У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Японский театр Но ритуал как первооснова сценического языка
Количество страниц 171
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24964.doc 
Содержание Содержание
Оглавление:

1.Введение... 3

2.Глава 1. Ритуальные истоки... 29

З.Глава 2. Ритуальный спектакль театра Но... 56

1. Пространство... 59

2. Маска... 94

З.Костюм... 122

4. Хор и музыканты как участники спектакля...151

4. Заключение...168

5. Библиография...171

Введение



Введение

Проблема ритуала как формы существования различных культур начала исследоваться более века назад. На протяжении всего этого времени ученые в первую очередь пытались определить природу ритуала. Разрабатывался круг вопросов, связанных главным образом с сакральным характером ритуала, а также соотношение ритуала и мифа и приоритет его над мифом(1). Во второй половине 20 века предметом постоянного изучения стала роль ритуала во всей мировой культуре и его влияние на современное искусство(2).

Достаточно запоздалое обращение науки к ритуалу обьясняется, по мнению известного ученого В.Н.Топорова, тем, что имело место недооценка роли ритуала и, наблюдалось стремление трактовать ритуал как нечто вторичное, «не подлинное», внешнее, как чистую условность. Такой подход характерен для многих отечественных исследований советского периода, посвященных проблеме ритуала. За исключением блистательных трудов крупнейших ученых А.А.Потебни, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа и О.М. Фрейденберг(З), монографических работ, посвященных ритуалу, мало. За последние десятилетия в России было опубликовано несколько значительных трудов на эту тему (В.Н.Топоров, Л.М. Ермакова), однако, до настоящего времени именно учеными Западной Европы и Америки ритуал как культурно-философская проблема изучен наиболее глубоко и многосторонне.

Так, одной из интереснейших и достаточно малоисследованных тем в этой области является, по мнению автора, соотношение ритуальных моделей (понятие, введенное Е.М. Мелетинским) и природы театрального представления.

Первыми, кто обратил внимание на проблему «ритуал-театр», явились исследователи так называемой «кембриджской группы»(4), работавшие над изучением ритуальных истоков античного театра. В 1914 году была

4

опубликована работа «Гамлет и Орест», ^авторСГилберта Мэррея, который сопоставил шекспировскую и греческую драмы в плане единства их ритуальных прообразов. Эта же группа ученых - единомышленников (в неё входили Х.Вейзингер, Н.Фрай, Х.Уоттс, Ф.Фергюссон) после второй мировой войны в основном занималась анализом драмы эпохи Возрождения в ритуально-мифологическом аспекте (5).

На протяжении всего 20 века мировой театр с неослабеваемым вниманием относился к искусству фольклорно-этнического, предтеатрального характера, к трансформированию и даже частичному воссозданию этого культурного пласта в современной театральной эстетике. Использование ритуала в качестве игровой формы переросло из экспериментального увлечения в одно из главных режиссерских направлений 20 века. Принципиально важные мысли, касающиеся влияния ритуала не на литературную основу театрального представления, а именно на действенную, игровую часть были изложены в манифестах и воплощены в постановках театральными практиками двадцатого века. Этим вопросом занимались как русские театральные реформаторы сцены (Вс.Э.Мейерхольд, А..Я. Таиров), так и западные (Г.Крэг, Б.Брехт, А.Арто, П.Клодель, Е.Гротовский, П.Брук). Большинство из них использовали ритуальные игровые модели разных культур, при создании собственных театральных образных систем.

Исходя из вышесказанного, автор, выдвигает понятие «ритуальные игровые модели» и предполагает обратиться к его пристальному изучению на материале японского театра Но(6). Предлагаемое понятие используется автором не как антропологическое или этнографическое, а как театроведческий термин. Ритуальная игровая модель - это не ритуал как таковой, а ритуал или его элементы, перешедшие из реального мира в игровое театральное пространство. Наиболее целостное представление о ритуальных игровых моделях, по мнению автора, проявилось в восточном театре, в том числе и в японском театре Но. «В отношении ритуала и музыки наши предки были неискушенными людьми,

5

потомки же являются благородными мужами. Если я буду применять их, я последую за предками»(7), «ритуал и долг - суть великие человеческие начала»(8) - это изречения двух великих китайских мыслителей в принципе во многом определяют мировоззрение и мышление японцев.

В глазах деятелей европейского театра ХХв. главным источником, примером ритуального искусства, как правило, выступала культура (а как часть культуры и театр), сформированная на территории Азии и Океании. Общество этих регионов до сих пор ориентировано на ритуальное поведение и, в отличие от Запада, ритуал является неотъемлемой частью бытия азиатского человека. Восточная культура «пропитана ароматами» многовековых обрядов, ритуалов и культов, и именно в них сконцентрировалась глубина народного сознания. В культурах этих стран природному и предметному миру с незапамятных времен придавался символический характер. Ритуал, безусловно, состоял из элементов игры, и «игра и ритуал ...являлись двумя основными разновидностями условного поведения»(9).

В отличие от западного театра, который на протяжении своей истории формировался на базе драматургического материала (древнегреческий театр, театр эпохи Шекспира, Мольера), или опирался на режиссерское искусство, традиционный театр Азии формировался веками преимущественно вокруг актера. Главная цель заключалась в игре, в обретении умения быть актером. К Восточному театру не был нужен режиссер (в европейском понимании), чтобы поставить спектакль по традиционным канонам. Актер, танцор или музыкант представляют собой целый кладезь накопленных знаний и традиций о том, как нужно ставить спектакли. Многовековая система обучения - передача мастерства от учителя к ученику - помогла сохранить на Востоке практически все формы театрального искусства, существовавшие с древних времен. Система «учитель - ученик», особенно развита в театрах Индии, Таиланда, Китая и Японии. И если западный театр «продлевает» свою жизнь в истории благодаря изданным драматургическим текстам, то искусство традиционных театров Азии

6

зависит от качества преемственности мастерства в поколениях актерских /-¦ династий.

В свете предлагаемой темы среди всего богатейшего наследия восточного сценического искусства значение японского театра Но огромно. В настоящем исследовании автор попытается проанализировать театральную природу этого явления в новом, пока не изученном ракурсе. Одной из1 актуальных и принципиальных тем данной работы, является проблема ритуального влияния на игровую форму театра Но, выявление истоков того или иного сценического элемента в рисунке спектакля.

На сегодняшний день театр Но естественно наиболее изучен в самой Японии. За последние полвека японскими издательствами было опубликовано богатейшее собрание трудов самого разного характера: от красочных фотоальбомов до монографий на узкоспециальные темы. Практически невозможно проанализировать все труды, посвященные театру Но, однако, как в японском, так и в западном японоведческом театроведении, можно выделить несколько основовных направлений, по которым постоянно ведутся исследования. Среди них: 1)история театра Но; 2) влияние театра Но на японскую культуру (литературу, изобразительное искусство, театр, кино); 3)религия и театр Но; 4)сравнительный анализ эстетики европейского театра и театра Но; 5)изучение отдельных элементов искусства театра Но (танец, маска, музыка, сценография). Эти направления исследований в Японии были обозначены еще в 1904 году на заседании первого Научного филологического общества по изучению театра Но.

Фундаментальные теоретические труды по театру Но появились в Японии достаточно поздно, лишь в конце 19 века. Период «новейшего времени», начинающийся с эпохи Мэйдзи (1868-1912), ознаменован изменением политических и экономических взглядов общества. Под влиянием Запада менялись пристрастия в культуре. Постепенно стал набирать силу

7

интерес к изучению «сокровищ национального искусства», среди которых был и традиционный театра Но.

В отечественном японоведении библиография научных трудов по театру Но наиболее полно представлена лишь в книге Н.Г. Анариной «Японский театр Но», изданной в 1984 году. В монографии упомянуто большинство известных трудов по изучаемому вопросу, изданных в 1904-1980 гг. в Японии, на Западе и в России, что позволяет автору данной работы сконцентрировать внимание на трудах преимущественно последних двух десятилетий.

Изучение театра Но в Японии

Журнал «Ногаку» («Театр Но»), изданный Икэноути Нобуёси в 1902 году, стал, видимо, первым серьезным собранием статей разных авторов, посвященных драме Ёкёку и фарсу Кёгэн. В 1904 он же организовал филологическое общество по изучению театра Но. В довоенный период появляется ряд ярких научных трудов, во многом определивших последующее развитие изучения театра Но в Японии. Среди авторов того времени, ставших классиками японского театроведения, стоит отметить работы Ёкои Хару, Носэ Асадзи и, конечно, Ногами Тоёитиро, который первым в Японии провел сравнительный анализ театра Но и древнегреческого театра.

По мнению Н.Г.Анариной, главным достижением довоенного времени «явилась публикация трактатов Дзэами, создателя теории театра Но, под названием «Собрание 16 трактатов Дзэами» {«Дзэами дзюрокубусю», 1909)». Эту работу по расшифровке, комментированию и переводу средневековых текстов 15 в. на современный японский язык проделал известный ученый Ёсида Того(1864-1918)»(10).

Послевоенный период для японского театроведения характеризуется двумя особенностями. Во-первых, в несколько раз вырастает объем издаваемой литературы, посвященной театру Но, и во-вторых, наиболее разрабатываемыми темами стали драматургия и эстетика театра Но. В 60-70 годы пьесы издаются

с развёрнутыми комментариями, с переводами на современный японский язык, а также большое внимание уделяют установлению авторства многих известных пьес.

Трактаты Дзэами, содержащие учение о ремесле актера, сделались самой заманчивой темой в 60-70-е годы. Многие специалисты брались за перевод и трактовку этих бесценных источников, но лишь нескольким исследователя удалось действительно постичь глубину трудов Дзэами. Среди них, безусловно, выделяются труды Нисио Минору и вышеупомянутых ученых

- Ногами Тоёитиро, и Носэ Асадзи. Также именно в послевоенное время, впервые появляются большие серьезные исследования о Кёгэн.

К периоду конца 70-80-х, в японском театроведении, накопилось достаточно много исторических и общетеоретических трудов о театре Но для того, чтобы сложилось достоверное и глубокое представление об этом культурном явлении. Говоря о сегодняшнем дне, диапазон тем в издаваемой литературе неимоверно велик, однако разработки последних двадцати лет отчетливо демонстрируют совершенно иной интерес, чем прежде, в этой области. В театроведческой науке Японии явно прослеживается тенденция к узкоспециализированным темам. В своей книге Н.Г.Анарина выделяет несколько характерных методов исследования театра Но в Японии, один из них

- компаративистика. В те годы, отмечает автор, этот метод был «сравнительно новым для японской науки, поэтому написанные на его основе исследования пока не находятся на должном теоретическом уровне»(11). В современном японском театроведении: книгах, статьях, в выступлениях на конференциях, в театральных экспериментах практиков наблюдается уже весьма активное и умелое использование метода компаративистики - как при сравнении театра Но с западным искусством, так и при сравнении с собственной культурной.

В 80-90-е годы наиболее популярной областью изучения остается драматургия для театра Но. Немалые усилия в этой области принадлежит Ито Масаёоси, издавшему несколько серьезных трудов. В 1986 году он опубликовал

9

первые два тома трехтомного «Собрания пьес для театра Но» («Ёкёку сю»). Параллельно вместе с другими учеными - сподвижниками (Такэмото Митио, Омотэ Акира, Ода Сатико) он проводил круглые столы, посвященные ёкёку. В 1987 Татиро Кэитиро публикует сборник эссе о ёкёку - «Читая тексты пьес Но» («Ёкёку о ему»), где анализирует пьесы как литературные, а не как драматургические произведения. В этот период ёкёку исследуется так многогранно, как никогда ранее. Появляются статьи Такэмото Микио о влиянии китайской поэзии на драматургию Но (1987), труд Тадао Симацу «Но и рэнга» («Но то рэнга», 1990). Автор анализирует старинные комментарии к стихам для пения из китайской и японской коллекции («Вакан ройсю») и собрание китайских сказаний («Могуa» —Meng-ch'iu) и приходит к выводу о том, что при изучении каждой пьесы необходимо учитывать, новые научные данные о них, которые порою могут даже изменить смысловую трактовку произведений. Несмотря на обилие работ по ёкёку, наверное, самым знаменательным событием в эти годы стало переиздание 8-томного собрания лучших трудов по театру Но(\2).

Как уже отмечалось ранее, наибольшее число интересных работ последних двадцати лет посвящены новым направлениям. На протяжение всего этого времени среди японских ученых, занимающихся историей театра Но, интенсивно исследуется вопрос о его истоках. В связи с этим появился целый ряд исследований, посвященных древним и ранним средневековым театральным искусствам - дэнгаку^ гигаку, гагаку, саругаку -предшественникам театра Но. В 1984 году был опубликован труд Осида Ёсихиса «Приглашение в театр Гагаку» («Гагаку — эно сэтай»), с 1989-1990 года издаются сразу две книги о гагаку — «Словарь гагаку» («Гагаку дзитэн») и фотоальбом - «Дезайн Гагаку». В 1999 году вышла книга «Дэнгаку» Иида Митио.

Особый интерес ученые проявляют к роли образа старца Окина в истории становления искусства Но. Как в свое время скрупулёзно

10

анализировали трактаты Дзэами, так внимательно в последние годы изучают тему синтоистких истоков театра Но. Наиболее интересно эта тема представлена японскими учеными Амано Фумио и Ямадзи Кодзо, написавшими ряд трудов о ранних представлениях Окина - саругаку(13).

Все чаще и чаще театр Но рассматривается сквозь призму игрового действа и его отдельных компонентов: пластика актера, костюм, маска, музыкальные инструменты и реквизит. На общем фоне литературы о театре Но, поражающей своим разнообразием, выделяются также исследования Ода Сатико, о роли канонических движений ката и костюма в спектакле. В 90-ые годы появляется труд Яманака Рэйко об истории старинных музыкальных инструментов - ообэси и хаяфуэ. Переиздается книга со статьями Накамура Ясуо об эстетики старинных масок - «Красота маски: исследования по истории эстетики средневековых масок». («Камэн но би: тюсэ камен но бидзюцуси — кэнкю»). Такая тенденция в современном японском театроведении -углубляться в отдельные специальные темы - безусловно плодотворна и имеет можно сказать, восточный колорит: это попытка в одном увидеть и оценить целый мир.

Новые тенденции в современном японском театроведении

Прежде, чем пойдет речь непосредственно о направлениях изучения театра Но западными исследователями, хотелось бы обратить внимание на один феномен, возникший за последние двадцать с лишним лет. Интерес японцев к европейской культуре с середины семидесятых годов начал стремительно расти, и во многом благодаря экономическому взлету страны получил возможность реализации. Специалисты во многих областях, в том числе и в области театра, стремясь интегрироваться в мировую культуру, стали писать свои труды на иностранных языках (преимущественно на английском). Благодаря этому у специалистов всего мира появляется новая возможность

и

ознакомления с культурными процессами, происходящими в Японии, так сказать, «из первых рук», без посредников.

Один из журналов, часто публикующий работы японских авторов на английском языке - Asian Theater Journal(ATJ) (University of Hawaii Press, Honolulu,USA) издавается почти уже двадцать лет на Гаваях.

Среди материалов этого журнала, посвященных театру Но, стоит отметить статью Сато Мэгуми (1989г.), исследующую эстетику греческой трагедии и театра Но. Автор как бы продолжает тему, начатую Ногами Тоёитиро, в попытке сопоставления двух великих театральных эстетик. Идея подражания, как у Аристотеля(14), так и у создателя театра Но - Дзэами(15) безусловно, повлияла на формирование всей последующей истории как одного так и другого театра, и автора статьи волнует исторический «успех» обеих концепций в современном театре. Стоит также отметить любопытные работы Дзюнко Сакаба Берберих (1984,1989г.), написавшую о пластике актера Но и о фарсе - Кёгэн; и Юкихиро Гото (1989г.), анализирующий проблемы канона и традиций на материале творчества современного режиссера-экспериментатора Тадаси Судзуки. Среди последних публикаций журнала выделяется статья «No performance in Gaichi» Кагаяа Синко (2001г.).

Другим специализированным журналом по изучению мирового театра является «Theatre Research International» (Oxford University Press). Работа Мори Myir/fl:"Noh, Kabuki, and Western theatre: an attempt of schematizing acting style", опубликованная в 1997 году, предлагает исследовать восточный и западный театры через морфологическое сходство и различие театральной терминологии. При изучении современных японских исследований были использованы и книги на английском языке японских авторов. Среди них - Inoura Yoshinobu & Toshio Kawatake "The traditional theater of Japan"(1981r.), Keiko I. Me Donald "Japanese Classical Theatre in films"(1994r.), Eearl Miner, Hiroko Odagiri and Robert E. Morell "Classical Japanese Literature"(1985r.), Naoko Sakazaki "Yugen in Zeami's Theories and it's Application in Costume Colors and Patterns"(1995r.)

12

Одним из самых значительных трудов этого ряда является книга Kunio Komparu "The Noh theater: Prifdniples and Perspectives"(1983r.). Автор книги, представитель известной старинной актерской школы Компару, в прошлом сам непосредственный участник спектаклей Но (исполнитель на барабане тайно) погружает читателя в многосторонний мир театра Но. Основная идея книги состоит в том, что театр Но нельзя анализировать, опираясь только на драматургию, как это делают некоторые специалисты. Театр Но, по глубокому убеждению Компару, это сущность японской души. Тот кто проникнет в смысл театра Но, разгадает и японскую душу: «Театр Но - это театр сердца, основанный прежде всего на собственном опыте и чувствах»(16). В книге достаточно подробно описывается не только история, эстетика и практика театра Но, а также раскрывается суть символики, знаковости многих элементов спектакля. До Кунио Компару на английском языке, столь подробного анализа сущности театра Но никто из японских авторов не осуществлял.

Изучая научную литературу по театру Но, автор обратил внимание на то, что до последнего времени в России не уделялось внимание проблематике конференций по данной теме. Поэтому автор посчитал целесообразным проанализировать материалы самых масштабных международных конференций, проводившихся в Японии в последние десятилетия и внесших заметный вклад в исследуемую тему.

В 1987 году в Токио была устроена конференция, посвященная проблемам ритуальности маски в театральных представлениях Азии (Masked Performances in Asia). Так, несколько докладов: «Masked performance studies. Their Present State and Future Issues»/Honda Yasuji/, «A study of ONI in masked performances at Japanese Buddhist ceremonial occasion»/Sato Michiko/, «Use of the Mask in No and Kyogen»/Hata Hisashi/ и «Various aspects of demon masks and their development as No masks» /Tanabe Saburosuke/ разносторонне исследуют истоки появления и функциональную значимость древних японских масок, повлиявших на формирование масок в театре Но.

13

Конференция 1991 года была полностью посвящена театру Но - "No. Its Transmission and Regeneration". Представленные доклады, в основе своей имевшие форму сравнительного анализа, рассматривали проблему единства и различия между формами западной культуры и искусством театра Но. Обе конференции проводились в рамках International Symposium on the Conservation and Restoration of Cultural Property при поддержке Tokyo National Research Institute of Cultural Properties.

В 1998 году в Японии проходил Пятый международный симпозиум «The Fifth International Symposium of The International Shinto Foundation» («Shinto and Noh»), рассматривающий круг вопросов, посвященных влиянию Синто на эстетику театра Но.

В 1997-1998 гг. имели место ежегодные (№42, №43) международные конференции востоковедов (International Conference of Eastern Studies), при поддержке ТОНО GAKKAI (The Institute of Eastern Culture) (17).

В 1998, в Токио, проходила международная конференция Asian Studies Conference, Japan(18).

В работе двух последних конференций автору довелось участвовать, что дало редкую возможность ознакомиться с новейшими научными разработками в области театра Но. Непосредственно по диссертационной теме выступлений на конференциях практически не было, за исключением короткого доклада, посвященного понятию «ритуал», как оно приложимо к театру Но («Deritualizing ritual studies - a view from the Noh stage» Eric Rath 1998г.). Автор заявляет, что в последнее время понятие «ритуал» рассматривается только как вневременный, религиозный объект изучения. Необходимо обратить внимание, отмечает в своей работе Эрик Рэс, как и в какие моменты, ритуал выступает связующим энергетическим звеном между актером и зрителем, а не является простым выражением религиозных чувств. В известном смысле автор доклада прав, говоря о том, что некоторые ученые, обсуждая тему «Ритуал и театр»,

14

рассматривают лишь сакральность ритуала, совершенно забывая о роли воздействия на современного зрителя.

Анализ материалов вышеупомянутых конференций и японских источников на иностранных языках, убеждает в том, что основное направление новейших исследований - театр Но в контексте мировой культуры. Театр Но, за последние двадцать лет, стал восприниматься как неотъемлемая часть мирового театрального процесса. Он перестал быть только примером древнего, архаичного, не поддающегося преобразованиям искусства. За последние двадцать лет в театроведение появились темы, которые обнаруживают новый уровень интереса к театру Но. В 90-е годы возникла возможность серьезно обсуждать постановки пьес ёкёку на английском языке, сравнивать театр Но и норвежскую поэзию, появились спектакли, исполняемые женщинами-актрисами и т.д. Возможно, не все сегодняшние тенденции получат развитие в будущем, но стремление к новаторству, к восприятию театра Но с неожиданной стороны - характерная черта научных исследований о нём в современном мире.

Театр Но и ритуал в трудах западных японоведов

В Европе и Америке в последней четверти XX века издано немалое число работ, посвященных различным аспектам театра Но. Наиболее привлекающие сегодня темы - театр Но в контексте всего восточного сценического искусства, а также - влияние японского театра на развитие современной режиссуры. В рамках данного Введения объять все труды практически невозможно, поэтому автор постарается выделить, на его взгляд, наиболее заметные.

В 1995 году на английском языке выходит книга « The Japanese Theatre, from shamanistic ritual to contemporary pluralism» Бенито Ортолани. Впервые история японского театра представлена так полно в западном театроведении: в книге рассматривается зарождение игровых форм в Японии в древние периоды Дземон, Яёй и Кофун. Проанализированы и детально описаны в новом освещение самые ранние театральные формы, такие как синтоисткие

15

священные танцы кагура, земледельческие обряды дэнгаку или ритуальные дворцовые действа бугаку и гигаку. Книга оказалась весьма полезной при работе над диссертацией, так как ранние театральные формы во многом определили эстетику театра Но, повлияли не только на философское содержание, но и на сценическую форму спектакля. В театральной науке эта область практически не изучена, и книгу Бенито Ортолани можно считать крупным шагом в изучении театрального искусства Японии.

Одним из любопытных изданий, посвященных проблемам ритуала и театра, представляется работа английской исследовательницы антропологии Суэ Дженнингс «Theatre, ritual and transformation» 1995г. Автор не является востоковедом по образованию. Суэ Дженнингс провела три года в этнографической экспедиции в селениях Малазии, и ее научный труд основывается на собственных «полевых исследованиях». Практически, большая его часть посвящена анализу ритуальных обрядов малазийских племен. Её размышления об игровой природе ритуала и его трансформации в театр автор диссертационной работы посчитал интересными и оригинальными. Любопытен также анализ отдельных элементов ритуально-игровых представлений: сцена, цветовая символика, музыка и танец. Несмотря на то, что в работе рассматривается совершенно иная по своей природе восточная культура, можно найти интересные параллели с театром Но.

«The Way Of Acting. The theatre of writings of Tadashi Suzuki»/tr. by J. Thomas Rimer/(1986) - еще один труд, посвященный взаимоотношениям канона, ритуала и современного театра. Книга написана одним из самых известных на сегодняшний день театральным экспериментатором — Тадаси Судзуки. Режиссер начинал свою деятельность в 1958 году в университете Васэда, где и впервые внедрил свой уникальных метод актерского тренинга. « Я хочу иметь свои [театральные] формы и слова» - произнес 27-летний Судзуки в 1966 году(18). Сегодня он общепризнанный театральный авангардист, известный своими постановками во всем театральном мире. Он организовал театр в Того,

16

куда мечтают попасть актеры любой страны мира, автор нескольких трудов, посвященных проблемам развития театра, а также преподаватель своей методики в нескольких университетах Америки.

Объясняя свою теорию, свое видение современного театра, Судзуки во многом опирается на технику и эстетику театра Но. Автор считает, что Но во многом интересней и современней, чем сегодняшний (классический) драматический театр. Все рассуждения в книге, касающиеся движения, актерской энергетики, сценического пространства, рассматриваются режиссером только в соотношении с театром Но. Методология актерского тренинга Тадаси Судзуки, по мнению автора диссертации, во многом спорная. Последние постановки (гастроли в Москве 2001г.)(20) реально продемонстрировали расхождения тезисов, сформулированных режиссером в его книгах и статьях, и их сценического воплощения. Однако и сегодняшнее творчество Судзуки наглядно показывает актуальность и новизну традиционного искусства, притворённого в оригинальную современную сценическую форму. Безусловно, творчество Судзуки заставило всех теоретиков и практиков театра по-новому взглянуть на традиционный театр Но. Одно из периодических научных изданий, печатающее статьи о театре Но - вышеупомянутый журнал «ATJ». Вот уже почти двадцать лет на страницах этого издания можно встретить работы как известных, серьезных ученых, так и дебютные статьи. В ATJ можно ознакомиться как с общей проблематикой восточного театра (например: George, David E.R.«Ritual Drama: Between Mysticism and Magic»), так и специальными темами (Jonson Irmgard. «Priestly No at Chusonji», Thornbury Barbara E. «Behind the Mask:Community and performance in Japan's Folk Performing Arts»)(21). Детально проанализировать в данном Введении каждую статью нет возможности, но даже из перечисления названий трудов видно насколько разнообразней стал исследоваться театр Но. Безусловно, помимо ATJ о театре Но на Западе публикуется статьи и в других

17

периодических изданиях, но к сожалению автор диссертации не располагает этими материалами.

Стоит отметить, что в 1995 году в издательстве «Routledge» вышел сборник статей «Twentieth century theatre», под редакцией Ричарда Дрэйна. Труд представляет собой статьи многих ведущих деятелей искусства 20 века, будь это театральный режиссер, драматург, художник или кинорежиссер. В контексте данной работы это издание интересно тем, что мы имеем возможность проследить тенденцию отношения современного западного театра к восточному традиционному искусству. Начиная с работ Гордона Крэга, Всеволода Мейерхольда и заканчивая выступлениями Ежи Гротовского, Евгенио Барба и Питера Брука можно увидеть, как на протяжении всего 20 века воспринимались художественные идеи театра Но и как синтезировали они с европейской культурой.

Интересным и заметным среди литературы о восточном театре, и в том числе о японском, стало еще одно издание - «The Cambridge guide to Asian theatre», вышедшее в 1993 году. По своему характеру труд, возможно, и не правомерно приравнивать к научным работам. Однако, издание создано группой авторитетных ученых в области культуры Азии и Океании, а вступительная статья, общая редакция сборника и раздел о японском театре были подготовлены известным японоведом Джеймсом Р.Брандоном. Стоит отметить, что в книге собран поистине редкий материал, благодаря которому можно получить представление о любой разновидности театрального искусства Азии и Океании. В статьях прослеживается традиция преемственности театральных жанров, различие и сходство ритуальных игровых форм, общие представления о символике цвета, предметов, животных. В данном случае несмотря на то, что статья, посвященная театру Но, в большей степени информационная, автор диссертации, благодаря этой книге имеет возможность рассмотреть театр Но в контексте восточной игровой культуры.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24964.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.