить все до мелочей, упустив общий принцип обратной перспективы, который таился в им же вскользь упомянутом термине обращенная перспектива. С ее помощью человека обращают в веру. К человеку обращен Свет и Слово Божье. Икона не является предметом культуры, а есть религиозное действо — окно в пространственно-временную бесконечность. Человек же, участвуя в этом действе, являет собой точку, в которую направлены лучи, помогающие ему зрительно ощутить и осознать величие такого действа. Тем самым усиливается «эффект присутствия». [36] Перспектива, обращенная или направленная к человеку — это построение информации так, что человек

15

чувствует мощь и объемность информационного потока. В религиозных книгах человек, перенесший Слово на бумагу не является автором, он лишь призван дать возможность внять этому Слову другим людям.

Икона, картина, книга — это не просто заключенная в рамки того или иного жанра искусства и литературы информация. Это воплощение в визуальную и предметную формы определенного мировоззрения. Книга объединяет в себе словесную, визуальную и предметную формы. Словесную вербальную форму определяет автор, визуальную форму — художник, предметную — издатель в зависимости от цели издания, «стремясь повысить эстетические, содержательные, практические и дидактические достоинства издания.

Существуют разные типы коммуникативной структуры книги, на их основе разрабатывается типология книги, ставшая в наше время важной проблемой для теории и практики, для статистики печати, планирования и стандартизации издательской деятельности, для оформления книги, а также для оперативной работы с читателем». [135, С. 85]

Книга — это универсальный носитель информации, предмет материальной культуры и произведение искусства, и проблемы связанные с ее созданием не ограничиваются техническими и технологическими возможностями производства, подбором шрифта и изобразительного ряда. «Человек мыслящий» выражает свои мысли и хранит их, придавая им предметную форму при помощи систем кодирования, например, иероглифов или букв алфавита.

В XXI веке книгу как системно-фундаментальное явление еще труднее определить, так же как нельзя задать границы таким понятиям как художник или ученый. Сможет ли книга выжить среди стремительно развивающихся средств передачи и хранения информации? Появилось такое понятие как гипертекст — нелинейный метод доступа к информации позволяющий работать с большим объемом информации, быстро находя

16

нужный материал в нужном объеме с помощью ссылок. [96] Научно-техническая революция внесла существенные изменения в миропонимании людей. Использование компьютеров расширили возможности человека в различных областях применения. Сеть Internet стала быстрым средством общения, при помощи которого информация передается со скоростью ее появления. Пользователь не «черпает» информацию, а «погружается» в нее, благодаря возможности работы с гипертекстом. Итальянский писатель и ученый Умберто Эко писал, что при необходимости узнать о том, мог ли Наполеон встретиться с Кантом, нужно было бы перелистать множество книг, тщательно изучая «биографию Наполеона или Канта. Скорее Канта, учитывая, скольких людей встречал Наполеон. А уж о встрече с Наполеоном в биографии Канта обязательно упомянут. Придется полазить по полкам, понавыписывать данных для дальнейших сопоставлений. Проделать утомительную, грязную физическую работу в прямом смысле этого слова. В гипертексте же можно плавать как рыба в воде в различных смысловых слоях. В отличие от энциклопедии, по которой нужные данные рассеяны, гипертекст позволяет получить перечень всех слов на "А", выявить все случаи, когда имя Наполеона совпадает с именем Канта, сравнить даты жизней множества людей. Тот самый пыльный, грязный и утомительный физический труд можно проделать за несколько минут. У человека может элементарно не хватить денег на покупку "Британики", но даже если на эту энциклопедию денег хватит, то их явно будет недостаточно, чтобы снять квартиру, подходящую для размещения всех этих фолиантов. Гипертекст сделает ненужными словари и справочники. Но электронный носитель не может вытеснить книгу для чтения». [93, С. 278] Книга эволюционирует в меняющихся условиях потребления информации человеком. В наше время для книги актуально применение принципа гипертекстового пространства в пространстве книги для того, чтобы читатель получил как можно больше информации по теме публикации, не
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24822.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.