У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Рукописи и материалы М. И. Глинки в Берлинской государственной Библиотеке
Количество страниц 198
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25031.doc 
Содержание Список сокращений С 3

ВВЕДЕНИЕ С 4

ГЛАВА ПЕРВАЯ Поиски и исследование архива, установление переписчика большей части рукописей С 32

ГЛАВА ВТОРАЯ История берлинского архива Глинки С 49

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Рукописные источники

Партитура оперы «Жизнь за Царя» Партитура оперы «Руслан и Людмила» Партитура «Камаринской» Сборник оркестровых партитур

Оркестровка ноктюрна Гуммеля «В память дружбы»

«Арагонская хота»

Фрагменты «Арагонской хоты»

«Торжественный польский»

«В альс-фантазия»

«Краковяк» из оперы «Жизнь за Царя»

«Восточные танцы» из оперы «Руслан и Людмила» Автограф темы «Баллады Финна»

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Печатные материалы

Собрание печатных романсов Клавир оперы «Руслан и Людмила»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С 139

Примечания (сноски) С 145

Нотные примеры С 165

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 Факсимильные иллюстрации С 168

2 Перевод описаний О Фальковского С 173

3 Биографические сведения об И-М иФ-И Вестфалях С 177

4 Глинкинский перечень печатных романсов С 187

5 Текстологические паспорта С 189

Использованные рукописные и печатные источники С 195

Использованная литература С 198


Введение



СПИСОК СОКРАЩЕНИИ

АН - Академия наук арх - архив

б г - без (указания) года (издания) в -выпуск

ГВС — Глинка в воспоминаниях современников М , 1955 ГИИ - Государственный институт искусствознания ГПБ - Государственная Публичная библиотека

ГЦММК им М И Глинки - Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М И Глинки изд - издание, издатель ИПБ - Императорская Публичная библиотека

ИР ЛИ — Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук кн — книга

КР — Кабинет рукописей Л, л - лист

ЛТК - Ленинградская государственная консерватория лит -литография

ЛПСС — Глинка М И Полное собрание сочинений Литературные произведения и переписка

МА - Музыкальная академия МГК - Московская государственная консерватория н д - номер (гравировальных) досок об - оборот (листа) оп - опись ОР - Отдел рукописей отд — отделение печ -печатник

ПМА - Петербургский музыкальный архив ПСС - Глинка М И Полное собрание сочинений (нотная часть) РГБ — Российская государственная библиотека РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет РГИА — Российский государственный исторический архив ред -редакция

РИИИ - Российский институт истории искусств

RISM - Repertoire International des Sources Musicales (Международная энциклопедия музыкальных источников) РМГ — Русская музыкальная газета РМО - Русское музыкальное общество РНБ — Российская национальная библиотека С , с - страница сб - сборник СМ - Советская музыка собр - собрание

СПбГК - Санкт-Петербургская государственная консерватория Ст, ст - статья Стлб , стлб - столбец Т,т - том ф -фонд

ц р - (дата) цензурного разрешения

ЦМБ Мариинского театра - Центральная музыкальная библиотека Мариинского театра ч - часть

ВВЕДЕНИЕ1

Только что кончил для французской музыкальной энциклопедии большие статьи о Глинке и Чайковском < > Я нарочно взял самые «заезэюетые» темы < > Было очень трудно, но мне кажется, пора избавиться от рутины и найти новые слова, новые оценки для всей русской музыки Из письма П П Сувчинского М В Юдиной

Постсоветский период в истории отечественной науки о музыке -время ярко выраженной переоценки ценностей, и, прежде всего, - пересмотра музыковедческих концепций советской эпохи Эти процессы происходят и в глинковедении, причем важную роль здесь играют как раз ис- точниковедческие работы

Объектом исследования в данной диссертации являются музыкаль-но-исторические источники нотные рукописи и печатные издания, письма и архивные документы, связанные с биографией и творчеством М И Глинки Если материалы, хранящиеся в отечественных архивах, на сегодняшний день изучены достаточно тщательно и полно, то находящиеся за рубежом документы исследованы очень мало Самое крупное собрание глинкинских источников за рубежом, включающее как рукописные, так и печатные материалы, хранится в Берлинской государственной библиотеке Это собрание документов до сих пор не было исследовано, и поэтому не было использовано при публикации Полного собрания сочинений композитора Берлинский архив3 Глинки стал главным предметом изучения в настоящей работе4

Выбор темы обусловлен современным состоянием глинковедения в целом Несмотря на огромный объем знаний, накопленных отечественной и зарубежной наукой, в последнее время становится все более очевидной не только потребность продолжить научные изыскания в еще не разрабо- танных областях глинкианы, но также и необходимость пересмотра уже существующих концепций Краткий обзор устаревших на сегодняшний день воззрении и «белых пятен» глинкианы пояснит выше сказанное

5

Б В Асафьев в начале своей монографии о Глинке, опубликованной в 1947 году, написал то, что оказывается актуальным и сегодня «Я всего-навсего желал бы усилить исследовательский интерес к Глинке, "раздразнить" им, как явлением, далеко уж не так глубоко известным, "освоенным" и исчерпанным Наоборот, многое надо начинать, а^не сдавать в архив»5

Асафьевская монография, подводя итог его исследованиям в этой области6, произвела настоящий переворот в глинковедении Прежде всего, это касается общего комплекса представлений о жизни и творчестве первого классика русской музыки, некой суммы идей, которую можно было бы условно обозначить как «образ», или «портрет» Глинки

За долгие годы, прошедшие с того времени, когда жил и творил композитор, было создано несколько таких «образов» каждая эпоха видела в первом русском гении музыки то, что хотела видеть Реальный Глинка незаметно обрастал мифами, для создания которых нередко достаточно было всего лишь расставить акценты «не там», и в результате получалось нечто, не соответствующее действительности, хотя и выстроенное, казалось бы, на реальных фактах

Первый «образ» сформировался еще при жизни композитора В мемуарах и статьях современников Глинки он предстает то дилетантом, внезапно после учебы у 3 Дена превратившимся в маэстро (Н А Мельгунов7), • то до смешного мнительным и капризным «мимозой» (Л А Гейденрейх8),

то слабохарактерным и пассивным, подверженным «дурным» влияниям (Ю К Арнольд, Ю Д Бер-Стунеева9) За рассуждениями о сибаритстве и безволии Глинки, настойчивыми упоминаниями об употребляемых спиртных напитках и неиссякаемой любви к прекрасному полу оказалась сокрытой его всегда напряженная и сложная внутренняя духовная жизнь

Образ «дилетанта», «ленивого барина» и «гулякишраздного», в кото-_ ром вызывало досаду вопиющее несоответствие между ничтожностью на-

туры и неоспоримой гениальностью музыки, бытовал на протяжении мно-ф гих лет Следы его просматриваются, начиная от первой биографии компо-

б

зитора, написанной В В Стасовым и вышедшей в 1857 году10 (здесь утверждается, что «Глинка не всегда умел сохранить в себе самостоятельность воли и намерений и подчинялся иногда влияниям, вовсе чуждым натуре его таланта»11), до изданной в 2000 - 2002 годах СВТышко и

# 12

С Г Мамаевым книги «Странствия Глинки» Даже такой проницательный и чуткий музыкант, как П И Чайковский, разделял это мнение «После улшна читал партитуру Ж[изни] за Ц[аря] Глинки Какое мастерство' И как это у него все вышло Непостижимо, что из дилетанта, судя по автобиографии, весьма ограниченного и пошловатого, вышел такой колосс??"'»13

Но, пожалуй, наиболее ярко подобный «портрет» композитора обрисован в комментариях А Н Римского-Корсакова к «Запискам», где Глинке отказано в интеллекте и уме «как интеллектуальная сила, он не идет в сравнение со многими своими современниками Ум, как функция, связывающая, соединяющая, построяющая и обобщающая - ум, или разум, как высший организатор в области мысли, - сила ему чуждая»14

Такое же отношение к создателю русской классической оперы обнаруживается и в ряде зарубежных трудов, например, в работах Джералда Абрахама «Исследования по русской музыке»15 и «О русской музыке»16, где композитор предстает как человек недалекий и лишь по капризу судьбы занявший высокое положение в истории музыки Тот же комплекс идей ^ наследует и посвященная Абрахаму фундаментальная книга Дэвида Брау-

на «Михаил Глинка»17

Монография Асафьева охарактеризована выше как «переворот в глинковедении» в том числе и потому, что ученый выступил с полемическими по отношению как раз к таким представлениям идеями и создал новый «образ» Глинки В комментариях к «Запискам» в первой части своей книги Асафьев предложил иное понимание личности композитора - как ^ интеллектуала и мыслителя «Глинке было присуще качество, которое я

как-то охарактеризовал словами "артистический интеллектуализм" ум, т интеллект - всегда для него маяк и мерило А прослойка содержания соз-

7

нания - насквозь художественная, и вкус - "осязание качества явлений" -всегда начеку, в особенности в отношении чувства меры и чуткости слуха, переводящего акт внутреннего слышания в чувственную наглядность фор-мы и цвета, рисунка и плотность звукоматериала» Таков другой «портрет» композитора, разительно отличающийся от первого

Мысль Асафьева о Глинке остается и сегодня актуальной Известно, что с середины 1940-х годов Асафьев возглавлял глинкинскую комиссию при Научно-исследовательском кабинете Московской консерватории, где пытался организовать коллективную работу по изучению творчества композитора19 Однако преждевременный уход его из жизни помешал осуществлению этого намерения Тем не менее, ему удалось инспирировать значительный интерес музыковедов к фигуре Глинки

Советская глинкиана второй половины XX века, несмотря на огром-ное количество вышедших трудов, большей частью уходила в сторону от путей, проложенных Асафьевым господствовавшая идеология потребовала «переоценки в свете марксистско-ленинского анализа»20 наследия и личности композитора

Советская наука создала еще один глинкинский «портрет» Ссылаясь на «народность» в критике XIX века и подменив значение этого слова в пушкинскую эпоху (как известно, тогда под «народным» понималось «на-• циональное», а не «просто-народное»), советские ученые пытались пред-

ставить Глинку чуть ли не пролетарским композитором Неправомерность такого представления очевидна Создатель русской классической оперы был до мозга костей аристократ, во всю жизнь сохранивший связь с лучшими традициями дворянской культуры, который, по словам В Н Кашперова, «по развитию принадлежал скорее к высшему кругу»21

Не случайно в советский период одной из наиболее часто цитируе-^ мых стала фраза «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аран-

жируем», приписываемая Глинке со слов А Н Серова22 Этот феномен про-щ анализирован М С Друскиным в статье «Парадокс и его последствия»23

Автор сослался здесь на работы Н Г Шахназаровой24 и О Е Левашевой25, в которых утверждается, что это высказывание - якобы эстетическая платформа Глинки, его кредо М С Друскин убедительно опроверг данную точку зрения и подчеркнул, что подобные характеристики представляются ему преувеличенными

В наиболее явном виде «советский образ» композитора запечатлен в книге Б Канн-Новиковой «МИ Глинка Новые материалы и документы» «Великий музыкант выступает как идейный единомышленник декабристов в общей борьбе за народное, для народа созидаемое искусство Музыка его получает ясную социальную направленность Героическая тема, рожденная славой 1812 года и получившая новое развитие в деятельности и эстетике декабристов, - стала ведущей темой всего творчества Глинки»26 Цитируемый труд грешит не только преувеличениями, но и искажениями фактов, против чего справедливо возражал Б Штейнпресс, назвавший свою рецензию на книгу Канн-Новиковой «Бравурная фантазия на тему о Глин-

27

ке»

Похожие утверждения имеются и в предисловии А Орловой к книге «Глинка в воспоминаниях современников» «Записки Маркевича показывают Глинку в годы его юности, когда будущий композитор < > был увлечен революционными идеями < > Декабристские идеи воспитали Глинку и определили его демократические убеждения В своем творчестве

28

он шагнул дальше своих учителей - дворянских революционеров»

Можно сказать с уверенностью, что созданный в советскую эпоху глинкинский «портрет» на сегодняшний день в значительной степени устарел Композитор не был единомышленником декабристов, он не «боролся» с Г Ф Розеном, якобы пытавшимся «навязать» ему свою «верноподданническую» концепцию «Жизни за Царя» Не убеждает также и прижиз- ненный образ слабовольного капризного барина, часто подпадавшего под дурное влияние Поведение Глинки, запечатленное в переписке и воспоми- наниях, наглядно демонстрирует, что в делах, касающихся искусства, он

9

был крайне честолюбив (следует вспомнить про знаменитые «ухищрения злобы»), настойчив, своенравен и упрям, имел на все собственное мнение и никогда не уступал советчикам, если их указания противоречили его представлениям о творчестве

В самом начале своей монографии о Глинке Асафьев подвел итог тому, что было сделано на пути изучения биографии и наследия композитора на момент выхода книги «в жизни его многое, очень многое неясно, в биографии всюду пробелы А о творчестве его больше сказано слов, чем сделано дела Советское теоретическое и историческое музыкознание мало Глинкой интересуется Академического издания его произведений нет Рукописи не изучены и лишь наивно описаны Традиция исполнения вовсе

29

теряется»

Современное состояние глинковедения, конечно, так охарактеризо-вать нельзя. Хотя в биографии и до сих пор остаются пробелы и неясности, все же, в науке о музыке очевиден стабильный интерес к Глинке, очень многое сделано в области исследования его творчества, опубликовано академическое издание наследия композитора, тщательно изучались его рукописи Обобщая достижения современной ему науки, Асафьев выделил несколько позиций для ее оценки уточнение биографии, исследование творчества, академическое издание наследия, изучение источников и традиций ^ исполнения музыки Попытаемся дать оценку этим направлениям глин-

кианы в ракурсе сегодняшнего дня

Огромное количество работ посвящено жизненному и творческому пути Глинки Обратимся к тем из них, которые вышли во второй половине XX века - эти труды явились плодом тщательных исследований Подробное изложение биографии композитора имеется в «Летописи жизни и творчества», составленной А Орловой30, а также в монографиях ^ Т Ливановой и В Протопопова31, О Е Левашевой32 Несмотря на некоторые

ошибки и неточности (в том числе обнаруженные современными исследо-•»' вателями С В Тышко и С Г Мамаевым высокая научная ценность их труда

10

v «Странствия Глинки»33 определяется, среди прочих достоинств, уточнени-

ем хронологии* жизни композитора благодаря введению в научный обиход новых материалов), эти работы заслуживают самой высокой оценки

Последняя по времени монография о Глинке О Е Левашевой является важным шагом в развитии отечественной глинкианы, так как несколько снимает преувеличения идеологии Но «образ» композитора в целом, все же, остается в ней «советским» Этим же автором написаны главы о композиторе в 10-томнике Истории русской музыки34 и в новейшем учебнике Истории русской музыки, вышедшем в 1999 году35 Соответственно, весь комплекс идей, аналогичный указанной монографии, и здесь имеет место Обнаруживает себя все тот же «советский портрет» композитора и в вышедшей в 2002 году книге А С Розанова «Северная звезда Жизнь и судьба М И Глинки» , что не удивительно, поскольку этот труд был завершен бо-лее 10 лет назад Поэтому следует ожидать появления работ, в которых жизнь и творчество композитора будут освещены по-новому Чтобы понять то, что представляется наиболее актуальным на этом «будущем» этапе глинковедения и тем самым установить контекст нашего исследования, рассмотрим наиболее уязвимые позиции современной науки

Творчество Глинки изучено довольно подробно Начало отечественной глинкианы, как известно, было положено «Письмами к любителю му-• зыки» В Ф Одоевского (где впервые было определено историческое значе-

ние оперы «Жизнь за Царя»)37, а также статьями А Н Серова38 и ГАЛароша3 , во многом не утратившими своего научного значения Многие идеи этих выдающихся деятелей русской музыкальной культуры были подхвачены советскими исследователями Большое количество новых книг вышло в 1950-е годы, к 150-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти Глинки Сюда относятся, например сборники научных статей о _ творчестве композитора , монографии, посвященные отдельным произве-

дениям41, а также целый ряд статей и книг, затрагивающих вопросы музы-Ш кального языка, стиля и драматургии наследия Глинки42 Многие исследо-

11

v вания, безусловно, актуальны и на сегодняшний день Другие же труды со-

держат спорные моменты

Например, в центре внимания В Васиной-Гроссман при изучении романсов Глинки было соотношение слова и музыки, это, действительно, очень валено при анализе вокального произведения Исследовательницу интересовало преимущественно то, как различные элементы стиха отражаются в музыке Но данный метод использован применительно ко всем вокальным пьесам композитора Например, о романсе «В крови горит огонь желанья» В Васина-Гроссман писала следующее «Выбор музыкального жанра (серенада) здесь обусловлен прежде всего содержанием стихотворения»43 Однако известно, что композитор сочинил музыку многих ро-

W

мансов прежде слов Следует ли искать именно такого рода соответствия

текста и музыки в этой вокальной пьесе, если сначала родился музыкаль-ный образ, затем А Я Римский-Корсак написал к нему текст «Всегда, везде, со мною ты», и только намного позже, когда Глинке стало известно пушкинское стихотворение, «подошедшее» под музыку, романс приобрел тот вид, в котором он известен теперь?

Что касается академического издания, то, без сомнения, появление Полного собрания сочинений композитора явилось эпохальным событием в истории отечественной глинкианы Выходу в свет этой публикации * предшествовала масштабная работа ученых по выявлению и изучению

глинкинских источников, отразившаяся не только в нотном тексте Полного собрания сочинений, но и в целом ряде научных трудов44 При подготовке академического издания было привлечено большое количество материалов, использованы новейшие на тот момент времени методы исследования документов

Главной идеей Полного собрания явилась мысль издать произведе-

^ ния Глинки по автографам, представив таким образом авторскую волю

композитора Тщательному изучению подверглись все известные на тот

(* момент материалы глинкинского творчества, включая ранние варианты и

12

редакции Впервые исследование источников стало подлинно научным Поэтому и по сей день, невзирая на ряд недостатков, которые уже многократно отмечались в науке45. Полное собрание сочинений считается наиболее авторитетной публикацией наследия композитора

В последние годы стало ясно, что Полное собрание сочинений, в действительности, - совсем не полное ТЗСквирская обратила внимание на то, что в нем нет ни одного из пяти духовных произведений Глинки46, и что здесь отсутствует письмо композитора к Эмилии Бранка47, копия которого находится в рукописном отделе Российской национальной библиоте-

48 КИ

За время, прошедшее после выхода в свет Полного собрания сочинений, выявлено много новых источников текста произведений Глинки, которые, следовательно, не могли быть в нем учтены Например, в рукописном отделе Петербургской консерватории Т 3 Сквирская обнаружила копию второй авторской редакции фортепианной мазурки C-dur (нотный текст этого произведения опубликован впервые в приложении к ее статье «Заметки к текстам Глинки»49), отсутствующую не только в Полном собрании сочинений50, но и в позднейшей, заново проверенной публикации фортепианного наследия Глинки51, куда вошла также только первая редакция мазурки В этой же статье исследовательница писала, что в Полном собрании сочинений не учтены также авторский метроном и изменения темпов в хранящейся в Петербургской консерватории партитуре музыкальных номеров, написанных к драме Н В Кукольника «Князь Холм-ский»52

Полное собрание сочинений Глинки в полной мере отражает представления о жизни и творчестве композитора, сложившиеся в советскую эпоху ТВШабалина в своем исследовании «Рукописи И С Баха» писала применительно к изданиям вообще следующее «публикация текста (как она подготовлена, насколько соответствует авторскому замыслу, сколько заключает в себе привнесений по воле редактора и т д ) есть отражение тех

13

идей и общих представлений о творчестве композитора, которые существовали в данный исторический период С другой стороны, изданный текст и сам в свою очередь определенным образом формирует представления и интерпретации целых поколений» 3

Наиболее ярко «советский образ» Глинки демонстрирует публикация оперы «Жизнь за Царя» в Полном собрании сочинений под названием «Иван Сусанин» и с либретто С Городецкого Заглавие «Иван Сусанин» заимствовано здесь из глинкинского «Первоначального плана», но оно не может считаться названием собственно оперы, поскольку последней к моменту появления «Первоначального плана» фактически не существовало Указанный план предназначался для либреттиста, которому только предстояло приступить к работе, и, несмотря на то, что у Глинки на тот момент уже были заготовлены отдельные фрагменты музыки, опера как целостная музыкальная концепция пока не была реализована В то время, когда записывался «Первоначальный план», трудно было дать сочинению название, которое бы точно отражало его главные идеи, так как в процессе создания произведения первоначальный замысел композитора мог претерпевать существенные изменения Скорее всего, титул «Первоначального плана» обозначал название сюжета

Новый словесный текст и новое заглавие сочинения в издании Пол-

^ ного собрания, конечно, не искажают главной - патриотической - идеи

произведения И все же, многие существенные аспекты, необходимые для

углубленного понимания первой русской классической оперы, в советском

ее варианте исчезают

Дело в том, что в русском обществе глинкинской эпохи бытовал

вполне определенный стереотип восприятия Hi трактовки поступка Ивана

Сусанина54 Суть этого стереотипа сводилась к следующему Избрание

^ Михаила Романова имело важное значение для истории России появление

законного Царя олицетворяло утверждение русской государственности,

Ф" избавление Родины как от внешних врагов, так и от внутренних беспоряд-

14

ков смутного времени Подвиг Ивана Сусанина - спасение избранного Царя - рассматривался как спасение Отечества и как залог будущего могущества Российской державы Подобная трактовка истории* Сусанина нашла свое отражение и в журнальных публикациях, затрагивавших эту тему55, и в художественном творчестве того времени Даже в известной думе декабриста К Ф Рылеева «Иван Сусанин» герой также жертвует жизнью именно за Царя, спасая тем самым Отечество Об отражении такого стереотипа в опере Глинки писал А В Оссовский «Для Сусанина важна идея царя, в его представлении идея родины-государства постулирует идею царя, они неразрывны»57

Название «Жизнь за Царя», таким образом, усиливает как раз патриотический аспект и тем самым резко укрупняет масштаб заложенных в опере идей титул подчеркивает, что это произведение повествует не о тра-гической судьбе единичного человека Ивана Сусанина, но о спасении Отечества, спасении целого государства Царь выступает здесь как символическая идея, олицетворяющая благополучие России

Но Глинка, конечно же, был прежде всего музыкантом Он решал творческие задачи Об этом говорят свидетельства современников, принимавших участие в создании оперы В частности, один из несостоявшихся либреттистов «Жизни за Царя» В А Соллогуб так описывал попытку сво- его сотрудничества с Глинкой «К немалому моему удивлению, я узнал, что сценарио было составлено и что даже музыка была большей частью написана, хотя без слов Глинка нуждался только в человеке, который бы прибрал слова к готовой музыке < > Глинка < > просил только подписывать под нотами слова < > [и] замечал "Пишите, что хотите, только чтоб

со

под высокими нотами всегда было а или и"» Следовательно, для композитора гораздо более важным оказывался фонетический ряд, нежели логи- ческий смысл словесного текста, действительно, для вокальной музыки фонетика имеет первостепенное значение Для Глинки было важно, чтобы либреттист написал такой текст, который удовлетворил бы музыкантским

15

требованиям композитора Барон Розен, насколько можно судить, успешно справился со своей задачей59

Либретто «Жизни за Царя» - плод долгих поисков интонационного соответствия слова музыке композитор использовал здесь в качестве музыкально-выразительного средства фонетику слова60 Бесценные свидетельства об этом имеются, помимо мемуаров Соллогуба, в воспоминаниях В Ф Одоевского «прибавлю к этому певческие прихоти композитора, иную фразу он находил необходимым начать на гласной А, другую - на гласной О, здесь надобно было вынуть несколько согласных, один стих сократить, другой продолжить и проч » ! Эти слова проницательно прокомментировал Асафьев «то, что Одоевский называет "певческими прихотями композитора", с точки зрения и позиций Глинки было остро принципиальным требованием И я всецело постигаю, что Глинка мог бы уступить при выборе того или иного слова, пусть "корявого", но не мог безразлично относиться к А, О, И, Е, те к смысловым нюансам вокализации' Ведь так понятно, из диалектологии языка, что говор с преобладанием А или О определяет существенное качество интонации А в ораторской речи, в поэзии и в вокальной музыке процесс вокализации становится явлением смысла»62

Даже если название «Жизнь за Царя» не было изобретено самим Глинкой, то оно было подсказано условиями культуры того времени Но если композитор еще в «Первоначальном плане» оперы отметил, что Сусанин решил «жертвовать собою для спасения Царя и Отечества», следовательно, он разделял такую точку зрения на подвиг своего героя Заглавие «Жизнь за Царя» наиболее адекватно передает содержание произведения Оно напоминает о культурно-исторической ситуации, в которой Глинка писал свое сочинение, а, главное, заставляет подразумевать в качестве словесного текста оперы уникальное либретто Розена, бесценное, прежде всего, с музыкальной точки зрения, отражающее авторскую волю композитора Таким образом, следует окончательно отказаться от традиции советской

16

эпохи, подменявшей этот титул первоначальным рабочим названием, и признать, наконец, именно «Жизнь за Царя» в качестве истинного заглавия оперы И оригинальное название, и принятый самим композитором словесный текст Розена являются органичной частью произведения и поэтому должны воспроизводиться и в издании только в том виде, в каком представлял их себе автор «Жизни за Царя»

Обратимся непосредственно к нотному тексту сочинения в варианте Полного собрания В предисловии редакторов к партитуре сказано, что опера впервые в истории издания произведения публикуется по сохранив-

1 64 J-N "

шемуся до наших дней автографу Это действительно так, но при сличении публикации с автографом оказывается, что данное издание существенно не совпадает с подлинной рукописью композитора

Указанную публикацию (с целью оправдания нового названия) предваряет факсимиле не фрагмента партитуры автографа, а первой страницы совсем другого документа - «Первоначального плана» оперы, что создает впечатление, будто бы название «Иван Сусанин» имеет прямое отношение непосредственно к нотной рукописи В действительности же это совсем не так

Многочисленные скобки и наличие мелкого шрифта, которыми выделены редакторские добавления в этом издании, а также комментирую-• щие сноски, где приводятся варианты музыки, в свою очередь, создают

иллюзию почти математической точности публикации Однако на поверку выходит, что подверглась переделке не только вербальная часть оперы, даже музыка Глинки не избежала редакторского вмешательства, которое никаким образом не обозначено в нотном тексте65 Сличение текста партитуры оперы из Полного собрания сочинений с автографом обнаружило целый ряд существенных разночтений, которые не были оговорены в ком-Ф ментариях и никак не выделены типографским способом Это касается, в

частности, таких существенных изменений авторского текста, как добав-^ ление дополнительных инструментов, изменение расположения аккордов,

17

переделка фразировочных лиг у струнных инструментов на «технические», обозначающие смычок

Поскольку издатели Полного собрания сочинений далеко не везде отделяли собственное от глинкинского, получилось, что вся необозначен-ная редактура имеется в автографе, т е музыка, подправленная редакторами, выдается за аутентичную В результате, по этому изданию невозможно в точности судить о том, что же в действительности написал сам Глинка

О необходимости восстановления оригинального авторского текста оперы писали многие исследователи Новое, подлинно академическое издание оперы «Жизнь за Царя» - актуальная задача отечественного музыкознания

Редакторы Полного собрания сочинений в некоторых случаях подходили несколько формально к нотному тексту источников Например, в ав-тографе «Жизни за Царя», в т 80-88 «Краковяка» партия альта не выписана, но имеется авторская приписка «Viola col Cello» Принимая во внимание диапазон альта, редактор партитуры оперы В В Протопопов совершенно справедливо отметил в сноске «Указание автографа "Viola col Cello" в тактах 85 и 87 неосуществимо и требует переносов на октаву»67 В результате редактуры рассматриваемый фрагмент приобрел следующий вид см нотный пример 1

™ Внешне - все верно, так можно играть, но с музыкальной точки зре-

ния этот вариант, все же, нельзя признать идеальным Здесь налицо - нарушение логики голосоведения в партии альта, то есть сбой в области музыкального смысла Партия виолончелей в т 84-88 является устоявшейся кадансовой формулой, в которой каждый шаг четко определен Этот факт не оказался значимым для прагматичного редактора, выбравшего путь переноса на октаву вверх отдельных, вычлененных из общего контекста ме-^ лодического движения нот, не вписывающихся в диапазон альта В резуль-

тате логика голосоведения в кадансовой формуле оказалась нарушенной ¦*• Чтобы сохранить ее, следовало перенести на октаву вверх не отдельные
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25031.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.