У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РИТМОСТАЗА У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ АДАПТАЦИЕЙ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ
Количество страниц 136
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24929.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1. Биологические ритмы, связь с адаптацией организма к физическим нагрузкам (обзор литературы).

1.1. Современные представления о биологических ритмах.

1.2. Механизмы генерации биологической ритмики в 20 организме.

1.3. Ритм сердца в оценке адаптации организма к физическим 38 нагрузкам.

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования. 48

2.1. Общая схема исследования. 48

2.2. Оценка физического развития. 49

2.3. Определение адаптационного потенциала системы _~ кровообращения.

со

2.4. Вариационная пульсометрия.

2.5. Методы математического анализа результатов ^ исследований

2.6. Методы статистической обработки результатов 63 исследований.

ГЛАВА 3. Особенности адаптации у учащихся с различными учебными нагрузками и организацией циркадианных биологических ритмов (результаты исследований). 65

3.1. Использование адаптационного потенциала системы кровообращения для характеристики адаптации к физическим нагрузкам у спортсменов. 65

з

з

4

3.2. Общая характеристика физической подготовленности учащихся спортивного интерната и динамики показателей адаптационного потенциала системы кровообращения. 6 7

3.3. Общая характеристика физической подготовленности

учащихся гимназии и динамики показателей адаптационного

73 потенциала системы кровообращения.

3.4. Оценка функциональных возможностей организма подростков, обучающихся в различных типах учебных заведений, по величинам адаптационного потенциала системы

па

кровообращения.

3.5. Сравнительный анализ уровней работоспособности в исследуемых группах. Индивидуальные особенности 81 «структуры работоспособности».

3.6. Циркадианные биологические ритмы и их изменение в течение учебного года у учащихся спортивного интерната и 84 гимназии.

3.6.1. Циркадианная организация частоты сердечных

84 сокращений и ее изменения в течение учебного года.

3.6.2. Циркадианная организация артериального давления и ее

« 89

изменения в течение учебного года.

3.6.3. Циркадианная организация показателей динамометрии и ее изменения в течение учебного года.

3.7. Циркадианная организация показателей вариационной пульсометрии и ее изменения в течение учебного года.

3.8. Особенности синхронизации циркадианного ритма изучаемых показателей у учащихся спортивного интерната и 1 19 гимназии.

5

3.9. Организация ритмостаза у подростков спортивного интерната с наличием неблагоприятной адаптации в начале 124 учебного года.

129 ГЛАВА 4. Обсуждение результатов.

133 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВЫВОДЫ. 135

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 136



Введение



6 Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время во всем мире отмечается повышенный интерес к изучению ритмической организации процессов в организме, как в условиях нормы, так и патологии. Интерес к проблемам хронобиологии обусловлен тем, что ритмы господствуют в природе и охватывают все проявления живого - от деятельности субклеточных структур и отдельных клеток до сложных форм поведения организма и даже популяций и экологических систем. Периодичность -неотъемлемое свойство материи. Феномен ритмичности является универсальным (Комаров Ф.И., 1989).

Факты о значении биологических ритмов для жизнедеятельности живого организма накапливались давно, но только в последние годы начато их систематическое изучение. В настоящее время хронобиологические исследования являются одним из основных направлений в физиологии адаптации человека (Aschoff J., 1981; Чернух А.М., 1981; Комаров Ф.И., Моисеева Н.И., 1983; Агаджанян Н.А., 1984, Батурин В.А., 1992, 2000; Арушанян Э.Б., 2000).

С учетом этого особый интерес представляет проблема индивидуальной организации биологических ритмов у школьников с различной степенью адаптации к учебным нагрузкам (в том числе и физическим).

Хронобиологические исследования у подростков приобретают особую актуальность, так как растущий организм наиболее чувствителен к повреждающим воздействиям и, в первую очередь, реагирует изменениями ритмостаза (Халберг Ф., 1964; Баевский Р.М., 1979; Губарева Л.И. и др., 1999; Губарева Л.И., Батурин В.А., 2000) .Наиболее чувствительным индикатором адаптационных возможностей организма являются биологические ритмы и, в частности, циркадианные ритмы (Федорова О.Н., 1997; Березкин М.Ю., 2000).

Весьма важной выглядит необходимость учета циркадианных биоритмов при построении спортивной тренировки, где используются

7

высокоинтенсивные физические нагрузки, обуславливающие столь выраженные физиологические сдвиги в организме (Фарфель В.С., 1960; Язвиков В.В., 1979; Виру А.А., 1981).

Актуальность исследования проблем, связанных с возможностью использования циркадианных биоритмов для оптимизации учебно-тренировочного процесса у школьников обуславливается и тем, что в настоящее время все еще сохраняется тенденция наращивания учебных нагрузок без учета функционального состояния организма, что требует поиска новых путей совершенствования учебно-тренировочного процесса. В этой связи важно отметить, что учет биологических ритмов, в частности, циркадианных, может служить основой наиболее рационального учебно -тренировочного режима. Разумеется, подобный путь оптимизации тренировочного режима требует, прежде всего, изучения циркадианных ритмов как биологической закономерности, а также глубокого последующего исследования их взаимосвязи с личной деятельностью человека. Уместно подчеркнуть, что многие ученые обращают внимание на необходимость глубокого исследования взаимосвязи личной активности человека с его биологическими ритмами (Саркисов Д.С., Пальцин А.А., Втюрин В.В., 1975; Аринчин Н.Н., 1980; Батурин В.А., 1999).

Цель исследования - изучить особенности адаптации подростков к физическим нагрузкам и установить ее взаимосвязь с организацией циркадианных ритмов основных физиологических функций в течение учебного года.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

изучить изменения адаптационного потенциала системы кровообращения под воздействием спортивной тренировки в динамике сезонного цикла;

установить оптимальные диапазоны адаптационного потенциала для подростков 13-14 лет и изучить их значение для организации циркадианных ритмов;

8

- изучить организацию циркадианных ритмов: частоты сердечных сокращений, артериального давления, динамометрии и показателей вариационной пульсометрии у подростков с различными учебными нагрузками и режимами мышечной активности;

- определить характер синхронизации циркадианных ритмов: частоты сердечных сокращений, артериального давления, динамометрии и показателей вариационной пульсометрии при различных режимах мышечной активности;

- изучить сезонную организацию циркадианных ритмов: частоты сердечных сокращений, артериального давления, динамометрии и показателей вариационной пульсометрии у подростков с различными учебно-тренировочными нагрузками.

Научная новизна. Впервые показана взаимосвязь между физической тренированностью, интегральным показателем адаптационным потенциалом, циркадианной организацией ритмов изучаемых физиологических функций.

Впервые изучена организация циркадианных ритмов у подростков с повышенной двигательной нагрузкой в течение учебного дня, а также у детей с гипокинезией.

Впервые показаны нарушения циркадианных ритмов показателей сердечно-сосудистой системы у подростков с низкими двигательными нагрузками в учебном процессе.

Впервые выявлены особенности перестройки циркадианных ритмов: частоты сердечных сокращений, артериального давления, динамометрии и показателей вариационной пульсометрии в течение учебного года (сезонный цикл) у подростков-спортсменов, и у детей с недостаточной двигательной активностью, но с повышенной умственной нагрузкой.

Впервые показано, что у подростков с гипокинезией выявляется десинхроноз, который усиливается в течение всего учебного года.

Положения, выносимые на защиту. 1. Различная мышечная активность влияет на параметры циркадианных

9

ритмов функциональных показателей сердечно-сосудистой системы.

2. Различные режимы двигательной активности определяют характер взаимосвязи циркадианных ритмов исследуемых систем и ритмостаз организма в целом.

3. У подростков, обучающихся в различных типах учебных заведений, различна и сезонная динамика основных физиологических показателей.

Научно-практическая значимость. Теоретическое значение полученных данных определяется тем, что выявленные закономерности перестроек циркадианных биоритмов при различных тренировочных режимах дополняют представления о физиологических механизмах адаптации организма к мышечной деятельности и дезадаптации при гипокинезии. Практическая значимость результатов заключается в том, что они могут быть использованы при прогнозировании функционального состояния организма и оптимизации режимов двигательной активности учащихся подростков, в том числе активно занимающихся физической культурой. Полученные данные представляют интерес для медицинской практики, поскольку указывают на развитие состояния предболезни у подростков с интенсивными умственными нагрузками и явным ограничением двигательной активности.

Результаты исследования могут быть использованы учителями, тренерами, врачами ШИСП и ДЮСШ при индивидуальной организации учебной и тренировочной деятельности учащихся и юных спортсменов.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены на научно-практических конференциях «Проблемы совершенствования системы физического воспитания» (Карачаевск, 1996), «Биосфера и человек» (Майкоп, 1997), «Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях» (Ставрополь, 1998), «Проблемы развития биологии на Северном Кавказе» (Ставрополь, 1997, 1998, 1999), «Проблемы экологической безопасности и сохранения природно-ресурсного потенциала» (Ставрополь, 2004), заседаниях научно-методического семинара кафедры анатомии и физиологии человека СГУ (1997-2004).

ГЛАВА 1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ, СВЯЗЬ С АДАПТАЦИЕЙ ОРГАНИЗМА К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ (обзор литературы).

На современном этапе основными направлениями хронологических исследований являются: а) исследование общих свойств биоритмов и их развитие в процессе фило и онтогенеза; б) изучение взаимоотношений биологических ритмов на различных уровнях интеграции организма и условий окружающей среды; в) выявление периодов оптимальной и минимальной резестентности к различным воздействиям и прогнозирование последствий. С учетом этого, а также задач настоящего исследования проведен анализ научной литературы.

1.1. Современные представления о биологических ритмах

В современной научной литературе есть несколько определений биологических ритмов Ю. Ашофф (1984) определяет общее понятие биологического ритма как повторение некоторого события в биологической системе через более или менее регулярные промежутки времени. Применительно к организму человека и животных биоритм рассматривается как автономный самоподдерживающий процесс периодического чередования состояний организма и колебаний интенсивности и физиологических процессов и реакций (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982). Взаимодействие ритмов отдельных элементов системы между собой и с ритмом целого образует биологическую временную структуру (Катинас Г.С., Моисеева Н.И., 1980).

В настоящее время возникновение биологических ритмов связывается с эволюционным развитием живой материи, когда живые организмы, с одной стороны, должны были усвоить ритмы неорганического мира, чтобы не оказаться с ними в противоречии, с другой стороны, создать ритмы своей

11

жизнедеятельности, таким образом, выделяя себя из неживой природы (Бауэр Э.С., 1936; Опарин А.И., 1957; Шмальгаузен И.И., 1983).

Термин «хроном» предложен Ф. Халбергом (1964), который предполагает, что временная организация живого подчиняется определенным правилам и закономерностям, до известной степени предсказуема, являясь генетически детерминированной (Cornelissen T., Halberg F., 1996; Агаджанян Н.А. и др., 1998; Романов Ю.А., 2000).

В современной биоритмологии сложилось представление о ритмостазе, как лабильном соотношении ритмов различных частот для каждого показателя жизнедеятельности (Баевский Р.Н., 1979; Никитина В.В., 1997; Агаджанян Н.А. и др., 1998; Алпатов А.М., 2000).

В процессе развития и адаптации организмов к различным условиям существования происходил постоянный отбор экзогенных ритмов (ритмов, обусловленных внешней периодикой). Цель их дальнейшей генетической детерминации (превращения этих ритмов в эндогенные - внутренне присущие организму); при этом наследовалась лишь потенциальная возможность проявления такой периодичности. Такой способ генетического кодирования биологических ритмов позволял, как совершенствовать унаследованные временные коды жизнедеятельности, так и приобретать новые в процессе адаптации к идеальным условиям существования (Ашофф Ю., 1964; Анохин П.К., 1968; Дубинин Н.П., 1976; Кузьмин В.И., Жирмунский А.В., 1980; Goldbeter A., Decroly O., 1983).

Биологические ритмы наблюдаются на всех уровнях организации живой материи - от внутриклеточных до биосферных процессов. В многочисленных работах показано, что спектр ритмических колебаний в биосистемах чрезвычайно широк (от миллисекунды до нескольких лет), причем с усложнением уровня организации биологических систем увеличивается величина периода биологических ритмов (Бюннинг Э., 1961; Ашофф Ю., 1964; Агаджанян Н.А., 1967; Hildebrandt G.1976 и др.)

12

Биологический ритм, как всякий периодический процесс, в простейшем виде может быть представлен следующей формулой:

y=C0+Ccos(cot-(p)

Где С0 - средний уровень, С - амплитуда, со - угловая частота, t - время, ф -фаза (Смирнов К.М., 1980; Restoin A., 1983).

Биологический ритм характеризуют 4 основных параметра: средний уровень, период, амплитуда, фаза.

0 1 2 3 4 5 6

Рис. 1 Визуализация биологического ритма в виде графика.

С0 - мезор, средний уровень ритма; С - амплитуда; Т - период; ф -фаза; Ф - акрофаза. По оси абсцисс - время, в единицах времени, по оси ординат - величина показателя, характеризующего биологический ритм

Средний уровень ритма или мезор - это средняя величина процесса, вокруг которого совершаются колебания. Периодом обозначается длительность одного полного цикла ритмических колебаний в единицу времени. Величина, обратная периоду - частота (число полных колебаний в единицу времени). Амплитуда ритма - разность между максимальным или (минимальным) значением процесса и его средним уровнем. Фаза характеризует состояние колебательного процесса по отношению к оси

13

времени и определяется отрезком времени от какой-либо точки отсчета до условного момента - начало ритма. Время наибольшего значения ритма характеризуется как его акрофаза (Катинас Г.С., Моисеева Н.И., 1980).

К релятивным параметрам биоритма следует отнести и силу (или степень) резонансного взаимодействия. Выделяют чрезмерную (гиперсинхронизацию), умеренную (мезосинхронизацию) и слабую (гипосинхронизацию). Это релятивный параметр, так как его градация устанавливается на основании представлений о норме степени резонансного взаимодействия. Признаками резонансного взаимодействия могут также служить: сила периодического взаимодействия, ширина полосы синхронизации, амплитуды колебаний, степень соизмеримости их периодов, форма распределения их частот и фаз, процент синхронных (синфазных) колебаний и др. т.е. это многокритериальный параметр биоритма (Aschoff J.,Wever R.,1962; Halberg F. et.al. 1973).

Гиперсинхронизация на уровне целого организма проявляется при усилении внешних воздействий, вызывающих резонансные эффекты. Наоборот, их ослабление обусловливает гипосинхроназацию. Согласно Б.С. Алякринскому (1980), такое ослабление ведет к развитию парциального (частичного) десинхроноза или даже тотального, иными словами, - к рассогласованию отдельных или всех звеньев циркадиальной организации. Термин гиперсинхронизация широко используется в электроэнцефалографии для обозначения высокоамплитудных ритмов, регистрируемых одновременно во многих отделах мозга (Казначеев В.П., 1980).

Факт наличия главных и второстепенных, ведущих и ведомых осцилляторов позволяет различать направление и уровень синхронизации. Синхронизацию можно назвать односторонней (унисихронизацией), когда ведомый осциллятор никак не влияет на ведущий, неравносторонней (домисинхронихацией), если асимметрия взаимодействия достаточно четко выражена, и равносторонней (амбисинхронизацией), когда различия

14

практически отсутствуют (Rietveld W.J. et.al. 1993; Stenberg H et.al. 1995; Hasting M.N. et.al, 1998).

Очевидным примером односторонней синхронизации служит реакция биоритмов на абиотические сигналы времени (затягивание ритмов, захват частоты при искусственной стимуляции деятельности сердца, нейрона и пр.). Неравносторонняя синхронизация часто обнаруживается при взаимодействии биологических колебаний с близкими частотами - в соответствии с известной закономерностью (Гудвин Б., 1966), преимущество имеет наиболее быстрый осциллятор, хотя и его частота не остается прежней (уменьшается). Равносторонняя синхронизация соответствует понятию синталанзиса (взаимной синхронизации), введенному R. Wever (1980) для описания поведения популяции идентичных осцилляторов.

Иерархию резонансных воздействий и взаимодействий можно различить путем фиксации рассматриваемого хроноструктурного уровня. Большинство доступных исследованию биологических колебаний одновременно находится в состоянии внешне-, меж- и внутри - параметрической синхронизации (экстра, интер и интрасинхронизации). Первая обусловлена управляющими воздействиями, вторая - взаимодействиями регистрируемых колебаний, третья - их внутренней временной самоорганизацией (Aschoff J.,1969; Dalgleish T. et.al. 1996).

Например, на уровне функциональных систем организма были выделены внутри- и межсистемные параметры и показана возможность сохранения синхронности последних при десинхронизации первых (Моисеева Н.И., 1978). Другой пример - водитель ритма сердца. Являясь результатом внутрипараметрической синхронизации активностей отдельных клеток сино - атриального узла, он находится в состоянии межпараметрической синхронизации с автономными водителями ритма других отделов и внешнепараметрической - с ритмическими сигналами, идущими от центральной нервной системы. Несколько иное деление следует выбирать при рассмотрении работы сердца в целом: на примере отдельно

15

взятой кардиограммы исследуется внутрипараметрическая синхронизация, при ее сопоставлении с реограммами других частей тела -межпараметрическая синхронизация (Shepad R.J., 1980).

Классификационным параметром может служить отношение частот взаимодействующих колебаний. Равнопериодическая синхронизация (эквисинхронизация) является наиболее обычной. Наряду с ней возможна кратно периодическая синхронизация (мультисинхронизация), когда частота одного осциллятора превышает частоту других в 2, 3 и более раз. Наименее вероятна дробно-периодическая синхронизация (партисинхронизация), при которой соотношение частот выражается рациональной дробью: 2/3, 3/4 и т. д. (Cagnacci A. 1996).

Исследования Ю. Ашоффа и Р. Вивера (Ашофф Ю., Вивер Р., 1984) показывают, что при длительной изоляции от внешних задатчиков времени у многих людей наблюдается диссоциация циркадианных ритмов на две группы. К первой группе относится ЦР ректальной температуры, ко второй ЦР сна - бодрствования. Ритмы последней группы могут сильно изменять период (до 12-13 и 48-53 ч) и синхронизироваться с ритмами первой группы (средний период - 25ч) в отношениях 1:2 и 2:1. Не исключена также возможность возникновения дробно-периодической синхронизации в отношении 2:3 (15-17ч), 3:4 (18-20ч), 4:3 (32-39ч) и 8:3 (63-67ч), так как указанные периоды преобладают над 10-15-,20-30- и 40-60- часовыми (Dabrovska E. et.al.1996).

Рассогласование ритмов между собой или с внешними датчиками времени рассматривается как десинхроноз и характеризуется как состояние поиска адаптации (Халберг Ф., 1964; Агаджанян Н.А. и др., 1998; Степанова С.И., Галичий В.А., 2000). Возможно либо успешное завершение синхронизации ритмов -физиологический десинхроноз, либо развитие патологии - патологический десинхроноз (Хетагурова Л.Г., 2000).

В качестве примера постоянного нарушения синхронизации суточных ритмов можно привести наблюдения за секрецией мелатонина у слепых (Lani

16

A., Rossi V., Mecacci L., 1983.). У здоровых людей эти колебания участвуют в фотопериодическом контроле циркадиальной системы и имеют максимум в ночное время. У некоторых больных пациентов, несмотря на режим сна, максимум оказался сдвинутым на более ранние или более поздние часы. Период ритма был равен 24 часам (десинхронизация) либо был свободнотекущим (асинхронизация). Общеизвестным примером асинхронизации может служить переходный процесс, возникающий после значительного трансмеридианого перемещения (Матюхин В.А. и др., 1976).

Систематизация биоритмов базируется на величине их основного параметра - частоты. Ведущая роль циркадианных (околосуточных) ритмов (circa - вокруг, около; dies - день) послужила основанием для подразделения всего спектра на ультрадианные ритмы (с периодами короче циркадианных) и инфрадианные ритмы (с периодами длиннее циркадианных) (Халберг Ф., 1972; Ашофф Ю., 1984). Биоритмы разделены на 3 диапазона. Каждый диапазон включает в себя несколько поддиапазонов, ультрадианные (0,5-час<Т<20 час); среднечастотные (20 час<Т<28 час); инфрадианные (28 час<Т<8 -суток); низкочастотные - циркасептальные (Т около 14 суток), циркавигинтидианные (Т около 20 суток), циркатригинтидианные (Т около 30 суток), цирканнуальные (Т около 1 года и больше). Существуют и другие классификации ритмов в зависимости от их частот (Kleinpeter G.1995).

Суточные изменения физиологических функций составляют замкнутые устойчивые циклы с периодом, стремящимся к 24 часам (Брюс В., 1964; Wever R., 1972, 1980; Freivalds A.et al, 1983). Всякие отклонения от этой величины в ту или другую сторону невелики и зависят от количества перерабатываемой организмом информации и соответствующего расхода энергии, от так называемой энергоинформационной стоимости цикла (Степанова С.И., 1971).

В настоящее время суточным ритмам придается чрезвычайно важное значение при изучении живых систем. По мнению многих авторов, эволюция живых систем на земле проходила в условиях ритмичности, обусловленной

17

вращением планеты. Суточный ритм стал одним из окружающих свойств живых организмов, основой их организации (Matouseks J., Barcal R., 1973; Агаджанян Н.А., 1978).

Задача развития циркадианной системы - формирование оптимально надежной биосистемы, обладающей максимумом количества здоровья (Агаджанян Н.А. и др., 1998; Сюткина Е.В., Григорьев А.Э., 2000; Рыбаков В.П. и др., 2000).

Инфрадианные (сверхсуточные) ритмы, которые включают в себя циркасептидианные (околонедельные) и циркадисептидианные (околодвухнедельные) ритмы отражают колебательные процессы на уровне отдельных физиологических систем и целостного организма. Инфрадианные ритмы, в свою очередь, модулируют циркадианные ритмы, вследствие чего суточные значения функций доводятся до своего максимума не ежедневно, а лишь в определенную фазу многодневного ритма (Деряпа Н.Р., Мошкин М.П., Постный В.С., 1985).

Таким образом, существующие данные позволяют допускать наличие связи между циркадианными, инфрадианными и низкочастотными ритмами. Наличие связей между ультрадианными и циркадианными ритмами не столь хорошо аргументировано. Известные нам литературные данные могут быть интерпретированы в пользу предположения о том, что за генерацию ультрадианных и циркадианных ритмов отвечают одни и те же механизмы (Aschoff J. et.al. 1978; Fuller Ch.A. 1994).

В частности, согласно гипотезе Э. Бюннинга (1961) в организме имеется время отсчитывающая система с периодом близким к 24 часам. По его мнению, эта система лежит в основе многих ультрадианных периодичностей, свойственных организму. В последние годы эта гипотеза получает экспериментальное подтверждение.

Ритмы высокой частоты (с Т до 0,5час) отражают колебания интенсивности биохимических процессов в физиологических системах (колебания на молекулярном уровне, ритмы электроэнцефалограммы,

18

кардиоритм, дыхание, перистальтика кишечника). Ультрадианные ритмы (с Т от 0,5 час до 20 час) связываются обычно с нейрогуморальной регуляцией обмена веществ. Циркадианные ритмы обнаруживают на всех уровнях организации: от клеток до целостного организма. Циркадианный ритм модулирует высокочастотные ритмы. Физиологический смысл его заключается в обеспечении высокой активности, выносливости, работоспособности человека днем и состояние отдыха, восстановительных процессов ночью (Борисова И.Ю. и др., 1981; Mecacci L., Zani A., 1983); Суточные колебания выявлены практически для всех показателей физиологических функций (Руттенбург С.О., Слоним А.Д., 1976; Hildebrandt G., 1979; Aschoff J., Wever R., 1980). В частности, суточный цикл налагает свой отпечаток на регуляцию деления клеток (Гудвин Б., 1966; Романов Ю.А., Рыбаков В.П., Автандилов Г.Г., 1973; Катинас Г.С. и др., 1980), фазы сердечного цикла (Оранский И.Е.,1977), величину артериального давления (Лапаев И.И. и др., 1979; Theurer K.E., 1984).

Изменения в протекании различных физиологических процессов имеют место и на протяжении года - сезонные (цирканнуальные) ритмы (Вогралик В.Г., Сальцева М.Т., 1970; Голиков А. П., Голиков П. П., 1973; Сакамото - Момияма М., 1980 и др.). Сезонные колебания функционального состояния и работоспособности человека обуславливаются внешними экзогенными факторами (сменой времени года), в то же время наблюдается случаи перестройки сезонного ритма при длительном (в течение нескольких лет) навязывании определенного режима профессиональной деятельности (Сапега В.Д., 1972; Туркменов М.Т., Абдылдабеков Т.К., 1982).

Наряду с сезонными изменениями возможностей человека, обусловленными внешними условиями, имеются сообщения о наличии эндогенного годового цикла (Aschoff J., 1981): отмечен, например, наибольший прирост показателей антропометрии, силовой выносливости и спортивных результатов в 1-й, 6-й, 9-й, 10-й месяц от даты рождения, а так

19

же увеличение количества случаев возникновения заболеваний и их неблагоприятного исхода в 12-й месяц (Шапошникова В.И., 1984).

В литературе приводятся сведения о существовании многолетних ритмов (Халберг Ф., 1972; Уорд Р., 1974). В частности, указывается на чередование в онтогенезе периодов повышенного генетического контроля, когда мера наследуемости признака имеет свой максимум, и период повышенной сензитивности к влиянию факторов среды, когда показатель наследуемости имеет свой минимум. Выделяются периоды бурных и сниженных темпов роста в индивидуальном развитии (Гладышева А.А., 1969; Аршавский И.А., 1982). Изменение физических возможностей человека в процессе многолетней тренировки обнаруживает ритм с периодом в 3 года у мужчин и 2 года у женщин (Шапошникова В.И., 1984).

Экзогенная природа многолетних колебаний физического развития человека связывается с 2-летними циклами солнечной активности, причем в годы максимума активности наблюдается замедление ростовых признаков, в годы минимума - всплеск акселерации (Чижевский А.Л., 1976; Никитюк Б.А., Алпатов А.М., 1979).

Присутствие в организме широкого диапазона ритмов ставит задачу изучения соотношений и взаимодействий, поскольку весь диапазон ритмов регистрируется на одном априори можно постулировать наличие взаимосвязей между ритмами внутри диапазона (Смирнов К.М.,1980).

В большинстве работ внимание в первую очередь направлено на исследование цикадных (околосуточных) ритмов, которые "являются неотъемлемым свойством живых систем, и составляют основу их организации" (Питтендрих К., 1984). В этой связи изучение околосуточных колебаний имеет большое практическое значение. Нарушение циркадианной организации физиологических функций нередко оказывается причиной резкого ухудшения функционального состояния человека после трансмеридианного и транспараллельного перемещения (Макаров В.И., 1977), в условиях орбитального полета и длительной изоляции (Алякринский

20

Б.С, 1975; Степанова С.И., 1980), при определенных режимах трудовой деятельности (Слоним А.Д., 1976), при эмоциональном стрессе (Моисеева Н.И., Сысуев В.М., 1981.) и при некоторых формах патологии (Романов Ю.А. и др., 1973).

Однако, несмотря на то, что накопление опытных и экспериментальных данных в области биоритмологии происходит с поразительной быстротой, легко заметить, что подавляющее число исследований носит «нарративный» характер - это изложение фактов, которые в силу многообразия и сложность биологических явлений всегда имеют элемент новизны, но мало чем способствуют решению фундаментальных проблем, стоящих перед биоритмологией (Aschoff J. et.al. 1975; Moore R.J.1997).

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск ключа, который соединил бы уровень целостности и аналитический уровень ее получения. По мнению П. К. Анохина (1975), это и есть та кардинальная проблема, которая продолжает стоять не только в мировоззренческом плане, но и носит чисто практический характер. При этом особенно важно исследование синхронности как формы самоорганизации биологических процессов во времени, что, несомненно, требует системного подхода.

1.2. Механизмы генерации биологической ритмики в организме.

Согласно современным представлениям, за генерацию наблюдаемого множества ритмов несет ответственность не один внутренний осциллятор, а система осцилляторов (Wever R., 1972; Ashoff J., Sulzman F., 1979; Wever R., 1980;).

По мнению К. Питтендриха (1984) циркадианную организацию необходимо представлять как популяцию автономных осцилляторов, каждый из которых генерирует тот или иной функциональный физиологический ритм. Таким образом, главной чертой физиологической организации становится система коммуникаций между автономными осцилляторами.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24929.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.