У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII-начала XXI веков
Количество страниц 195
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25021.doc 
Содержание Введение... 4

Глава 1 Анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теорий их взаимодействия... 13

1.1 Исследование терминов «художественный образ» и «композиция»... 13

1.2 Взаимодействие композиции и художественного образа с точки зрения психологического аспекта восприятия... 25

1.3 Взаимосвязь образного и логико-вербального типов мышления в процессе функционирования правого и левого полушарий мозга человека... 31

Глава 2 Генезис развития композиционной структуры объектов мебели в историческом срезе с XVIII по XXI век и ее влияние на форми- рование образного решения... 36

2.1 Понятие «стиль» (и факторы, влияющие на его изменение) в контексте композиционного развития утилитарногопредмета среды 36

2.2 Композиционные характеристики доминирования тех или иных принципов в истории развития мебели с XVIII по XXI век... 48

2.3 Выявление зависимости образного решения от изменения композиционных принципов... 103

Глава 3 Взаимосвязь композиции и художественного образа в проектном

процессе формообразования ... 109

3.1 Понятие «форма» и процесс формообразования в дизайне мебе- 109 ли...

3.2 Визуальная структура восприятия предмета мебели... 118

3.3 Структура замысла утилитарного предмета дизайнером... 131

3.4 Композиционная структура формообразования мебели... 145

Заключение... 166

3

Библиографический список использованной литературы... 170-

¦ 184

Приложение ... 185-

195

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Дизайн мебели конца XX и начала XXI столетия отмечен появлением произведений, столь сильно отличающихся от предшествовавших форм, что обусловливает интерес к природе этого явления, принципам, методам и закономерностям процесса его формообразования. Традиционное представление о ритме, объеме, массе, масштабности, системе членений, о собственно композиционном принципе проектирования мебели пересматривается в связи с появлением новейших материалов, технологий и возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна.

Сложившиеся каноны и принципы проектирования в период функционализма породили усредненность, безликость и бездуховность предметной среды. 1 Iotok массового производства стандартных вещей не имел ярко выраженного художественного образа, что способствовало активизации общих глобальных процессов в дизайне, направленных на поиск выразительных, индивидуализированных форм. Это обстоятельство предопределило необходимость исследования художественно-образных и композиционных особенностей объектов дизайна, определение баланса между ними и функцией, формой и содержанием с целью достижения гармонизации и комфорта предметной среды, адекватной материальным и духовным потребностям человека.

Социально-экономическое и культурное развитие России связано с созданием полноценной среды обитания ее граждан. Дизайн и предметные виды изобразительного искусства, создавая эту среду, активно формируют гармоничный, духовный и эстетический потенциал общества. Процесс гармонизации предметного мира имеет своей целью создание наиболее рациональной связи человека с предметным миром в интересах развития творческих способностей каждого индивидуума. Таким образом, гармонизация предметного мира - это не только материально-технический, научно-практический, культурно-эстетический, но и социальный процесс. Он опре-

5

деляется структурой общества, его общественными и культурными идеалами и предполагает создание функциональных, эргономичных, эстетически полноценных, выразительных предметов мебели, организующих единое гармоничное целое пространство.

Приоритетом в художественном проектировании мебели на современном этапе, помимо ее технологических и потребительских качеств, стало формирование выразительного образа объекта дизайна, как высшего продукта творчества. Эта тенденция находит отражение в отличительных признаках мебели постмодерна, и выражается в применении различных художественных приемов, исторических традиций, национальных особенностей, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Именно в данный период, новейшие научно- технические возможности позволяют реализовы-вать в полной мере самые фантастические проекты, которые требуют эстетического и художественного осознания. Участие профессионального дизайнера, владеющего приемами эстетизации пластики в рамках только пропорций, масштабности, тектоники и т.п., отражающих исключительно материальные свойства, недостаточно для того, чтобы считать вещь «произведением». «Даже наличие таких свойств, как типизированность, индивидуализирован-ность, обобщенность, зафиксированных в пластике вещи, делает ее художественно выразительной, но не превращает в произведение искусства, ибо эти свойства больше «работают» на эстетическую выразительность конструкции, функции и материала» [53, стр. 102]. Поэтому вполне правомерно обратиться к наиболее яркому свойству художественной выразительности - метафоричности [56]. Порой мебель становится похожа на скульптуру, с тем лишь отличием, что несет в своем синтезе помимо художественных, декоративных качеств и достоинств еще и функциональный эквивалент. Переосмысление ценностей произошло в последние годы не только в сознании профессионалов-дизайнеров. Существенно изменилось отношение к эмоционально-образному содержанию в объектах мебели и у потребителя [44]. При выборе предмета мебели потенциальным покупателем сегодня акцент на ее художе-

6

ственные качества и достоинства имеет первостепенное значение. В этой новой ситуации привычный опыт восприятия дизайн-форм мебельного творчества оказывается недостаточным, культурные феномены в нем приобретают решающее значение, этот факт требует осмысления, необходимого как для профессиональной практики, так и для теоретического аспекта композиции. Однако на данной стадии художественного осмысления формы ещё остаётся много невыясненного в его внутрипрофессиональной специфике. Основное внимание стоит обратить на внутридизайнерскую морфологическую разработку. Эта сторона искусствоведческого анализа произведений дизайна менее всего разработана.

Решению этой задачи поможет исследование взаимодействия композиции и художественного образа в дизайне мебели. Необходим глубокий анализ проявления взаимосвязи и взаимодействия художественного образа и композиционных особенностей в генезисе их развития, учитывая при этом композицию как вид профессионального самосознания дизайнера, возникающую на основе культурных ассоциаций и выражающейся в художественных формах мебели.

Эстетический потенциал выразительной формы мебели весьма важен для дизайнера, ибо дает возможность ориентироваться на эстетическую норму, на критерии целостности, логической взаимообусловленности элементов и смысловое содержание, определяемое этой формой. В свою очередь, художественно-проектное мышление развивает сдвоенный (образные категории на основе композиционных вариаций формы) тезаурус и технику работы с ним, формирует упорядоченное представление об образах объемных моделей, их восприятия и их создания. Проектирование в дизайне, таким образом, является художественно-содержательным процессом, поскольку связано с выявлением смыслов и их пластическим выражением, а анализ объектов дизайна происходит на основе синтеза принципов функциональной целесообразности и семантической образности.

7

Теоретик дизайна Г. Демосфенова указывает, что в теоретических исследованиях, работы, посвященные выявлению свойств визуальной формы, должны занята, одно из ведущих мест. Она отмечает, насколько важно выяснить, какое влияние на современную художественную культуру и современные представления о форме оказывает опыт исторического развития понятия о форме как выражении и отражении определенных смыслов. Необходимо знать, каково развитие символики вещи, выражающееся в форме, какие выразительные средства использует дизайнер и каким образом они связаны с обширной художественной практикой человечества [47].

Актуальность данной работы подтверждается высказыванием дизайнера и педагога 10. Сомова: «.. .Необходима систематизация - нахождение наиболее общих признаков в развитии форм различных изделий. Это и позволит подойти к упорядоченному изучению закономерностей композиции, причем не только самых общих, так или иначе давно известных, но и тех, которые проявляются лишь по отношению к определенным «видам форм» [142, стр. 11].

Средовой утилитарный объект немыслим вне художественно-композиционной системы, ибо она органично включает в себя единство функциональной, социальной и эстетической организованности. Поэтому в формировании объемно-композиционной структуры мебели исключительно важная роль принадлежит принципам целостности и целесообразности, объединяющим утилитарно-функциональное, эстетическое, полезное и достаточное, которые организуются по принципам эстетической гармонизации и образной выразительности.

Тема соотношения художественного образа и композиции, соответствия формы содержанию исследовалась в области архитектуры (А. Иконников, Г.Степанов и др.), в области дизайна (Г. Крюков, Е. Лазарев, Г. Минервин, Ю. Сомов, и др.), в области изобразительного искусства (М. Алпатов, О.Го-лубева, В. Фаворский, П. Чистяков, О. Чернышев, Е. Шорохов и др.). В дизайне мебели рассматривались другие аспекты, такие, как рациональность

g

типов мебели (О. Барханова), стилевая особенность мебели ампира (А. Ма-шакин), функциональность специализированного оборудования (Т. Кильпе), идейно-эстетические проблемы проектирования бытовой мебели (Е. Щедрин), анализ сопоставления форм архитектуры и мебели (К. Прахт).

Глубоких исследований в области взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели не проводилось. Актуальность рассматриваемой темы заключается в ее современности, востребованности, так как отражает процесс формообразования мебели, который помимо соответствия своим функциям, направлен на создание художественной индивидуальности и авторской неповторимости образа. Стремление человека к улучшению качества жизни выдвигает перед дизайнерами проблему, связанную с конкурентоспособностью мебели, которая должна отличаться оригинальностью, образностью, новизной художественных решений, соответствовать требованиям стиля и основным модным тенденциям.

Не менее важным является и то, что со второй половины XX столетия, в период постмодерна, существенное продвижение в теоретических концепциях проектирования было получено на основе семиотической интерпретации композиции; произошло значительное обогащение палитры профессиональных художественных средств. Сегодня культурные феномены в формообразовании мебели приобретают решающее значение. Эта тенденция требует научного осмысления, необходимого как для теории, так и для практики дизайна мебели.

Цель и задачи исследования. Цель работы - определение взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели XVIII-XXI в.в. и разработка типологии изменения композиционных закономерностей при формировании художественного образа объектов дизайна.

Для достижения указанной цели необходимо последовательное решение следующих задач:

1. Провести анализ понятий «художественный образ» и «композиция» в дизайне мебели.

9

2. Провести анализ мебели как единичного средового объекта с позиций динамики развития средств композиции и художественного образа в период с XVIII - XXI в.в.

3. Выявить закономерности развития композиции и художественного образа дизайна мебели в границах исследуемого периода: принципы, тенденции, ритмичность чередования.

4. Определить характер взаимодействия художественного образа с качественными характеристиками композиции - функциональностью, эргономичностью и эстетичностью.

5. Выявить тенденции взаимосвязи художественного образа и композиции в современных принципах формообразовании мебели.

Объект исследования - мебель периода XVIII - XXI вв.

Предмет исследования - определение взаимосвязи художественного образа и композиции в дизайне мебели, как одного из организующих факторов гармонизации формы.

Границы исследования определяются временными рамками от XVIII в. до XXI в. и охватывают вопросы взаимосвязи художественного образа и композиционной структуры мебели в её историческом генезисе. Рассматриваются наиболее характерные стилевые объекты мебели как образцы культурно-бытового назначения, играющие ведущую роль в формировании и развитии художественного направления в дизайне мебели.

Метод исследования. В основу метода исследования положен анализ и обобщение различных литературных источников, музейных и архивных материалов. Исследование опирается на имеющиеся определения образа и композиции в литературе по дизайну, архитектуре и изобразительному искусству. Выявление взаимосвязи этих понятий предполагает отбор, обобщение и оценку периодичности изменения художественной образности и композиции в истории развития предметного мира.

Основным базовым материалом для работы являются труды в области философии, эстетики, семиотики, психологии, изобразительного искусства,

ю

скульптуры, теории и методологии дизайна, композиции. Методология данного исследования базируется на взаимодействии композиционной структуры и художественного образа в формообразовании мебели в контексте ее стилевых особенностей и соответствия формы своему содержанию.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые рассматривается типология развития композиционной структуры мебели как объекта дизайна во взаимосвязи с художественным образом в контексте исторического развития стилевых периодов.

Определена закономерность чередования преобладающих внешних форм предметов с их внутренним образным содержанием и составлена диаграмма ритмичного изменения в рамках культурно-исторического среза.

Выявлены композиционные закономерности, определяющие художественный образ в объекте дизайна.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что выявление основных композиционных закономерностей формообразования объектов дизайна, в сумме образующих тот или иной художественный образ, способствует дальнейшему совершенствованию методики художественного конструирования изделий мебели.

Раскрытие динамики изменений художественного образа в соотношении с композиционными закономерностями в мебели позволяет наиболее полно, эффективно и обоснованно использовать эти знания при проектировании объектов дизайна. Произведенный композиционно-образный анализ развития культурно-бытовых изделий мебели в генезисе исторических стилей может быть использован в общетеоретических и научных исследованиях, связанных с формообразованием в дизайне.

Данное исследование представляет интерес для дизайнеров, искусствоведов, конструкторов и технологов мебельной промышленности, его можно использовать в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов архитектурного и художественно-промышленного профиля.

11

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в методических разработках, научных статьях и тезисах; промежуточные результаты исследования докладывались на всероссийских научных конференциях Оренбург (2002-2004), Сочи (2005) и научной международной конференции Екатеринбург (2005).

Материалы и методические исследования использованы при поиске композиционного и образного решения в курсовом проектировании, при обучении студентов на кафедре «Дизайн архитектурной среды» Оренбургского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы, приложения с иллюстрациями и 24 планшетов (60x100см). Объем работы - 196с, из них 185с. машинописного текста и 11с. иллюстративного приложения; библиография содержит 189 наименований, из них 14 на иностранных языках.

Основное содержание работы

В первой главе рассматривается состояние проблемы, исследуются точки зрения философов, психологов, искусствоведов, художников на предмет взаимосвязи художественного образа и композиции. Проводится анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теорий их взаимодействия. Исследуется взаимодействие композиции и художественного образа с точки зрения психологического аспекта восприятия. Рассматривается взаимосвязь образного и логико-вербального типов мышления в процессе функционирования правого и левого полушарий мозга человека.

Во второй главе исследуется генезис развития композиционной структуры объектов мебели в историческом срезе с XVIII по XXI век и рассматривается ее влияние на формирование образного решения. Проводится анализ понятия «стиль» и факторов, влияющих на его изменение в контексте композиционного развития утилитарного предмета среды. Определяются композиционные характеристики доминирования тех или иных принципов в истории

12

развития мебели с XVIII по XXI век. Выявляется зависимость образного решения от модификации композиционных принципов.

В третьей главе рассматривается взаимосвязь композиции и художественного образа в проектном процессе формообразования. Исследуется понятие «форма» и процесс формообразования в дизайне мебели. Выстраивается визуальная структура восприятия предмета мебели. Определяется структура замысла дизайнером в процессе проектирования. Выявляется композиционная структура формообразования мебели.

В заключении диссертационной работы дается обобщение научных положений о взаимосвязи художественного образа и композиции, и формулируются основные результаты работы.

Современный этап развития дизайна выдвинул целый ряд задач, акцентирующих практические и теоретические стороны формообразования мебели. В связи с этим внимание исследователей сосредоточено на профессиональных принципах дизайнерской деятельности, важнейшим из которых является художественный образ, создаваемый автором в процессе работы и художественное формообразование объектов мебели, базирующееся на законах композиционного построения. Соотношение двух факторов - формального слоя искомого образа и его смыслового культурного значения является доминантой композиционно-творческого процесса. Сочетание этих компонентов обусловливает новую профессиональную культуру в области пространственно-предметного формообразования.

13

Глава 1. Анализ терминологических понятий «композиция» и «художественный образ» и теория их взаимодействия»

1.1 Исследование терминов «художественный образ» и «композиция»

Дизайн объединяет художественное проектирование и процесс промышленного производства полезной и красивой вещи. Дизайн выступает как единство прекрасного и утилитарного, эстетического и функционального, определяет неразрывность художественного и конструктивного творчества в формообразовании предметов мебели. Дизайн есть синтез искусства и науки.

Существование смысловых и культурных функций в продукте дизайна приобретает двойное значение в основном в объектах утилитарного происхождения. Культурологическое изучение развития предметной среды позволяет выявить двоякое смысловое содержание культурно-бытовых изделий -функция плюс образ. Дизайн взял от искусства формальные методы, приемы формообразования и способность создавать образы [33].

Касаясь вопроса специфики художественной формы в дизайне, теоретик искусствоведения С. Хан-Магомедов отмечает, что когда появится возможность сравнивать между собой объекты дизайна по их художественным качествам, то и сравнительные параллели дизайна и др. видов художественного творчества окажутся более продуктивными в осознании специфики художественной формы. Он отмечает, что именно эта сторона искусствоведческого анализа произведений дизайна менее всего разработана [154]. Художественные качества объекты мебельного творчества унаследовали от изобразительного искусства. К ним относятся те, которые органично выявляются в форме и используются в проектировании, а именно - композиционная целостность, гармоничность, симметричность, статичность, образность...

14

Сборник «Методика художественного конструирования» издательства ВНИИТЭ содержит определение художественного образа дизайн-объекта как «...неразрывного, взаимопроникающего единства чувственного и логического, конкретного и абстрактного, внешнего и внутреннего, формы и содержания» [102, стр. 6]. Это понимание послужило руководящим принципом в разработке настоящего исследования. Художественный образ рассматривается как иррациональное, ассоциативное наполнение формы, а композиция как логическая взаимосвязь ее элементов, определяющая выразительную насыщенность дизайн-объекта. Важно подчеркнуть, что этот метод позволяет связать образный подход с системным - композиционным, поскольку процесс отражения является общей гносеологической основой. Особенности методики исследования заключаются в реализации параллельных процессов изучения дизайн-объектов с точки зрения образной насыщенности и композиционного формообразования в культурно-исторических срезах, при которых полученные данные одновременно подвергаются структурированию и систематизации, а результаты данного эксперимента используются для уточнения и выдвижения новых гипотез и концепций.

Вопросам формирования художественного образа объектов дизайна и их средообразующей роли в области искусства, архитектуры и дизайна посвящен ряд работ Р. Арнхейма, В. Барышевой, Н. Воронова, Г. Демосфено-вой, Е. Жердева, А. Иконникова, Г. Курьеровой, Е. Лазарева, Л. Недович, А.Рубина, В. Сидоренко, С. Хан-Магомедова, О. Чепуровой... Образу в дизайне посвящены разделы книги «Методика художественного конструирования» и статьи в сборнике «Визуальная культура — визуальное мышление» издание ВНИИТЭ. Вместе с тем изучение роли образа, его генезиса в процессе композиционного формообразования объектов дизайна до сих пор останется важным, поскольку образное начало является одним из ведущих в создании выразительного облика мебели и среды.

Человек как существо социальное не только пользуется предметами мебели, их пространственными и временными отношениями, но и понимает и

15

осмысляет их. Они для него не только предметы утилитарного назначения, но и знаки, которые являются необходимым условием его общения с другими людьми. Всякое культурное единство, всякая социальная система является всегда в то же время системой знаков, ибо всякая вещь, начиная от собственного тела человека, его движений и звучаний и кончая любым отрезком мира, может быть принципиально вещью социальной, вещью выразительной, т.е. не только вещью, но и знаком, носителем смысла. Смысловое наполнение содержания мебели, несущей эстетическую ценность, обогащается за счет многогранности ее художественного образа.

В дизайн-объекте, ориентированном на целостное восприятие, обеспечивается ведущее положение художественных аспектов видения. «Все пути художественного отражения действительности в предметной форме ведут к тому, что она, будучи условной и иносказательной, строится на ассоциациях и порождает собой новые» [17, стр. 262]. Восприятие объектов мебели происходит путем воздействия на наши органы чувств и формирует эмоциональное и интеллектуальное впечатление. Организованные композиционно, объекты мебели выражают состояния изящества или массивности, сложности или простоты, они способны возбуждать в нас эмоции, вызывать эстетическое волнение.

Художественный образ, выражающий единство чувственного и смыслового, эмоционального и содержательного, отражает материальный объект в форме, имеющей определенные параметры. Образ тесно связан с художественной формой произведения мебели, с принципом ее формообразования, с типом взаимосвязи между элементами, ее составляющими, т.е. с композицией. Композиция придает всегда новый смысл уже осмысленным элементам. В сущности, человек не знает не осмысленных элементов: во все, с чем он встречается, он вкладывает некий смысл - узкий или широкий, крупицу объективной истины или субъективного заблуждения. Композиция из элементов, осмысленных художественно, выражает ассоциативное, метафорическое, смысловое содержание, несет в себе яркий образ, организовывает эстетичную

16

форму дизайн-объекта. Композиция дает универсальный, объективный, культурно-исторический анализ формы.

В области композиции существуют исследования И. Араухо, А. Барта-шевича, И. Ветровой, О. Голубевой, А. Иконникова, И. Иттена, А. Лаврентьева, Е. Лазарева, Г. Минервина, В. Маркузона, Г. Степанова, А.Степанова, Ю.Сомова, О. Чернышева...

Словарь художественных терминов определяет композицию как «определенную стадию творческого акта в создании художественного произведения, представляющую собой наглядные схемы художественного построения, которые, будучи выделяемы как особый слой композиционных форм, могут различаться, как в зависимости от характера самого построения (симметричная, асимметричная, статичная, динамичная...), так и в зависимости от той группы внешних форм, которые объединяются и выделяются в данное композиционное единство» [139, стр. 238]. Под законами композиции следует понимать общие абстрактные определения художественной наглядности.

В процессе исторического развития модернизируются вариации композиционных приемов и средств, а, следовательно, меняются требования к композиции утилитарных форм мебели. Сегодня эта проблема действительно актуальна. Это связано, в первую очередь, с ситуацией на мебельном рынке, наличием множества различных направлений и течений в мебели, что непосредственно отражается на изменении ее форм и композиционных средств, применяемых дизайнером.

«Художественный образ», как неотъемлемое составляющее любого художественного объекта и «композиция», как основной структурирующий и объединяющий фактор, играют важную роль в процессе проектирования мебели. А.В. Иконников характеризует форму объекта как «сплав образного и рационального, отвлеченного и конкретного, материального и духовного» [64, стр. 122]. В.Г. Власов указывает на «взаимодействие двух основных сторон человеческого сознания: рациональной и иррациональной, логической и интуитивной. Ведь именно их сочетание и порождает уникальный феномен

17

художественной деятельности» [25, стр. 15]. Мебель как объект художественного проектирования, так же представляет собой единство эмоционального (художественный образ) и рационального, логического (композиция).

Обратимся к понятиям художественный образ и композиция как средствам, формирующим внешний облик утилитарных изделий. Выясним, существует ли взаимосвязь художественного образа и композиции в терминологии этих понятий.

В Толковом словаре русского языка В. Даль определяет понятие «образ» как очень древнее, означающее внешний вид, внешнее подобие предмета. Термины «ображать, образ и образец» Даль трактует как «...вещь подлинную или снимок с нее, точное подражание ей, вещь примерную, служащую мерилом, для оценки ей подобных. Образный - (церковное, старославянское) - иносказательный, окольно выраженный, представляющий какой-либо внешний образ, вид, очертание, являющийся в виде, образе предмета. О'бразность - свойство всего образного, что представляется в виде какого-либо образа, внешности. О'бразъ - вид, внешность, фигура, очертание (в чертах или в плоскостях); подобие предмета, изображение его» [46, стр. 613-614]. Понятие «образный» по Далю неразрывно связано с внешним обликом, силуэтом, т.е. с формой предмета. Малый толковый словарь русского языка определяет образ как обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления [95, стр. 313].

Философ Г. Гегель отмечает в своем труде «Эстетика», что художественный образ, включает в себя полноту реального явления и может непосредственно объединить его в изначальное целое с внутренним и существенным содержанием предмета [37]. Ученый, писатель, теоретик эстетики Ю.Борев определяет художественный образ как форму мышления в искусстве, как иносказательную метафорическую мысль, раскрывающую одно явление через другое [16].
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25021.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.