У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемы генезиса Батального жанра голландской живописи первой половины XVII века
Количество страниц 185
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24995.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение... 4

Историография вопроса... 10

Глава I. Характеристика эпохи... 19

Христианский неостоицизм в XVII века... 19

Идеология патриотизма... 23

Экономическое и военно-политическое положение Голландии в

1620-1650 годы... 26

Экономическое положение Голландии 1620-1650 годов... 28

Военно-политическая обстановка Голландии 1620 - 1650 годов... 33

Военные реформы 1580-х годов в Северных Нидерландах и их

значение... 38

Заказчики и покупатели батальных картин в Голландии первой

половины XVII века... 48

Глава II. Искусство и батальный жанр Голландии первой половины

XVII века... 55

Предыстория голландского батального жанра. Возникновение

мотива кавалерийского сражения в Новое время... 55

Южно-нидерландская школа батальной живописи второй

половины XVI - начала XVII века (Себастьян Вранкс и его

школа)... 59

Идеологические особенности батального жанра голландской 70

живописи...

Труды по теории искусства XVII века и батальный жанр

голландской живописи первой половины XVII века... 74

Иконография сцен кавалерийских сражений... 82

Всадник... 82

Вооружение и амуниция... 86

Сигнализация и связь... 88

Тактические приемы ведения боя кавалерии... 88

Пейзаж... 89

Вспомогательные элементы в картинах голландских

баталистов... 91

3

Стилистические аспекты жанра кавалерийских сражений... 92

Манера Яна Мартсена Младшего... 93

Манера Паламедеса Паламедеса... 97

Манера Беньямина Кейпа... 98

Композиция... 99

Технологический аспект... 101

Глава III. Коллективная дуэль у Хертогенбоса 5 февраля 1600 года.

Значение сюжета для развития голландской батальной живописи

первой половины XVII века... 106

Глава IV. Картины П. Паламедеса в Эрмитаже... 118

Кавалерийская схватка. 1623/1624... 118

Кавалерийское сражение (Нападение на обоз). 1632... 131

Стычка конницы с пехотой. 1632/1633... 142

Кавалерийский бой у реки. 1632/1633... 151

Кавалерийское сражение. Ок. 1638... 152

Заключение... 158

Библиография... 164

Список иллюстраций... 175

Альбом иллюстраций... 185



Введение



Введение

Эпоха национально-освободительной войны (1568 - 1648) против испанской монархии - одна из самых ярких страниц в истории Бельгии и Голландии, которые в начале войны представляли собой одно государство Нидерланды (Союз семнадцати провинций), но уже в конце XVI века (1579) разделились на Южные Нидерланды и Республику семи объединенных провинций (Голландскую Республику).

В то время как Южные Нидерланды, оставшиеся под властью Испании, в ходе войны были рекатолизированы и рефеодализированы, Голландская Республика продолжала военные действия, отстаивая свою независимость. При этом, проводимая ею политика религиозной веротерпимости и политического либерализма, способствовала невиданному до того расцвету культуры и экономическому росту. В литературе XVII столетие в истории Голландии получило название «Золотой век».

Расцвет государства, совпавший с периодом ведения справедливой национально-освободительной войны, кажется, должен был вызвать у историков искусства внимание к произведениям искусства с изображением военных действий на суше как к главному источнику информации о войне, но этого не случилось. Только в настоящее время батальный жанр голландской живописи XVII века начинает привлекать внимание исследователей.

Объяснение невниманию искусствоведов к батальным сценам, возможно, кроется в замечании историка и культуролога Йохана Хейзинги (1872 - 1945), выразившего, бытующее мнение следующим образом: «В армии молодой Республики находилось много иностранцев ... немцев, французов, швейцарцев, англичан, шотландцев... Совсем другое дело военно-морской флот. Он был

5

полностью национальным по своему составу... Это отличие сухопутных военных действий от морской войны отразилось и в изобразительном искусстве. Многие удачные моменты войны на суше почти не имеют значительных картин... Полевые бои точно так же мало относились к стратегии государства, как и к таланту живописцев» [112, 17]*. В настоящее время эта точка зрения не кажется верной.

Дата рождения батального жанра в голландской живописи -1621/22 годы. С самого начала его темой были боевые дествия сухопутной армии страны. В национальном отношении регулярная армия Республики к 1621 году насчитывала в своих рядах около 50 % иностранных наемников (немцев, англичан, швейцарцев и т.д.). Однако в годы войны в Вооруженные силы Республики входили также муниципальные ополчения (знаменитые стрелковые гильдии), состоявшие полностью из голландцев. Эти городские ополчения активно участвовали в боевых операциях по обороне городов и по охране границ. Часто они охраняли воинские лагеря близ своих городов - одним словом, где возможно, подменяли полевые воинские части в несении гарнизонной и караульной службы, и даже участвовали в осадах городов, предоставляя тем самым командованию возможность формировать армейские резервы. Состав иностранного элемента в армии был снижен за счет городских ополчений. Генералитет и высшее командование состояли на 90 % из голландцев.

К 1621 году голландская армия насчитывала в своих рядах 51 000 человек (не считая служащих на флоте и в городских стрелковых гильдиях) [76, 25].

Моральное единство голландской армии и населения страны скреплялось также вхождением голландских Вооруженных Сил в военно-политическую систему протестантских стран, выступающих на

* [Первая цифра - номер по библиографии, вторая - номер страницы]

6

других театрах военных действий Тридцатилетней войны. Таким образом, интернациональность голландской армии объяснялась во многом ее коалиционным характером - борьбой за общеевропейские политические цели союзных армий и за религиозные идеалы в ходе борьбы Реформации с Контрреформацией. Эта роль голландской армии хорошо укладывалась в мировоззренческую доктрину христианского неостоицизма, ставшего в конце XVI - начале XVII века главным философским учением в северных Нидерландах. Для идеологии неостоицизма было естественным достижение гармонии в международных отношениях путем борьбы, а также воинское братство суверенных народов. Поэтому иностранный наемник в голландской армии, вне зависимости от вероисповедания, считался патриотом, если он честно выполнял свой долг - жертвовал жизнью в боях. В батальном искусстве Голландии эпохи Освобождения не выделялась национальная принадлежность бойцов. Всех их объединяло сходство внешнего облика и униформа с синими или оранжевыми кушаками (цвета Дома Оранских) в отличие от красных поясов их противников-испанцев.

Своим идейным содержанием и художественными особенностями голландская батальная живопись XVII века обязана новому укладу экономики. Голландская буржуазия переориентировала культуру для своих целей и задач, обеспечила художникам сбыт произведений искусства, оттеснив в сторону бывшего главного заказчика -католическую церковь.

После низложения в 1581 году Генеральными Штатами семи северных провинций Филиппа II прежние привилегии дворян страны и их вассальная зависимость от Испании потеряли юридическую силу. Республиканское правительство - Генеральные штаты - предоставило дворянам лишь одну привилегию - занимать офицерские должности и пополнять элитный род войск - кавалерию. До 1672 года в кавалерию голландской армии брали только дворян, выполнявших новую службу

7

под начальством статхаудеров. Прежняя феодальная иерархическая сословная система, освященная божественной волей незаметно сменилась концепцией протестантского учения о призвании, данном человеку тем же божественным провидением [70, 47-83]. Так сформировались офицерский корпус республиканской армии и его ударная сила - кавалерия, действовавшая в боевом взаимодействии с пехотой, артиллерией, инженерными войсками, а в ряде случаев - и с военно-морскими силами страны.

Благодаря новому укладу социального строя и отношениям в обществе в 1610-е годы в стране сложился художественный рынок. Он стал важным фактором отражения вкусов общества, его идейно-эстетических взглядов и нравственной атмосферы в стране. Стало очевидным: в духовном климате страны господствуют идеи патриотизма и свободы, что проявилось в популярности батальной тематики, отражавшей национальное освобождение от гнета испанцев, и, наоборот, непопулярности произведений на темы ужасов гражданской войны. Первым индикатором подобного предпочтения стала картина Себастьяна Вранкса (1573 - 1647) с изображением коллективной дуэли в Фюхтовой пустоши у Хертогенбоса 5 февраля 1600 года.

Рождение и развитие батального жанра голландской живописи уместно связать с действительностью и в другом отношении. Проведение военной реформы в стране в 1580-х годах позволило создать постоянную и эффективно действующую

налогово-хозяйственную военную инфраструктуру (связь «фронта» и тыла). Подобный государственный механизм обороны страны требовал соответствующей идеологической поддержки, если не в виде специального административного органа, то во всяком случае в виде многоступенчатого механизма косвенного ангажирования художников и литераторов.

g

Этот метод уже применялся в отношении морского батального жанра Адмиралтействами страны, правда, в незначительной степени из-за большого количества художников-маринистов с увлечением бравшихся за правительственные заказы. Идеологическую поддержку армии со стороны деятелей культуры осуществлял по заданию Генеральных Штатов Константин Хейгенс (1596-1687) - секретарь двух стадхаудеров (главнокомандующих в

национально-освободительной войне): Маурица и Фредерика Хендрика.

Сам родом из бюргерской патрицианской семьи, Хейгенс неофициально нес ответственность за культурную политику государства, за состояние дел в литературе, искусстве и театре. Человек широко образованный, он был сведущ в филологии, изобразительном искусстве, музыке, литературе, юриспруденции. На досуге от государственных дел Хейгенс увлекался коллекционированием картин, писал стихи, музицировал, вел дипломатическую и научную переписку с корреспондентами в других странах. В процветании голландской культуры XVII века его роль трудно переоценить. Вместе с другими выдающимися представителями голландской культуры он способствовал приданию ей того блеска и разнообразия, которые вызвали у одного из историков нашего времени довольно эмоциональный отзыв: «Голландские историки часто благодарят судьбу, которая направила силы маленькой нидерландской народности, кроме деятельности на реках и морях, на блестящий расцвет в других областях: в политике, экономике, культуре. Пугает то, что подобная блестящая духовная сила и натиск в политике, экономике и культуре отсутствовали в другой половине нидерландской народности - на Юге». [93,401 -402].

Наиболее идеологизированным был жанр «исторической» живописи (религиозных и мифологических сцен). В XVII веке, да и

9

позже, эстетика традициционно присуждала «историческому» жанру первенство как «благородному возвышенному искусству». В годы национально-освободительной войны этот «благородный возвышенный» характер живописи использовался в целях пропаганды патриотизма и национального освобождения [80, 16-17]. Голландская батальная живопись в период своего становления ориентировалась на «исторический» жанр как на образец в иконографическом, стилистическом и идейном аспектах.

Константин Хейгенс был также одним из авторов идеи оформления мемориала Оранских в Хейс тен Босе (1647 - 1650), повлиявшего на создание декора в Новой ратуше в Амстердаме (1650 - 1655) и Лакенхалле в Лейдене (1650 - 1651) [108, 261]. Вполне возможно, что именно Хейгенс был инициатором приглашения в 1618 году к гаагскому двору стадхаудера Маурица Оранского художника Эсайаса ван де Велде (1587 - 1630) - родоначальника голландского батального жанра.

Цель данной работы - исследование проблем становления батального жанра голландской живописи с момента его зарождения (1621/22) до окончания 30-летней войны (1648). Тема раскрывается на примере сцен кавалерийских боев и на основе анализа картин голландских батальных художников, находящихся в разных собраниях и в первую очередь голландских баталий из коллекции Эрмитажа, большинство которых никогда не публиковались и не попадало в круг внимания искусствоведов.

10

Историография вопроса

Изучение батального жанра голландской живописи XVII века, можно считать, началось с характеристики, сделанной Карелом ван Мандером (1548 - 1606) в «Книге о художниках» (1604 г.) по поводу творчества Иоахима Патинира (ок. 1480 - 1524). К. ван Мандер отмечает, что Патинир написал жанрово-пейзажную картину правдиво и искренне, и ее с полным правом можно назвать батальной сценой [86, I, 165].

В начале XVIII века Арнольд Хаубракен (1660 - 1719) в «Большом панорамном обзоре жизни нидерландских художников и художниц» (1717-1721) дал развернутую характеристику батальных сцен Филипса Ваувермана (1619 - 1668), отметив мастерство, с которым они изображены, их выразительность и правдивость. Он же изложил основные факты биографии Ваувермана и первым указал на популярность его кавалерийских сцен во Франции [89, 288].

На протяжении дальнейшей двухвековой истории искусства батальный жанр голландской живописи XVII века не вызывал такой заинтересованности, чтобы она реализовалась в каком-либо серьезном исследовательском труде. Отчасти это объяснялось ситуацией, сложившейся в мире коллекционеров и антикварной торговли. На художественных аукционах XVII - XVIII веков появлялось множество картин голландских баталистов XVII века, не имеющих ни подписи, ни даты и приписываемых поэтому кисти художников иных школ. Другой причиной было отсутствие интереса самих голландцев к своему военному прошлому, что подверглось резкой критике со стороны ряда общественных деятелей страны в начале 1870-х годов [76, 6]. В 1878 году, в результате патриотической кампании в Голландии было организовано Общество охраны памятников старины. Спустя два года в одном из нидерландских вестников по искусству появилась первая

11

статья о голландском баталисте «Кое-что о Паламедесе Паламедесе» [76, 370], а в 1884 году начались реставрационные работы памятников военной славы, пришедших в ветхость.

Следующий этап изучения батального жанра голландской живописи XVII века начался после Второй мировой войны и совпал с 300-летием Вестфальского мира (окончанием Тридцатилетней войны 1618 - 1648 гг.). В Оснабрюкке и Мюнстере в 1948 году прошли юбилейные выставки информационного характера без привлечения художественного материала, что объяснялось сложностью организации подобных мероприятий в условиях послевоенного восстановления Европы. Поэтому изучение батального жанра Голландии шло медленными темпами и сосредоточивалось на сборе, классификации, изучении голландских баталий XVII века в отдельных музеях и коллекциях с последующей организацией выставок, о чем красноречиво говорит обширная библиография [76, 369 - 383].

В 1971 году появилась первая монография Стеланд-Стиф о батальном художнике Яне Асселейне (после 1610 - 1652) [142.]. В 1984 году Кейс опубликовал монографию об Эсайасе ван де Велде [116]. В 1987 году Ян Брилс в первой части своего труда о нидерландском искусстве 1585 - 1630 годов посвятил батальному жанру отдельную главу, в которой основное внимание уделил не изображениям кавалерийских боев, а сценам ограблений деревень солдатами [86, 151 -165].

Изучение военной истории и батального жанра периода национально-освободительной войны особенно активизировалось в десятилетие, предшествующее 350-летию Вестфальского мира, который голландская общественность рассматривала не только с точки зрения международного признания Голландской Республики в XVII веке, но и как прообраз и начальный этап современного объединения

12

Европы. Национально-освободительная война 1568-1648 годов приобрела, таким образом, новое измерение - международное. Голландская батальная живопись XVII века, воспринималась теперь как важный вклад в европейскую культуру. В общеевропейскую сферу батального жанра вновь вернулись и зазвучали совершенно по-новому имена Паламедеса Паламедеса (1607 - 1638), Филипса Ваувермана, Питера ван Лара (1592 - после 1642) и других голландских художников, творчество которых воспринималось уже сравнимым с искусством знаменитых мастеров эпохи 1-й и 2-й мировых войн.

Выставка 1988 года на тему отражения европейских войн XVI - XX веков в европейском искусстве, организованная СССР и Германией, продемонстрировала взаимосвязь двух эпох: XVII века и XX столетия. Актуально, как никогда раньше, зазвучали многие мотивы, темы и идеи голландского батального жанра первой половины XVII века, повлиявшие на искусство мастеров военной темы нашего времени [56].

Советско-германская выставка 1988 года была организована в рамках кампании за укрепление дружбы между двумя народами: немецким и российским. Однако она была воспринята как одно из мероприятий по подготовке к 350-летию Вестфальского мира. Этот юбилей вызвал уже не косвенную, а прямую созвучность проблем голландского батального жанра первой половины XVII века с проблемами нашего времени, что наглядно продемонстрировали выставки, организованные к юбилею голландскими историками искусства и их немецкими коллегами.

Первая из них называлась «Образы борьбы. Война и искусство до Мюнстерского мира. 1621 - 1648», проведенная в Делфте и Берлине в 1998 году [76]. Каталог выставки освещает все виды искусства, в которых отражена Нидерландская освободительная война 1568 - 1648:

13

нумизматика, графика, живопись, прикладное искусство. Тексты, открывающие разделы, анализируют вклад каждого вида искусства в культуру первой половины XVII века. Особенно подробно проведен анализ всех типов сцен, относящихся к батальной живописи: осады городов, кавалерийских боев и изображений полей битв после сражений, сцен с отдыхающими солдатами, нападений на конвои и путешественников, а также картин, изображающих ограбления солдатами деревень, панорамы воинских лагерей и сцен в кордегардиях. Основная идея, проводимая авторами каталога, состоит в том, что батальная живопись адекватно и без натурализма отражает национально-освободительную войну. Кроме того, батальная живопись свидетельствует и о художественных вкусах и идеологии крупной и средней буржуазии Республики, о нацеленности на победу и на консолидацию всех слоев голландского общества, что четко прослеживается на функциональных задачах каждого вида искусства: информативных (графика), художественно-идеологических (живопись), идеологических (нумизматика) и декоративно-ознакомительных с основами военного дела (изразцы). Политическая стратегия государства, связь тыла и войск представлены в каталоге историческим очерком, начиная с XIV века; здесь же подробно разбираются этапы войны после образования Республики (1579). Анализ видов искусства, предназначенных для внесения своей лепты в войну, дает ясное представление о достижении компромисса между двумя патриотическими концепциями: религиозной («Нидерланды - Новый Израиль») и светской (концепция «Нидерландской Свободы»). Этот компромисс был обусловлен предоставлением каждой идейной системе монополии на определенный вид искусства, где она проявлялась в полной мере. Религиозная (кальвинистско-протестантская) концепция патриотизма господствовала в военной нумизматике, а гражданская концепция - в батальной живописи. Первая регулировалась

14

государством, вторая - преимущественно художественным рынком.

Из баталистов-мастеров кавалерийских сцен наиболее обстоятельно проанализировано творчество двух учеников и последователей Эсайаса ван де Велде: Яна Мартсена Младшего (около 1609 - после 1646) и Паламедеса Паламедеса. Этот анализ произведен непосредственно в аннотациях их картин и во вступительной статье, где творчество П. Паламедеса характеризуется наряду с искусством Я. Мартсена Мл. как самые выдающиеся явления батальной живописи первой половины XVII века.

Каталог снабжен черно-белыми и цветными иллюстрациями произведений искусства и географических карт XVII века. Его завершает традиционный справочный аппарат, включающий также словарь военных терминов XVII столетия. Авторами каталога неоднократно повторяется мысль, что в настоящее время положение с изучением голландского батального жанра подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой.

Вторая выставка, устроенная в 1998 году в Мюнстере, посвященная 350-летию Вестфальского мира, - «1648. Война и мир в Европе» [136]. Это первое комплексное и всестороннее исследование Тридцатилетней войны, от ее предпосылок до анализа последствий Вестфальского мира в Германии. В организации выставки и составлении каталога участвовали более ста ученых Западной Европы и США и столько же составлял штат консультантов и экспертов. Каталог содержит 1260 аннотаций к иллюстрациям. О полноте его содержания можно судить по охвату тем, затронутых в разных разделах каталога.

I. Кризис в Европе в 1600 годах. Положение стран в лагере Реформации и Контрреформации, национально-освободительная война в Нидерландах. Франция и Габсбурги: борьба за господство в Европе, Балтийский вопрос, экономика Европы накануне войны и подготовка к

15

ней, изобразительное искусство и литература как оружие пропаганды.

И. Политические и общественные деятели Западной Европы -вершители судеб Европы. Подробная характеристика деятельности Фредерика Хендрика Оранского.

III. Война: реальная действительность и ее отражение в искусстве (характеристика вооружения, полководцев и армий, принципа «Война кормится войной» (вопросы снабжения армий и их пополнений); военное искусство, пропаганда войны, состояние обществ, искусство как трофей, отражение баталий в искусстве). Отдельный очерк посвящен оформлению Рубенсом триумфа в Брюсселе, состоявшегося в 1635 году в честь победы Фердинанда II над шведами при Нердлинге (1634). Положение при Дворах Западной Европы и Скандинавии.

IV. Ужасы войны: искусство, отражающее насилие и варварское обращение с мирным населением, эпидемии, голод. Немецкая поэзия времен войны.

V. Мир. Международное право и принципы дипломатии в разрешении проблем мира и войны. Мюнстерский конгресс 1648 года. Анализ мирного договора. Первые последствия мира: празднества, восстановление экономических и культурных связей.

VI. Мир и Европа: Вестфальский мир как прецедент и образец. Нидерланды в системе других европейских держав по мирному договору 1648 года. Произведения живописи на тему Вестфальского мира.

VII. Города - места проведения мирных переговоров: Мюнстер и Оснабрюкке.

VIII. Религия в эпоху Тридцатилетней войны, конфессии и доктрины. Религия после окончания войны.

IX. «Священная Римская империя» (1600 - 1643 гг.). Католическая лига и Протестантская уния.

16

X. Тридцатилетняя война на Германском театре военных действий: основные сражения и политическое положение. Исторические деятели.

XI. Грабеж художественных ценностей обеими воющими сторонами.

XII. Германия в последующих столетиях.

Трактовка сцен кавалерийских сражений совпадает с данными в «Образах борьбы» [76], поскольку статьи на эту тему в обоих изданиях написаны одним автором [136, 439]. В дополнение к характеристикам творчества голландских баталистов (среди них и П. Паламедес) даны очерки о некоторых европейских мастерах батального жанра.

В аннотациях к картинам европейских баталистов подчеркнуты реализм и влияние голландского батального жанра на трактовку европейскими мастерами сцен сражений Тридцатилетней войны, отличающихся отсутствием натурализма и экзальтации, в частности в сценах кавалерийских сражений.

Рассматриваемый каталог по праву можно назвать энциклопедией на тему «Тридцатилетняя война». Его справочный характер рельефно оттеняется подробной хронологической таблицей с двумя рубриками: «События в политике, религии и военном деле» и «Искусство и культура» периода 1568 (начало национально-освободительной войны в Нидерландах) - 1660 годов [136, 440 - 451].

В последующие годы (с 1998 по настоящее время) голландские искусствоведы стали уделять внимание значению и содержанию голландского исторического жанра (религиозным и мифологическим сценам) [95]. В настоящее время этой темой занимается коллектив авторов (А. Бланкерт, Б. Брос и др.) [80] [108] в музее Бойманса - ван Бенингена в Роттердаме и в Штеделевском институте (Франкфурт-на-Майне) [108, 5].

17

Голландский «исторический» жанр классицистического направления А. Бланкерт называет «белым пятном» нидерландской истории искусства. Б. Брос подчеркивает связь «исторического» жанра эпохи войны за независимость с проблемами самой войны или, иначе говоря, привлечением религиозной и мифологической живописи для решения патриотических задач [80, 15-17]. Кроме того, по мнению авторов, голландский «исторический» жанр представляет сокровищницу художественных средств и приемов мастерства, так как он связан с художественным наследием эпохи Возрождения: достижениями великих итальянских художников в цвете, рисунке, свете, композиции. И в этих вопросах, как считает А. Бланкерт, «художественное качество произведений [голландского] классицистического направления выделяется своим потрясающим мастерством во многих случаях» [108, 13].

Как показывают картины Герарда Доу (1613 - 1675), Франса ван Мириса Старшего (1635 - 1681) и Яна Стена (1625/26 -1679) с изображениями ателье художников XVII века и «производственного» процесса обучения в них, античные скульптурные образцы были важны в процессе обучения мастерству. Б. Брос ту же роль отводит графике (репродукциям с живописных работ мастеров Возрождения). Альбомы гравюр с картин были обязательной принадлежностью каждой художественной мастерской XVII века помимо коллекций работ различных художников, собираемых их коллегами в тех же целях, то есть для копирования и подражания [80, «Введение»].

Названные авторы (А. Бланкерт и др.) отмечают, что, наряду с прямым обращением к известным шедеврам или к их повторениям в гравюрах (особенно в гравюрах Марка Антонио Раймонди), голландские художники использовали гравюры с картин, и творчески переработанных для той или иной тематической цели. Среди
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24995.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.