У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры
Количество страниц 192
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25006.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I. Непрофессиональное музицирование в контексте современной российской музыкальной культуры...10

1.1. Два пласта современной российской музыкальной

культуры - профессиональный и любительский...10

1.2. Структура и содержание профессионального музыкального образования...17

1.3. Непрофессиональное .музицирование как форма

творческой деятельности...32

Выводы...47

Глава II. Исторические аспекты развития непрофессионального музицирования...49

2.1. Истоки любительского музицирования в Западной Европе...49

2.2. Непрофессиональное музицирование в России...52

2.3. Советский период в развитии непрофессионального

музыкального творчества...63

2:4. Современный этап в развитии непрофессионального

музыкального искусства в России...86

2:5. Непрофессионально музицирование в странах

Западной Европы и Соединённых Штатах Америки...91

Выводы...114:

Глава III. Университетское культурное пространство

как среда формирования интеллигента...117

3.1. Специфика университетского культурного пространства...117

3.2. Камерное музицирование как вид

художественной деятельности...134

3.3. Студенческое объединение «Камерный ансамбль» СПбГУП как синтетическая форма непрофессионального

музыкального творчества...159

Выводы...171

Заключение...173

Библиография...176

Приложения...192



Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы..Одним из интересных и важных.аспектов художественной жизни общества является непрофессиональное .музицирование в его тесной взаимосвязи с социокультурной обстановкой и личностной самореализацией человека. Пути развития и функционирования всех форм и видов непрофессионального музыкального творчества в структуре музыкальной жизни традиционно вызывали интерес музыкальных историков и теоретиков, эстетиков, психологов и социологов.

Вместе с тем в подавляющем большинстве эти труды освещают интересующую нас проблему только в историческом или же в эстетико- воспитательном и педагогическом ракурсе, не затрагивая острых вопросов существования любительских, в том числе приватных, форм музицирования, в условиях фундаментальной перестройки всей структуры музыкальной жизни на протяжении XX века, характеризующейся взаимовлиянием культур различных стран и континентов, научно-технической революцией н огромным влиянием средств массовой информации.

В современных условиях мы стоим перед необходимостью комплексного рассмотрения интересующего нас вопроса. Проблема должна быть переосмыслена и рассмотрена в нескольких ракурсах: формы бытования и развития непрофессионального музицирования в обществе; воздействие непрофессионального музицирования на качество духовной жизни общества; непрофессиональное музицирование: как действенное средство межкультурной коммуникации.

Особую-значимость- имеет исследование непрофессионального музицирования как части художественного наследия прошлого, хранящего в себе духовный, опыт мирового культурно-исторического развития. Именно рассмотрение и изучение исторических традиций и истоков любительского музыкального искусства даёт возможность открыть и осмыслить определяющие такое взаимодействие ключевые измерения художественного творчества, сохранившие свой статус в различные исторические эпохи. История искусства позволяет увидеть и осознать непреходящие свойства всех видов художественного творчества, открыть его вневременные и вненациональные особенности, что и даёт возможность с уверенностью утверждать, что музыкальное искусство, в том числе и непрофессиональное, играет важную роль в активизации .межкультурного взаимодействия.

Взаимосвязь искусства и образования, имеющая-в настоящее время тенденцию к-активизации, определяет интерес автора исследования к университетскому культурному пространству, как оптимальной среде для развития всех видов непрофессионального художественного творчества и формирования интеллигента. Именно университетское пространство позволяет исследователю наглядно выявить особенности сосуществования и: взаимовлияния" двух- основных аспектов музыкального любительства — его огромной эстетико-восгштательной .роли и-возможности самореализации личности. Одним из результатов университетской музыкальной деятельности является увеличение элитарного слоя общества, способствующего приобщению России к общемировым культурным ценностям. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью научного, искусствоведческого осмысления непрофессионального музицирования как части художествешюй культуры общества и компонента в системе современных социальных и культурных, коммушисаций, что отвечает важнейшим идеям времени и раскрывается в современных формах музыкального любительства в университетском культурном пространстве.

Степень разработанности проблемы. Огромное влияние художественной культуры на формирование качественно новой:системы-межкультурных коммуникаций, в сложном и многомерном мировом пространстве в XXI веке — факт, не требуюпщй специальных доказательств. Однако сам механизм такого влияния изучен недостаточно.

Научное осмысление проблемы непрофессионального художественного, в том числе музыкального творчества предпршшмается в работах учёных разных областей гуманитарного знания. Различным аспектам природы и сущности непрофессионального музицирования как формы художественной культуры посвящены работы Б. В. Асафьева,.В; П. Ильина, Л. М. Кадцына, Т. Е. Шехтер,.Т. Е. Троицкого и др. [8; 77; 81; 114; 189; 16; 1.17; 210; 158а; 1586; 158в]

Среди всех этих работ можно выделить три тома, посвященные самодеятельному творчеству в СССР, составленные коллективом авторов Государственного института искусствознания. Этот труд отличается фундаментальностью и многообразием привлекаемого историко-культурного и научного материала и имеет большое значение для данного диссертационного исследования. Особенность работы коллектива авторов состоит в том, что в нём не только рассматриваются основ-

ные этапы формирования всех пидов самодеятельного художественного творчест-иа, в том числе и музыкального, но и практически впервые комплекс всех этих видов исследуется как система, тесно связанная с социокультурной и исторической обстановкой. Кроме того, в рассмотрение интересующей нас темы внесли вклад работы Ю. В. Келдыша, В. А. Натансона, А. Н. Сохора, Е. Ф. Бронфин и др. [85; 123; 172; 28]

Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные психологии искусства и вопросам художественного восприятия. Для данной диссертации ключевыми являются проблемы соотношения психологического и художественного как фундаментальных категорий теории и психологии искусства, рассмотренные в работах Л. Я. Дорфмана, Д. А. Леонтьева; анализ эмоциональных переживаний.в процессах художественного творчества и художественного восприятия, предпринятый в трудах Л. С. Выготского, С. X. Раппопорта [64а; 99а; 38а].

Проблема художественного восприятия и формирования личности также является предметом осмысления в эстетике. В частности, в трудах М. С. Кагана, 10. Б. Борева, О. А. Кривцуна раскрывается многоплановость процесса художественного восприятия, этот процесс интерпретируется как сотворчество и вводится понятие «творчество слушателя» [79а; 796; 92; 2ба].

Кроме того, значимыми в контексте настоящей диссертации являются научные груды, посвященные социологическим: и социально-психологическим исследованиям как вопросов исполнительства, профессионального и любительского, гак и.проблемам;типологии аудитории музыкального искусства. В этих работах раскрываются основные мотивы приобщения публики к искусству, исследуется динамика художественных предпочтений-исполнителей, и ¦слушателей,- анализируются типы художественного восприятия и разрабатываются их модели, характеризуется аудитория искусства, анализируются проблемы её социологической и психологической типологии [173; 198; 201; 50; 193].

Целый ряд трудов содержит необходимый методологический инструментарий, позволяющий применить его в данном: исследовании, но в основной своей части либо имеют конкретно-социологический характер и не выходят на уровень теоретических обобщений и интерпретаций, либо, напротив, оперируют общими философскими положениями м не обращаются непосредственно к проблематике

непрофессионального музицирования б современной культуре. Это работы А. Н. Сохора, В, В. Водзинской, А. М. Малюкова и др. [35; 171; 107].

Несмотря на значительность вышеозначенных работ, в них не затрагивается тематика, связанная с университетским культурным пространством. На взгляд автора, университет как система, опирающаяся на музыкальные.традиции и объединяющая: множество разносторонне талантливых индивидов, является оптимальной средой для формирования- заинтересованного и компетентного слушателя, способного воспринять высокое искусство во всех его проявлениях, тем самым, содействуя его развитию.

Особое значение для данного диссертационного исследования имеют труды, раскрывающие сущность процесса музыкального творчества, взаимодействие общих и специальных способностей. Работы Г. М. Цыгаша, Б. М. Теллова, А. А. Николаева, Г. Г. Нейгауза, Г. А. Орлова, Д. К. Кирнарской и др. [202; 185; 126; 41; 124; 131; 87] позволяют сформулировать необходимые педагогические подходы, выявить тенденции в исполнительстве. Университетское музыкальное творчество и связанная с ним проблематика освещается лишь в немногочисленных разработках, не подвергаясь подробному анализу и обобщениям. Мелсду тем университет как система даёт широкие возмогкности для многоаспектных исследований таких проблем, как взаимодействие общих и музыкальных способностей, тождественные принципы научного и художественного творчества, роль универсантов в увеличении культурного слоя общества.

Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной i с темой данного диссертационного исследования,.существует значительное число трудов, посвященных психологии и социологии искусства, вопросам художественного восприятия, историческим, педагогически?,! аспектам музыкального исполнительства, однако место и роль непрофессионального музыкального искусства в художественной жизни общества недостаточно изучены с позиции современного искусствознания.

Цель диссертационной работы заключается; в определении места и роли непрофессионального музыкального искусства в художественной жизни общества, а также выявление современных форм музыкального любительства как средства межкультурных коммуникаций.

Основные задачи работы:

— выявить взаимосвязи и взаимовлияние профессионального и любительского уровней российской музыкальной культуры на современном этапе;

— проанализировать структуру и содержание отечественного профессионального музыкального образования;

— рассмотреть специфику непрофессионального музицирования как формы художественной деятельности; провести сравнительно-исторический анализ непрофессионального музицирования в России, странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки;

----выявить особенности университетского культурного пространства как оптимальной среды для формирования интеллигента и активизации музыкального любительства как средства межкультурной коммуникации;

— практически реализовать и проанализировать разработанную автором концепцию студенческого объединения «Камерный ансамбль» СПбГУП как синтетическую форму непрофессионального музицирования в университете.

Объект исследования—непрофессиональное музицирование в современной российской художественной культуре.

Предмет исследования — современные формы непрофессионального музицирования в Университете на примере студенческого объединения «Камерный ансамбль» СПбГУП.

Теорегнко-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии и теории искусства, эстетике, музыковедению, истории музыки, психологии искусства. В частности, ключевыми идеями для данной работы послужили:

— понимание искусства как фундаментального человеческого опыта (X. Г. Гадалер, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, К. Юнг, Г. А. Орлов);

— психологическое и социально-психологическое обоснование процессов, художественного восприятия (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Л. Я. Дорфман, О. А. Кривцун, В; Mi Аллахвердов, Р. Анхейм, С. X. Раппопорт и др.);

— осмысление природы и функции художественной ценности (М. С. Каган, F. П. Выжлецов, Л: Н. Столович и др.);

— понимание процесса художественного творчества, сущности природы таланта (Г. М. Цыпин, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Коган, Б. М: Теплов, Д; К. Кирнарская и др.).

Источники исследования:

— научные труды по теме диссертационного исследования (теория и история искусства, музыковедение, эстетика, психология и социология искусства);

8

— методические и концертные программы, разработанные и осуществляемые в Домах учёных Москвы и Санкт-Петербурга, в МГУ, СПб ГУ, СПбГУП, других учреждений культуры Санкт-Петербурга.

— результаты социологических исследований аудитории филармонических залов, проведённых в период 1980 - 2004 гг.

Методы диссертационного исследования: В диссертационном исследовании использовался комплекс методов современного искусствознания (предметно-аналитический, сравщггелъно-исторический, типологический, художественно-психологический, метод описания и анализа процессов музыкального исполнительства, шггервыоирования) направленных на описание и осмысление современных форм непрофессионального музицирования в Университете.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

во-первых, в теоретическом обосновании ключевых направлений непрофессионального музицирования в современной российской художественной культуре и в университетском культурном пространстве;

во-вторых, в теоретико-психологическом обосновании мотиваций приобщения к музыкальной культуре музицирующих любителей;

в-третьих, в сравнительном анализе состояния бытования непрофессионального музицирования в странах Западной Европы, США и России;

в- четвёртых, в осмыслении роли непрофессионального музицирования как средства межкультурных коммуникаций.

Практическая значимость. Данное исследование может служить:

— как научно-методологическая основа для разработки ¦инновационных направлений в учреждениях культуры--и-искусства;.в сфере студенческого музыкального творчества;

— в качестве учебно-методического пособия для организаторов любительской художественной деятельности;

— авторская концепция студенческого объединения «Камерный ансамбль» может быть использована в практической деятельности в вузах.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Обоснование сущности и; содержательных особенностей структуры непрофессионального музицирования-как формы художественной деятельности. Непрофессиональное музицирование понимается как органическая состаиная часть

современной музыкальной культуры, активно взаимодействующая с профессиональным музыкальным искусством в ряде аспектов, одним из которых является слушательская роль просвещёшшх музыкантов-любителей.

2) Типологизаиия существующих в странах Западной Европы и США государственных программ, образовательных методик, массовых мероприятий, результатом которых является поступательное развитие и распространение непрофессионального музицирования среди различных возрастных и социальных групп.

3) Обоснование оптимальности университетского культурного пространства для активизации музыкального любительства как средства межкультурной коммуникации и формирования разносторонне развитого интеллигента с высоким духовным потенциалом.

4) Авторская разработка студенческого объединения «Камерный ансамбль» СПбГУП, как оптимальной формы студенческого ¦ музыкального творчества в университете. Многожаировость и полистилистика камерного искусства максимально способствует реализации творческого потенциала большого количества универсантов, владеющих умением играть на каком-либо музыкальном инструменте и даёт возможность объединить в художественный коллектив .-студентов с самыми, полярными пристрастиями — от академической до джазовой, эстрадной, этнической, поп и рок-музыки. Элитарность = студенчесхого коллектива в целом, обуславливает ясное представление каждого университетского музыканта-любителя о качественном исполнении в любом музыкальном жанре.

Апробация ; работы. Основные; положения; диссертационного исследования; изложены в семи научных публикациях: Кроме того, они обсуждались на пяти научных конференциях:" «Проблемы-и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Санкт-Петербург, 1999); «Гуманитарное образование: традиции и;новации» (Санкт-Петербург, 2001»; «Проблемы управления; качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002); «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург 2003); «Высшее гуманитарное образование в условиях современных аудивизуальных технологий» (Санкт-Петербург, 2004).

10

ГЛАВА I. НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Дпа пласта музыкальной культуры — профессиональный и любительский.

Современная музыкальная культура- синтетическое образование, в котором сосуществуют разные виды творческой деятельности. Каждый из них обеспечивается специфическими качествами и профессиональными установками. Профессиональное и непрофессиональное искусство находится в неразрывной связи, подвержено взаимному влиянию и взаимопроникновению. Следует заметить, что роли этих двух слоев музыкальной культуры не являются неизменными, и трансформируются в связи с социоисторической обстановкой.

Одной из важнейших проблем сегодняшнего момента п России является раз-рьт между традиционно высоким уровнем достижений профессионального музыкального искусства и низкой музыкальной культурой основной массы населения. Снижение слушательского уровня пагубно сказывается на художественном потенциале страны в целом, что влечёт за собой девальвацию, а иногда и уничтожение в музыкальном исхусстве элитарного слоя, значение которого трудно переоценить. Одним из насущных вопросов является выявление диспозиции, включающей взаимосвязанные структурные компоненты: - элитарная культура ¦¦— непрофессиональное музицирование: как действенная возможность формирования просвещённого слушателя.

Всё многообразие музыкальной культуры фактически обеспечивается двумя уровнями: профессиональным, и-любительским." Несмотря на то, что эти слои музыкальной культуры находятся в неразрывной связи, каждый из них обладает настолько ярко выраженными особенностями, что можно утверждать: профессиональный и любительский уровни могут быть названы различными типами культуры, каждый из которых обеспечивается как разными психологическими типами личности, так и различными мотивациями и образовательным цензом. Для развития современной музыкальной культуры чрезвычайно важно рассмотреть это различие, хотя бы потому, что в этих слоях музыкального искусства происходят творческие процессы, развиваются новые жанры, которые обеспечиваются взаимодействием разных мотиваций.

11

Профессиональным музыкантом мы называем специалиста, обладающего не только определённым уровнем профессиональной подготовки, но и совершенно особым складом творческой личности, определённой-её структурой, способствующей достижению истинного профессионализма. Именно эти качества позволяют профессиональному музыканту не только активно проявлять себя в современной музыкальной культуре, создавать новые жанры и направления, но и быть выразителем, традиций и ценностей прошлого, что обеспечивает преемственность в музыкальном искусстве.

Основными параметрами, характеризующими профессионального музыканта, можно считать:

1) базовое музыкальное образование;

2) музыкальное творчество — основной вид деятельности и средства к существованию.

Для получешгя профессионального образования индивид должен обладать:

1) комплексом природных музыкальных способностей;

2) наличием психофизических данных, необходимых для выбранной специализации.

«Музыкальное образование — профессиональное обучение музыке (творчеству, исполнительству, музыкальной науке), а также совокупность знаний, полученных в результате этого обучения» [222:333].

Мотивации профессиональных музыкантов формируются в раннем возрасте и связаны слухом здоровой соревновательности и любовью к музыке. Индивиды, получающие профессиональное музыкальное образование, стремятся к самореализации, творчеству и достойному месту в ряду своих коллег. Профессиональное музыкальное творчество - один ¦¦ из видов человеческой деятельности, где чётко работает критерий качества и отбора. В профессиональном исполнительском искусстве причиной тому является взаимодействие с инструментом, который предъявляет жёсткие требования к уровню подготовки и способности к самосовершенствованию. Для деятельности профессионального музыканта всегда важен конечный результат его работы, который достигается планомерным и многочасовым трудом. Стремление к идеалу, особенно свойственное выдающимся мастерам музыкального искусства, обуславливает огромную требовательность к себе и чувство творческой неудовлетворённости. Известны случаи, когда велнюш пианист XX века Святослав

12

Теофиловнч Рихтер, после триумфальных концертов, оставался один в зале, и до утра «доучивал» те фрагменты из концертной программы, которые, на его взгляд, совершешю не удались [112:67]. Оценка конечного результата профессионального труда муз1>шанта достаточно конкретна и опирается на разработанную, традиционную систему критериев: исполнительские конкурсы различного уровня, конкурсная система, заполнения вакансий в творческих коллективах, а также специальных высших и средних учебных заведениях.

Непрофессиональное музицирование - форма художественного творчества, являющаяся проявлением самовыражения и способом проведения досуга. Непрофессиональное музицирование не связано с основным видом деятельности индивида, не приносит дохода и может носить как институщшрованный, так и приватный характер. Непрофессиональные музыканты в большей своей части не имеют серьёзного музыкального образования, достаточной исполнительской практики и не находятся в системе жёсткой конкуренции, свойственной профессиональному музыкальному искусству. Деятельность музыкантов-любителей О1раничена как жанровыми так и репертуарными рамками. Тяга к музицированию в большинстве случаев проявляется в достаточно зрелом возрасте и связана с осознанной потребностью в самосовершенствовании, духовном росте и общении с единомышленниками.

Место иидивиоа в профессиональном искусстве непосредственно зависит от его природных способностей и психофизических возможностей для их реализации. «Способность» — одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения. В частности С. Л. Рубинштейн"понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, включающее в себя ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определённым образом организованной деятельности» [153:76].

Пионерами российской психологии творчества были А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский; П. К. Энгельмейер. Многие положения книги П. К. Эн-гельмейера «Теория творчества» (1910) не потеряли своего научного значения и сегодня. М- А. Блох, О. С. Грузенберг, В: М. Бехтерев, Ф: Ю. Левинсон-Лессинг, Б. М;. Теплое, А. Н; Леонтьев и др. развивали понимание природы творчества в совет-сктгй период. Дналекгико-магеризлистическая концепция творчества, утверждает, что творчество может выступать в любой сфере - научной, художественной, про-

13

изводственно-технической и т.д., т.е. там, где открывается что-то новое. «Для развития творческой личности требуется длительная подготовка, совершенствование и развитие интеллектуальных способностей, любознательности, работоспособности, воли и пр. Проблема способности к творчеству - это, прежде всего, комплексная психологическая проблема, требующая к себе внимания всех отраслей психологии, истоками творческих способностей являются и генотип и среда» [170:73]. Успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, определяющие успех в конкретной деятельности. Б. М. Теплов указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и лёгкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство лёгкости при обучении скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению [185:195]. Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности. Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества -мотивация личностного роста, потребность в самоакгуалшашш, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [199:64]. Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума - восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [130:69-73];

Все основные отрасли современной фундаментальной психологии возникли г в конце XIX века: экспериментальная психология познавательных процессов - в работах Г. Фехнера,Г. Гельмгольца, И. Мюллера, дифференциальная психология -в работах Э. Дюркгейма, В. Вундта, В; М. Бехтерева и пр. Не была исключением и психология способностей. По мнению А: А. Бодалева [26:122] основными проблемами, которые:следует решать психолог}', специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена лич-

14

ность, на развитие сё способностей и сменой социальных ролей (заметим, что есть и обратная связь: способности определяют социальный статус и роль); изучение престижа способностей, который формируется средствами массовой информации. Главная задача социальной психологии, с точки зрения А. Л. Бодалева - прослеживание взаимосвязей: общественная потребность в определённых способностях -условия для их развития - реальное развитие способностей. По утверждению многих современных учёных в области психологии, творческий процесс в искусстве и в науке имеет общую структуру и действует по единым, универсальным законам, остающимся таковыми, независимо от шдошидуально-личностных особенностей данного конкретного человека: закономерность рождения идей и возникновения творческих замыслов, этапы и стадии созревания этих замыслов, кристаллизация их в сознании человека. Законы, управляющие творческим процессом, равно как и другие закономерности, связанные с психофизическими функциями человека, в CBOirx фундаментальных положениях, остаются достаточно общими для большинства людей, и носят базовый характер [55: 89-95].

Под музыкальными способностями понимают психические и психофизиологические качества человека, благодаря которым он успешно выполняет ту или иную профессиональную деятельность. Музыкальные способности делятся на общие и специальные.

Общие способности: музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство, музыкальная память, сенсомоторика - необходимы для всех видов музыкальной деятельности. Более обширна и многогранна психологическая платформа таких необходимых для каждого музыканта способностей, как природная эмоциональность, художественно-образное мышление, фантазия и воображение, воля и т.д.

Специальные способности включают весь" комплекс природных данных (ана-томо-физиологических и физических), требуемых какой-либо деятельностью: голос для вокалиста, особое строение губ и дыхательного аппарата для духовиков и т.д..

Общие и специальные способности существуют в психике индивида в нерасторжимом, синкретическом единстве. Их особое сочетание и образует индивидуально-неповторимую творческую личность. Рассчитывать на успех в музыкальном: творчестве может лишь тот индивид, который обладает в достаточно полном объёме всеми качествами и свойствами (способностями), требуемыми данной профессией [34:56]. Способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из

15

его задатков, природных предрасположешюстей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнёт заниматься какой-либо конкретной деятельностью. Очень важным поэтому оказывается правильный выбор профессиональной специализации, при котором потенциальные возможности совпадают по своему характеру с тем видом деятельности, который музыкант выбрал для себя в качестве основного.

Специфика задатков определённой специализации, которую можно считать достаточно условной и склонной к многовариантности:

1) область сольной концертной деятельности - потребность выступлений на эстраде, стремление к идеалу в работе над музыкальным произведением, образность мышления, потребность в соревновательности;

2) педагогическая деятельность - стремление к общению, интерес к методикам обучения, терпение и любовь к объекту обучения;

3) дирижёрская деятельность - умение организовывать и вести за собой коллектив, способность к психологическому тщерству, коммуникабельность, масштабность мышления, пластическая и мимическая выразительность в передаче характера музыкальных интонаций;

4) музыковедческая деятельность — аналитический склад ума, умение формулировать свои мысли и чувства, владение хорошим литературным языком;

5) композиторское творчество - умение воплощать свои авторские идеи в конкретные музыкальные образы.

Проявление музыкального дарования зависит не только от природных задатков чисто музыкальных способностей и педагогического руководства. Многое оказывается связанным с психо динамическими характеристиками личности, фундамент которых составляют врождённые свойства нерпной системы.

Музыкальный талант — сложноподчинённая, многоуровневая, иерархическая структура, в которой наряду со специальными способностями (музыкальный; слух, память, чувство музыкального ритма, психомоторика и др.) представлены и такие важные составляющие, как творческая фантазия, воображение, эмоциональная одарённость, тонкая восприимчивость к окружающему миру и т.д. Это ¦ широкий и многообразный спектр психических качеств и свойств, большинство.из которых далеко выходит-за'пределы-сугубо профессиональных параметров. Большинство по-настоящему талантливых музыкантов - это люди с богатым духовным ми-

16

ром, развитым художественно-образным мышлением, живущие глубокой и сложной-психической-жизнью. Талант в искусстве - редкость и поэтому ценился очень высоко по все времена. Социокультурная ситуация, несомненно, может способствовать развитию и поддержке талантов, общественный климат может оказывать влияние на судьбы дарований, на мнение об их значимости в социуме, но прямой корреляции социума и количеством талантов быть не может, что подтверждается историч ее ким опытом.

Несмотря на спорность утверждений, что талант может быть унаследован, практика показывает, что большая часть профессиональных музыкантов принадлежит к музыкальным династиям. Особенно это явление характерно для музыкантов-исполнителей, профессиональное ориентирование которых должно начинаться с раннего возраста, что органично происходит и семьях профессиональных музыкантов. В настоящее время есть много разных гипотез.о наследственном даровании, порой опровергающих друг друга [103:47]. Всемирно известны династии Бахов, Скарлатти, Штраусов. Из музыкальных семей вышли такие крупнейшие деятели как: И. Стравинский, С. Рихтер, М. Ростропович, Г. Гульд, И. Ойстрах, Г. и С. Нейгаузы, Э. Вирсаладзс, Н. Петров и многие другие. Для всех этих выдающихся музыкантов профессиональное музыкальное, искусство,, с его законами и целями было привычным и естественным миром с раннего детства. В то же время феномен гениального композитора XX века Альфреда Шнитке подтверждает гипотезу о неоднозначности выводов, связанных; с теорией наследственности музыкальной одарённости: «...Я не могу найти никакого логического объяснения тому, что происходило. Ни у кого в семье не было музыкального воспитания, ни интереса к музыке, и вообще ничего, что указывало бы на то, что мне надо заниматься музыкой. В детстве такой возможности не было. Брат и сестра относились к моим занятиям не особенно радостно... В отношении моих занятий музыкой всё было абсолютно вне логики и гарантий. Мне повезло с учителями, но у них были десятки учеников и до и после меня, которые не достигли того, чего достиг я, у них занимаясь. Значит, что-то решающее было во мне самом, что - я не знаю. Не было музыкальной среды

- ни среди знакомых, ни среди соседей. Музыку ничего не предвещало. И это меня укрепляет в мысли, что всё предопределено, что наряду со слоем иррационального

— существует и слой предопределённости, которая простирается на-десятилетия, на всю жизнь, и на многом сказывается» [21:31-33]. Чрезвычайно искреннее и глу-

17

бокос раздумье Л. Шнитке о природе таланта можно назвать подводящим итоги в вопросе о правомочности «точных» теорий о наследственном даровании. Следует отметить, что талант в искусстве, как и в других областях человеческой деятельности, это только потенциальная вероятность достичь высокого результата. Если развитие таланта осуществляется нормально, то это идёт поступательно: реализация: имеющихся на данный момент природных возможностей индивида выводит его на новый, более высокий уровень; там перед ним раскрываются новые возможности и перспективы; реализуя их, он поднимается на следующую ступень и т.д. Талант становится всё более масштабным, творчески дееспособным. Примером такого развития может служить творческая биография всех выдающихся деятелей музыкального искусства [214:74].

Иерархическая структура профессионального музыкального искусства, в которую входят как отдельные представители, так и целые коллективы, четко определяет место индивида в музыкальной среде и при повьпиешш профессионального уровня предполагает возможность претендовать на более высокую ступень в этой системе. Таким образом, оценка труда не является чем-то субъективным, а базируется на чётко обозначенных критериях. Наличие .музыкальных способностей у индивида - одно из необходимых условий для занятий любым видом музыкального искусства. Качество способностей и их разносторонность обеспечивает чётко обозначенное место в профессиональной иерархии. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в профессиональном музыкальном искусстве природные способности имеют превалирующее значение.

1.2. Структура и содержание профессионального музыкального образованиям

Одной из особенностей музыкального образования является одновременное существование и развитие двух его основных ветвей: общего и профессионального.

Это объясняется тем, что с одной стороны, музыкальное образование должно охватывать всех: без него гармоничное интеллектуальное и нравственное развитие личности невозможно; с другой стороны, овладение музыкой как профессией требует усвоения значительного объёма знаний, умений и навыков, а также ранней специализации. Содержание и формы профессионального музыкального образова-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25006.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.