У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемы творческого поиска в графике А. А Дейнеки
Количество страниц 147
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24840.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ... 3

| ГЛАВА1. Графика довоенного периода... 31

ГЛАВА II. Рисунки времени Великой Отечественной войны... 61

ГЛАВА III. Графические поиски послевоенного периода... 88

ГЛАВА IV. Актуальные направления в зрелой графике А.А. Дейнеки...110

Раздел 1. Рисунки к скульптурным композициям 1939-1965 гг...ПО

Раздел 2. Рисунки обнаженной модели 1930-е - 1960-е гг...116

Раздел 3. Монументально-декоративное и прикладное искусство, 'J подготовительные рисунки эскизы 1937-1960-е...120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...133

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...138

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ...147

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Творческая деятельность А.А. Дейнеки (1899-1969), художника-новатора, в культуре XX века стала значительным явлением, отмеченным ; яркими художественными достижениями. Его искусство с необычайной

• полнотой раскрыло духовную сущность времени, художественные особенности советской эпохи.

i

Труд мастера был отмечен высокими отечественными и зарубежными

| наградами. А.А. Дейнека - Герой Социалистического Труда, Народный

художник СССР, Действительный член академии художеств СССР, Лауреат

• Ленинской премии, Член-корреспондент академии искусств ГДР.

Автору данного исследования вдовой А.А. Дейнеки - Еленой Павловной Волковой-Дейнека, - предоставлен для работы семейный архив, в который вошли документы, фотографии, рукописи и графическое наследие художника: рисовальные альбомы, блокноты, отдельные листы рисунков, включающих в себя путевые зарисовки, композиционные поиски, наброски, эскизы, выполненные А.А. Дейнекой на различных этапах его творческой S деятельности. В архиве насчитывается около полутора тысяч ранее не

опубликованных рисунков мастера, многие из которых являются неповторимыми и часто самостоятельными произведениями, бесспорно, заслуживающими внимания современного зрителя и критики. В рисунках

прослеживаются особенности графического мышления художника, о

основанные на различных способах обобщения впечатлений от окружающего мира. Именно оптимальная степень обобщения, найденная художником в малом эскизе, стала залогом высокого образного и смыслового значения его t произведений.

Огромную ценность в изучении подготовительного процесса создания

\ живописных, скульптурных работ и монументальных росписей представляет

сохранившееся в семейном архиве графическое наследие. Поэтому

детальный поэтапный анализ неизвестных ранее рисунков А.А. Дейнеки даёт

возможность более глубокого осмысления становления и эволюции творческого метода художника, развития его новаторских поисков.

Являясь основой всех видов изобразительного искусства, рисунок служит не только ярким показателем профессионального мастерства художника, но и становится «ключом» к пониманию его индивидуальности, черт характера. Рисунок, отражая сложный и многообразный процесс развития всего изобразительного искусства, связан с раскрытием духовно интеллектуальных основ жизни общества, к которому принадлежит художник. Рисовать - значит думать и чувствовать с карандашом в руках, , анализировать и обобщать увиденное, насыщая это увиденное новыми

мыслями и новыми формами. Являясь глубоко личностным способом передачи мира тончайших переживаний и чувств автора, рисунок часто оказывается выразителем тех черт, которые формируют важнейшие качества художественного стиля времени.

«Графика - самый мистический вид искусства, обнажающий все , потаенные движения души, отображающий мгновения, которые не терпят

ремесленной лакировки, проработки, полировки, потных усилий, и краткое прикосновение, рукопожатие, всплеск чувств».

Графическое наследие А.А. Дейнеки широко представлено в монографиях о художнике, тематических альбомах, каталогах выставок и музейных собраниях. Замечательная коллекция, в том числе и графики, находится в Курской картинной галерее им. А.А. Дейнеки, на родине художника, где автору данного исследования удалось познакомиться в запасниках музея с огромным разнообразием графических образцов, творческих интересов и возможностей художника.

Термин «графическое наследие» объединяет в себе все виды \ графического творчества художника, куда входят: журнальная графика,

плакат, книжная иллюстрация, акварели, темперы, гуаши, выполненные на бумаге, натурные наброски, зарисовки, рисунки, графические эскизы.

1 Александр Бурганов. Микеланджело и его время. Третьяковская галерея № 4 /2004 С. 39

4

Творчество А.А. Дейнеки на протяжении всей жизни мастера, а также и в наши дни, получало широкое освещение в периодической печати, неизменно удостаивалось весомых монографических исследований, определяющих значение его разнообразных художественных достижений в истории отечественного искусства. О раннем творчестве художника писали А. Федоров-Давыдов, Д. Аркин, Б. Никифоров, И. Маца, А. Чегодаев, А. Эфрос, И. Грабарь. Различными проблемами творческой деятельности А.А. Дейнеки занимались Р. Кауфман, В. Костин, А. Чегодаев, П. Суздалев, Н. Степанян, В. Зименко, Л. Мочалов, А. Михайлов, В. Сысоев, Г. Демосфенова. О нем писали многие известные художники: Е. Кибрик, Ю. Пименов, Н. Жуков, С. Герасимов и др. Имя А.А. Дейнеки вошло в многотомную историю русского искусства, изданную в 1957 (том11) и 1965 (том 13) годах.

Серьезным подспорьем в написании данного исследования послужило то, что за свою более чем полувековую жизнь в искусстве А.А. Дейнека сам стал автором огромного количества литературно-критических статей, куда вошли его воспоминания, автобиографические очерки, рассказы о поездках, рассуждения об искусстве своих современников и о процессе создания художественных произведений. Книги, написанные А.А. Дейнекой, увидевшие свет в 1961 году - «Учитесь рисовать»2 и «Из моей рабочей практики»,3 - заняли видное место в библиографии отечественного искусства, как ценнейшие пособия по обретению мастерства в высшей художественной школе.

Интерес к столь крупному деятелю в области художественного творчества сегодня очевиден и требует более углубленного изучения творческого опыта, оставленного нам выдающимся мастером. В данном случае это относится к графике, которая находится в фокусе исследовательского внимания настоящей работы.

2 Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М., Изд. академии художеств СССР, 1961

3 Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. М., Изд. Академии художеств СССР, 1961

Историографический обзор литературы по творчеству А.А. Дейнеки, посвященной преимущественно его графическому наследию, поможет нам понять степень изученности данной темы, позволит наметить правильный подход к выявлению отдельных циклов работ в обширном архивном собрании рисунков художника, поможет выявить их значение в творческом развитии мастера на разных этапах.

Первое упоминание о работах А.А. Дейнеки появилось на страницах московского журнала «Печать и революция»,4 вышедшем в свет в августе 1924 года. А.А. Федоров-Давыдов опубликовал обзор творческих выставок за последние месяцы художественного сезона. Особое внимание среди большого количества экспозиций он отводит «1-ой Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства». Среди участников выставки А.А. Федоров - Давыдов выделяет группу «Объединение трех», куда входил А.А. Дейнека, чьи работы, по мнению автора, содержат характерные черты урбанизма. Они полны движения, ни одна фигура не находится в состоянии покоя. Указывая на ощутимое влияние В.А. Фаворского в творческой трактовке произведений молодого художника, А.А. Федоров-Давыдов не считает это отрицательным. Автор убежден, что под данным влиянием могут и должны сложиться черты нового искусства, которому дает четкое определение - «экспрессионистический реализм».

В следующем, 1925-ом году, А.А. Федоров-Давыдов публикует статью «По выставкам», содержащую обзор художественных произведений, экспонировавшихся в Москве в весенний период того года. Об А.А. Дейнеке он говорит как о члене группы ОСТ. Творческие работы молодых людей, вошедших в это объединение, автор связывает с лучшими достижениями в области поисков художественного начала в новой современной жизни: «...Сочетая в себе такие разнообразные влияния, как школа В. Фаворского, с одной стороны, и экспрессионизм - с другой, они уже теперь выявляют свое

4 Федоров - Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., «Искусство», 1975. Художественная жизнь Москвы. //Печать и революция, 1924. июль-август, кн. 4, С. 120-129

собственное лицо».5 Как отмечает А.А. Федоров-Давыдов, А.А Дейнека -один из самых целеустремленных художников, занятых функцией движения, работающий над проблемой плоскостного развертывания движущейся объемной формы. Отмечая особый талант художника, автор статьи считает, что его живописные произведения, представленные в данной экспозиции, более, чем произведения других мастеров, содержат в себе принцип графичности. Полотна А.А. Дейнеки воспринимаются им как «гигантские гравюры». Автор отмечает: «...Если это графичность, то какая-то необычайная «монументальная графичность». Таким образом, мы видим, что А.А. Федоров-Давыдов впервые раскрывает тему графики и графичности на примере больших живописных произведений мастера.

Одним из аналитиков творчества А.А. Дейнеки стал критик и искусствовед Б.М. Никифоров. Широко известна его статья «Мастер социального типажа» (О творчестве Дейнеки), опубликованная в 1932 году на страницах журнала «Бригада художников» в № 4-5. Позднее, в 1937 году, Б.М. Никифоров выпускает монографический альбом о творчестве художника, ставший сводным изданием его исследований и статей -

«А. Дейнека».6

По утверждению автора, придавая большое значение технической стороне творчества А.А. Дейнека отдавал предпочтение тем видам искусства, которые имеют под собой «высокую техническую базу», то есть, в первую очередь, - полиграфии. Здесь совпали субъективная любовь А.А. Дейнеки к освоению всевозможных технических процессов, влияние конструктивизма и установки на техницизм и «культуру материалов» левых мастеров. Автор подчеркивает, что именно этим объясняется то, что А.А. Дейнека во ВХУТЕМАСе не учился живописи, но прошел основательную школу рисунка: сначала у Фаворского, затем у Нивинского.

5 Федоров-Давыдов А.А. Художественная жизнь Москвы. Статьи и очерки. М., «Искусство», 1975 //Печать и революция, 1925 июль-сентябрь, кн. 5-6, С. 257-276

6 Никифоров Б.М. А. Дейнека. Изогиз, Государственное издательство изобразительных искусств. 1937

7

По убеждению Никифорова, основой формирования стилистики художественного творчества, А.А. Дейнеки стало его обращение к классикам и к новейшим мастерам искусства Западной Европы.

Из новейших западноевропейских художников особыми приемами рисунка и композиции более всего А. Дейнеку привлекал Ходлер. Автор считает, что во многом рисунки А. Дейнеки сближаются с работами Ходлера, придававшего большое значение элементам ритмического построения композиции. Но, по справедливому мнению автора, работы Дейнеки отличаются от работ Ходлера тем, что Дейнека в своих рисунках преодолевает декоративно-орнаментальный характер, свойственный приемам композиции модерниста Ходлера.

Первые рисунки А.А. Дейнеки были напечатаны в журналах «У станка» и «Безбожник у станка». Б.М. Никифоров подчеркивает, что это был серьезный этап в развитии художника, оказавший большое влияние на его последующие монументальные работы.

В 1924 году, задолго до того, как широко вошли в практику командировки художников на производство, А. Дейнека по командировке журнала ездил в Донбасс и привез целую серию зарисовок рабочих и производственных сцен. На основании этих зарисовок, параллельно с работой в журнале, он пишет свои первые картины.

Автор констатирует, что количество рисунков, сделанных А. Дейнекой, очень велико. Они отличаются большим разнообразием тематики, живой наблюдательностью художника, смелостью и самостоятельностью приемов выполнения. Большинство листов посвящено зарисовкам рабочих, находящихся в различных производственных ситуациях. Б.М. Никифоров подчеркивает, что эти рисунки заставляют зрителя любоваться ловкостью и ритмичностью движений рабочих, занятых теми или иными трудовыми процессами.

В этот период, так же как и в более поздних работах, излюбленной темой рисунков Дейнеки, по верному замечанию автора, являются

8

физкультура и спорт. Художник мастерски рисует атлетические фигуры и жизнерадостные лица физкультурников: борцов, конькобежцев, лыжников, наездников, - находящихся в самых разнообразных движениях и позах, удачно схваченных им, благодаря наблюдательности и острой зрительной памяти.

Одной из самых интересных и замечательных черт в формировании творческого мировоззрения художника Б.М. Никифоров считает неизменную любовь А. Дейнеки к культуре материалов. Он говорит о том, что характерной особенностью его журнальных рисунков является учет художником их полиграфической специфики. Каждый рисунок изначально строго зависит от способа его воспроизведения: штриховое или тонкое клише, литографский камень или другие элементы полиграфии определяют собой технику воспроизведения рисунка. Благодаря этому его рисунки получались в журнале более эффектными, чем в оригинале, гармонировали с журнальной страницей и печатным текстом.

Б.М. Никифоров приводит цитату из стенограммы выступления А.А. Дейнеки в Клубе мастеров искусств 29 января 1933 г.: «...Путь работы по издательству - очень сложный и трудный путь. Все время приходится менять форму работы, менять тип работы, менять принципы работы.

...Этот путь, или вернее, общественные задачи, так или иначе, заставляют уметь отвечать на те проблемы, которые ставит перед тобой редакция или печатный орган. Отсюда вырабатывается определенный тип изображения. Те принципы, которые я вкладываю в графику, вкладываются и в монументальную живопись - в этом нет ничего плохого. Важно только учитывать, чтобы одни произведения могли смотреться как книжки, другие -как стенопись. Я считаю, что целый ряд законов существует и определяет как раз эти графические моменты стиля».7 Приведя эту цитату, Б.М. Никифоров подчеркивает, что для А. Дейнеки графический характер - одна из основных

7 Из стенограммы выступления Дейнеки в Клубе мастеров искусства 29 января 1933 Цит. по: Б.М. Никифоров А. Дейнека. Изогиз. 1937. С. 50-54

стилистических черт всех его произведений. В своей монографии он утверждает, что творческий рост А.А. Дейнеки как художника-графика обгонял и оказывал большое влияние на развитие его как художника-живописца. Таким образом, в отличие от А.А. Федорова-Давыдова Б.М. Никифоров более внимательно и подробно рассматривает графическое наследие Дейнеки, стараясь выявить на примере наиболее характерных образцов его роль и значение в искусстве мастера.

Высокая оценка графики Дейнеки присутствует и в трудах Р. Кауфмана. В 1936 году на страницах журнала «Искусство» он публикует статью, содержащую отзыв на первую, вызвавшую большой интерес, персональную выставку произведений А.А. Дейнеки. Характеризуя искусство художника в целом, автор статьи отмечает острое и новое видение мастера, говорит об актуальности и пластической ясности художественного содержания произведений. Р. Кауфман в своей работе дает яркое определение графическому искусству Дейнеки, отводит ему решающее, основное место в его творческом методе. Он говорит об А. Дейнеке как о крупнейшем художнике, опирающемся на боевые традиции агитационного искусства. По его верному утверждению, как график и иллюстратор, А. Дейнека владеет острым и понятным изобразительным языком.

Развивая далее свою мысль, Р. Кауфман приходит к обоснованному выводу, что в творчестве А. Дейнеки практически всегда доминирующими остаются те параметры, к которым художник стремился в своей графике и своих плакатах: «...Великолепно понимая природу рисунка, специфику искусства рисования человеческого тела, Дейнека ясно чувствует всю фальшь так называемого академического рисунка, сведения объекта к традиционному, мертвому канону. ...Он стремится противопоставить им новую систему рисунка и такое обобщение, которое помогло бы выявить новый идеал мужественного тела молодого рабочего, работницы,

10

физкультурника - словом ведущей фигуры нашей советской современности. Он подчеркивает иные пропорции, силу и ловкость этого тела».8

Основная суть художественного творчества А. Дейнеки, по определению Р. Кауфмана, - отношение к человеку, к персонажу его произведений. Ведущая тема творческих поисков художника - человек в действии, человек в движении. Его персонаж трактован с большой симпатией, в нем видна удачная степень идеализации образа. Совершенное владение техникой рисунка позволяет А. Дейнеке избежать резкого и грубого пути в области пластической трактовки человеческой фигуры.

Очень важным является взгляд автора публикации на творческую манеру художника, реализованную в его новом подходе к решению живописных полотен: «...Так же как и прежде, графика предшествует картине. Нет ни одной картины, в основе которой не лежал бы прежде рисунок. Речь здесь идет не о подготовительном рисунке к картине, а о самостоятельном произведении, в котором та же мысль выражена средствами графики. Таким образом, рисунки А. Дейнеки с их строго продуманной и законченной композицией заменяют у него по отношению к картине этюды с натуры. Картина не является уже механическим переводом композиции в другой материал и другие размеры, а становится живописным вариантом образа, решенного ранее средствами графики».9

Выявленная Р. Кауфманом новизна творческого метода А. Дейнеки ярче всего отразилась в решении драматических образов и героических тем. Эти темы раскрывались и в пластическом показе самого момента подвига как действенного события, и в типически обобщенных образах тружеников фронта и тыла, а также и при обращении мастера к отечественной истории и художественному раскрытию современности. В итоге можно сказать, что Р. Кауфман, продолжая вслед за А.А. Федоровым-Давыдовым анализировать взаимосвязь живописи и графики художника, верно акцентирует

Р.Кауфман. Искусство. Орган Союзов советских художников и скульпторов. IV год издания, ОГИЗ, ИЗОГИЗ, М., Л., С.87-88

9 Р.Кауфман. Искусство. Орган Союзов советских художников и скульпторов. IV год издания, ОГИЗ, ИЗОГИЗ, М., Л., С.87-88

11

самостоятельное творческое значение и большую роль графических листов, созданных автором в плане подготовки к написанию картины.

Следующий этап в изучении творчества А.А. Дейнеки наступает уже в послевоенные годы. В это время о художнике пишут Е. Кибрик, Ю. Пименов, Н. Жуков, И. Грабарь, В. Костин, А. Чегодаев, И. Маца.

В 1957 году в Москве состоялась выставка произведений А.А. Дейнеки, к тому времени уже Заслуженного деятеля искусств РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР. Это выдающееся событие стало немаловажной причиной того, что в печати появилось множество публикаций, содержащих более или менее пространные отзывы о творчестве мастера, определяющие его неординарность и художественную значимость в развитии отечественного искусства.

Так, Е.А. Кибрик в своей небольшой статье, вышедшей в том же году на страницах журнала «Советский союз»,10 отмечает ценнейшее качество, характеризующее творчество А. Дейнеки, а именно то, что в каждом произведении он открывает неожиданный и увлекательный смысл вещей. Его творчество - непрерывное открытие мира, увиденного глазами современного художника. Как отмечает автор, А. Дейнека в своих произведениях не только изображает мир, но и объясняет его, раскрывая зрителю его художественный смысл.

Об остром чувстве современности и многогранности творческих поисков А. Дейнеки вдохновенно говорит Ю. Пименов в свой статье «Путь художника», опубликованной в журнале «Огонек».11 По его убеждению, А. Дейнека: в мозаике и бронзе, в живописи и акварели, на орнаменте решетки и в сценических декорациях, - всегда остается современным художником.

10 Кибрик Е.А. Александр Дейнека. //Советский Союз, 1957. № 12. С. 24-26

11 Пименов Ю. Путь художника. //Огонек, 1957 . № 32. С. 17

12

Народный художник РСФСР Н. Жуков в статье «Наш современник», помещенной на страницах журнала «Культура и жизнь»,12 высказывается о выставке А.А. Дейнеки как о ярком событии в жизни изобразительного искусства. Отмечая многогранное и разностороннее дарование художника, автор подчеркивает принципиальное сходство искусства А. Дейнеки с мужественной поэзией В. Маяковского. Автор констатирует, что подобно тому, как В. Маяковский в поэзии открывал новые возможности слова, новый ритм стиха, созвучный эпохе революции, так и А. Дейнека всегда искал и ищет новые средства художественной выразительности, новые темы, чтобы активно, энергично и стремительно выразить современность.

Большую ценность представляет взгляд автора данной публикации на графическое наследие А.А. Дейнеки. Н. Жуков, имея огромный опыт в создании художественных произведений, говорит о том, что даже в маленьком наброске А. Дейнека умеет донести до зрителя то чувство художника, которое владело им в момент творчества. По мнению автора, большую эстетическую силу выставки составляет широкий показ обнаженного тела как в живописи и графике, так и в скульптуре. Для Н. Жукова тайна дейнековского искусства состоит в том, что его обнаженная натура воспринимается как гимн человеческому телу, его красоте и силе.

Интересен также отзыв о выставке, принадлежащий И. Грабарю, помещенный на страницах журнала «Творчество» в июльском номере того же года. В целом, для автора этого отзыва основной смысл персональных выставок сводится не только к «освежению» памяти обо всем наследии того или иного художника, но, главным образом, позволяет пересмотреть установившиеся некогда мнения и оценки, далеко не всегда справедливые и объективные.

Примечательно, что Грабарь обращается к серии рисунков и акварелей А. Дейнеки, выполненных им во время поездки в Америку, Францию и Италию, и выделяет их как ярчайшие свидетельства умения художника

12 Жуков Н. Наш современник. //Культура и жизнь, 1957. С. 58

13

схватывать на лету все виденное, творчески анализировать и создавать надолго запоминающиеся типажи и образы.

В итоге И. Грабарь утверждает, что подобно всем подлинным мастерам, А. Дейнека не имеет ни последователей, ни подражателей, «... как не имеет их Врубель, Репин и Суриков, ибо подражать им вообще бессмысленно: каждый крупный художник создает свое, новое...».13

Очень емко и верно высказывается В. Костин. В своей статье «Художник современности», опубликованной в 1957 году на страницах журнала «Творчество», он говорит о Дейнеке как о художнике, который всю свою любовь к искусству, жажду выражать свои думы и впечатления через рисунок и живопись, направляет на раскрытие типических особенностей того, что каждодневно рождалось и рождается в жизни нашей страны. В. Костин убедительно констатирует, что в работах А. Дейнеки нет пассивного копирования жизни, скрупулезного правдоподобия живописно-тонального изображения действительности, а присутствующая в них резкость и условность художественного решения поражают силой реалистического выражения современности. Динамичность дейнековских композиций, по мнению автора статьи, связана с убедительной передачей движения: полетов, бега, падения. Автор констатирует, что стихия творчества А. Дейнеки - это человек в движении.

Самым значительным и содержательным отзывом о выставке стала работа А. Чегодаева, опубликованная в журнале «Искусство» за 1957 год. Во вступительной статье автор говорит о творчестве А. Дейнеки как о вечно живом и высоком искусстве. Достижения художника он ставит над современным искусством данного периода, над тем искусством, которому «...нужна какая-то дистанция времени, чтобы определить в полную меру подлинность и непреходящую художественную ценность его открытий».14 По его мнению, реалистическая сила искусства А. Дейнеки интенсивна,

13 Грабарь, И. Выставка Александра Дейнеки. //Творчество. М., «Советский художник», 1957. № 7, С. 1-3.

14 Чегодаев А. А. А.А. Дейнека. О творчестве художника. //Искусство 1957 . № 5. С.13

14

собрана и освобождена от всего случайного. Его творческие произведения сразу, с первой встречи с ними, включаются в число художественных явлений подобного порядка.

Ценность произведений А. Дейнеки для А. Чегодаева сравнительна с нестареющими и неизменно излучающими первозданную свежесть и новизну творениями больших мастеров прошлого. «...Вбирая в себя, словно конденсируя, лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить особые оттенки и приметы морального и физического облика своего современника, его раздумья и переживания, ритм его жестов и движений, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений».15

Очень интересен и важен для изучения графического наследия А.А. Дейнеки взгляд А. Чегодаева на работы художника в области книжной иллюстрации, о которых исследователь справедливо говорит, что «...при всем своем почти миниатюрном размере они отличаются удивительной монументальной построенностью и широтой. Не случайно, некоторые из этих маленьких иллюстраций выросли в большие картины, сохранившие и композиционные и колористические принципы своих прототипов».16

Кроме того, представленные на выставке большие рисунки натурщиц автор расценивает как влюбленное преклонение художника перед красотой и достоинством человека. А. Чегодаев убежден, что в искусстве А. Дейнеки нет никаких сочиненных и придуманных чувств, в них одна художественная правда.

Далее И.Л. Маца в своей работе «А. Дейнека», опубликованной в 1959 году, говорит о нем как об одном из ведущих и наиболее интересных мастеров того поколения художников, которое творчески формировалось в

15 Там же С. 15

16 Чегодаев А. А.А Дейнека. О творчестве художника.//Искусство. 1957. №5. С. 21

Позднее в 1959 году, выходит отдельное издание с полным переносом текста данной статьи: А. Чегодаев, Александр Александрович Дейнека. Серия «Советские художники» М., Искусство

15

20-х годах. Одной из положительных черт творчества А. Дейнеки, по убеждению автора, является то, что его произведения носят на себе «родимое пятно» того периода нашей советской жизни, в котором они были созданы».17

Не менее интересна позиция автора данной монографии в оценке графических произведений А. Дейнеки, в которых ученый закономерно видит основополагающее начало всех областей творчества мастера. Справедливо замечая, что даже живописные работы художника отличаются особой графичностью, И.Л. Маца подробно и обоснованно анализирует это новое, не имевшее до того аналогов, явление в области отечественного искусства. Он констатирует, что преобладание графической манеры в работах художника привело его в живописи к монументальной художественной форме.

Графические работы А. Дейнеки, по мнению исследователя, отличаются той же лаконичностью языка, простотой форм, что и живопись художника. Первоначальная цветность его рисунка в 30-ые годы изживается, он становится более плотным и сочным. Художник много и плодотворно работает в области журнальной и книжной графики, рисует тушью, акварелью, гуашью, создает беглые зарисовки сцен труда, отдыха, спорта. К концу 30-х годов автор относит и окончательное формирование специфических черт его творческого почерка. Типично «дейнековскими», несмотря на разную манеру рисунков, он называет именно графические произведения. В области графики автор монографии особо выделяет серию рисунков из 40 листов, которые А. Дейнека выполнил в 1957 году, к 40-летию Ленинского комсомола. Листы отличаются яркой индивидуальностью, своеобразием и остротой, - то есть всеми теми чертами, которые характерны для искусства А.А. Дейнеки в целом.

Новый всплеск интереса к творчеству А.А. Дейнеки в отечественном искусствознании наблюдается в 1960-е годы. В это время к изучению его

17 Маца И. Л. А. Дейнека. Советский художник. М., 1959. С. 21-23

16

искусства обращаются такие видные искусствоведы, как П. Суздалев, Н. Степанян, В. Зименко, Л. Мочалов, А. Михайлов.

Так, В.П. Суздалев18 говорит о Дейнеке как о художнике, впервые представившем на выставке пейзаж военного времени как самостоятельный жанр. В рамках решения этой задачи наряду с хорошо известными картинами А.А. Дейнека создал серию небольших, написанных гуашью пейзажных листов с видами Москвы в тяжелые месяцы 1941 года. В.П. Суздалев также справедливо отмечает, что в годы войны А.А. Дейнека писал много и горячо. По его мнению, к числу высших достижений художника того периода, относится также серия гуашей, изображающих капитулировавший Берлин.

В свою очередь, Н. Степанян на страницах журнала «Творчество»19 под рубрикой «На соискание Ленинской премии» публикует небольшую статью «Дыхание времени». В ней он проникновенно и убедительно говорит о том, что за работами, представленными на соискание Ленинской премии, стоят все созданные художником произведения, его замыслы, его герои, весь его творческий путь. Охватывая в целом художественные произведения, созданные А. Дейнекой, автор статьи видит в них единую тему: это, прежде всего, революция и связанные с ней темы труда, отдыха, молодости, красоты, мужества. При этом во всех жанрах и техниках художник создает живой образ своей родной страны. Итоговое мнение автора публикации таково: обаяние произведений А. Дейнеки в данный период оказывает огромное влияние на молодых мастеров, что свидетельствует о существовании «школы А. Дейнеки», школы молодых монументалистов, идущих по его стопам.

Большой интерес представляет посвященная творчеству художника статья, опубликованная В. Зименко в журнале «Искусство»20 в 1964 году. Как и ряд рассмотренных выше публикаций, она впрямую не касается графического наследия А. Дейнеки, но именно в ней автор вводит новое
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24840.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.