У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Традиционные аэрофоны татар Волго—Камья
Количество страниц 155
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24886.doc 
Содержание ВВЕДЕНИЕ... 3

ГЛАВА I

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАР ВОЛГО-КАМЬЯ ... 16

1.1. Древняя эпоха... 20

1.2. Средневековая эпоха... 24

1.3. Новое время... 33

ГЛАВА II

ШАЛМЕИ И НАТУРАЛЬНЫЕ ТРУБЫ... 43

2.1. Пастушьи дудки татар-кряшен... 47

2.2. Пастушьи дудки татар-мишарей... 53

2.3. Волынки — сурнай, шыбыр, кубыз, бызгы... 57

2.4. Натуральные трубы... 74

ГЛАВА III

ФЛЕЙТЫ... 89

3.1: Продольные флейты казанских татар (по полевым

материалам юго-восточных районов Татарстана)... 98

3.2. Продольные флейты-кураи татар-мишарей... 117

3.3. Продольные флейты-кураи татар-кряшен... 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 137

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ... 142

СХЕМАТИЧЕСКИЕ РИСУНКИ ИНСТРУМЕНТОВ... 152

ЛИТЕРАТУРА... 155

Введение



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в общественном* сознании активизировались обусловленные общественными закономерностями развития интересы к этническому музыкально-эстетическому наследию, к решению проблем исторической преемственности в культуре и возрождению традиционных ценностей: (Баллер, 1987). В результате для татарской культуры актуализировалась проблема научного изучения, реставрации и практического освоения видов и типов народных инструментов, которые относились к различным историческим эпохам и уже полностью исчезли из музыкального быта. К инструментам, которые необходимо изучить в научном, искусствоведческом плане, а также вернуть в арсеналы современной художественной культуры татарского народа, относятся: и традиционные духовые инструменты.

В 90-е годы XX века в научных трудах музыковедов Татарстана (АЛ. Маклыгин, В.Р; Дулат-Алеев, Л.В. Бражник, З.Н. Сайдашева) предметом целенаправленных исследований становится история развития традиционного искусства татар и других народов, Поволжья в эпоху становления новоевропейских форм культуры (уход старых форм; или их адаптация, приход новых явлений). Объектом изучения становятся и более ранние периоды истории музыкального искусства (З.Н. Сайдашева, Ш.Х. Монасыпов, Н.Ю. Альмеева, В.И. Яковлев, Р.Ф. Халитов).

Исходной точкой таких исследований является, как правило, период преобразований в татарской культуре, когда позднее средневековье сменилось «новоевропейским временем» (2-я половина XIX века), и далее изучаются судьбы этнического искусства в XX веке. Очевидно, что решение этой большой проблемы связано с необходимостью комплексного рассмотрения генезиса татарской культуры, в том числе и этнической инструментальной культуры татар, причем не только в новом времени, но и в древности и сред-

невековье, с учетом исторической изменчивости социальной структуры и этнической дифференциации общества в разные исторические эпохи.

Предлагаемая работа посвящена исследованию староэтнической страты татарского традиционного инструментального искусства татар Волго-Камья; Из всего многообразия старотатарского инструментария выделена группа аэрофонов, в изучении которых акцент, сделан на. вопросах их генезиса в древности и развития в XIX - XX вв. Эта тема инспирирована массой новых данных, накопившихся в процессе полевой' работы: автора в течение 70—90-х годов XX столетия и< первых лет XXI века, а также в процессе обобщения уже опубликованных данных. Научная картина, вырисовывающаяся в результате полевой работы, а также полученных результатов- лингвистического, историко-сравнительного анализа терминов по музыкально-инструментальной культуре народов Волго-Камья; позволяет сделать множество выводов по истории ?культуры как татарского этноса, так и- Средневолжского региона в целом. Отсутствие специальных обобщающих работ по татарским аэрофонам также делает актуальным такое исследование.

Опыт исторической интерпретации татарских инструментов частично присутствует в работах инструментоведов. Тем не менее есть. все основания говорить о необходимости дальнейшей разработки и инструментоведением, и исторической культурологией проблем традиционной инструментальной культуры татар в общем контексте этнических культур- Волго-Камского региона различных периодов истории.

При моделировании процессов формирования татарского традиционного инструментария, происходивших в древности; средневековье и новом времени в полиэтническом и поликультурном пространстве Волго-Камья на стыке этнических культур индоиранских, финно-угорских, тюркских, восточнославянских народов, встают вопросы об их генезисе и развитии в различные исторические эпохи. Принципы классификации-татарских аэрофонов нуждаются в значительном;уточнении с точки зрения современной органологии; что в сочетании с культурологическими критериями способствовало бы

5

культурной идентификации явлений традиционной инструментальной культуры татар.

В работе рассматриваются процессы исторических изменений инструментальной культуры татар Волго-Камья, происходившие при смене культурного и социально-экономического уклада жизни в период древности, средневековья и нового времени. Процессы, происходившие в переходные периоды, не могли не привести к полной или частичной утрате к концу XX века традиций игры на народных инструментах, в том числе и аэрофонах.

В качестве предмета исследования мы выделили изучение органофонических свойств и исторической судьбы культуры грифных духовых инструментов с одинарно бьющими язычками, типа шалмеев и волынок (сурнай, шыбыр, бызгы), натуральных труб (быргы, сур, карнай), а также; открытых и свистковых продольных флейт {нугай курий, купше курай, сыбызгы) как явлений староэтнического искусства татар Волго-Камского региона.

Для решения поставленной задачи потребовалось тщательное, углубленное и комплексное исследование материалов по истории формирования культуры нового времени и далее «вглубь» веков -переходного периода от позднего средневековья к новому времени, изучение изменений функций староэтнической (общинной) культуры татар, а; также конструкций инструментов, музыкально-стилевого содержания традиционного репертуара, исполнительских приемов, сопутствующей терминологии и проведение их сравнительного анализа. Поэтому важным условием для достижения поставленных целей стало изучение инструментов через призму культурных традиций этнических, этнотерриториальных групп народа с учетом хронологии смены социально-экономических формаций и их влияния на формирование обновленных: историко-стилевых пластов культуры.

Публикаций о генезисе и истории формирования аэрофонов татар в контексте историко-культурного развития татар немного. Лучше обстоят дела с

6

публикациями по этнографическому описанию функций и изучению конструкций духовых инструментов казанских татар нового времени. Однако такие же инструменты татар других этнографических групп Волго-Камского региона продолжали оставаться недостаточно изученными как с инструмен-товедческих, так и с общих культуроведческих позиций. Объектом данного исследования стали явления татарского традиционного искусства, связанные с духовыми инструментами казанских татар, татар-кряшен, татар-мишарей.

Изучение язычковых аэрофонов татар в i новое времяi началось в XVIII веке и связано с именем академика Г.Миллера, который лаконично описывает характерный для татарского населения Поволжья середины XVIII века «инструмент татарская волынка, которая по-татарски называется сурнай» (Миллер, 1791. С. 80). Упоминает «сурнай» (как вариант шалмея «одинарной жалейки») в татарской бытовой культуре и видный просветитель XIX. века Каюм Насыри в толковом словаре татарского языка (Насыри, 1895).

Исследованию татарских продольных флейт (кураев) посвятили свои работы сравнительно небольшое число музыковедов и любителей-энтузиастов. Значительный вклад в изучение курая внесли такие деятели отечественной музыкальной культуры, как первый татарский композитор; и ученый-фольклорист G.X. Габяши (Габяши, 1931), который в рукописном отчете о фольклорной экспедиции описал три типа продольных: флейт-кураев и привел нотные записи исполняемых наигрышей.

Сбору материалов о курае татар посвятил свои труды энтузиаст ку-райного искусства, любитель-фольклорист И.Мусин (Мусин, 1946, 1949). Им была собрана уникальная коллекция кураев с соответствующей краткой паспортизацией каждого экземпляра. Однако предпринятая И.Мусиным попытка привлечь внимание партийных организаций и государственных учреждений культуры к проблеме возрождения и усовершенствования курайного искусства татар осталась безответной:

Обобщенное описание и классификацию видов курая татар из коллекции

7

И. Мусина опубликовал музыковед М.Н. Нигмедзянов (Нигмедзянов, 1978. С.266 - 297). Им также даны расшифровки наигрышей на «коротком» курае, исполненные народным кураистом Х.Бакировым (Нигмедзянов, 1976. С. 157 -159).

Изучение язычковых инструментов с органологических позиций^ в частности инструмента сурнай как явления татарской этнической, бытовой культуры, связано с публикациями этноинструментоведа Р.Ф. Халитова; Открытием, не известным ранее в этномузыкологии, стало описание Р.Ф. Халито-вым сохранившихся в живой памяти народа пастушеских видов сурная (Халитов; 1991). Характерные свойства конструкции бытового сурная были; описаны им на основе этнографических исследований: Исследовательские работы Р.Ф.Халитова ознаменовали новый этап собственно научного познания этнических инструментов. В его работах (Халитов, 1980, 1987, 1991) народные инструменты татар впервые рассматриваются как целостное явление в традиционной культуре. Значимость и новизна результатов работы усиливается благодаря наличию полевых этнографических материалов по бытовой инструментальной культуре татар, записанных автором в 1970 — 1980 годах. При освещении вопросов по изучению старотрадиционных видов курая основной научной;целью автора было рассмотрение особенностей конструкции кураев казанско-татарской этнографической группы, являющейся основной нациеобразующей группой татарского народа.

Качественно новым этапом в осмыслении музыкальной культуры татар, а также остальных народов Волго-Камья явились исследования В.И.Яковлева (Яковлев, 1984, 1991, 1999, 2001), в которых обобщен опыт изучения традиционных инструментов региона, сделан значительный шаг к пониманию истории формирования инструментов тюркских, финно-угорских народов края через сравнительный анализ морфологии народных инструментов.

Разработке проблем историко-стилевой стратификации; изучению и идентификации музыкальных инструментов татар прошлых исторических эпох посвящены и публикации автора данного исследования (Макаров, 1986,

8

1991, 1993, 1994). В них рассматриваются, в первую очередь, вопросы практической реставрации, восстановления * и • возвращения уже исчезнувших исторических инструментов татарского народа, а также изучаются особенности стилевых пластов татарской музыки нового времени.

Небольшие популярные статьи и инструкции по изготовлению и усвоению особенностей исполнительских навыков на инструменте казан курае (татарский вариант блокфлейты из алюминиевых или дюралевых трубок) были опубликованы в журнале «Ялкын» в 1960-е годы; а позже и отдельной брошюрой, мастером и исполнителем * на курае Ифратом Хисамовым (Хиса-мов, 1983). Его деятельность по распространению и популяризации этого вида курая в самодеятельном творчестве была весьма плодотворной. Ныне дело, начатое И: Хисамовым, продолжает педагог и исполнитель И;Г.Алмазов (Алмазов, 1997). Его книга «Курайда уйнау сабаклары» («Уроки игры на курае») успешно применяется в различных образовательных учреждениях:

Свою точку зрения, касающуюся традиционной инструментальной музыки татар, высказала и Р.А.Исхакова-Вамба. По ее мнению, «...вопрос об инструментальной музыке татариз-за недостатка ее записей может быть только поставлен, так как эта область еще ждет своего полного и глубокого исследования» (Исхакова-Вамба, 1997. С.231). Очевидно, что автор в этом высказывании задевает одну из самых болевых точек татарского этноинструментове-дения, ибо музыкальное содержание является основным: стержнем инструментального искусства.

В последние годы изыскания в области татарского народного инструментального i искусства заметно расширились, появились новые работы, посвященные различным вопросам татарского традиционного инструментария, в том числе работы С.М.Хабибуллина о занятиях с детскими фольклорными ансамблями, М,3. Сайфутдинова о практике изготовления и навыках игры на духовых инструментах, А.А.Аминева о проблемах исполнительской практики на татарских народных инструментах, Р.А.Халитова о создании и приме-

9

нении оркестровых вариантов татарских народных инструментов, И:Ш. Кадырова о традиционных инструментах сибирских татар.

Таким образом, благодаря исследованиям и практической; деятельности вышеупомянутых авторов была охвачена проблема изучения продольных флейт по материалам этнической культуры казанских татар. Труды этих ученых и практиков с одержат обширный материал и ряд существенных наблюдений и выводов.

Вместе с тем недостаточно изученными остаются инструментальные традиции и традиционный репертуар татар-мишарей- и татар-кряшен. Вне поля зрения ученых находятся и оригинальные звукоподражательные ор-нитоморфные наигрыши, изображающие характерные повадки -. лебедей, журавлей, имеющие параллели в инструментальной музыке; этносов региона, возможно, на общей мифологической почве.

В рамки задач автора настоящей работы впервые вошли вопросы, не охваченные вышеназванными> исследователями, а именно вопросы изучения диалектных и: локально-территориальных разновидностей духовых инструментов татар — татарских аэрофонов, а также вопросы их генезиса и ис-' торической реконструкции.

Важным компонентом своей работы автор считает углубление и расширение полевой базы исследований, их географии за счет периферийных этнических групп татар. Оперирование материалами, репрезентативными для всех территорий расселения волго-уральских татар, несомненно, выводит исследование на другой порядковый уровень и способствует формированию качественно нового представления об изучаемом предмете: созданию более объективной научной картины развития традиционного инструментария в общеэтническом масштабе. Именно такой подход существенно расширяет представление о типичности тех или иных видов рассматриваемых инструментов, позволяет уточнить особенности репертуара, прикладные и художественные функции этих инструментов в этнокультуре. Особое значение нами было придано сбору преданий, поверий, биографических сведений о

10

мастерах-изготовителях и исполнителях, записям диалектной лексики и терминологии, связанной с изучаемыми инструментами. Необходимо было выявить исполнителей ¦— народных «профессионалов», носителей традиции самого старшего поколения, для сбора у них устных сведений о конструкции уже исчезнувших из быта старинных инструментов, для: более подробного выяснения; музыкально-исполнительских особенностей техники игры, свойств музыки исполняемого репертуара, уточнения видов и типов инструментов.

Для реализации этого замысла впервые в татарской этноорганологии был поставлен следующий комплекс исследовательских задач:

- дать анализ истории развития традиционных музыкальных инструментов народов Урало-Поволжья в XIX — XX вв. по историческим, фольклорным, литературным и научным источникам;

- представить аналитическое описание материалов собственных полевых этнографических экспедиций, сохранившихся инструментальных традиций, творчества отдельных народных музыкантов;

- воссоздать общую историческую картину функционирования в различных стратах традиционного искусства татар;

- осмыслить исторические связи инструментального искусства татар Поволжья в контексте Волго-Камского, шире - Центральноазиатского этнокультурного круга;

- изучить этнотерриториальные особенности инструментальной культуры казанских татар, мишарей, кряшенской этноконфессиональной группы;

- проанализировать музыкальное содержание традиционных наигрышей;

- провести сравнительно-исторический и сравнительно-типологический анализ традиционных духовых музыкальных инструментов этносов, населяющих Урало-Поволжье;

- проанализировать названия традиционных инструментов в; связи с изменениями социально-экономического положения, этнической, этнокультурной истории татар;

11

- подойти к решению базовых принципов исторической реконструкции приемов игры на старинных духовых инструментах для исполнения традиционных музыкально-поэтических произведений, соответствующих определенным этническим и историческим стилям музыки;

- выяснении», особенности, формы возрождения и функционирования традиционных духовых инструментов в современной; культуре (в< быту, фольклорной, самодеятельной, профессионально-исполнительской, учебно-педагогической практике);

- сделать специальные переложения произведений старой этнической музыки (в основном песенного репертуара, записанного во время экспедиций) для исполнения их на таких инструментах, как нугай курай, сыбызгы, с учетом возможности их освоения профессиональными ш самодеятельными музыкантами, а также применения в музыкально-педагогической практике.

Основным историческим временем, в рамках которого * рассматривается функционирование ъ< традиционно-бытовой культуре народов Волго-Камья музыкального инструментария, являются XIX - XX века.

Территориально работа охватывает Волго-Камский регион. Рассматривая явления»инструментальной: культуры татар, мы учитывали • наличие в ней нескольких этнокультурных комплексов, сложившихся в ходе исторического развития: прикамский; (казанско-татарский и кряшенский), приуральский (нагайбакский), окско-сурский (мишарский). Необходимо оговориться, что на этих территориях живут интересующие нас этнические, этно-конфессиональные группы татар. Это казанские татары, татары-мишари;. исповедующие ислам, а также кряшены и нагайбаки, исповедующие православное христианство. Самобытные черты традиционной музыкальной культуры этих подгрупп татар предопределили, необходимость отдельного рассмотрения ряда инструментов;

В названном регионе в типологически близких условиях живут представители трех крупных языковых групп: финно-угорской (марийцы, мордва, удмурты), тюркской (татары, чуваши), славянской (русские). Этот регион с

12

древнейших времен является зоной исторически длительных и интенсивных межэтнических, межкультурных, межконфессиональных контактов.

В работе анализируются материалы, собранные автором у казанских татар в Татарстане; у мишарей в Горьковской, Пензенской областях, в Мордовии; у кряшен в Татарстане, Башкортостане; у нагайбаков в Челябинской области.

В своем исследовании мы опирались на концептуальные положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке в области этнологии, этно-инструментоведения, этномузыковедения, сравнительного языкознания; В; процессе исследовательского поиска активно применялись идеи и выводы, содержащиеся в трудах европейской (К.Закс, Э.Хорнбостель), российской (И.В.Мациевский), региональной (Н.И.Бояркин, О.М;Герасимов, В.И.Яковлев, Ш.Х.Монасыпов, Р.Ф.Халитов) этноорганологии, а также в трудах, посвященных изучению аэрофонов в культурах тюркских народов (Ф.М.Кароматов, Т.С.Вызго, Б.Ш.Сарыбаев, СА.Абдуллаева, Р.Ф.Зелинский, Н.Н:Абубакирова). Нами были приняты теоретические положения таких исследователей, как Э.С. Маркарян; Э.А.Баллер, А.Х.Халиков, Д:М.Исхаков, Х.Х.Хасанов, Р.Г.Ахметьянов, Ф.С.Баязитова^ Ю.Г.Нигматуллина.

Среди используемых методологических" принципов важное место отводится принципу историзма. Согласно этому принципу, явления культуры не могут быть поняты вне связи с обстоятельствами места и времени их функционирования, а также вне связи с историей их возникновения (Барг, 1987. С.З). Именно в таком аспекте исследуются традиционные духовые инструменты татар в системе культуры народов Волго-Камья, т.е. как возникающие, изменяющиеся, развивающиеся «эволюционирующие» или исчезающие «ин-волюционирующие» (исходя из уровня и стадии развития материальной и духовной культуры народа), функционирующие в определенной социокультурной, этнической среде.

13

В процессе исследования использовались методы сравнительно-исторического, сравнительно-этнографического, социологического, сравнительно-лингвистического направлений этнологии.

Методологический аппарат науки составляют ее основные понятия. Последние организуют и систематизируют исследуемый материал, образуют исходный пункт и вместе с тем способы его истолкования (Могилъпицкий, 1989. С. 4). В данном исследовании основными понятиями выступают такие категории, как «традиционные народные музыкальные инструменты», «традиционно-бытовая этнокультура» («традиционная народная культурно-бытовая практика»), «этноинструментальная культура», а также «историческое этноинструментоведение», впервые введенное В.И.Яковлевым (Яковлев, 2001. С. 1:1)..

Категорию «этноинструментоведение» в научный оборот ввел инст-рументовед И.В.Мациевский. При этом он отметил, что этноинструментоведение как наука только лишь формируется и, как отмечают зарубежные ученые О.Эльшек и Э.Штокман, представляет собой «молодую научную дисциплину», в которой методология, научный аппарат, общие принципы, задачи, цели недостаточно ясны и четко не выработаны (Мациевский, 1980. С. 143 -144).

Основной аналитической базой настоящего исследования стали следующие источники:

Материалы по традиционному музыкально-поэтическому и инструментальному искусству, собранные автором в музыкально-этнографических экспедициях за 30* с лишним лет: в 1969-1983 гг. по личной инициативе, в 1984 - 2004 гг. проводимых в рамках научных программ Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова (ИЯЛИ) и Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (КГК). В результате ежегодных музыкально-этнографических экспедиций было охвачено более 300 селений на всей территории проживания этнических групп татарского народа. Во время поездок было записано на магнитофонные ленты свыше двух тысяч напевов,

14

в том числе свыше ста инструментальных наигрышей, отснято около сотни фотопленок, собраны разнообразные сведения о традиционных музыкальных инструментах, данные об их изготовителях и исполнителях, истории сел, обрядах и праздниках.

Большую роль в раскрытии сути изучаемых явлений, научного анализа и практической реставрации инструментов, отдельных исполнительских приемов сыграли лексические материалы < по этническим. инструментам, зафиксированные в русско-татарских, татарско-русских, иноязычных словарях, упоминаниях и описаниях в этнографической литературе XVIII - начала XX веков.

В процессе работы над диссертацией изучались архивные материалы и источники, содержащие сведения по музыкальной этнографии и диалектной лексике казанских татар, кряшен и мишарей, народов Волго-Камья: Варианты названий разновидностейаэрофонов татар сурнай, шыбыр, кубыз, кузак, бызгы, нугай курай, сыбызгы,май были рассмотрены в контексте культурных традиций народов Волго-Камья, Центральной Азии и Восточной Европы.

Важными источниками стали исторические, этнографические, инст-рументоведческие, этноинструментоведческие,. литературные труды. Их анализ позволил проследить историю изучения и развития традиционных духовых инструментов не только татар, но и многих других народов Волго-Камья. Была выявлена и обобщена ценная информация о конструктивных, функциональных, иных характеристиках традиционных духовых инструментов, исходя из этнической принадлежности и ареала их бытования.

Данные настоящего исследования могут быть полезны при составлении учебников и пособий по игре на традиционных аэрофонах татар, а также других народов Волго-Камского региона. Основные выводы исследования были использованы при подготовке курса «Татарская?традиционная музыкально-инструментальная культура» для студентов музыкальных учебных заведений;

При разработке проблем изучения традиционных этнических инструмен-

15

тов татар существенную роль сыграло сотрудничество с кафедрой татарской музыки Казанской государственной консерватории. В рамках учебной программы в консерватории автором разработан и читается лекционный курс «Татарская традиционная музыкально-инструментальная культура» (1992— 2004 гг.). Опыты по реконструкции и практическому использованию старотрадиционных инструментов татар проводились в фольклорном ансамбле «Сурнай» (с 1986 года), в детском ансамбле «Ак калфак» (с 1994 года) и при составлении программ ансамбля старинной татарской музыки, организованного на кафедре традиционного исполнительского искусства Казанской консерватории.

По теме исследования опубликовано более 30 научных и научно-популярных статей, автор выступил также с докладами на республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге (1985, 1995, 1999), Измире (2002), Алма-Ате (1986), Казани (1992, 1993, 1994), Йошкар-Оле (2003).

16

ГЛАВА I

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАТАР ВОЛГО-КАМЬЯ

До сих пор попытки комплексного рассмотрения истории татарской музыкально-инструментальной культуры в ее широких и многообразных связях с различными сферами культурной жизни если и предпринимались, то лишь схематически. Между тем изучение этих связей необходимо для правильного решения многих специфических вопросов, касающихся генезиса инструментального искусства татар древнего, средневекового и нового времени. Значение тех или иных музыкальных явлений не может быть понято и объяснено без учета их культурно-исторической обусловленности.

Говоря о методах исследования русской литературы древнего периода, академик Д.С.Лихачев замечает: «Мы должны заботиться о расширении сферы наблюдений над аналогиями в различных искусствах. Поиски аналогий — один из основных приемов историко-литературного и искусствоведческого анализа» (Лихачев, 1979. С.30). В частности, он подчеркивает значение связей между литературой и музыкой в Древней Руси, высказывая сожаление о том, что они: пока еще мало изучаются. Это замечание полностью можно применить ив отношении изучения истории татарской музыкальной культуры.

Развитие инструментальной культуры Волго-Камского региона вообще и татар в частности поддается нижеследующей периодизации согласно ходу исторического процесса.

1. Древний период, когда в полиэтническом пространстве Волго-Камья начала формироваться общинная обрядовая культура, появились первые этнические, а значит, и этнокультурные, этноязыковые общности; границы и? содержание этих общностей могло меняться, а части их впоследствии вошли составными элементами в этнические культуры татар, а также других (тюркских, финно-угорских) народов Волго-Камья.

17

2. Средневековье (X - середина XIX вв.), когда образовались первые государства и определились локальные варианты мировых религий. Это время проживания предков современных татар в Булгарском государстве, Золотой Орде, Казанском ханстве, в составе России:

3. Новое время (середина XIX - XX вв.), когда постепенно сформировались нации современного типа с новоевропейским типом культуры, но с сохранением слабоприметных реликтов староэтнического искусства.

Инструментальная культура этнических сообществ Волго-Камья несет в себе следы тех процессов развития искусства, которые происходили на просторах Евразии в течение несколькихтысячелетий. Это наследие представляет собой; сложное явление духовной и материальной культуры, подлежащее историко-стилевой стратификации.

Большая работа в области методики изучения инструментов, их классификации, идентификации проявлений инструментальной культуры была проделана М.Н.Нигмедзяновым, Р.Ф.Халитовым, В.И.Яковлевым. В монографии» В.И;Яковлева собраны и проанализированы ранее разрозненные источники, отражающие историю формирования музыкально-инструментальной культуры Волго-Камского региона. Он вычленил группы источников: археологические, письменные, этнографические, музейные и иные. Автор считает: «Каждая группа источников сама по себе, несомненно, имеет большое значение для исследования музыкального инструментария. Однако только лишь комплексное изучение различных источников, их многоаспектный анализ, дает, по нашему мнению, возможность адекватно воспроизвести историю формирования и развития; музыкального инструментария народов Волго-Уралья, начиная с глубокой древности вплоть до настоящего времени, вычленить в этом процессе основные этапы. В плане исследования различных этапов истории формирования и развития музыкальных инструментов народов Волго-Уралья информативный потенциал тех или иных групп источников неодинаков» (Яковлев, 2001. С.17). Автор справедливо утверждает, что археологические источники позволяют обратиться к изучению музыкального ин-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24886.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.