У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX - первой четверти XX вв.
Количество страниц 171
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24963.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...4

Глава 1. Структурообразующие факторы художественной жизни Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX столетия...27

1.1. Формы художественной жизни Тюмени второй половины XIX века: кружок К.Н. Высоцкого...27

1.2. Роль учебных заведений в развитии художественной жизни Тюмени

на рубеже XIX — начала XX вв...43

2.3. Студии изобразительных искусств Тюмени 1920-х годов...58

2.4. Выставочная деятельность Тюмени. 1918-1927 гг...80

2.5. Место традиционного народного искусства в художественной жизни Тюмени

1920-х годов...88

Глава II. Крупнейшие художники и их роль в углубление и совершенствовании содержания художественной жизни Тюмени второй половины XIX— первой четверти XX столетия...97

2.1. У истоков профессионального искусства Тюмени второй половины

X1X века. И.А.Калганов...98

2.2. Неизвестные страницы художественной жизни Тюмени конца XIX века. В.Г. Федоров...108

2.3. Выдающаяся роль художников-педагогов в развитии художественной жизни Тюмени 1920-х годов. И.И. Овешков. К.П. Трофимов. Е.К. Кропивницкий...'...•...1...118

2.4. А.П. Митинский - художник, педагог, общественный

деятель...138

Заключение...144

Список источников и литературы...148

Приложения...171

Введение



Введение

Актуальность исследования. Общая картина развития художественной жизни и изобразительного искусства России второй половины XIX - начала XX вв. не может быть полной и объективной без введения в научный оборот огромного пласта регионального искусства. Поэтому в последнее десятилетие XX столетия особое внимание искусствоведов, а также исследователей смежных профессий (историков, культурологов, эстетиков) привлекают вопросы, связанные с изучением местного художественного наследия, темы провинциальной художественной жизни в локальных масштабах отдельных городов и областей, а также исторически сложившихся регионов.

История становления и развития художественной жизни Сибири в настоящее время недостаточно изучена даже со стороны фактологии. Это обстоятельство чрезвычайно усложняет интерпретацию, которая должна опираться на достоверный фактологический материал, обширную источниковую и изобразительную базу. На первоначальном этапе изучение художественной жизни Сибири развивалось в общесибирских рамках, не дифференцируясь из-за отсутствия достаточного материала по конкретным городам и губерниям. В последующем получила развитие и другая тенденция, выразившаяся в исследовании художественной жизни отдельных сибирских городов (Омск, Иркутск, Томск, Новосибирск, Барнаул).

Художественная жизнь Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX вв., представляя собой довольно цельный социокультурный феномен, до настоящего времени не . становилась предметом специального системного научного изучения. Отсутствие искусствоведческого исследования, обобщающего факты, события, явления художественной жизни Тюмени данного периода, являлось главным стимулом при определении темы нашей работы; В диссертации,

5

построенной на конкретном, вновь выявленном материале (архивно-документальном, газетном и изобразительном), впервые предпринята попытка воссоздания общей картины развития художественной жизни Тюмени, являющейся и частью истории искусства Сибири, и частью отечественной культуры, что еще более актуализирует тему.

Степень изученности проблемы. Духовная культура служила предметом изысканий искусствоведов, историков на протяжении двух столетий. Полученные результаты нашли отражение в научных и научно-популярных работах, требующих определенного анализа, систематизации и объективной оценки. Труды отечественных исследователей по интересующей нас теме в соответствии с хронологическим принципом уместно разделить на литературу дооктябрьского, советского и постсоветского периодов.

В дореволюционной историографии эта тема не являлась предметом специальных исследований.

В конце XIX - начале XX вв. на страницах сибирских и столичных газет и журналов активно обсуждались вопросы, касающиеся современного состояния художественной жизни и изобразительного искусства Сибири: необходимости организации в крупных губернских городах рисовальных школ, художественных выставок, обществ любителей изящных искусств, художественных музеев и художественно-промышленных мастерских с целью всестороннего изучения традиционных кустарных промыслов. Большая часть статей по этой проблематике была написана Н. М. Ядринцевым (1842 - 1894) — крупнейшим общественным деятелем, ученым, писателем, блестящим публицистом и талантливым сатириком - фельетонистом, организатором и вдохновителем областнического движения в Сибири, издателем и редактором лучшей провинциальной газеты XIX века «Восточное обозрение». В многочисленных очерках, эссе, критических статьях, рецензиях автор анализирует современное состояние художественной жизни и изобразительного искусства Сибири, дает

6

яркие и запоминающиеся «портреты» наиболее крупных и талантливых писателей, поэтов, художников, являясь, по сути, создателем летописи художественной культуры Сибири второй половины XIX — нач. XX вв. Как правило, в этих обзорах, содержались фрагментарные, краткие сведения о Тюмени. Поэтому в значительно большей степени эти материалы могут быть отнесены к источникам информации о местной художественной жизни, чем к исследовательской литературе.

В статьях, касающихся истории изобразительного искусства Сибири, Н. Ядринцев неоднократно обращается к творчеству тюменского художника второй половины XIX века, «известного карикатуриста», «художника самородка, обнаруживающего замечательный талант школы Перова» - И.А. Калганова1.

Этому художнику посвящена глава в книге воспоминаний сибирского купца-мецената Н.М. Чукмалдина «Записки о моей жизни»2, опубликованной в 1902 году. Автор дает описание жизненной и творческой биографии художника, сведения по истории создания его произведений. На страницах книги впервые воспроизводятся репродукции с живописных и графических работ И.А. Калганова (в настоящее время - в собрании ТМИИ).

Об особом характере и жанрово-тематическом репертуаре изобразительного искусства Сибири (карикатура, бытовая картина), крупных оригинальных художниках второй половины XIX века (И.А. Калганов, М.С. Знаменский) размышляют в ряде публикаций известный историк, сибиревед П.М. Головачев1, ученые - исследователи Сибири Н. Г. Потанин и Н.М. Ядринцев. Они отмечают «юмористические и сатирические наклонности» в творчесгве первых сибирских

1 См.: Ядринцев Н.. Школа рисования в Сибири//Восточное обозрение. 1883. № 45; Н.Я. Искусство в Сибири//Восточное обозрение. 1889. № 43; Старый сибиряк. Письма из Петербурга//Сибирская газета. 1881. № 8.

Чукмалдин Н.М. Записки о моей жизни. - Москва: Типография А.В. Васильева и К0, 1902. С. 150- 158.

7

писателей и художников. «Сибирская действительность, - пишет Головачев, -представляла и представляет слишком много отрицательных явлений, которые не могут не бросаться в глаза всем и каждому. Поэтому на сибирской почве естественным было вырасти столь оригинальным и свежим талантам, как скончавшийся в марте текущего года М.С. Знаменский в Тобольске и Калганов в Тюмени. Карикатура - единственный вид живописи, который мог бы процветать в Сибири».2

Изучение истории региональной культуры и непосредственно художественной жизни Тюмени приходится на первые послеоктябрьские десятилетия.

В 1924 году в сборнике трудов Тюменского общества научного изучения местного края были опубликованы материалы «К истории иконописи и живописи в Западной Сибири» местного краеведа и историка В.Г. Молодых.3 В данной обстоятельной статье, построенной на вновь выявленных архивных и изобразительных материалах, автор воссоздает общую картину становления и развития иконописи в Сибири (на примере Тобольской губернии), сложение особого сибирского стиля, дает биографические сведения о сибирских иконописцах и живописцах XVII - середины XIX вв., в том числе первых художниках Тюмени и Тобольска. В предисловии автор констатирует: «Обстоятельного исследования о развитии живописи в Сибири до сих пор не имеется. Не обследована ни иконопись, ни живопись, ни прикладное искусство. Цель настоящего труда - собрать все уже более или менее известные данные, могущие служить для детальной разработки о сибирском иконописном и живописном искусстве. Не приходится говорить, что такая разработка

1 Головачев П. Сибирская жизнь как почва для искусства//Сибирь. 1880. №6.

2 Сибирь. 1880. №6.

3 Молодых В.Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири//3аписки Тюменского общества научного изучения местного края. -Тюмень, 1924. Вып. 1. С. 154-165.

преимущественно на местах по местным архивам и художественным материалам крайне желательна и необходима для сохранения редких в Сибири памятников искусств: и только этот путь откроет много и интересного и неожиданного»1.

О необходимости изучения истории искусства в Сибири в эти же годы писал художник и искусствовед А.Н. Тихомиров, выразивший беспокойство относительно того, что в Сибири «стираются памятники и вехи культурной работы, и подрывается этим преемственность работы» .

Серьезные попытки осмыслить феномен сибирского изобразительного искусства связаны с несколькими общесибирскими акциями по консолидации научных и творческих сил (первый научно-исследовательский съезд в декабре 1926 г., выставка работ и съезд художников Сибири в январе 1927 г. в Новосибирске) вокруг очередного общерегионального проекта — создания Сибирской советской энциклопедии (ССЭ), три тома которой вышли в 1929 - 1932 годах . Авторами входящих в энциклопедию статей была представлена последовательная картина развития сибирского изобразительного искусства, приведены персональные биографические справки о некоторых крупных художниках. В общей статье по истории изобразительного искусства сведения и материалы о художниках Тюмени практически отсутствуют. Исключение составляет упоминание имени педагога Н.В. Кузьмина.

Особенно много в разработке вопросов истории искусства в Сибири было сделано в 1940-е-1950-е годы, когда происходило накопление сил, подготовка почвы для будущих исследований. В этот период публикуются работы известных сибирских исследователей о художниках и коллекционерах: Н. Бестужеве (М. Барановская и И. Зильберштейн), Г. Гуркине (Г.Образцов, Э. Стрельцов), П.

1 Молодых В.Г. Указ. соч. С. 154.

2 Тихомиров А.Н. Искусств© в Сибири//Северная Азия. 1925. Кн. 5 - 6. С. 168.

3 См.: Сибирская советская энциклопедия: В 3 т. М., 1929 - 1932.

9

Кошарове (Л. Боженко), И. Каротанове (Т.Ряннель и Н. Лисовский), В. Сукачеве (А. Фатьянов).

Особое внимание заслуживает книга тюменского историка П. И. Рощевского, посвященная творчеству известного тобольского художника второй половины XIX века М.С. Знаменского. '

Первым исследователем, посвятившим себя планомерному изучению изобразительного искусства Тюмени, стал главный хранитель Тюменской областной картинной галереи Е.К. Кроллау. В 1960 году он подготовил и опубликовал в «Ежегоднике областного краеведческого музея» статью о творчестве тюменского художника-карикатуриста второй половины XIX века И.А. Калганова. Впервые были проанализированы основные художественные произведения мастера, определены роль и место художника в истории сибирского и общерусского демократического искусства второй половины XIX века.

Е.К. Кроллау обратился к изучению творчества старейших художников города. Личное общение с мастерами, активно участвовавшими в становлении профессионального искусства в 1920-е годы, а также организация и проведение серии персональных выставок (В.П. Барашева (1958), А.П. Митинского (1962), способствовали каталогизации коллекций произведений художников Тюмени, значительному пополнению музейных фондов. В конце 1950 — начале 1960 — х гг. систематически публикуются его статьи в газетах и журналах, обзоры к каталогам музейных выставок.

1 Рощевский П. И. Воспитанник декабристов художник М.С. Знаменский. — Тюмень, 1954. 146 с.

2 Кроллау Е.К. Талантливый тюменский художник//Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Вып. 2. - Тюменское книжное изд-во,1960. С.85 -97.

3 См.: Выставка произведений старейшего художника г. Тюмени В.П. Барашева, посвященная 45-летию творческой деятельности. Каталог. Сост. Е. Кроллау. -Тюмень, 1957. 12с; Выставка произведений художника Александра Павловича Митинского. К 40-летию творческой деятельности. Каталог. —Тюмень, 1962. 41 с.

10

После организации в 1960-е годы сектора по изучению культуры Сибири при Сибирском отделении Академии наук СССР ведущее положение в разработке исследований по историко-культурной проблематике в регионе заняли новосибирские ученые. Результатом их работы стала пятитомная «История Сибири», вышедшая в 1968-1969 гг.,1 отдельные главы которой посвящены культуре края. В них небольшими разделами вошли материалы по изобразительному искусству Сибири.

В третьем томе исследования в разделе истории изобразительного искусства периода XIX - начала XX вв. дается краткая характеристика творчества тюменского художника И.А. Калганова — «мастера сатиры и последователя П.А. Федотова».

Достаточно разрозненные факты, изложенные в пяти томах этого исследования, плохо укладывались в целостную картину развития изобразительного искусства в Сибири.

В целом выход в свет коллективного и обобщающего труда «История Сибири» высветил многие проблемы: неравномерность в изучении изобразительного искусства Сибири, отдельных ее городов, а главное — определил необходимость более глубоких разработок и осмысления культурно-исторического и художественного развития края.

В 1974 году вышла в свет книга новосибирского искусствоведа П.Д. Муратова «Художественная жизнь Сибири 1920-х годов»2. В исследовании отражена деятельность секций ИЗО в городах Сибири^ вопросы художественного образования, история художественных группировок в таких крупных сибирских

1 История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. - Л.: Наука, 1968. Т. 4. С. 417-418.

2 Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. - Л.: Художник РСФСР, 1974. 143 с.

11

городах как Красноярск, Новониколаевск (Новосибирск), Омск, Томск, Барнаул, Иркутск.

Однако в панораме художественной жизни Сибири указанного периода Тюмень осталась вне научных интересов исследователя.

Следует подчеркнуть, что написанная главным образом на материалах периодики книга стала и остается пока единственным обобщающим исследованием в изучении художественной культуры региона в XX веке. Она дала импульс новым направлениям, сыграла большую роль в пробуждении интереса сибирских искусствоведов к забытому, слабо изученному периоду первой четверти XX века, изучению и комплектованию художественных коллекций местных художников. В один год с этой монографией вышла другая книга П.Д. Муратова «Изобразительное искусство Томска» . В ней автор прослеживает путь формирования местной художественной школы.

Значительный вклад в изучение истории культуры и изобразительного искусства Сибири внесла алтайский искусствовед Л.И. Снитко. В составленном ею в 1977 году коллективном сборнике очерков «Изобразительное искусство Алтая»2, а также в монографии «Первые художники Алтая»3 автор дает общую картину развития изобразительного искусства на Алтае XIX — первого тридцатилетия XX века. Большое внимание уделяет творчеству первых художников-профессионалов Г.И. Гуркина, А.О. Никулина, Н.И. Чевалкова.

Последние десятилетия XX века- были особенно- плодотворным в плане изучения художественной жизни Сибири. Многие исследования принимают новые формы, переходят в стадию новых поисковых моделей.

Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. - Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1974. 80 с.

2 Изобразительное искусство Алтая //Сост. Л.И. Снитко. - Барнаул, 1977.

3 Снитко Л.П. Первые художники Алтая. - Л.: Художник РСФСР. 1983. 155 с.

12

В этот период центрами по изучению художественной жизни Сибири становятся крупные региональные музеи изобразительных искусств. Об этом свидетельствует большая исследовательская работа, проводимая ведущими искусствоведами Омска, Иркутска, Томска, Барнаула, Красноярска, Тюмени.

Характерными особенностями этапа становятся организация межмузейных выставок, каталогизация музейных коллекций, проведение региональных научно-практических конференций.1 Первой конференцией, объединившей музеи Сибири вокруг проблемы состояния косторезного искусства на Алтае, явилась конференция в Барнауле (1978). Ее организатором выступила искусствовед Т.М. Степанская, привлекшая к участию в сибирском форуме сотрудников Государственного Эрмитажа.

Из публикаций 1990-х годов по тематике «Художественная жизнь Омска XIX — нач. XX вв.» обращают на себя внимание работы искусствоведов ООМИИ им. М.А. Врубеля Т.В. Еременко, Н.П. Мороченко, Г.Ю. Мысливцевой, И.В. Спириной, И.Г. Девятьяровой2.

См. напр.: Суриковские чтения. Сб. мат. научно-практической конференции. -Красноярск, 1988-1991. 126 с; Из истории формирования коллекций. Атрибуция. Сб. научных трудов. - Омск, 1995. 99 с; Декабрьские диалоги. Мат. II научной конференции памяти Ф.В. Мелехина. Омск, 2000. 175 с; Декабрьские диалоги. Мат. Всерос. научной конференции памяти Ф.В. Мелехина. - Омск, 2002. Вып. 3. 91 с; Художественная жизнь Сибири. XX век. Сб. материалов Региональной научно-практической конференции. - Омск, 2002. 91с.

2 Еременко Т.В. Ранняя живопись В. Уфимцева и Н. Мамонтова в собрании ОГИК музее//Известие ОГИК музее. 1997. № 5; Мороченко Н.П. История одного архива/УИртыш. 1995. № 1. С. 206-221; она же: «Новая встреча с художником»//Сб. науч. тр. ООМИИ им. М.А. Врубеля. - Омск, 1997. С. 122-130; Мысливцева Г.Ю. Принцип одного искусства в Сибирском художественно-промышленном техникуме им. М.А. Врубеля//Сб. науч. тр. ООМИИ им. М.А. Врубеля. - Омск, 1997. С. 131-138; Спирина И.В. Изобразительное искусство и художественное ремесло на первой Западно-Сибирской выставке в Омске в 1911 году//280 лет Омску: история и современность: Тез. докл. и сообщ. науч. конф. 1996 г. - Омск, 1996. С. 142-143.

13

Ценным вкладом в изучение культуры Сибири можно считать издания, подготовленные томскими историками искусства. Они освещают различные аспекты истории деятельности первого художественного объединения в Сибири — Томского общества любителей художеств (1909-1919) .

Исполненный иркутским исследователем Ю.П. Лыховым совместно с сибирским знатоком иконописи, искусствоведом Т.А. Крючковой биографический и библиографический материал позволил издать справочник «Иконописцы, мастера, художники Иркутска (XVII-1917)» - капитальный труд, включающий 442 персоны2.

Продолжающийся процесс накопления материалов привел к появлению первых диссертационных исследований по художественной жизни отдельных сибирских городов, в том числе в интересующих нас рамках: иркутского историка искусства Ю.П. Лыхова3 и омского искусствоведа И.Г. Девятьяровой1.

Активизация в изучении художественной жизни Тюмени приходится на конец 1980-х годов.

Важной вехой можно считать организацию в 1992 году в Тюменском музее изобразительных искусств (ТМИИ) научной конференции «Художественный

1 Хроника художественной жизни Томска. 1909-1919 гг.: К 90-летию Томского общества любителей художеств (по материалам газеты «Сибирская жизнь»)/Сост. И.П. Тюрина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 169 с; Художественная жизнь Томска 1917-1918. Хроника. Архивные документы и материалы. Каталоги/Отв. ред. Л.И. Овчинникова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 148 с; Художественная жизнь Сибири начала XX в. К 90-летию Томского общества любителей художеств. Материалы регион, науч.-практ. конф./Под ред. И.П. Тюриной. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 214 с.

Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII - 1917 год). Биобиблиографический словарь Иркутска: изд. АЭМ Тальцы, 2000. 407 с.

3 Лыхин Ю.П. Художественная жизнь Иркутска первой четверти XX века: автореф. дис. канд. ист. наук. - Иркутск, 2000. 22 с.

14

музей: коллекции, культура края», приуроченной к 35-летнему юбилею музея.2 В опубликованных тезисах и статьях сборника материалов конференции нашли отражение многие исследования искусствоведов и музейщиков Тобольска, Омска, Барнаула, Новосибирска, а также ведущих сотрудников ТМИИ Н.Х. Шайхтдиновой, В.А. Субботиной, Е.М. Козловой, Н.Н. Федоровой, И.А. Мануйловой, Н.И. Сезёвой.3

В рамках конференции автором диссертации была организована музейная выставка «Первые художники Тюмени. А.П. Митинский. В.П. Барашев. И.И. Кротов. П.А. Россомахин. И.П. Котовщиков». На ней впервые в полном объеме экспонировались живописные, графические произведения из музейного фонда и частных собраний Тюмени, Москвы, С-Петербурга, а также богатый архивный материал 1920-х годов (документы, фотографии, афиши, письма и т.д.) Это дало толчок к значительному пополнению художественных коллекций музея, а также их каталогизации.

Общая картина становления и развития профессионального изобразительного искусства Тюмени первого послеоктябрьского десятилетия была представлена в альбоме «Художники Тюмени», посвященном 50-летию Тюменской организации СХ РСФСР.4 В научный оборот впервые введены материалы о старейших художниках Тюмени, проанализирована работа

1 Девятьярова И.Г. Художественная жизнь Омска конца XIX-первой четверти XX века: автореф. дис. канд. ист. наук. - Омск, 2001. 41 с.

2 Художественный музей: коллекции, культура края. Сб. статей и тезисов научной конференции. - Тюмень, 1993, 126 с.

3 См. напр.: Шайхтдинова Н.Х. Ткацкий стан. Отражение представлений о мироздании. С. 66-70; Субботина В.А. Тобольский художник М.С. Знаменский и место его творчества в русском искусстве середины XIX века. С. 35-43; Сезёва Н.И. Художественные студии Тюмени в 1920-е годы. С. 90-104.

4 Сезёва Н.И. Художники Тюмени 1920-1940-х годов/УХудожники Тюмени. К 50-летию Тюменской организации СХ РСФСР. - Москва, 1994. С. 26-51.

15

художественных студий (1918-1925), составлены биографические справки-персоналии.

Большого внимания заслуживает художественный альбом «На память. Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника. XVIII-XX вв.»1, в обзорных статьях которого предпринята попытка исследовать истоки зарождения жанра городского пейзажа, проанализировать особый характер «портретирования» Тюмени, высветить имена художников — «летописцев» старого города.

На этом этапе усиливается внимание к творчеству отдельных художников. Результатом многолетних изысканий автора диссертации явилась монография о В.Г. Федорове . На основе новых, впервые вводимых в научный оборот архивных и изобразительных материалов воссоздан жизненный и творческий путь художника, составлен каталог коллекции (155 ед. хр. живописи и графики).

С начала 1990-х годов возрождается, после длительного перерыва, проведение ежегодных региональных научно-практических конференций «Словцовские чтения», организуемых по инициативе Тюменского областного краеведческого музея (ТОКМ). Они способствовали выходу из рамок узкоотраслевой модели и объединению искусствоведов, историков, краеведов вокруг общего объекта — местной культуры. По итогам конференции в ежегодниках ТОКМ издаются лучшие, наиболее значимые материалы. В разделе, посвященном культурологическим и искусствоведческим исследованиям, публикуются статьи о художественной жизни и изобразительному искусству

1 Сезёва Н.И. На память. Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника. XVIII-XX вв. - М.: Галарт, 1998. 204 с.

2 Сезёва Н.И. Василий Герасимович Федоров. Судьба и творчество. -Екатеринбург: Средне-Уральское изд-во, 1998. 144 с.

16

Тюмени \

Таким образом, на всех историографических этапах исследователями был внесен определенный вклад в изучение художественной жизни Сибирского региона, в том числе некоторых городов, накоплен материал, освещающий отдельные эпизоды биографий и творчества художников.

Однако в целом по данной теме специальные исследования не проводились, и общая картина становления и развития художественной жизни Тюмени пока не представлена.

Цель исследования - выявление специфических региональных особенностей в развитии художественной жизни Тюмени второй половины XIX — первой четверти XX вв.

Для достижения цели решались следующие задачи:

? проанализировать формы и методы художественного образования в городе (кружки, учебные заведения, студии изобразительных искусств, мастерские); ...••--...-...

D исследовать выставочную деятельность в Тюмени;

? раскрыть роль творческой личности в развитии и углублении художественной жизни Тюмени, становлении профессионального изобразительного искусства;

? выявить круг тюменских художников, рассмотреть и реконструировать их творческую биографию;

1 См. напр.: Сезева Н.И. Юмор и сатира в творчестве сибиряков — художника И.А. Калганова и писателя Н.М. Ядринцева//Ежегодник ТОКМ: Материалы XI региональной научно-практической конференции «Словцовские чтения-1999». —Тюмень, 2000. С. 178-193; она же. «Бесценный, драгоценный дар...»: история поступления картины СВ. Иванова в Тобольский губернский музей//Ежегодник ТОКМ: Материалы региональной научной конференции «Словцовские чтения-1997». - Тюмень, 1999. С. 140-145; она же. И.И. Овешков -художник, педагог, общественный деятель/УЕжегодник ТОКМ: Материалы XII Всероссийской научной конференции «Словцовские чтения».

17

? выявить региональные (локальные) жанрово-тематические, образно-пластические особенности творчества художников города;

D составить хронику художественной жизни Тюмени и биографический словарь участников художественной жизни города.

Объект исследования - художественная жизнь Сибири второй половины XIX — первой четверти XX вв.

Предмет исследования - процесс формирования и специфические особенности развития художественной жизни Тюмени второй половины XIX -первой четверти XX вв.

Территориальные рамки исследования - город Тюмень.

Хронологические рамки - вторая половина XIX — первая четверть XX вв.

Методологическая база и методы исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами диссертации.

Методологической основой в исследовании явились концепции, положения, взгляды ведущих отечественных историков искусства, специалистов в области изучения художественной жизни и проблем изобразительного искусства России второй половины XIX - начала XX вв. В первую очередь ориентирами служили труды Г.Ю. Стернина, В.П. Лапшина, Д.В.Сарабьянова, А.А. Федорова-Давыдова и др.

Крупный отечественный историк искусства Г.В. Стернин в серии книг, посвященных русской художественной жизни XIX — начала XX веков,1 очерчивает круг явлений, составляющих художественную жизнь, а именно: «Это, в первую очередь, - само искусство и его взаимоотношения со зрителем, разные виды и формы выставочной деятельности, общественные притязания различных художественных организаций и группировок и их действительная роль в
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24963.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.