У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Декоративные росписи итальянский художников в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века
Количество страниц 165
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24948.doc 
Содержание Содержание
Введение... 3

Глава I. Теоретические основы становления интерьеров эпохи

классицизма в России... 18

1.1. Предпосылки развития русского классицизма в контексте общеевропейских традиций... 18

1.2. Влияние классицистических концепций на формирование

художественных принципов петербургского интерьера... 23

Выводы... 37

Глава 2. Характерные особенности творческой деятельности итальянских художников-декораторов в Петербурге: истоки н эволюция... 39

2.1. Принципы перспективизма и иллюзорность в монументально-декоративных росписях второй половины XVIII века:

Дж. Валериани и П. ди Готтардо Гонзаго... 39

2.2. Пейзажные и орнаментально-геометрические циклы периода строгого классицизма Дж. Феррари, А. делла Джакомо... 49

2.3. Сложение единой системы живописного декора в эпоху высокого и позднего классицшма: художники «круга Д.-Б. Скотш»:

Л. Виги, Б. Медичи, Ф.Торичелли. П. де Анжели... 55

Выводы... 75

Глава 3. Росписи итальянских декораторов в практике архитектурно-художественного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века: традиции и новаторство... 79

3.1. Декоративная живопись дворцовых интерьеров и особняков .. 79

3.2. Монументально-декоративные росписи общественных зданий 104

Выводы... 122

Заключение... 125

Примечания... 133

Список использованной литературы... 153

Приложение... 165

Введение



3 ВВЕДЕНИЕ

Художественная культура каждой исторической эпохи складывается как результат движения, обмена, развития в обществе эстетических идей. Подобные процессы происходят и в сфере искусств, выполняющих в силу своей специфики различные функции. Декоративная живопись, обладающая многообразием средств художественной выразительности, чутко реагирует как на стилистические движения в области искусства, так и на все изменения жизни, становление ее новых качеств. В этом контексте большой интерес представляет монументально-декоративная живопись Петербурга периода русского классицизма.

В данном исследовании рассматриваются росписи петербургских интерьеров, исполненные итальянскими мастерами в конце XVIII - первой трети XIX века.

Преобладающей особенностью творческой деятельности итальянских художников-декораторов является преемственность и развитие традиций европейской художественной культуры, которые последовательно и ярко отразились в живописном декоре интерьеров Петербурга. На протяжении эпохи классицизма русская декоративная живопись вбирала в себя этот общекультурный материал во всем переплетении различных источников, во всей полифоничной разнородности мотивов, идей, способов их образного воздействия и реализации. Таким образом, процесс монументально-декоративного убранства интерьеров Петербурга представляется в неразрывном единстве двух факторов: общеевропейской традиции, и той преобразующей синтезирующей творческой работы, которая превращала этот исторический материал в качественно новое целое, обретающее новую образную и смысловую глубину, новые возможности развития.

Следует отметить, что применяя термин «декоративные росписи», мы подразумеваем особый художественный феномен этого вида искусств, роль и функции которого неразделимо связаны с понятием декоративности как фактора синтеза искусств, определяющего его связи с предметно-пространственной средой, среди которых главными становятся подчинение архитектуре, ее конструктивной и образной обусловленности. Так, исследуя процесс дифференциации видов искусства, связанных с проблемой синтеза, Е.Б. Мурина пишет: «... с эпохи Ренессанса... началось вычленение новых видов и жанров стенной живописи,

имевшей нередко чисто декоративный характер... Здесь создаются свои высокие образцы и свои критерии живописной или пластической целостности, определяющие ценность конкретного декоративно-монументального ансамбля» [103.-С. 171-172]'.

Терминологические обоснования мы отнесем и к понятию «художник-декоратор», на особенность которого характерную для XVIII и XIX веков впервые обратила внимание В.Ф. Белявская: «художником-декоратором в то время назывался тот, кто расписывал и украшал здание изнутри» [13. - С. 111]. Заметим, что из архивных документов явствует, что сами художники или архитекторы, при определении исполняемых ими работ, называли себя «художник-декоратор», либо «декоратор-перспективист».

Круг художников, творчество которых рассматривается в работе, сравнительно узок, поскольку в задачи диссертации не входит дать исчерпывающую информацию о всех декоративистах из Италии, находившихся в это время в России. В работе исследуется творчество тех мастеров, которые, с одной стороны, внесли значительный вклад в развитие искусства русского интерьера периода классицизма, с другой - мало или неполно представлены в научной литературе.

Строго говоря, только один из известных на сегодняшний день итальянских декораторов неоднократно привлекал внимание искусствоведов: это П. Гонзаго, росписям которого посвящена обширная литература [126, 140, 166, 178]. Не менее изученным оказывается творчество современника П. Гошаго - крупного декоратора второй половины XVIII века - Дж. Валериани [72, 80]. С выходом в свет труда В.Ф. Белявской «Росписи русского классицизма», выявляется художественная деятельность целого ряда итальянских мастеров конца XVIII — первой трети XIX века [13]. Среди последних выделяется известный декоратор Джованни Батиста (или Джамбаттиста) Скотта, чья личность находится в центре внимания автора. Значительное исследование В. В. Антонова вводит в научный оборот творчество представителей многочисленной семьи художников Скотти [4]. Другие мастера декорационной живописи в основном только упоминаются в общих текстах специальной литературы.

Во введении цифры в квадратных скобках обозначают номера соответствующих источников, данных в библиографии.

5

Д.Б. Скотта действительно был одним из наиболее известных мастеров-декораторов. Творчество остальных художников этого направления на его фоне выглядит значительно скромнее. В ярком созвездии выдающихся имен архитекторов и живописцев рубежа XVIII-XIX века эта плеяда итальянских художников-декораторов будто затерялась. В своих трудах, написанных почти сто лет назад, искусствовед А.П. Мюллер называла их «художественной пылью», не придавая значения их деятельности [106]. Между тем русская художественная культура эпохи классицизма многим обязана этим почти безвестным мастерам, которые не только определили облик интерьеров той поры, но смогли передать свое мастерство русским художникам, одновременно приобщаясь традициям русской живописи.

Завоевание новых эстетических ценностей и преемственность традиций античной культуры - один из принципов творчества итальянца Антонио Виги. Последователь крупнейшего монументалиста Италии Д.Б. Тьеполо, Виги работал в высоких жанрах искусства и один из первых в России начал писать аллегорические фигуры по искусственному мрамору, считаясь непревзойденным мастером в этой технике. Барнаба Медичи и Фридолино Торичелли - представители одного поколения живописцев-декораторов. За свою долгую жизнь Медичи написал много фигурных и орнаментальных композиций. Он был прекрасный рисовальщик и график. Творческое наследие Торичелли не столь обширно, но его по праву можно назвать высоким мастером декоративной живописи. Творчество Антонио делла Джакомо интересно нам с позиции рассмотрения декоративной системы одного из гениальных архитекторов классицизма Джакомо Кваренги, под руководством которого он работал в России. Художественные приемы Джакопо Феррари близки к живописным традициям Пармской школы. П. Анжели, римлянин по месту рождения, профессор Болоний и Венеции, испытывал очевидное влияние художественной среды этих школ.

Понятие определенного «круга» живописцев можно назвать одним из существенных терминологических положений работы, связанным с профессиональной спецификой творческой деятельности итальянских декораторов. Перечисленные художники «круга Скотта» не только знали друг друга и работали в тесном творческом сотрудничестве, но сформировали, в какой-то степени, локальную

6

традицию декоративных росписей, которая дает о себе знать в наиболее значимых постройках своего времени. Г.Г. Гримм называет этих живописцев представителями целой художественной школы. Он пишет: «В эти годы выделяется целая группа живописцев, занимающихся почти исключительно... декоративными росписями. Во главе ее следует поставить наиболее блестящего по дарованию Дж.-Б. Скотта. Наряду с ним можно отметить целый ряд других, как Торичелли, Медичи, Антонелли, Виги. Вокруг них создалась целая школа» [34. - С. 10].

Таким образом, исследование росписей петербургских интерьеров конца

XVIII - первой трети XIX века принципиально не может быть построено на изучении работ отдельных мастеров, не связанных между собой, поскольку эти росписи - плод корпоративного творчества. В центре диссертационного исследования находится деятельность одной из самых значимых профессиональных корпораций итальянских живописцев-декораторов, работавших в России в эпоху классицизма. Основное внимание концентрируется на художниках так называемого «круга Д.Б. Скотта», к которому принадлежали, кроме П. и К. Скотта, Б. Медичи, А. Виги, Ф. Торичелли, Дж. Феррари и некоторые другие.

Изучение декоративных росписей второй половины XVIII - первой трети

XIX века представляет известную трудность, ввиду многочисленных утрат, которые понесла эта область русского искусства за прошедшие столетия. До нас дошли лишь немногие подлинные образцы настенной и плафонной живописи.

О декоративном убранстве интерьеров эпохи классицизма мы можем судить по акварелям Э.П. Гау, Л.О. Премацци, К.А. Ухтомского, Э.К. Липгарта, картинам Е.Ф. Крендовского, находящимся в государственных музейных хранилищах.

Подлинные особенности художественного почерка итальянских мастеров выявляются на основании их проектов и рисунков, которые хранятся в Государственном русском музее, в музее Российской Академии художеств и др.

Развивающиеся с начала XX века реставрационные исследования, а также многочисленные научные реставрации, которые велись на протяжении ушедшего столетия и активно продолжаются сегодня, позволяют расширить границы изучения этой темы, предоставляя возможность анализа восстановленных работ. В связи с этим необходимо отметить имена тех специалистов, среди которых художники-реставраторы, научные музейные работники, в том числе А.В. Трескин,

7

Н.В. Перцев, A.M. Кучумов, А.И. Зеленова и многие другие, чей творческий труд «вернул к жизни» утраченные шедевры декоративных росписей эпохи классицизма. В работе затронуты лишь некоторые аспекты, связанные с техникой и теоретическими основами реставрации; более же глубокое изучение данной проблемы, бесспорно, требует отдельного исследования.

Несмотря на то что понимание исторической роли итальянских художников-декораторов в общем процессе развития русского монументально-декоративного искусства эпохи классицизма достигнуто в отечественном искусствознании уже в конце XIX века, тема эта до сих пор остается до конца не разработанной.

Изученность проблемы. Осмысление и анализ дореволюционных изданий показывает, что основное внимание авторов отводилось архитектуре, предметам убранства интерьера. Внимание декоративной живописи почти не уделялось. В связи с этим необходимо указать «Словарь художников» Н.П. Собко [136]. В отличие от «Словаря художников» А.И. Успенского [150], издание содержит краткие биографические данные о некоторых декораторах.

Большинство значительных изданий XIX в., посвященных русской архитектуре XVIII-XIX вв., представляют собой очерки-описания, содержащие общую историческую или краеведческую информацию. Среди них можно назвать исторические сочинения П.Н. Петрова. В своей «Истории Санкт-Петербурга» П.Н. Петров пишет не только об основных этапах застройки северной столицы, но подробно описывает различные эпизоды из жизни горожан и царского двора. Очерк «Материалы для истории строительной части в России» посвящен архитектуре и общественным преобразованиям эпохи Петра I. Важно отметить, что в очерке относительно подробно освещена тема въезда в Россию иностранцев, что показывает интерес к этой теме в исследованиях второй половины XIX века [117].

В числе первых трудов, связанных с монументальными росписями, можно назвать статью ВЛ. Курбатова «Перспективисты и декораторы», опубликованную в «Старых годах» и затем переизданную в виде отдельного оттиска [80]. Это краткое, но емкое исследование затрагивает в основном проблемы театрально-декорационного искусства, освещая творчество таких итальянских художников как Дж. Валериани, А. Перезинотти, П. Гонзаго и некоторых других мастеров, более известных как декораторы парадных интерьеров XVIII-XIX столетий.

8

Работы Н.Н. Врангеля, послужившие, в свою очередь, основой для исследований АЛ. Мюллер в области выявления новых имен и биографий художников-иностранцев, можно расценивать как первую попытку систематического описания и осмысления вклада иностранных мастеров в общероссийский культурно-художественный процесс [26, 27].

Книга А.П. Мюллер «Иностранные живописцы и скульпторы в России» представляет собой сжатый, но содержательный обзор деятельности иностранных художников в основном при императорских дворах, начиная с петровского времени [107]. Автор уделяет особое внимание художникам декораторам и портретистам, которых он называет поименно, указывает даты их пребывания в России и иногда - произведения. В отдельных случаях А.П. Мюллер останавливается на стилистике живописных работ: чаще именно тогда, когда речь идет о станковой живописи. Несколько позже автор издает небольшое исследование «Быт иностранных художников в России», содержащее много интересных сведений личного и социального порядка, связанных с иностранными и, в частности, с итальянскими художниками в России. В книге рассказывается на основе документальных фактов, как живописцы, скульпторы, графики разных государств адаптировались к российским условиям, показан их уклад жизни в Петербурге на разных этапах строительства города [106].

Первой обобщающей работой в области декоративной живописи стал вышедший в 1939 г. труд Г.Г. Гримма «Архитектура перекрытий русского классицизма». Это издание явилось прекрасным собранием изобразительного материала по теме декорационной живописи. Несмотря на краткость текстовой части, книга отличается высокой научной информативностью и в сжатом виде представляет основные направления искусствоведческого исследования в данной области [34].

Важно отметить, что в конце 30-50-х гг. прошлого века в искусствоведческой литературе возникает устойчивый интерес к декорировке перекрытий. В этой связи необходимо упомянуть капитальный труд А.В. Кузнецова «Своды и их декор» [78]. Книга содержит не только подробный и обширный комментарий по теме лепных и живописных украшений сводчатых перекрытий разных эпох, начиная от античности и заканчивая интерьером XX века, но в какой-то степени может

9

выступать в качестве энциклопедии изображений. При этом в книге воспроизведено и описано достаточное количество памятников итальянского

искусства интерьера (большая часть всего материала), что особенно ценно при проведении исследования по русско-итальянским связям в области декорационной живописи. Автореферат кандидатской диссертации Л.Б. Цилли «Декоративная роспись плафона в архитектуре интерьера», в отличие от работы А. В. Кузнецова, ориентирован более узко, так как посвящен именно проблемам декорационной живописи [154]. Автор уделяет особое внимание классицистическим росписям и завершает свое исследование обзором памятников советской живописи 50-х годов, продолжающей эти традиции.

Теоретические и методические положения книги Г.Г. Гримма были восприняты В.Ф. Белявской и в расширенном и углубленном виде представлены в ее монографии «Росписи русского классицизма» [13]. В. Белявская предлагает рассмотреть историю декоративно-монументальной живописи этого периода с точки зрения синтеза искусства. Проработанный огромный материал архивных документов позволил В.Ф. Белявской составить не просто описание росписей в дворцовом интерьере Санкт-Петербурга, но и систематизировать их по периодам, а также выявить характерные особенности настенной живописи. Анализ русских монументально-декоративных росписей дан в сравнении с произведениями западноевропейских мастеров. Особое внимание автор уделяет деятельности Д.Б. Скотта, его художественной манере, технике исполнения: ведь большинство дворцовых росписей было выполнено с его участием или под его непосредственным наблюдением. В примечании опубликованы краткие биографии других малоизвестных итальянских художников-декораторов конца XVIII - первой четверти XIX в., в частности Д. Бернаскони, А. Виги, Антонио делла Джакомо, Б. Медичи, Ф. Торичелли, Д. Феррари, которые и послужили основными отправными моментами для данного исследования.

Безусловную ценность для нашего исследования представляет монография М.С. Коноплевой, посвященная творчеству Джузеппе Валериани - итальянскому мастеру барочной перспективной живописи и талантливому монументалисту-декоратору, творчество которого оказало влияние на художников раннего классицизма [72], а также работа М.В. Давыдовой, затрагивающая тему

10

декоративной живописи первой половины XIX века [36].

В конце 1970-1980 гг. появляются сборники, связанные с проблемами

русского искусства второй половины XVIII - первой половины XIX века, составители которых крупные исследователи художественной культуры классицизма, среди которых выделяется имя Т.В. Алексеевой. Первой обстоятельной и достаточно обширной публикацией по исследуемой теме после книги В.Ф. Белявской «Росписи русского классицизма» становится в них работа В.В. Антонова «Живописцы-декораторы Скотта в России», сопровожденная значительным корпусом документальных материалов [4]. Семья Скотта играла заметную роль в русском искусстве, не зная себе равных в декоративной живописи. На основе изучения зарубежных архивов автор внес свои уточнения и дополнения к монографии В. Белявской.

В связи с исследуемой темой нельзя не упомянуть капитальный труд (альбомного типа) итальянского искусствоведа Этторе Ло Гатто «Итальянские мастера в России» [176]. В четвертом томе этого издания под названием «Итальянская декоративная живопись в России от барокко до классицизма» автор предлагает сжатый исторический обзор эволюции декорационной живописи в русском интерьере, выполненной итальянскими мастерами. Основное внимание он уделяет творчеству П. Гонзаго, продолжая тем самым традицию нашего отечественного искусствозншгия. Об остальных мастерах исследователь, практически, ничего не сообщает. Итальянское издание, однако, представляет безусловную ценность, благодаря воспроизведению новых изобразительных материалов, которые ранее не публиковались. Так, к томам прилагаются репродукции с акварелей Дж. Кваренги из собрания в Бергамо (архитектурные проекты, пейзажи). Особый интерес представляет собственно иллюстративный материал IV тома, где, в частности, воспроизводятся эскизные рисунки Ф. Торичелли из музея Старого Петербурга, не встречающиеся в изданиях Г.Г. Гримма и В. Белявской.

Достаточно много сведений о росписях, лепном декоре эпохи классицизма и их мастерах содержится в работах авторских коллективов, занимающихся вопросами реставрации русских архитектурных памятников Нового времени (исследования А.А. Кедринского, И.М. Бибиковой, А.И. Леонова, В.П. Толстого и др.) [15, 16, 63-65, 90]. В издании «Восстановление памятников архитектуры

11

Ленинграда» авторами АА. Кедринским, М.Г. Колотовым, БЛ. Ометовым, А.Г. Раскиным обобщена и дополнена та информация, которая содержалась в их статьях 1960-х годов. Четвертая и пятая главы издания, посвященные реставрации памятников архитектуры соответственно второй половины XVIII и первой трети XIX вв., содержат не только ценные сведения о восстановлении росписей и скульптурного убранства петербургских дворцов, особняков и общественных зданий эпохи классицизма, но также описание живописных композиций, перечни имен художников-декораторов, иногда - краткий стилистический анализ манеры некоторых мастеров. Достаточно убедительно подобран как исторический материал по каждому памятнику, так и иллюстративный ряд с цветными и черно-белыми снимками декоративных росписей русских интерьеров. В связи с исследованием данной темы, нельзя обойти вниманием монографию Б.Ф. Борзина «Росписи Петровского времени» [18], которая вводит в научный оборот ранее не исследованные художественные памятники русского барокко. Всесторонний стилистический анализ этих памятников охватывает наряду со светскими росписями образцы церковной живописи.

При исследовании творчества итальянских декораторов в России важное значение приобретает литература об архитекторах итальянцах эпохи классицизма, в частности Д. Кваренги [17, 24, 75, 171], К. Росси [20, 120, 143, 163], В. Бренне [161], а также об отдельных памятниках архитектуры, в создании которых они принимали участие [54, 76, 88, 110, 134]. На сегодняшний день наиболее полная монография о К.И. Росси принадлежит М.З. Тарановской, которая уделяет внимание не только отдельным зданиям и знаменитым ансамблям Росси, но и отделке их интерьеров. Эволюция творчества К. Росси раскрывается также в трудах В. К. Шуйского, в которых публикуются новые ранее не известные сведения о жизни и деятельности великого зодчего классицизма и его декоративных замыслах.

Среди общих трудов по русскому интерьеру [8-9, 42, 59] можно выделить книгу ИЛ. Бартенева и В.И. Батажковой (1977 г.), где систематизирован и проанализирован обширный материал по внутреннему архитектурно-художественному и бытовому убранству зданий. Перед читателем проходят наиболее характерные памятники архитектуры этого времени, называются имена создавших их зодчих и художников-декораторов, а также вносятся уточнения в

12

терминологию стиля, определяются его временные границы. Книга Ю.Б. Демиденко «Интерьер в России», охватывающая широкий круг вопросов, связанных не только с художественным убранством интерьеров разного времени, но также с декоративно-прикладным искусством, отличается полнотой иллюстративного материала и прилагающегося к нему научного комментария.

Общие проблемы теории классицистического искусства особенно убедительно разработаны в трудах Т. Алексеевой, Н.Н. Коваленской, М.В. Нащокиной, В. С. Турчина, СМ. Даниэля [69-70, 108, 147, 38]. Валерий Турчин в своей работе «Александр I и неоклассицизм в России» предпринимает попытку культурологического описания быта и искусства в России Александровской поры [147]. Книга высоко информативна: она не только касается вопросов философии, литературы, искусства, но снабжена богатой подборкой иллюстраций и приложением, состоящим из архивных документов и других редких материалов, в частности, не публиковавшихся ранее на русском языке.

Очевидная уникальность и ценность итальянских декоративных росписей в интерьерах Петербурга, неразделимо связанных с процессами развития классицизма в России, неослабевающий интерес к этому периоду русского искусства в отечественном искусствознании и его малоисследованным страницам, необходимость дальнейшего изучения росписей в целях их охраны и последующих4 . реставраций определяют актуальность избранной темы.

В соответствии с темой определены цели и задачи работы, выделены объект и предмет исследования.

Целью исследования явилось комплексное рассмотрение декоративных росписей, выполненных итальянскими художниками в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века, во взаимодействии новаторских устремлений русского классицизма и традиций европейской художественной культуры.

Задачи исследования:

- изучить и обобщить научные материалы по исследованию декоративных / росписей эпохи русского классицизма;

- охарактеризовать общие и индивидуальные проявления художественной деятельности итальянских декораторов в Петербурге, уточнить факты и выявить новые материалы, способствующие более углубленному представлению о

13

художниках;

- проследить эволюцию развития итальянских декоративных росписей в

процессе архитектурно-художественного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века;

- выявить основные приемы взаимодействия декоративных росписей различных по функции парадных помещений частных и общественных зданий Петербурга;

- выполнить сюжетно-тематический, иконографический и стилистический анализ росписей итальянских декораторов, на основе которого определить характерные особенности их творчества;

- определить вклад итальянских художников-декораторов в русскую художественную культуру второй половины XVIII - первой трети XIX века.

Объект исследования - монументально-декоративная живопись петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века.

Предмет исследования — росписи итальянских художников-декораторов.

Методика исследования имеет комплексный характер, в основу которого положена совокупность сравнительно-исторического, историко-культурного и искусствоведческого методов.

В исследовании проводилось изучение литературных источников, результатов научных изысканий, архивных документов и иконографического материала, а также осуществлялся историко-художественный, стилистический и типологаческий анализ особенностей декоративной живописи и интерьеров зданий эпохи петербургского классицизма. Важным в работе явилось использование метода сравнительного анализа, который дал возможность прибегнуть к обширному полю сравнений и аналогий. Этот аспект стал чрезвычайно важным для исследования художественного процесса творческой переработки итальянскими декораторами общекультурного исторического наследия.

Методологическую базу диссертации составили работы теоретиков и историков архитектуры, посвященные проблемам синтеза пространственных видов искусств, стиля - и формообразования (Е.Б, Мурина, А.В. Иконников), а также труды отечественных и зарубежных специалистов, исследующих русскую и итальянскую декоративную живопись того круга вопросов, которые относятся

14

непосредственно к интересующим нас проблемам (Г.Г. Гримм, В.Ф. Белявская, В.В. Антонов, М.С. Коноплева, И.Е. Данилова, С.Ф. Янченко, Lo Gatto).

Существенными в работе стали исследования, посвященные проблемам европейского и русского классицизма (Т.В. Алексеева, СМ. Даниэль, Н.Н. Коваленская, B.C. Турчин).

Диссертация во многом основывалась на материале документов Российского Государственного Архива: сметы по дворцовым ведомствам, личные письма, контракты. Были изучены литературные источники библиотеки Военно-Медицинской Академии и фонды музея Российской Академии художеств. Существенным в работе стало знакомство с историческими справками архива КГИОП, выполненными ведущими специалистами города в области петербургской архитектуры.

Самостоятельное значение имело натурное обследование росписей и их фотофиксация.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- осуществлено комплексное изучение декоративных росписей петербургских интерьеров, выполненных итальянскими художниками-декораторами в конце XVIII - первой трети XIX века, проведенное на основе обобщения, систематизации исторических и современных научных исследований, а также осмысления их художественных особенностей;

- впервые анализ итальянских декоративных росписей интерьеров Петербурга проводился в контексте общей идеи архитектурно-художественного убранства внутренних пространств здании, во взаимодействии композиционных, стилистических, образно-тематических и функциональных приемов;

- впервые предметом специального изучения стала корпоративная деятельность художников-декораторов круга Д.Б. Скотти, проявившаяся в методах и способах их работы;

- впервые в научный оборот отечественного искусствознания введены новые архивные материалы, связанные с отдельными сторонами творческой жизни итальянских художников-декораторов;

- впервые выявлено доселе неизвестное в отечественном искусствоведении имя итальянского декоратора Пьеро де Анжели и определена его роль в декоративном убранстве одного из крупнейших памятников петербургского классицизма - Военно-Медицинской Академии;

15

- впервые выполнен всесторонний анализ комплекса росписей его интерьеров.

Практическая значимость

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

- в педагогической практике средних и высших художественных учебных заведений: для подготовки курсов лекций, методических разработок, семинаров, а также спецкурсов по Истории русского монументально-декоративного искусства;

- в научной практике искусствоведов;

- в области охраны и реставрации памятников культуры и искусства Петербурга;

- в музейной практике, при составлении экскурсий. Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций по теме, а также в докладах, прочитанных на научно-практических конференциях «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, 2000, 2003 гг.) - «История города в архитектурных памятниках Военно-Медицинской Академии», «Художник-декоратор А. Виги в Санкт-Петербурге (1764-1845)».

Диссертация была заслушана и обсуждена на совместном заседании кафедры «История и теория архитектуры и искусств» и «Живопись и реставрация» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии.

Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы его цели и задачи, представлена методика и методология работы, освещена изученность проблемы, изложена научная новизна диссертации.

В главе I «Теоретические основы становления интерьеров эпохи классицизма в России» прослеживаются особенности формирования и развития русского классицизма, которые ложатся в основу декоративного убранства интерьеров Петербурга рассматриваемого периода. Отмечается, что система европейской ориентации русского зодчества на использование в архитектуре античных и ренессансных приемов формообразования включает в себя новые

16

принципы организации внутреннего пространства, новые приемы его образной выразительности; меняется отношение к образу жизни, к среде, окружающей человека, формируется новый эстетический подход к взаимодействию архитектуры и искусства. Анализируются общие принципы декорировки интерьера, складывающиеся в особую художественную традицию, наиболее значительное место во взаимодействующей системе которой принадлежит декоративным росписям. Выделяется в этом процессе роль итальянских художников-декораторов.

В главе II «Характерные особенности творческой деятельности итальянских художников-декораторов в Петербурге; истоки и эволюция» анализируются принципы перспективизма и иллюзорности в росписях Дж. Валериани и П. ди Г. Гонзага, прослеживаются пейзажные и орнаментально-геометрические циклы художников А. делла Джакомо и Дж. Феррари, выявляются общие и индивидуальные черты творчества художников круга Д.Б. Скотти: А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торричелли. Исследуется образный и пластический язык росписей декораторов. Подчеркивается, что особенности творческого почерка этих мастеров складываются из многих, различных по своему происхождению и времени появления в русской и европейской культуре источников. Уточняются некоторые факты биографии итальянских декораторов, выявляется новое, ранее не известное в отечественном искусствознании имя крупного мастера декоративной живописи -Пьеро де Анжели, работающего в Петербурге в первой трети XIX века.

В главе III «Росписи итальянских декораторов в практике архитектурно-художественного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века: традиции и новаторство» исследуются композиционно-пространственные аспекты декоративных росписей, их взаимодействие с архитектурой, выявляется связь сюжетов и мотивов росписей с функциональным назначением помещений, их иерархией. Представлены фигуративная и орнаментальная живопись, исполненная итальянскими декораторами. Исследованы их взаимоотношения. Проводятся типологические и стилистические сравнения и параллели, просматривающиеся в росписях эпохи русского классицизма и декоративной живописи предшествующих эпох. Подчеркнут и изучен феномен итальянских декоративных росписей, который заключается в проявлении разнообразных стилистических приемов, включающих элементы ренессансного, барочного,

17

рокаильного искусства в границах системы классицистической эстетики.

В заключении подводится итог исследования, излагаются основные

выводы, намечаются перспективы дальнейшей научной работы, определяется вклад итальянских художников-декораторов в развитие искусства росписей русских интерьеров.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и приложения.

Объем работы: основной текст - 131 с. Библиография состоит из 184 источников. Диссертация сопровождается приложением, куда вошли используемые в работе архивные документы.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24948.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.