У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Алиса Коонен начало пути
Количество страниц 183
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24989.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I; Алиса Коонен в школе Художественного театра 10

§1.1905-1906 10

§2.1906-1907 16

§3.1907-1908 34

Глава II: Алиса Коонен — актриса Художественного театра 51

§1.1908-1909 51

§2.1909-1910 66

§3.1910-1911 74

§4.1911-1912 80

§ 5. «Гамлет» 97

§6.1912-1913 136

Заключение 172

Библиография 176

Указатель имен 183

Введение



Введение

I. Общая характеристика работы Актуальность исследования обусловлена:

• интересом театроведения и широкого круга читателей к личности Алисы Коонен;

• отсутствием исследований начального периода жизни и творчества Алисы Коонен, когда она училась и работала в Художественном театре;

• значительным интересом практиков театра к «яркой театральности» и творческому наследию А.Коонен и А.Таирова.

Начало пути великой трагической актрисы Алисы Коонен в Художественном театре представляет интерес не только для специалистов-театроведов, но и для большого круга читающей публики, проявляющей заметное внимание к мемуарам и подробным биографиям. Мемуары А.Г.Коонен «Страницы жизни»1 по праву считаются одной из лучших книг о театре и жизни творческой интеллигенции России первой половины XX века. Конечно, велик интерес и к тому, что осталось за пределами этих «Страниц». Алиса Коонен считала, что творчество неотделимо от личной жизни. В силу различных причин в книгу А.Г.Коонен не вошел ряд эпизодов, которые она планировала осветить в своих мемуарах, что-то осталось недосказанным, сместились акценты. Многие события, описанные в книге, не датированы, расставлены в произвольном порядке.

По поводу пребывания А.Коонен в МХТ в театроведении сложился ряд представлений, требующих, по нашему мнению, значительной корректировки. Отдельно и глубоко этот период жизни Алисы Георгиевны никогда не исследовался. Большинство работ, вскользь касавшихся этой темы, опирается на письма Станиславского, где он довольно резко высказывается по поводу ухода Коонен из МХТ, видя главную причину только в высоком жаловании, предложенном актрисе в Свободном театре. Между тем, проблема ухода от Станиславского учеников и сотрудников является очень сложной и обширной темой, волнующей современных

Коонен А.Г. Страницы жизни. - М.: Искусство, 1975.

исследователей. В свете этого уход Алисы Коонен перестает быть частным случаем и помогает разобраться в тенденции, которую Художественный театр, и в первую очередь Станиславский, переживали весьма болезненно.

Творчество Алисы Коонен соединяло в себе яркую театральную выразительность и глубокое «преображение в образ»2, традиции «театра представления» и «театра переживания». На современной сцене эти две тенденции уже не сражаются, режиссеры ищут пути их органичного взаимодействия. В связи с этим начало пути Алисы Коонен, ее поиски такого синтеза представляются важными и актуальными.

Степень разработанности научной проблемы.

Отдельного исследования периода 1905-1913 гг. в жизни А.Коонен, ее пути до встречи с А.Таировым, не существует. Эта тема затрагивалась в ряде работ, посвященных творчеству Алисы Коонен в целом. При этом в них не уделялось особое внимание жизни актрисы вне стен театра.

Наибольший интерес среди таких работ представляют три статьи об актрисе Павла Маркова3 и книга Леонида Гроссмана «Алиса Коонен»4. Изданная в 1930 году работа Гроссмана - подробная и искренняя. Автор анализирует творчество Алисы Коонен в его связи с общими тенденциями развития искусства в начале XX века. Важно в этой книге и то, что Гроссман приводит точку зрения самой Коонен, выдержки из интервью с ней.

Статьи Маркова, в особенности самая известная - «Алиса Коонен» из «Театральных портретов» (1939)5, - уже обнаруживают стремление автора переоценить творческое наследие актрисы таким образом, чтобы защитить ее от идеологических нападок. Автор высказывает надежду, что «реалистическая» линия исканий Коонен станет определяющей в ее творчестве. В целом же статьи Маркова о Коонен поражают глубиной аналитической мысли в сочетании с эмоциональностью восприятия.

2 Абалкин Н.А. Диалог с актером. -М: ВТО, 1982.-С. 150.

3 Марков П.А. О театре: В 4 т. - М.: Искусство, 1974-1977. - Т. 2, 3, 4.

4 Гроссман Л.П. Алиса Коонен. - М.-Л: Academia, 1930. 3 Марков П.А. О театре: В 4 т. - Т. 2. - С. 286-297.

Небольшая брошюра Г.Геронского «Алиса Коонен»6, вышедшая в 1927 году, насквозь пропитана идеологией, автор грешит развязностью высказываний и неточностью фактического материала.

Другой пласт работ, касающихся пребывания Коонен в МХТ, - это исследования различных проблем, спектаклей, творчества актеров и режиссеров Художественного театра. Чаще всего эти работы дают весьма скудный материал по самой Коонен, но очень помогают разобраться, например, в истории создания и жизни спектаклей, в которых участвовала актриса. Это книги: «Режиссерские искания Станиславского» М.Н.Строевой7, «Гамлет - Качалов» Н.Н.Чушкина8, «Шекспир и Крэг» Т.И.Бачелис9, «Трагедия трагика» М.Л.Рогачевского10. Богатейший материал дает трехтомник «Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений» О.А.Радищевой", хотя именно в этой работе наиболее ярко высказана традиционная и, одновременно, весьма спорная точка зрения на уход Коонен: «Но самый предательский удар нанесла Станиславскому прилежная ученица А.Г.Коонен, на протяжении восьми лет пестуемая им по «системе». Она оказалась в труппе марджановского театра. Утешением Станиславскому и Немировичу-Данченко мог стать лишь скорый конец этого театра, просуществовавшего всего один сезон»12. Резкость и категоричность этого высказывания (неожиданные в издании последнего десятилетия) могут быть обусловлены как раз отсутствием альтернативной точки зрения на эти события. Похоже, несколько утверждений театроведов о том, что Коонен покинула театр в поисках новых театральных форм, не перевесили приговора Станиславского: Коонен объявила об уходе «легкомысленно и жестоко»13, ее «переманили» за «большие деньги»14.

6 Геройский Г.И. Алиса Коонен. - М.-Л.: Кинопечать, 1927.

7 Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 1898-1917. - М.: Наука, 1973.

8 Чушкин Н.Н. Гамлет-Качалов. - М.: Искусство, 1966.

9 Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. - М.: Наука, 1983.

10 Рогачевский МЛ. Трагедия трагика. - М.: Искусство, 1998.

11 Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений: В 3 т. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994-1999.

12 Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений, 1909-1917.-С.36.

13 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. - М: Искусство, 1988-1999. - Т. 8. - С. 327.

14 Там же.-С. 324.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе собраны, датированы и проанализированы многие значимые свидетельства о начале творческого пути А.Г.Коонен, которые удалось найти в опубликованных и архивных материалах. Сделана попытка рассмотреть творчество актрисы в неразрывном единстве с ее личной жизнью. Диссертант старается взглянуть на собранные им факты и мнения, не ограничивая себя заранее созданной концепцией, не идеализируя ни одного из персонажей и сам МХТ. В то же время автор стремится не навязывать свою точку зрения читателю, а дать ему возможность самому сопоставить факты и сделать свои выводы (именно поэтому собранные материалы приведены обычно не в пересказе, а в форме развернутой цитаты).

Объект исследования - А.Г.Коонен в Московском Художественном театре.

Предмет исследования - жизнь Алисы Георгиевны Коонен в период с 1905 по 1913 гг. во всех ее аспектах, во взаимосвязи личных переживаний с учебой и работой.

Цель исследования - дать хронологически выверенную историю жизни и творчества А.Г.Коонен с 1905 по 1913 гг.

Задачи исследования определяются целью и предметом научной работы:

• собрать, датировать и проанализировать значимые свидетельства жизни А.Г.Коонен в период ее учебы и работы в Художественном театре;

• раскрыть особенности взаимоотношений А.Г.Коонен со всеми влиявшими на нее личностями в этот период;

• рассказать о культурных явлениях, формировавших этические и эстетические представления А.Г.Коонен в начале ее пути;

• подробно исследовать историю творческих взаимодействий А.Г.Коонен с режиссерами ХудожествеЕПЮго театра;

• проследить влияние на судьбу актрисы спектаклей МХТ и других театров, в которых играла А.Коонен в период с 1905 по 1913 гг.;

• выявить причины ухода А.Г.Коонен из Московского Художественного театра.

Теоретической и методологической базой исследования

послужили работы театроведов (Л.М.Смелянского15, И.Н.Соловьевой16, М.И.Туровской17, П.А.Маркова, В.Я.Виленкина18, К.Л. Рудницкого19, Т.И.Бачелис и др.), писателей-биографов (В.Ф.Ходасевича20, В.В.Набокова21, С.Цвейга22, А.Моруа23, Ж.-П.Сартра24, А.И.Ваксберга25 и др.). Эти работы помогли автору диссертации в поисках компромисса между академичностью и доступностью изложения, дали импульс для творческого осмысления биографии, поиска синтеза факта и образа.

Методы исследования предопределены предметом и целью работы:

• накопление и анализ опубликованных и неопубликованных материалов о жизни А.Г.Коонен с 1905 по 1913 гг.;

• сопоставление этих материалов с целью выяснения наиболее полной картины происходивших событий;

• столкновение различных взглядов театроведов на один и тот же вопрос;

• опора на дневники и письма А.Г.Коонен, попытка взглянуть на события «ее глазами»;

• исследование художественных явлений, сформировавших творческую манеру Коонен и ее взгляды на тот или иной эстетический вопрос.

15 Смеляиский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. - М.: Искусство, 1989.

16 Соловьева И.Н. Немирович-Данченко. - М.: Искусство, 1979.

17 Туровская М.И. Бабанова: легенда и биография. - М.: Искусство, 1981.

18 Виленкин В.Я. Качалов.- М.: Искусство, 1976.

19 Рудницкий К.Л. Мейерхольд. - М.: Искусство, 1981.

20 Ходасевич В.Ф. Некрополь.-М.: Советский писатель-Олимп, 1991.

21 Набоков В.В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1998.

22 Цвейг Стефан. Собр. соч.: В 9 т. - М.: Библиосфера, 1996.

23 Моруа Андре. Собр. соч.: В 5 т. - М.: ACT: Олимп, 1998.

24 Сартр Ж.-П. Фрейд. - СПб: Азбука, 2000.

25 Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. - М.: Терра-Спорт, 1999.

Эмпирическая база. Эмпирический материал диссертации составили:

• архивные материалы (черновики мемуаров Коонен, письма ее и к ней, письма актеров, режиссеров и художников МХТ, их неопубликованные воспоминания, стенограммы выступлений, письма зрителей, учебные журналы школы МХТ и др.)26;

• рецензии на спектакли, в которых участвовала Л.Г.Коонен;

• книги и статьи театроведов (П.Л.Маркова, М.Н.Строевой, О.А.Радищевой, Н.Н.Чушкина, Т.И.Бачелис и др.);

• собрания сочинений, книги, статьи, опубликованные воспоминания и письма непосредственных участников событий (К.С.Станиславского27, Вл.И.Немировича-Данченко28, А.Дункан29, А.Н.Бенуа30, Л.М.Леонидова31 и др.);

• сборники, монографии, хроники и статьи, посвященные людям, с которыми общалась А.Коонен в этот период своей жизни (сборники: о К.Станиславском32, И.Саце33, К.Марджанове34; хроники: И.Н.Виноградской35 и Л.М.Фрейдкиной36; монографии: Франчсско Пальмеджани «Маттио Баттистини»37, Г.И.Чугунова «Мстислав Валерианович Добужинский»38, М.Г.Эткинда «А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца IXX - начала XX века»39, Е.П.Яковлевой «Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха»40 и др.)

26 Фонды архивов Музея МХАТ, РГАЛИ, ЦГТМ им. А.А.Бахрушина.

27 Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т.

28 Немирович-Данченко Вл.И. Творческое наследие: В 4 т. - М.: Московский Художественный театр, 2003 и Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. - М.: Academia, 1936.

29 Дункан А. Моя жизнь. Шнейдер И. Встречи с Есениным. - М.: Профиздат, 1997. j0 Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 2 т. - М.: Наука, 1980.

31 Леонидов Л.М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка. Статьи и воспоминания о Л.М.Леонидове. - М.: Искусство, 1960.

32 О Станиславском. - М.: ВТО, 1948.

33 Сан И.А. Из записных книжек. Воспоминания современников. — М.: Советский композитор, 1968.

34 Коте Марджанишвили. Творческое наследие. — Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1966. j5 Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С.Станиславского: В 4 т. - М.: ВТО, 1971-1973.

36 Фрейдкина Л.М. Дни и годы Вл.И.Немировича-Данченко. - М.: ВТО, 1962.

37 Пальмеджани Франческо. Маттио Баттистини. - М.-Л.: Музыка, 1966.

38 Чугунов Г.И. Мстислав Валерианович Добужинский.-Л.: Художник РСФСР, 1984.

39 Эткинд М.Г. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца IXX - начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1989.

40 Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха. - Самара: «АГНИ», 1996.

Теоретическая и практическая ценность работы. Теоретическая ценность диссертации заключается в том, что исследователь пытается расширить взгляд на историю Художественного театра не только за счет обзора культурного, социального и исторического контекстов происходивших событий, но и с помощью обращения к обстоятельствам личной жизни каждого из персонажей этой истории.

Практическая значимость работы: диссертант собрал, датировал и прокомментировал в своем исследовании многие обнаруженные им свидетельства жизни А.Г.Коонен с 1905 по 1913 гг., что позволяет театроведам при обращении к данной теме узнать не только мнение диссертанта, по и получить подробную летопись жизни актрисы этого периода. Работа также помогает по-новому оценить роль Художественного театра в жизни А.Г.Коонен, дает дополнительный материал к размышлениям на тему творческих взаимоотношений в МХТ.

Апробация диссертации. Отдельные исследовательские приемы, использованные в данной диссертации, были описаны в докладе и вынесены на обсуждение на Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов «Методология современного театроведения» в ноябре 2003 г.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Коган А.В. Алиса Коонен: начало пути (В школе Московского Художественного театра) // Театральная жизнь. - 2003. - № 8. - 0,6 п.л.

2. Коган А.В. Алиса Коонен в поисках Синей птицы // Театр. Кино. Музыка. Живопись. Межвузовский сборник научно-исследовательских работ молодых ученых. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2004. - 1 п.л. (готовится к изданию)

3. Коган А.В. Алиса Коонен в Крыму // Крымский альбом 2004. Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. -М.-Феодосия: Издательский дом «Коктебель», 2004. - 1 п.л. (готовится к изданию).

Глава I. Алиса Коонен в школе Художественного театра

§ 1. 1905-1906

Алиса Георгиевна Коонен была зачислена в школу Художественного театра 14 августа 1905 года41. В конце сентября 1905 года Коонен получила аттестат об окончании 1-й Московской женской гимназии. В «Страницах жизни» Алиса Георгиевна пишет, что ей дали серебряную медаль, несмотря на «весьма посредственные отметки»42. На самом деле отметки были замечательные: Алиса Коонен «оказала успехи в Законе Божьем отличные, Русском языке и Словесности отличные, Французском языке отличные, Немецком языке отличные, Педагогике отличные, Истории отличные, Географии отличные, Математике отличные и Естествознании отличные, сверх того обучалась чистописанию, рисованию, танцованию, пению и рукоделию»43. Слова Г.Геронского о том, что гимназию Коонен «оставляет на год раньше срока»44, вряд ли заслуживают доверия. Обучение она закончила и с этих пор вполне могла обеспечивать себя:

«На основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ, в 9-й день января 1862 года, Устава женских гимназий,

Коонен Алиса

имеет право получить, не подвергаясь испытанию, свидетельство от Министерства Народного просвещения на звание Домашней Учительницы тех предметов, в коих оказала хорошие успехи»45.

Л медаль юная Коонен получила серебряную вместо золотой, скорее всего, из-за... плохого поведения, хотя в аттестате и написано «отличное»: «Время, проведенное в гимназии, я считаю для себя потерянным, так там все было скучно и казенно, - писала Алиса Коонен. - Отсюда, наверно, и шли все те шалости, которые я придумывала, приводя в отчаяние гимназическое начальство. Мои шалости и выдумки доставляли мадам Соц так много беспокойства, что в день моего выпускного экзамена она

41 Журнал о занятиях воспитанников Драматических курсов за сезон 1907-1908 гг. // Архив ЦГТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 240 (МХАТ). Ед. хр. 12.-Л. I.

42 Коонен А.Г. Страницы жизни. - С. 19.

43 Аттестат об окончании А.Г.Коонен 1-й Московской женской гимназии // РГАЛИ. Коонен А.Г. Ф. 2768. Оп. 1. Ед. хр. 440. - Л. 1.

44 Г.И.Геройский. Алиса Коонен. — С. 3.

45 РГАЛИ. Коонен А.Г. Ф. 2768. Оп. 1. Ед. хр. 440. - Л. 1.

10

перекрестилась, воскликнув: «Слава богу, в гимназии больше не будет Коонен!»46 Видимо, директриса гимназии (или, как названа Н.И.Соц в аттестате, - «главная надзирательница») действительно с облегчением подписала аттестат Коонен. Алиса Георгиевна всегда отличалась остро развитым чувством протеста не только «против общепринятых вкусов»47, но и против общепринятых норм поведения. Однажды за «визит к холостому мужчине» (больному учителю) ее чуть не выгнали из гимназии, но это уже было не важно для нее - «Всеми моими помыслами уже владел Художественный театр»48.

Вряд ли Коонен преувеличивает, когда пишет: «вся жизнь артистов... была досконально известна нам. Мы знали все не только о них лично, но и про их родственников, детей, близких»4 . В записной книжке тринадцатилетней Алисы можно найти адреса Станиславского, Качалова, Савицкой, Халютиной, Книппер, телефоны Художественного театра50. Гимназистка Коонен ходила за актерами МХТ буквально попятам. В черновиках к «Страницам жизни», почти через шестьдесят лет, она признается: «Ольга Леонардовна, бодро стуча каблучками, шла после репетиции домой, я в некотором отдалении шла за ней, восхищаясь ритмом ее походки»51.

Первые же впечатления Алисы от спектаклей Художественного театра отодвинули ее учебу на второй план. В 1903 году на страницах ее записной книжки звучит ироничное «gaudeamus igitur!!!!!»52 и стихотворное прощание с детством:

«2 авг[уста] 1903

Беспечные игры, минутные слезы,

Волшебных мечтаний года,

Счастливого детства счастливые грезы,

46 Коонен А.Г. Страницы жизни.-С. 17. 47Там же.-С. 19.

48 Там же.-С. 18.

49 Там же. - С. 20.

50 Коонен А.Г. Записная книжка с рисунками, записями афоризмов, стихотворений, адресов и другое//РГАЛИ.Ф. 2768. Коонен А.Г.Оп. 1.Ед. хр. 103.-Л. 5, 10, 16, 17,22,23.

31 Коонен А.Г. «Страницы из жизни» - воспоминания, черновики, разрозненные листы // РГАЛИ.

Ф. 2768. Коонен А.Г. On. I. Ед. хр. 95. - Л. 72.

52 РГАЛИ. Коонен А.Г. Ф. 2768. Оп. 1. Ед. хр. 103. -Л. 3.

11

Куда вы исчезли, куда?!

Где то, во что верилось так безрассудно?

И слышу, как эхо твердит:

Все в жизни непрочно,

Все в жизни минутно.

Все мимо, все мимо летит.

А.К.»53 (здесь и далее подчеркивание, разрядка, курсив авторов).

Несмотря на культ мальчишества, царящий в гимназии, Алиса Коонен уже в последних классах начинает ощущать силу своего женского обаяния и проверяет ее на друзьях и учителях. В записной книжке появляются стихи, написанные поклонниками, а 25 мая 1903 года Алиса вносит в книжку: «Женщины управляют миром, хотя историки знают только мужские имена», - сказал Великий Гейне, и он был прав, а наивный философ Гамлет - самодур и губошлеп, каких мало»54.

Почти каждый вечер Алиса Коонен прибегала в Камергерский переулок, она помногу раз посмотрела все спектакли Художественного театра. Но была постановка, которую Алиса не пропустила ни разу -«Одинокие». «Именно на этом спектакле я поняла, во-первых, что влюблена в Качалова и, во-вторых, что не могу жить без Художественного театра»55, - пишет Коонен в «Страницах жизни». Уверенная в своих силах, Алиса решает добиться и первого, и второго. Когда она поступила в школу Художественного театра, в ее дневнике появилась запись: «Одна моя мечта сбылась. А вторая??? Буду верить в силу желания!!!»56

Конкурс в школу театра в 1905 году был такой же, как и сейчас - 100 человек на место, но тогда не было как таковой Школы, а выделялись единичные вакансии. В тот год их было три. На экзамене Алиса Георгиевна читала басню Крылова и стихотворение очень популярного в начале века Надсона. Ее приняли. Как же должна была поразить комиссию эта маленького роста девочка, которой еще не было и шестнадцати!

"РГАЛИ. Коонен А.Г.Ф. 2768. Оп. 1.Ед. хр. 103.-Л. 3.

54 Там же.-Л. 5.

55 Коонен А.Г. Страницы жизни. - С. 20.

56 Там же. - С. 23.

12

В первом учебном году специальных занятий с учениками школы не вели. Основными уроками являлись репетиции и выходные роли. После скучной и безликой учебы в гимназии жизнь в Художественном театре казалась Алисе вихрем увлекательных событий. И тем более неожиданным был для нее первый разговор со Станиславским, когда он спросил ученицу: «Вы могли бы уйти в монастырь?., ведь театр - это тот же монастырь... работа в театре требует полной отдачи себя, отречения от многого в личной жизни. Служить искусству - это подвиг»57. Позже Алиса Георгиевна привыкла к категоричности Станиславского, но в тот день долго не могла прийти в себя, размышляя: «Неужели искусство действительно требует от человека отрешенности? Жизнерадостная по природе, я не могла представить себе, что должна буду отказаться от жизни, такой увлекательной и прекрасной, которая вот только-только приоткрылась

58

передо мной» .

После этого разговора и первых своих впечатлений от репетиций, на которых Константин Сергеевич был порой очень резок с актерами, Алиса Коонен стала бояться и избегать Станиславского. В своих воспоминаниях она напишет: «В большой его фигуре, величественной и строгой, было поистине что-то подавляющее»59. Подавляющее... Со временем это слово станет ключевым в их общении, и в конце концов это качество Станиславского окажется одной из основных причин, заставивших Коонен покинуть МХТ.

Совсем иные отношения сложились у Алисы Георгиевны с Немировичем-Данченко: «Владимира Ивановича я совсем не боялась и чувствовала себя с ним свободно и легко»60, - вспоминала Коонен. Эта фраза в ее творческой биографии весит гораздо больше, нежели это видно из ее мемуаров и нежели принято считать. Кажется даже, что по какому-то недоразумению Коонен считается исключительно ученицей Станиславского. Немирович оказал на нее влияние не меньшее, чем Константин Сергеевич, к которому Алиса прониклась не только страхом, но

57 Коонен А.Г. Страницы жизни. - С. 24-25.

58 Там же.-С. 25-26.

59 Там же. - С. 26.

60 Там же. - С. 29.

13

со временем еще и недоверием из-за обычной склонности Станиславского все преувеличивать и драматизировать: «Оказывается, - пишет Радищева, -что все [Москвин, Вишневский, Качалов, Лужский] обижены на него, потому что в работе он применяет к ним «детские приемы» воздействия. Однажды Лужский писал в дневнике, что Станиславский «в занятиях ...следит, когда можно актера накрыть» и этим самым добивается не правды сценического поведения, а обратного»61. Что уж говорить об ученицах, если подобная проблема возникала даже у Лилиной, которая писала мужу: «Ты просишь, чтобы я вернула тебе твое доверие: согласна, только ты для этого должен обещать мне быть всегда правдивым и никогда не преувеличивать ни факты, ни настроения. Я не дитя, запугивать меня не к чему. А когда я замечаю, что ты соврал что-нибудь, хотя бы и для моей пользы, я перестаю верить тебе и тогда, когда ты говоришь правду»62.

Немирович же умел и любил доверять актерам, чем очень располагал их к себе и добивался плодотворного сотрудничества. Самой своей значительной ролью в МХТ - Машей - Коонен обязана именно доверию Немировича. Первый же знак его доверия к Алисе был показателен и поразителен: готовя с Лилиной роль Заречной, Немирович попросил Алису прочесть первый монолог Нины:

« - Вот вам и Чайка, - сказал Немирович, обернувшись к Лилиной, когда я кончила.

...вечером на спектакле уже шутили, что я «учила Лилину» играть Чайку»63.

В своей книге Коонен рассказывает об этом эпизоде в контексте событий уже второго своего ученического сезона в МХТ. Но, скорее всего, эта история относится к августу-сентябрю 1905 года, когда в театре возобновляли «Чайку» и когда Коонен только-только поступила в школу МХТ.

61 Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений, 1898— 1908. - С. 304.

62 К.С.Станиславский и М.ПЛилина, которых никто не знал (Из переписки ранних лет). Публикация Н. Леонтьевского//Театр. - 1990. -№ 12.-С. 136.

63 Коонен А.Г. Страницы жизни. - С. 36.

14

Осенью 1905 года на работу Художественного театра все большее влияние стали оказывать политические события. Сборы театра отчаянно падали. Товарищество МХТ оказывается на грани банкротства. Когда шли уличные бои, в фойе Художественного театра открыли лазарет, где круглосуточно дежурили артистки и ученицы школы МХТ. Алиса Георгиевна не пишет об этом в своих воспоминаниях, но, судя по тому, какое активное участие в это время она старалась принимать в жизни театра, как, вслед за братом-студентом, увлечена была «романтикой революции», можно смело предположить, что Алиса была в лазарете одной из сестер милосердия. Интересно, что в эти трагические дни Алиса получает в подарок от актрисы М.Ф.Андреевой фотографию с дарственной надписью: «Красота и искусство - религия будущего. 17 ноября 1905 года»64. Это можно называть девизом всей жизни Коонен. Но российские реалии осени 1905 года все-таки были несовместимы ни с красотой, ни с искусством. Введенное в Москве чрезвычайное положение вынудило театр прекратить спектакли. Но и после снятия чрезвычайного положения казалось невозможным говорить со сцены о чем-либо, кроме кровавых событий. Театру необходимо было принимать какие-то экстренные меры. Было решено поехать на гастроли за границу.

Ученики школы МХТ попросили Немировича-Данченко взять их с собой с тем условием, «чтобы дорогу до Берлина мы оплачивали сами, а театр платил бы нам за участие в спектаклях столько же, сколько немецким статистам, которые, как нам стало известно, должны были принимать участие в массовых сценах» 5. На гастроли взяли четверых студентов, в том числе и Коонен. 28 января 1906 года театр выехал из Москвы, он повез в Германию «Царя Федора Иоанновича», «Дядю Ваню», «Три сестры», «На дне» и «Доктора Штокмана»66. Это была первая поездка Алисы Коонен за границу.

За время гастролей театр сыграл 62 спектакля в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Праге, Вене, Франкфурте-на-Майне, Ганновере, Карлсруэ,

64 Фотография Андреевой Марии Федоровны с дарственной надписью // РГАЛИ. Коонен А.Г. Ф. 2768. Оп. 1.Ед. хр. 529.

65 Коонен А.Г. Страницы жизни. - С. 31.

66 РогачевскиП МЛ. Трагедия трагика. - С. 161.

15

Висбадене и Варшаве. Студенты не только жадно осматривали достопримечательности, музеи, художественные галереи, они вместе с другими актерами театра, знакомились с европейским знаменитостями, горячо приветствовавшими МХТ, - «крупнейшими европейскими актерами, режиссерами, драматургами — Л.Барнаем, Э.Дузе, Ф.Гаазе, М.Рейнгардтом, И.Кайнцем, Я.Квапилом, Г.Гауптманом, А.Шницлером, Г.Зудерманом и другими»67. 4 мая 1906 года театр-триумфатор вернулся в Москву, где к этому времени социальная обстановка стабилизировалась. Актеры разъехались в отпуска. Алиса Коонен с семьей переселилась в Серебряный бор, на дачу.

§2.1906-1907

На первом собрании труппы в августе 1906 года Немирович сообщил ученикам школы, что скоро с ними начнут ставить отрывки из пьес. О.А.Радищева пишет: «Школа Художественного театра, или, как ее еще называли, сценический класс, была созданием Немировича-Данченко. Она заменила ему оставленное преподавание в Филармоническом училище и позволила продолжить педагогическую деятельность, которую он любил... Нельзя назвать день и час, когда Станиславский, сначала державшийся от школы в стороне, проявил к ней интерес больший, нежели почетное присутствие на конкурсах и экзаменах. По словам Немировича-Данченко, что он объявлял «ученикам как большую радость» приход Станиславского для занятий, можно судить - бывало это не часто»68. Бывало это действительно нечасто, но, если судить по воспоминаниям Коонен, и Немирович редко занимался с учениками. На нем, скорее, лежали организационные обязанности, впрочем, как и на Станиславском. Они оба выбирали для школы учителей, читали отчеты об их работе. Некоторые из этих материалов, дающих довольно подробные сведения о школе, хранятся в Театральном музее им. А.А.Бахрушина.

67 Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 1898-1917.-С. 182.

68 Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений, 1897-1908.-С. 336.

16

После призыва Немировича выбирать отрывки Алиса Коонен не спала всю ночь: «Перебирая в памяти любимых героинь и примеривая их к себе, я наконец остановила свой выбор на Гильде из «Строителя Сольнеса» и Орлеанской деве. Кроме того, я мечтала работать над двумя монологами... проповедью Бранда и последним монологом Чацкого. То, что они принадлежали мужчинам, нисколько не смущало меня: я считала, что мысли, в них заложенные, с полным правом могла бы высказать и женщина»69. Немирович-Данченко, узнав об этих планах ученицы, сказал, что для Гильды и Орлеанской девы Алиса «еще слишком молода, неопытна»70, что у нее не хватит техники. По поводу же Бранда и Чацкого он сказал, что не понимает, почему ее тянет к мужским ролям. Алиса попыталась настаивать, но безуспешно. Вскоре она узнала, что Немирович назначил ей в работу Леля в «Снегурочке», Раутенделейн в «Потонувшем колоколе» и Зизи в водевиле «Слабая струна». Выбор последнего отрывка, вероятно, был обусловлен тем, что «в 1906 году Станиславский захотел попробовать с учениками школы водевиль. Вероятно, он думал проверить путь актерского развития, который сам прошел в юности в любительских спектаклях. До конца дней он будет считать водевиль важным этапом актерского воспитания. Немирович-Данченко не мог разделять этого мнения, потому что среди водевилей встречалось мало произведений настоящей литературы. Его credo было воспитание актера на серьезной литературной основе. Станиславский свидетельствует, что Немирович-Данченко боялся «порчи актеров» водевилем. Сам же он [Станиславский] в данный момент считал, что водевиль внесет в школьную программу необходимое ей новшество. Договориться им было невозможно. У них были разные взгляды на воспитание актера»71, - пишет О.А.Радищева.

В этом сезоне ученикам уделяли уже гораздо больше внимания. В перерывах между репетициями и спектаклями назначались занятия по пению, пластике, фехтованию. Уроки пения сразу разочаровали Алису. Константин Сергеевич был совершенно убежден, что занятия с Фанни
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24989.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.