У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства
Количество страниц 182
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24986.doc 
Содержание '* ВВЕДЕНИЕ...3

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ...11

1.1 Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества. ...14

1.2. Фольклор как часть эстетической жизни общества и источник развития искусства...30

1.3. Первобытные религии и шаманские мистерии как часть эстетической

(fc жизни общества и источники развития музыкального творчества...41

1.4. Предпосылки использования фольклора русскими композиторами XIX -начала XX века...58

2. ФОЛЬКЛОР И ШАМАНИЗМ АЛТАЙСКОГО НАРОДА КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА. ..72

2.1. Особенности художественной выразительности музыкального фольклора коренного населения Алтая...72

2.2. Виды преломления фольклорных интонаций в авторских произведениях алтайских композиторов...92

3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРИЛОГИЯ А.В. АНОХИНА - ПРИМЕР НОВАТОРСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И

'' ШАМАНСКИХ МИСТЕРИЙ АЛТАЙСКОГО НАРОДА...108

3.1. Традиции русской классической школы и алтайской народной музыки в сюите «Хан-Алтай»...112

3.2. Музыкально-сценическая поэма «Хан-Эрлик» как художественный поиск новых выразительных средств для характеристики психологических образов героев...130

3.3. Традиции шаманизма и мифологической картины мира в музыкальных картинах по шаманским мистериям «Талай-Хан»...151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...175

(к СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...182

Введение



3 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Пристальный взгляд в прошлое с целью извлечения из него уроков на будущее - характерная черта социальных наук нашего времени. Поэтому не иссякает интерес и к той художественной культуре, которая складывалась на рубеже XIX-XX веков. Это время с одной стороны характеризовалось мотивами урбанизации и погоней за техницизмом, с другой - идеей преемственности через новое видение образов и выразительных средств фольклора, способов его переосмысления в контексте новых эстетических взглядов.

Не находя выражения в «образе жизни», национальная специфика может проявляться в культурных феноменах, которые могут существовать только в форме артефактов. Возможность создания произведений, отличающихся национальным своеобразием музыкального языка, и в то же время обращенных к широкой слушательской аудитории привлекала не одно поколение музыкантов. Показательными в этом плане являются бессмертные слова М. Глинки: «Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».

Особый интерес представляют произведения русских авторов, творчески переосмысливавших в своих сочинениях фольклорные первоисточники другого народа. Эта одна из характерных черт русской композиторской школы. Однако, если в Х1Х-начале XX вв. в большей степени присутствовал «восточный ориентализм», то с 20х годов прошлого века не меньший интерес начинает представлять фольклор «малочисленных народов» на этапе формирования в них композиторских школ европейского типа. Одной из таких школ, чье формирование пришлось на начало прошлого века и происходило при непосредственном участии русских музыкантов, была алтайская профессиональная музыкальная школа.

С этапом становления качественно нового музыкального профессионализма на Алтае связано творчество А.В. Анохина (1869-1931) - этнографа, исследователя и композитора, первого из русских музыкантов, обратившегося к музыкальной культуре этого древнего народа. В его музыкальных сочинениях

4

два начала, два принципа организации музыкального интонационного материала не противоборствуют друг с другом, а сопоставляются, создавая примеры сочетания алтайской ангемитонной мелодии и русской классической гармонии, прихотливо изломанных ритмов и стремления уложить их в четкие метроритмические структуры, придать свободному повествованию симметричную, закругленную ясную форму. Ценность его творческого наследия определяется многими аспектами. Во-первых, он стал первым исследователем-этнографом, изучившим и описавшим специфику музыкально-выразительных средств алтайской народной музыки. Во-вторых, оставаясь в русле эстетических исканий эпохи в области новых форм, жанров, средств выразительности, он создал глу-л боко национальные по содержанию произведения. В них нашли отражение как

отдельные элементы национальной музыки, так и присущие тюркским этносам древнейшие формы духовного осознания действительности (эпическое скази-тельство, мифология, шаманизм).

В связи с угасанием шаманизма как особой формы религиозной практики, труды ему посвященные, становятся особенно ценными, а музыкальные произведения А. Анохина, созданные по мотивам шаманских мистерий просто уникальными. В произведении «Талай-Хан» (морской бог) автор предпринял попытку создания «универсального синтезированного шаманского действа», используя образцы данного жанра, записанные у телеутов, алтай-кижи, куман-f? динцев, монголов. Подобное художественное воплощение древнего обряда по

форме и по содержанию является уникальным настолько, что едва ли можно отыскать подобные аналогии даже сегодня и не только в русской музыкальной литературе.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к проблеме, можно классифицировать по нескольким доминирующим направлениям.

Первую группу источников составили труды известных тюркологов, собравших и обобщивших материал о феномене алтайского эпоса и шаманизма. у ' Это работы А.В. Анохина [5; 6], В.В. Радлова [123], Л.П. Потапова [111; 112].

5

Вторую группу исследований составляют материалы по особенностям этнографической культуры алтайцев, их народных верований (В.В. Радлов [123], В.И. Вербицкий [20], С.С. Суразаков [139]).

Третья группа представлена научным осмыслением мифологических сюжетов как выражения особенностей традиционного сознания алтайских тюрков. Это работы Н.А. Баскакова [11], В.П. Дьяконовой [36], Ф.А. Сатлаева [134], A.M. Сагалаева [129; 130], С.С. Каташа [62], С.С. Суразакова [139].

На общей концепции данной работы прежде всего сказались исследования A.M. Сагалаева [131; 132], акцентировавшего мысль о необходимости анализа культуры алтайцев, как промежуточного звена между мирами Запада и Востока. Идея открытости духовной культуры Алтая к инокультурным влияниям и ее способность остаться самобытной, аргументированная фактическим материалом, явилась отправной точкой для данного исследования.

Основополагающими в плане анализа переосмысления фольклорного материала в профессиональном композиторском творчестве стали труды Б. Асафьева [7], посвященные проблемам интонационности в музыке; идеи, связанные с музыкальной семантикой В. Медушевского [96; 97]; аналитические этюды И. Земцовского [47; 48], рассматривающие примеры переинтонирования как творческого подхода к фольклору.

Анализ поступательного развития искусства и взаимообусловленности эстетических вкусов, потребностей и взглядов, их влияния на методы и стиль творчества отдельных деятелей культуры дан в работах Н.Я. Парсаданова [108], П.С. Трофимова [146], М.С. Кагана [55; 56], А. Гулыги [27], К. Горанова [24]. Эта проблема была подробно проанализирована в кандидатской диссертации Г.И. Прибыткова [114]. Однако в большинстве работ этого периода обращение к проблеме поступательного развития искусства носило либо постановочный характер без практического взгляда на конкретные явления художественной жизни, либо касалось отдельных сторон произведений, не становясь опытом методологического подхода в искусствоведении, несмотря на то, что уже в 20-30е годы (В. Фриче «Социология искусства», Б. Арватов «Искусство и классы»,

6

Ф. Шмит «Искусство. Основные проблемы теории искусства», И. Иоффе «Синтетическая теория искусства») были созданы серьезные работы по теории искусства.

Учитывая опыт, обращавшихся к этой проблеме исследователей, нами была проанализирована, появившаяся на стыке двух типов культур (восточной и западной) алтайская профессиональная композиторская школа.

Проблеме изучения алтайской народной музыкальной традиции посвящены статьи и исследования В.В. Мазепуса [90; 91; 92], Ю.И. Шейкина [163; 164; 165], Г.Б. Сыченко [140; 141; 142; 143], Н.М. Кондратьевой [68; 70; 73]. Результаты их исследований включены в коллективный труд «Музыкальная культура Сибири» [102].

Анализируя методы претворения алтайского фольклора в авторских сочинениях А.В. Анохина, нами были проведены аналогии как с произведениями его современников Г. Гребенщикова, Г. Чорос-Гуркина, так и исследовательскими трудами С. Суразакова, Т. Тюхтенева [150], С. Каташа [62], Г. Прибыт-кова [113; 119], продемонстрировавших пример анализа художественных произведений литературы, музыки, живописи в плане их опоры на народные, национальные истоки.

Объект исследования: музыкально-сценические произведения А.В. Анохина в контексте исторически обусловленного художественно-творческого процесса.

Предмет исследования: закономерности использования и преобразования музыкального фольклора и культовой музыки как исторически сложившихся феноменов культуры народа в авторских произведениях композиторов (на примере творчества А.В. Анохина).

Цель диссертационного исследования: раскрыть специфику творческого переосмысления алтайского музыкального фольклора и шаманской традиции этнографом А.В. Анохиным на основе созданных им произведений.

В связи с этим были поставлены задачи: 1. Проанализировать влияние эстетических потребностей, взглядов и вкусов

7

на формирование художественного метода и стиля эпохи и таким образом установить социально-историческую обусловленность творческого наследия композитора.

2. Выявить своеобразие бытования музыкального фольклора алтайцев в условиях бесписьменной культуры и в современной культуре.

3. Проанализировать и систематизировать специфику художественных средств выразительности алтайской музыки.

4. Выявить роль музыки в природной религии алтайцев - шаманизме, и проследить влияние шаманских мистерий на средства художественной выразительности в профессиональной музыке.

5. Рассмотреть возможные способы и тенденции творческого переосмысления иноязычного фольклора русскими композиторами.

6. Выявить особенности претворения в авторских произведениях А.В. Анохина 3х составляющих алтайской духовной культуры: эпического сказительст-ва, мифологии, религии.

Методологическую основу исследования составили:

• на общефилософском уровне: рассмотрение философско-антропологических и социально-эстетических аспектов человеческого бытия и отражения мира в произведениях искусства;

• на общенаучном уровне: анализ таких феноменов культуры, как метод и стиль, в их зависимости от развития потребностей, вкусов, взглядов и идеалов эволюционирующего общества;

• на конкретно-научном уровне: культурологический и музыковедческий анализ произведений А.В. Анохина.

Причина акцентуации проблемы разработки критерия развития художественного творчества объясняется на основе опережающего развития таких социальных стимулов продуктивно-созидательной, коллективно происходящей трудовой жизнедеятельности социальных индивидов, как эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические взгляды и идеалы.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследо-

8

вания: анализ философских, культурологических и музыковедческих научных источников по проблеме; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; проблемно-логический метод; метод структурно-функционального анализа. На защиту выносятся следующие положения:

1. В среде присвоения, распределения, обмена, потребления эстетических ценностей необходимо видеть главные стимулы творчества в искусстве и критерии его совершенства или, напротив, несовершенства, кризисного застоя. Появление новых методов творчества и стилей в искусстве связано с изменением эстетических потребностей, взглядов и вкусов общества.

2. Музыкальное профессиональное искусство нового уровня (по сравнению с институтом шаманства и сказительства) было обусловлено переходом алтайского этноса от бесписьменной к письменной культуре.

3. Музыкально-сценические произведения А.В. Анохина, посвященные алтайской тематике основаны на слиянии традиций русской профессиональной и алтайской народной музыки. Осуществленное на ладовом, интонационном, мелодическом, ритмическом и тембровом уровнях, оно демонстрирует пример творческого переосмысления народного искусства и первобытной религии в профессиональном творчестве композитора

4. Формирование многих молодых национальных композиторских школ происходило при непосредственной поддержке и участии русских музыкантов.

5. Методы осмысления и творческой интерпретации алтайского фольклора, использованные А.В. Анохиным, нашли продолжение и дальнейшее развитие в творчестве его последователей - композиторов Горного Алтая.

Научная новизна исследования:

1. В диссертации выдвигается особый подход к оценке восходящего развития искусства и определения критериев этого процесса, которые связаны с социально-исторической обусловленностью художественной культуры развитием эстетической жизни общества. В связи с этим выявлены исторические и культурологические предпосылки использования фольклора профессиональными музыкантами.

9

2. Проанализированы и систематизированы особенности музыкальных средств выразительности фольклора коренного населения Алтая и принципы его обработки композиторами этого региона в XX в. на основе понятий «звуко-идеал этноса» и «этномузыкальная система».

3. В научный обиход введены неизвестные страницы музыкального творчества основателя профессиональной композиторской школы на Алтае А.В. Анохина. Впервые произведен анализ его музыкально-сценических произведений.

4. Продемонстрированы способы воплощения национального содержания в европейских формах и стандартах.

5. На основе произведений А.В. Анохина выявлены способы отражения в произведениях искусства древнейших традиций духовного освоения мира: мифологии, религии и практики сказительства. Обоснован интерес деятелей художественной культуры к такой форме религиозной практики, как шаманизм.

Практическая и теоретическая ценность работы: Результаты исследования могут использоваться как в курсе преподавания отдельных предметов, посвященных культуре, так и в качестве регионального компонента в таких курсах, как «Мировая художественная культура», «Музыка», «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных произведений». Полученные в ходе исследования результаты, позволят создать более полную картину развития музыкального профессионального творчества Сибири в целом и Алтая в частности. Кроме того, пример претворения Анохиным в собственных произведениях древнейших форм духовного познания мира, может расширить имеющиеся данные о творческом освоении русскими композиторами мифологии и религиозной практики инородцев.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина. Ряд аспектов исследуемой темы излагался автором на международных, всероссийских, региональных конференциях: международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Этнонациональные аспекты модернизации обра-

10

зования» (Санкт-Петербург, 2003), международная научно-практическая конференция «Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты» (Бийск, 2004), всероссийская научно-практическая конференция «Художественное образование в Российской провинции в XXI веке» (Томск, 2004), «Социальные процессы в современной Западной Сибири» (Горно-Алтайск, 2002) и др.

Результаты диссертационного исследования включены в учебный курс «История культуры Алтая». На основе его изучения студенты под руководством диссертанта ведут поисковую деятельность и выступают на конференциях различного уровня: межрегиональном, краевом, городском. В результате выступлений студентов были получены: диплом за изучение и популяризацию малоизвестных страниц музыкального наследия в межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции студентов и аспирантов в г. Новосибирске (26-27 ноября 2003 г.); диплом II степени и благодарность за выступление в краевой научно-практической конференции студентов ССУЗ «Культура и искусство Алтая: история и современность» в г. Барнауле (20 апреля 2004 г.); диплом III степени за выступление во II Итоговой городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в г. Бийске (20-21 мая 2004 г.). За руководство этими студенческими исследованиями диссертант был награжден: грамотой межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции студентов и аспирантов в г. Новосибирске (26-27 ноября 2003 г.); благодарностью краевой научно-практической конференции студентов ССУЗ «Культура и искусство Алтая: история и современность» в г. Барнауле (20 апреля 2004 г.).

Структура диссертации соответствует логике поставленных и разрешаемых в ней задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

11

1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСКУССТВЕ

Искусство в целом (и музыка в том числе) как форма духовной жизни общества, как один из способов освоения мира, никогда не было в застывшем состоянии. Оно было и является социально-историческим процессом. Этот процесс требует анализа как творческой жизни отдельного композитора, художника, писателя, так и духовной жизни тех, кому адресуются произведения (социальных индивидов, социальных групп, цивилизаций и в целом человечества).

На сегодняшний день, в теории искусства, во-первых, нет однозначных взглядов по поводу возникновения искусства: называют концепции возникновения художественной деятельности через магию, тотем, игру, трудовую деятельность, через трансформацию отдельных биологических свойств и качеств живой природы, через божественное провидение.

Во-вторых, нет и достаточного обоснования выводов по поводу того, есть ли прогресс в эволюции художественной жизни общества, и если есть, то, что является критерием этой разновидности социального прогресса, каковы источники такой прогрессирующей эволюции искусства.

Искусство анализируется главным образом с позиции особой формы общественного сознания, а не как особая форма духовно-предметной деятельности. Это обязывает искусствоведческие науки искать источник эволюции художественного творчества и искусства как его результата, в той самой социальной среде, в которой функционирует искусство как самовыражение этой социальной среды в наивысших, оптимальных точках ее развития, или, напротив, в отсутствии такого развития - деградации.

Речь идет о разработке таких методов исследования исторических судеб искусства, художественно-творческих процессов, художественной культуры народов, творческого наследия художников, которые не отрывали бы художественную деятельность от других форм человеческой жизнедеятельности, не мыслили бы абсолютную автономность создателей произведений искусства от

12

тех, кто их воспринимает, наслаждается ими, формируется с их помощью социально.

Взгляд на искусство, на художественно-творческую деятельность как на основную форму проявления эстетических отношений людей, охватывающих всех членов общества - путь, который должен раскрывать эстетическую сущность искусства и эстетическую обусловленность его развития.

На этом пути познания искусства социологам и другим обществоведам, а не только представителям эстетической науки и искусствознания, исследующим духовную жизнь, еще предстоит переосмысление содержания и социальной роли таких фундаментальных явлений жизни людей, как эстетических потребностей, вкусов, взглядов и идеалов.

В них проявляется динамическое начало созидательной деятельности социальных индивидов в производстве материальных и духовных ценностей жизни; в формировании социальных качеств индивидов; в производстве всех форм коллективного бытия людей.

Общесоциологические понятия «потребность», «вкус», «взгляд», «идеал», используемые для характеристики активной жизнедеятельности людей в какой-либо конкретной форме, получают уточняющие определения. Так, в области эстетической жизни людей они выглядят как эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические взгляды, эстетические идеалы.

Что стоит за этими категориями? Представители эстетической науки активно обсуждали в многолетней дискуссии 50-60 годов XX века о сущности эстетического. В этой связи можно вспомнить монографии А. Молчановой и Л. Когана и др.

Однако содержательная характеристика основных категорий, раскрывающих эстетическую жизнь людей образующих на основе всестороннего взаимодействия национально-этнические, государственные, классовые и другие социальные группы, практически оказывается мало востребованной. Они редко используются в исследованиях природы и социальной роли различных форм эстетической жизни общества, искусства в целом и различных процессов художест-

13 венно-творческой деятельности.

А между тем их методологическая роль очевидна в исследовании таких проблем, как историческое возникновение и эволюция искусства, прогресс художественного развития обществ и его источники, наконец, природа и истоки гениальности, талантливости, новаторства мастеров искусства.

В контексте предмета данного диссертационного исследования, одной из задач мы считаем доказательство социально-исторической обусловленности развития искусства, осуществляющегося в новаторской творческой деятельности его мастеров, в частности, известных композиторов-реформаторов, к которым относится и сибирский композитор Андрей Викторович Анохин (1869-1931).

Главной особенностью успешно работающих художников-новаторов в любом виде искусства является то, что они, как правило, находят источники мастерства не в «цеховой» замкнутости специалистов от искусства, а в обращении к богатствам эстетической жизни общества, для которого и под влиянием которого они совершенствуют художественное отражение окружающей действительности.

При этом важно понять, что эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы - это механизмы духовной жизни всего общества, а не отдельных его персон. Персональность характеризует лишь уровень развития данных механизмов эстетической духовности людей, разную сопричастность лиц к этой сфере социальной жизнедеятельности. В остальном все являются соучастниками эстетической жизни общества.

Эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы охватывают жизнедеятельность всех социальных индивидов, независимо от их национально-этнической, социально-классовой, гражданской или государственно-правовой принадлежности, условий социально-бытовой жизни, пола, рода профессиональной деятельности, вероисповедания. Творцы произведений искусства так же находятся в этой системе эстетической жизни общества и именно в ней находят и вдохновение для творчества, и темы для своих произведений.

14

1.1 Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества.

Поиски новых путей социального развития — характерная черта нашего времени. Искусство в этом отношении не составляет исключения. Каково отношение искусства к общей тенденции изменения общественного развития в постсоветский период - это вопрос, который приобретает сегодня актуальность в эстетической науке.

Эстетическая мысль прошлого века ставила вопрос о критерии прогресса в искусстве, исходя из задачи художественно-практического решения новаторского характера искусства социалистического реализма. Во-первых, это обусловливалось тем, что социалистическое общество искренне верило в возможность планомерного развития эстетической теории и ее воздействия на практику. Во-вторых, эстетическая теория тех лет находилась под влиянием популярности идеи строительства коммунизма. В-третьих, интерес к художественному прогрессу в советской эстетической науке являлся практическим результатом преодоления известного схематизма в оценке художественных явлений, возникавшего в обстановке культа личности. Потребность в изучении идей художественного прогресса вызывалась и необходимостью действенной критики буржуазного искусства и его теорий, спекулирующих, как тогда казалось, на достижениях научно-технического прогресса.

У современного эстетического теоретического искусствоведения иные мотивы и концептуальные построения художественной жизни общества. Но не все, что было рождено в теории искусства в условиях революционной ломки жизни народов России на рубеже XIX - XX веков, в процессе проведения культурной революции и создания искусства социалистической эпохи, достойно печальной эпитафии как сплошное заблуждение. Было в том поиске социального прогресса и социальных ориентиров в искусствоведении, художественной критике и в практике развития разных видов, родов и жанров искусства много таких положений, которые, достойны исторического и теоретического внимания.

15

Поскольку объектом нашего исследования является творческое наследие известного ученого и экспериментатора-композитора начала XX века, каким был Андрей Викторович Анохин, проведший детские и юношеские годы в Бий-ске, получивший музыкальное образование в Придворной певческой хоровой капелле Санкт-Петербурга, а научной и композиторской деятельностью занимавшийся в Горном Алтае и губернском Томске, то в основе методологии исследования должен лежать историзм подхода в его оценке и выявлении социально-исторической обусловленности творческой деятельности.

Господствующее положение в начале XX века и весь советский период занимала концепция социально-исторической обусловленности поступательного развития искусства, его прогресса, поиск источника этого развития в сфере об-' щественного бытия, в восходящем совершенствовании и коренном изменении таких социальных явлений, как личностные и общественные эстетические потребности, эстетические вкусы людей и общественные в основе своей мировоз-зренческо-установочные эстетические взгляды и идеалы.

Через эти механизмы эстетической жизни общества его властные структуры стремились оказывать регулирующее воздействие на деятельность творцов художественных ценностей, выдвинув на первый план эстетики, искусствоведческих наук и художественной критики понятия художественного метода, стиля и творческой индивидуальности художника. В центре огромного количества работ по этой проблематике был вопрос о сущности метода социалистического реализма. Первейшим источником прогресса или поступательного развития отечественного и мирового искусства мыслилось историческое развитие реалистических методов художественного отражения действительности, завершившееся возникновением метода социалистического реализма. Ставилась задача выявления достоинств этого метода в сопоставлении с другими методами, в том числе и реалистического искусства России второй половины XIX и начала XX веков, внедрения данного метода во все без исключения виды, роды и жанры художественного творчества мастеров искусства СССР и возникших после Второй мировой войны других стран социалистического содружества.

16

С позиций современных представлений об искусстве, его эстетической сущности многие положения этой концепции социально-исторической обусловленности развития искусства воспринимаются как устаревшие, отвергнутые ломкой советской системы в постсоветское время и изменениями самих научных представлений о природе искусства и эстетических отношений. Наука об искусстве уже не может полагать искусство только познанием действительности, познанием эстетических свойств и качеств, существующих, якобы, объективно в отражаемых искусством объектах реального мира. Исследователи эстетических ценностей и деятельности их творцов должны считаться с фактом многообразия форм социального отражения, несводимости его только к форме познания (история 60х годов в СССР ознаменована была не только признанием генетики и кибернетики, но также аксиологии и семиотики), и только в форме истины. По мнению Г.И. Прибыткова, сегодня, во-первых, само эстетическое отражение все чаще понимается как форма социального отношения противоположных социальных групп по поводу производства эстетических ценностей в системе общества, присвоения эстетических ценностей как продукта общественного производства, их распределения, обмена и потребления; во-вторых, в основании этого продукта заложенными оказываются как объективные, так и субъективные предпосылки на базе оценочного эмоционально-образного отношения творцов эстетических ценностей к отражаемой действительности [114].

Если принять во внимание, что суть эстетических отношений, существующих между окружающим материальным миром (объект отношения) и человеком (субъект отношения) состоит в том, что в продуктах этого отношения раскрываются объективные качества и свойства предметов через то значение, которое они имеют в жизни людей, то следует признать, что деятельное начало принадлежит субъекту отношения, наделенному волей, разумом, эстетическими потребностями, взглядами, вкусами и идеалами, хотя характер его деятельности находится в прямой связи с объектом отношения.

Конечно, будучи социальным отражением, искусство и сегодня дает знание о действительности. Но это особое знание. В нем воспроизведение действи-

17

тельности неотделимо от выражения идейно-эмоциональной образной оценки ее личностью творца. Потребность в искусстве - это потребность не только сохранить знание о воспринятой действительности, но и сохранить также переживания, связанные с этим познанием, передать другим все многообразие непосредственной жизни самого художника и других людей, все изведанное и эмоционально пережитое им в общении с окружающей объективной реальностью. Из этого обстоятельства вытекает целый ряд важных моментов для характеристики источника развития искусства.

Так как относительно человека вся объективная действительность выступает как возможный или потенциально возможный объект отражения, в том числе и художественного, то можно заключить, что проблематика художественной формы отражения никогда не может быть исчерпана. Она будет опираться на практически неисчерпаемое многообразие чувственно воспринимаемых свойств материального мира (цвет, объем, габарит, пластика, конфигурация, пропорция, симметрия). Богатство и разнообразие музыкальных произведений будет обусловлено богатством эмоционального восприятия человеком окружающей действительности и собственных внутренних переживаний. Конкретный предел практической реализации многообразных чувственно воспринимаемых форм действительности в ту или иную эпоху нужно искать в развитии общества, в степени освоения человеком естественной и социальной действительности.

Нельзя говорить о художественном освоении чувственно воспринимаемых форм действительности в плане историческом до тех пор, пока человеческий труд вообще еще не создал человеческого отношения к природе, пока не проявилась трудовая потребность. В процессе создания новых, более совершенных орудий труда постепенно выявлялась и другая необходимость — создание предметов в соответствии со знанием их объективного содержания и их ценности для человека, как в плане утилитарном, так и эмоциональном. В результате продукты и предметы труда становились не только более полезными, но и привлекательными. Не только надежными, но и разнообразными, не только удоб-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24986.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.