У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Антиномия сакрального—обыденного и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции
Количество страниц 197
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25024.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение 3

Глава I. Соотношение понятий "сакральное"-"обыденное" и их воплощение

в искусстве 11

§ 1. Феномен сакрального

§ 2. Феномен обыденного 16

§ 3. О принципиальном соотношении понятий "сакральное"-"обыденное" 29

Глава П. Сакральное-обыденное в литургических жанрах христианского 37

богослужения Западной Церкви

§ 1. Особенности проявления антиномии "сакральное"-"обыденное" ""

в раннехристианском религиозно-художественном каноне

§ 2. Средневековый канон Западного христианства и его воплощение 53

в западно-европейской музыкальной традиции

Глава Ш. Сакральное-обыденное в Западной мессе 79

§ 1. Сакрально-символическая фабула мессы как воплощение западно- 81

европейского архетипа священного

§ 2. Обычай, традиция, этикет и канон в воплощении сакрального 93

в Sanctus

§ 3. Сакральное-обыденное в мессах И.С.Баха 100

Глава IV. Соотношение сакрального-обыденного в православной тради- 138

ции и их воплощение в русской музыкальной классике

§ 1. Раннехристианский канон как основа православной певческой прак- ""

тики

§ 2. Принципы цикличности в песнопениях православного богослужения 148

§ 3. Сакральное-обыденное в русской музыке Нового времени 153

Заключение 163

Примечания 168

Литература 180

Нотные примеры 197



Введение



3 ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена одной из актуальных тем современного музыкознания - теме взаимоотношений музыки и религии. На долгие годы закрытая для исследований, в наше время эта тема приобретает особое значение не только в силу необходимости заполнения образовавшихся лакун, но и как путь к осознанию духовных ориентиров. Универсальность и емкость высоких духовных смыслов, вне постижения которых данная тема не может быть исследована, обусловили необходимость обращения при ее разработке к междисциплинарным аналогиям, определившим тему данной работы - "Антиномия "сакрального-обыденного"...". Такая постановка проблемы требует уточнения понятий, с которыми автору предстоит работать. Термин "обыденное" здесь выступает как теоретическое понятие, а не эпитет в общепринятом отрицательном смысле слова. Из множества путей постижения сакрального нами будет рассматриваться прежде всего обыденный - т.е. чувственно-практический опыт "народной" (бытовой) религиозности.

Ограниченность темы двумя "срезами" культуры — сакральным и обыденным - позволяет сфокусировать видение культурной модели мира, воплощенной в музыкальном произведении, заострив внимание на главной и вечной проблеме человеческого бытия: человек - Бог - мир.

В исторической изменчивости смыслов понятия Истины - "Я есмь" - одного из имен Бога1 до саркастической реплики Пилата "Что есть истина?", отрицающей существование какой бы-то ни было истины, кроется вся история европейской культуры. Соответственно изменению представлений об истине меняется и направленность сознания, и оценка окружающего мира во всем многообразии его явлений, и человека как части этого мира, и искусства как модели мира. Определение Хайдеггера: "Искусство есть полагание Истины в творение" [231:49-51] созвучно позиции многих философов, историков культуры, музыковедов, среди которых такие разные имена, как А.Ф. Лосев, Ю.Н. Холо-

пов и В.В. Медушевский. Отражающая характерную для XX века точку зрения, эта позиция продиктована духовными устремлениями современности и особенностями ново-европейской культуры.

Отпавшая от Церкви, европейская культура Нового времени (в т.ч. и музыка) отчасти вобрала в себя функцию церкви как "вместилища духа" и стала одной из форм постижения конечных смыслов бытия в мирской жизни. Поэтому осознание диалектики отношений сакрального-обыденного в культуре определенной эпохи позволяет зафиксировать общие мировоззренческие установки, закрепленные в образах мышления (менталитетах) и художественных формах.

Поскольку в истории европейской культуры объединяющей идеей, определившей представления о Боге, мире и человеке, стало христианство, внимание исследователя будет сосредоточено на воплощении в музыке этого архетипа священного. Воздействие языческих верований на формирование религиозного опыта, а также сложность переплетений христианского и языческого архетипов священного - тема, требующая специального исследования и здесь не рассматриваемая.

Изменения, происходящие в представлениях о сакральном даже в рамках одной религиозной конфессии, и сохранение константных положений вероучения и религиозного опыта, закрепленных как в поведенческом комплексе, обычаях, культурных привычках, так и в художественных формах и эстетических идеалах, определили тип исследования. Опорой для музыкально-теоретического анализа в этом случае выступает идея комплексного историко-культурологического и психологического подхода, утвердившаяся в музыкознании последних десятилетий2. Историко-культурный и религиозно-философский пласт фактов служит основой для анализа музыкальной структуры произведения. При этом автора прежде всего привлекает специально-теоретический анализ произведения как воплощения процесса по-(со-)знания.

Логическое движение от универсальных понятий к свойствам конкретной религиозно-культурной традиции и воплощению их в музыкальном произведе-

нии фиксирует опорные точки проблематики исследования. В центре внимания оказываются:

1. Диалектика отношений понятий "сакральное" и "обыденное" и формы их воплощения в искусстве (в т.ч. и в музыке)

2. Особенности освоения религиозно-философских систем главных ветвей христианства - католицизма, протестантизма (лютеранства) и православия в опыте народной религиозности и повседневной церковной и мирской жизни общества (традициях, обычаях, этикете)

3. Художественные формы проявления константных основ вероучения каждой из конфессий в западно-европейской и русской музыкальной традиции.

Этим кругом проблем определяются задачи исследования:

- уточнить в функциональном и семантическом плане понятия "сакральное" и "обыденное" и определить характер их соотношения;

- обозначить индивидуальные черты преломления христианской идеи в каждой из конфессий и влияние этих концепций на внутреннее строение и стилистические уклоны литургических жанров;

- найти общие и индивидуальные черты в певческом (музыкальном) оформлении главного христианского богослужения - мессы (литургии);

- выявить принципы освоения и особенности модификации общепринятых элементов церковной музыкальной речи в светской музыке и светских звучаний - в музыке церковной.

Предметом и материалом исследования является весь комплекс источников, связанный с формированием особенностей христианского мироощущения в каждой из конфессий и методов его воплощения в музыкальной традиции Западной Европы и России.

Круг примеров, приводимый в работе, ограничен западной и русской классикой XVIII-XIX веков. Такой выбор объясняется совмещением в этом периоде двух разнонаправленных тенденций: еще сохранившейся практики сочинения духовной музыки крупными композиторами для оформления богослуже-

ния и уже сложившейся традицией обращения к религиозно-духовной проблематике в светских жанрах, что, в свою очередь, определило возможность исполнения духовных сочинений вне храма. Часто такая возможность предполагалась самим композитором. Но, поскольку своеобразие западного и русского образа мысли сложилось значительно раньше, исторический диапазон примеров, упоминаемых "попутно" - без подробного анализа - значительно расширен. Он охватывает музыку Средневековья, Возрождения и XX века.

Своеобразие путей развития западной и русской культуры определили и принцип отбора примеров. В главе, посвященной западной культуре, в центре внимания оказывается жанр мессы; в качестве примеров интерпретации этого жанра анализируются Месса Г. де Майю и избранные мессы Баха. Выбор произведений этих композиторов обусловлен тем, что они принадлежат к разным христианским конфессиям и переломным эпохам, корреспондирующим друг с другом. Кроме того, мессы Машо и Баха сыграли важнейшую роль в истории развития музыкального жанра мессы. Месса De Notre Damtt- Машо является на сегодняшний день единственным примером целостного музыкального произведения в литургическом жанре мессы и таким образом знаменует момент начала переосмысления литургического жанра в музыкальный. Короткие мессы и Месса си-минор Баха рассматриваются как пример модификации католической традиции в свете лютеранского мироощущения. Важно и то, что Месса h-moll представляет собой следующий после Машо этап принципиального переосмысления музыкального жанра католической мессы, интерпретированного Бахом как "уникальное" музыкальное произведение (терм. Л.Кириллиной), воплощающее личную духовную концепцию композитора.

В главе, посвященной русской музыке, анализируются устойчивые традиции богослужебного пения Древней Руси, музыкального оформления богослужения в культуре Нового времени и пути их освоения в русской классике XIX века. В силу особенностей развития русской музыки и культуры в целом и, на наш взгляд, отсутствия музыкальных жанров духовной музыки (за исключе-

нием Многолетия и хорового концерта), отдельные сочинения русских композиторов полностью не рассматриваются. (О соотношении понятий литургического и музыкального жанров и их освоении в западной и русской музыкальной традиции будет сказано в соответствующих разделах диссертации).

Наряду с систематизацией сведений, накопленных в отечественной и зарубежной литературе по намеченному кругу проблем, в работе вводится ряд принципиально новых положений. Духовная музыка в данном исследовании рассматривается как импульс для воплощения сакрального начала и в музыке светской. Этот тезис подтверждается рядом анализов светских произведений зарубежных и русских авторов XVIII-XIX веков, раскрывающих присутствие в них сакрального начала в сложном взаимодействии с обыденным. На основе анализа литургики и музыкального оформления Римской католической и немецкой (лютеранской) мессы определяются черты, позволяющие разграничить понятия литургического и музыкального жанра мессы, прослеживается влияние двух ветвей Западного христианства - католической и лютеранской - на строение мессы и трактовку составляющих ее жанров. Целенаправленный анализ с избранной автором точки зрения месс Г. де Машо и И.С. Баха, позволяет открыть новые музыкально-структурные и содержательные грани этих сочинений. Подробный анализ двух Коротких месс Баха (F-dur и g-moll) в отечественном музыковедении предлагается впервые.

Методологическую основу исследования составили три группы работ зарубежных и отечественных авторов. В первую группу входят исследования, связанные с интерпретацией понятий сакральное и обыденное. Для изучения феномена сакрального наиболее значительными стали работы В.Винокурова, У.Джемса и К.Г.Юнга. Основу для определения обыденного составили прежде всего работы Б.Вандельфельса, В.Гореловой, С.Раппопорта. Поскольку в искусствознании термин "обыденное" практически не встречается, в аналитической части диссертации важную роль сыграли идеи, высказанные в исследованиях, затрагивающих эту проблему косвенно - в связи с художественным освоением в

искусстве образов реальной - повседневной - действительности, проблемы обряда и мифа, смеховой культуры и проблемы комического в целом. Здесь необходимо выделить работы С.Аверинцева, А.Гуревича, Г.Кнабе, Г.Орлова.

Вторую группу образуют труды по религиозно-философским проблемам и богослужебной певческой обрядовой практике. В этой части используются трактаты византийских и западных Отцов Церкви, работы современных богословов и религиозных философов разных конфессий, из которых наибольшую роль сыграли идеи Б.Тесты, А.Швейцера, Ф.Хайлера, М.Хайдеггера. В реконструкции православного архетипа священного мы опирались на труды православных священников-мыслителей, прежде всего Н.Лосского, ^.Лосева, П.Флоренского, А.Меня, а также С.Франка. В ходе изучения западного богослужения использовались сведения, помещенные в работах Д.Кэрола, Х.Уайбра, А.Швейцера, М.Друскина.

В третью группу включены музыкально-исторические исследования, связанные с духовно-певческой практикой Средневековья, творчеством композиторов, сочинения которых привлечены для анализа, а также музыкально-теоретические работы, касающиеся жанровой типологии музыки, ее пространственных характеристик, теории музыкальных форм, проблем поэтики и семантики.

При обращении к проблеме онтологической природы музыки как проявления процесса по-(со-)знания важную роль сыграли идеи .Я.Лосева, Г.Гачева, Л.Бергер. В разработке типологии литургических жанров фундаментом стала теория жанрово-стилевого анализа, сформировавшаяся в исследованиях В. Цуккермана, А.Сохора, О.Соколова, М.Арановского. Основой для изучения вопросов восприятия музыки, поэтики и семантики стали положения, откристаллизовавшиеся в работах В.Медушевского, Е.Назайкинского, Г.Орлова, ПБонфельда, В.Холоповой, Л.Казанцевой.

Научно-практическая значимость диссертации связана с возможностью дальнейшего изучения проблем взаимоотношений музыки и религии в

сфере теоретического и исторического музыкознания. Комплексный характер исследования позволяет использовать данный материал в курсах истории и теории музыки. Работа имеет практическое значение, привлекая интерес исполнителей к духовной музыке и Коротким мессам И.С.Баха, мало известным в России.

Структура работы. Работа состоит из Введения, 4х глав, заключения, нотных примеров и библиографии, содержащей 255 наименований.

В первой главе "Сопоставление понятий "сакральное"-"обыденное" и их воплощение в искусстве" определяются понятия сакрального и обыденного и выявляются функционально-семантические и структурные механизмы взаимосвязи этих феноменов.

Глава II - "Сакральное-обыденное в литургических жанрах христианского богослужения Западной Церкви" - посвящена проблеме формирования религиозно-художественного канона раннего христианства как общего корня восточной (византийской) и западной музыкальной традиции и его модификации в западноевропейской музыке.

В гл. III — "Сакральное-обыденное в Западной мессе" - рассматриваются особенности формирования мессы как литургического и музыкального жанра, выявляются функции Ординария, жанрового архетипа Римской католической мессы как инварианта всех разновидностей западной мессы и жанрово-ситуационная семантика гимна Sanctus как воплощение этого архетипа, а также прослеживаются особенности певческой интерпретации текста этого гимна в Средневековье и дается анализ Мессы Г.де Машо и месс Баха.

IV гл. - "Соотношение сакрального-обыденного в православной традиции и ее воплощение в русской музыкальной классике" - посвящена формированию православного певческого канона, путям освоения духовных идеалов и певческих традиций русского Средневековья в XVIII-XIX вв. и взаимодействию русской и западной духовной и музыкальной традиции в этот период.

10

В Заключении делаются выводы о продуктивности союза католического и лютеранского духовного и музыкального опыта для формирования музыкальной культуры Нового времени, особенностях взаимодействия европейской и русской духовной музыкальной традиций в XVIII-XIX вв. и причинах, обусловивших невозможность формирования духовных музыкальных жанров в русской музыке XVIII-XX вв., а также путях сближения европейской и русской музыки в искусстве XX в.

11

ГЛАВАI

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "САКРАЛЬНОЕ"-"ОБЫДЕННОЕ" И ИХ ВОПЛОЩЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

Два понятия - сакральное-обыденное - вынесенные в заглавие этого исследования, в искусствознании, как правило, употребляются как эпитеты. "Сакральное" обычно истолковывается как проявление Божественного, вечностно-го, характеристика образов, несущих на себе печать Божественного присутствия. "Обыденное" - отождествляется с повседневностью, косной реальностью, "забывчивостью дня" (М. Цветаева). Однако спектр значений этих понятий, утвердившихся как в обиходной речи, так и в научной терминологии - философии и религиозной психологии, эстетике и психологии искусства, значительно шире. Учитывая, что оба понятия в отечественной науке находятся в стадии разработки и терминологическая традиция еще не сложилась, условия их применения в данной работе требуют уточнения.

Наряду с философской, психологической, эстетической, мы будем обращаться и к этимологической аргументации, а также примерам из русской литературной классики XIX-XX веков. Поэтическая емкость художественного слова позволит ярче ощутить смысловые оттенки каждого из понятий.

§1. ФЕНОМЕН САКРАЛЬНОГО

Слово "сакральное" - от латинского sacri - в искусствоведческий обиход вошло сравнительно недавно. В отечественной мысли изучение феномена "сакрального" по вполне понятным причинам стало возможным лишь в последние годы. С конца 80-х - начала 90-х годов стали публиковаться статьи отечественных и зарубежных ученых, прямо или косвенно касающиеся широкого спектра проблем, связанных как с истолкованием понятия "сакральное", так и с особенностями его проявления в культуре.

12

Среди наиболее значительных исследований последних лет отметим статьи В. В. Винокурова "Феномен сакрального или восстание богов" и немецкого богослова и специалиста сравнительной религии Ф. Хайлера "Религиозно-историческое значение Лютера" (1991 г.); далее - известного американского философа Дж. Серля "Природа интенциональных состояний" и Н. Малкольма "Мур и Витгенштейн "О значении выражения "Я знаю" (1987 г.), сборник "Сумерки богов", познакомивший читателей с трудами 3. Фрейда и Дж. Фромма (1989 г.), а также многочисленные переводы работ 3. Фрейда, К.Г. Юнга и его последователей.

В русском языке дореволюционной России слово "сакральное" не употреблялось. В словарях В. Даля, М. Фасмера, Брокгауза и Эфрона его еще нет. Потеснившее более привычные для слуха "святой", "священный", это слово включает и метафизическое ("сверхъестественный", "священный"), и конкретно-прикладное значения: "относящийся к ритуалу, культу, совокупность вещей, языковых формул... храмов" [206:58]. В философии понятие сакральное трактуется как определение "всего, что относится к культу", "подчиненное Богу", "тождество веры, надежды, любви" [209:111] а также синоним самого Божества [208:159]. Этимологическая связь слов "святой", "священный" со словом сакральное обусловлена словом sacer - "святыня". Но, в отличие от "сакрального", слова "святой" и "священный" более емки по смыслу и могут иметь и религиозное, и светское значение. Смысловая связь со словами svinit, svinu (лат.) — "праздновать" и "свет", "свето" (сербо-хорватск., болг)3 позволяет заметить и мирскую, и религиозную окрашенность смыслов этих слов в зависимости от контекста.

Так, в стихотворении Пушкина "Поэт" слова "святой", "священный" мыслятся как синонимы "сакрального", "священное" противостоит "суетному":

"Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

13

В заботах суетного света Он малодушно погружен. Молчит его святая лира, Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира Быть может всех ничтожней он" (1827) [185:289]

По отношению к человеку слово "святой" может иметь и сакральный, и мирской смысл. В примерах В. Даля соседствуют толкования "первообраз" и в словосочетании "святая простота" - "бесхитростный" [76:161-162]. Если слова "святой", "священный" в определенном контексте могут быть тождественны по смыслу "сакральному", например, обращение: святой отец - батюшка, священник, - то обратная замена вряд ли возможна.

Отчизна может быть святой, священной, но не "сакральной"» так как понятие отчизна связано с идеей государственности - социально-общественного устройства, даже если это государство основано на религиозной идее. Высокий строй патриотических хоров и арий Глинки, Бородина, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова передает отношение к родной земле как святыне - "неприкосновенному", "заветному", "связанному с истиной и благом" (В. Даль), но обращены они к Отчизне, данной Богом, а не к Самому Богу. Исторические изменения интенций эпохи в культуре Нового времени находят отражение в появлении гражданских ритуалов, вбирающих в себя отдельные моменты религиозных, но не переключающих сознание в область сакрального.

Особая установка сознания, направленная на восприятие Бога, исключает возможность применить определение "сакральное" к общественным идеалам и гражданским ритуалам. В этом отличие слова "сакральное" от "святой" и "священный", часто встречающихся как перевод "sacri".

14

Траурные марши Бетховена и Шопена — в большей степени воплощение скорби о герое, конечности земного бытия, чем молитвенного предстояния перед Господом в момент перехода в мир иной. "Свадебный марш" Мендельсона, ставший неотъемлемой частью современного гражданского ритуала бракосочетания - апофеоз романтической любви, happy-end, но не воплощение сакрального, как в свадебных обрядах "Снегурочки" Римского-Корсакова, "Весны священной" и "Свадебки" Стравинского, суть которых -воплощение торжества вечно обновляющейся жизни, языческого Эроса.

Двойственность значений слов "священный", "святой" стала причиной философских дискуссий по поводу истолкования понятия "сакральное" и сфер его применения. Д. М. Угринович предлагает заменить слово "священное" в переводе "sacri" на "сверхъестественное".4 Но тогда размывается грань между Божественным и сказочным, фантастическим, чудесным и теряется "вещная" сторона смысла слова "sacri". Разъясняющие это понятие "иллюзорное", "ирреальное" снимают безусловность религиозной направленности феномена "сакральное", опирающегося на веру в объективное существование Бога, в иную — невидимую реальность. То же относится и к расширительному истолкованию "сакрального" Э. Дюркгеймом: "естественноисторические основы бытия" [208:758]. Поэтому ни замена слова "сакральное" привычными переводами, ни его расширительное истолкование не могут быть приняты.

Психологический модус "сакрального" обусловлен всецело верой в Божественное и неразрывно связан с религиозным сознанием. Порожденное идеей Бога, "сакральное" непостижимо без веры и религиозного опыта. Значение слова "религия" также двойственно, поэтому уточним условия применения и этого понятия. Слово "религия" (religio, religiore - древнегреч.) имеет два ряда значений: "благочестие", "набожность", "святыня" ... и "вид мировоззрения, поведение" [230:576], "восстановление лиги, связи с Абсолютом, Богом, богами". Поскольку первый ряд значений отчасти совпадает с понятием "сакральное", в дальнейшем при определении того, что несет в себе таинственную и первичную

15

силу - "мана" [232:435], - мы будем пользоваться только словом "сакральное". Специфический смысл слова religio кроется во втором ряду его значений -"связь", "опыт священного" (К. Г. Юнг), в каждой конкретной религии глубоко своеобразные. В этом смысле - опыта, учения и будет использоваться слово "религия" в дальнейшем.

Опыт священного как акт партиципации - мистического сопричастия (Л. Леви-Брюль) невозможен без веры. Размышляя о том, что репрезентирует вера как вера, Дж. Серль замечает: "ответ ... должен быть дан в терминах логических свойств веры: вера есть пропозиционное содержание, выраженное в определенном психическом модусе" [204:111].

Направленная на "сверхчувственное" — здесь мы будем использовать этот эпитет не как высшую степень чувственного, а как то, что лежит за пределами возможности быть воспринятым обычными человеческими чувствами, - вера опирается на религиозное чувство. По Юнгу — это "особого рода эмоция" подчинения высшей силе, называется эта сила Богом или бессознательным.6

Опора на эмоционально-психический опыт в процессе Богопостижения роднит религиозное чувство с мистическим. Мистическое чувство, по Юнгу, опирается на теокосмические архетипы и может проявляться как в рамках конкретной религии, так и вне какой либо конфессии. Постижение "сакрального" вряд ли возможно без мистического опыта. Экзистенциальный характер мистического чувства и определяет ту тонкую грань, которая позволяет разграничить опыт мистический и религиозный. Мистический опыт направлен на постижение Божественного "без посредников". "Сакральное" в мистическом опыте - экзистенция в чистом виде.

В отличие от мистического, религиозный опыт всегда связан со сложившимися формами коллективного практического опыта (ритуалами, обрядами) и догматами конкретного вероучения. Эти различия близких понятий, каждое из которых входит в категорию сакрального, тонко ощущал И. Бродский: "Есть мистика, есть вера, есть Господь". [39:62]

16

Диалектическая природа "сакрального", обращенного к явлениям "сверхъестественным", и в то же время экзистенционального - делает невозможным восприятие "сакрального" без опоры на "обыденный" - чувственный практический опыт. Исходя их этих положений, понятие "сакральное" будет нами употребляться как:

- обозначение высшего духовного начала, синоним Божественного;

- определение иной - невидимой, "нездешней" реальности,

- постигаемой в религиозном и (или) мистическом опыте верования и

- становящейся "видимой" в чувственно-практическом предметном бытии.

§2. ФЕНОМЕН ОБЫДЕННОГО

В отечественных исследованиях понятие "обыденного" преимущественно разрабатывалось в контексте теории общественного сознания и социологии. Проблема "обыденного" как "способа познания", "бытия- вместе", "мира как бытия" пока у нас мало изучена. Однако ставшие в последние десятилетия известными в России работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Леви-Стросса, Ж.-П. Сартра и других зарубежных мыслителей, наметивших иные аспекты изучения и истолкования "обыденного", повлияли и на трактовку этого понятия в работах отечественных философов.

Подробный анализ зарубежной литературы, посвященной понятиям обыденного и повседневности, содержится в статье Б. Вальденфельса "Повседневность как плавильный тигль рациональности". Как отмечает Вальденфельс, ведущей идеей, объединяющей позиции таких разных авторов, как Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн, У. Джемс, А. Щюц, К. Косик и др., является стремление вернуть повседневности ценность.

Разграничивая два ряда значений обыденного и повседневности - абстрактно-понятийного и образного, Вальденфельс определяет и круг проблем,

17

связанных с его исследованием. Из множества междисциплинарных аспектов исследования этих феноменов, для данной работы наиболее важны следующие:

- обыденное сознание как определенная сфера знания, способ мысли и жизни (менталитет);

- обыденное как культура повседневности;

- обыденная жизнь как результат процесса "оповседневнивания", которому противостоит процесс "преодоления повседневности".

Усиление в последние годы интереса к этой проблеме в отечественной мысли также говорит о реабилитации "обыденного" как формы духовного опыта. "Обыденное" все чаще истолковывается как форма сознания (Д. Беликов), состояние сознания (Б. А. Грушин), которое "реализуется во всех формах духовного освоения действительности" и противостоит "не идеологии или теории, а иному макрообразованию, именуемому специальным или профессиональным сознанием" [67:109]. Этого истолкования "обыденного сознания" мы и будем придерживаться.

Разработке новых направлений в изучении обыденного также посвящен ряд отечественных исследований. В работах В. С. Гореловой дается целостная концепция "обыденного"; Е. И. Кукушкиной и Л. Б. Логуновой феномен "обыденного" рассматривается в культурологическом аспекте. Новый взгляд, позволяющий разграничить понятия "обыденное" и "повседневность", отличает диссертацию Д. В. Беликова. Многие наблюдения этих авторов могут использоваться как исходный материал в решении поставленной проблемы - соотношения "сакрального"-"обыденного" и их воплощения в искусстве, наряду с известными работами зарубежных философов.

В искусствознании термин "обыденное" почти не встречается, вероятно, из-за сложившегося стереотипа отрицательной оценки обыденного как косного, рутинного. Хотя косвенно, в иной терминологии феномен обыденного затрагивается в самых различных исследованиях, как правило связанных с процессами художественного освоения и методов воплощения образов реальной действи-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25024.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.