У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX века
Количество страниц 199
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25032.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ... 3.

ГЛАВА I. Автопортрет как художественно-историческое

явление культуры...17.

1.1. Интерпретация понятия «творческая личность»: философский

и психологический аспект...17.

1.2. Автопортрет как форма самовыражения личности...37.

1.3. Типологические признаки автопортрета...51.

ГЛАВА II. Формирование и развитие жанра автопортрета

в русской живописи XVII- начала XX века...72.

2.1. Тенденции становления национальной традиции в русском портрете XVII века...72.

2.2. Развитие автопортрета в России в XVIII - первой половине

XIX века...81.

2.3. Проявление национального самосознания в образном строе

автопортретов России во второй половине XIX - начале XX века...93.

ГЛАВА III. Алтайский живописный автопортрет XX века...107.

3.1. Концепция личности в советском изобразительном искусстве... 107.

3.2. Проявление традиций западноевропейского и российского

автопортрета в алтайском автопортрете второй половины XX века...136.

3.2.1. Алтайский автопортрет в типологической системе...136.

3.2.2.Художественно-образное содержание автопортретов

алтайских художников...147.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...157.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ... ...159.

ПРИЛОЖЕНИЕ... 160.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ... 177.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ... 195

ИЛЛЮСТРАЦИИ... 199.

Введение



ВВЕДЕНИЕ

В развивающемся постиндустриальном обществе одной из важнейших проблем является проблема личности. Определение личности как наибольшей жизненной ценности имеет огромное значение для духовно-нравственного воспитания, и, следовательно, для самоопределения человека в окружающем мире.

Актуальность темы исследования обусловлена современным состоянием общества, переживающим кризис культуры, который выражается, прежде всего, в кризисе личности. Преодолеть кризис культуры возможно только через развитие и культивирование творческой личности, которая является центральной проблемой становления нации и ее духовного совершенствования.

Сфера духовной жизни и духовной культуры человека всегда рассматривалась как непреходящая ценность. В овладении богатством духовной культуры виделось необходимое условие формирования целостной личности, достижения гармонии индивидуального и общественного. Область духовной жизни общества включает в себя совокупность различных творческих процессов, протекающих в политической теории, философии, науке, искусстве. Каждая из этих сфер общественного сознания обладает выраженной спецификой, различной ролью в системе духовной жизни, особыми, присущими ей функциями. Специфика духовного творчества человека в художественной сфере определяет характер художественной потребности, особые способы участия искусства в формировании духовной жизни общества и человека [75, с. 25].

В современной научной литературе наблюдается пристальный интерес к проблеме самоидентефикации творческой личности. Автопортрет является наиболее адекватной формой самовыражения художника как личности, активно воздействующей на развитие общественного сознания. Спецификой автопортрета, выделяющей его из собственно портретного жанра, является реф-

4

лексия, т.е. обращение автора к себе, своему внутреннему состоянию, духовному миру. Социальный аспект проявляется в автопортрете через выражение взаимоотношений человека и общества.

Обращение к исследованию феномена автопортрета актуально и с позиций современной педагогики. В ситуации крушения общественных и эстетических идеалов социализма, резкой смены ценностных ориентиров проблема личности как основного духовного носителя ценностей культуры приобретает доминирующее значение. Данная проблема в искусстве портрета и автопортрета находит убедительное выражение.

В условиях поиска новых моделей образовательных и воспитательных систем, основанных на личностно-ориентированной парадигме образования, изучение и научное обоснование проблем автопортрета представляется вполне закономерным. Личностно-ориентированное обучение в современной педагогике понимается как процесс соотнесения социума и индивидуальности и предполагает создание условий для развития личностных свойств субъекта обучения на основе принятых гуманистических ценностей. Цель образования - становление самореализующейся личности, умеющей выступать субъектом образования и реализовывать собственный потенциал. Если в обычном портрете посредником ретрансляции автопортретности для зрителя служит изображенная модель, то автопортрет выполняет данную функцию напрямую. Свойства автопортретности идентичны автобиографичности, репродуцирующей духовное состояние художника, его нравственное самочувствие, его понимание эпохи и самопроизводные духовно-нравственные резонансы своего времени. В связи с этим автопортретность не укладывается в жанровые рамки автопортрета, а выходит далеко за его границы.

Качественно новое информационное состояние общества объективно меняет логику социального поведения людей. В данных условиях повышается значение искусства как источника удовлетворения духовных потребностей людей и искусствоведения как науки, являющейся транслятором духовной

5

культуры и особыми способами участвующей в формировании духовной жизни общества и человека.

Степень разработанности проблемы. Многомерность феномена личности послужила основанием для осознания междисциплинарного статуса проблемы личности, которую в равной мере исследуют философия, социальные и естественные науки. Современные ученые выстраивают концепцию личности на основе разнообразных подходов и методологических установок.

Индивид, личность и индивидуальность — разные характеристики изучения человека, которые определяются в биогенетическом, социологическом и персоналистическом подходах. Существуют принципиальные различия между исследовательской установкой, ориентирующей на понимание развития личности, и практической установкой, направленной на формирование или коррекцию личности конкретных индивидов. В соответствии с определённым назначением этими вопросами занимаются различные области науки и отрасли научных знаний.

В исследовании проблем личности наиболее распространенным в философии является историко-культурный подход, который позволяет представить человека в широком контексте исторического процесса, в многообразии его историко-культурных функций. Предметом внимания авторов являются представления о месте человека в картине мира и его положение в мире реальном, очерчивается модель личности, вырабатываемая на протяжении различных эпох, анализируется образ человека в народной культуре, христианском сознании, художественном творчестве. Философы Э. Гуссерль, М. Ше-лер [126] рассматривают личность как целостного человека, являющегося субъектом, который вступает в межличностные отношения и отношения с культурой. Возможности искусства в формировании духовного мира человека рассматривает О.А. Кривцун [75], специфику понимания личности в контексте культуры исследует Э.В. Соколов [109], особенности сознания творческой интеллигенции выявляет С.Д. Бортников [17].

6

Общие законы жизнедеятельности человека исследует новая отрасль научных знаний - гомология, фундаментальной разработкой которой занимается М.Я. Бобров [14]. В отличие от антропологии, изучающей эволюционно-историческое развитие человека, гомология затрагивает более широкий круг проблем и представляет собой «область синтетических знаний о многомерной сущности и многообразных сторонах существования человека» [14, с. 24]. Особенность гомологии заключается в предмете изучения, которым являются субстанциональные и структурно-функциональные законы. Эти законы не изучаются другими научными дисциплинами. Для нашего исследования наибольший интерес представляют такие существенные характеристики человека как самоорганизация, социальное время и пространство, место человека в социальной и естественной картине мира, историческая характеристика.

Изучение проблем творчества и различных его видов, закономерностей творческого процесса занимает в развитие современной науки важное место, особенно в такой ее области как психология. В исследовании творческой деятельности человека ярко выделяется тенденция комплексного подхода с использованием различных областей науки в определенном синтезе. Помимо психологии изучением творческих процессов занимаются физиология, биология, социология, педагогика, философия и другие науки.

Из новых дисциплин следует выделить аксиологию, которая является наукой о ценностях жизни и культуры. Она исследует важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации. Аксиология развивается в русле философии, но вместе с тем она имеет черты конкретных специальных наук в системе познания человека как субъекта и личности.

Общую теорию мыслительных поисков и творческого мышления человека изучает эвристика, которая складывается на основе психологии, логики и теории познания, а также нейрофизиологии и биофизики. Параллельно с ней развивается науковедение как общественно-историческая дисциплина, а так-

7

же специальные психологические дисциплины как исследования видов творческой деятельности.

Культуру как процесс с психологической точки зрения исследует психологическая антропология, представляющая собой взаимосвязанный комплекс наук: культурологии, психологии, философии, социологии, этнологии и других. В 80-е годы XX века в качестве поддисциплины психологической антропологии выделяется культурная психология, которая основывается на ряде теоретических положений. Среди них такие, как внимание к индивидуальной субъективности; нередукционистское представление о взаимосвязи между культурой, психологией и опытом; представление о неразрывном единстве культуры и психики; признание необходимости культурного разнообразия психологии; внимание к проблемам коммуникации и интеракции [82, с. 285]. Важным аспектом культурной психологии представляется положение, что психологические процессы являются культурно опосредованными, исторически развивающимися, контекстуально специфическими, и одновременно возникают из практической деятельности. Культурная психология трактует индивидов как участников в культурно конституированном мире, что является фундаментальным для развития их способностей. Проблема личности и ее взаимоотношения с культурой являются центральными в общей проблематике культурной психологии (теории А.Кардинера, У. Ла Барра, Д. Уайтинга, И.Чайлда, Ф. Хсю, В.Барнау, Т.Шварца, Д.Ингхейма и др.).

Отдельные культурологические исследования последних лет посвящены проблемам личности и степени ее отображения в автопортретных произведениях в различные культурно-исторические периоды. Так, проблемы личности художника эпохи Возрождения рассматривают В.Д. Дажина [140], И.Е. Данилова [41], М.Н. Соколов [64]; проблему эволюции психологической проблематики русской портретописи XVIII-начала XIX века Г.В. Вдовин [28], причины расцвета автопортретирования в России в эпоху романтизма выявляет B.C. Турчин [90]; проблемы автопортрета в культурном пространстве XX века освещают В.В. Бычков [21], СП. Батракова [11,12].

8

Если в философии, психологии, социологии и других смежных науках проблема личности разработана достаточно широко, то в искусствоведении к исследованию личностных аспектов художественного образа обращались немногие. Исследователи занимаются проблемой личности в основном в контексте разработки общих теоретических проблем искусства.

Исследованию автопортрета как специфического культурного феномена в историческом контексте посвящены труды европейских исследователей Ф. Рида («Das Selbstbildnis», 1931 г.) и Л. Гольдшнайдера «500 автопортретов от античности до наших дней» («Funfhundert Selstportrats von der Antike bis zur Gegenwart», 1936 г.). Эти труды интерпретированы исследователем А.В. Ляшко [176].

Отдельные теоретические и исторические проблемы портретного жанра рассматривают отечественные искусствоведы: М.В. Алпатов - развитие портрета в историческом контексте [2], Б.Р. Виппер - проблема сходства и ее решение в историческом контексте [139], А.И. Морозов - проблемы, влияющие на состояние российского портретного жанра в 70-е годы XX века [85], Г.В. Елыпевская - «модель и образ» [51, Л.С. Зингер [54], М.А. Андронникова [4], А.Т. Ягодовская [130] и другие исследователи. К выявлению особенностей русского портретного искусства в связи с истолкованием сущности человеческой личности обращается и Д.В. Сарабьянов [150]. Он обозначает эти особенности в рамках древней традиции понимания человека, коренящейся в восточно-христианской догматике и на протяжении веков «как бы вросшей в структуру национального миропонимания, российского менталитета» [150, с. 541]. Автопортрет рассматривается авторами не как самостоятельный жанр изобразительного искусства, а как «поджанр» (Д.В. Сарабьянов) «специфический тип портрета» (Л.С. Зингер) или «подвид» (М.А. Андронникова).

В отечественной искусствоведческой науке первым самостоятельным исследованием автопортретного жанра признается работа Л.С. Зингера «Автопортрет в советской живописи», изданная в виде брошюры в 1986 году [53]. Проблемы исторического развития автопортрета в советской живописи затра-

9

гивают А.И. Морозов [85], А.Т. Ягодовская [155.]. Автопортрет как элемент общей духовной структуры и «исповедальный» жанр характеризует О.Кандауров [141]. Искусствоведческий анализ отдельных автопортретов или их серий достаточно часто встречается в монографиях, посвященных творчеству конкретных художников.

В философии проблема личности занимает центральное место, что подтверждается разработкой и углублением различных аспектов понятия личности со времен античности и актуализацией этой темы в современной философской мысли (Сенека, Боэций, Аристотель, Декарт, Фихте, Гегель, Э. Му-нье, Г. Марсель, Р. Гвардини, Н. А. Бердяев, М. Бубер, К. Вальверде, Ю. Ха-бермас и другие).

Наряду с философией проблемы творческой личности представляют в науке современная культурно-историческая психология: школа Л.С. Выготского [33], А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, семиотическая концепция культуры (Ю.М. Лотман).

В определении психологической сущности творческого процесса в научных трудах проблематика личности творца является основополагающей. Этому посвящены работы Д.Б. Богоявленской, анализирующей феномены творчества в процессуально-деятельностной парадигме [157]; Э.В. Гирусова и Е.Д. Никитина, определяющих творчество как факторную систему с выделением нескольких уровней, подуровней и рядов [159]; Ю.А. Гусева, утверждающего, что субъект творчества всегда является социально обусловленным [40]; А.А. Мелик-Пашаева, рассматривающего духовные основания художественного творчества как проявление творческого Я человека в области искусства [165] и других. Проблемы творчества в историческом познании исследует В.А. Ельчанинов [50].

Попытка культурологического осмысления феномена автопортрета как изобразительной формы самосознания личности художника, репрезентирующей эпоху, была предпринята А.В. Ляшко [176]. С точки зрения автопортрета как феномена самосознания культуры А.В. Ляшко выявляет его специфи-

10

ческое место и роль в культурно-историческом и индивидуальном художественном опыте.

К изучению изобразительного искусства Алтая обращались Л.И. Снитко [107], В.И. Эдоков [128], Т.М. Степанская [112], Г.И. Прибытков, М.Ю. Ши-шин, Л.И. Нехвядович [178], Л.Н. Шамина, И.К. Галкина и другие исследователи. Названные авторы высказывали суждения о портретах и автопортретах только в контексте изучаемых ими тем. Как на специальное исследование об алтайском портрете можно указать лишь на работу Л.Н. Лихацкой, которая посвящена изучению закономерностей развития алтайского живописного портрета XX века и выявлению ключевых этапов его развития [175].

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что проблема личности в автопортретном жанре до настоящего времени не получила достаточного освещения и широкой самостоятельной разработки в искусствоведческой науке. Культурологические аспекты исследования проблемы не дают полного представления о роли личности в развитии автопортрета как в общем масштабе российской культуры, так и в области региональной культуры. Помимо этого не исследованы специфические художественные приемы и способы, помогающие раскрыть феномен автопортрета как самостоятельного жанра и его характерные особенности в искусстве Алтая. В основном изучение автопортрета идет в контексте портретного жанра либо в рамках творчества отдельного художника, специальных исследований по проблемам автопортрета алтайских художников до сих пор не проводилось. Слабая изученность изобразительного искусства Алтая XX века еще раз подчеркивает актуальность темы исследования.

Цель исследования: Выявить особенности развития алтайского живописного автопортрета как адекватной формы самовыражения личности в конкретном культурно-историческом контексте, и на основе анализа образного строя произведений сформулировать концепцию творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX века.

Для достижения цели решались следующие задачи:

11

- раскрыть сущность понятия «творческая личность» в философских и психологических научных трудах;

- выявить типологические признаки автопортрета;

- определить основные жанровые характеристики автопортрета, причины его выделения в самостоятельную изобразительную структуру;

- выявить особенности формирования национальной традиции в русском автопортрете XVII века, на их основе охарактеризовать основные тенденции развития автопортрета в изобразительном искусстве России XVIII - XX веков;

- проследить динамику развития автопортрета в искусстве Сибири во второй половине XX века;

- выявить ключевые программные произведения автопортретного жанра алтайских художников, определить их место в изобразительном искусстве Алтая;

- выявить степень влияния традиций российского автопортрета на развитие автопортрета в алтайском изобразительном искусстве, проанализировать их воздействие на формирование духовной и художественной культуры Алтая во второй половине XX века.

Объект исследования: живопись России второй половины XX века.

Предмет исследования: образный строй и формы самовыражения творческой личности в автопортретах алтайских художников.

Территориальные рамки: Алтайский край, города Западной Сибири.

Хронологические рамки: вторая половина XX века. В конце 50- начале 60-х годов XX столетия в изобразительном искусстве на первый план выступает актуализация авторского начала, усиливается интерес к процессам самопознания, оформляются и получают определенное выражение формы общественного звучания через призму внутреннего состояния и сопереживания художника процессам, происходящим в обществе. Появляющиеся тенденции получают активное воплощение в автопортрете.

Методологическая база и методы исследования. Неоднозначность и многоплановость проблемы, поставленной в диссертации, повлияли на выбор

12

методов исследования и формирование методологической базы. Общие теоретические проблемы решались с помощью общенаучных методов, в частности, системного, структурно-функционального, формально-аналитического; применялись междисциплинарные и комплексные методологические принципы, различные формы компаративной методики, такие, как сравнительно-сопоставительный метод, историко-типологическое сравнение и другие.

В анализе живописных произведений автопортретного жанра использованы искусствоведческий, описательный методы, а также метод сравнительного стилистического анализа.

В искусствоведении существуют несколько подходов в изучении портрета, основными из которых являются иконографический, стилевой и типологический. В основе последнего лежит классификация портретов по различным типам и жанрам, которая имеет большое значение для нашего исследования, так как способствует определенной систематизации произведений. В основу построения концепции творческой личности в алтайском изобразительном искусстве положена типология автопортрета, разработанная А.В. Ляшко на основе анализа структурно-содержательной обусловленности и устойчивости композиционных форм и смыслов автопортрета.

Для выявления тенденций развития автопортрета в искусстве и определения исходных причин неравномерности обращения к автопортретированию использован социологический метод исследования, основанный на сочетании гносеологического, эстетического и социологического подходов.

Источниковой базой явились произведения алтайских художников, систематизированные по хронологическому, жанровому и тематическому признаку. Диссертантом привлекались разнообразные опубликованные и неопубликованные материалы, архивные документы: каталоги художественных выставок, материалы периодической печати, репродукции произведений автопортретного жанра, музейные и выставочные экспозиции (постоянные, сменные, передвижные), коллекции авторских художественных мастерских, материалы интервьюирования. В процессе исследования обозначенной проблемы

13

были изучены: фонды Центра хранения краевого архива Алтайского края, Алтайского отделения Союза художников России, Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея литературы, истории и культуры Алтая, Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Новосибирской картинной галереи, личные архивы алтайских художников, фонды научных библиотек: Российской государственной библиотеки по искусству (г. Москва), Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург), Научной библиотеки Академии художеств России (г. Санкт-Петербург), Новосибирской государственной публичной национальной технической библиотеки, Новосибирской государственной областной библиотеки, Омской областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова, библиотеки Алтайского государственного университета, библиотеки Омского государственного университета.

Научная новизна исследования заключается в создании целостной картины живописного автопортрета как явления в алтайском изобразительном искусстве и выражается в следующем:

- соотнесено понятие «творческая личность» с автопортретом, раскрыта диалектика творческой личности в искусстве;

- определены основные тенденции развития автопортрета в изобразительном искусстве России XX века;

- рассмотрена эволюция живописного автопортрета Алтая в контексте развития российского автопортрета с точки зрения взаимоотношений столичной и провинциальной культуры (культуры центра и региона);

- осуществлен искусствоведческий анализ современного алтайского автопортрета, введен региональный компонент (живописный автопортрет Алтая) в научный оборот;

- выявлено взаимодействие традиций российского автопортрета в алтайском автопортрете;

14

- составлен каталог автопортретов алтайских художников (приложение 1), определены ключевые программные произведения и их региональные особенности;

- выявлена динамика развития автопортрета в искусстве Западной Сибири второй половины XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие жанра автопортрета в алтайском изобразительном искусстве во второй половине XX века происходило в тесной связи с исторической и социокультурной обстановкой в регионе посредством ассимиляции традиций западноевропейского и отечественного автопортрета.

2. В алтайском изобразительном искусстве второй половины XX века получили развитие автопортреты практически всех существовавших в данный период в российском искусстве стилей и направлений: реалистический, авангардный, романтический, наивный.

3. Автопортрет является наиболее адекватной формой выражения концепции творческой личности в искусстве.

4. Особенностью алтайского автопортрета является концентрация и взаимообусловленность различных эстетических установок художников, связанных с поликультурной локализацией их на территории Алтайского края в период 60-70-х годов XX века.

5. Доминирующее развитие получили камерный реалистический автопортрет-самосозерцание и автопортрет-самоописание социально-бытовой направленности.

6. Концепция творческой личности в алтайском автопортрете основана на эмоционально-чувственном, гармоничном, согласованном с окружающим миром образе личности, вступающей в откровенный диалог со зрителем.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут служить основанием для дальнейших теоретических изысканий и разработки спецкурсов по изучению сибирского изобразительного искусства, по проблемам личности, творчества, художественного мышления; использовать-

15

ся в курсах «Культурология», «История искусства России XIX - XX веков» «Философия культуры», «Психология творчества» и других дисциплин.

Апробация результатов исследования. На основании результатов исследования автором разработаны и прочитаны спецкурсы на факультете искусств Алтайского государственного университета «Проблема реализма в русском искусстве XIX века», «Портрет в русском искусстве XVIII-XX веков». Материалы исследования использованы диссертантом для разработки учебных программ «Русское искусство первой половины XIX века», «Русское искусство второй половины XIX века», спецкурса «Проблема личности в русской живописи второй половины XIX века», предназначенных для изучения на факультете искусств Алтайского государственного университета.

Различные аспекты исследуемой проблемы освещались автором в публикациях и выступлениях на конференциях и семинарах: Международный научный семинар «XX век: Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» (Омск, 2003 г.), научно-практическая конференция «Бородавкинские чтения» (Барнаул, 2001 г., АГУ), научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России» (Барнаул, 2001 г., АГУ), научно-практическая конференция «Искусствоведческие чтения» (Барнаул, 2001 г., 2002 г., АГУ), Всероссийский научно-методический симпозиум «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (Барнаул, 16-19 сентября 2003 г.), IV всероссийская научно-техническая конференция молодых ученых «Интеллектуальный потенциал ученых России - 2004» (Барнаул, 25-27 марта 2004 г.).

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры культурологии и истории искусств Алтайского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка литературы и источников, списка ил-

16

люстрации, иллюстративного материала (45 наименований). Основной текст диссертации - 156 страниц, общий объем - 235 страниц.

17

ГЛАВА I. АВТОПОРТРЕТ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Данная глава посвящена теоретическому исследованию понятий «личность» и «творчество», разработанных в философских и психологических научных трудах, выявлению сущности автопортрета в контексте общих проблем портрета и как самостоятельного жанра изобразительного искусства, определению основных этапов формирования жанра в истории мировой живописи.

1.1. Интерпретация понятия «творческая личность»: философский и психологический аспект. Понятие личности является одним из сложнейших в науке. Среди разных толкований данного понятия различают в основном пять подходов: философский, психологический, психофизический, социологический или психический. С философской точки зрения личность может быть определена как субъективное осознание себя как чего-то отличного от жизненных объектов наблюдения. С чисто физиологической точки зрения личность рассматривается как индивидуальный человеческий организм с акцентом на те аспекты поведения, которые отличают её от других человеческих организмов. В психофизическом смысле используется идентичное определение при отнесении личности к человеческому существу, которое понимается как некое целое, состоящее именно из физиологических и психологических частей. В социологической науке данный термин трактуется сугубо символически, а именно как целостность тех аспектов, которые придают индивиду значение в обществе и отличает его от других членов данного сообщества, каждый из которых олицетворяет уникальное сочетание множества культурных степеней. Психиатрическое определение личности нередко рассматривается как эквивалентное индивиду в отвлечении от реального психофизического целого. В данном случае важно отметить психиатрическую концепцию личности как реактивной системы, которая в некотором смысле стабильна или типологически отделена в течение длительного периода времени, воз-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25032.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.