У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Специфика ритма в корейской традиционной инструментальной музыке
Количество страниц 195
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Содержание Содержание

ВВЕДЕНИЕ... 3

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕИ... 8

1.1. Древний период... 9

1.2. Период корейского средневековья... 21

1.3. Период нового времени... 45

Глава 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РИТМА В КОРЕЙСКОЙ

ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ... 67

2.1. Особенности взаимовлияний корейской и китайской культур: музыкальный инструментарий... 67

2.2. Классификация корейской традиционной музыки... 79

2.3. Проблема ритма в теоретических трудах корейских авторов ... 93 Глава 3. РИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КОРЕЙСКОЙ

ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ... ПО

3.1. Базовые ритмические структуры... 111

3.2. Ритмические структуры, характерные для различных жанров музыки... 129

3.3. Современные приемы структурирования инструментальных произведений: проблема соотношения мелодии и аккомпанемента... 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 182

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 185

ПРИЛОЖЕНИЯ... 195

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Интерес к культуре стран Азиатско-тихоокеанского региона определяется целым рядом факторов. Среди них можно назвать самобытность, много- гранность, высокий уровень развития культуры, но также непреходящее значение традиционной культуры, которая, как правило, удивительным образом сохраняется в этом регионе.

Традиционное искусство Кореи отличается, в первую очередь, глубоким уважением к наследию предков, способностью сохранять и передавать творческий дух корейского народа. В основе корейского искусства всегда лежало почитание природы, ее законов, умение человека жить в гармонии с окружающим миром. И в этом огромная роль всегда принадлежала музыке.

Корейская традиционная музыка настраивает на спокойствие и умиротворенность. Тон национальной музыки отличается мягкостью и торжественностью, степенностью и простотой. Это становится возможным благодаря Многим факторам, в ряду которых ритм занимает ведущее место.

Первопричиной степенности является то, что корейцы придают большое значение дыхательным процессам и там, где западная музыка, базирую- щаяся на ритме сердца, может звучать энергично, живо и динамично, корейская традиционная музыка, основанная на глубоком дыхании, остается спокойной, сбалансированной и медитативной. В полной мере это относится к придворной музыке, однако народная музыка отличается удивительной гармоничность и настроенностью на положительные эмоции.

Корейская традиционная музыка имеет многие черты, сходные с национальной музыкой Китая и Японии. Однако, несмотря на некоторые общие культурные корни, музыка Кореи имеет ряд отличительных признаков. В ряду этих признаков ритмическая организация занимает одно из ведущих, если не самое главное место. Специфика ритма настолько очевидна, что до сих пор усилиями многих исследователей ведется поиск и накопление фактов, относящихся к способам организации ритма в КТМ. В первую очередь слё-

4

дует назвать следующие организации: Национальный Центр корейских традиционных искусств, Первая государственная школа национального искусства, Научно-исследовательский центр корейской народной музыки, Научное общество по изучению пхансори, Отделение национальной музыки в жен- ском институте «Токсон» и многие другие.

Среди корейских исследователей, активно собирающих и систематизирующих образцы традиционной музыки, в том числе и ритма, можно назвать многие авторитетные имена: сборник трудов «Хангук ымак ёнгу [Исследование корейской музыки]», Хан Ман Ён («Особенности корейской традиционной музыки, наблюдаемые в ритме»), На Док Сон («Сравнительный анализ . ритмов восточной и западной музыки»), Сон Ген Рин («Восприятие нацио- нальной музыки»), Ким У Хён («Принципы народной музыки»), многочисленные магистерские работы, лосвященные проблемам собирания и обучения ритму в отдельных жанрах музыки.

Для современного этапа развития корейского музыковедения более всего характерны две черты. Одна связана с необходимостью собрать и максимально полно и точно зафиксировать образцы, которые существовали с давних времен. Другая определяется необходимостью поддерживать тради- ции и обучать новые поколения (а также представителей иных народов) способам исполнения ритма.

Следует сказать, что, в известной степени, корейской нации повезло, так как она с давних времен владеет способами фиксации ритма в нотах. Еще при короле Седжоне была создана первая на Востоке нотация с количеством

длительностей, при котором по образу. иероглифа чон (колодец, ^) про-

странство делилось на промежутки справа, слева, сверху и снизу, а в них размещались временные значения. Эта система нотации получила название «колодезных промежутков». Среди сохранившихся до настоящего времени старинных нот есть много записанных в данной нотации, так как она обладает достоинством, заключающимся в возможности точно указывать времен-

ные значения. И в настоящее время нотация "колодезных промежутков" используется в различных формах.

Ввиду чрезвычайной важности и множественности форм проявления ритма в корейской традиционной музыке возникает исследовательский инте-

^ рее, связанный с выявлением роли и значения ритма в ней. В корейском му-

зыкознании теоретическая база позволяет с максимальной четкостью документировать и систематизировать формы проявления ритма, а в трудах российских исследователей сложилась хорошая методологическая основа для того, чтобы на пересечении этих подходов попытаться выявить то наиболее общее и специфичное, что можно наблюдать в ритмической организации . традиционной инструментальной музыки Кореи.

0 Цель настоящей работы заключается в выявлении ведущих закономер-

ностей ритмической организации корейской традиционной инструментальной музыки. Естественно, что для данного исследования введен ряд ограничений. Как правило, не рассматривается музыка, связанная со словом (исключение делается только в том случае, если в поле зрения попадает определенная базовая ритмическая структура). Кроме того, анализу подвергается не всякая инструментальная линия, а, преимущественно, связанная с ударными

1#> инструментами. Связано это с тем, что при исполнении всегда используется

ударный инструмент (как правило, чангу - барабан в форме песочных часов, по которому справа ударяют палочкой, а слева- пальцами левой руки; правая и левая стороны инструменбта обиты разными видами кожи, из-за чего звук получается разным). Вне участия ударных инструментов- одного или нескольких — практически невозможно существование корейской традиционной музыки. Вероятно, с этим связан факт, что их количество достигает

# 100 наименований.

Музыкальным материалом для настоящего исследования послужили образцы ритмических формул, рассредоточенные в публикациях различных научных обществ и отдельных авторов. Так, для анализа ритмических образцов придворной музыки, автор воспользовался сводом чанданов, опуб-

6

линованных в Сеуле Национальным центром традиционных искусств. Остальные образцы чанданов и примеров их использования в КТМ (около 300) были взяты из сборников, опубликованных в разное время в Сеуле.

Методологическую базу настоящей работы составили два основных подхода. Первый, сложившийся в корейском музыкознании, связан с комплексным изучением ритма, что потребовало привлечения материалов по истории, культуре, искусству Кореи и сопредельных государств. Второй подход опирается на научные традиции российского музыкознания: работы Б.Асафьева, выявляющие значение ритмоинтонации в становлении смысла произведения; работы группы ученых Московской консерватории, посвященные рассмотрению различных аспектов ведущих музыкальных традиций стран дальневосточного региона (Дж. Михайлов, В.Н. Юнусова, А.С. Алпатова и др.), поднимающие общие и специфические моменты, связанные с ос- вещением феноменов музыки данного региона— музыки высокой традиции, народной музыки, инструментария, терминологии и т.п. Кроме того, были привлечены труды корейских и зарубежных авторов, поднимающих проблемы отражения мировоззрения корейцев (в т.ч. опубликованных на русском языке— Р.Ш. Джарылгасимовой, Г.А. Ткаченко, У Ген Ира, К. Германа, Пак Кюн Сина и др.).

Задачи исследования можно определить следующим образом.

1. Рассмотреть роль и значение корейской традиционной музыки в ис-тории развития нации.

2. Изучить вопросы влияния музыкальных культур сопредельных государств (в первую очередь, Китая).

3. Рассмотреть роль и значение ритма в корейской традиционной ин- струментальной культуре.

4. Проанализировать базовые ритмические структуры, характерные - для разных видов корейской традиционной музыки.

5. Проследить формы реализации исходных базовых ритмических структур на примере музыки разных жанров.

7 ¦ " '

6. Отметить наиболее важные вопросы, обсуждаемые в современном

корейском музыкознании и относящиеся к проблеме ритма. В результате мы предполагаем, что предпринятый анализ даст возможность западному читателю лучше понимать особенности музыки дальнево-• сточного региона. Корея стремится быть открытой страной, и не только вхо-

дить в содружество с другими народами на экономической почве, но и путем обмена своими национальными достижениями, которые имеют многовековую историю.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем текста исследования — 7 печатных листов.

8 Глава 1

СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ КОРЕИ

Место традиционной культуры в истории Кореи

История традиционной культуры Кореи насчитывает около пяти тысячелетий и признается как очень богатая. В каждой нации хранятся сведения о своей культуре, каждая нация обладает своим культурным достоянием, и в этом смысле корейцы, не являются исключением. Предки оставили своей нации богатое наследие, свидетельствующее о том, какое место занимала

^ традиционная культура в жизни корейцев. Рассмотрим, прежде всего, каков

исторический путь Корей с тем, чтобы определить место традиционной культуры и проследить некоторые эволюционные процессы.

Традиционная культура Кореи, конечно, отражает специфические черты корейцев. Она связана не только с их характером, темпераментом и другими отличительными чертами, но и местом обетования.

Для многих корейцев несомненно, что страна, в которой они живут—

0 . это подарок, ниспосланный им от Творца. По сравнению с нациями, ведущими кочевой образ жизни, корейцы осели на корейском полуострове многие столетия назад и занялись, преимущественно, сельским хозяйством. Всю свою историю они приспосабливались к изменениям природы и всегда жили с ней в постоянной гармонии. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что корейская культура не самобытна. Так, например, некоторые японские историки утверждают, что корейская культура является имитацией чужой культуры. Строится такое мнение на представлении, что буддизм или конфуцианство не являются чисто корейскими, а заимствованы из культуры соседних государств [97, 101]. Однако, как считают корейские историки, «ни одна нация не имеет свойственной только ей «чистой» культуры. Даже если допустить, что какая-то нация имеет присущую только ей культуру, то это вовсе не говорит о ее превосходстве над другими нациями... Всякая нацио-

9

нальная культура основывается на общечеловеческой основе и создается творческими усилиями конкретной нации» [27, с. 23].

«Функционирование различных групп корейского общества следует рассматривать, - как считает известный историк Ли Ги Бэк, - в сравнении с другими нациями и выяснить черты сходства и различия. Это понятно, поскольку корейская нация, в конечном счете, является составной частью человечества. Следовательно, корейцы имеют определенное сходство с другими нациями и некоторые свойства, отличающие их от других наций» [27, с. 26].

В отношении периодизации истории Кореи существуют разные точки зрения. Кто-то в основу берет состояние национального духа, кто-то - уровень развития производительных сил, кто-то - стадии развития корейцев как нации. Самые современные представления корейских историков связаны с представлением о том, что в основу периодизации должен быть положен принцип, при котором живой человек ставится в центр исторического процесса, а не рассматриваются пережитки или остаточные явления прошлого. Следовательно, могут быть выделены исторические периоды, различные по состоянию политики, экономики и культуры. Однако для нашего исследования, помимо точного представления о ходе истории, важно выделить те вехи, которые определяют развитие музыкального искусства. Здесь, с нашей точки зрения, важно не только проследить моменты, связанные с преобразованиями в культурном слое, но и найти связи, повлекшие эти преобразования. Только в этом случае мы сможем найти и интерпретировать сведения, касающиеся предмета нашего исследования - роль и значение ритма в становлении и развитии музыкальной культуры в Корее.

.1.1. Древний период

С геополитической точки зрения, Корейский полуостров с одной стороны имеет доступ к материку, с трех сторон омывается морями. Погода изменяется в соответствии с ярко выраженными четырьмя сезонами. Корейцы с давних времен приспособились к использованию таких благоприятных климатических условий. Они жили в гармонии с природой и не вели захватниче-

10

ских войн. От них современные корейцы унаследовали миролюбивый, покладистый характер, терпеливость, усердие.

Древние люди, жившие во времена палеолита, вели пещерный образ -жизни, охотились, собирали плоды и растения, обогревали себя огнем. В палеолите были изобретены такие орудия труда как рубило, чопперы, сотрие, скребло, скребок, резец и др. В стоянке Суянге была обнаружена мастерская пор изготовлению каменных орудий, а рубило, найденное в Чонгонии, является аналогией рубила ашельского типа в Африке [9, 27].

Общество и культура неолита имели свои отличительные признаки. Основной социальной единицей этого периода служил род. Подтверждением является легенда о Хёккосе, называемая «Шесть поселений». В ней говорится о том, что один род занимал одно поселение, которое состояло из множества жилищ-землянок. Поэтому можно предположить, что один род состоял из нескольких десятков семей, куда входили супружеские пары с 2-3 детьми. Кровно-родственное объединение имело свой дух-тотем: тотем лошади или курицы или другого животного. Историки приводят свидетельства, что в жизни неолитических людей важное место занимала музыка и танец. Следовательно, обрядовая жизнь рода не могла обходиться без этих важнейших элементов, все они были связаны с религиозными ритуальными обрядами, обладали символическим значением.

В бронзовом веке, начиная с бассейна рек Сунгари и Ляохэ до Корейского полуострова включительно, сформировался единый самостоятельный культурный ареал [11, 12, 24]. В результате раскопок там были найдены бронзовые скриповидные кинжалы, бронзовые зеркала с грубыми насечными орнаментами и петельками, глиняные сосуды с узким дном. Эти предметы встречались чаще всего на раскопках у подножий холмов и возвышенностей вдоль рек и равнин. Можно предположить, что люди бронзового века обитали на холмах и возвышенностях, а не в пещерах, как их предки.

К этому периоду относится становление общества Древнего Чосона. В сочинениях китайских авторов IV в. до нашей эры упоминается о полити-

11

ческих объединениях Пуё в северной части реки Сунгари, Емэк в среднем те-чении реки Амноккан, Древний Чосон в бассейне рек Ляохэ и Тэдонган, Им-дун на Хамкынской равнине Восточного побережья, Чинбон в современной -провинции Хванкэ, Чингук к югу от реки Ханган. Наиболее развитым был именно Древний Чосон, который был основан в Асадале как государство-крепость. Правитель Древнего Чосона назывался Тангун-ваном, в обязанности которого входило, кроме прочего, совершение церемониальных обрядов. Считалось, что он был внуком бога солнца по имени Хванин и управлял на основании выданному ему богом мандата. Это является свидетельством не только одной из версий корейской мифологической традиции, но и подтверждением теократического способа правления государством.

Древний Чосон прошел в своем развитии несколько стадий. Считается, что своего наивысшего расцвета он достиг к IV в. до н.э. К этому времени он стал перенимать китайскую культуру железа, что способствовало его государственному развитию. Сильно изменился образ жизни людей этой эпохи: ускорилось развитие земледелия (появились мотыга, железный лемех, железный серп и др.), воинские оружия (железные и бронзовые кинжалы, копья и клевцы типа «гэ»), железные стремена, удила и хомуты. Интересно, что в это время в жилищах появляется система отопления пола— ондоль, что свойственно жизнедеятельности корейцев и в наше время. Несмотря на то, что железная культура пришла из соседнего Китая, это не означает, что Китай стал господствовать над Кореей политически. В результате многочисленных смут, происходивших к концу IV века, большая часть древних корейцев, живших на китайской территории, переселилась в Древний Чосон. Археологические находки подтверждаю распространение культуры Китая на этой территории: часть корейцев стала употреблять китайскую посуду, носить парадные одежды, имели печати от китайцев. .

Согласно легенде, в 37 г. до н.э. в местности Хванин, пришельцами из северного Пуё во главе с Чумоном появилось государство Когурё. Оно формировалось и укреплялось в процессе борьбы с китайскими округами. Из-

12

вестно, что оно отличалось прекрасной армией, умелыми и храбрыми воина-ми, способными отстоять силу и мощь государства.

Помимо многочисленных исторических свидетельств, найдены под- -тверждения степени развитости искусств и ремесел и отражении в них чисто корейских черт. Они, как правило, имели культовый характер, что видно в наскальных изображениях: на них изображены концентрические круги, которые, вероятно, символизируют солнце (что присуще земледельческому обществу). Другие из найденных узоров также имели религиозный смысл: часто встречаются парные изображения животных, высеченные на скалах. Эти изображения имели не только культовое назначение, связанное с тем, что охотники и рыболовы просили у бога богатый промысел и улов, а крестьяне - богатый урожай. Парные изображения, как считается в Корее, являются симво- лом размножения [97, 102].

Существуют описания ритуальных церемоний тех времен, которые носили названия кипхундже (обряд прошения большого урожая) и чусугам-садже (обряд благодарения за урожай). Они сопровождались пением и танцами, о которых известно, что во время их совершения люди топтали ногами землю, а их руки и ноги ритмично двигались. Здесь мы подходим к тому моменту, который позволяет отметить первые свидетельства роли и значения ритма и ритмичных движений.

Большинство исследований, посвященных ритму в его музыкальном значении, организованы так, что предметом изучения являются собственно ритмические структуры. Рассматривая роль ритма сквозь призму философского смысла и постижения божественной сущности наполненного звуками мира, мы получаем возможность более полно представить себе его предназначение. При этом у нас появляется возможность рассмотреть ритм в его непосредственных связях со всем окружающим миром.

Прежде всего следует отметить, что для всего дальневосточного региона ритм имеет особое значение. Это видно уже из того, какое место он занимает в таком древнем явлении как шаманизм.

Истоки шаманизма следует искать в культурах стран Северной Азии. Основой корейского шаманизма является почитание неба, от которого исхо-

13

дят, по мнению корейцев, все блага земные: произрастание злаков, сохране-ние и поспевание жатвы, избавление от болезней и т.д. С небом корейцы соединяют представление о высшем существе, создателе и хранителе видимого мира - Сан-чже (у китайцев повелитель неба - Шан-ди). При общих народных бедствиях, например, при засухе, наводнениях, продолжительных ливнях, при появлении саранчи, во время землетрясения и т.д., корейцы, чтобы успокоить гнев неба, совершают во всем королевстве многочисленные жертвоприношения в честь Сан-чже.

Корейцы одухотворяют и природу, населяя все ее предметы бесчисленными духами или демонами. Эти демоны, по верованиям корейцев, наполняют землю, воздух и море. Они живут под каждым тенистым деревом, в каждом темном овраге, прозрачном ручье и горном ущелье. Они находятся на каждой крыше, потолке, в очагах и бревнах. Все углы корейского жилья подчинены демонам. Они сопровождают корейца во всех стадиях его жизни, и от умилостивления их зависит все его благополучие . Существуют предпо-

1 Наиболее популярными демонами в Корее являются следующие:

1. О-бан-цзан-гун. Существует пять духов - властителей неба, которое они поделили между собой. Их изображают в виде столбов в 8 футов вышиной, верхушки которых представляют грубо вырезанные карикатурные изображения человеческого лица. Эти демоны, весьма чтимые населением, считаются покровителями деревень и получают, приношения весной и осенью в виде риса и фруктов. Их изображения во многих местах помещают при входе и выходе из деревень, и тогда они известны под названием со-са-ри.

2. Синь-цзан - этих демонов до 80.000, причем каждому подчиняется целое полчище других низших демонов. Они наполняют землю и воздух. Алтари отдельным членам этой воинствующей армии встречаются часто в центральной Корее, причем в каждом алтаре имеется ярко раскрашенная лубочная картина, изображающая гигантского воина с надписью: "Я, дух, обитаю здесь".

3. Ток-га-би— самые страшные и ненавистные из сонма демонов. Это души людей, погибших внезапной или насильственной смертью; они ищут себе пищу на лобных местах, побоищах и вообще всюду, где люди гибнут во множестве. Они движутся громадными полчищами.

4. Са-гем — настоящие нечистые духи, пользующиеся малейшим случаем, чтобы досаждать и беспокоить людей. Шаманы ведут с ними постоянную борьбу.

5. Сань-силлион - демоны гор. Алтари в честь них встречаются на всех возвышенностях страны, большей частью под большими деревьями. Эти духи считаются хранителями женьшеня, они же покровительствуют охотникам за оленями. Изображают этих духов на алтарях в виде пожилого мужа со свирепым взглядом, едущего верхом на тигре. Вокруг помещаются алтари для его гарема, причем женщинам-демонам часто придают облик японок.

Тигр, встречающийся во множестве в центральной и северной Корее, является доверенным слугой этих горных духов. Когда он производит опустошения, народ верит, что это гневается местный дух, и поэтому спешит умилостивить его жертвоприношениями.

Демонов гор, которые считаются весьма могущественными, сильно боятся земледельцы и жители нагорных деревень. Находясь на горе для рубки леса или других целей, кореец непременно выделяет духу этой горы первую ложку риса. Эти демоны очень капризны и требовательны и за малейшее к себе пренебрежение мстят виновнику на его семье или на скоте и урожае. Тем не ме-

14

нее, видеть во сне духа гор или его представителя, тигра, считается хорошим предзнаменованием. Отшельники оказывают ему особенное почитание в уединенных горных долинах путем омовений и подношений. - .

6. Ион-синь, т.е. демоны-драконы, которые являются духами воды. Им не ставят алтарей, но в честь их при участии шаманов устраиваются на берегах моря и рек дорогостоящие жертвоприношения за упокоение душ утопленников.

7. Наиболее распространенными в Корее являются алтари, известные здесь под названием Сон-хоан-дан (т.е. алтарь святому царю). Это большой жертвенник, сложенный из камней под тенью дерева, на ветвях которого развешиваются приношения в виде лоскутков бумаги, тряпок, мешочков с рисом, старого платья, изношенных башмаков и пр. Корейские путешественники пользуются этими жертвенниками для отдания почестей духу-хранителю путников, дабы обеспечить себе благополучный путь, и навешивают на ветви дерева обрезки имеющихся у них товаров. Моряк считает их местопребыванием своего духа-хранителя и дарит ему кусок веревки. Здесь же воздвигаются иногда небольшие кумирни в честь зверей или птиц, истребляющих вредных для земледелия насекомых.

8. То-ди-чжи-синь и Цзон-синь считаются духами местностей; они обитают на склонах гор. Им приносятся жертвы во время похорон. В частности, Цзон-синь являются главными духами отдельных уездов. В честь их сооружаются небольшие кумирни, часто невзрачные на вид. Это может быть даже простой соломенный шалаш, устроенный под деревом. В их честь совершается через каждые 3 года празднество, которое вскладчину устраивают все жители данного уезда.

9. Демоны-покровители жилища (домовые), которые весьма почитаются корейцами. Во главе демонов этого рода стоит сон-чжю - дух домовой кровли. Изображением его являются несколько лоскутков бумаги и бумажный мешок со столькими ложками риса, сколько лет было дому в то время, когда этот мешок подвешивался шаманом на конек крыши.

Ти-чжю — дух того места, на котором стоит дом. Он считается вторым в сонме духов дома. О нем имеется очень мало сведений; известно только, что приношения ему делаются вне дома ежемесячно: 1, 2, 3 и 15 числа. Этот демон изображается в виде пучка соломы, внутри порожнего, на 3 палках, а иногда в виде горшка с рисом.

Третье место занимает Он-чжю — демон кухни. Его изображение — клочок бумаги или тряпки, прибитый к стене около очага.

10. Кроме того, существуют демоны, принадлежащие не дому, а семье. Важнейшие из них следующие:

Цзо-оан - дух созвездия Большой Медведицы. Его алтарь находится вне дома, а изображение состоит из тыквы, наполненной материей и бумагой. Ти-чжю (№ 2) считается приносящим счастье семье, и поэтому каждая семья старается заручиться его благосклонностью. Фетиш его состоит из соломенной хижины, в которой стоит горшок, заключающий в себе рис, прикрытый камнем и бумагой.

Главный семейный демон — Цзоэ-сок, старинный исторический демон, считающийся дедом Сань-чжинь-цзоэ-сок (демона рождаемости). Его фетиш передается от отца к сыну, даже если он и пришел в полную ветхость. Изображений его имеется несколько. Этот демон дарует людям потомство и покровительствует всем детям до четырехлетнего возраста. Он мстит за всякие оскорбления и нарушения в этой сфере, к числу которых принадлежит случай, когда беременная женщина, находящаяся под его покровительством, увидит человека в трауре или мертвое тело. Поэтому на домах, где есть беременные или недавно родившие женщины, очень часто вывешивают особый знак, предупреждающий посетителей о том, чтобы они не входили. По той же причине среди низших классов только что родившие женщины подвергаются заключению в продолжение 21 дня после родов, а знатные женщины— в продолжение 100 дней, причем в это время и мать, и ребенок тщательно оберегаются даже от солнечных лучей.

Па-муль, демон богатства. Ему поклоняются в житнице, и фетиш его состоит из глиняного кувшина, поставленного на два разукрашенных мешка с рисом.

Коль-ип — демон, заботящийся о внешнем благосостоянии семьи и считающийся слугой домашних демонов. Фетиш его помещается над будкой привратника и состоит из множества старых соломенных сандалий, нескольких монет и куска материи, которыми, по убеждению корейцев, он пользуется во время своих постоянных странствований. Существует также демон входных дверей, фетиш которого висит над входом в дом.

15

ложения, что в доисторические времена для умилостивления этих духов приносились даже человеческие жертвы.

В музыковедении как отечественном, так и зарубежном существует • большой пласт работ, отражающих специфику проявлений шаманизма в культуре Кореи [3, 22, 36, 59, 62, 80, 98]. В них подчеркивается, что это наиболее древняя культура и ей присущ многомерный взгляд, охватывающий реальный, повседневный и нереальный, но вечный миры. Шаманизм связан с верой в вечное обращение и является не просто религиозным феноменом, но имеет глубокое влияние на традиционное общество и искусство в целом.

Отмечая сложный, многосоставный характер корейского шаманизма, исследователи отмечают, что именно в недрах шаманизма на Дальнем Востоке формируется трехчленная модель мира, включающая нижний, средний и верхний мир. Трехчленная модель мира продолжала в дальнейшем развиваться в рамках даосизма и буддизма (мир общины - мир учения - мир Будды).

. Однако помимо трехчленности деления мира с его вертикальной центральной осью в качестве основной при описании картины мира, мы находим и представления, связанные с дихотомическим устройством вселенной и расположением миров по горизонтали. Хон Ечжун, исследовавший шаманские ритуалы, высказал предположение, что представления о различном расположении шаманских миров связаны с разными культурными традициями. Более ранняя из них восходит к дуалистическому членению мира, более поздняя - к троичному [99, 102].

Нет сомнений в том, что шаманизм оказал огромное влияние на такие виды искусств как народная музыка, драма, танец и литература, особенно в жанре устной традиции и фольклора. Можно встретить утверждение, что шаманские ритуалы — это совокупность различных видов народного искусства [56, 61]. Картины многочисленных шаманских божеств были первыми картинами в Корее на религиозную тему. Шаманские скульптурные изображения предшествовали последующему скульптурному жанру. Бумажные

16

цветы, фонарики и лодки, используемые во время проведения кута, послужи-ли развитию искусства поделок из бумаги. Ритуальные шаманские костюмы - первопричина развития портняжного искусства в Корее.

Так, к примеру, деревенский кут (шаманский обряд) от начала и до конца состоит из музыки, танцев и драмы. Шаман поет и танцует, импровизируя на ходу различные постановки, сопровождая все это соответствующим поведением и жестами. При этом достаточно трудно дифференцировать каждый элемент кута - музыки, драмы и танца. Однако несомненно, что объединяющим моментом является ритм в самых разных его формах и значениях.

Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм: одухотворение всего, что окружает человека — предметов, растений, животных; вера в злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания. Этот обряд рассматривается как способ общения с духами, что достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (либо в его бубен), или душа шамана отправляется в путешествие в царство духов.

Традиционно - корейские шаманы - представительницы женского пола. Мужчины выполняют вспомогательную роль в качестве музыкантов ритуала кут и, кроме того, часто сопровождают те или иные моменты остроумными репликами и меткими комментариями. Ритуал кут, проводимый опытными потомственными шаманками, называемыми муданг, очень богат по своей художественной выразительности и в нем наиболее полно проявляются истинные способности корейских муданг [104]. Приведем несколько примеров из обрядов, присущих шаманизму и отражающих место музыки и танца в них.

Один из видов кута - Коса - совершается в период сбора урожая в десятый месяц по лунному календарю, а пхудаккэри - в течение всего года для изгнания многочисленных злых духов (чхапкви), когда человека и членов его

17

семьи преследуют болезни, неудачи и материальные трудности. В таких слу-чаях одна или две муданг приходят в дом клиента и передают людские желания божествам посредством пения, танцев и музыкального исполнения на корейском барабане и небольшом гонге. По своему содержанию эти церемонии просты и длятся, как правило, не более двух-трех часов2.

Итак, деревенский кут - общинный обряд, призванный обеспечить гармоничную жизнь, здоровье и благополучие жителей деревни. В то же время он является народным праздником: включает хождение по натянутому канату, бои на горе, крестьянскую музыку, танцы в масках, клоунаду и т.д. При этом шаманские песнопения могут включать мансубади (своего рода ре-читации, связанные с обращением шамана к кидэ- музыкальному исполнению ритуала), сольное исполнение тхаренов и хоровое — норякарак. При этом мансубади, тхарен и норякарак весьма коротки по времени исполнения, а повествовательные элементы продолжительны.

Основное назначение мансубади заключается в том, чтобы пробудить и вызвать божество - дух для участия в ритуале, поэтому мансубади проходит под барабанный аккомпанемент. Шаман и кидэ поют в форме речитации, сменяя друг друга.

Обряд очищения начинается с устного повествования- мифа о Пари кончжу (принцессе Кончжу), седьмой дочери древнего императора, родители которой отреклись от нее после ее рождения. В наказание за безжалостное отношение к дочери им была послана смертельная болезнь и, в конце концов, они ушли из жизни. Принцесса Пари, как почтительная дочь, отправляется на поиски магического снадобья, способного вернуть ее родителей к жизни.

В ритуале шаман просит Пари кончжу проводить душу умершего в иной мир. Во втором акте обряда, известного как ханпухри, шаман успокаивает разгневанных духов. Если кут проводит кангсинму, дух умершего воплощается в тело шамана. Дух говорит устами шамана, описывает все свои земные лишения и страдания, рассказывает о гложущих его связях с миром живых. Шаман выполняет этот фрагмент с веточкой сосны или палочкой бамбука. Он концентрирует внимание на веточке, чтобы дух умершего вошел в нее, заставляет веточку сильно качаться, и шаман на краткое время овладевает душой умершего, и делит неутешное горе с семьей покойного.

Финальный обряд нэк кут олицетворяет отправление духа умершего из мира людей. После ханпхури дух свободен от мучавших его связей с миром живых и готов отправиться в загробный мир. На месте обряда в длину расстилаются полосы хлопчатобумажной ткани, означающие путь из этого мира в иной, а в поперечном направлении- полосы льняной ткани, символизирующие вход в мир усопших. Муданг исполняет танец вдоль полос хлопчатобумажной ткани и тянет за собой модель лодки, изображая отправление духа в путешествие из одного мира в другой. Если обряд выполняется кангсинму, то она рвет полосы ткани, что означает спасение умершего путем полного разрыва его связей с миром живых.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.