У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Арабский театр XIX—XX беков и поиски художественной формы
Количество страниц 154
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24884.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава 1. Возникновение и развитие арабского театрального искусства ...9

1.1. Представление об арабской театральной традиции в арабском и мировом театроведении...9

1.2. Предтеатральные явления в арабской культуре...24

1.3. Процесс зарождения и развития профессионального арабского театра...50

1.3.1. Возникновение профессиональных театров европейского типа...50

1.3.2. Становление национальных арабских театров..!...64

Глава 2. Поиск художественной формы в арабском театре XX века 75

2.1. Самобытность как условие развития национальных арабских театров...75

2.2. Анализ форм арабского театра конца XX века...90

2.2.1.Арабский политический театр...90

2.2.2. Практика работы арабских театров по системе К.С.Станиславского...99

2.2.3. Влияние западных театральных течений на развитие арабского театра в 1970-80-х годах...110

2.3. Новейший период истории арабского театра... 120

2.3.1. Дискуссии о художественной форме и содержании...120

2.3.2. Возрождение интереса к культурно-историческому наследию...128

Заключение...133

Список публикаций автора...138

Список литературы...139

Приложение...154

Введение



Введение

Актуальность темы диссертации. Концепции национальной самобытности во всех арабо-мусульманских странах в последние десятилетия нашли отражение в выборе ориентиров внешней и внутренней политики в социальной, экономической и культурной сфере. В 1980-90-е годы в большинстве стран Арабского Востока значительно больше места стало отводиться изучению национального языка, традиций, а с ними и ислама как части национальной культуры.

Арабский театр не является исключением из этого процесса. Переживая сложный период поисков и путей дальнейшего развития, он стремится не отставать от своего времени, отражать современные острые проблемы, возникающие перед арабским миром. Развитие современного театрального искусства актуализирует ряд проблем, традиционных для театроведения со времени его возникновения. К их числу относится проблема, положенная в основу настоящего диссертационного исследования: противоречие между вызовом современности в виде глобализации, унификации и синтеза культур Запада и Арабского Востока и необходимостью сохранения национальной самобытности арабского искусства. В настоящей диссертационной работе эта проблема решается на материале театральной традиции Арабского Востока посредством рассмотрения путей поиска новых художественных форм арабского театра.

Степень разработанности проблемы. Проблема, поставленная в настоящем исследовании, косвенно затрагивалась в докладах, статьях и научных работах исследователей тех стран, в которых театральные традиции имеют древние корни, а современный театр занимает ведущую роль в жизни общества - Сирия, Алжир,

Ливан, Ирак и Египет. Настоящая работа опирается, прежде всего, на труды известных арабских ученых - теоретиков театра: Азиза Мухаммеда, Аль-Ани Юсефа, аль-Зубейди Али, аль-Мяфраджи Ахмада Файяда, Дейфа Шауки, аль-Кагат Мухаммеда, Наджма Мухаммеда Юсефа, Али Аль-Ра'и.

Целесообразно отметить обобщающие исследования сирийских авторов, в которых освещены современные тенденции в развитии национального искусства отдельных стран арабского мира Дгхама Раджаба, Кини Александра Георги, Али Икла Урсана и др.

Крайняя скудность литературы по иракскому театру обусловила обращение автора к рецензиям на пьесы и спектакли, опубликованные в периодической печати: серию статей аль-Мафрадаш Фяйяда и лекции Али Ахмеда аль-Зубейди.

Методология настоящего исследования основывалась также на анализе идей и теорий развития египетского театра, которые представлены в работах авторов: Мамдух Хамид Морей,. аль-Мосельхи Самира Хусейн, Набиль Али Али Мохамед, Фаузи Фахми Ахмед, Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги.

Значительное внимание при изучении интересующей проблемы привлекают исследования по египетскому фольклору и народному творчеству, в частности работы доктора Абд аль-Хамида Юниса, Ахмада Рушди Салеха и др.

Большое значение в изучение арабо-мусульманской культуры в целом и истории и теории театра в частности внесли фундаментальные исследования, принадлежащие известным русским и советским востоковедам — В.Бартольда, М.Иордан, М.Степанянц о культуре мусульманства, И.Филыитинского, А.Крымского и А.Долининой по вопросам истории арабской литературы, И.Еолян по проблемам арабской музыки.

Среди имеющихся публикаций по проблемам становления и развития арабского театра в русскоязычном театроведении целесообразно выделить работы Д.А.Гусейновой, В.К.Кирпиченко, Т.П.Путинцевой, И.В.Тимофеева, Н.К.Усманова и К.О.Юнусова. Особое значение имеют исследования российских ученых по теории и истории театра: труды А.Д.Авдеева, Ю.М.Барбоя, П.Н.Беркова, Г.Н.Бояджиева, И.Л.Вишневской, Л.И.Гительмана, Д.Ершова, Н.М.Федя, В.Н. Ярхо и др.

Значительные достижения русскоязычного театроведения в области социологического анализа театральных процессов нашли отражение в трудах советских теоретиков и практиков театра — К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, А.Д.Попова, Г.А.Товстоногова, В.О.Топоркова, М.О.Кнебель, а также режиссеров-специалистов в области театральной педагогики Б.Е. Захавы, ЗЛ.Корогодского и др.

Из работ западноевропейских и американских авторов целесообразно отметить исследования Дж. Ландау, М. Шмуель и др.

В ходе данного исследования неоценимую услугу автору оказали многолетние контакты с театральными деятелями Ирака, Сирии, Египта, Иордании (в частности, С.Ваннус, С.Абдельхамид, К.Мухаммад, Д. Георгиус Дауд, С.Сад), переписка с драматургами, собственная театральная практика. Написанию диссертации в значительной мере помог собственный творческий опыт в качестве режиссера, исполнительного режиссера, актера, участие в национальных и международных театральных фестивалях в 1990-1993 годах.

При проведении исследования автор исходил из того, что неправомерное уменьшение роли арабских художественных традиций в пользу преувеличенного влияния европейского театра на

современный театральный процесс в странах арабского мира, равно как и утверждение исключительности арабской культуры, ее обособленного развития, одинаково неосновательны. В связи с этим автор ставит перед собой цель — выявить специфичность путей поиска художественной формы арабского театра.

Для достижения поставленной цели автор предполагал решение следующих задач:

1) Анализ процесса возникновения театральных явлений на Арабском Востоке в доисламскую эпоху и их развития под воздействием исламского вероучения;

2) Рассмотрение процесса становления и развития профессионального арабского театра;

3) Анализ художественных форм арабского театра XX века;

4) Выявление дальнейших путей развития современного арабского театра.

Объект исследования - арабская театральная традиция, рассматриваемая как сочетание различных театральных направлений, тесно связанных друг с другом единством религиозно-культурной истории и арабского языка.

Предмет исследования - специфика развития арабского театра в поиске новых художественных форм.

Методологической основой исследования является принцип историзма, позволяющего рассматривать явления в их историческом развитии и во взаимодействии с происходящими социально-культурными изменениями. Основными методами изучения истории и современности арабского театра стали общенаучные методы познания: историко-культурологический, системно-функциональный анализ и синтез, а также методы социологического исследования -интервью и наблюдение.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего,

с тем, что в исследовании впервые рассматриваются основные

тенденции развития современного арабского театра в тесной связи со спецификой развития традиций театрально-зрелищных форм.

Практическая значимость настоящей работы связана с вводом в арабское и российское театроведение нового научного материала и возможностью его использования в учебно-педагогической работе на театральных факультетах при чтении курса истории театра и современного состояния театрального процесса на Арабском Востоке. Диссертация может оказаться полезной также с точки зрения выбора методологии изучения театрального искусства других стран и культурных традиций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Принцип опоры на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию, в рамках которой социально-культурную ценность представляют:

• прямой контакт со зрителем, который становится необходимым компонентом зрелища и обеспечивает его интерактивность;

• специфичность и канонизация голосоведения и речевого построения;

• импровизация в контакте со зрителем;

• синтетический, характер принципов построения зрелища и исполнительского мастерства, когда музыка, пение и танец гармонично вплетаются в драматургическую ткань, становясь равноправными компонентами спектакля.

2) Положение о существовании единого арабского театра как такового не только в современную, но и в древнюю эпоху,

вопреки очевидным географическим, диалектным и даже (для некоторых арабских стран) религиозным различиям. В этом смысле современная жизнь разностадиальных сценических форм арабского театра является не механической суммой национальных культур, а их культурной парадигмой, определяющей специфическую «арабскость» театра.

3) Принцип соответствия театральной художественной формы духу исторической эпохи и ментальности общества, который определил своеобразие принципов построения зрелища и основ исполнительского мастерства на Арабском Востоке.

4) Концепция развития современного театрального искусства Арабского Востока, в основании которой:

• принцип соответствия театральной художественной формы духу исторической эпохи и ментальности общества;

• принцип опоры на исторически сложившуюся общеарабскую театральную традицию;

• принцип совместимости и взаимодополняемости арабских, европейских и мировых театральных традиций.

Глава 1. Возникновение и развитие арабского театрального искусства

1.L Представление об арабской театральной традиции в арабском и мировом театроведении

В настоящем разделе исследования автор предполагает дать аналитический обзор литературы, содержащей обобщение представлений об арабской театральной традиции в арабском, русскоязычном и мировом театроведении.

Деятели искусства арабских стран обратились к исследованию театра совсем недавно, но сделали для освещения его основных проблем уже немало. Среди работ ведущее место занимают доклады, статьи и научные работы исследователей тех стран, в которых театральные традиции имеют древние корни, а современный театр занимает ведущую роль в жизни общества - Сирия, Ливан, Ирак и Египет.

Настоящая работа опирается, прежде всего, на труды известных арабских ученых - теоретиков театра. Среди них "Ислам и театр" Азиза Мухаммеда1, "Театральный эксперимент" Аль-Ани Юсефа2, "Арабская драма в Ираке" аль-Зубейди Али3, "Театральное движение в Ираке" аль-Мяфраджи Ахмада Файяда4, "Доисламская эпоха" Дейфа Шауки5, "Драматургия и театр Марокко со дня возникновения по 80 гг." аль-Кагат Мухаммеда6, "Пьеса о

1 Азиза Мухеммед. Ислам и театр (на араб.яз.). — Каир, 1977.

2 аль-Ани Юсеф. Театральный эксперимент (на араб.яз.). — Бейрут, 1979.

3 аль-Зубейди Али Ахмед. Арабская драма в Ираке (на араб.яз.). — Каир, 1967.

4 аль-Мафраджи Ахмад Файяд. Театральное движение в Ираке (на араб.яз.). — Багдад, 1965.

5 Дейф Шауки. Доисламская эпоха (на араб.яз.). — Каир. 1971.

6 аль-Кагат Мухаммед. Драматургия и театр Марокко со дня возникновения по 80-е гг. (на араб.яз.). — Касабланка, 1986.

10

современной арабской литературе" и "Народный эпос" Мухаммеда Юсефа Наджма7, "Театр в арабском мире" Али Аль-Рай8.

Анализ вышеперечисленных исследований позволяет говорить о том, что в современном арабском театроведении существует нерешенность проблемы использования культурно-исторического наследия. Как одна из важнейших вопросов арабского театроведения, эта проблема находит выражение в наличии двух конкурирующих подходов в ее разрешении. Первый из них выражает тенденцию к осовремениванию исторического наследия и национальных культурных традиций, а второй заключается в стремлении передать прошлое с максимально возможным следованием особенностям исторической эпохи и исключением всевозможных "осовременивающих" привнесений, понимаемых как искажения действительного смысла истории. По мнению автора, необходим синтез этих подходов на основе гармонического осмысления реальных проблем прошлого и изображения современных проблем в контексте культурно-исторического наследия.

Вместе с тем в арабском театроведении и театральной критике практически отсутствуют обобщающие исследования, в которых современные тенденции в развитии национального искусства отдельных стран арабского мира освещались бы в достаточной мере. Среди немногих исследований этого направления целесообразно отметить исследование сирийских авторов Дгхама Раджаба9, Кини Александра Георги10, Али Икла Урсана11.

7 Наджм Мухаммед Юсеф. Пьеса в современной арабской литературе (на араб.яз.). — Бейрут, I960; Наджм Мухаммед Юсеф. Народный эпос (на араб.яз.). — Каир, 1968.

8 Али ар-Ра'и. Импровизированная комедия (на араб.яз.). Каир, 1968; Али ар-Ра'и. Искусство комедии (на араб.яз.)- Каир, 1971; Али ар-Ра'и. Театр в арабском мире (на араб.яз.). — Кувейт, 1980.

Дгхам Раджаб. Становление арабской театральной традиции и современные тенденции развития сценического искусства Сирии: Автореф.к.иск. - Минск, 1999.

9

10

Кини Александр Георги. Пути развития сирийского театра: Автореф...к.иск. - М.,1984.

11

В исследовании Дгхама Раджаба рассмотрены важнейшие особенности становления арабской театральной традиции и современные тенденции развития театрального искусства Сирии. Проведенное исследование показало важную роль арабской театральной традиции в становлении национальных театров каждой из арабских стран, в развитии современных, в том числе и новаторских, форм в современном сирийском театре.

Справедливой является мысль Дгхама Раджаба о том, что важной закономерностью становления арабской сценической традиции является задержанное (социально-политическими и религиозными особенностями) и "догоняющее" развитие и связанная с ним восприимчивость к теоретико-культурным и методологическим влияниям западного и российского театра. Трудности в развитии общеарабской и сирийской театральной культуры, по мнению исследователя, связаны с консервативностью традиционного восприятия культурных явлений и отсталостью ряда регионов в культурно-техническом отношении.

Как отмечает Дгхам Раджаб, узловые моменты становления арабской театральной традиции обнаруживают ее теснейшую взаимосвязь с особенностями истории арабских народов, их культурно-историческими связями между собой и с внешним миром, и весьма своеобразное преломление, в котором в рамках этой традиции воспринимались внешние влияния.

Следует согласиться с Дгхамом Раджабом в том, что важнейшей особенностью арабской театральной традиции, обусловливающей возможность ее плодотворного взаимовлияния с общемировыми тенденциями развития сценического искусства, является (наряду, например, с индо-европейским, японо-европейским)

1' Али Икла Урсан. Театральные явления у арабов (на араб.яз.). - Дамаск, 1981.

12

ближневосточный тип синтеза культур Востока и Запада, являющийся культурно-исторической основой этой традиции.

Кини Александр Георги в своем исследовании путей развития сирийского театра отмечает, что особую ценность для новаторских интерпретаций представляют "бродячие сюжеты" арабской истории, притчи, мифы, легенды, сказки, имеющие не только национальное, но и общечеловеческое значение. Общечеловеческое значение имеет и возникшая в живой ткани арабского театра форма синтеза разных видов искусств — искусства рассказчика и декламатора, трагедии и фарса, восточного танца, музыки, пантомимы и т.д.

Сирийские авторы Дгхам Раджаб, Кини Александр Георги, Али Икла Урсан отмечают, что использование национального исторического наследия в арабском театре позволяет достигать наибольшего сценического эффекта и высокого уровня философских обобщений в тех случаях, когда события и явления прошлого не воспроизводятся буквально по данным исторических хроник, не "осовремениваются" под влиянием текущих задач и тенденций общественного развития, а рассматриваются как своеобразный диалог разных эпох. Ведущей тенденцией социального воздействия театра на развитие общества в сирийской драме и создаваемом на ее основе спектакле являются преодоление деспотизма в любом его проявлении, многообразные нравственные искания героев своего места в чрезвычайно многообразной и динамичной общественной среде.

Крайняя скудность литературы по арабскому театру в целом определила некоторую мозаичность и фрагментарность целостной картины, а также вынужденность автора диссертации обращаться, с одной стороны, к таким источникам как театральные рецензии, с другой стороны,—опираться на театральную культуру Ирака й

13

Египта как на наиболее богатую теоретическими работами о театре.

Таким образом, анализ иракского театра обусловил обращение автора к рецензиям на пьесы и спектакли, опубликованные в периодической печати, записям бесед с режиссерами и драматургами. Среди них особо хотелось бы выделить серию статей Файяда аль-Мафрадаши, составившую впоследствии книгу "Театральное движение в Ираке"12, а также лекции Али Ахмеда аль-Зубейди, прочитанные им в 1966 г. студентам Института арабских исследований при Лиге арабских стран, которые составили впоследствии труд "Арабская драма в Ираке"13.

В проведенных исследованиях по проблемам иракского театра Али Ахмеда аль-Зубейди, Файяда аль-Мафрадаши, Дауда Георгиуса Дауда 14, Икбаля Мухаммеда Али Кадома15 авторы отмечают, что иракский народный театр за долгие годы своего существования выработал разнообразные средства художественной выразительности, актуальные и для современного театра. Основные характерные черты театра Ирака, по мнению Икбаля Мухаммеда Али Кадома, -демократизм, отклик на общественные проблемы страны, импровизационность, связь с национальной литературой - сыграли свою решающую роль в развитии профессионального иракского театра. На начальном этапе своего развития иракский театр испытал на себе влияние и активно пользовался опытом театральных трупп Египта. В развитии национального театра немаловажную роль сыграли и лучшие традиции западно-европейской сцены, взаимосвязи с деятелями советского театра.

12 аль-Мафраджи Ахмад Файяд. Театральное движение в Ираке (на араб.яз.). — Багдад, 1965.

13 аль-Зубейди Али Ахмед. Арабская драма в Ираке (на араб.яз.). — Каир, 1967.

14 Дауд Георгиус Дауд. Проблемы историзма в современном иракском театре 60-80-х гг.: Автореф.к.иск. - М.,1989.

!5 Кадом Икбаль Мухаммед Али. Основные тенденции развития иракского театра и драматургии 1950-1970 гг.: Автореф...к.иск. - М.,1987.

14

Национально-освободительная революция 1958 г. в Ираке открыла перспективы независимого развития страны, возможности развития собственной национальной культуры в благоприятных условиях. В решении этой задачи театру отводилась значительная роль. Одной из главных его целей стало продолжение и развитие важнейших социальных и художественных принципов народного иракского театра.

Как отмечает Икбаль Мухаммед Али Кадом, одна из основных задач деятелей культуры Ирака состоит в том, чтобы с научных позиций определить ценности, формы, социально-культурные параметры национального наследия, обогатив их современным содержанием. Только на этой основе, считает автор, возможно приступить к процессу строительства подлинно массовой театральной культуры.

Важной для методологии настоящего исследования представляется анализ идей и теорий развития египетского театра, которые представлены в работах авторов: Мамдуха Хамида Морей16, Хусейна аль-Мосельхи Самира 17, Набиля Али Али Мохамеда18, Фаузи Фахми Ахмеда19, Ахмеда Шамса ад-Дин аль-Хигаги20.

Египетская исследовательница Лейла Насим Абу Сейф подготовила историко-биографическое исследование о жизни и творчестве видного деятеля египетского комедийного театра Нагиба ар-Рейхани . Серьезное внимание здесь уделено связям драматургии

16 Морей Мамдух Хамид. Становление и развитие режиссуры египетского театра: Автореф...к.иск. -М.,1981.

17 аль-Мосельхи Самира Хусейн. Этапы становления современной египетской социальной драмы. Дисс, Москва, 1976.

1S Набиль Али Али Мохамед. Влияние народной традиции на становление и развитие комедийного театра Египта: Автореф...к.иск. - М.,1981.

19 Фаузи Фахми Ахмед. Становление народных форм современного египетского театра: Дисс. — Москва, 1975.

20 Ахмед Шамс ад-Дин аль-Хигаги. Легенда в современном Египетском театре (1933-1970) (на араб.яз.). — Каир, Б.г.

21 Лейла Насим Абу Сейф. Нагиб ар-Рейхани. Каир, 1972.

15

ар-Рейхани с французским водевилем.

В диссертации Фаузи Фахми Ахмеда "Становление народных форм современного египетского театра", написанной и защищенной в ГИТИСе, рассматриваются египетские народные театральные формы в их историческом развитии и взаимодействии с европейскими формами театра в Египте. В диссертации Хусейна аль-Мосельхи Самира на тему "Этапы становления современной египетской социальной драмы" рассматриваются предпосылки развития социальной проблематики в египетском театре в первые послереволюционные годы.

В работах Набиля Али Али Мохамеда, Морей Мамдуха Хамида, Фаузи Фахми Ахмеда отмечается, что на протяжении всей своей длительной истории египетский народный театр был теснейшим образом связан со зрителем; это был театр от народа и для народа. Можно сказать, что в египетском театре зритель был и соавтором спектакля. Не в переносном, а в полном смысле этого слова. Он, согласно своему усмотрению, мог изменять сюжетную линию театрального действия, ход и развязку спектакля, он активно вмешивался в сценическое действие и комментировал его. Такая активная позиция зрителя представляется египетским исследователям важнейшей национальной особенностью египетского театрального искусства.

Из анализа многих явлений истории египетского театра, рассматриваемых в работах вышеуказанных авторов, очевидно, что искусство египетской режиссуры шло, в общем, по сходному с европейским театром пути; поэтому логично предположить, что и при отсутствии контактов с Европой египетский театр неизменно развивался бы по пути развития режиссерского театра. Пути мирового театра и режиссуры подвержены общим закономерностям.

16

При этом, однако, нельзя ни в коей мере игнорировать и национальную специфику развития искусства режиссера в каждой отдельно взятой стране.

Конкретными причинами зарождения египетской режиссуры явились:

• во-первых, задачи определения "общего знаменателя" отдельных фрагментов, кусков, отрывков театрального зрелища, подчинения их общему творческому замыслу, "сверхзадаче" спектакля;

• во-вторых, необходимость объединения всех театральных творцов - актеров, театральных художников, композиторов и т.д. в единый творческий организм единомышленников.

На ранних этапах развития египетского театра режиссура была в большей степени работой организаторской, чем творческой.

Со временем, однако, значение режиссера в египетском театре начало расти; особенно отчетливо эта тенденция проявила себя после возникновения в Египте государственных театров. В частных, в коммерческих театрах современного Египта положение принципиально иное. Это - типичные "театры актера" или "театры звезд". Специально для премьера пишется пьеса, и специально на премьера приходят зрители.

И все же многие исследователи, серьезно изучающие сегодня возможные пути дальнейшего развития египетского театра, все больше склоняются к мнению, что зрительский успех частного театра вызван отнюдь не только облегченностью и развлекательностью его репертуара. Именно в этом театре доныне сохранились многие важнейшие традиции народного театрального искусства и, прежде всего, импровизация и непосредственный контакт актера со зрителем. С точки зрения этих исследователей именно на народные

17

традиции неизбежно будет опираться в дальнейшем подлинно национальный египетский театр.

В принципе данная точка зрения безусловно верна, и позицию египетских театроведов и театральных критиков, выступающих против некритического, эпигонски-имитаторского отношения к любой западноевропейской и американской театральной моде, в целом можно только приветствовать. Но это, разумеется, никоим образом не означает согласия с теми "радикальными" выводами, которые делают некоторые из этих авторов - о том, что нынешний египетский театр является лишь "незаконнорожденным сыном" театра европейского. Ратуя за абсолютизацию народной традиции, они, по существу, отказывают театру Египта в праве на собственную драматургию и режиссерское искусство. Идея А. Аль-Рай22 об "изгнании" из египетского театра драматургии и режиссуры, поддерживаемая и некоторыми другими театроведами, ни в коей мере не спасла бы этот театр от кризисного состояния, а искусственно возвратила бы его к уровню средневековых "смеховых действ", другими словами, заставила бы искусство египетского театра вновь начинать свое развитие с начальной точки. Однако у такой позиции есть очень крепкое основание: слабая драматургия — ахиллесова пята не только египетского, но и арабского театра в целом. По существу, арабский театр дал на сегодняшний день единственного драматурга мирового уровня, - Садаллу Ванусса, к сожалению, рано ушедшего из жизни. Отнять у театра драматургию -это означает лишить его содержания. Для египетского театра создание драматургии подлинно национальной, остро актуальной, в ярких реалистических образах раскрывающей проблемы,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24884.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.