У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Искусство второй половины 19 — начала 20 века
Количество страниц 197
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25027.doc 
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Поиски стиля в декоративно-прикладном 15 искусстве второй половины 19 - начала 20 века

1.1. Международные контакты ювелиров и камнерезов 17 России

1.2. Натуроподобие, историзм, эклектика 25

1.3. Модерн: интернациональный, национально- 39 романтический, классицизирующий

Глава. 2. Камнерезное и ювелирное творчество А.К. 50 Денисова Уральского

2.1. Проблемы выявления и атрибуции произведений 52

2.2. Хронология творческой деятельности 59

2.3. «Уральские» работы художника 72

1) «Рельефные» иконы 78

2) Минералогические горки 88

2.4. Камнерезная пластика 96

2.5. Металл в работах А.К. Денисова-Уральского 110

2.6. Серия «Аллегорические фигуры воюющих держав» 126 Заключение 144 Список использованных сокращений 151 Библиографический список использованной литературы 152 Приложение 1. Список камнерезных и ювелирных 166

произведений А.К. Денисова-Уральского

Приложение 2. Камнерезные и ювелирные произведения 175

А.К. Денисова-Уральского. Иллюстрации

Приложение 3. Таблица клейм 197

Введение



3 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования Искусство второй половины 19 — начала 20 века представляет

собой чрезвычайно насыщенное, многообразное явление. Это время отмечено большим количеством международных контактов

художественной элиты, в результате которых происходит определенная космополитизация искусства, стирание национальных черт.

Произведения искусства, выполненные во второй половине 19 -начале 20 века уже длительное время привлекают внимание европейских искусствоведов. Большое внимание при этом уделяется не только живописи, скульптуре, архитектуре, но и декоративно-прикладному

искусству. Выявляются основные закономерности развития стилевых направлений этого времени, проводятся монографические исследования творчества представителей разных видов искусства, разрабатывается терминологическая система. Необходимо подчеркнуть, что представителями европейского искусствознания ювелирное искусство рассматривается как один из стилеобразующих видов искусства, поэтому

ф результатам его изучения посвящено множество публикаций (остилеобразующем значении ювелирного искусства говорится, например, в работах Вивьен Беккер и Джуди Рудоэ),
В отечественном искусствознании долгое время все внимание исследователей было приковано к творчеству живописцев и, в меньшейстепени, скульпторов. Позднее появляется ряд специалистов, сосредоточившихся на изучении архитектуры указанного периода. Однако прикладное искусство по-прежнему рассматривалось исключительно как второстепенное явление, значение его как источника для анализа художественного процесса стало признаваться только с середины семидесятых годов двадцатого века. Еще меньшее внимание уделялось исследованиям российского ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 — начала 20 века. В связи с этим к настоящему времени изучение этого вида декоративно-прикладного искусства находится в России на стадии накопления материала по творчеству отдельных мастеров и фирм, при почти полном отсутствии работ, призванных систематизировать информацию о его стилистической эволюции.

Существующие на сегодня исследования творчества отдельных персоналий не дают представления об общих закономерностях стилевой эволюции данного вида искусства, а также, в силу монографического построения, не позволяют судить о значении творчества того или иного мастера.

Избирательное изучение ряда петербургских и московских ювелиров сузило представление о российском ювелирном и камнерезном искусстве, создало «феномен Фаберже» - ситуацию, когда деятельность всех его современников и конкурентов рассматривается через призму его первенства и уникальности.

В связи с этим представляется актуальным исследование, систематизирующее существующие положения и вырабатывающее на их основе новую схему развития, подтвержденную анализом конкретных произведений, а также выявляющее авторские произведения А.К. Денисова-Уральского, вводящее в научный оборот новые признаки для их атрибуции.

Степень научной разработанности проблемы

Отечественную литературу, касающуюся рассматриваемых в данной работе вопросов, можно разделить на два блока: общетеоретический и специальный. Работы, входящие в первый блок, представляют собой фундаментальные труды и статьи по истории искусств интересующего нас периода, в которых либо рассматриваются общие закономерности художественной эволюции (труды Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, Е.А. Борисовой), либо затрагиваются вопросы конкретных, отличных от интересующих нас видов искусств (работы по архитектуре Е.И. Кириченко, B.C. Горюнова, М.П. Тубли). К теоретическим работам можно отнести и статьи к каталогам, круг произведений, рассматриваемых в них, ограничивается представленным на выставках (каталоги выставок «Историзм и модерн», Л., 1986; «Историзм в России: стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890х годов», СПб., 1996.).

Специальная литература, посвященная истории отечественного ювелирного искусства, представляет собой монографические альбомы по

персоналиям (В.А. Болин: Болин в России. Придворный ювелир конца XIX — начала XX вв. М., 2001.), каталоги музейных собраний и выставок (Мунтян Т.Н. Фаберже, Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты. М., 2000), а также публикации архивных материалов, которые не сопровождаются никаким аналитическим текстом и являются, по-сути, констатацией наличия информации

w (Фаберже Т.Ф., Горыня А.С., Скурлов В.В. Фаберже и петербургские

ювелиры. СПб, 1997; Скурлов В.В. Ювелиры и камнерезы Урала. СПб, 2001; Семенов Б.В., Тимофеев Н.И. Екатеринбургская гранильная фабрика. Екатеринбург, 2003).

Кроме этого, наблюдается существенный дисбаланс в объеме исследований, посвященных разным представителям ювелирного и

^ камнерезного искусства России рубежа 19-20 веков. Обилие публикаций,

связанных с именем Карла Фаберже, создает превратное впечатление о единственности этого ювелира. Только в последние годы стали проводиться выставки и появляться приуроченные к ним публикации, призванные познакомить заинтересованную публику с произведениями современников и полноправных конкурентов знаменитой фирмы (Болиных, Хлебниковых). Данный аспект коммерческой и творческой

щ деятельности Алексей Козьмича Денисова-Уральского до сих пор

пристально не анализировался, так как биографы уральца - Б.В. Павловский и СВ. Семенова - в своих монографиях уделяют внимание разным сторонам его жизни и творчества, практически не затрагивая эту тему. Так, для Б.В. Павловского Денисов-Уральский - это «художник-

7

краевед», «певец уральского пейзажа». В работе СВ. Семеновой раскрывается, прежде всего, его многогранная, незаурядная личность.

Цель и задачи исследования

Цель предпринимаемого исследования - сформулировать закономерности стилистической эволюции ювелирного и камнерезного w искусства второй половины 19 - начала 20 века и рассмотреть ее на

материале камнерезного и ювелирного творчества А.К. Денисова-Уральского.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие конкретные задачи:

1. Обобщить и структурировать материал, накопленный в отечественном

, и зарубежном искусствознании по вопросу стилистики декоративно-

щ»

прикладного искусства указанного периода;

2. Выявить интернациональные закономерности стилистической эволюции, причины и следствия их существования;

3. Применить выявленные общности изменения стиля к конкретному материалу ювелирного и камнерезного искусства;

4. Проследить творческую эволюцию А.К. Денисова-Уральского в русле щ развития общеевропейского ювелирного искусства;

5. Установить местонахождение, выполнить научную атрибуцию и опубликовать камнерезные и ювелирные произведения художника.

8

Хронологические рамки исследования

Хронологическими рамками исследования являются середина 19 -начало 20 века. Исходная точка отсчета связана с проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851 год), на которой особое внимание было уделено образцам декоративно-прикладного искусства, в том числе и ювелирным произведениям российских и европейских мастеров. В это же время складываются предпосылки для формирования основных стилистических направлений ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 века, к которым можно отнести рождение Второй империи во Франции, появление новых возможностей для знакомства с искусством экзотических регионов, прежде всего - Японии и Китая. Заканчиваем мы началом 20 века, когда в связи с Первой мировой войной и последующими глобальными социально-политическими революционными событиями единая линия стилистической эволюции ювелирного и камнерезного искусства России прерывается. При этом необходимо отметить, что влияние российских ювелиров и камнерезов на европейское искусство сохраняется вплоть до 20-3Ох годов 20 века, что отмечается нами в связи с личными и интерьерными украшениями, выполненными в стиле Ар Деко.

Источниковая база диссертации

Использованные источники можно разделить на несколько групп: 1. Архивные материалы, изученные как непосредственно в архивах, так и через публикации.

2. Периодика и публицистика второй половины 19 - начала 20 века («Огонек», «Аргус», «Екатеринбургская неделя», «Урал», «Русский ювелир», «Горный журнал» «Art et Decoration»), содержащие исторические описания, статистические данные, статьи, посвященные исследуемым вопросам.

3. Каталоги и официальные отчеты всемирных, всероссийских и специализированных выставок, проходивших в исследуемый период.

4. Монографии, посвященные ювелирному и камнерезному искусству России и Европы, а также отдельным мастерам этого вида искусства.

5. Каталоги музеев и выставок, содержащие иллюстративный материал для анализа стилистической эволюции ювелирного и камнерезного искусства России и Европы.

6. Специальные издания - клеймовники.

7. Материалы международных, всероссийских, региональных конференций.

8. Современная специализированная искусствоведческая и краеведческая периодика, содержащая статьи по истории ювелирного и камнерезного искусства России и Урала («Антиквариатъ», «Наше наследие», «Ювелирный мир», «Вопросы искусствознания», «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирование», «Beaux-Arts», «Connaissance des arts», «Dossier de Г art», «Уральский следопыт», «Урал»).

9. Камнерезные и ювелирные произведения А.К. Денисова-Уральского из собраний российских музеев.

10

Работа с архивными материалами осуществлялась в фондах Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива по литературе и искусству, Государственного архива Свердловской области. С рядом редких документов мы ознакомились в специализированных отделах Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки. Так же в диссертационной работе использованы сведения, полученные из ряда специализированных зарубежных библиотек (Библиотека по прикладному искусству Forney, Париж; Библиотека музея изящных искусств, Сент-Луис; Библиотека Центрального союза прикладных искусств, Париж).

Теоретико-методологические основания исследования В качестве теоретической основы для выполнения данного исследования были привлечены труды ведущих отечественных исследователей изобразительного искусства и архитектуры России второй половины 19 - начала 20 века (Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, Е.А. Борисовой, Е.И. Кириченко), российских и зарубежных специалистов по истории камнерезного и ювелирного искусства (М.М. Постниковой-Лосевой, А.Е. Ферсмана, М.Н. Лопато, Т.Н. Мунтян, Г. фон Габсбург, А. фон Солодкофф, Э. Поссеме, Дж. Рудоэ).

Методы исследования вытекают из необходимости выявления специфических закономерностей стилевой эволюции камнерезного и ювелирного искусства. Это обусловило привлечение общенаучных

11

методов: принципа историзма и целостности, структурноаналитического метода, принципа взаимосвязи исторического и логического. Методы реализуются и в конкретно-историческом анализе камнерезного и ювелирного творчества А.К. Денисова-Уральского. При работе с архивными, литературными и научными источниками были использованы методы сравнительного анализа. Диссертация носит комплексный характер, в основе ее - принцип диалектического подхода к анализу исследуемых явлений.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования определяется полученными в ходе исследования результатами, имеющими значимость для теоретического осмысления стилевой эволюции ювелирного и камнерезного искусства указанного периода и решения прикладных вопросов авторской атрибуции произведений А.К. Денисова-Уральского:

1. Проведена систематизация теоретических знаний о стилевом развитии декоративно-прикладного искусства выделенного периода, накопленных в отечественном и зарубежном искусствознании;

2. Разработана схема стилевого развития ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 - начала 20 века, учитывающая специфику данного вида искусства;

3. Исследованы и описаны ранее не изученные искусствоведами памятники ювелирного и камнерезного искусства, проведена их научная атрибуция (комплекс произведений из собрания

12

Минералогического музея Пермского государственного университета, «рельефная» икона из частного собрания, минералогические горки из собраний Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН (Москва) и Минералогического музея им. А.В. Сидорова Иркутского государственного технического университета.

4. Выявлены, расшифрованы, опубликованы клейма ювелиров и ювелирных предприятий - сотрудников А.К. Денисова-Уральского; Леонида Адамовича Пяновского, Магнуса Дакса, Карла Карловича Петерсона или Константина Прокопьевича Прокофьева, Восьмой петербургской артели ювелиров;

5. Уточнены известные ранее и выявлены новые сведения о камнерезном и ювелирном творчестве А.К. Денисова-Уральского, позволяющие пересмотреть сложившуюся оценку его художественной деятельности (факты сотрудничества с европейскими фирмами, перечень экспонатов, представленных на международных и всероссийских выставках, полученные на них награды, факты привлечения ювелиров и ювелирных фирм для выполнения произведений с драгоценным металлом и др.).

Научно-практическая значимость работы

Результаты научного исследования могут быть использованы в общих искусствоведческих и историко-теоретических исследованиях, музейной и экспертной работе, при создании справочных и общих трудов по истории декоративно-прикладного искусство Европы, России,

13

Урала. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической работе при чтении курсов по истории российского и зарубежного искусства 19-20 веков, а также при создании программ и учебных пособий по культуре и искусству Урала, декоративно-прикладному искусству.

Апробация данных исследования

Основные положения диссертации излагались в докладах и публикациях одной международной (Годичное собрание Всероссийского минералогического общества РАН РФ, Санкт-Петербург, 2003), семи всероссийских («Камнерезное искусство России. Горная Колывань», Барнаул, 2002; Вторая всероссийской научно-практическая конференция «Ювелирное и камнерезное искусство», Екатеринбург, 2002; Конференция «Метрополия и провинция. Художественная интерпретация другого», Екатеринбург, 2002; Вторые, третьи и четвертые всероссийские научные чтения памяти ильменского минералога В.О. Полякова, Миасс, 2001, 2002, 2003; «Человек в мире культуры» III Всероссийская научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2004), одной региональной («От частной коллекции - к государственному музею», Екатеринбург, 2002) конференций, апробированы на двух коллоквиумах семинара «Ювелирное искусство и материальная культура» в Государственном Эрмитаже (2002, 2003). Все основные разделы работы отражены в публикациях автора (три статьи и семь тезисов).

14

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих в себя одиннадцать параграфов), заключения, списка использованной литературы, трех приложений. Содержание работы изложено на 151 странице. Библиографический список литературы содержит 141 наименований.

15

ГЛАВА 1. ПОИСКИ СТИЛЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 - НАЧАЛА 20 ВЕКА

История изучения российским искусствознанием прикладного

искусства второй половины 19 - начала 20 века насчитывает несколько

т

^ десятилетии, интерес к художественным стилям этого время неуклонно

возрастает: организуются выставки, проводятся конференции... Однако перед исследователями постоянно встает проблема терминологии, тем более острая, что изучение международной художественной деятельности данного периода выявляет несостоятельность узкого рассмотрения искусства в географических рамках отдельных стран, по

. крайне мере в том, что касается деятельности ювелиров и камнерезов.

г*-

Полную картину стилистической эволюции можно увидеть, только рассматривая конкретные явления в контексте общеевропейского (прикладное искусство США этого времени можно также рассматривать как часть европейского) художественного пространства. Тесные контакты, существовавшие между представителями разных национальных школ в рассматриваемый период, привели к тому, что ф проблемы, обозначаемые зарубежными исследователями интересующего

нас направления прикладного искусства, оказываются равно актуальными для творчества и европейских мастеров, и российских художников.

16

В связи с этим представляется целесообразным выявить соответствия в существующей терминологии и попытаться, в рамках конкретного направления прикладного искусства, сформулировать стилевые закономерности, используя единую систему терминов.

17

1.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ ЮВЕЛИРОВ И КАМНЕРЕЗОВ

РОССИИ

Вторая половина 19 - начало 20 века отмечен небывалым ростом международных контактов, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства. Роль этого вида искусства во второй половине 19 века стремительно возрастает благодаря деятельности английского объединения «Arts and Crafts» и Уильяма Мориса, которые доказывали, что широкомасштабное промышленное производство предметов, выполненных во всех видая декоративно-прикладного искусства способно поставлять на рынок высокохудожественные и качественные изделия.!

В общеевропейский художественный процесс в рассматриваемое время российские представители ювелирного и камнерезного искусства оказались вовлечены через системы всемирных - универсальных и локальных отраслевых выставок. Уже в середине 19 века они заставляли восхищаться своими работами искушенных посетителей этих выставок и, таким образом, стимулировали появление повторений и подражаний в работах европейских коллег.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25027.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.