У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Антиномия сакрального—обыденного и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции
Количество страниц
197
ВУЗ
МГИУ
Год сдачи
2010
Бесплатно Скачать
25024.doc
Содержание
Содержание
Оглавление
Введение 3
Глава I. Соотношение понятий "сакральное"-"обыденное" и их воплощение
в искусстве 11
§ 1. Феномен сакрального
§ 2. Феномен обыденного 16
§ 3. О принципиальном соотношении понятий "сакральное"-"обыденное" 29
Глава П. Сакральное-обыденное в литургических жанрах христианского 37
богослужения Западной Церкви
§ 1. Особенности проявления антиномии "сакральное"-"обыденное" ""
в раннехристианском религиозно-художественном каноне
§ 2. Средневековый канон Западного христианства и его воплощение 53
в западно-европейской музыкальной традиции
Глава Ш. Сакральное-обыденное в Западной мессе 79
§ 1. Сакрально-символическая фабула мессы как воплощение западно- 81
европейского архетипа священного
§ 2. Обычай, традиция, этикет и канон в воплощении сакрального 93
в Sanctus
§ 3. Сакральное-обыденное в мессах И.С.Баха 100
Глава IV. Соотношение сакрального-обыденного в православной тради- 138
ции и их воплощение в русской музыкальной классике
§ 1. Раннехристианский канон как основа православной певческой прак- ""
тики
§ 2. Принципы цикличности в песнопениях православного богослужения 148
§ 3. Сакральное-обыденное в русской музыке Нового времени 153
Заключение 163
Примечания 168
Литература 180
Нотные примеры 197
Введение
3 ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена одной из актуальных тем современного музыкознания - теме взаимоотношений музыки и религии. На долгие годы закрытая для исследований, в наше время эта тема приобретает особое значение не только в силу необходимости заполнения образовавшихся лакун, но и как путь к осознанию духовных ориентиров. Универсальность и емкость высоких духовных смыслов, вне постижения которых данная тема не может быть исследована, обусловили необходимость обращения при ее разработке к междисциплинарным аналогиям, определившим тему данной работы - "Антиномия "сакрального-обыденного"...". Такая постановка проблемы требует уточнения понятий, с которыми автору предстоит работать. Термин "обыденное" здесь выступает как теоретическое понятие, а не эпитет в общепринятом отрицательном смысле слова. Из множества путей постижения сакрального нами будет рассматриваться прежде всего обыденный - т.е. чувственно-практический опыт "народной" (бытовой) религиозности.
Ограниченность темы двумя "срезами" культуры — сакральным и обыденным - позволяет сфокусировать видение культурной модели мира, воплощенной в музыкальном произведении, заострив внимание на главной и вечной проблеме человеческого бытия: человек - Бог - мир.
В исторической изменчивости смыслов понятия Истины - "Я есмь" - одного из имен Бога1 до саркастической реплики Пилата "Что есть истина?", отрицающей существование какой бы-то ни было истины, кроется вся история европейской культуры. Соответственно изменению представлений об истине меняется и направленность сознания, и оценка окружающего мира во всем многообразии его явлений, и человека как части этого мира, и искусства как модели мира. Определение Хайдеггера: "Искусство есть полагание Истины в творение" [231:49-51] созвучно позиции многих философов, историков культуры, музыковедов, среди которых такие разные имена, как А.Ф. Лосев, Ю.Н. Холо-
пов и В.В. Медушевский. Отражающая характерную для XX века точку зрения, эта позиция продиктована духовными устремлениями современности и особенностями ново-европейской культуры.
Отпавшая от Церкви, европейская культура Нового времени (в т.ч. и музыка) отчасти вобрала в себя функцию церкви как "вместилища духа" и стала одной из форм постижения конечных смыслов бытия в мирской жизни. Поэтому осознание диалектики отношений сакрального-обыденного в культуре определенной эпохи позволяет зафиксировать общие мировоззренческие установки, закрепленные в образах мышления (менталитетах) и художественных формах.
Поскольку в истории европейской культуры объединяющей идеей, определившей представления о Боге, мире и человеке, стало христианство, внимание исследователя будет сосредоточено на воплощении в музыке этого архетипа священного. Воздействие языческих верований на формирование религиозного опыта, а также сложность переплетений христианского и языческого архетипов священного - тема, требующая специального исследования и здесь не рассматриваемая.
Изменения, происходящие в представлениях о сакральном даже в рамках одной религиозной конфессии, и сохранение константных положений вероучения и религиозного опыта, закрепленных как в поведенческом комплексе, обычаях, культурных привычках, так и в художественных формах и эстетических идеалах, определили тип исследования. Опорой для музыкально-теоретического анализа в этом случае выступает идея комплексного историко-культурологического и психологического подхода, утвердившаяся в музыкознании последних десятилетий2. Историко-культурный и религиозно-философский пласт фактов служит основой для анализа музыкальной структуры произведения. При этом автора прежде всего привлекает специально-теоретический анализ произведения как воплощения процесса по-(со-)знания.
Логическое движение от универсальных понятий к свойствам конкретной религиозно-культурной традиции и воплощению их в музыкальном произведе-
нии фиксирует опорные точки проблематики исследования. В центре внимания оказываются:
1. Диалектика отношений понятий "сакральное" и "обыденное" и формы их воплощения в искусстве (в т.ч. и в музыке)
2. Особенности освоения религиозно-философских систем главных ветвей христианства - католицизма, протестантизма (лютеранства) и православия в опыте народной религиозности и повседневной церковной и мирской жизни общества (традициях, обычаях, этикете)
3. Художественные формы проявления константных основ вероучения каждой из конфессий в западно-европейской и русской музыкальной традиции.
Этим кругом проблем определяются задачи исследования:
- уточнить в функциональном и семантическом плане понятия "сакральное" и "обыденное" и определить характер их соотношения;
- обозначить индивидуальные черты преломления христианской идеи в каждой из конфессий и влияние этих концепций на внутреннее строение и стилистические уклоны литургических жанров;
- найти общие и индивидуальные черты в певческом (музыкальном) оформлении главного христианского богослужения - мессы (литургии);
- выявить принципы освоения и особенности модификации общепринятых элементов церковной музыкальной речи в светской музыке и светских звучаний - в музыке церковной.
Предметом и материалом исследования является весь комплекс источников, связанный с формированием особенностей христианского мироощущения в каждой из конфессий и методов его воплощения в музыкальной традиции Западной Европы и России.
Круг примеров, приводимый в работе, ограничен западной и русской классикой XVIII-XIX веков. Такой выбор объясняется совмещением в этом периоде двух разнонаправленных тенденций: еще сохранившейся практики сочинения духовной музыки крупными композиторами для оформления богослуже-
ния и уже сложившейся традицией обращения к религиозно-духовной проблематике в светских жанрах, что, в свою очередь, определило возможность исполнения духовных сочинений вне храма. Часто такая возможность предполагалась самим композитором. Но, поскольку своеобразие западного и русского образа мысли сложилось значительно раньше, исторический диапазон примеров, упоминаемых "попутно" - без подробного анализа - значительно расширен. Он охватывает музыку Средневековья, Возрождения и XX века.
Своеобразие путей развития западной и русской культуры определили и принцип отбора примеров. В главе, посвященной западной культуре, в центре внимания оказывается жанр мессы; в качестве примеров интерпретации этого жанра анализируются Месса Г. де Майю и избранные мессы Баха. Выбор произведений этих композиторов обусловлен тем, что они принадлежат к разным христианским конфессиям и переломным эпохам, корреспондирующим друг с другом. Кроме того, мессы Машо и Баха сыграли важнейшую роль в истории развития музыкального жанра мессы. Месса De Notre Damtt- Машо является на сегодняшний день единственным примером целостного музыкального произведения в литургическом жанре мессы и таким образом знаменует момент начала переосмысления литургического жанра в музыкальный. Короткие мессы и Месса си-минор Баха рассматриваются как пример модификации католической традиции в свете лютеранского мироощущения. Важно и то, что Месса h-moll представляет собой следующий после Машо этап принципиального переосмысления музыкального жанра католической мессы, интерпретированного Бахом как "уникальное" музыкальное произведение (терм. Л.Кириллиной), воплощающее личную духовную концепцию композитора.
В главе, посвященной русской музыке, анализируются устойчивые традиции богослужебного пения Древней Руси, музыкального оформления богослужения в культуре Нового времени и пути их освоения в русской классике XIX века. В силу особенностей развития русской музыки и культуры в целом и, на наш взгляд, отсутствия музыкальных жанров духовной музыки (за исключе-
нием Многолетия и хорового концерта), отдельные сочинения русских композиторов полностью не рассматриваются. (О соотношении понятий литургического и музыкального жанров и их освоении в западной и русской музыкальной традиции будет сказано в соответствующих разделах диссертации).
Наряду с систематизацией сведений, накопленных в отечественной и зарубежной литературе по намеченному кругу проблем, в работе вводится ряд принципиально новых положений. Духовная музыка в данном исследовании рассматривается как импульс для воплощения сакрального начала и в музыке светской. Этот тезис подтверждается рядом анализов светских произведений зарубежных и русских авторов XVIII-XIX веков, раскрывающих присутствие в них сакрального начала в сложном взаимодействии с обыденным. На основе анализа литургики и музыкального оформления Римской католической и немецкой (лютеранской) мессы определяются черты, позволяющие разграничить понятия литургического и музыкального жанра мессы, прослеживается влияние двух ветвей Западного христианства - католической и лютеранской - на строение мессы и трактовку составляющих ее жанров. Целенаправленный анализ с избранной автором точки зрения месс Г. де Машо и И.С. Баха, позволяет открыть новые музыкально-структурные и содержательные грани этих сочинений. Подробный анализ двух Коротких месс Баха (F-dur и g-moll) в отечественном музыковедении предлагается впервые.
Методологическую основу исследования составили три группы работ зарубежных и отечественных авторов. В первую группу входят исследования, связанные с интерпретацией понятий сакральное и обыденное. Для изучения феномена сакрального наиболее значительными стали работы В.Винокурова, У.Джемса и К.Г.Юнга. Основу для определения обыденного составили прежде всего работы Б.Вандельфельса, В.Гореловой, С.Раппопорта. Поскольку в искусствознании термин "обыденное" практически не встречается, в аналитической части диссертации важную роль сыграли идеи, высказанные в исследованиях, затрагивающих эту проблему косвенно - в связи с художественным освоением в
искусстве образов реальной - повседневной - действительности, проблемы обряда и мифа, смеховой культуры и проблемы комического в целом. Здесь необходимо выделить работы С.Аверинцева, А.Гуревича, Г.Кнабе, Г.Орлова.
Вторую группу образуют труды по религиозно-философским проблемам и богослужебной певческой обрядовой практике. В этой части используются трактаты византийских и западных Отцов Церкви, работы современных богословов и религиозных философов разных конфессий, из которых наибольшую роль сыграли идеи Б.Тесты, А.Швейцера, Ф.Хайлера, М.Хайдеггера. В реконструкции православного архетипа священного мы опирались на труды православных священников-мыслителей, прежде всего Н.Лосского, ^.Лосева, П.Флоренского, А.Меня, а также С.Франка. В ходе изучения западного богослужения использовались сведения, помещенные в работах Д.Кэрола, Х.Уайбра, А.Швейцера, М.Друскина.
В третью группу включены музыкально-исторические исследования, связанные с духовно-певческой практикой Средневековья, творчеством композиторов, сочинения которых привлечены для анализа, а также музыкально-теоретические работы, касающиеся жанровой типологии музыки, ее пространственных характеристик, теории музыкальных форм, проблем поэтики и семантики.
При обращении к проблеме онтологической природы музыки как проявления процесса по-(со-)знания важную роль сыграли идеи .Я.Лосева, Г.Гачева, Л.Бергер. В разработке типологии литургических жанров фундаментом стала теория жанрово-стилевого анализа, сформировавшаяся в исследованиях В. Цуккермана, А.Сохора, О.Соколова, М.Арановского. Основой для изучения вопросов восприятия музыки, поэтики и семантики стали положения, откристаллизовавшиеся в работах В.Медушевского, Е.Назайкинского, Г.Орлова, ПБонфельда, В.Холоповой, Л.Казанцевой.
Научно-практическая значимость диссертации связана с возможностью дальнейшего изучения проблем взаимоотношений музыки и религии в
сфере теоретического и исторического музыкознания. Комплексный характер исследования позволяет использовать данный материал в курсах истории и теории музыки. Работа имеет практическое значение, привлекая интерес исполнителей к духовной музыке и Коротким мессам И.С.Баха, мало известным в России.
Структура работы. Работа состоит из Введения, 4х глав, заключения, нотных примеров и библиографии, содержащей 255 наименований.
В первой главе "Сопоставление понятий "сакральное"-"обыденное" и их воплощение в искусстве" определяются понятия сакрального и обыденного и выявляются функционально-семантические и структурные механизмы взаимосвязи этих феноменов.
Глава II - "Сакральное-обыденное в литургических жанрах христианского богослужения Западной Церкви" - посвящена проблеме формирования религиозно-художественного канона раннего христианства как общего корня восточной (византийской) и западной музыкальной традиции и его модификации в западноевропейской музыке.
В гл. III — "Сакральное-обыденное в Западной мессе" - рассматриваются особенности формирования мессы как литургического и музыкального жанра, выявляются функции Ординария, жанрового архетипа Римской католической мессы как инварианта всех разновидностей западной мессы и жанрово-ситуационная семантика гимна Sanctus как воплощение этого архетипа, а также прослеживаются особенности певческой интерпретации текста этого гимна в Средневековье и дается анализ Мессы Г.де Машо и месс Баха.
IV гл. - "Соотношение сакрального-обыденного в православной традиции и ее воплощение в русской музыкальной классике" - посвящена формированию православного певческого канона, путям освоения духовных идеалов и певческих традиций русского Средневековья в XVIII-XIX вв. и взаимодействию русской и западной духовной и музыкальной традиции в этот период.
10
В Заключении делаются выводы о продуктивности союза католического и лютеранского духовного и музыкального опыта для формирования музыкальной культуры Нового времени, особенностях взаимодействия европейской и русской духовной музыкальной традиций в XVIII-XIX вв. и причинах, обусловивших невозможность формирования духовных музыкальных жанров в русской музыке XVIII-XX вв., а также путях сближения европейской и русской музыки в искусстве XX в.
11
ГЛАВАI
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "САКРАЛЬНОЕ"-"ОБЫДЕННОЕ" И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В ИСКУССТВЕ
Два понятия - сакральное-обыденное - вынесенные в заглавие этого исследования, в искусствознании, как правило, употребляются как эпитеты. "Сакральное" обычно истолковывается как проявление Божественного, вечностно-го, характеристика образов, несущих на себе печать Божественного присутствия. "Обыденное" - отождествляется с повседневностью, косной реальностью, "забывчивостью дня" (М. Цветаева). Однако спектр значений этих понятий, утвердившихся как в обиходной речи, так и в научной терминологии - философии и религиозной психологии, эстетике и психологии искусства, значительно шире. Учитывая, что оба понятия в отечественной науке находятся в стадии разработки и терминологическая традиция еще не сложилась, условия их применения в данной работе требуют уточнения.
Наряду с философской, психологической, эстетической, мы будем обращаться и к этимологической аргументации, а также примерам из русской литературной классики XIX-XX веков. Поэтическая емкость художественного слова позволит ярче ощутить смысловые оттенки каждого из понятий.
§1. ФЕНОМЕН САКРАЛЬНОГО
Слово "сакральное" - от латинского sacri - в искусствоведческий обиход вошло сравнительно недавно. В отечественной мысли изучение феномена "сакрального" по вполне понятным причинам стало возможным лишь в последние годы. С конца 80-х - начала 90-х годов стали публиковаться статьи отечественных и зарубежных ученых, прямо или косвенно касающиеся широкого спектра проблем, связанных как с истолкованием понятия "сакральное", так и с особенностями его проявления в культуре.
12
Среди наиболее значительных исследований последних лет отметим статьи В. В. Винокурова "Феномен сакрального или восстание богов" и немецкого богослова и специалиста сравнительной религии Ф. Хайлера "Религиозно-историческое значение Лютера" (1991 г.); далее - известного американского философа Дж. Серля "Природа интенциональных состояний" и Н. Малкольма "Мур и Витгенштейн "О значении выражения "Я знаю" (1987 г.), сборник "Сумерки богов", познакомивший читателей с трудами 3. Фрейда и Дж. Фромма (1989 г.), а также многочисленные переводы работ 3. Фрейда, К.Г. Юнга и его последователей.
В русском языке дореволюционной России слово "сакральное" не употреблялось. В словарях В. Даля, М. Фасмера, Брокгауза и Эфрона его еще нет. Потеснившее более привычные для слуха "святой", "священный", это слово включает и метафизическое ("сверхъестественный", "священный"), и конкретно-прикладное значения: "относящийся к ритуалу, культу, совокупность вещей, языковых формул... храмов" [206:58]. В философии понятие сакральное трактуется как определение "всего, что относится к культу", "подчиненное Богу", "тождество веры, надежды, любви" [209:111] а также синоним самого Божества [208:159]. Этимологическая связь слов "святой", "священный" со словом сакральное обусловлена словом sacer - "святыня". Но, в отличие от "сакрального", слова "святой" и "священный" более емки по смыслу и могут иметь и религиозное, и светское значение. Смысловая связь со словами svinit, svinu (лат.) — "праздновать" и "свет", "свето" (сербо-хорватск., болг)3 позволяет заметить и мирскую, и религиозную окрашенность смыслов этих слов в зависимости от контекста.
Так, в стихотворении Пушкина "Поэт" слова "святой", "священный" мыслятся как синонимы "сакрального", "священное" противостоит "суетному":
"Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
13
В заботах суетного света Он малодушно погружен. Молчит его святая лира, Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира Быть может всех ничтожней он" (1827) [185:289]
По отношению к человеку слово "святой" может иметь и сакральный, и мирской смысл. В примерах В. Даля соседствуют толкования "первообраз" и в словосочетании "святая простота" - "бесхитростный" [76:161-162]. Если слова "святой", "священный" в определенном контексте могут быть тождественны по смыслу "сакральному", например, обращение: святой отец - батюшка, священник, - то обратная замена вряд ли возможна.
Отчизна может быть святой, священной, но не "сакральной"» так как понятие отчизна связано с идеей государственности - социально-общественного устройства, даже если это государство основано на религиозной идее. Высокий строй патриотических хоров и арий Глинки, Бородина, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова передает отношение к родной земле как святыне - "неприкосновенному", "заветному", "связанному с истиной и благом" (В. Даль), но обращены они к Отчизне, данной Богом, а не к Самому Богу. Исторические изменения интенций эпохи в культуре Нового времени находят отражение в появлении гражданских ритуалов, вбирающих в себя отдельные моменты религиозных, но не переключающих сознание в область сакрального.
Особая установка сознания, направленная на восприятие Бога, исключает возможность применить определение "сакральное" к общественным идеалам и гражданским ритуалам. В этом отличие слова "сакральное" от "святой" и "священный", часто встречающихся как перевод "sacri".
14
Траурные марши Бетховена и Шопена — в большей степени воплощение скорби о герое, конечности земного бытия, чем молитвенного предстояния перед Господом в момент перехода в мир иной. "Свадебный марш" Мендельсона, ставший неотъемлемой частью современного гражданского ритуала бракосочетания - апофеоз романтической любви, happy-end, но не воплощение сакрального, как в свадебных обрядах "Снегурочки" Римского-Корсакова, "Весны священной" и "Свадебки" Стравинского, суть которых -воплощение торжества вечно обновляющейся жизни, языческого Эроса.
Двойственность значений слов "священный", "святой" стала причиной философских дискуссий по поводу истолкования понятия "сакральное" и сфер его применения. Д. М. Угринович предлагает заменить слово "священное" в переводе "sacri" на "сверхъестественное".4 Но тогда размывается грань между Божественным и сказочным, фантастическим, чудесным и теряется "вещная" сторона смысла слова "sacri". Разъясняющие это понятие "иллюзорное", "ирреальное" снимают безусловность религиозной направленности феномена "сакральное", опирающегося на веру в объективное существование Бога, в иную — невидимую реальность. То же относится и к расширительному истолкованию "сакрального" Э. Дюркгеймом: "естественноисторические основы бытия" [208:758]. Поэтому ни замена слова "сакральное" привычными переводами, ни его расширительное истолкование не могут быть приняты.
Психологический модус "сакрального" обусловлен всецело верой в Божественное и неразрывно связан с религиозным сознанием. Порожденное идеей Бога, "сакральное" непостижимо без веры и религиозного опыта. Значение слова "религия" также двойственно, поэтому уточним условия применения и этого понятия. Слово "религия" (religio, religiore - древнегреч.) имеет два ряда значений: "благочестие", "набожность", "святыня" ... и "вид мировоззрения, поведение" [230:576], "восстановление лиги, связи с Абсолютом, Богом, богами". Поскольку первый ряд значений отчасти совпадает с понятием "сакральное", в дальнейшем при определении того, что несет в себе таинственную и первичную
15
силу - "мана" [232:435], - мы будем пользоваться только словом "сакральное". Специфический смысл слова religio кроется во втором ряду его значений -"связь", "опыт священного" (К. Г. Юнг), в каждой конкретной религии глубоко своеобразные. В этом смысле - опыта, учения и будет использоваться слово "религия" в дальнейшем.
Опыт священного как акт партиципации - мистического сопричастия (Л. Леви-Брюль) невозможен без веры. Размышляя о том, что репрезентирует вера как вера, Дж. Серль замечает: "ответ ... должен быть дан в терминах логических свойств веры: вера есть пропозиционное содержание, выраженное в определенном психическом модусе" [204:111].
Направленная на "сверхчувственное" — здесь мы будем использовать этот эпитет не как высшую степень чувственного, а как то, что лежит за пределами возможности быть воспринятым обычными человеческими чувствами, - вера опирается на религиозное чувство. По Юнгу — это "особого рода эмоция" подчинения высшей силе, называется эта сила Богом или бессознательным.6
Опора на эмоционально-психический опыт в процессе Богопостижения роднит религиозное чувство с мистическим. Мистическое чувство, по Юнгу, опирается на теокосмические архетипы и может проявляться как в рамках конкретной религии, так и вне какой либо конфессии. Постижение "сакрального" вряд ли возможно без мистического опыта. Экзистенциальный характер мистического чувства и определяет ту тонкую грань, которая позволяет разграничить опыт мистический и религиозный. Мистический опыт направлен на постижение Божественного "без посредников". "Сакральное" в мистическом опыте - экзистенция в чистом виде.
В отличие от мистического, религиозный опыт всегда связан со сложившимися формами коллективного практического опыта (ритуалами, обрядами) и догматами конкретного вероучения. Эти различия близких понятий, каждое из которых входит в категорию сакрального, тонко ощущал И. Бродский: "Есть мистика, есть вера, есть Господь". [39:62]
16
Диалектическая природа "сакрального", обращенного к явлениям "сверхъестественным", и в то же время экзистенционального - делает невозможным восприятие "сакрального" без опоры на "обыденный" - чувственный практический опыт. Исходя их этих положений, понятие "сакральное" будет нами употребляться как:
- обозначение высшего духовного начала, синоним Божественного;
- определение иной - невидимой, "нездешней" реальности,
- постигаемой в религиозном и (или) мистическом опыте верования и
- становящейся "видимой" в чувственно-практическом предметном бытии.
§2. ФЕНОМЕН ОБЫДЕННОГО
В отечественных исследованиях понятие "обыденного" преимущественно разрабатывалось в контексте теории общественного сознания и социологии. Проблема "обыденного" как "способа познания", "бытия- вместе", "мира как бытия" пока у нас мало изучена. Однако ставшие в последние десятилетия известными в России работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Леви-Стросса, Ж.-П. Сартра и других зарубежных мыслителей, наметивших иные аспекты изучения и истолкования "обыденного", повлияли и на трактовку этого понятия в работах отечественных философов.
Подробный анализ зарубежной литературы, посвященной понятиям обыденного и повседневности, содержится в статье Б. Вальденфельса "Повседневность как плавильный тигль рациональности". Как отмечает Вальденфельс, ведущей идеей, объединяющей позиции таких разных авторов, как Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн, У. Джемс, А. Щюц, К. Косик и др., является стремление вернуть повседневности ценность.
Разграничивая два ряда значений обыденного и повседневности - абстрактно-понятийного и образного, Вальденфельс определяет и круг проблем,
17
связанных с его исследованием. Из множества междисциплинарных аспектов исследования этих феноменов, для данной работы наиболее важны следующие:
- обыденное сознание как определенная сфера знания, способ мысли и жизни (менталитет);
- обыденное как культура повседневности;
- обыденная жизнь как результат процесса "оповседневнивания", которому противостоит процесс "преодоления повседневности".
Усиление в последние годы интереса к этой проблеме в отечественной мысли также говорит о реабилитации "обыденного" как формы духовного опыта. "Обыденное" все чаще истолковывается как форма сознания (Д. Беликов), состояние сознания (Б. А. Грушин), которое "реализуется во всех формах духовного освоения действительности" и противостоит "не идеологии или теории, а иному макрообразованию, именуемому специальным или профессиональным сознанием" [67:109]. Этого истолкования "обыденного сознания" мы и будем придерживаться.
Разработке новых направлений в изучении обыденного также посвящен ряд отечественных исследований. В работах В. С. Гореловой дается целостная концепция "обыденного"; Е. И. Кукушкиной и Л. Б. Логуновой феномен "обыденного" рассматривается в культурологическом аспекте. Новый взгляд, позволяющий разграничить понятия "обыденное" и "повседневность", отличает диссертацию Д. В. Беликова. Многие наблюдения этих авторов могут использоваться как исходный материал в решении поставленной проблемы - соотношения "сакрального"-"обыденного" и их воплощения в искусстве, наряду с известными работами зарубежных философов.
В искусствознании термин "обыденное" почти не встречается, вероятно, из-за сложившегося стереотипа отрицательной оценки обыденного как косного, рутинного. Хотя косвенно, в иной терминологии феномен обыденного затрагивается в самых различных исследованиях, как правило связанных с процессами художественного освоения и методов воплощения образов реальной действи-
Список литературы
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно
25024.doc
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
29.04.24
Результаты оценки психологических детерминант гражданской идентичности учащихся старших классов
29.04.24
Программа формирования гражданской идентичности старшеклассников
29.04.24
Психологические основания для разработки программы формирования гражданской идентичности старшеклассников
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.