У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII -первой половине XIX вв.
Количество страниц 176
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24970.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Глава 1. Петербургская архитектурная школа как феномен

отечественной культуры...12

1.1. Архитектурная школа: понятие, сущность...12

1.2. Периоды становления, динамика развития и признаки петербургской архитектурной школы...19

Глава 2. Традиции петербургской архитектурной школы

в градостроительной практике Алтая XVIII - первой половине

XIX вв...35

2.1. Строительство на Алтае в XVIII - первой трети XIX вв. по

типовым проектам петербургских зодчих...35

2.2. Строительство на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв.

по индивидуальным проектам петербургских зодчих...57

Глава 3. Вклад петербургской архитектурной школы в подготовку зодчих и степень ее влияния на характер и этапы стилистической эволюции архитектуры горнозаводских комплексов Алтая

в XVIII - первой половине XIX вв...66

3.1. Роль петербургской архитектурной школы в подготовке строительных и архитекторских кадров для горно-заводских

комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв...66

3.2 Черты петербургской архитектурной школы, проявившиеся

в строительной деятельности зодчих горно-заводских комплексах

Алтая XVIII - первой половины XIX вв...80

3.3. Уникальное и особенное в архитектуре горно-заводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв...104

Заключение...115

Принятые сокращения...122

Список литературы и источников...123

Приложения...137

Иллюстрации...176

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Историко-архитектурное наследие Сибири многообразно и значительно, поэтому оно всегда привлекало внимание многих исследователей. И все-таки можно утверждать, что до сих пор не воссоздана общая картина истории развития сибирского градостроительства и архитектуры, уникальные страницы которого составляют горнозаводские комплексы Алтая; их культурно-историческая ценность обусловлена в большей мере влиянием петербургской архитектурной школы. Процесс постепенного сближения различных культур в условиях глобализации приводит к нивелированию традиций вообще и художественных в частности. Идеи глобализации развивают тенденцию формирования универсальной человеческой культуры. В то же время наблюдается пристальное внимание современной науки, научно-исторического знания к историко-культурному наследию регионов, к проблемам развития региональной художественной культуры, к выявлению столичных и провинциальных взаимовлияний и связей, что подтверждает актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI столетий в градостроительстве четко обозначилась проблема архитектурного стиля. В этом контексте обращение к классическому архитектурному наследию актуально. Обратиться к сибирскому архитектурному наследию побуждает также необходимость научно обосновать деятельность, имеющую целью его охрану, регенерацию и использование. Дело охраны памятников как определенная система осознанных и целенаправленных мер требует сугубо профессионального к ним отношения, что невозможно осуществить без научного обоснования. Из всех аспектов наименее изученным и менее всего представленным в специальной научной литературе остается проблема

влияния петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Степень научной разработанности проблемы. Специальные труды о петербургской архитектурной школе отсутствуют. Ее признаки и характерные черты анализируются в монографиях, посвященных творчеству выдающихся мастеров Петербурга, из которых для нашей темы особое значение имеет К.И. Росси. Его творчество рассматривается в трудах В.В. Панова (1937), В.И. Пилявского (1951), М.З. Тарановской (1978) [55, 85].

Работ, непосредственно направленных на раскрытие сущности понятия «архитектурная школа» нам не удалось выявить. Но в отечественной науке сформулировано понятие «художественная школа» (М.С. Каган, М.З. Тарановская, Э.Л. Белютин, А.И. Тищенко), а также генетически-близкие понятия - «научная школа», «инженерно-техническая школа» (Д.Ю. Гузевич).

Региональные художественные школы изучали В.Ф. Морозов, В.И. Пилявский, Г.Г. Гримм, в Сибири - В.И. Кочедамов, Е.А. Ащепков, А.Н. Гуменюк [18, 23, 34]. Отдельную группу составляют труды, раскрывающие деятельность петербургской Академии художеств как важнейшего методического и образовательного центра петербургской архитектурной школы (И.А. Бартенев, А.Л. Пунин, В.Г. Лисовский, Г.П. Степанов и др.). Педагогическая система Академии художеств XVIII века рассмотрена в исследованиях Н.М. Молевой (1956) и Э.Л. Белютина (1956), А.В. Максимовой (1979) и др.

Деятельность субъектов петербургской архитектурной школы в Алтайском горном округе фрагментарно освещена в трудах С.Н. Баландина, А.П. Уманского, A.M. Прибытковой, М.Ю. Юдина, А.П. Долнакова, А.Д. Сергеева [3, 4, 24, 88, 95]. Алтайские горнозаводские комплексы были предметом внимания нескольких поколений исследователей: от академиков

XYIII в. (В.И. Генин, И.Ф. Герман, И.Ф. Фишер, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас)

1%) до исследователей XX века. В XIX в., как и в XVIII вв. о сибирских заводах

и рудниках продолжают писать главным образом представители технической интеллигенции, обращая внимание на технологию производственных процессов и лишь изредка останавливаясь на

т строительных конструкциях и материалах. К подобным публикациям

принадлежат статьи Г.Спасского, А. Кулибина, А Татаринова в различных изданиях. Попытку проследить эволюцию горного дела в России предпринял И. Кованько. К.Ф. Ледебур в 1829 году в Берлине издал труд «Путешествие по Горному Алтаю и предгорьям Алтая».

Во второй половине XIX столетия о сибирских заводах много писали историки-демократы Н.М. Зобнин, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, а также

t историки, инженеры В.И. Семевский, А.А. Кауфман, Н.С. Гуляев и другие

исследователи, в работах которых содержится большой фактический материал, характеризующий условия труда и жизни в горных городах и поселках мастеровых и крестьян, но практически отсутствуют данные о строителях, архитекторах и о собственно архитектуре заводов. В 1902 г. вышла книга «Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае», написанная архивариусом Главного управления Алтайского округа Н.С. Гуляевым и

щ управляющим фабрикой П.А Ивачевым. В этом труде содержатся ценные

для нашего исследования сведения.

Художественную ценность сибирского промышленного зодчества впервые отметил профессор А.Д. Крячков в статье, подготовленной в 1929 г. для Сибирской Советской энциклопедии. А.Д. Крячков отметил, что «значительный масштаб сооружений, монументальная выразительная архитектура и смелость конструкций достойны быть отмеченными не только как материал для истории строительства, но и как образцы правильно разрешенных инженерно-технических задач и архитектурного оформления промышленного и городского строительства того времени [36]. До сих пор

они нигде не зафиксированы в литературе...». Этот же автор в 1937 г. опубликовал «Материалы по истории промышленной архитектуры в Сибири (XVIII—XIX вв.)», впервые введя в научный оборот ряд документов об архитектуре алтайских заводов. В 1940 г. вышла книга В.В.Данилевского «И. И. Ползунов», в которой были опубликованы некоторые материалы о зданиях и сооружениях алтайских заводов. Первой книгой, посвященной непосредственно искусству и культуре Алтая XVIII - XIX вв., был труд А.П. Уманского «Памятники культуры Алтая» (1959). В 1950 - 1960-е годы резко возрос интерес к различным сторонам истории Сибири. B.C. Виргинский, Т.И. Агапова, М.Е. Сорокин, З.Г. Карпенко, А.Д. Сергеев и многие другие своими трудами пополняют научно-историческое знание о сибирских заводах, косвенно касаясь их архитектуры.

Ценным вкладом в изучение сибирской архитектуры явилась монография Т.М. Степанской «Архитектура Алтая XVIII - начала XX вв.» (1995), в которой введено понятие «архитектурная школа К.И. Росси на Алтае» [71].

Значительную лепту в исследование истории горнозаводских комплексов внесли В.А. Скубневский, В.Б. Бородаев [6, 68], а также краеведы Н.Я. Савельев, П.А Бородкин, Т.А. Полухин [36, 56]. В 1963 г. в сборнике «Архитектурное наследство» представлена статья A.M. Прибытковой «Первые металлургические заводы на Алтае» [58], в основу, которой легли материалы Центрального хранилища архивных фондов Алтайского края. Ценные материалы о городах-заводах Алтая содержат издания начала XXI века. Среди них «История Алтая в документах и материалах. Конец XVII - начало XX вв.», сборники научных статей о Змеиногорске (2002) и Горной Колывани (2002), монография СВ. Нестеровой «Структурообразующие факторы региональной культуры Юга Западной Сибири» (2004) [47]. Анализ литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что проблема влияния петербургской

архитектурной школы на процессы градостроительства и формирования архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая не получила в научных трудах всестороннего и глубокого освещения, что также подтверждает актуальность предпринятого исследования.

Цель исследования: определить степень влияния петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «архитектурная школа».

2. Рассмотреть особенности петербургской архитектурной школы XVIII - первой половины XIX вв.

3. Выявить традиции петербургской архитектурной школы в градостроительной практике Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

4. Проанализировать вклад петербургской архитектурной школы в подготовку заводских зодчих.

5. Определить степень влияния петербургской архитектурной школы на характер и этапы стилистической эволюции архитектуры горнозаводских комплексов Алтая; рассмотреть степень устойчивости этого влияния.

6. Проанализировать художественные достоинства памятников архитектуры алтайских горнозаводских комплексов, значение и место, занимаемое ими в культурном наследии Сибири.

Территориальные рамки исследования — Алтайский край (территория Алтайского горного округа).

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII - первую половину XIX в.

Объект исследования - архитектура горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Предмет исследования - факторы и степень влияния петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Методология и методы исследования основаны на комплексном подходе к достижению цели и решению поставленных задач. Основу методологии составили концепции выдающихся теоретиков искусства и архитектуры: М.С. Кагана, А.В. Иконникова, В.А. Ельчанинова, Д.Ю. Гузевич, Н.М. Молевой, Э.Л. Белютина, М.З. Тарановской, В.И. Пилявского [5, 55, 85]. Автор опирался и на концепцию А.Г. Габричевского — известного теоретика архитектуры, стоящего у истоков отечественного искусствоведения как науки. А.Г. Габричевский строит свою концепцию анализа архитектуры как систему «...исходя из самой природы художественного предмета». Важным для исследования являются разработанные им принципы художественного анализа соотношения эстетического и утилитарного, композиции и конструкции. Полезными оказались теория классицизма Г. Вельфлина [9], изложенная им в труде «Классическое искусство», а также его суждения о стиле: «...секрет большого стиля - это говорить многое при помощи немногого». Использовались методологические подходы системности и междисциплинарности, современные концепции культурного наследия, изложенные, в частности, в трудах Д.С. Лихачева и Ю.А. Веденина [8, 37]. Соискатель опирался на труды Д.Я. Резуна, О.Н. Труевцевой, связанные с проблемами освоения сибирских территорий в период феодализма и охраны культурного наследия Сибири [22, 61, 86].

Проблема диссертации рассматривалась в историческом и аналитическом аспектах; использовались историко-генетический, культурно-исторический методы, методы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, систематизации, типологизации, а также методы частных

дисциплин таких, как искусствоведение, архитектуроведение (натурное * изучение памятников, описание, стилистический анализ).

Источники исследования. В процессе работы над исследованием изучались общие и специальные труды, архивные чертежи, текстовые материалы, выявлялись известные и новые иконографические документы-¦' рисунки, гравюры, старинные фотографии; обследовалось современное

состояние сохранившихся заводских построек. В основу исследования легли материалы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), Государственном архиве Томской области (Томск), Государственном архиве Омской области (Омск), Центральном хранилище архивных фондов Алтайского края (Барнаул), музейных фондах Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея истории горного дела (Змеиногорск), Алтайского краевого краеведческого музея (Барнаул), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), в научно-производственном центре «Наследие» (Барнаул), в фондах научных библиотек: Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Научной библиотеки Академии художеств России (Санкт-Петербург), Алтайской государственной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова, библиотеки Алтайского государственного <# университета. Наиболее ценными и доказательными документами,

характеризующими сибирские заводы в период их зарождения, являются планы Колывано-Воскресенского завода (1726 г.; два плана С. Плаутина, 1740-х гг.; план П. Старцева, конец 1740-х гг.; план И. Денисова, 1753 г.) и Барнаульского сереброплавильного завода (план П. Старцева, 1748 г.). По значимости их по праву можно отнести к числу важнейших старинных документов по истории строительства в Сибири. Научная новизна исследования: 1. Дана авторская трактовка термина «архитектурная школа».

10

2. Рассмотрены аспекты прямого и опосредованного влияния петербургской архитектурной школы на архитектуру горнозаводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв.

3. Определены традиции и выделены основные направления петербургской архитектурной школы, проявившиеся в градостроительной практике заводских архитекторов.

4. Обоснована ведущая роль архитектурной школы К.И. Росси в трансляции идеи классицизма в строительство горнозаводских комплексов Алтая в первой половине XIX в.

5. Заявлена решающая роль влияния традиций петербургской архитектурной школы в формировании архитектурного облика исторических городов и населенных пунктов Алтая, градообразующими факторами которых явились горнозаводские комплексы.

6. Дополнен словарь архитекторов и деятелей художественной культуры Сибири в XVIII - первой половине XIX вв., связанных с петербургской архитектурно-художественной школой.

Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях истории сибирской архитектуры и искусства; в реставрации и регенерации памятников, исторической застройке городов-заводов и исторических населенных пунктов; в деле охраны историко-архитектурного наследия Алтая; в деятельности музеев и организации экскурсионно-туристических маршрутов; в разработке и чтении учебных курсов дисциплин федерального и национально-регионального компонентов образовательных программ гуманитарных наук (культурология, искусствоведение, история искусства и архитектуры).

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и изучение

11

культурного наследия Алтайского края» (Барнаул, 2001); Всероссийской научной конференции молодых ученых «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России - 2001» (Барнаул, 2001); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории Сибири» (Барнаул, 2001); Международной научно-практической конференции «Сохранение и воспроизводство культурного наследия Сибири» (Барнаул, 2002); Всероссийской научной конференции «Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири» (Барнаул, 2003); Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, 2003); региональной научной конференции «Искусствоведческие чтения» (Барнаул, 2003); Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых «Интеллектуальный потенциал ученых России - 2004» (Барнаул, 2004); региональной научной конференции «Проблемы отечественного искусствознания на рубеже XX— XXI вв.» (Барнаул, 2004). Материалы исследования обсуждались на кафедре истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.

Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав и заключения. Научный аппарат представлен списком источников и литературы, иллюстрациями, приложениями.

12

ГЛАВА 1. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА КАК ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Архитектурная школа: понятие, сущность

Школа (от греч., лат. schole - досуг, занятие, чтение, беседа) в терминологическом словаре по искусству определяется как длительное художественное единство, преемственность традиций, принципов и методов [1]. В истории искусства термин «художественная школа» имеет многоуровневое содержание и применяется:

• по отношению к искусству страны;

• по отношению к искусству географической области или города в случае, если оно отмечено яркой самобытностью черт в пределах определенных хронологических границ;

• по отношению к группе художников, близких по творческой позиции;

• по отношению к группе учеников и последователей мастера. Первые попытки разграничения художественных школ по типам

прослеживаются уже в античности (например, «Афинская школа», «Самосская школа» и т.п.). Особое развитие классификация по школам получила в истории искусства с эпохи Возрождения (например, «Сиенская школа», «Флорентийская школа», «Венецианская школа» и т.п.). В применении к искусству XIX века преобладающее значение приобрело широконациональное толкование термина (например, «русская школа»,

13

«французская школа» и т.п.). Искусство XX века характеризуется сложением принципов систематизации художественных школ по типам. Классификация осуществляется, прежде всего, в зависимости от специфических особенностей видов и жанров искусства (М.С. Каган). Место архитектурной школы в этой классификации определяется специфическими чертами архитектуры как вида искусства.

В зависимости от того, как художественная школа локализуется во времени и пространстве она систематизируется по хронологическому, территориальному, географическому принципу (Власов В.Г.). По мысли Ю.А. Веденина, территориальность проявляется, прежде всего "...через территориальную избирательность и региональную специфичность искусства, через особенности размещения мест производства и уже готовых произведений искусства". Таким образом, в истории искусства формирование и развитие художественной школы протекает в национально-своеобразных, провинциально-специфических, исторически локальных или преломляющихся особенным образом в той или иной культурной среде условиях.

Архитектурная школа - это деятельность группы архитекторов, связанных с каким-либо учебным заведением или крупным мастером и развивающих традиции данного учебного заведения, мастера. В широком смысле это комплекс творческих традиций, проявляющихся в творчестве группы архитекторов в определенный период времени. Философское осмысление традиции исходит из понимания культуры в единстве и взаимодействии всех ее форм и проявлений на основе диалектического развития. Современной наукой предложен новый взгляд на традицию как на совокупность социальных эстафет. Одно из центральных понятий теории социальных эстафет - куматоид (от греч. кита - волна) - «особый способ сохранения и передачи социального опыта, перемещающегося от человека к человеку, или от поколения к поколению, т.е. особый механизм социального

14

наследования, который по способу своего существования напоминает волну, перемещающуюся по поверхности водоема...» [30, С.28]. Подобно волне, традиция - это программа, которая перемещается по тому или иному материалу, но от него зависит. Традиции существуют как непосредственные или вербализованные эстафеты и как образцы. Традиции как социальные программы различаются по составу (простые и сложные), способу возникновения в культуре (естественно сложившиеся и искусственно создавшиеся), времени существования (долго и короткоживущие), эвристическому потенциалу и степени связанности с материалом. Существенным для нашего исследования является и определение, сформулированное Э.С. Маркаряном: «Культурная традиция - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [43]. При этом развивается процесс вариативного функционирования стереотипов -локального, регионального этнического и т.п.

В понятие «архитектурная школа» можно включить общие устойчивые признаки в формальной структуре архитектурного сооружения:

• наличие общих мотивов ландшафта;

• стабильность объемных композиционных схем;

• общий характер планировочных разработок;

• общность материалов, конструкций и технических приемов. Исходя из этого можно заключить, что архитектурная школа - это

общность, обладающая своим индивидуальным художественным стилем. За выступающей в стиле структурой образного строя и формы скрываются принципы ее практического, творческого осуществления. Для их обозначения в искусствоведении общепринятым является понятие творческий метод. Он существует более или менее осознанно до создания художественного произведения в интеллектуально-эмоциональной сфере

15

художника, направляя его работу и реализуясь в ее процессе [29]. По М.С. Кагану, метод, лежащий в основе целого художественного движения это определенный способ:

• познания действительности;

• ценностной интерпретации жизни;

• преображения жизненной данности в образную ткань искусства (способ художественного моделирования и конструирования);

• построения системы образных знаков, в которых закрепляется и передается художественная информация.

Таким образом, архитектурная школа как категория историко-художественного процесса предполагает наличие в искусстве совокупности памятников архитектуры, связанных общими принципами творческого метода, стиля, общностью содержания, мировоззрения.

При таком понимании термина можно выделить основные структурные элементы понятия «архитектурная школа»

• определенный, характерный для данной эпохи и данного региона и имеющий преемственный характер творческий метод, диктующий приемы решения функциональных, конструктивно-технических и художественных задач;

• связь школы с господствующей системой идейно-эстетических воззрений;

• организационные структуры школы;

• методика профессионального образования;

• положение и место архитектуры в системе и структуре государственной деятельности.

Примером, иллюстрирующим понятие «архитектурная школа» служит школа К.И.Росси оказавшая большое влияние на архитектуру Алтайского горного округа.

16

Расцвет строительства Петербурга в начале XIX в. совпадает с образованием особого учреждения, получившего название «Строительной комиссии» и подчинявшегося Кабинету Е.И.В. Кабинет предоставлял средства на постройки новых дворцов и учреждения, связанных с царским двором, руководил строительными работами. Возглавил в это время строительную комиссию К.И. Росси. Разнородный состав членов строительной комиссии, различие их специальностей, квалификации, общественного положения, материальных и бытовых условий затрудняли организацию работы комиссии. Тем не менее, К.И. Росси, благодаря своим организаторским способностям сумел, превратить механическое соединение членов строительного аппарата в творчески единый трудоспособный коллектив. Каждый член комиссии знал свое место в целом и соответственно направляемый в свой области на своем месте проявлял максимум технического умения и творческой энергии. Высокий авторитет К.И. Росси, способность его как руководителя вникать во все мелочи, относящиеся к строительству, доступность, обходительность и доброжелательное отношение к сотрудникам привлекали к великому архитектору полезных и нужных ему людей. Несмотря на профессиональную требовательность К.И. Росси, чести работать с ним добивались и художники, отмеченные званием академиков, и ремесленники, не имевшие высоких званий. Взаимоотношения К.И. Росси с комиссией были сложными. В роли главного архитектора он пользовался неограниченным авторитетом. Сотрудники, привлекаемые им к работе, утверждались без возражений, независимо от их квалификаций, диплома или званий, достаточно было рекомендаций Росси. Считаясь с безупречной репутацией главного архитектора, строительная комиссия и Кабинет отпускали ему средства на строительство без письменных заявок до предоставления смет, по одному «изустному требованию». Так было при постройке Александровского театра и при «устроении площади против

17

Зимнего дворца» (Э. Белютин). Для К.И. Росси было характерно, что вся первоначальная стадия работы по проектированию выполнялась им единолично, и лишь надпись «быть посему» была знаком приведения в действие его строительного коллектива. Этот коллектив тщательно подбирался К.И.Росси. Росси считал, что результатов можно достичь только сплоченной работой увлеченных общим делом людей. Кроме К.И. Росси, в строительную комиссию входили архитекторы Ткачев, Руска и Гальберг. Остальные сотрудники приглашались на конкретные строительные работы. Росси неизменно активно участвовал в каждом строительном проекте. По служебному положению и характеру работу в творческом коллективе Росси делил архитекторов на две группы:

1. Ведущих архитекторов, в обязанности которых входило совместное с главным архитектором проектирование (мелких объектов), составление смет и рабочих чертежей, эти работы в разное время исполняли Ткачев, Гальберг, Руска, Глинка и др.

2. Архитекторских помощников, выполнявших поручение Росси и наблюдавших за строительными работами. В разное время помощниками были Бове, Жако, Кавос, Музовский, Федосеев, Попов, Иванов и другие.

Большую роль в коллективе Росси играли каменных дел мастера, иногда они поднимались до положения архитекторского помощника. «Каменных дел мастера» на основе изучения итальянской строительной техники следили за правильным возведением архитектурных форм с рабочих чертежей. Хранителями русских традиций, связанных с приготовлением строительных растворов были «Казенные десятники»; опыт тех и других высоко ценился и передавался ученикам из провинции (Прил. № 10, 12, 13, 14).

Архитекторов, принадлежащих к петербургской Архитектурной школе, можно разделить на группы:
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24970.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.