У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Тенденции и традиции развития начкаров в контексте народной культуры Армении
Количество страниц 157
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24890.doc 
Содержание Содержание
Введение 3

Глава I

Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики

1. Генезис хачкаров 8

2. Ранние хачкары VIII-X вв. 15

3. Хачкары XI столетия 24

4. Основные художественные мотивы, элементы и орнаменты древних хачкаров: символика и идейное содержание 31

Глава II

Художественные особенности хачкаров в средневековый период

(XII-XIII вв.)

1. Функциональное назначение хачкаров и их создатели 39

2. Основные группы хачкаров и их композиционные особенности 48

3. Общие стилистические черты хачкаров ХИ-ХШ вв. 92 Глава III

Традиции развития хачкаров в XIV-XXI столетиях

1. Дальнейшее развития основных художественных групп хачкаров

в эпоху позднего средневековья (XIV-XVII вв.) 99

2 Стилистические особенности позднесредневековых хачкаров

(XVI-XVII вв.) джугинской школы 116

3. Хачкары конца XX и начала XXI столетий 130

Заключение 142

Библиография 146

Список иллюстраций 150

Иллюстрации 157

Введение



Введение

Предметом исследования диссертации являются самые распространенные мемориальные памятники Армении - хачкары (крест-камни: «хач» - крест и «кар» - камень), не имеющие в мировом искусстве аналогии. Хачкары установлены на территории Армении повсеместно: не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, они отмечают собой даже самые отдаленные места. Изучение их художественных особенностей - это в значительной степени исследование, оценка и расшифровка всего декоративно-орнаментального искусства Армении. В течение многих веков развитие хач-каров совершенствовалось и превратилось в одну из великолепных областей народного мемориально-декоративного искусства. Хачкары, будучи исключительно армянским явлением, являются характерными памятниками армянской средневековой и позднесредневековой культуры.

Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII вв. — стелы с изображениями религиозных сцен. Хачкары - это памятники, мемориальные сооружения, воспринимавшиеся как в прошлом, так и сейчас не только как символ веры, но и как произведения искусства, которые служили образцом для работ мастеров следующих поколений. Хачкары в средневековой Армении были сферой приложения сил самых выдающихся скульпторов и камнерезов.

Актуальность исследования связана с неослабевающим интересом, проявляемым со стороны искусствоведов, культурологов, историков, архитекторов, скульпторов и художников к уникальному явлению армянской культуры, которым являются хачкары. В настоящее время изучение искусства создания хачкаров требует нового теоретического и искусствоведческого подхода в обобщении и осмыслении многовекового опыта народных мастеров.

Представленный в диссертации текстовой и иллюстративный материал может заинтересовать не только искусствоведов и специалистов, занимаю-

-4-

щихся реставрацией каменных памятников зодчества. Изучение этих произведений поможет современным художникам создать и развить такие новые направления хачкарного искусства, как групповые хачкары, хачкары с мотивами христианской иконографии, монументальные хачкары, а также миниатюрные и сувенирные хачкары. Сохранившиеся на хачкарах тексты содержат ценнейшие сведения для историков, этнографов, лингвистов, фольклористов.

Степень разработанности проблемы и историография. Хачкары до 50-х годов ХХ-го столетия не были специально исследованы с искусствоведческих позиций. В общих чертах хачкары рассматривались в трудах ряда видных ученых (Н. Марр, И. Орбели, Ю. Балтрушайтис, Н. Тарковский, Б. Ара-келян, Г. Овсепян, Г. Левонян, К. Кафадарян, С. Мнацаканян, А. Якобсон и др.), однако их систематическое изучение началось лишь в 1960-х годах.

Для исследования хачкаров вехой стал отрывок из кандидатской диссертации археолога-литографа С. Г. Бархударяна «Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню» — Ереван, 1963 г., посвященный армян-ч ским хачкарам.

В конце 1960-х годов искусство хачкаров заинтересовало и ряд итальянских исследователей, изучавших армянскую архитектуру. В 1969 году в Милане был опубликован фундаментальный каталог с иллюстрациями, на итальянском и английском языках, посвященный армянским хачкарам (Documenti di architettura Armena 2. Khatchar. - Milano, 1969). Материалы для этого издания были представлены Академией наук Армении.

В 1973 году в Париже был издан коллективная монография, на армянском, русском и английском языках (со сравнительно большим материалом), в которой говорится об основных этапах эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами. В данном историко-археологическом исследовании использованы материалы, взятые из рукописных свидетельств армянских средневековых историков (где есть краткие отрывки о хачкарах), которые дают богатейшие литературные сведения об этих мемориальных памятниках.

-5-

В 1970 - 1980-е годы особую роль в изучении хачкаров сыграли труды ряда исследователей (Б. Н. Аракеляна, В. М. Арутюняна, С. А. Сафаряна, С. Г. Бархударяна, Г. Овсепяна, А. Н. Шагиняна, Н. С. Степанян, А. С. Чакмакчя-на, А. Л. Якобсона, Ш. М. Мкртчяна, А. А. Айвазяна и др.), а также работы сотрудников института археологии и этнографии Академии наук Армении. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения.

Однако историко-искусствоведческих работ, основанных на комплексном подходе к исследованию хачкаров, очень мало. В этом отношении необходимо выделить труды таких исследователей, как А. Н. Шагинян «Искусство армянских хачкаров», - Эчмиадзин, I960., «Армянские хачкары и их надписи (IX—XIII вв.)», Автореф. канд. дис. - Ереван, 1970., Р. Исраелян «Хачкары» -Эчмиадзин, 1977., Г. Овсепян «Материалы и исследования по истории ар-ч мянского искусства» - Ереван, 1983., А. Л. Якобсон «Армянские хачкары» -

Ереван, 1986., А. А. Айвазян «Мемориальные памятники и рельефы Нахиче-вана» - Ереван 1987., «Джуга» - Ереван 1990.

Цели и задачи исследования. Представить художественную эволюцию хачкаров, выявить локальные художественные стили школы, показать их в тесной взаимосвязи со средневековой архитектурой Армении. До нас дошли многие тысячи хачкаров самой различной формы, структуры, разнообразного изобразительного и орнаментального заполнения стел.

Задачей диссертации было, прежде всего, дать хронологическую и типологическую классификацию исследуемого материала, его обобщение, анализ изобразительных элементов и богатейшей орнаментики, отражавших весь художественный процесс, совершавшийся в Армении. Хронологическое построение работы позволяет проследить развитие хачкаров, постепенное усложнение их художественного содержания.

-6-

Главная цель данной работы - анализ основных этапов эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами, от древнейших времен до современности. В работе рассматривается ряд вопросов, связанных с исторической предпосылкой возникновения и развития различных типов хачкаров, их художественными особенностями (символика и идейное содержание) и функциональным назначением. В связи с этим необходимо решение следующих задач:

а) Изучение раннесредневековых мемориальных памятников Армении и их взаимосвязи с хачкарами.

б) Исследование литературных источников (рукописей), свидетельств армянских средневековых историков и научных историко-искусствоведческих трудов ряда исследователей прошлого столетия.

в) Выявление основных и редких форм хачкаров и изображений крестов. Определение классического изображения армянского креста и исследование процесса его формирования.

4 г) Анализ различных художественных мотивов (символика и идейное со-

держание), элементов и орнаментов хачкаров.

д) Определение основных художественных групп хачкаров.

е) Прослеживание дальнейшего развития хачкаров (до современности) и выявление их новых художественных качеств, отражавших эволюцию монументально-декоративного искусства Армении.

Методологическая основа исследования состоит в системном подходе, предполагающем историко-искусствоведческий, источниковедческий и художественно-стилистический анализы хачкаров, как произведений монументально-декоративного искусства. В процессе исследования были изучены натурные объекты - хачкары, расположенные в различных регионах Армении, использованы историко-искусствоведческие труды ряда исследователей, занимавшихся изучением истории искусства армянского народа.

Особое внимание в диссертации уделяется основным художественным мотивам, элементам и орнаментам хачкаров, вопросам, связанным с их сим-

-7-

воликой и идейным содержанием. При таком подходе выявляются общие характерные черты хачкаров и новые направления в искусстве хачкаров.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен комплексный анализ возникновения и эволюции хачкаров, их роли в развитии армянского декоративно-монументального искусства VIII-XX вв.

В работе выявлен ряд ранее не рассматривавшихся и не включенных в научный оборот материалов в сфере искусства создания хачкаров.

Собранный материал позволяет по-новому рассматривать историко-искусствоведческие предпосылки эволюции хачкаров. Результаты исследования расширяют традиционные представления о хачкарах. Впервые в научный оборот введены сведения о хачкарах конца XX - начала XXI веков.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшем изучении вопросов развития армянского искусства. Результаты работы могут быть использованы в педагогической и музейной практике, в том числе в общеобразовательных, сред-4 них и высших учебных заведениях при изучении истории, культуры и искус-

ства Армении культурных традиций восточнохристианского средневековья. Результаты работы с иллюстративным каталогом могут стать также серьёзным подспорьем для современных скульпторов и художников декоративно-прикладного искусства.

Границы исследования. Хронологические границы исследования охватывают формирование хачкаров в раннехристианский период, их формообразование в VIII—XI веках, бурное развитие с XI - до XIII века, дальнейшую эволюцию в позднесредневековом периоде (XIV-XVII вв.) и новое развитие с конца XX века до сегодняшних дней.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из основного текста в объёме 150 страниц, приложения и альбома с иллюстрациями. Основной текст состоит из введения, трех глав и заключения, включает примечания к тексту и список использованной литературы.

-8-

ГЛАВА I.

Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики.

1.1. Генезис хачкаров. Прежде, чем говорить о ранних хачкарах, следует остановиться на их предшественниках - раннесредневековых круглых или восьмигранных колоннах, а также квадратных в сечении столбах с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объемными крестами. Древнейшие хачкары (VIII-X вв.) можно связать именно с такими раннесредневековыми мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.

Генетически хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV в. (как об этом сообщают армянские историки) водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства.1 Форма такого рода памятников в виде колонн с крестами наверху отражала глубоко укоренившуюся античную традицию монументальных сооружений.

В Армении встречаются различные древние мемориальные памятники - менгиры, вишапы, урартские и эллинистические стелы, арташесидские межевые камни, особенно четырёхгранные столбообразные памятники и памятники в виде крестов (крест-памятники, крылатые кресты - «тевавор хач» или «крнавор хач»), которые как по конструктивным формам, так и по скульптурным мотивам предшествовали хачкарам и способствовали их появлению.

По сообщению историка Армении Агафангела (V в.), Григорий Просветитель воздвиг-нул кресты в Вагаршапате — на месте мученичества Рипсиме и Гаяне, устанавливал кресты на дорогах, площадях, улицах. Агафангел сообщает, что «во всех городах, селах, поселениях и агараках Армении Григорий Просветитель выделял места для дома божьего. Однако он не преступил к их строительству и даже алтарь божий не обосновал, ибо не обладал чином священнослужителя; он всего лишь ставил ограды на этих местах и водружал знамя креста господня. На перекрестках дорог, площадях и улицах для поклонения всех те самые знамения водружал». См. Якобсон А. Л. Армянские хачкары. - Ереван, 1986.-С. 9.

-9-

С принятием христианства в Армении (301 г.) памятники языческого периода нередко подвергались христианизации - на них появлялись изображения креста (Шамирам, Сарнахпюр, Аждахаюрт, Агавнадзор, Западная Армения и др.). В исследовании показывается, что два известных хачкара (рис. 2) из Агавнадзора в далеком прошлом (2 тыс. до нашей эры) представляли собой скульптурные изображения так называемых драконов («вишо-пов»).

Историк V в. Агафангел подробно описал армянские раннехристианские стелы, их местонахождение, функциональное назначение и точную хронологию. Таким образом, исторические и эпиграфические данные позволяют выяснить функциональное назначение раннехристианских стел Армении. Имеется основание утверждать, что даже орнаментированные мемориальные памятники колоннообразной формы имели весьма разнообразное функциональное назначение (как распространители христианской религии, как культовые монументы, как пограничные и указательные знаки ^ на границах территорий сел, городов, на перекрестках дорог и др.) и боль-

шой ареал распространения.

Найденные в различных местах Армении каменные блоки с рельефами отражают черты ранней христианской иконографии, да и сама форма каменных памятников-блоков с изображениями святых принадлежит эпохе раннего христианства. В этом отношении стела V-VI вв. из Харабаванка (рис. 2. а) - интереснейшее свидетельство времени. Она изображает Христа, причем Христа молодого, безбородого, в принятой позе («дающего закон»), а рядом с ним стоит шест с таблицей, на которой должны быть христианские заповеди. И поза Христа, и вся композиция находит аналогию в каменных стелах - крестах, найденных в Англии, в Бьюкасле и Ратвелле. Правда, эти стелы датируются VII в., а стелу из Харабаванка убедительно относят к V-VI вв. Но тут важно подчеркнуть общий иконографический тип изображения, восходящий к средиземноморским сирийским образцам.

-10-

Стелы с изображением христианских святых постепенно заменили собой языческие памятники-символы. Для раннехристианских рельефов Армении кроме принятых персонажей и сцен, характерно то, что здесь постоянно встречаются изображения Св. Григория Просветителя - деятеля, под руководством которого Армения фактически стала христианской страной, и Св. царя Трдата III, при котором христианство было введено как государственная религия в 301 году. По легенде, царь Трдат заточил Григория Просветителя и казнил римлянок-христианок, святых дев Рипсиме и Гая-не1, за что он вместе со своей свитой был превращен в стадо свиней. «Сви-ноглавец» Трдат постоянно фигурирует на памятниках раннесредневеково-го искусства Армении. На стеле из Арича (рис. 2. б), также изображающей «Христа, дающего закон» и датируемой V-VI вв., на боковых сторонах изображены Мария с младенцем - на одной стороне и Григорий Просветитель с царем Трдатом - на другой.2 Рельефная скульптура царя Трдата III (с головой свиньи) изображена и на стеле V-VI вв. из Талина (рис. 2. в).

В Историческом музее Армении (ИМА) хранится другая стела V-VI вв. из Талина (рис. 2. г)., сохранившаяся в том виде, в каком она была создана.3 На нижнем блоке-базе были изображены двое молящихся святых, на самой стеле, вверху - архангел Гавриил с державой, а под ним - Иоанн Креститель. Интересно отметить, что здесь изображения расположены одно над другим в отделенных друг от друга глубокой бороздой прямоугольных полях. В других стелах, в частности в большом надгробном памятнике из Одзуна, этот принцип чередования изображений развивается дальше и на высоких блоках располагаются друг над другом небольшие клейма, в которых и помещаются рельефы. Совокупность сцен, их поря-

1 Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX в.). - Кишинев, 1900. - С.8-10.

2 Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. - Ереван, 1949. - С. 50-51, илл. 5,21.

Степанян Н. С, Чакмакчян А. С. Декоративное искусство средневековой Армении. -Л., 1971.-С. 14, илл. 11.

-11-

док обусловливались определенной иконографией, имели теологический смысл.

Перечисленные каменные стелы были частью особых отдельно стоящих мемориальных памятников. Некоторые такие памятники сохранились целиком. Они состояли из кубической, покрытой рельефами базы, в верхней поверхности которой была выдолблена глубокая выемка. В эту выемку вставлялся высокий блок-стела с основными изображениями. В отличие от сменивших их в более позднее время плоских прямоугольных хачкаров, стелы V-VII вв. были квадратными в плане и отделывались рельефами со всех четырех сторон.

В большинстве случаев стелы ставились на постамент кубической формы (Талин и др.) или на ступенчатый стилобат (Аван, Ангехакот и др.). Четырехгранные стелы (сечением 0,4x0,4 - 0,5x0,5 м и высотой до 4-х м) ставились в специальные углубления в верхней плоскости постамента. На плоскостях четырехгранного столба снизу доверху наносились орнаментальные (преимуще-4 ственно растительные) и сюжетные рельефы, которыми иногда покрывались

также плоскости постаментов. Эти сюжетные рельефы, являясь сугубо мемориальной областью раннесредневекового изобразительного искусства Армении, имеют духовное содержание (Христос, Богоматерь, Ветхозаветные сюжеты) и изображают мотивы классической мифологии и реальные персонажи, внесшие вклад в распространение христианства в Армении. В то же время эти рельефы1 считаются произведениями раннесредневековой Армении.

Среди ранних христианских иконографических рельефов особого внимания заслуживают фрагменты других памятников, найденные при археологических раскопках.2

В V-VII вв. такие столбы кроме размещения сюжетов христианской иконографии, предназначались также для водружения на них символа но-

1 См. Азарян Л. Раннесредневековая армянская скульптура - Ереван, 1975.

2 См. Степанян Н. С, Чакмакчян А. С. Декоративное искусство средневековой Армении. -Л., 1971.-Илл. 14-16.

-12-

вой религии - креста (рис. 2 д., е., ж., з.). Отличается также их композиция. На их лицевых плоскостях изображались равнокрылые кресты, многолепестковые розетки и другие орнаментальные мотивы.

Такого рода столбы известны в Гарнаовите (Адиамане), Агараке, Ари-че, Талине, Мрене, Одзуне. Они относятся к V-VII вв. На кубических основаниях - базах или постаментах, в углубления которых эти столбы вставлены, часто изображались кресты, являющиеся как бы прообразом хачкаров.

Для нашей темы важен и тот факт, что на столбах или колоннах V-VIII вв. водружались и объемные кресты. Эти кресты (со свободными крыльями, известные под названием «Крпавор хач» или «Тевавор хач») большей частью крупные по размеру, выделяются четко очерченной, лаконичной и вполне выработанной формой. Такого рода особенности крестов отражали общие художественные тенденции армянского монументального искусства раннего средневековья, которые вполне отвечали задачам, которые ставили себе их создатели, когда водружали такие кресты на высоких колоннах или столбах. Подобное расположение требовало определенной обобщенности форм креста. Прекрасными примерами могут служить два больших креста V-VI вв. из раскопок Двина и крест из Джрвежа. Один из двинских крестов - процветший, высота его 2,06 м (рис. 3). Оба креста очень пластичны: они обработаны глубоко врезанными тягами; также глубоко врезаны плавно и изящно изгибающиеся в сторону креста листья пальметт, произрастающие из нижней оконечности креста; конец верхнего листа загнут завитком в противоположную сторону. Не мене интересен аналогичный свободный крест, венчавший колонну на высоком семиступенчатом стилобате, открытый на кладбище в Джрвеже (по размерам - высота - 1,20 м, ширина - 0,67 м - он меньше двинского). Архаические по своему характеру эти кресты находят себе немало близких аналогий среди памятников V-VII вв. - среди орнаментики Текорского храма, Пемзашена и других. Близкий по рисунку к двинским крестам и объемный крест в Ошакане. Фрагменты других ранне-средневековых объемных крестов, венчавших памятные столбы, хотя и не-

- 13-

сколько иные по композиции, находятся в Кохбе, Овнаванке, Одзуне и других местах Армении.

Именно от таких свободных крестов (рис. 3) и ведут начало собственно хачкары, то есть кресты на стелах. В этом можно убедиться, проведя параллели между приведенным выше процветшим крестом (рис. 3) из Двина и хачкаром в Варденике IX в. (рис. 6. а), хачкаром в Ацарате 898 г. (рис. 6. б), почти идентичным по рисунку двинскому свободному кресту, лаконичным и лишенным каких-либо дополнительных украшений, а также хачкаром X в. из Ани (рис. 6. г).

Эта архаическая форма мемориального памятника в виде колонны или четырехгранного столба с водруженным на нем свободным (объемным) крестом удержалась в Армении, по-видимому, до ГХ-Х вв., в чем убеждает столб (сам крест наверху не сохранился) в Ардви, на одной из сторон которого вырезаны один под другим три креста с развитыми «почками» в виде трилистников. Таковы предшественники хачкаров - стел.

Начиная с VIII века, в Армении наиболее распространенным видом мемориального памятника становится хачкар - крест-камень.

Хачкары в Армении появились именно в тот период, когда арабы препятствовали сооружению памятников-стел с изображениями людей и святых. Так, например, летописец VIII в. Гевонд пишет, что Халиф Езид "приказал разбить и сбросить стелы, имеющие изображения Христа и его учеников". Эти памятники стояли в разных местах, в том числе на перекрёстках дорог как символы защиты и покровительства.

Хачкар, как новый тип мемориального памятника Армении (рис. 6, 15 — 17), первоначально был скромным и понятным. Это стало типичным явлением для нового этапа развития искусства возведения хачкаров.

Первоначально хачкары были выполнены не известными скульпторами или умелыми ваятелями, а простыми мастерами - каменщиками. Но в VIII

1 См. Мемориальные памятники средневековой Армении, хачкары IX-XIII вв. - Ереван 1984.-С. 67-68.

-14-

веке были и исключения, когда работу выполняли профессиональные скульпторы - каменотесы, тогда хачкары становились произведениями армянского искусства (например, талинские хачкары VIII в.).

В дальнейшем, когда духовная и материальная жизнь сравнительно улучшились, возникло желание создавать богато орнаментированные хачкары, что высоко оценили представители армянского духовенства. Немалую роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в Армении большей популярностью пользовался символ христианской веры - крест, в то время как в Византии и Грузии большое значение придавалось иконам и картинам по сюжетам из Ветхого и Нового заветов (об этом свидетельствуют Анания Санахнеци и Мхитар Гош).

Позднее хачкары в виде стелы устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, они служили своего рода оберегами, покровителями. В XI веке и в последующее время, когда классическая композиция хачкаров вполне сформировалась, они были наделены разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера. В ХП-ХШ вв. хачкары стали, можно сказать, универсальными памятниками «во спасение души». Постановкой хачкаров отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов — богатых заказчиков хачкаров, а также выдающиеся события в жизни государства.

Возведение хачкаров в Армении бурно развивалось в первой половине XI в. и с конца XII в. до 30-х гг. XIII в., а также в конце XIII века. В начале XIV в. строительство хачкаров сократилось за исключением Вайоцдзора и Сюника (владение князей Орбелянов и Прошянов), где до конца века культурная жизнь все еще продолжала развиваться. Искусство хачкаров достигло определенного расцвета и в XVI-XVII вв., однако тяжелые условия иноземного владычества сильно отразились на их качестве: высокохудожественный уровень хачкаров ХП-ХШ вв. так и остался непревзойденным.

См. Мемориальные памятники средневековой Армении — Ереван 1984. — С. 68.

-15-

Хачкары достойны внимания не только из-за богатства и разнообразия орнаментального искусства, достигшего высшего развития, но и благодаря общественно-политическим, культовым мотивам их воздвижения, многогранности их функционального назначения и роли. Изготовление хачкаров в массовых масштабах имело огромное значение для развития средневекового армянского искусства. Многочисленные талантливые резчики и мастера-скульпторы довели свое искусство до изумительной виртуозности и создали великолепные памятники.

1.2. Ранние хачкары VIII-X ее.

Развитие ранних хачкаров необходимо исследовать поэтапно, предварительно проанализировав основные типы и формы крестов (в центре хачкаров), а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров. Для каждого этапа развития хачкаров характерны свои особенности, ставшие позднее закономерными.

Скульптурное изображение креста на древних хачкарах вначале была в виде «равнокрылого креста» (вырезанного на гладкой поверхности в круглой рамке) или «крылатого креста» (подобие двинского креста рис. 3).

У «крылатых крестов» («Крнавор» или «Тевавор хач») имелся четырехгранный хвостец (как на объемном кресте IV—V вв. из Двина, рис. 3 а.), который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. «Равнокрылый крест» или «крылатый крест», главным образом, стали знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников, в основном, на местах первичного возведения в виде обелисков, стел или деталей убранств церковных и мирских зданий.

С течением времени оформился новый облик креста, вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более четкой структуре: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижнее - длиннее верхнего. Этим была обу-

-16-

словлена пропорция каменной плиты - узкая и длинная, придававшая общему облику памятника законченный вид. Это усиливалось ещё и тем, что крылья креста - скульптуры стали украшаться барельефом, который включал новые детали: мотивы растительного мира и геометрические фигур.

Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых украшений, то, начиная с V-ro века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы украшений, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хач-кар, который в армянской культуре и, особенно в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в VIII-IX вв., а в последующие времена прожил бурное развитие.

Закономерность развития хачкаров и эволюция их орнаментации, прежде всего, выявляются в изображении креста (в центре хачкара, как «Древо Животворящее») как композиционной оси хачкара, однако немаловажное значение имеют и отдельные части всей композиции (пальметты, круглая большая сфера -розетка, обрамление, карниз и др.).

Ранние хачкары VIII-IX вв. скромны и по размеру, и по декоративной структуре, по форме разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.

Самые ранние из хачкаров в виде стел, с разновидными крестами, представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина.

На одном из талинских хачкаров1 почти вся поверхность стелы занята крестом с сильно удлиненной нижней ветвью, основанным на трехступенчатом стилобате.

Скульптурное изображение ступенчатых стилобатов (внизу основного креста) было характерным мотивом именно раннесредневековых хачкаров

1 См. хачкар в Верин Талине, с круглым отверстием вверху (рис. 15). Плита разбита на две части (не хватает небольшого фрагмента), одна из них - верхняя часть, вые. 1,70 м, шир. 0,70-0,78 м, толщ. 0,40 м, другая, нижняя часть вые. 1,24 м, шириной 0,68-0,74 м, толщиной 0,40 м.

-17-

(VIII-XI вв.). Можно обосновать предположение, что скульптурное изображение ступенчатых стилобатов, как характерный орнамент ранних хач-каров VIII-XI вв., происходит от крылатых (тевавор или крнавор) крестов IV-VIII вв., установленных на ступенчатых постаментах. То есть ступенчатый стилобат, на котором держался крест, уже как композиционный декор занимает место на ранних хачкарах.

На этом талинском хачкаре (рис. 15), от вертикального ствола креста, как от ствола дерева, ответвляются в обе стороны шесть пар узких удлиненных листов со слегка загнутыми концами. От поперечных ветвей креста ответвляются только две таких пары. К средокрестью примыкают крестообразно (диагонально) расположенные четыре удлиненные ветви (лавровые листья). Отсутствие типичных для раннего средневековья мотивов (например, глубоко врезанных ложковидных листьев) и плоскостность всей резьбы не позволяет отнести хачкар к V-VII вв., вернее датировать его концом VIII в. - временем формирования хачкаров. Изображение дерева, одетого листвой, - подтверждение того факта, что в древние времена крест воспринимали как «Древо Животворящее».

На другом раннем хачкаре1, в узком и плоском обрамлении помещен такой же плоский удлиненный крест с расширяющимися концами с закругленными выступами. Крест поставлен на маленькую сферу и узкий трехступенчатый стилобат. Крест процветший: стебли в виде толстых побегов тянутся вдоль нижней ветви креста и загибаются к концам поперечных ветвей. Простота и неразработанность рисунка хачкарапозваляет и этот крест отнести к тому же времени — к VIII веку.

Наконец, третий хачкар в этой группе - наиболее примечателен (рис.17). Это большая круглая базальтовая плита не совсем правильных очертаний (диаметр 1,80 м, толщ. 0,55 - 0,60 м), целиком занятая четырех-

1 См. хачкар (рис. 17). Тоже в Верин Талине. Хачкар сохранился почти полностью; он высотой 2,08 м, представляет собой плиту толщиной 44 - 48 см, сильно сужающуюся книзу (ширина вверху 0,83 м, внизу 0,43 м) с покатотреугольным завершением и отверстием.

Список литературы

Содержание
Введение 3

Глава I

Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики

1. Генезис хачкаров 8

2. Ранние хачкары VIII-X вв. 15

3. Хачкары XI столетия 24

4. Основные художественные мотивы, элементы и орнаменты древних хачкаров: символика и идейное содержание 31

Глава II

Художественные особенности хачкаров в средневековый период

(XII-XIII вв.)

1. Функциональное назначение хачкаров и их создатели 39

2. Основные группы хачкаров и их композиционные особенности 48

3. Общие стилистические черты хачкаров ХИ-ХШ вв. 92 Глава III

Традиции развития хачкаров в XIV-XXI столетиях

1. Дальнейшее развития основных художественных групп хачкаров

в эпоху позднего средневековья (XIV-XVII вв.) 99

2 Стилистические особенности позднесредневековых хачкаров

(XVI-XVII вв.) джугинской школы 116

3. Хачкары конца XX и начала XXI столетий 130

Заключение 142

Библиография 146

Список иллюстраций 150

Иллюстрации 157

Введение



Введение

Предметом исследования диссертации являются самые распространенные мемориальные памятники Армении - хачкары (крест-камни: «хач» - крест и «кар» - камень), не имеющие в мировом искусстве аналогии. Хачкары установлены на территории Армении повсеместно: не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, они отмечают собой даже самые отдаленные места. Изучение их художественных особенностей - это в значительной степени исследование, оценка и расшифровка всего декоративно-орнаментального искусства Армении. В течение многих веков развитие хач-каров совершенствовалось и превратилось в одну из великолепных областей народного мемориально-декоративного искусства. Хачкары, будучи исключительно армянским явлением, являются характерными памятниками армянской средневековой и позднесредневековой культуры.

Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII вв. — стелы с изображениями религиозных сцен. Хачкары - это памятники, мемориальные сооружения, воспринимавшиеся как в прошлом, так и сейчас не только как символ веры, но и как произведения искусства, которые служили образцом для работ мастеров следующих поколений. Хачкары в средневековой Армении были сферой приложения сил самых выдающихся скульпторов и камнерезов.

Актуальность исследования связана с неослабевающим интересом, проявляемым со стороны искусствоведов, культурологов, историков, архитекторов, скульпторов и художников к уникальному явлению армянской культуры, которым являются хачкары. В настоящее время изучение искусства создания хачкаров требует нового теоретического и искусствоведческого подхода в обобщении и осмыслении многовекового опыта народных мастеров.

Представленный в диссертации текстовой и иллюстративный материал может заинтересовать не только искусствоведов и специалистов, занимаю-

-4-

щихся реставрацией каменных памятников зодчества. Изучение этих произведений поможет современным художникам создать и развить такие новые направления хачкарного искусства, как групповые хачкары, хачкары с мотивами христианской иконографии, монументальные хачкары, а также миниатюрные и сувенирные хачкары. Сохранившиеся на хачкарах тексты содержат ценнейшие сведения для историков, этнографов, лингвистов, фольклористов.

Степень разработанности проблемы и историография. Хачкары до 50-х годов ХХ-го столетия не были специально исследованы с искусствоведческих позиций. В общих чертах хачкары рассматривались в трудах ряда видных ученых (Н. Марр, И. Орбели, Ю. Балтрушайтис, Н. Тарковский, Б. Ара-келян, Г. Овсепян, Г. Левонян, К. Кафадарян, С. Мнацаканян, А. Якобсон и др.), однако их систематическое изучение началось лишь в 1960-х годах.

Для исследования хачкаров вехой стал отрывок из кандидатской диссертации археолога-литографа С. Г. Бархударяна «Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню» — Ереван, 1963 г., посвященный армян-ч ским хачкарам.

В конце 1960-х годов искусство хачкаров заинтересовало и ряд итальянских исследователей, изучавших армянскую архитектуру. В 1969 году в Милане был опубликован фундаментальный каталог с иллюстрациями, на итальянском и английском языках, посвященный армянским хачкарам (Documenti di architettura Armena 2. Khatchar. - Milano, 1969). Материалы для этого издания были представлены Академией наук Армении.

В 1973 году в Париже был издан коллективная монография, на армянском, русском и английском языках (со сравнительно большим материалом), в которой говорится об основных этапах эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами. В данном историко-археологическом исследовании использованы материалы, взятые из рукописных свидетельств армянских средневековых историков (где есть краткие отрывки о хачкарах), которые дают богатейшие литературные сведения об этих мемориальных памятниках.

-5-

В 1970 - 1980-е годы особую роль в изучении хачкаров сыграли труды ряда исследователей (Б. Н. Аракеляна, В. М. Арутюняна, С. А. Сафаряна, С. Г. Бархударяна, Г. Овсепяна, А. Н. Шагиняна, Н. С. Степанян, А. С. Чакмакчя-на, А. Л. Якобсона, Ш. М. Мкртчяна, А. А. Айвазяна и др.), а также работы сотрудников института археологии и этнографии Академии наук Армении. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения.

Однако историко-искусствоведческих работ, основанных на комплексном подходе к исследованию хачкаров, очень мало. В этом отношении необходимо выделить труды таких исследователей, как А. Н. Шагинян «Искусство армянских хачкаров», - Эчмиадзин, I960., «Армянские хачкары и их надписи (IX—XIII вв.)», Автореф. канд. дис. - Ереван, 1970., Р. Исраелян «Хачкары» -Эчмиадзин, 1977., Г. Овсепян «Материалы и исследования по истории ар-ч мянского искусства» - Ереван, 1983., А. Л. Якобсон «Армянские хачкары» -

Ереван, 1986., А. А. Айвазян «Мемориальные памятники и рельефы Нахиче-вана» - Ереван 1987., «Джуга» - Ереван 1990.

Цели и задачи исследования. Представить художественную эволюцию хачкаров, выявить локальные художественные стили школы, показать их в тесной взаимосвязи со средневековой архитектурой Армении. До нас дошли многие тысячи хачкаров самой различной формы, структуры, разнообразного изобразительного и орнаментального заполнения стел.

Задачей диссертации было, прежде всего, дать хронологическую и типологическую классификацию исследуемого материала, его обобщение, анализ изобразительных элементов и богатейшей орнаментики, отражавших весь художественный процесс, совершавшийся в Армении. Хронологическое построение работы позволяет проследить развитие хачкаров, постепенное усложнение их художественного содержания.

-6-

Главная цель данной работы - анализ основных этапов эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами, от древнейших времен до современности. В работе рассматривается ряд вопросов, связанных с исторической предпосылкой возникновения и развития различных типов хачкаров, их художественными особенностями (символика и идейное содержание) и функциональным назначением. В связи с этим необходимо решение следующих задач:

а) Изучение раннесредневековых мемориальных памятников Армении и их взаимосвязи с хачкарами.

б) Исследование литературных источников (рукописей), свидетельств армянских средневековых историков и научных историко-искусствоведческих трудов ряда исследователей прошлого столетия.

в) Выявление основных и редких форм хачкаров и изображений крестов. Определение классического изображения армянского креста и исследование процесса его формирования.

4 г) Анализ различных художественных мотивов (символика и идейное со-

держание), элементов и орнаментов хачкаров.

д) Определение основных художественных групп хачкаров.

е) Прослеживание дальнейшего развития хачкаров (до современности) и выявление их новых художественных качеств, отражавших эволюцию монументально-декоративного искусства Армении.

Методологическая основа исследования состоит в системном подходе, предполагающем историко-искусствоведческий, источниковедческий и художественно-стилистический анализы хачкаров, как произведений монументально-декоративного искусства. В процессе исследования были изучены натурные объекты - хачкары, расположенные в различных регионах Армении, использованы историко-искусствоведческие труды ряда исследователей, занимавшихся изучением истории искусства армянского народа.

Особое внимание в диссертации уделяется основным художественным мотивам, элементам и орнаментам хачкаров, вопросам, связанным с их сим-

-7-

воликой и идейным содержанием. При таком подходе выявляются общие характерные черты хачкаров и новые направления в искусстве хачкаров.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен комплексный анализ возникновения и эволюции хачкаров, их роли в развитии армянского декоративно-монументального искусства VIII-XX вв.

В работе выявлен ряд ранее не рассматривавшихся и не включенных в научный оборот материалов в сфере искусства создания хачкаров.

Собранный материал позволяет по-новому рассматривать историко-искусствоведческие предпосылки эволюции хачкаров. Результаты исследования расширяют традиционные представления о хачкарах. Впервые в научный оборот введены сведения о хачкарах конца XX - начала XXI веков.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшем изучении вопросов развития армянского искусства. Результаты работы могут быть использованы в педагогической и музейной практике, в том числе в общеобразовательных, сред-4 них и высших учебных заведениях при изучении истории, культуры и искус-

ства Армении культурных традиций восточнохристианского средневековья. Результаты работы с иллюстративным каталогом могут стать также серьёзным подспорьем для современных скульпторов и художников декоративно-прикладного искусства.

Границы исследования. Хронологические границы исследования охватывают формирование хачкаров в раннехристианский период, их формообразование в VIII—XI веках, бурное развитие с XI - до XIII века, дальнейшую эволюцию в позднесредневековом периоде (XIV-XVII вв.) и новое развитие с конца XX века до сегодняшних дней.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из основного текста в объёме 150 страниц, приложения и альбома с иллюстрациями. Основной текст состоит из введения, трех глав и заключения, включает примечания к тексту и список использованной литературы.

-8-

ГЛАВА I.

Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики.

1.1. Генезис хачкаров. Прежде, чем говорить о ранних хачкарах, следует остановиться на их предшественниках - раннесредневековых круглых или восьмигранных колоннах, а также квадратных в сечении столбах с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объемными крестами. Древнейшие хачкары (VIII-X вв.) можно связать именно с такими раннесредневековыми мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.

Генетически хачкары восходят к крестам-монументам, сначала деревянным, а затем каменным, которые уже в IV в. (как об этом сообщают армянские историки) водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства.1 Форма такого рода памятников в виде колонн с крестами наверху отражала глубоко укоренившуюся античную традицию монументальных сооружений.

В Армении встречаются различные древние мемориальные памятники - менгиры, вишапы, урартские и эллинистические стелы, арташесидские межевые камни, особенно четырёхгранные столбообразные памятники и памятники в виде крестов (крест-памятники, крылатые кресты - «тевавор хач» или «крнавор хач»), которые как по конструктивным формам, так и по скульптурным мотивам предшествовали хачкарам и способствовали их появлению.

По сообщению историка Армении Агафангела (V в.), Григорий Просветитель воздвиг-нул кресты в Вагаршапате — на месте мученичества Рипсиме и Гаяне, устанавливал кресты на дорогах, площадях, улицах. Агафангел сообщает, что «во всех городах, селах, поселениях и агараках Армении Григорий Просветитель выделял места для дома божьего. Однако он не преступил к их строительству и даже алтарь божий не обосновал, ибо не обладал чином священнослужителя; он всего лишь ставил ограды на этих местах и водружал знамя креста господня. На перекрестках дорог, площадях и улицах для поклонения всех те самые знамения водружал». См. Якобсон А. Л. Армянские хачкары. - Ереван, 1986.-С. 9.

-9-

С принятием христианства в Армении (301 г.) памятники языческого периода нередко подвергались христианизации - на них появлялись изображения креста (Шамирам, Сарнахпюр, Аждахаюрт, Агавнадзор, Западная Армения и др.). В исследовании показывается, что два известных хачкара (рис. 2) из Агавнадзора в далеком прошлом (2 тыс. до нашей эры) представляли собой скульптурные изображения так называемых драконов («вишо-пов»).

Историк V в. Агафангел подробно описал армянские раннехристианские стелы, их местонахождение, функциональное назначение и точную хронологию. Таким образом, исторические и эпиграфические данные позволяют выяснить функциональное назначение раннехристианских стел Армении. Имеется основание утверждать, что даже орнаментированные мемориальные памятники колоннообразной формы имели весьма разнообразное функциональное назначение (как распространители христианской религии, как культовые монументы, как пограничные и указательные знаки ^ на границах территорий сел, городов, на перекрестках дорог и др.) и боль-

шой ареал распространения.

Найденные в различных местах Армении каменные блоки с рельефами отражают черты ранней христианской иконографии, да и сама форма каменных памятников-блоков с изображениями святых принадлежит эпохе раннего христианства. В этом отношении стела V-VI вв. из Харабаванка (рис. 2. а) - интереснейшее свидетельство времени. Она изображает Христа, причем Христа молодого, безбородого, в принятой позе («дающего закон»), а рядом с ним стоит шест с таблицей, на которой должны быть христианские заповеди. И поза Христа, и вся композиция находит аналогию в каменных стелах - крестах, найденных в Англии, в Бьюкасле и Ратвелле. Правда, эти стелы датируются VII в., а стелу из Харабаванка убедительно относят к V-VI вв. Но тут важно подчеркнуть общий иконографический тип изображения, восходящий к средиземноморским сирийским образцам.

-10-

Стелы с изображением христианских святых постепенно заменили собой языческие памятники-символы. Для раннехристианских рельефов Армении кроме принятых персонажей и сцен, характерно то, что здесь постоянно встречаются изображения Св. Григория Просветителя - деятеля, под руководством которого Армения фактически стала христианской страной, и Св. царя Трдата III, при котором христианство было введено как государственная религия в 301 году. По легенде, царь Трдат заточил Григория Просветителя и казнил римлянок-христианок, святых дев Рипсиме и Гая-не1, за что он вместе со своей свитой был превращен в стадо свиней. «Сви-ноглавец» Трдат постоянно фигурирует на памятниках раннесредневеково-го искусства Армении. На стеле из Арича (рис. 2. б), также изображающей «Христа, дающего закон» и датируемой V-VI вв., на боковых сторонах изображены Мария с младенцем - на одной стороне и Григорий Просветитель с царем Трдатом - на другой.2 Рельефная скульптура царя Трдата III (с головой свиньи) изображена и на стеле V-VI вв. из Талина (рис. 2. в).

В Историческом музее Армении (ИМА) хранится другая стела V-VI вв. из Талина (рис. 2. г)., сохранившаяся в том виде, в каком она была создана.3 На нижнем блоке-базе были изображены двое молящихся святых, на самой стеле, вверху - архангел Гавриил с державой, а под ним - Иоанн Креститель. Интересно отметить, что здесь изображения расположены одно над другим в отделенных друг от друга глубокой бороздой прямоугольных полях. В других стелах, в частности в большом надгробном памятнике из Одзуна, этот принцип чередования изображений развивается дальше и на высоких блоках располагаются друг над другом небольшие клейма, в которых и помещаются рельефы. Совокупность сцен, их поря-

1 Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX в.). - Кишинев, 1900. - С.8-10.

2 Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. - Ереван, 1949. - С. 50-51, илл. 5,21.

Степанян Н. С, Чакмакчян А. С. Декоративное искусство средневековой Армении. -Л., 1971.-С. 14, илл. 11.

-11-

док обусловливались определенной иконографией, имели теологический смысл.

Перечисленные каменные стелы были частью особых отдельно стоящих мемориальных памятников. Некоторые такие памятники сохранились целиком. Они состояли из кубической, покрытой рельефами базы, в верхней поверхности которой была выдолблена глубокая выемка. В эту выемку вставлялся высокий блок-стела с основными изображениями. В отличие от сменивших их в более позднее время плоских прямоугольных хачкаров, стелы V-VII вв. были квадратными в плане и отделывались рельефами со всех четырех сторон.

В большинстве случаев стелы ставились на постамент кубической формы (Талин и др.) или на ступенчатый стилобат (Аван, Ангехакот и др.). Четырехгранные стелы (сечением 0,4x0,4 - 0,5x0,5 м и высотой до 4-х м) ставились в специальные углубления в верхней плоскости постамента. На плоскостях четырехгранного столба снизу доверху наносились орнаментальные (преимуще-4 ственно растительные) и сюжетные рельефы, которыми иногда покрывались

также плоскости постаментов. Эти сюжетные рельефы, являясь сугубо мемориальной областью раннесредневекового изобразительного искусства Армении, имеют духовное содержание (Христос, Богоматерь, Ветхозаветные сюжеты) и изображают мотивы классической мифологии и реальные персонажи, внесшие вклад в распространение христианства в Армении. В то же время эти рельефы1 считаются произведениями раннесредневековой Армении.

Среди ранних христианских иконографических рельефов особого внимания заслуживают фрагменты других памятников, найденные при археологических раскопках.2

В V-VII вв. такие столбы кроме размещения сюжетов христианской иконографии, предназначались также для водружения на них символа но-

1 См. Азарян Л. Раннесредневековая армянская скульптура - Ереван, 1975.

2 См. Степанян Н. С, Чакмакчян А. С. Декоративное искусство средневековой Армении. -Л., 1971.-Илл. 14-16.

-12-

вой религии - креста (рис. 2 д., е., ж., з.). Отличается также их композиция. На их лицевых плоскостях изображались равнокрылые кресты, многолепестковые розетки и другие орнаментальные мотивы.

Такого рода столбы известны в Гарнаовите (Адиамане), Агараке, Ари-че, Талине, Мрене, Одзуне. Они относятся к V-VII вв. На кубических основаниях - базах или постаментах, в углубления которых эти столбы вставлены, часто изображались кресты, являющиеся как бы прообразом хачкаров.

Для нашей темы важен и тот факт, что на столбах или колоннах V-VIII вв. водружались и объемные кресты. Эти кресты (со свободными крыльями, известные под названием «Крпавор хач» или «Тевавор хач») большей частью крупные по размеру, выделяются четко очерченной, лаконичной и вполне выработанной формой. Такого рода особенности крестов отражали общие художественные тенденции армянского монументального искусства раннего средневековья, которые вполне отвечали задачам, которые ставили себе их создатели, когда водружали такие кресты на высоких колоннах или столбах. Подобное расположение требовало определенной обобщенности форм креста. Прекрасными примерами могут служить два больших креста V-VI вв. из раскопок Двина и крест из Джрвежа. Один из двинских крестов - процветший, высота его 2,06 м (рис. 3). Оба креста очень пластичны: они обработаны глубоко врезанными тягами; также глубоко врезаны плавно и изящно изгибающиеся в сторону креста листья пальметт, произрастающие из нижней оконечности креста; конец верхнего листа загнут завитком в противоположную сторону. Не мене интересен аналогичный свободный крест, венчавший колонну на высоком семиступенчатом стилобате, открытый на кладбище в Джрвеже (по размерам - высота - 1,20 м, ширина - 0,67 м - он меньше двинского). Архаические по своему характеру эти кресты находят себе немало близких аналогий среди памятников V-VII вв. - среди орнаментики Текорского храма, Пемзашена и других. Близкий по рисунку к двинским крестам и объемный крест в Ошакане. Фрагменты других ранне-средневековых объемных крестов, венчавших памятные столбы, хотя и не-

- 13-

сколько иные по композиции, находятся в Кохбе, Овнаванке, Одзуне и других местах Армении.

Именно от таких свободных крестов (рис. 3) и ведут начало собственно хачкары, то есть кресты на стелах. В этом можно убедиться, проведя параллели между приведенным выше процветшим крестом (рис. 3) из Двина и хачкаром в Варденике IX в. (рис. 6. а), хачкаром в Ацарате 898 г. (рис. 6. б), почти идентичным по рисунку двинскому свободному кресту, лаконичным и лишенным каких-либо дополнительных украшений, а также хачкаром X в. из Ани (рис. 6. г).

Эта архаическая форма мемориального памятника в виде колонны или четырехгранного столба с водруженным на нем свободным (объемным) крестом удержалась в Армении, по-видимому, до ГХ-Х вв., в чем убеждает столб (сам крест наверху не сохранился) в Ардви, на одной из сторон которого вырезаны один под другим три креста с развитыми «почками» в виде трилистников. Таковы предшественники хачкаров - стел.

Начиная с VIII века, в Армении наиболее распространенным видом мемориального памятника становится хачкар - крест-камень.

Хачкары в Армении появились именно в тот период, когда арабы препятствовали сооружению памятников-стел с изображениями людей и святых. Так, например, летописец VIII в. Гевонд пишет, что Халиф Езид "приказал разбить и сбросить стелы, имеющие изображения Христа и его учеников". Эти памятники стояли в разных местах, в том числе на перекрёстках дорог как символы защиты и покровительства.

Хачкар, как новый тип мемориального памятника Армении (рис. 6, 15 — 17), первоначально был скромным и понятным. Это стало типичным явлением для нового этапа развития искусства возведения хачкаров.

Первоначально хачкары были выполнены не известными скульпторами или умелыми ваятелями, а простыми мастерами - каменщиками. Но в VIII

1 См. Мемориальные памятники средневековой Армении, хачкары IX-XIII вв. - Ереван 1984.-С. 67-68.

-14-

веке были и исключения, когда работу выполняли профессиональные скульпторы - каменотесы, тогда хачкары становились произведениями армянского искусства (например, талинские хачкары VIII в.).

В дальнейшем, когда духовная и материальная жизнь сравнительно улучшились, возникло желание создавать богато орнаментированные хачкары, что высоко оценили представители армянского духовенства. Немалую роль в этом сыграло и то обстоятельство, что в Армении большей популярностью пользовался символ христианской веры - крест, в то время как в Византии и Грузии большое значение придавалось иконам и картинам по сюжетам из Ветхого и Нового заветов (об этом свидетельствуют Анания Санахнеци и Мхитар Гош).

Позднее хачкары в виде стелы устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, они служили своего рода оберегами, покровителями. В XI веке и в последующее время, когда классическая композиция хачкаров вполне сформировалась, они были наделены разнообразными функциями, преимущественно поминального, мемориального характера. В ХП-ХШ вв. хачкары стали, можно сказать, универсальными памятниками «во спасение души». Постановкой хачкаров отмечались самые различные акты строительной и хозяйственной деятельности светских и церковных феодалов — богатых заказчиков хачкаров, а также выдающиеся события в жизни государства.

Возведение хачкаров в Армении бурно развивалось в первой половине XI в. и с конца XII в. до 30-х гг. XIII в., а также в конце XIII века. В начале XIV в. строительство хачкаров сократилось за исключением Вайоцдзора и Сюника (владение князей Орбелянов и Прошянов), где до конца века культурная жизнь все еще продолжала развиваться. Искусство хачкаров достигло определенного расцвета и в XVI-XVII вв., однако тяжелые условия иноземного владычества сильно отразились на их качестве: высокохудожественный уровень хачкаров ХП-ХШ вв. так и остался непревзойденным.

См. Мемориальные памятники средневековой Армении — Ереван 1984. — С. 68.

-15-

Хачкары достойны внимания не только из-за богатства и разнообразия орнаментального искусства, достигшего высшего развития, но и благодаря общественно-политическим, культовым мотивам их воздвижения, многогранности их функционального назначения и роли. Изготовление хачкаров в массовых масштабах имело огромное значение для развития средневекового армянского искусства. Многочисленные талантливые резчики и мастера-скульпторы довели свое искусство до изумительной виртуозности и создали великолепные памятники.

1.2. Ранние хачкары VIII-X ее.

Развитие ранних хачкаров необходимо исследовать поэтапно, предварительно проанализировав основные типы и формы крестов (в центре хачкаров), а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров. Для каждого этапа развития хачкаров характерны свои особенности, ставшие позднее закономерными.

Скульптурное изображение креста на древних хачкарах вначале была в виде «равнокрылого креста» (вырезанного на гладкой поверхности в круглой рамке) или «крылатого креста» (подобие двинского креста рис. 3).

У «крылатых крестов» («Крнавор» или «Тевавор хач») имелся четырехгранный хвостец (как на объемном кресте IV—V вв. из Двина, рис. 3 а.), который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. «Равнокрылый крест» или «крылатый крест», главным образом, стали знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников, в основном, на местах первичного возведения в виде обелисков, стел или деталей убранств церковных и мирских зданий.

С течением времени оформился новый облик креста, вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более четкой структуре: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижнее - длиннее верхнего. Этим была обу-

-16-

словлена пропорция каменной плиты - узкая и длинная, придававшая общему облику памятника законченный вид. Это усиливалось ещё и тем, что крылья креста - скульптуры стали украшаться барельефом, который включал новые детали: мотивы растительного мира и геометрические фигур.

Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых украшений, то, начиная с V-ro века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы украшений, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хач-кар, который в армянской культуре и, особенно в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в VIII-IX вв., а в последующие времена прожил бурное развитие.

Закономерность развития хачкаров и эволюция их орнаментации, прежде всего, выявляются в изображении креста (в центре хачкара, как «Древо Животворящее») как композиционной оси хачкара, однако немаловажное значение имеют и отдельные части всей композиции (пальметты, круглая большая сфера -розетка, обрамление, карниз и др.).

Ранние хачкары VIII-IX вв. скромны и по размеру, и по декоративной структуре, по форме разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.

Самые ранние из хачкаров в виде стел, с разновидными крестами, представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина.

На одном из талинских хачкаров1 почти вся поверхность стелы занята крестом с сильно удлиненной нижней ветвью, основанным на трехступенчатом стилобате.

Скульптурное изображение ступенчатых стилобатов (внизу основного креста) было характерным мотивом именно раннесредневековых хачкаров

1 См. хачкар в Верин Талине, с круглым отверстием вверху (рис. 15). Плита разбита на две части (не хватает небольшого фрагмента), одна из них - верхняя часть, вые. 1,70 м, шир. 0,70-0,78 м, толщ. 0,40 м, другая, нижняя часть вые. 1,24 м, шириной 0,68-0,74 м, толщиной 0,40 м.

-17-

(VIII-XI вв.). Можно обосновать предположение, что скульптурное изображение ступенчатых стилобатов, как характерный орнамент ранних хач-каров VIII-XI вв., происходит от крылатых (тевавор или крнавор) крестов IV-VIII вв., установленных на ступенчатых постаментах. То есть ступенчатый стилобат, на котором держался крест, уже как композиционный декор занимает место на ранних хачкарах.

На этом талинском хачкаре (рис. 15), от вертикального ствола креста, как от ствола дерева, ответвляются в обе стороны шесть пар узких удлиненных листов со слегка загнутыми концами. От поперечных ветвей креста ответвляются только две таких пары. К средокрестью примыкают крестообразно (диагонально) расположенные четыре удлиненные ветви (лавровые листья). Отсутствие типичных для раннего средневековья мотивов (например, глубоко врезанных ложковидных листьев) и плоскостность всей резьбы не позволяет отнести хачкар к V-VII вв., вернее датировать его концом VIII в. - временем формирования хачкаров. Изображение дерева, одетого листвой, - подтверждение того факта, что в древние времена крест воспринимали как «Древо Животворящее».

На другом раннем хачкаре1, в узком и плоском обрамлении помещен такой же плоский удлиненный крест с расширяющимися концами с закругленными выступами. Крест поставлен на маленькую сферу и узкий трехступенчатый стилобат. Крест процветший: стебли в виде толстых побегов тянутся вдоль нижней ветви креста и загибаются к концам поперечных ветвей. Простота и неразработанность рисунка хачкарапозваляет и этот крест отнести к тому же времени — к VIII веку.

Наконец, третий хачкар в этой группе - наиболее примечателен (рис.17). Это большая круглая базальтовая плита не совсем правильных очертаний (диаметр 1,80 м, толщ. 0,55 - 0,60 м), целиком занятая четырех-

1 См. хачкар (рис. 17). Тоже в Верин Талине. Хачкар сохранился почти полностью; он высотой 2,08 м, представляет собой плиту толщиной 44 - 48 см, сильно сужающуюся книзу (ширина вверху 0,83 м, внизу 0,43 м) с покатотреугольным завершением и отверстием
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24890.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.