У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии
Количество страниц 149
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24854.doc 
Содержание Содержание
Введение...с.3-17

Глава 1. Особенности формирования изобразительного

искусства в Хакасии в 1920-1950-е годы...

I. Истоки и начало формирования изобразительного

искусства...с.18-27

П.Развитие профессионального искусства в 1940-1950- е

годы...с.27-62

Глава 2. Развитие изобразительное искусства в 1960-1980-

е годы...с.63-102

Глава 3. Изобразительное искусство Хакасии на

современном этапе (1990-2000- е годы)...с.103-137

Заключение...с.138-143

Библиография...с.144-148

Сокращения...с.149

Введение



Введение

Республика Хакасия расположена в Юго-Западной части Восточной Сибири Российской Федерации, в левобережной части бассейна реки Енисей, занимая значительную часть Хакасско - Минусинской и Чулымо - Енисейской котловин. Граничит на севере и востоке с Красноярским краем, на юге и юго -западе с Республиками Тыва и Горный Алтай, на западе с Кемеровской областью. Хакасия стала республикой в 1990-м году, в результате преобразования автономной области, которая с 1930-го года входила в состав Красноярского края. Территория Республики составляет 61900 км2, население -более 546000 человек (на 2002 г.).

Художественная культура республики с древности и до современного времени рассматривалась в основном в историко- этнографическом и археологическом аспектах, а в искусствоведческом - лишь отдельные факты. Поэтому многие важные проблемы в истории изобразительного искусства, интересные явления древней и современной художественной культуры оказались малоизученными. В связи с этим вопросы становления и развития изобразительного искусства Хакасии (1920-2000-е гг.) являются актуальными в свете проблемы изучения национальных художественных культур Российской Федерации.

Можно согласиться с мнением искусствоведа Е. П. Маточкина об особенности сибирского искусства - «Наиболее важная, отличительная особенность изобразительного искусства народов Сибири - необычайная глубина памяти. Устойчивая традиция синкретизма, которая существовала в их духовной культуре вплоть до начала XX века, несомненно, наложила свой отпечаток и на профессиональное искусство на стадии его становления».1

1 Маточкин Е.П. Народное творчество и профессиональное изобразительное искусство народов Сибири//Культура народностей Сибири: традиции и современность. Новосибирск, 1986. С.176.

4

Территория Хакасии богата различными археологическими памятниками: остатками множества древних городов и крепостей, каменными изваяниями, стелами, менгирами, курганами и петроглифами, говорящими о контактах предков хакасов с жителями Восточной Европы, Западной Сибири, Центральной Азии и Китая. Своеобразие национальной художественной школы в настоящее время базируется на широком использовании богатого художественного наследия древних эпох, сложившихся на ее территории -афанасьевской (III тыс. до н.э.), окуневской ( нач. II тыс. до н. э.), андроновской (сер.И тыс. до н.э.), карасукской (к. II тыс. до н.э.), тагарской (VIII-VII вв. до н. э.), таштыкской культур (к. III- нач. II в. до н.э.), древнехакасского государства (IX- XIII в.), а так же традиций декоративно- прикладного искусства хакасов и русской реалистической школы изобразительного искусства.

Исторические, социально- экономические условия Хакасии сложились таким образом, что традиционная культура была ориентирована на Восток и коренным образом отличалась от русской и европейской культур. Ее территория в начале XX века входила в состав Минусинского, Ачинского, Кузнецкого уездов Енисейской губернии. Культура коренных ее жителей-хакасов находилась на ином уровне, чем русская культура и ей были присущи следующие черты:

1. Грамотность, причем на русском языке, составляла 3%; так как на родном языке письменность отсутствовала.

2. Хакасской духовной культуре была присуща форма устного народного творчества - единственного хранителя и носителя древних традиций.

3. Национальная культура отражала то, что было свойственно укладу жизни кочевников-скотоводов, охотников и рыбаков.

4. Традиционная религия - шаманизм был связан с поклонением различным духам природы- неба, рек, земли и т.п.

5

Социальные преобразования, происшедшие в Российской империи в начале XX века, прежде всего связанные с Октябрьской революцией 1917 года, коренным образом повлияли на традиционное мировоззрение, культуру и быт хакасского народа. К 1920-м годам можно отнести зарождение реалистического изобразительного искусства в Хакасии. Если музыкальная культура в форме тахпахов - импровизаций народных сказителей - хайджи у них была развита довольно широко, то в области станкового изобразительного искусства традиций не было, за исключением декоративно- прикладного. В годы советской власти появляется национальная интеллигенция: ученые, писатели, поэты, артисты, музыканты, а так же мастера изобразительного искусства -живописцы, графики и скульпторы.

Соответственно, в изучении генезиса и эволюции хакасского изобразительного искусства вопрос о традициях, о степени и характере их влияния на профессиональное творчество художников играет первостепенную роль, способствует выяснению пути органического синтеза двух художественных культур: хакасской традиционной и русской реалистической.

В дореволюционное и советское время исследовалось в основном декоративно- прикладное искусство, т.к. эта сфера художественного творчества традиционно культивировалась народными мастерами, создавшими образцы высокого и неповторимого искусства. Различные аспекты прикладного искусства были рассмотрены в специальных работах ученых в 1930-1990-е годы- Е.Шнейдера, С.В.Иванова, К.М.Патачакова, И.К.Кидиековой, Т.Б.Митлянской, Л.Р.Кызласова, И.Л.Кызласова, С.В.Киселева, Ю.А. Шибаевой, Г.Г. Король, Я.И.Сунчугашева, Н.И.Каплан, Н.Г.Алоевой и др.2

2 Шнейдер Е. Искусство народностей Сибири. М., 1930; Иванов СВ. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири 19-нач.2О вв. М., 1954; Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан, 1982; Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997; Т.Б. Митлянская Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири. М., 1983; Кызласов Л.Р., Король Г. Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник М, 1990; Ю.А. Шибаева Одежда хакасов. Сталинабад, 1959; Сунчугашев Я.И. Древняя металлургия Хакасия. Новосибирск, 1979; Каплан Н.И.

6

В свете проблем поставленных в диссертации потребовалось обращение к теоретическим трудам по советскому искусству, т.к. по искусству Хакасии таковых не имеется. Работы известных искусствоведов В.В. Ванслова («О станковом искусстве и его судьбах». МЛ972.), А.И. Каменского («Романтический монтаж». МЛ989.), А.И. Морозова («Поколение молодых. Живопись советских художников 1960-1980». М.1989.) и И.С. Степанян («Искусство России XX века. Взгляд из 90-х». МЛ999.) во многом подсказали мне и помогли выявить общие процессы, характерные для всего советского искусства. Особенно важной для работы была книга СМ. Червонной «Взаимодействие художественных культур народов СССР. Проблемы сближения, взаимообогащения национальных художественных культур народов СССР в развитом социалистическом обществе, диалектика национального и интернационального» т.к. она ставит наиболее острые вопросы взаимодействия различных культур отечественного искусства.

В 1961 году в журнале «Советская этнография» опубликована статья С.В.Иванова «Современное искусство народов Сибири (скульптура)»3, где в краткой очерковой форме впервые была поставлена проблема изучения скульптуры в современном искусстве народов Сибири - хантов, манси, чукчей, эскимосов, якутов, алтайцев, тувинцев, бурят и хакасов. Автор статьи отметил хакасских скульпторов Г.А. Аткнина, В.Ф. Кидиекова и И.Н. Карачакову. Кроме этой небольшой статьи в последующие годы публикаций по современной скульптуре не выходило.

Небольшая информация обзорного характера о хакасском искусстве содержится в краткой художественной энциклопедии «Искусство стран и

Хакасское искусство// Народное декоративное искусство РСФСР. М, 1957; Алоева Н.Г. К вопросу о современной хакасской вышивке//Полевые исследования ГМЭ. Л., 1989; Киселев СВ. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Кызласова И.Л. Орнамент железных изделий средневековых хакасов к. Х- XIV в. // Конференция «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии». М., 1981.

3 Иванов СВ. Современная искусство народов Сибири (скульптура)// Советская этнография, 1961, №6.

народов мира»4. В ней рассматривается архитектура, декоративно- прикладное и изобразительное искусство с древнейших времен до современности. Отмечено значение советского периода в развитии искусства Хакасии. Однако вследствие малоизученности истории искусства республики в освещении некоторых ее сторон были допущены неточности.

В свете проблем поставленных в данной диссертации, автору потребовалось обращение к источникам, раскрывающим культурное строительство в Хакасии, происшедшее после Октябрьской революции 1917 года и дающим представление о культурных контактах Хакасии с другими народами СССР. Здесь, прежде всего, надо назвать подготовленную коллективом ученых Хакасского института истории, языка и литературы работу по истории республики советского периода «Очерки истории Хакасии советского периода. 1917-1961-е гг.».5 Это было первое обобщенное и систематизированное изложение процесса культурного строительства в указанный период. Однако характер издания, а так же ограниченность и полное отсутствие исследовательских работ по отдельным отраслям культуры не позволили раскрыть многие стороны культурной жизни Хакасии.

Те же аспекты культурного строительства, но уже в пределах всего сибирского региона затрагиваются в монументальном издании (в пяти томах) Сибирского отделения Академии наук СССР «История Сибири с древнейших времен до наших дней».6 В нем обстоятельно рассмотрен процесс культурных преобразований, причем основное внимание уделено культурному развитию национальных районов Сибири, определены основные этапы развития науки, просвещения, культуры и искусства регионов (частности, Хакасии) в советское время.

4 Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М.1962.

5 Очерки истории Хакасии советского периода 1917-1961-е годы. Абакан. 1963.

6 История Сибири с древнейших времен до наших дней. Л. 1968.

8

Краткий обзорный характер носит статья московского искусствоведа С.М.Червонной «Художники Хакасии»7, опубликованная в газете «Советская Хакасия». В ней автор впервые анализирует творчество ведущих художников 1960-х годов.: А.Ф. Калинина, М.А. Бурнакова и В.А. Тодыкова.

Указанный автор характеризует живописца А. Ф. Калинина, как вполне определившегося мастера, с четким почерком, с определенным кругом творческих интересов, с многогранными способностями и интересами разностороннего характера.

О другом живописце М.А. Бурнакове СМ. Червонная отзывается, как о великолепном мастере портретной живописи, женских портретов, выполненных в 1962-1968-е годы. С его именем она связывает шаги формирования современного хакасского изобразительного искусства.

Говоря о графике В.А. Тодыкове, автор статьи отмечает, что его рисунки отличаются ювелирной точностью, а композиции - изяществом и законченностью.

Узловые вопросы истории изобразительного искусства Сибири нашли

о

свое отражение в многотомной «Истории искусства народов СССР» . вышедшей в свет в 1982-м году под редакцией Б.В. Веймарна, Л.С. Зингера, О.И. Сопоцинского. В девятом томе этого издания имеется небольшая информация о развитии профессионального изобразительного искусства в республики.

Что касается непосредственно специальных, обобщающих работ по проблеме становления и развития изобразительного искусства в Хакасии (1920- 2000-х гг.), то таких работ до сих пор нет, хотя интерес к этой проблеме всегда постоянен.

Впервые данная проблема была поставлена в 1972-м году хакасским искусствоведом И.К.Кидиековой в статье «Изобразительное искусство в

Червонная СМ. Художники Хакасии// Советская Хакасия, 26 января 1969. : История искусства народов СССР. М. 1972.

Хакасии».9 Но ее статья носит обзорный характер, и не ставит конкретный вопрос о периоде становления изобразительного искусства, так же как не рассматривается вопрос о ведущих жанрах в искусстве республике. Автор лишь дает оценку творчеству некоторых художников, в частности, Г.А. Аткнина, Д.П. Черепанова, А.Ф. Калинина, И.Н. Карачаковой, М.А. Бурнакова, В.А. Тодыкова, В. Протопопова и В.М. Новоселова. Она отмечает, что живопись, графика и скульптура очень молоды, но, несмотря на известные просчеты и недостатки в профессиональном мастерстве, хакасское искусство «интересно искренностью, молодым задором, отсутствуем фальши и горячим желанием преодолеть трудности на пути к высокому искусству».

В 1974 году вышла в свет книга Я.И.Сунчугашева и Г.А.Янгуловой «Памятники истории и культуры Хакасии».10 В ней кратко, в виде очерка рассматривается скульптура, посвященная историко - революционным событиям (Г.А. Янгулова) и памятникам старины (Я.И. Сунчугашев). Конкретно авторы описывают памятник В.И. Ленину в г. Абакане, мемориальные обелиски, посвященные павшим героям в годы гражданской войны в Хакасии и памятники воинам- участникам Великой Отечественной войны.

В сборнике «Зажги свою звезду»11 были опубликованы краткие очерки о литературе и искусстве хакасского народа, в том числе несколько статей Б. Ховратовича, в которых характеризуется творчество художников Г.А. Аткнина, Д.П. Черепанова, А.Ф. Калинина, В.А. Тодыкова, А.А. Топоева, М.А. Бурнакова и В. П. Бутанаева. По мнению Б. Ховратовича первый важный шаг в развитии изобразительного искусства Хакасии был сделан в 1930-1940-е годы Г.А. Аткниным, который работал в разных видах искусства- живописи, графике, скульптуре и художественной вышивке.

9 Кидиекова И.К. Изобразительное искусство Хакасии//Ученые записки ХакНИИЯЛИ. Абакан. 1972.

10 Сунчугашев Л.И., Янгулова Г.А. Памятники истории и культуры Хакасии. Абакан. 1974.

уу у

п Зажги свою звезду. Абакан. 1975.

10

В послевоенные годы были сделаны определенные сдвиги в становлении изобразительного искусства. В это время в Абакане начинает работать Д.П. Черепанов- пейзажист, стремившийся показать в своих работах природу Хакасии. Он организовал художественную студию, которая могла посещать молодежь. В те же годы с именем пейзажиста А.Ф. Калинина, зарекомендовавшего себя серьезным и ищущим живописцем, связанно объединение молодых и самодеятельных художников (П.И. Тараненко, И.П. Ломтева, П.А. Полежаева, П.И. Сарычева и др.).

Формирование своеобразия хакасского искусства, по мнению Б. Ховратовича, связанно с творчеством графика В.А. Тодыкова, которому принадлежит бесспорная заслуга в разработке национального изобразительного стиля, постижения сути национальной образности и духовной щедрости своего народа.

Б. Ховратович в творчестве графика В.П. Бутанаева, отметил помимо серии графических рисунков о пребывании В.И. Ленина в Шушенком, зарисовки и наброски на строительстве трассы Абакан- Тайшет, Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало- Амурской магистрали, которые отличаются лаконизмом, выразительностью, умением показать человека в творческом труде.

По мнению автора указанных статей, в центре творчества М.А. Бурнакова - портретный жанр. Восхищение и любовное отношение к человеку отличает портреты, созданные кистью этого живописца. К числу несомненных удач художника были признаны портреты: участника парада Победы СЕ. Чучунова и капитана дальнего плавания Алексеева.

В 1978 году вышла в свет книга искусствоведа И.М. Давыденко «Художники Красноярска»12, где исследован период становления и развития изобразительного искусства Красноярского края, куда до 1990 года входила Хакасия. Достаточно полно в исследовании дается характеристика творчества

12 Давыденко И.М. Художники Красноярска. Красноярск. 1978.

11

ведущих профессиональных художников, живших в Красноярском крае с сер. XIX века по 80-е годы XX века, в их числе художники Хакасии А.Ф. Калинин, В.М. Новоселов, Г.С. Хлебников, М.А. Бурнаков и В.Ф. Капелько. Его же работа о тех же художниках вышла в Ленинграде в издательстве «Художник РСФСР» в 1980 году 13

Историком В.А. Асочаковым в книге «Культурное строительство в Хакасии 1917-1937 гг.»14 впервые был исследован вопрос об историческом периоде ликвидации неграмотности, организации школьного образования, политика - просветительной работы, подготовки кадров хакасской интеллигенции, зарождении литературы, книжного издательства и театра в Хакасии. Хотя вопросы становления профессионального искусства республики не были отражены, его труд имеет большое значение для исследования по теме данной диссертации.

Важнейшие методологические проблемы теоретического осмысления национальной культуры (в том числе хакасской) впервые были подняты в обобщающем исследовании философа Г.Г. Котожекова «Художественная культура народностей СССР: диалектика развития».1 Его книга посвящена вопросам формирования и развития художественных культур малых народов проживающих в Сибири - тувинцев, алтайцев и хакасов. На примере развития культур этих народов прослеживаются закономерности взаимодействия национального и межнационального аспектов в культурах численно небольших народов России, обобщается опыт работы руководства Тувы, Горного Алтая и Хакасии по развитию национальной литературы, театра и изобразительного искусства.

Те же проблемы были поставлены Г.Г. Котожековым в книге «Культура народов Саяно-Алтайского нагорья».16 В ней впервые был осмыслен

13 Давыденко И.М. Художники Красноярска. Л. 1980.

14 Асочаков В.А. Культурное строительство в Хакасии 1917-1937. Абакан. 1983.

15 Котожеков Г.Г. Художественная культура народностей СССР. М. 1984.

16 Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно- Алтайского нагорья. Абакан. 1992.

12

опыт советского культурного строительства в национальных районах Сибири в контексте общечеловеческих ценностей. Данное культурологическое, философское, социологическое и историческое исследование было проведено на материале культуры тюрков Саяно- Алтайского нагорья- алтайцев, тофаларов, тувинцев, хакасов и шорцев.

В 1991 году в Москве издательством «Советский художник» был опубликован справочник «Художники Красноярской организации Союза художников РСФСР»17. В нем дается краткая информация о художниках-живописцах, графиках и скульпторах (их биографические данные и список основных работ), в том числе хакасских - о М.А. Бурнакове, Л.М. Джарты, А.Ф. Калинине, В.Ф. Капелько, Г.С. Краснове, В.М. Новоселове, В.А. Тодыкове, А.А. Топоеве, Г.С. Хлебникове и СЕ. Якшине.

В том же, 1991 году в Москве вышло издание «Художники Красноярского края»18, где рассмотрено развитие в крае некоторых жанров изобразительного искусства - пейзажа, тематической картины, станковой графики, скульптуры и декоративно- прикладного искусства. Хотя в названой книге даны художники Красноярского края (куда с 1990 года Хакасия не входит) в ней есть информация о творчестве и хакасских мастеров: А.Ф. Калинина, В.Ф. Капелько, Г.С. Хлебникова, В.М. Новоселова, СЕ. Якшина и В.А. Тодыкова.

Особого внимания заслуживает книга А.СКызласова и В.Н. Тугужековой «Писатели и художники Хакасии»19, где впервые были опубликованы биографии ведущих художников- живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства в разные годы проживавших в Хакасии: Г.А. Аткнина, И.Н. Карачаковой, М.А. Бурнакова, А. А. Топоева, В.А. Тодыкова, А.И. Калинина, В.Ф. Капелько, СЕ. Якшина, Г.С. Хлебникова, В.М. Новоселова, В.П. Бутанаева, А.Л. Ултургашева, Д.П. Чебодаева, В.Н. Кученова,

17 Художники Красноярской организации Союза художников РСФСР. М. 1991.

18 Художники Красноярского края. М. 1991.

"Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии. Абакан. 1997.

13

А.Г. Доможакова, А.З. Асочаковой, Г.С. Краснова, Н.Ф. Чаркова, Г.А. Серебрякова и Р.И. Субракова. В книге представлены многочисленные репродукции их творческих работ.

В 1999 году в издательстве Хакасского государственного университета (Абакан) вышел альбом искусствоведа И.К. Кидиековой «Графика Хакасии». ° В его вступительной части кратко излагаются истоки хакасской графики, дается анализ творчества графиков В.А. Тодыкова, А.А. Топоева, Р.И. Субракова, Г.Н. Сагалакова, Г.С. Краснова и А.Е. Ульянова. Большую часть своего анализа автор посвятила творчеству В.А. Тодыкова. Она назвала его первым в художественном осмыслении хакасской классики, после анализа ею иллюстрирования им эпического сказания «Алтын Арыг». Он, по ее мнению, совершил титанический труд: изучал орнамент народа, в музеях открывал для себя древние памятники декоративно- прикладного искусства, старался осмыслить, понять красоту древних бытовых вещей - тагарских котлов, древних бронзовых наверший и ножей, средневековых седельно - сбруйных украшений, всю изысканность вещевого мира. Вслед за Тодыковым в хакасскую графику пришли А.А. Топоев, Р.И. Субраков, Г.Н. Сагалаков, Г.С. Краснов и А.Е. Ульянов. Все они очень разные художники, но вместе в хакасском Ренессансе они выступают в удивительной гармонии. В творчестве А.Топоева рисунок всегда являлся основой искусства. Возможно поэтому, индивидуальность, характер и своеобразие языка графика более всего выражены в его рисунке. Графика А.А. Топоева печаталась на страницах газет, журналов, он был иллюстратором многих книг.

Древние эпические образы и народные типажи из современных сказаний и преданий стали основной темой творчества Р. Субракова. Его графические листы отличают высокий артистизм, вкус в использовании средств графической выразительности и отточенности профессионального мастерства.

20

Кидиекова И.К. Графика Хакасии. Абакан. 1999.

14

Мастер не только использует известные мифы и сюжеты сказок, а изобретает и сочиняет их сам.

Широкое использование традиций и условного языка древних мегалитов и петроглифов свойственны произведениям Г.Краснова. В книжной станковой графике работает художник Г.Сагалаков.

Особый характер в мире древних образов - символов нашел А.Ульянов. Его офорты эпичны, в них силен элемент образной символике. В заключении автор статьи отмечает, что «Хакасская графика- это уникальное явление в истории хакасского искусства». 21

В разные годы на страницах центральных и местных художественных журналов («Ах тасхыл») и газет («Хакасия» и «Хакас ч1ри») периодически появляются статьи, освещающие различные аспекты хакасского изобразительного искусства. И хотя выступления искусствоведов И.М. Давыденко (Красноярск), И.К. Кидиековой (Абакан) и С. М. Червонной (Москва) не направлены на теоретическое осмысление проблем, накопленных многолетней творческой практикой, все же они помогают выявить закономерности художественного процесса в Хакасии.

Определенное воздействие на научное обобщение опыта национальных художественных культур в СССР и непосредственно в Хакасии оказали известные постановления ЦК КПСС:

«О перестройке литературно- художественных организаций». (1932) «О народных художественных промыслах». (1975)

« О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в РСФСР в свете решений XXV съезда КПСС». (1976)

«О дополнительных мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в РСФСР». (1979)

21 Кидиекова И.К. Графика Хакасии. Абакан. 1999.

15

«Постановление бюро Красноярского краевого комитета КПСС «О работе Хакасского облисполкома по развитию в XI пятилетке социально- культурного комплекса под девизом «Превратим Сибирь в край высокой культуры». (1982)

Критический обзор литературы по теме диссертации приводит к следующему выводу: в течение долгого времени хакасское искусствоведение находилось на стадии накопления материала, лишь в 1970-е годы были предприняты первые попытки систематизации и теоретического осмысления, причем в них очевиден недостаток целостного понимания и обобщения фактов в развитии национального искусства.

До сих пор нет исследований с разработкой общих вопросов становления хакасской художественной школы. Не существует работ, посвященных многообразию видов и жанров хакасской живописи, скульптуры и графики в их станковых и монументальных формах. Все это делает обращение к глобальной постановке целостной проблемы становления и развития профессионального изобразительного искусства Хакасии чрезвычайно важным. Ей и посвящена данная диссертация. В ней же впервые поставлен вопрос о проблеме периодизации истории изобразительного искусства в Хакасии. Предлагается следующая хронологическая схема.

I период- Становление изобразительного искусства (1920-1950-е гг.).

II период - Развитие искусства (1960-1980-е гг.).

III период- Современное искусство ( 1990-2000-е гг.).

Целью диссертации, таким образом, является исследование проблемы становления и развития профессионального изобразительного искусства в Хакасии. В связи с этим задачами данной работы являются:

1. Выявление предпосылок формирования профессионального изобразительного искусства Хакасии;

2. Обобщение и систематизация фактологического материала по изобразительному искусству;

16

3. Показ художественной жизни в связи с изменениями, происшедшими в ходе культурной революции до времени образования Союза художников Хакасии;

4. На основе исторического анализа становления и развития национальной художественной школы показать ее принципиальные особенности;

5. Определение ведущих тенденций развития изобразительного искусства Хакасии XX века;

6. Рассмотрение жанровой направленности творчества ведущих живописцев, графиков и скульпторов.

Источником для диссертации послужили в первую очередь творческие работы хакасских художников- живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства, а также архивные документы и материалы, собранные автором в Научно- Библиографическом архиве Академии художеств (Санкт-Петербург), Центральном Государственном архиве Республики Хакасия (Абакан), Филиале Центрального Государственного архива Республики Хакасии (Абакан), Центральном архиве литературы и искусства (Санкт-Петербург), Объединенном Межобластном архиве культуры (Санкт-Петербург).

Были изучены материалы фондов краеведческих музеев: Хакасского Республиканского в Абакане, Минусинского Регионального им. Н.М. Мартьянова, Черногорского городского, а так же фонды Государственного Русского музея (Санкт- Петербург), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт- Петербург), Российского этнографического музея (Санкт- Петербург) и фонды Минусинской городской и Абаканской картиной галерее.

В данной диссертации эти материалы впервые вводятся в научный оборот.

17

Постоянное изучение современных художественных процессов, происходящих в республике, на основе посещений местных художественных выставок с участием хакасских художников и просмотра их работ в художественных мастерских, дали возможность автору критически осмыслить все созданное с современных позиций, отобрать наиболее значительные произведения.

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и специальных приложений, куда вошли: перечень выставок проводившихся в Хакасии в разные годы, список членов Союза художников России в Республике, справочник о ее художниках - живописцах, графиках, скульпторах и мастерах декоративно- прикладного искусства и полная библиография по теме. Так же прилагается альбом фоторепродукций, представляющих все наиболее значительные произведения хакасских живописцев, скульпторов, графиков и мастеров прикладного искусства (1920-2000 гг.).
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24854.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.