У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Искусство костюма в контексте социально-культурного развития России первой четверти XX века
Количество страниц 192
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25005.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСКУССТВО КОСТЮМА СТИЛЯ МОДЕРН. (1900-1910-ее гг.)

а). Костюм — органическая часть декоративно-прикладного искусства.

б). Типология костюма и его варианты.

в). Вопросы стиля и моды в костюме первой четверти двадцатого века.

г). Сравнительная характеристика светского костюма России и Европы.

д). Образные характеристики костюма стиля модерн.

е). Знаменитые мастерские костюма в России (модные торговые марки).

ГЛАВА П. КОСТЮМ ПЕРЕХОДНОГО ЭТАПА. (1910-1919 гг.) а). Изменение социально-культурной среды в России, б). Примеры костюмов переходного времени.

ГЛАВА III. ИСКУССТВО КОСТЮМА ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ДВАДЦАОГО ВЕКА. (1919-1925 гг.)

а). Героиня нового времени - женщина-художник.

б). Демократичный образный строй костюма.

Его классификация.

в). Всемирная выставка декоративно-прикладного искусства в Париже.

Триумф советских художников в париже.

г), расцвет костюма кинематографа.

д). Обновленный театральный костюм.

ГЛАВА IV. РОЛЬ СТАРИННОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ МОДЫ.

а). Государственные и частные коллекции костюмов, б). Путь современной стилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ (о творчестве Надежды Петровны Ламановой).

БИБЛИОГРАФИЯ.

Введение



ВВЕДЕНИЕ.

(* Диссертационная работа на тему «Искусство костюма в

контексте социально-культурного развития России первой четверти двадцатого века» посвящена исследованию искусства русского модного костюма первой четверти двадцатого века (условные датировки - с 1900 по 1925 годы); его стилистических особенностей; взаимосвязи с декоративно-прикладным искусством и предметной средой; образной выразительности и эстетичности линий и форм в рамках социально-культурных процессов развития * России.

В данном исследовании рассматривается и подвергается художественному анализу модный костюм установленного периода как объект творчества профессиональных художников, среди которых особую роль сыграли первые женщины-художницы по костюму. В современной искусствоведческой практике их принято называть «амазонками авангарда».

Социально-культурный аспект, в рамках которого проводится искусствоведческое исследование, являлся в первой четверти двадцатого века в России основой большинства преобразований в стране. Это касалось, прежде всего, всех видов искусства (в том числе, костюма), что вызывает подлинный интерес к данной тематике. Сфера декоративно-прикладного искусства, к которой относится искусство костюма первой четверти XX века (светского по характеру), чутко реагировало на смену социальных и культурных интересов России этого отрезка времени.

'* Социально-культурные отношения как определенная

форма, принятая в любом обществе, в зависимости от ориентиров и уровня развития членов этого общества является образцом

социально-экономических отношений, устремлений и потребностей личности. Социально-культурный аспект тесно связан с искусством, особенно, с декоративно-прикладным искусством, в рамках которого мы рассматриваем развитие искусства костюма перовой четверти XX века в России, ибо декоративное искусство и, естественно, костюм, наиболее приближен к человеку, к его социальной и культурной жизни.

Основополагающую роль в искусстве костюма обозначенного периода играет образ и конструкция. Попытка выявить главенство того или иного составляющего в стилистике костюма первой четверти двадцатого века является неотъемлемой частью исследовательской художественной мысли данной работы.

Образ рассматривается как явление культурно-социальное, культурно-историческое, и наиболее характерное для русского искусства в целом, и присущее костюму, в частности. Конструкция костюма выявляется в более детальном изучении предметов декоративно-прикладного искусства, таких как костюм стиля модерн, костюм переходного периода, и костюм двадцатых годов двадцатого века, с точки зрения архитектоничности форм, пропорций, линий.

Костюм формирует образ человека. Удивительно тонко прослеживается связь костюма с социально-культурным обликом индивида. «Маленькие шедевры» — костюмы первой четверти двадцатого века — это концентрат художественных идей и креативных технологичных концепций своего времени.

Совершенно новый вопрос, исследующийся в диссертационной работе — это «современная жизнь», нынешняя судьба, и степень бытования старинного русского костюма первой

четверти XX века (светского по характеру) в современном нам искусстве. Проводится общий и выборочный, детальный художественный анализ подлинных костюмов первой четверти двадцатого века, являющихся гордостью ряда государственных и частных коллекций1.

Цель работы — представить костюм проводником прогрессивных художественных идей в культуре общества трех столь эстетически ярких эпох - модерна, переходного периода и двадцатых годов. Как писала выдающийся отечественный исследователь искусства костюма Мария Николаевна Мерцалова: «Мечта о красоте, неопределенной и таинственной, была у всех народов. Понятие «о прекрасном» выражалось главным образом, в костюмах»2. Яркие, образные костюмы, выполненные в духе трех различных стилистических веяний - модерна, переходного этапа и двадцатых годов анализируются в данной диссертационной работе.

Задача диссертационной работы выявить тенденции эволюционного развития в искусстве костюма России первой четверти XX века. Акцент делается на системе принципов построения моды и стиля (от 1900 до 1925 года). Исследование искусства костюма первой четверти двадцатого века в России — весьма актуальная задача, с рядом современных и своевременных вопросов. Например, такие вопросы, как современная жизнь старинного костюма первой четверти двадцатого века являются совершенно инновационными в искусствоведческой практике страны.

Необходимо особо подчеркнуть, что в рамках диссертации проводится подробный анализ именно костюма, поэтому используется профессиональная терминология, характеризующая как конструктивное, так и образное построение предмета

исследования, касающаяся изучения данной области декоративно-прикладного искусства.

Новизна исследовательской работы заключается в определении новых временных границ, протяженностью в 25 лет (с 1900-го по 1925 годы), начиная с полного расцвета отечественного стиля модерн в искусстве костюма, и заканчивая пиком, пришедшимся на двадцатые годы.

Отечественная искусствоведческая практика, направленная на изучение костюмного наследия, имеет достаточно серьезные лакуны по отношению к переходному этапу в развитии моды, поэтому его название дано условно, поскольку пока не существует костюмологического термина, характеризующего этот этап. До сего момента общепринятая точка зрения была следующей: рассматривался либо костюм с 1900 года до 1917 года, либо костюм советского периода, уже после 1917 года, с четко закрепленным ударением над революционными событиями3.

Сегодня своевременно было бы обратить внимание на социальные и культурные изменения, произошедшие в искусстве костюма первой четверти двадцатого века в России, и более определенно и структурированно проанализировать те стилистические, модные, образные и конструктивные моменты, которые являлись наиболее характерными в течение этих двадцати пяти лет. В этом заключается актуальность данной диссертационной работы.

Смысловой центр исследования — развитие костюма 1900-1925 годов в России. Примечательно, что наиболее выразительным в указанный период времени был именно женский костюм. Образ женщины являлся элегантным воплощением трех различных эпох -

модерна, переходного периода и двадцатых годов. Эстетика женского образа рассматриваемого периода времени выражалась в модном художественном костюме, который создавался силой воображения и таланта профессиональных художников-модельеров.

Определенное место в диссертационной работе занимают исследования, посвященные мужскому и детскому костюму первой четверти двадцатого века.

Задачи исследования - разобраться в так называемом «феномене моды», выявить отличительные культурные, социологические, стилистические закономерности, выраженные в модных процессах развития костюма двух замечательных эпох и переходного этапа; выявить противостояние эволюционного и революционного развития, характерного для модерна и 20-х годов XX века.

Главная задача диссертационной работы — проследить особенности образного и конструктивного начала в искусстве костюма первой четверти двадцатого века. И попытка понять, проанализировав, какое из этих начал превалирует в костюме стиле модерн, а переходном этапе и 1920 годах.

Концептуальность исследования базируется на изучении искусства костюма трех ярких стилистических эпох: стиля модерн (1900-1910 годы), костюма переходного этапа (1910-1919 годы), и двадцатых годов двадцатого века (1919-1925 годы).

Следует упомянуть публикации и издания, материалы которых были базовыми и вспомогательными для диссертации. Главным базовым трудом, посвященным изучению костюма,

является энциклопедия «Костюм разных времен и народов» (2000 год) — первое уникальное издание подобного рода на русском языке. Его автор — известный исследователь искусства костюма Мария Николаевна Мерцалова. Из этого многотомного труда, учитывая заданную тематику диссертационной работы, особый интерес представляют третий и четвертый тома, где мы находим образную картину мировой модной стилистики модерна в костюме. Необычным дополнением в тексте служит раздел «Язык сентиментальных чувств», куда входят «Язык мушек, вееров, перчаток, цветов». Книга М.Н. Мерцаловой, под общим названием «История костюма» (1972 год), также оказалась информативна и полезна для данной работы, особенно очерки, касающиеся первой половины XX века. Серьезный исследовательский труд представлен сотрудницей Государственного Эрмитажа г. Санкт-Петербурга, крупным специалистом в области придворного костюма, Тамарой Тимофеевной Коршуновой в издании «Костюм XVIII — начала XX века». В этой книге собраны уникальные сведения о знаменитых мастерских костюмного производства Москвы и Петербурга, помимо фотоматериалов подлинных придворных туалетов конца XIX - начала XX века.

Не менее серьезное издание, посвященное собранию костюмов Государственного Исторического Музея г. Москвы представляет собой книга «Костюм в России XV - начала XX века» /под редакцией Е.П. Беспаловой/, которая вышла из печати в 2000 году. Хотелось бы отметить в рамках данного издания статью Т.В. Алешиной, посвященную красоте городского московского костюма XVIII — начала XX века.

Большую помощь в работе оказала книга Раисы Мордуховны Кирсановой «Костюм в русской художественной культуре XVIII -

первой половины XX века» (Большая Российская энциклопедия, 1995 год). Автор соотносит образ и костюм каждой из исследуемых эпох, проводя аналогии модных тенденций и стилистических новаций от прошлого к современности. Особый интерес представляют сведения о марках и фирмах конца XIX — начала XX веков, связанных с производством и продажей модного костюма, а также терминологический словарь, характеризующий костюм как область профессионального искусства.

Главным специалистом по истории советского костюма

• считается Татьяна Константиновна Стриженова, написавшая в 1972

году книгу «Из истории советского костюма», а также более полное, подробное издание на английском языке «Советский костюм и ткани 1917-1945-х годов» (Париж, 1991 год)4.

В понимании вопросов конструкции костюма помогало авторское исследование Софьи Николаевны Беляевой-Экземплярской «Моделирование одежды по законам зрительного восприятия» (М., 1996 год)5.

Графический строи костюма, роль линии при создании единого, гармоничного образа попытались исследовать Ф.М. Пармон и Т.П. Кондратенко в книге «Рисунок и графика костюма» (М., 1987 год). Общий путь развития мирового, в особенности, европейского костюма, был показан Л.М. Горбачевой в ее исследовании «Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро» (М., 1988 год). Художественный анализ представленных в данной книге иллюстраций помог сделать ряд выводов, связанных с самобытным характером русской моды первой четверти двадцатого века. Основополагающие исследования в области стилеобразования находим в нескольких изданиях, посвященных русскому и зарубежному модерну. Среди них хотелось бы выделить книгу

10

Борисовой Е.А. и Стернина Г.Ю. «Русский модерн» (М., 1994 год). Это была попытка представить специфику русского модерна, выявить уникальность его «больших и малых» искусств. Авторам удалось отобразить единое начало отечественного модерна, его неповторимую образность, некое целостное ядро стилистки модерна, в одинаковой степени отражаемое в архитектурных и тканевых шедеврах. Удивительный мир незабываемой эпохи предреволюционной России предстает перед нами, благодаря мемуарам. Это тот ценнейший кладезь подлинной информации, из которого мы черпаем фактические сведения о небывало высоком уровне культурного развития общества, об искусстве, о деталях быта... «Живой язык» этих исповедей завораживает современных исследователей. Среди подобной литературы, оказавшей влияние на структуру построения представленной диссертации — «Воспоминания» Добужинского М.В. (М, 1987 год); «Впечатления моей жизни», написанные Княгиней Марией Тенишевой (М, 2002); книга Александра Александровича Васильева «Красота в изгнании», (М., 1998 год), вобравшая в себя уникальные воспоминания и архивные сведения о судьбе русской аристократии, вынужденной покинуть Россию после революции 1917 года. Мы узнаем о силе дарования этих людей, об их творческой одаренности, о социально-культурных преобразованиях, произошедших в России в первые десятилетия XX века. Для специфики диссертации большой интерес представляет вопрос открытия русскими эмигрантами первой волны всемирно известных домов моделей. Что же касается обзора иностранной литературы, относящейся к вопросам костюмологии, то здесь хотелось бы выделить несколько базовых трудов, и ряд вспомогательных книг. К первой категории относится книга Беверли Биркса «От кутюр 1870-1970» (Токио, 1993 год). Основные принципы, характерные

II

для целого направления «высокого шитья» даны автором с предельной точностью, представлено эволюционирование понятия «от кутюр». Материалы этой книги использовались для концептуальной проработки параграфа в ГЛАВЕ I, касающейся роли художника «от кутюр» в развитии модных процессов первой четверти XX века. Особенности европейского моделирования прослеживаются в исследовании Маргарет Браун-Ронсдорф в ее книге «История европейского костюма 1789-1929» (Нью-Йорк, 1964 год). Таким образом, проанализировав истоки формообразования европейских костюмов, в диссертационной работе разрабатываются проблемы различий между русским пониманием стилистики модерна и европейским. Неопровержимыми по своим документально-информативным свойствам оказались

художественные коллекции подлинных костюмов первой четверти двадцатого века, хранящиеся в ведущих отечественных музеях и за пределами России в частных собраниях, а также журналы к. XIX -начала XX века. Сохранившиеся подлинные костюмы первой четверти XX века представляют собой совершенно особую тему для исследования, поскольку задействуют очень многие сферы культурной жизни общества, в том числе, современного.

Практическая значимость исследования состоит в осмыслении наследия декоративно-прикладного искусства, особенно костюма, которое необходимо сохранить для будущего (речь идет о подлинных коллекциях музеев и частных собирателей); тщательно проанализировать, провести ряд необходимых исследований; наконец, систематизировать и схематизировать исследуемый материал для того, чтобы будущие искусствоведы и художники могли черпать вдохновение, и получать необходимую, достоверную информацию, напитываться идеями эстетичности, образности, гармоничности, столь присущими костюму первой четверти

12

двадцатого века. В данной диссертационной работе представлена согласованная, гармонизированная связь костюма с другими областями декоративно-прикладного искусства первой четверти XX века.

13

# ГЛАВА I. ИСКУССТВО КОСТЮМА СТИЛЯ МОДЕРН.

(1900-1910-е гг.)

Время русского модерна — это уникальный по своей выразительности, насыщенности образов, фантазийности форм, концентрата цветовых характеристик стиль. Эпоха удивительно тонкого стилистического единения «больших и малых» стилей искусства.

'¦ Модерн в России 1890-1910-х годов - по сути, ярко выраженный

«имперский» стиль. Он помпезный, роскошный, богатый, и, вместе с тем, невероятно утонченный и рафинированный. Он, будучи имперским, формировался Императорским русским двором, чье великосветское богатство рождало восторг и удивление всей Европы.

Безусловно, стиль как в архитектуре, музыке, живописи, поэзии, так и в скульптуре, графике, ювелирном, фарфоровом и стекольном # производстве, так и в костюме был изначально ориентирован на

самые обеспеченные слои социума, чей культурный уровень и общественный (социальный) статус являлся наивысшим показателем для России. Моды на все без исключения предметы быта вводились и отменялись с невероятной быстротой и легкостью, как бы играючи. Делалось это для того, чтобы отделить себя (имеется в виду высшая аристократия), от остального социума, который стремился подражать «диктаторам» моды абсолютно во всем.

Не стоит забывать, что рядом с Императорским двором и его родовитой аристократией всегда существовало просто влиятельное

14

дворянство Москвы и Санкт-Петербурга, а также довольно крупные, но провинциальные дворяне, мелкие дворяне, помещики, мещане, приказчики, купцы (выделялись в совершенно особую социальную категорию, обладающую не слишком благородным происхождением, но огромными капиталами и реальной властью), разночинцы (среди которых также существовали свои градации), городские студенты, рабочие, крестьяне и многие др. Чем выше был социальный статус, тем более развит был и культурный уровень, и, соответственно, в рамках той или иной общественной группы,

рождались более качественные запросы. Россия с замиранием т

сердца следила за роскошными балами, выездами, процессиями

русского Императорского двора. Хроники светских новостей пестрели таинственными и кричащими заголовками и обширными комментариями, касающимися детального описания образа членов Императорского двора. Прекрасные костюмы, безупречные прически, затейливые головные уборы идеально подходили к элегантным жестам аристократов, их артистичным позам, безупречно правильной осанке, тонкости черт благородных лиц. Сохранившиеся фотохроники тех лет блистательного расцвета русского Императорского двора свидетельствуют о сплоченности и единении этого социума высшей аристократии, а еще о тонкости и изяществе вкуса не только благороднейших заказчиц (тех дам, которые составляли гордость русского двора), но и мастериц: модельеров, закройщиц, швей, вышивальщиц, костюмеров, парикмахеров, ювелирных мастеров — всех тех, кто придумывал и создавал продуманный до мелочей образ нового русского совершенства - образ Императорского двора во главе с ¦ Императрицей. Среди известных модельных имен, творивших моду

и стиль для двора, были Бризак и Ламанова, Иванова и Гиндус. Именно эти дома моды «обшивали» русскую аристократию, на деле

15

формируя художественный образ, который был почти совершенен. Он светился ореолом светского великолепия, роскоши и выставляемой на показ мощи русской Империи, подкрепленной внешними признаками богатства. Русский модерн в искусстве костюма — тема замечательная еще и потому, что она охватывает столь много знаменитых и талантливых личностей одновременно. Это и блистающие своей родословной, а также безупречной красотой и чувством стиля светские красавицы того времени, подобные Зинаиде Юсуповой, и художники, такие как Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Александр Бенуа, и скульпторы, такие как Анна Голубкина, и архитекторы, подобные Федору Шехтелю, и, наконец, целая плеяда уникальных русских и зарубежных модельеров, работавших тогда в России. Стиль модерн (от фр. moderne — новейший, современный) — стиль необычайно многогранный. Он получил распространение фактически по всему миру. И в каждой стране имел собственное отличительное название, и ряд национальных особенностей. Достаточно вспомнить ар нуво во Франции, югендстиль в Германии, сецессион в Австор-Венгрии, либерти в Италии, модернисмо в Испании...Интернациональный характер модерна имел некоторые объединяющие черты. «Новое» искусство зарождалось в совершенно иной идейно-философской почве, подпитываясь от конфликта между новой личностью и обновленным обществом. Таким образом, вобрав в себя идеи нового романтизма, основные вдохновители стиля, его идеологи стали постепенно внедрять в этот только что образовавшийся прекрасный стиль в искусстве утопические программы. Художник взял на себя роль творца совершенного объекта, при помощи которого идеализировался весь предметный материальный мир. Так, художники западного, и, в особенности, русского модерна, жили мечтаниями об идеальной образности; они избрали для себя в

16

процессе формирования такой образности в рамках социума роль ведущих культурных сил. Именно они — архитекторы, поэты, живописцы, скульпторы, графики - выявили в конечном итоге новую эстетику модерна, возвели ее в абсолют, сделали из нее некий культ. Тесно переплетаясь с идеями символизма, новый стиль в России почувствовал прелесть иррационального развития в творчестве, идущего не от логического, а от импульсивного начала. Такой подход прослеживается фактически во всех сферах отечественного искусства, что, в конечном итоге, явилось результатом работы русского культурного социума. Утопическая идея о преобразовании окружающего мира при помощи реально сделанной красоты, то есть с помощью производственного искусства, выдвинутая Анри Ван де Вельде, была подхвачена и гипертрофированна русским искусством за счет его невероятно мощного образного начала. Сама идея была почти совершенна. Однако элементы гармонического синтеза искусств были доступны лишь избранной, крайне незначительной в количественном плане части общества. Основой синтеза служила архитектура, которая объединила вокруг себя все остальные стили искусства. Необычное развитие получили не только фантастические образы, но и орнамент. Стремление к украшательству, и довлеющая роль линии стали отличительными моментами в стилеобразовании костюма эпохи модерн.

В стилистике русского модерна всегда можно почувствовать некий эмоциональный предел: символика, красота формы, образа, причудливость декора — все доведено, казалось бы, до предела

возможного — до совершенства. Еще один шаг — и наступит Л)

декаданс. Модерн балансировал на грани наивысшего пика

совершенства формы и оформления, а также — безвкусицы. В этом состояла трагедия стиля. Он был слишком идеален по той

17

программе, которая была в него заложена. На практике оказался довольно хрупким, и непозволительно открыто стремился к совершенству, недостижимому идеалу. Уникальными флоральными композициями единого синтетического стиля «прорастали» фасады особняков, живописные полотна, предметы мебели, хрустальные вазы, ювелирные украшения, и, конечно, костюм. Наиболее ярким и образным в эпоху модерна являлся именно дамский костюм. Как ни странно, самые замечательные примеры костюмов стиля модерн хрестоматийны. Их можно увидеть на портретах Серова, Бакста, Сомова и Бенуа. Светские элегантные дамы, облаченные в причудливых форм костюмы представлены на всемирно известных живописных полотнах Борисова-Мусатова, в скульптурах Трубецкого, на ювелирных медальонах Фаберже. Все это непосредственно связано с искусством костюма, с обликом прекрасной дамы, с культом поклонения ей, который переживал последний блистательный расцвет вместе с «Языком чувств», с галантным духом русского аристократического общества, с тем невероятно высоким культурным уровнем, который помогали ф формировать поэзия Брюсова, Романова, Блока, шедевры «Голубой

розы», издания «Мира искусства» и «Золотого руна», просветительская и благотворительная деятельность русского Императорского двора.

а). Костюм — органическая часть декоративно-прикладного искусства.

Костюм - это очень чуткий организм, который фактически

мгновенно берет на себя функцию демонстрации всех стилевых и

(* модных процессов, которые происходят в обществе на данный

момент времени. В искусстве слово «костюм» стало известно в 1 -

ой половине XVIII века. Наибольшее развитие индустрия моды,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25005.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.