У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Тамбовская церковно—певческая традиция конца XIX - начала XX вв.
Количество страниц 186
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24997.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава 1. Обиходные традиции тамбовской епархии...15

1.1. Особенности тамбовского Обихода

как богослужебно-певческой книги...19

1.2. Осмогласные песнопения тамбовского Обихода...32

1.3. Неизменяемые песнопения тамбовского Обихода...51

Глава 2. Авторское песнотворчество тамбовских регентов...82

2.1. Циклы...87

2.2. Отдельные переложения и сочинения...112

Заключение...135

Библиография...141

Примечания...153

Приложение 1.0 свящ. В. Лебедеве...159

Приложение 2. Содержание тамбовского Обихода...165

Приложение 3. Краткий словарь имен регентов, учителей пения

тамбовской епархии...169

Приложение 4. Содержание циклов тамбовских авторов...172

Приложение 5. Список переложений и сочинений

тамбовских авторов...176

Нотные примеры...186

Введение



Введение

Развитие отечественной церковно-певческой культуры, активизировавшееся после 1988 г., происходит через осознание созданного предыдущими эпохами. «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни».1 Предметом исследования становятся различные явления церковно-певческого искусства, рассматриваемые, как правило, в контексте определенного исторического периода.

В поле зрения современных музыковедов оказываются различные эпохи в истории церковно-певческого искусства - как хронологически отдаленные, объединенные понятием «древнерусское певческое искусство», так и более поздние. Среди последних особенно выделяется период рубежа XIX-XX вв., известный своими высокими достижениями в научной, композиторской, исполнительской, публицистической деятельности. Осознание опыта того поколения музыкантов чрезвычайно актуально для нашего времени: современная наука о церковном пении базируется на достижениях прот. В. Металлова, прот. Д. Разумовского, С. Смоленского и других выдающихся ученых второй половины XIX - начала XX вв.; нынешнее церковное песнотворчество - продолжение поиска адекватного способа «гармонизации» в переложениях, церковности в сочинениях, начатого А. Гречаниновым, А. Кастальским, А. Никольским и другими композиторами Нового времени.

«Мы не должны забывать о «своеобразии» пройденного нами пути; начало-середина-конец - эта триада читается как исходный мощный импульс, получивший заключительную реакцию, но не нашедший «разработ-

1 Гуляницкая Н. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М., 1995. С. 3.

4

ки». Конец XX в., ощущаемый как непосредственное продолжение его начала, воспринял от Нового времени многие сформулированные им насущные проблемы церковного пения. Вопросы о «духе», стиле церковных песнопений, способах гармонизации церковных мелодий и др., бывшие темами полемики на страницах периодических изданий на рубеже XIX-XX вв., актуальны и в наше время. Одной из таких проблем, потребовавших сегодняшнего серьезного осмысления, стало определение роли местных певческих традиций в развитии отечественного церковно-певческого искусства.

На рубеже XIX-XX вв. отправной точкой полемики по поводу так называемых обычных напевов той или иной епархии явился выход в свет «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии». Деятельность московского Общества Любителей церковного пения, направленная на унификацию современного обиходного пения посредством издания сводного обычного великорусского напева, разделила мнения многих ученых, регентов, композиторов в отношении современного обиходного пения. Так, прот. Д. Разумовский единственным средством достижения певческого единства России считал опору на Синодальные издания, а не на сложившиеся в различных местностях певческие традиции. Подобного мнения придерживался регент и композитор Г. Львовский: «Самое название обычного напева Московской епархии присвоено этим книгам неверно, так как помещенные в них напевы не суть какие-нибудь особенные, только в Московской епархии существующие», и «то, что может быть допущено устно и терпимо нужды ради, едва ли должно проникать в печать и распространяться».2

Однако на рубеже XIX-XX вв. появляются работы, в которых теория церковного пения излагается с учетом его современного состояния. Так,

1 Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М, 2002. С. 9.

2 Цит. по изд.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.1И. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 - 1918). М., 2002. С. 211.

5

А. Никольский в работе «Формы русского церковного пения» дифференцирует понятия «роспев» и «напев», определяя последнее как «собрание вариантов на основной роспев, окрашенный в чистоместный колорит».1

В трудах ученых рубежа XIX-XX вв. наряду с основными, «употребительными» роспевами - знаменным, киевским, греческим, болгарским, характеризуется обычный напев - понятие, ставшее характерным для певческой практики второй половины XIX - начала XX вв. Давая определение этой сложившейся мелодической форме клиросного пения, А. Покровский в своем труде «Основное церковное пение и теория пения» пишет: «каждая местность имеет свой обычный местный напев с особенными местными от-тенками, которые и характеризуют напев». Прот. И. Вознесенский, говоря об особенностях киевского роспева («Осмогласные роспевы трех последних веков Православной русской церкви. Киевский роспев и дневные стихиры на «Господи воззвах»), в качестве первой причины варьирования его мелодий выделяет «разность видов роспева и местных обычаев в пении».3

Признавая важность географического фактора в развитии обиходного пения, исследователи вводят в текст работ результаты некоторых наблюдений над осмогласием различных епархий. Так, А. Никольский в вышеупомянутой работе называет местности, где мелодии киевского роспева не сокращены: Тамбов, Пенза, Саратов, Самара, Симбирск; А. Покровский, рассматривая строение напевов, которыми распеваются ирмосы канона, избирает в качестве образца обычный напев Новгородской епархии.

На рубеже XIX-XX вв. обычное клиросное церковное пение впервые стало осознаваться как явление, которое существует не только «во времени», но и в географическом «пространстве». В научный обиход были введе-

1 Никольский А. Формы русского церковного пения//Хоровое и регентское дело. 1915-1916. № 1.

2 Покровский А. Основное церковное пение и теория пения. Новгород, 1896. С. 2.

3 Вознесенский И., прот. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной Русской Церкви. Вып. I. Киевский роспев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (техническое построение). СПб., 1898. С. 26.

6

ны термины и понятия, суть которых неразрывно связана с явлением местных певческих практик. Появлялись элементы, свидетельствующие о попытке теоретически осмыслить особенности обиходного пения той или иной епархии - приходских церквей, монастырей.

Параллельно шла работа по записи обычного напева отдельных епархий, монастырей, соборов. Вслед за первыми частями вышеупомянутого столичного «Круга...» появился целый ряд изданий, зафиксировавших местные напевы: Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой лавры (1887), южно-русский певческий обиход в публикации Д. Абламского (1887-1888), Обиход Киево-Печерской Успенской Лавры (1910-1915), Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря (1902), Обиход нотного пения по напеву Соловецкого монастыря (1912), Песнопения всенощного бдения и литургии под ред. иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Нафанаила (1911-1913), Собрание церковных песнопений Московского Большого Успенского собора, записанных с голоса саккелария этого собора прот. П. И. Виноградова (1882) и др.

Некоторые замечания о местных напевах тех или иных епархий появлялись в публикациях периодических изданий того времени. Подобные наблюдения помещались, в частности, в епархиальных рецензиях на столичный «Круг...»,1 а также в центральной периодике.2

В наши дни подобная практика постепенно возрождается. «Унаследовав» от создателей московского «Круга...» метод записи напевов «с голоса», исследователи фиксируют современное осмогласное пение российских регионов. В настоящее время известно о записях напевов Московской, Ка-

1 Некоторые из них приводятся в статье прот. Иванова А. «Попытки к восстановлению древнецерковного пения». См.: Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.Ш. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 - 1918). М., 2002. С. 293-321.

2 Характерна в этом отношении статья Н.Компанейского «О напевах, употребляемых в Уфимской епархии». Русская музыкальная газета. 1904. №37, стб. 784-788; Ха38, стб. 822-826.

7 занской и Костромской епархий. Кроме того, делаются звукозаписи пения в

храмах отдельных областей, городов.1

Научная мысль в этом направлении только зарождается. Немногочисленные работы, которые появляются в последнее время, свидетельствуют о необходимости восстановления связи современного местного обиходного пения с традициями рубежа XIX-XX вв. Так, в работах Н. Потемкиной «Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции)», «Богослужебное пение в начале и конце XX века» на примере московской традиции рассматривается современное обиходное пение в сравнении с его состоянием на рубеже XIX-XX вв. А. Укурчинов в статье «Методы изучения гласового обихода XIX-XX вв.»,1 предлагая методы исследования современного обихода, рассматривает особенности отношения к живой традиции местного гласового пения на рубеже XIX-XX вв.и

Начало и конец XX в., во-многом смыкаясь, перекликаются и в отношении к местным певческим традициям: их носителями являются, прежде всего, обиходные напевы, а среди них центральное место принадлежит осмогласию. Однако конец XX в. вносит свои коррективы в изучение местных практик рубежа XIX-XX вв. Обиходное пение, остающееся основным предметом при изучении местных традиций, является для нашего времени уже не единственным «созданным» и принадлежащим той или иной епархии составляющим репертуара местного характера. Известно, что на рубеже XIX-XX вв. в церковном песнотворчестве, наряду с известными представителями московской и петербургской ветвей Нового направления, принимали активное участие музыканты, регенты различных епархий. Появлявшиеся в конце XIX - начале XX вв. каталоги, перечни духовно-музыкальных произведений1" включали массу менее знаменитых, провинциальных фамилий. Перу

1 Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад. Гимнология. Выпуск 3. М., 2003. С. 345-357.

8

местных композиторов, регентов принадлежало огромное количество переложений и сочинений, созданных для исполнения за богослужением.

Некоторая оценка творчества провинциальных композиторов рубежа XIX-XX вв. была сделана уже их современниками. Появившаяся в конце Х1Х-начале XX вв. практика создания каталогов, перечней, обзоров духовно-музыкальной литературы способствовала распространению сведений о произведениях не только столичных, но и региональных авторов. Подобные издания наряду со списком созданных композиторами переложений и сочинений содержали наиболее общую информацию о стиле авторов (Лисицын М, свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. ПО авторов, ок. 1500 произведений; Матвеев М. Обзор и перечень всех духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора), а также включали характеристику их отдельных произведений (Лисицын М., свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. 110 авторов, ок. 1500 произведений).

Наше время осознает композиторское наследие рубежа XIX-XX вв. прежде всего в образцах выдающихся представителей московской и петербургской ветвей Нового направления (многие ценные наблюдения над характерными тенденциями направления были выявлены еще в работах их современников - М. Лисицына, А. Покровского, А. Преображенского). Творчество столичных авторов конца XIX - начала XX вв. изучается в различных аспектах: по персоналиям (монография С. Зверевой «А. Д. Кастальский», работы М. Рахмановой, посвященные творчеству А. Гречанинова, С. Рахманинова; кандидатская диссертация Е. Артемовой «Петербургская ветвь в Новом направлении: Н. И. Компанейский, М. А. Лисицын, С. В. Панченко»), в целостном осмыслении теоретических аспектов направления (монография Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки XX в.», в которой обнаруживаются параллели начала и конца XX в. в отношении духовного песнотвор-

9

чества), в рассмотрении отдельных вопросов творчества композиторов (работы Н. Плотниковой, посвященные многоголосным формам обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX - начала XX вв.). В работах Новое направление представлено самыми различными именами, в том числе и сравнительно мало известными.

В настоящее время наметился определенный интерес в отношении прошлого местной нестоличной певческой практики. В региональных сборниках за последние годы можно встретить немало статей, свидетельствующих о проявлении интереса к духовной культуре своего края. Большинство подобных работ посвящены истории местного церковно-певческого дела.|У

Церковно-певческая практика приходских церквей той или иной епархии рубежа XIX-XX вв. осознается на историко-фактологическом уровне. Восстановление исторического контекста чрезвычайно важно для исследования любого явления культуры прошлого. Однако практически отсутствуют работы, в которых певческая практика той или иной епархии исследовалась бы через сохранившиеся нотные источники, являющиеся основными «свидетелями» особенностей локальных в историко-географическом отношении традиций/ Этим фактом определяется актуальность данного исследования, где рассматривается певческая традиция отдельно взятой епархии рубежа XIX-XX вв. по собранным нотным материалам - как обиходного, так и авторского свойства.

Предметом исследования в данной работе стала тамбовская церковно-певческая традиция рубежа XIX-XX вв. Обращение к церковному пению тамбовской епархии связано не только с чувством патриотизма к своей «малой Родине». Благодаря деятельности современных тамбовских исследователей уже сейчас во-многом восстановлен исторический контекст развития тамбовского церковно-певческого искусства на рубеже XIX-XX вв. В работах Е. Казьминой, И. Скворцовой, В. Козлякова и др., а также автора

10

настоящего исследования, рассматриваются особенности церковно-хорового исполнительства тамбовской епархии, освещается жизнь и деятельность выдающихся личностей того периода — регентов, учителей пения, публицистов, композиторов. Предметом изучения становятся и местные периодические музыкальные издания («Баян», «Гусельки Яровчаты»), значительная часть публикуемого материала которых была тесно связана с церковно-певческим искусством тамбовской епархии.

Подобные исследования краеведческого характера вполне сформировали мнение о тамбовской епархии конца XIX - начала XX вв. как об активном участнике общероссийского процесса. Значительный подъем в исполнительской практике многих местных церковно-хоровых коллективов, активное развитие публицистической, композиторской деятельности регентов, учителей пения характеризовали эти несколько десятилетий рубежа веков.

Основная проблема исследования - определение особенностей богослужебного пения тамбовской епархии с точки зрения самобытности музыкального репертуара — как обиходного, так и авторского. Для этого потребовалось решить ряд задач, среди которых:

1) поиск и собирание нотного материала, находящегося в разрозненном виде в библиотеках, хранилищах, на клиросах приходских церквей;

2) анализ материала с точки зрения выявления свойств, отражающих как его общероссийскую, так и местную стилистику.

Необходимость поисковой деятельности была обусловлена отсутствием каких-либо работ, исследующих духовно-музыкальное наследие тамбовской епархии. Поиск нотного материала основывался на работе с вербальными источниками - различного рода историческими документами: периодикой, теоретическими трудами местных авторов, архивными материалами. Они позволили составить возможно полный список местных регентов,

и

учителей пения - всех потенциальных авторов духовно-музыкальных композиций (известно, что на рубеже XIX-XX вв. люди этих профессий часто совмещали свою педагогическую, регентскую деятельность с опытами сочинительства песнопений). Выявление среди них имен, действительно связанных с местным духовно-музыкальным творчеством, осуществлялось при помощи поиска соответствующих фамилий (вместе с инициалами, так как приходилось сталкиваться со многими однофамильцами нужных нам персон) во всевозможных опубликованных каталогах (И. Журавленко, прот. М. Лисицына, М. Матвеева, А. Никольского,). Подобные результаты давала также работа с различными источниками:

-нотным каталогом Российской государственной библиотеки;

-каталогом дореволюционных изданий Тамбовской областной библиотеки им.А.С.Пушкина;

-материалами, хранящимися на современных тамбовских клиросах;

-со всевозможными нотными сборниками (в основном, современными репринтными изданиями, выпускающимися московским издательством «Живоносный источник»).

Благодаря этим источникам были собраны нотные материалы, ставшие основой настоящего исследования. Кроме того, был составлен возможно полный список переложений и сочинений тамбовских авторов конца XIX - начала XX вв. (представлен в приложении 5). При этом сохранен характерный для рубежа XIX-XX вв. принцип систематизации материала по персоналиям.

Анализ нотных источников дополняется найденными нами историческими сведениями (помещены в примечаниях). Они содержат информацию об исполнениях произведений местных авторов, местонахождении найденного нотного материала и истории его создания, сведения о других из-

12

вестных нам, но пока не найденных циклах, отдельных переложениях, сочинениях и др.

Помимо исследования самого нотного материала, потребовался и анализ ряда певческих книг, среди которых - «Обиход Тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии», составленный свящ. В. Лебедевым, «Песнопения из триоди постной» в переложении свящ. В. Лебедева и М. Климова, «Литургия знаменного роспева» М. Покровского - с точки зрения особенностей их внутренней структуры.

В качестве материала для изучения используются следующие источники:

-«Обиход Тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии», составленный свящ. В. Лебедевым;41

-авторские циклы - «Песнопения из триоди постной» в переложении свящ. В. Лебедева и М. Климова, «Литургия знаменного роспева» М. Покровского;

-отдельные переложения и сочинения тамбовских регентов, учителей пения - И.Г.Ельцова, М. Д. Ерхана, свящ. Вас. Никольского, Ф. Е. Степанова.

Методологическая основа исследования включает методы и подходы, выработанные как в теории рубежа XIX-XX вв., так и в работах современных исследователей. Среди трудов прошлого важными явились работы выдающихся русских ученых, таких как прот. И. Вознесенский, А. Кастальский, А. Львов, прот. В. Металлов, А. Никольский, А. Покровский, А. Преображенский, исследовавших интонационные, ладовые, ритмические, формообразующие и фактурные особенности церковных роспевов и их гармонизации. Ценные в методологическом отношении све-

13

дения, касающиеся богослужебнопевческой книжности, а также основных тенденций Нового направления, были почерпнуты из исследований прот. М. Лисицына, А. Преображенского, прот. Д. Разумовского, С. Смоленского.

Те же проблемы разрабатываются и современным музыковедением. Вопросы организации церковных роспевов, их ладоинтонационных, ритмических особенностей исследуются в трудах таких ученых, как Г. Алексеева, И. Лозовая, Н. Серегина, В. Холопова, Ю. Холопов и др. Церковно-певческие книги в том или ином аспекте являются предметом изучения Е. Бурилиной, Н. Заболотной, Н. Захарьиной, М. Казанцевой, А. Хачаянц. Разработка теории древнерусского певческого искусства, в том числе и раннего многоголосия, связана с именами таких исследователей, как М. Бражников, Н. Успенский.

Важное методологическое значение имели для нас труды таких современных ученых, как Н. Гуляницкая, С. Зверева, М. Рахманова, Н. Плотникова, Т. Рожкова и др., в которых исследуется духовно-музыкальное творчество начала и конца XX вв. - в целостном осмыслении теоретических аспектов творчества композиторов Нового и Новейшего времени, в отдельных авторских подходах, в вопросах многоголосных обработок роспевов.

Особенностью аналитической части работы является необходимость изучения различных элементов локальной певческой культуры в контексте как многовековых традиций церковного пения, так и общероссийских тенденций церковно-певческого искусства конца XIX — начала XX вв. Подобный подход предполагает широкое использование сравнительного метода. Так, особенности тамбовской певческой книжности (как обиходного, так и авторского характера) проявляются в сравнении как с общими типологиче-

14

скими свойствами того или иного вида сборника, так и тенденциями, бывшими характерными для данной области в избранный период. При определении самобытности местной осмогласной традиции предполагалось сравнение напевов тамбовских источников с центральными практиками - московской, петербургской. Особенности авторского творчества тамбовских регентов, учителей пения выявлялись как в контексте основных тенденций Нового направления, так местных обиходных традиций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) в научный обиход впервые введен комплекс нотных источников, относящихся к тамбовской церковно-певческой традиции;

2) предпринята попытка рассмотрения локальной в историко-географическом отношении певческой практики в совокупности всех се составляющих — как обиходных традиций, так и авторского песнотворчества.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении курса отечественной истории музыки, «Истории церковного пения», а также при прохождении курса недавно введенной дисциплины «Хоровая культура тамбовского края» в соответствующих учебных заведениях г.Тамбова. Собранный нотный материал также может заметно обогатить певческий репертуар хоровых коллективов.

Структуру основной части исследования определил разный характер найденного нами материала, представляющего, с одной стороны, обиходное пение тамбовской епархии, а с другой - песнотворчество местных авторов. Материал, впервые выступающий предметом научного исследования, потребовал введения раздела примечаний, в котором помещены сведения исторического характера, относящиеся к теме исследования.

15

Глава 1. Обиходные традиции тамбовской епархии

Наш богослужебный круг живет в целом ряде местных, возникших в разное время роспевов, отличающихся один от другого не только характеристическими видоизменениями общих всем основных мелодий, но обладающий каждый самостоятельными напевами для изустных церковных текстов... В области нашего церковного пения мы имеем дело не с мертвым капиталом, завещанным нам минувшими веками, а с живым творческим процессом, постоянно поддерживаемым настоятельною практическою потребностью в стройном, осмысленном, возвышающем dyuiy богослужении.

С. А. Рачинский1

В начале 80-х гг. XIX в. в печати, в том числе и провинциальной, одна за другой стали появляться статьи о проблемах церковного пения и его улучшении.™ Авторы большинства этих заметок обращали внимание читателей на то состояние, в котором находилась современная им провинциальная церковно-певческая культура. Упадок - явление на рубеже XIX-XX вв. почти повсеместное, общероссийское - многими объяснялся низким уровнем обучения церковному пению. Свящ. Гр. Лисовский («Полтавские епархиальные ведомости») писал: «Ни для кого не составляет тайны то печальное явление нашего времени, что знатоков простого церковного пения остается у нас все меньше и меньше. Старые дьячки хотя и чужды были книжной мудрости, но взамен того обладали безукоризненным знанием церков-

1 Рачинский С.А. Народное искусство и сельская школаЛРусская духовная музыка в документах и материалах. Т.Ш. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 - 1918). М., 2002. С. 353.

16

ного устава и простых церковных напевов. Теперь ряды этих певцов-самоучек постепенно редеют, места их заступают новые, молодые представители дьяческого звания, в которых в большинстве случаев не заметно ни готовых знаний по своей профессии, ни стремления к приобретению их».1

Данная проблема неоднократно затрагивалась и в публикациях тамбовских авторов. Так, учитель церковного пения И. Любомудров в своей статье «О восстановлении древнерусского пения» (№ 5 за 1884 г. «Тамбовских епархиальных ведомостей») писал: «...познания воспитанников в церковном пении с каждым годом становится слабее... К стыду духовных воспитанников во многих селах теперь поют и читают крестьяне. Многие из крестьян знают священные песнопения гораздо лучше духовных воспитанников...».2

Многие авторы данных публикаций одной из главных причин подобного положения считали отсутствие сборников, содержащих обычные церковные роспевы в «неискаженном» виде. При невозможности возврата к старинным Обиходам возникла необходимость фиксации современных обиходных напевов, в том числе и местных, дабы «охранить существующее в употреблении пение сколько возможно от дальнейших изменений, и особенно от искажений».3

Процесс фиксации песнопений обычного напева, начавшийся в Москве, был продолжен другими епархиями: вслед за выходом в свет первых частей московского «Круга церковных песнопений обычного напева московской епархии» были изданы «Сборник церковных песнопений разных напевов, употребляемых во Владимирской епархии» в редакции Ф. Соколова (1885 г.), «Сборник церковных песнопений разных напевов,

1 Прот. Иванов И. Попытки к восстановлению древнецерковного пения//Русская духовная музыка в документах и материалах. Том III. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 - 1918). М., 2002. С. 374.

2 Там же, с. 380.

3 Там же, с. 372.

17

употребляемых в Астраханской епархии. Всенощное бдение. Ч. 1.», составленный В. Севастьяновым (1904 г.). В печати того времени упоминаются также записи напевов Смоленской, Нижегородской и Воронежской епархий (в частности, в статьях П. Самарина «Желательно ли и возможно ли дальнейшее существование Общества любителей церковного пения?»,1 прот. А. Иванова «Попытки к восстановлению древнецерковного пения»2). Известно также, что в Туле в 1899 г. была создана Комиссия по церковному пению при братстве Св. Иоанна Предтечи, которая ставила себе целью и создание сборника местных роспевов.

В 1900 г. сборник обиходных напевов, звучавших в местных приходских храмах, появился в тамбовской епархии. Его составителем был один из выдающихся деятелей тамбовской церковно-певческой культуры рубежа XIX-XX вв. священник Василий Владимирович Лебедев.3 В 1913 г. вышло в свет второе издание «Обихода Тамбовских гласовых напевов и иных напевов неизменяемых песнопений по преимуществу употребляемых в Тамбовской епархии»,™1 исправленное и дополненное. «Настоящий обиход был издан в 1900 г. для учительских певческих курсов и для классного употребления в Тамбовской духовной семинарии. Но затем круг лиц и учреждений, желающих иметь обиход, значительно расширился, и обиход в течение трех лет был распродан. Удовлетворяя желанию многих лиц, заинтересованных в объединении клиросных, в особенности гласовых напевов Тамбовской епархии, я решился, пересмотрев обиход, вновь издать его» (из предисловия составителя к изданию 1913 г.).

Итак, Тамбовский Обиход изначально задумывался как практическое пособие. Современниками была оценена прежде всего эта сторона издания:

1 Русская духовная музыка в документах и материалах. Том III. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861 - 1918). М., 2002. С. 311-312.

2 Там же, с. 396.

3 Краткая биография, список духовно-музыкальных переложений и сочинений, трудов свящ. В. Лебедева и отдельные выдержки из них содержатся в приложении 1.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24997.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.