У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название От Картинной галереи Голицынекой Больницы до Голицынского музея на Волконке
Количество страниц 188
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24999.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...4

I ГЛАВА

Картинная галерея Голицынской больницы - первый российский публичный художественный музей. 1810- 1818 гг...33

1.1. Коллекционирование произведений искусства в России во второй половине и конце XVIII века...33

1.2. Коллекция князя Д. М.Голицына (1721-1793)...38

1.3. Коллекция князя А. М. Голицына (1723-1807)...51

1.4. Открытие Картинной галереи при Голицынской больнице...57

1.5. Распродажа Картинной галереи Голицынской больницы...59

1.6. Картинная галерея Голицынской больницы среди крупнейших собраний своего

времени...63

1.7.Фамильные портреты из собрания Голицынской больницы...67

II ГЛАВА

Голицынский музей в Москве - типичный художественный музей XIX века. История создания музея и его коллекция. 1865-1886 гг...79

2.1. Московское собирательство и предпосылки появления Голицынского

музея...79

2.2.Основатель музея - князь М. А. Голицын (1804- 1860) ...89

2.3. Коллекция князя С. М. Голицына (1774 - 1859)...93

2.4. Дворянское гнездо на Волхонке...95

2.5. Открытие Голицынского музея во дворце на Волхонке...98

2.6. Экспозиция Голицынского музея...101

2.7.3ападноевропейское искусство в коллекции Голицынского

музея...103

2.8. Античная коллекция в собрании Голицынского музея...146

2.9. Библиотека Голицынского музея...149

2.10. Приобретение музея для Императорского Эрмитажа...153

2.11. Коллекционирование произведений искусства в России во второй половине XIX века...158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...161

ПРИМЕЧАНИЯ...168

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ...178

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...180

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...188

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Появление публичных художественных музеев в России в XIX столетии связано с распространением в императорской семье и аристократических кругах благородного увлечения коллекционированием произведений искусства. Большинство частных собраний и музеев в начале XIX века были недоступны для широкой публики, поэтому открытая в 1810 году при Голицынской больнице Картинная галерея стала уникальным явлением в российском коллекционировании. Её уникальность состоит еще и в том, что она была основана при больнице, в то время, когда и европейские и российские музеи, возникали в основном при учебных заведениях.

Во второй половине XIX века, созданные на основе богатейших художественных собраний и открытые для зрителей музеи, также как и библиотеки получили название «публичных». О важном значении подобных учреждений для культурной жизни общества и образования писали еще французские просветители. Именно в этот период в России появляется целый ряд частных открытых для публики художественных музеев, к типичным представителям которого можно отнести и Голицынский музей, просуществовавший с 1865 по 1886 годы. Во второй половине и конце столетия круг коллекционеров значительно расширился, к благородному увлечению аристократии примкнули некоторые российские промышленники и купцы.

Российское коллекционирование развивалось в русле европейской культуры. Если до 1860-х годов Санкт-Петербургу и Москве приходилось догонять крупнейшие европейские города в музейном строительстве, то во второй половине XIX и вплоть до начала XX века, как по количеству музеев, так и по уровню представленных в них произведений искусства, Россия

не только не отставала, но и во многом удивляла богатством фондов своих европейских соседей. Значительные коллекции произведений искусства постепенно стали неотъемлемой частью русской художественной культуры. Однако далеко не все частные собрания становились общедоступными музеями в силу ряда причин. Процесс создания музеев проходил постепенно, в несколько этапов. Первоначально владельцы приобретали произведения искусства, отвечавшие своим личным пристрастиям и художественным вкусам эпохи, как правило, даже не предполагая создавать музей, открытый для публики. После того, как собрания были сформированы (а на это уходило не одно десятилетие, а иногда и вся жизнь), владельцы начинали задумываться о дальнейшей судьбе своих коллекций. Желая сохранить их для потомков, коллекционеры принимали решение о создании музеев, для которых специально возводили здания, или же выбирали подходящие. После этого собиратели отбирали достойные для экспонирования произведения, продумывали принципы экспонирования и деятельности музеев. Помимо частных публичных художественных музеев, в работе рассматриваются и императорские музеи, поскольку первые создавались по принципу и подобию вторых.

О музеях, как о хранилищах коллекций, появившихся в результате целенаправленного собирательства, можно говорить, начиная с эпохи Возрождения. Им предшествовали галереи (франц. galerie, итал. galleria) и кабинеты (лат. studiolo). Ранее всего они появились в Италии, а немного позднее - и в других европейских странах и России. В начале исследования необходимо дать определение основным понятиям: коллекции и коллекционирования. Коллекция - систематическое собрание объектов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. В зависимости от общих признаков предмета, положенного в основу кол-

лекции, различаются коллекции: систематические, тематические, мемориальные, персональные, художественные и др.1 Коллекционирование — это целенаправленное собирательство однородных предметов, имеющих историческую, научную или художественную ценность. Коллекционирование предполагает не только собирание предметов и пополнение коллекции, но и обязательное изучение и систематизацию материалов. Слово «коллекционирование» впервые встречается в речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» знаменитого оратора и писателя I века до н. э. Цицерона. Первоначальное значение этого слова - «собирать всех вместе».

Частное коллекционирование - самостоятельная, но теснейшим образом связанная с музейным миром область культурной деятельности. Формирование первых музеев происходило на фоне развития частного коллекционирования2.

Появлению российских публичных художественных музеев предшествовали европейские музеи, поэтому необходимо обратиться к истории их основания. Первый публичный музей Англии - «Музей Ашмола», открылся в Оксфордском университете в 1683 году. Его основой стали коллекции, собранные Джоном Тредескантом и его сыном, а также коллекция книг и нумизматики Элиаса Ашмола. Собрание отца и сына Тредескантов было достаточно разнообразным. Оно включало в себя картины, оружие, геммы, медали, а также редкие образцы флоры и фауны. Уже в 1656 году, при участии Элиаса Ашмола, Джон Тредескант составил каталог своей коллекции и назвал его «Музей Тредесканта». В 1667 году, Элиас Ашмол передал все свое собрание и унаследованную коллекцию Тредескантов Оксфорду, с тем, чтобы они были выставлены для обозрения публики в отдельном помещении. В течение шестнадцати лет специально для этой цели возводилось новое здание химической лаборатории, на втором этаже которой и планировалось разместить Музей. Торжественное открытие Музея Ашмо-

ла произошло в 1683 году. За сравнительно небольшую плату, музей имели возможность посетить все желающие.

Открытие публичного музея национального масштаба, знаменитого «Британского музея», состоялось в Англии в 1759 году. Известно, что основателем музея был врач и натуралист, президент Лондонского Королевского общества Хэнс Слоун (1660-1753). Коллекция Слоуна была поистине колоссальной, в нее входили: около 80 тыс. произведений искусства, 23 тыс. монет и медалей, огромная библиотека. Все свое собрание он завещал королю, с условием, что не будет разрушена целостность коллекции и она будет открыта для обозрения наибольшего количества людей. Помимо коллекции Стоуна, в состав Британского музея вошли коллекции Роберта Коттона (манускрипты, книги и монеты) и собрание лорда Роберта Харли. Для музея был приобретен роскошный особняк Монтегю - хаус в Блумсбе-ри. Если вначале музей создавался в первую очередь для ученых, писателей и художников, то впоследствии он стал общедоступным. Особенностью английских общедоступных музеев было то, что они создавались на основе собраний частных лиц.

Во Франции первый общедоступный музей появился в 1694 году. Его основателем был аббат Ж. Б. Буазо, пожертвовавший свое собрание картин, монет и медалей, а также библиотеку монастырю Св. Винсента в Бе-зансоне. Сто лет спустя, в конце XVIII века, во Франции появился общедоступный музей национального масштаба - Лувр. О том, что Франции необходим национальный художественный музей писали французские просветители. Дидро и д'Аламбер предложили проект создания подобного музея на страницах своей «Энциклопедии». Они предлагали превратить в экспозиционные залы весь первый этаж Лувра и разместить в них живописные полотна и скульптуру. Свершившаяся в 1789 году во Франции революция внесла коррективы, и музей открылся уже при республиканском

правительстве. Новая власть национализировала коллекции, принадлежавшие монархам и эмигрировавшей из Франции аристократии, отправив их в хранилища. В 1796 году в Лувре (в Квадратном зале и части залов Большой галереи) открылся Республиканский музей искусств, в котором были выставлены более 500 произведений живописи около 200 скульптур, принадлежавших ранее монархам и французским аристократам. Образованный музей имели возможность посещать все желающие.

Если в Англии первые общедоступные музеи создавались на основе собраний произведений искусства частных лиц, то в Германии, Австрии, Италии и Франции в публичные музеи, как правило, превращались первоначально закрытые от посторонних глаз собрания монархов. Крупнейшим центром коллекционирования в Германии в XVII веке был Дрезден. Саксонский курфюрст-Фридрих Август (1694-1733) в 1722 году в специально оборудованном помещении на Юденхофе создал картинную галерею, которая достигла своего высочайшего расцвета при Августе III (1733-1763). Дрезденская галерея находилась в этом здании вплоть до 1855 года. С 1765 года в галерею стала допускаться квалифицированная публика. Мюнхенская Пинакотека открыла доступ в свои залы «художникам и дилетантам» в 1777 году. Созданную ландграфом Вильгельмом VII Кассельскую галерею стало возможно посещать с 1760 года.Самым наглядным примером последовательного превращения закрытого монаршего собрания в публичный художественный музей можно считать Венскую императорскую галерею, созданную в XVIII веке благодаря трем величайшим коллекционерам династии Габсбургов: Фердинанду Тирольскому, Рудольфу II и Леопольду Вильгельму. Им принадлежало одно из лучших художественных собраний того времени.

Австрийская императрица Мария Терезия (1740-1780) и её сын-соправитель Иосиф II (1765-1790) в 1770-е годы под влиянием просвети-

тельских идей решили создать новую картинную галерею. Для неё императрица выкупила дворец принца Савойского Евгения Верхний Бельведер, построенный в 1722 году архитектором И.Л. Хильдебрандтом. Экспозиции, построенные по историко-систематическому принципу стали доминировать, а концепция публичного художественного музея, сложившаяся в европейских странах уже к концу XVIII века и впервые отчетливо сформулированная в венском Бельведере, в своих основополагающих принципах никаких радикальных изменений не претерпела.

В Италии, по завещанию Анны Марии Луизы Медичи в 1743 году сокровища галереи Уффици были переданы в собственность Тосканского государства. Согласно её воле, вся коллекция должна была всегда находиться во Флоренции и открыта для всеобщего обозрения.

В начале и первой половине XIX века процесс создания общедоступных музеев продолжился. В Голландии не существовало ни королевского собирательства, ни церковного меценатства, но были значительные частные коллекции, которые распадались со смертью собирателя. Единственно постоянно пополнявшейся и переходившей из поколения в поколение крупной коллекцией в республиканской Голландии была коллекция штатгальтеров. В XVII веке она состояла из фамильных портретов и декоративных полотен, украшавших дворец. В XVIII веке штатгальтеры Вильгельм IV и особенно Вильгельм V приобретали картины голландских художников предшествующего столетия. На рубеже веков в 1800 году в резиденции Оранских (Хейс-тен-Босх - «Хижина в лесу») в Гааге, открылась Национальная художественная галерея. В этом здании она просуществовала недолго, всего шесть лет, а затем была перенесена в Амстердам и преобразована в Королевский Конинклийк - музеум. В собрании этого музея находился «Ночной дозор» Рембрандта. После перенесения музея в особняк Триппенхейс в 1817 году при Вильгельме I и проведения в нем реконст-

10

рукции открылся один из крупнейших музеев Европы - Рейксмузеум. Помимо старого нидерландского искусства и голландской живописи XVII века в нем находились произведения итальянских, испанских и фламандских мастеров, среди которых особенно выделялись «Распятие» Эль Греко, несколько портретов Ван Дейка, полотна Гойи.

С 1803 по 1814 годы в Лувре открылся музей Наполеона, в котором выставлялись произведения искусства, вывезенные из европейских стран во время военных походов. Галерея Наполеона стала самой богатой картинной галереей Европы того времени.

Открытие в Милане в 1809 году широко известно Пинакотеки Брера также стало важным событием в европейской культуре. Картины для Пинакотеки отбирались по всей Италии: в Ломбардии, Венетто, Эмили и других областях. В Пинакотеке Брера сосредоточились лучшие произведения венецианского кватроченто. В её собрании находились полотна Пьеро дела Франческа, Джовании Беллини, Рафаэля и др.

Год спустя в Берлине Фридрих Вильгельм III издал указ о создании Старого и Нового музея. В том же 1810 году император Людвиг II открыл в Баварии Глиптотеку.

Первые попытки основания в Испании общедоступного музея восходят к 1785 году. В 1819 году, во времена правления испанского короля Фердинанда VII состоялось торжественное открытие Прадо для широкой публики, однако, музей считался не государственным, а королевским и существовал ряд ограничений для посетителей. Коллекция музея относительно других европейских собраний была небольшой, она состояла всего из 300 живописных полотен, но подобранных с особенной тщательностью.

Интересную информацию о крупнейших европейских музеях в начале XIX века можно почерпнуть в воспоминаниях русских художников. В своих письмах к брату в 1818-1819 году Сильвестр Феодосьевич Щедрин

11

писал: «...Августа 16-го мы прошли в Галерею (Дрезденская картинная галерея- прим. Н. Т.) по справедливости так прославляемую. Галерея наполнена отборными картинами; рассматривая картины по всем частям, наконец увидел две славные картины Клода Лорена - выбраны самые приятные местоположения, славно написанные деревья...тут же отличаются Остад, Тенирс, Вуверман, Метцу, Воут...Впрочем, Петербург имеет более уважительное к произведениям славных художников-с какою чистотою держат картины в Эрмитаже! Здесь они очень загрязнившись; в больших это неприметно, но прекраснейшие фламандские картины много от этого теряют...Мы довольно кстати приехали в Дрезден, у них застали открытие; после обеда пошли посмотреть и увидели страшные чудеса, как отличаются саксонские художники; за вход платят два гроша, и эта сумма поступает в пользу бедных...Всех произведений по каталогу было до 600, правда они отчасти выставляют фарфор, часы, тканье, женские разные рукоделия, но все это в малом количестве»3.

Если в Европе первые публичные художественные музеи появились в

XVII веке, то в России — лишь в XIX столетии. Начало было положено в 1806 году, когда специальным Указом документально закрепляется превращение Оружейной палаты в дворцовый музей. На протяжении всего

XVIII века она считалась государственным хранилищем ценностей. В нее поступали личные вещи членов императорской семьи, имущество опальных лиц, дары европейских государей и посольские дары. Однако, посещение Оружейной палаты было возможно только при наличии специального разрешения, выдаваемого императорским Двором. Здание по проекту архитектора И. В. Еготова было построено в 1810 году, а первая экспозиция открылась в 1814 году.

Старейшим частным публичным художественным музеем Москвы была знаменитая Картинная галерея при Голицынской больнице, открытая

12

для публики в мае 1810 года и просуществовавшая до 1817 года. Само понятие «галереи», заимствованное у европейцев, прижилось в России. Со временем российские галереи получили такое же распространение в среде монархов и аристократии, как и в странах Западной Европы. Сам Императорский Эрмитаж представлял собой универсальный художественный музей, обычный для Европы конца XVIII- начала XIX века.

Голицынская Картинная галерея возникла в результате слияния двух завещанных больнице коллекций произведений искусства: русского посла в Вене князя Дмитрия Михайловича Голицына и его двоюродного брата вице - канцлера князя Александра Михайловича Голицына. Несмотря на то, что она просуществовала всего семь лет, появление Галереи стало важным этапом в становлении музейного дела в России.

Московское собирательство и музейное строительство невозможно рассматривать в отрыве от тех процессов, которые происходили в столичном Санкт - Петербурге. В 1819 году, через два года после закрытия Картинной галереи при Голицынской больнице в Москве, в Санкт-Петербурге появилась частная художественная галерея Павла Петровича Свиньина, названная владельцем «Русским музеумом». В «Музеум» допускалась лишь избранная публика. Галерея, просуществовала до 1839 года, а затем также, как и Голицынская, была распродана.

С момента закрытия Картинной галереи при Голицынской больнице и вплоть до 1850-х годов все попытки открытия публичных музеев в Москве оканчивались неудачей, несмотря на то, что необходимость их создания обсуждалась на страницах периодических изданий и была одобрена просвещенным российским обществом. Коренным образом ситуация начала меняться только во второй половине и конце столетия, когда не только в крупных столичных, но и в малых российских городах сложились благоприятные условия для создания художественных музеев, открытых широ-

13

кой публике. Важнейшим событием в российском музейном строительстве стало перенесение в июне 1862 из Санкт - Петербурга в Москву знаменитой коллекции графа Николая Петровича Румянцева и объединении ее с Московским Публичным музеем, созданным на основе университетских собраний. Московский Публичный и Румянцевский музей разместился в доме Пашкова на Знаменке и стал крупнейшим музеем Москвы.

Уже через три года, в 1865 году, в Москве был основан новый - Голи-цынский музей, также ставший одним из центров культурной жизни города. В состав музея вошли произведения искусства из собраний представителей разных поколений князей Голицыных: Дмитрия Михайловича (1721

— 1793), Александра Михайловича (1723 — 1807), Михаила Петровича (1764

— 1836), Сергея Михайловича (1774 - 1859), Александра Михайловича (1772 - 1821), Михаила Александровича (1804 - 1860) и Сергея Михайловича (1843 — 1915). То, что музей, сформировался на основе нескольких коллекций, собранных представителями разных поколений и соответственно, отразивших эстетические представления и художественных вкусы своей эпохи, объясняет и одну из особенностей Голицынского музея - присущую ему неоднородность состава и соседство шедевров с экспонатами гораздо более скромного художественного достоинства. Музей был открыт для посещения всем желающим три дня в неделю.

Ответ на вопрос, почему же собственные коллекции произведений искусства владельцы стремились сделать общедоступными, можно найти в воспоминаниях известного московского коллекционера Ильи Самойловича Зильберштейна. В «Воспоминаниях и мыслях о собирательстве» он писал: «...Ни один истинный коллекционер не может быть безразличен к дальнейшей судьбе своего собрания <...> Поэтому единственно правильный вывод, который может сделать серьезный коллекционер: позаботиться самому о будущей судьбе всего того, что он на протяжении стольких лет с

14

такою любовью отыскивал. И если коллекция (я, конечно, имею в виду не только собрание картин и рисунков) стала значительной и представляет интерес художественный или мемориальный, исторический или познавательный, научный или общественный, почти неизбежно одно решение: она должна стать собственностью страны, взрастившей нас, сделавшей возможным развитие того, что стало потребностью нашего сердца. Думаю, что такова единственная возможность сберечь плоды огромного труда коллекционера, сберечь для того, чтобы не только мы сами, наши друзья и те исследователи, которые черпали в наших находках полезного для своих трудов, но и многие, многие люди могли любоваться и восхищаться отысканными тобою раритетами, порою извлеченными из небытия, а иногда даже спасенными от гибели и потому почти чудом сохранившиеся до нашего времени. В этом, повторяю, я вижу конечную цель, конечное назначение личного собирательства».4

Конечно же, представления о роли и значении музея в культурной жизни общества не могли не претерпеть изменений на протяжении XVIII -XXI веков, однако, неизменным осталось отношение к музею, как к хранилищу национальных ценностей. Просветительская роль музея также не подвергалась сомнению.

В книге «Художник в ушедшей России» князь Сергей Щербатов писал, что вид музеев, наряду с интересом и любопытством, которое вызывает любое собрание исторических и художественных ценностей, вызывал у него какое-то трудно объяснимое чувство тоски и грусти. «...Удручало меня и скопище предметов в общей массе из частных собраний, завещанных умершими владельцами, ими любимых, с толком и с известной идеей собранных и утративших, будучи приобщенными к массе окружающих их экспонатов, духовную связь с вложившим некогда свою душу в любимое свое собрание бывшим владельцем-собирателем. <...> Каждое ценное ча-

15

стное собрание представляет собой «исторический» интерес в иной плоскости, заключая в себе «психологический» интерес. Оно выявляет лик собирателя, отражая его индивидуальный, духовный мир, его потребности».5

Князь Щербатов также обращает внимание на то, что зачастую экспонаты, тщательно подобранные владельцами, в музеях часто оказывались «распыленными» или же находились в «невыгодном для них соседстве».

Актуальность данного исследования состоит в том, что российское музейное строительство XIX века послужило мощным импульсом для создания подобных музеев в XX столетии и имело плодотворное продолжение в деятельности следующих поколений коллекционеров. По самым скромным подсчетам к началу XX века в России действовало около 104 музеев. Для того, чтобы лучше понять структуру и принципы функционирования современных художественных музеев, сложившиеся ещё в XIX веке, необходимо обратиться к истории возникновения первых российских общедоступных музеев и проследить как происходило их формирование и развитие. Тема преемственности культурных традиций в музейном строительстве в начале XXI века звучит особенно актуально, поскольку в настоящее время в силу принимаемых законов некоторые российские музеи находится под угрозой закрытия.

Замысел создания общедоступных художественных музеев на основе частных собраний, впервые воплощенный князьями Голицыными, нашел продолжение в XX веке и был поддержан крупнейшими коллекционерами: князем Сергеем Александровичем Щербатовым, впервые предложившим Москве проект «Городского музея частных собраний» (из-за произошедшей в 1917 году в России революции князь не смог его осуществить, поскольку его дворец-музей на Новинском бульваре превратили в жилье работников «Трехгорной мануфактуры») и Ильей Самойловичем Зильбер-штейном, осуществившим его в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С.

16

Пушкина. Открытый в 1994 году в Москве Музей личных коллекций стал воплощением замысла князя Сергея Александровича Щербатова, на что справедливо указывают авторы книги «Коллекционеры старой Москвы» А. И. Фролов и Н. М. Полунина.

Актуальность данного исследования заключается и в том, что история музейного строительства в России рассматривается в нем на примере коллекций князей Голицыных, которые охватывают практически все этапы российского коллекционирования с начала XVIII и до конца XIX веков в тесной связи с европейским коллекционированием. Поскольку в голицын-ских собраниях прослеживаются все тенденции, присущие российскому и европейскому коллекционированию, то они заслуживают самого пристального внимания.

В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей к частным собраниям, некогда принадлежавшим представителям известных дворянских и купеческих фамилий, а ныне находящимся в собраниях крупнейших российских музеев. В составе музеев коллекции оказались в силу разных причин. Некоторые из них были подарены или проданы музеям самими владельцами. Большинство же частных собраний русской аристократии и дворянства оказались национализированными и вывезенными из городских и усадебных домов после революции 1917 года. Лишь в редких случаях частные коллекции поступали в музеи полностью, без раздробления, в основном же произведения искусства оказывались рассеянными по разным музеям, городам и странам. Изучением и реконструкцией собраний прошлого занимаются многие известные отечественные и зарубежные исследователи, эта тема находится в сфере пристального внимания, как специалистов, так и широкого круга любителей изобразительного искусства.

17

Проблема коллекционирования произведений искусства, особенно популярная в XIX - начале XX века, в послереволюционное время надолго оказалась вне интересов исследователей и только в конце 1980-x-l 990-х годов была вновь введена в научный оборот. Важным событием, повлиявшим на то, что она вновь стала актуальной, явилось открытие в Москве в 1994 году по инициативе директора ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антоновой и выдающегося деятеля отечественной культуры И. С. Зильбер-штейна Музея личных коллекций.

Благодаря многолетним научным изысканиям и ежедневной кропотливой работе по выявлению произведений искусства из бывших собраний, реконструкции коллекций, стало возможным проведение серии выставок, посвященных самым известным частным собраниям прошлого, что, несомненно, подтверждает актуальность темы данного исследования. В крупнейших музеях страны с 1995 по 2005 годы прошла целая серия выставок, таких как: «Коллекция Сергея Михайловича Третьякова» в ГМИИ им. А. С. Пушкина; «Ученая прихоть. Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге; «Строгановы: меценаты и коллекционеры» в Государственном Эрмитаже; «Голицынский музей на Волхонке» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, «Коллекция Сергея Ивановича Щукина» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, «Музей графа Николая Петровича Румянцева» в Государственном музее Пушкина; «Коллекция Павла Давыдовича Эттингера» и «Искусство в кругу ученых. Собрание Станкевичей — Габричевских — Се-верцовых» в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, посвященных выдающимся художественным собраниям России.

Целью исследования является изучение коллекций князей Голицыных в контексте российского и европейского коллекционирования и выявление общих тенденций и закономерностей развития, единых принципов форми-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24999.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.