У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов
Количество страниц 173
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24967.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Советское искусство 1930-х годов. Обзор литературы 12

1.1. Отечественная культура в контексте политической ситуации

193 0-х годов XX столетия 12

1.2. Государственный социальный заказ в СССР как система организации социокультурной деятельности в 1930-е годы 31

Глава П. Теоретические основы исследования отечественной музыкальной культуры 1930-х годов с применением методов социологии и математики 52

2.1. Предпосылки теоретической концепции социологии искусства 53

2.2. О возможности использования социологических и математических методов в исследовании музыкальной культуры. Контент-анализ. 78

2.3. О возможности использования алгебры множеств. 84 Глава III. Методы теоретического исследования музыкальной культуры 1930-х годов 93

3.1.Музыкальная культура в контексте 4-х полей социомузы-кального цикла 93 3.2. Исследование компонентов музыкальной культуры в контексте предлагаемой методики. Практическое использование ме- 102 тодики

3.2.1. Данные по России 102

3.2.2. Данные по Свердловску 141 Заключение 163 Список литературы 173 Приложение 2 кн.

Введение



Введение

1930-е годы - один из наиболее сложных и противоречивых периодов в жизни советского государства. Стабилизация нового строя сопровождалась продолжением революционных преобразований, но уже переведенных в область внутриполитической жизни: в сферу борьбы с инакомыслием. Стремление переделать человека - обобществить все формы его деятельности и подчинить их главной цели создания непротиворечивого массового сознания, послушного воле государства, - такова была идеология государственного аппарата в 1930-е годы в СССР.

Советская музыкальная культура 1930-х годов — яркое, самобытное и в то же время неоднозначное явление - сфокусировала в себе проблемы, типичные для того времени. Однако по ряду причин, прежде всего, политического характера, в течение полувека было невозможно объективно подойти к рассмотрению особенностей культуры этого периода и дать оценку его роли в развитии отечественной культуры. И лишь по прошествии определенного временного периода (более 70 лет) появилась возможность достаточно отстраненно и беспристрастно проанализировать одно из наиболее драматичных десятилетий в истории государства. Ряд современных исследований Н. Шахназаровой, И. Барсовой, И. Ромащук, Л. Толмацкой, Г. Орлова выводят осмысление истории отечественного музыкального искусства на новый этап и открывают новые перспективы в изучении культуры данного периода.

В настоящей работе музыкальная культура 1930-х годов рассматривается сквозь призму государственного социального заказа, то есть в ее непосредственной связи с определенным общественным строем и структурными механизмами управления. Под государственным социальным заказом в настоящей работе подразумевается особая форма социального заказа, связанная с требованиями государства как органа управления к социуму. Рассматривая государственный социальный заказ как совокуп-

ность требований, методов и способов управления государственным ап- паратом социокультурной ситуацией в обществе, автор анализирует более подробно влияние государственного заказа на музыкальную жизнь социума. Применительно к музыкальному искусству сама постановка вопроса о влиянии государственного заказа, на художественное творчество предполагает сложность и неоднозначность ответов. Понятие «государственный заказ» в обыденном понимании связано с базисной стороной общественного устройства: например, государственный заказ на создание промышленной продукции, на техническое оснащение производства и т. д. По отношению к 1930-м годам, как показали исследования, это понятие применимо и к миру художественного творчества, в том числе к му-зыкальному искусству. Поэтому в центре данного исследования находится рассмотрение сути явления «государственный социальный заказ» (ГСЗ), его значения и влияния на судьбы советской музыки. Актуаль-ность работы заключается в исследовании государственного социального заказа в 1930-е годы как механизма, регулирующего функционирование культуры и направляющего ее в единое русло обобществленности массового сознания.

Государственный социальный заказ во многом определил особенности художественной среды того времени и функционирование музыкального искусства в обществе, специфику музыкального творчества. Отраженная в зеркале сложных общественных процессов проблема «власть и художник» в отечественном искусстве того времени оказалась особенно спорной. Несмотря на то, что творчество композиторов зависело от государственного диктата, от внешних факторов, воздействующих на социомузыкальную деятельность, музыкальная культура 1930-х годов, ограниченная жесткими рамками, установленными государством, была тем не менее представлена разнообразными жанрами и направлениями. В связи с этим рассмотрение проблем композиторского творчества нуждается и в исследовании отдель- ных сторон музыкального искусства, и в изучении социокультурного кон-

текста, влияющего на художественные процессы, которые в советской культуре 1930-х годов в их социальном контексте исследованы недостаточно. Музыковедческие изыскания советского времени, касающиеся данного периода отечественной культуры, в большинстве своем идеологизированы и далеки от исторической объективности. Что касается научных исследований нашего времени (рубежа XX-XXI вв.), то они, затрагивая лишь отдельные части целого, не претендуют на оценку музыкальной культуры 1930-х годов как социохудожественной целостности. Сведения о ее сущностных - философских, эстетических и этических - сторонах рассредоточены в многочисленных работах, посвященных вопросам истории и теории музыки, эстетики, педагогики и т. д. Более того, системно не исследован стержень этой целостности, каковым, по мнению автора, и является государственный социальный заказ.

Объектом исследования является музыкальная культура 1930-х годов в СССР. Предметом - особенности композиторского творчества и функционирования музыкального искусства в социокультурном контексте в 1930-е годы.

Цель исследования - выявление и обоснование специфики функционирования советской музыкальной культуры 1930-х годов в ее обусловленности государственным социальным заказом. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

1. Рассмотрение социокультурной ситуации 1930-х годов с ретроспективным анализом исторической литературы. При решении данной задачи внимание сконцентрировано:

- на осознании основных тенденций времени, формировавших новое искусство,

— на понимании сущности явления «советская музыкальная культура» и категорий, характеризующих это понятие.

2. Изучение явления «государственного социального заказа» как важнейшего фактора, определяющего картину музыкальной культуры десяти-

летия. Рассмотрение социального контекста - сферы функционирования музыкальной культуры - ведется в двух аспектах: социальный заказ общества и государственный социальный заказ.

3. Анализ основополагающих музыкально-социологических идей и теорий XX века, уточнение используемого категориального аппарата, классификации теорий и соответствующей терминологии.

4. Привлечение и раскрытие механизмов действия точных наук в музыкальной практике. Основное внимание сконцентрировано на использовании методов точных наук в анализе социомузыкальных процессов. В качестве этих методов были отобраны некоторые методы математической статистики, контент-анализа и алгебры логики, позволяющие проводить смысловой анализ на основе большого объема информационно-статистических данных.

5. Разработка комплексной методики, позволяющей охарактеризовать социомузыкальную ситуацию в СССР 1930-х годов, которая содержит как теоретические положения, так и подтверждающие их эмпирические данные, полученные в процессе работы.

Хронологические рамки исследования определяются 1929-1940 годами, что обусловлено следующим:

- с исторической точки зрения, нижняя хронологическая граница -1929 год - считается «годом великого перелома», началом периода мирного «культурного и промышленного строительства»; верхней границей является 1940 и первая половина 1941 года, поскольку далее в истории СССР наступает совершенно иной период;

- с методологической точки зрения, автором сделана попытка применения методики с целью рассмотрения музыкальной культуры в определенный промежуток времени.

При работе со статистическими данными учитываются также года 1928 и 1941, поскольку исполнительские и театральные сезоны располагаются по полугодиям. Но при анализе композиторского творчества в ра-

боте учтены только те сочинения, которые были созданы с 1929-го по начало 1941 года, поскольку большинство сочинений, написанных в первые шесть месяцев 1941 года, так и не были исполнены, не обрели социального звучания.

Теоретическая и методологическая основы исследования. В настоящее время музыкальную культуру принято рассматривать как комплексное явление, связанное с целым кругом проблем, из которых наиболее существенной является положение музыкальной культуры в контексте определенного исторического времени и соответствующих ему особенностей социального устройства. В связи с этим методологической основой работы явились: музыкально-социологические теории, а также работы по социологии искусства (Б. Асафьев, П. Бурдье, М. Вебер, А. Луначарский, А. Моль, Г. Плеханов, Л. Сабанеев, А. Сохор, В. Фриче), социологические методы исследования (В. Ядов), исследования в областях исторического и теоретического музыкознания (И. Барсова, М. Бонфельд, В. Валькова, Г. Орлов, И. Ромащук, Э. Роузберри, М. Тараканов, В. Холопова, В. Цуккерман, Н. Шахназарова), литературоведения (В. Баевский, Л. Воронин, Н. Лейдерман, С. Поварцов), исторической науки (А. Ахиезер, А. Вишневский, И. Голомшток, Ю. Давыдов, И. Павлова, Ю. Пивоваров, А. Степун), философии (Н. Бердяев, И. Ильин, X. Ортега-и-Гассет, Ф. Степун), методы математической статистики и алгебры логики (Г. Крамер, В. Червенчук), краеведения (С. Беляев, Л. Серебрякова).

Стремление к комплексному исследованию музыкальной культуры 1930-х годов потребовало выделения теоретической и эмпирической линий в анализе материала, которые представлены в центральных главах, с последующим обобщением полученных результатов в заключении.

Теоретическая линия исследования основана на рассмотрении социому-зыкального цикла с выделением, по А. Молю, четырех основных элементов

процесса функционирования музыкальной деятельности в социуме. В традиционном музыковедении оно зафиксировано в плоскостной схеме:

Композитор — Произведение — Исполнитель — Слушатель.

Эмпирическая линия исследования, позволяющая объективно охарактеризовать социокультурную ситуацию и подтвердить теоретические положения, включает в себя три этапа:

— накопление информации и создание информационной базы, позволяющей объективно подойти к проблеме (создание Базовой таблицы, таблицы исполнений и других таблиц);

— выделение из общего объема собранной информации основных смысловых единиц методом контент-анализа, в цифрах дающего представление о степени влияния госзаказа на музыкальное искусство;

— единовременная зрительная фиксация полученной информации путем графического отображения в виде диаграмм Венна-Эйлера (алгебра множеств).

Теоретическая и эмпирическая линии исследования были соединены вместе для максимально объективной характеристики культурной и музыкальной ситуаций, сложившихся в исследуемый период. Заявленная методика, объединяющая в исследовании теоретический и эмпирический подходы, в полной мере использована при общем обзоре музыкального наследия и частично при конкретном анализе советской массовой песни 1930-х годов.

Материалом исследования явились научные труды, произведения художественной литературы, мемуары, отдельные статьи, учебные пособия, архивные материалы, автобиографические этюды, критические статьи. Автор намеренно пользовался документами и материалами 1930-х годов, являющимися продуктом своего времени, и аналогичными источниками последнего десятилетия, которые позволяют сделать определенные выводы

на временном расстоянии от исторических событий/ Таким образом, имеющиеся исследования по данной теме следует рассмотреть и привести в единую систему для того, чтобы осмыслить особенности культуры этого периода.

Документы и материалы, использованные в работе, касаются развития музыкальной культуры в России, композиторского творчества в Москве и Ленинграде. Кроме этого, в работе использованы архивные документы, позволяющие рассмотреть особенности социомузыкальной ситуации в городе Свердловске, стремительно развивающемся советском промышленном и культурном центре. Автор целенаправленно рассматривал разные региональные уровни в сложившейся в 1930-е годы социокультурной ситуации с целью определения возможностей выработанной методики. В работе были использованы материалы из фондов Государственного Архива Свердловской области, Свердловской областной универсальной библиотеки им. В. Г. Белинского, а также музея Свердловского Государственного академического театра оперы и балета.

В работе рассматриваются музыкальные произведения этого времени: сочинения 76 авторов, работавших в самых разнообразных жанрах и формах, характеризующих музыкальную палитру 1930-х годов (написанные, исполненные или напечатанные в России с 1929 по 1940-1941 гг.). Фамилии этих авторов включены в Базовую таблицу, находящуюся в Приложении. Отдельно в работе проанализированы произведения свердловских композиторов. Критерием выбора авторов стала частотность появления фамилий композиторов в газетах и журналах того времени. Среди композиторов есть те, чьи произведения вошли в классический репертуар отечественного искусства, например, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Б. Асафьев, Т. Хренников, Д. Кабалевский, А. Мосолов. В то же время сочинения многих композиторов, указанных в таблице, на сегодняшний день забыты, по-

В работе не анализируются состояние музыковедческой науки того времени и музыкально-педагогические разработки, поскольку этот материал требует отдельного научного исследования.

10

рою незаслуженно, а порою в связи с тем, что для истории музыкальной культуры они оказались художественно незначимыми.

Научная новизна работы. Впервые музыковедческое исследование ведется с применением социологического метода контент-анализа, позволяющего проанализировать большие объемы информации; метода математической статистики, позволяющего в динамике раскрыть социокультурные процессы; диаграмм Венна-Эйлера, позволяющих зрительно зафиксировать полученную информацию. Соединение этих методов позволило выработать новую оригинальную методику, которая позволяет:

- оценить, достаточно объективно, положение музыкальной культуры в определенных социальных условиях с учетом влияния государственного социального заказа;

- рассмотреть и проанализировать процессы, протекающие в социому-зыкальной деятельности;

- исследовать различные периоды развития музыкального искусства, независимо от исторического, социального и территориального контекстов;

- единовременно проанализировать материал методом контент-анализа и зафиксировать большой объем информации в диаграммах и таблицах.

Новизна работы заключается также во введении в научный обиход ар- хивных материалов и статистических данных, ранее не использовавшихся в исследовательской практике.

Композиторское творчество в СССР отображено в сводной Базовой таблице, основанной на статистических данных, которые позволяют получить целостное представление о различных сторонах музыкального искус-ства исследуемого периода. Таблица включает имена композиторов, определявших музыкальную культуру и направления музыкального творчества, жанровую палитру, тематику сочинений. В таблице указаны исполнен- ные и неисполненные сочинения. Таким образом, Базовая таблица как

11

схема, состоящая из согласованных элементов, отражает в сжатом виде целостность картины советской музыкальной жизни 1930-х годов, определяющей ключевые показатели художественного процесса, что помогает единовременному осознанию ситуации. Такого рода таблица в музыкознании применяется впервые.

Материалы данного исследования, проведенного по России в целом, российским центрам Москве и Ленинграду, а также Свердловску как региональному центру, могут быть использованы в курсах отечественной истории музыки советского периода, а также в курсах музыкального регио-новедения при изучении музыкальной культуры г. Екатеринбурга (Свердловска). Кроме того, предложенная методика достаточно универсальна и • может быть использована для характеристики некоторых исторических

периодов не только в музыкознании, но и в ряде смежных гуманитарных наук, изучающих художественное наследие. Применима методика для ^ изучения социальных процессов в искусстве на протяжении небольших

отрезков времени или в отдельных регионах.

12

Глава I. Советское искусство 30-х годов XX века. Обзор литературы

1.1. Отечественная культура в контексте политической ситуации 1930-х годов

Советская художественная культура 1930-х годов до сих пор является предметом многочисленных исследований, которые касаются как отдельных видов искусства, так и общесистемного анализа культурной ситуации в стране. В области литературы это работы С. Поварцова [154], В. Баевского [13], Н. Лейдермана [119]. В области истории — работы И.Павловой [147], И. Ильина [83, 84, 85], Ф. Степуна [190, 191], А. Вишневского [32], Ю. Давыдова [70] и многих других. Проблематика работ самая разнообразная как, например, работа И. Павловой «Власть и общество в СССР» [147], находящаяся в русле социально-гуманитарной темы, изучающей особенности общественного развития. Но большинство исследований посвящено анализу взаимовлияния общественного бытия и явлений культуры (например, работы И. Кондакова «Адова пасть» [103] или С. Семеновой «Философско-метафизические грани «Тихого Дона» [171]).

Исследователи ставят цель систематизировать и классифицировать общехудожественные и культурные явления, которые происходили в обществе в 1930-е годы. Например, работа Л. Ионина [86] касающаяся идей моностилистического типа культуры, работы А. Ахиезера [12, 21], предлагающего искать основы культурного уклада в традициях манихейства; работа И. Голомштока [61], вслед за X. Арендт предлагающего выделить и типизировать признаки тоталитарной культуры. Все они интересны различными и оригинальными подходами к проблеме.

В данной работе, в связи с особенностью аспекта исследования — музыкальная культура в контексте общественных явлений — будут исполь-

13

зованы материалы различных литературных источников. К ним относятся книги и периодические издания по вопросам истории, литературы, отдельные работы по теории культуры, специальные научные разработки в этих направлениях.

Рассматриваемый период отечественной культуры 1930-х годов, достаточно полно описан в источниковедении [33, 57, 64, 91, 92, 126, 100, 106], поэтому последовательность основных событий представлена в работе концентрированно, в виде хронологической таблицы, в которой сведены воедино наиболее известные события в области политики, культуры и промышленного строительства, позволяющие нарисовать наиболее объективную картину жизненных реалий того времени, воссоздать социально-экономический контекст, формирующий - наряду с идеологией и политикой - особые условия, в которых существовала советская музыкальная культура в 1930-е годы. См. Приложение 1, с. 2.

В работе была сделана попытка, избежать личных оценок при изложении информации, в особенности в первой главе, поскольку при работе с литературой и документальными источниками всегда возникает необходимость выразить отношение к проблеме, принять ту или иную точку зрения. Избранные методы математической статистики, таблиц и схем несут меньшую эмоциональную окраску, позволяют представить материал и проанализировать факты наиболее объективно.

Возможность неоднозначной трактовки материала обусловлена и выбранным для исследования историческим периодом, который до сих пор вызывает весьма противоречивые мнения и позиции ученых. Приверженность автора какой-либо из точек зрения в определенной степени снизила бы объективность работы.

«Мы не можем заклеймить это период однозначной оценкой. Во имя исторической справедливости следует отдать должное тем несовершенным людям, которые все Dice поддерживали пламень истинного творческого горения, невзирая на неизбеэ/сные компромиссы, на непосле-

14

дователъностъ, даже провалы, продиктованные вынужденными, а ино-гда и добровольными уступками конъюнктуре. Искусство того времени останется памятником эпохи, ее борений, ее истины и ее заблуждений» [193, с. 28].

Большинство исследователей, при всей разности взглядов на общеисторические процессы, связывают 1930-е годы с явлением тоталитаризма, власти государства над человеком. «Величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательство его во все области, поглощение всей общественной спонтанной инициативы государственной властью, а значит уничтожение исторической самодеятельности общества, которая, в конечном счете, поддерживает, питает и движет судьбы человечества...» [142, с. 112].

Следует отметить, что обезличивание индивидуальности и малая цен-ность человеческой жизни стали приметой не только советской действительности, но и всей европейской культуры 1930-х годов. Ведущая роль масс, подчинивших себе «новую жизнь» в XX веке, становиться очевидной. Хосе Ортега-и-Гассет в своей книге «Восстание масс» [142] указывает, что именно под напором нового времени, под напором масс в XX веке постепенно гибнет либерализм - наиболее приемлемая и исторически оправданная система, достижением которой являются политически-правовые прин- ципы, сформированные в XIX веке.

В настоящее время первая треть XX века оценивается как драматический период в истории не только России, но и таких европейских стран как, Германия и Италия, существующих в условиях централизованной системы, когда контроль государственного аппарата распространялся на все сферы человеческой деятельности.

В СССР смена экономической формации и социальное переустройство общества (результаты революционных завоеваний), выдвигали на первое

15

место промышленное развитие страны, чему государственный аппарат и уделял основное внимание.

Экономическое положение России в 1930-е годы было весьма неодно- значно: закончив войну с крестьянством, СССР принимает курс на развитие промышленности [24, 32, 33, 91, 126], переживая небывалый индустриальный скачок. См. Приложение 1, с. 2.

Отношение к вопросу реальной результативности промышленного строительства в 1930-е годы весьма разное. Ю. Давыдов в своей книге «Тоталитаризм и техника» пишет, что тоталитарному режиму, потерпевшему позорное поражение во всех иных областях общественной жизни, удалось достичь «прорыва» только в области техники [70].

Другие ученые полагают, что форсированное промышленное развитие не привело ни к каким положительным результатам. А. Г. Вишневский утверждал, что 1930-е годы — время промышленного рывка, но эта индустриализация была «искусственной», шел процесс заимствования технологий и форм, а, следовательно, и подавление рыночных механизмов, порождающих стимулы к развитию {Отмена НЭПА). В логике функционирования воспроизводились в измененном виде средневековые принципы вертикальной иерархии, натурального хозяйства, личной зависимости и т. п. Поэтому, индустриализация, довольно быстро, исчерпала свои возможности. Экономика России развивалась не по интенсивному, а по экстенсивному пути, вовлекая все большие массы людей, расширяя области производства, но качество продукции и производительность труда при этом не повышались [32]. Обе указанных позиции свидетельствуют, что в тот период времени, промышленное строительство (со всеми его плюсами и минусами) способствовало выходу советского государства на первые позиции в общемировом индустриальном производстве [126].

Действительно, достижения в области промышленного строительства в этот период были огромны, но?полученные за счет разорения сельского хозяйства и крестьян, они не оправдывали голода, разразившегося в на-

16

чале 1930-х, - результата форсирования индустриального развития [91]. Быстрому росту производства способствовали жесткие методы по отношению к рабочим, использование труда нескольких миллионов заключенных [78]. Надо отметить, что все, к чему была приложена «рука государственной власти», и то, что находилось под ее контролем, развивалось достаточно быстро и в нужном направлении. Подобные преобразования коснулись и новой советской культуры.

Драматические события в политике и истории незамедлительно сказываются на общекультурной ситуации. Вопросы взаимодействия политики и культуры нельзя воспринимать однонаправлено — «политика влияет на культуру» или «культура определяет политическую ситуацию». Первичность или вторичность отмеченных выше сфер общественной деятельности зависит от приверженности той или иной системе взглядов. Например, российский ученый Питирим Сорокин считал, что «именно смены типов культуры являются наиболее радикальными, тектоническими сдвигами в истории и выступают самыми главными факторами социальной динамики: смены экономических формаций или политических систем — это лишь побочные продукты главного вопроса, а крупные политические деятели являются его инструментами марионетками [182, с. 67].

С другой стороны, приверженцы марксисткой идеологии считают, что политическая и экономическая ситуации, являются определяющими для искусства и культуры. «В предельно упрощенном виде так называемая «марксистская социология искусства» базируется на силлогизме: искусство есть одна из форм общественного сознания — сознание определяется экономическими условиями общества. Следовательно, искусство, его направления, его содержание, его формы также связаны с экономикой, с развитием производительных сил и производственных отношений» [128]. Советский музыковед Г. Орлов придерживается тех же воззрений: «Периоды внутренней истории искусства с поразительным постоянством синхронизируются с периодами общественного развития,

17

стоянством синхронизируются с периодами общественного развития, а власть реального над идеальным непоборима. Внутренняя свобода под-

чинена объективной необходимости, имманентные процессы художест-ф венной эволюции обусловлены историей общества. Такова диалектика

искусства и э/сизни, коренящаяся в единстве их существования. Прямое общественное давление, нормативная регламентация творчества в разные эпохи — это лишь частные, наиболее грубые проявления... общей закономерности» [141, с. 98].

В данной работе не ставится задача исследовать верность того или иного утверждения, но автор считает, что события 1917 годе все-таки явились инициирующим толчком к трансформации культурной традиции, по-этому анализ социокультурной ситуации будет проводиться с учетом философских предпосылок, традиционных для марксистской теории.

Социально-политический «взрыв» прозвучавший в России в 1917 го-ду определил ход культурного развития страны на многие десятилетия. Тридцатые годы стали одним из основных этапов формирования культуры государственной, социалистической, которая стала символом СССР вплоть до конца 1980-х годов.

Советская культура и искусство стали второй после промышленности областью, где государственная власть планомерно и масштабно проводила свою политику. И. Голомшток, в книге «Тоталитарное искусство»

• [61] проводит параллели между положением в 1930-е годы в СССР и эпохой строительства египетских пирамид. «Это невидимая структура, скомпонованная из живых частей, каждой из которых отводится определенное место, роль и задачи. Источником энергии для подобных мега-машин служат мифы, религии и идеологии. Художественная культура в тоталитарной системе выполняет функцию своего рода перерабатывающего механизма, превращающего сырье сухих идеологических догм в горючее образов и мифов, предназначенных для дальнейшего потребле-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24967.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.