У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Образ города в художественной фотографии Франции второй половины XIX - начала XX веков
Количество страниц 205
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25047.doc 
Содержание Содержание
Введение_______________________________

Глава 1. Тема города в художественной фотографии: истоки и становление___________________________________________________ 19

1.1 .Городская фотография: термин и практика_______________________ 19

1.2 Идеальный и реальный город во французской фотографии 30-х - 40-х годов XIX века__________________________________________________ 30

1.3. Город как панорама: Дагер и первые городские изображения _______38

1.4. Городское пространство в фотографических панорамах ____________46

Глава 2. Изображение городского пространства во французской

фотографии середины XIX века _________________________________ 53

Ы.Основные направления развития городской фотографии в 1850-е- 1860-е

годы________________________________________________________53

1.2.Город и урбанистическое пространство __________________________60

1.3.Город как среда обитания: жанровые мотивы _____________________68

1.4.Архитектурное пространство в фотографиях 50-х - 60-х гг. XIX века _ 76

Глава 3. Образ города в фотографии Франции рубежа XIX и XX вв.__92

1.1.Развитие городской темы в фотографии конца XIX - начала XX вв.___92

1.2.Образ города в пикториальной фотографии Франции ______________99

1.3 .Город начала XX века в фотографиях Эжена Атже и наследие французской фотографической школы XIX века _________________105

3 1.4.Городской жанр в искусстве фотографии 20-30-х годов XX века____113

Заключение___________________________________________________123

Список литературы____________________________________________131

Приложение 1: Фотография города в архивных материалах

ИИМК РАН___________________________________________________149

Приложение 2: Краткие биографии мастеров городской фотографии __161

Список иллюстраций__________________________________________204

Иллюстрации_________________________________________________205

Введение



Введение

Тема города и архитектурного пространства оказалась одной из самых востребованных и сложных в искусствоведении и художественной практике XX века. Свое особое звучание она получила и в художественной фотографии. Еще в процессе разработки самих принципов фотографической техники город и архитектура стали основным объектом «гелиографических» изображений. Именно фиксация архитектуры была выбрана Ньепсом в 1924 году для демонстрации успешности собственных опытов. Очевидно, что выбор объекта в данном случае был продиктован утилитарными соображениями и технической неизбежностью. Создание первых изображений требовало долгой выдержки и, как следствие, статичного неподвижного объекта, окруженного активным естественным освещением. Город и архитектурное пространство создавали в этом смысле идеальный объект: стабильный, естественно освещенный и неподвижный.

Однако с первых же лет существования фотографии взаимоотношения города и фотографического изображения оказались гораздо сложнее, нежели простое техническое удобство. Город оказался одной из тем, позволивших фотографии реализовать свой творческий потенциал. Фактически городская среда предоставила бесчисленное количество и объектов художественного переживания, и драматических сюжетов, и мотивов творческого созерцания. Это сделало город местом сосредоточения нового художественного чувства и новой реалией изобразительного искусства и фотографии.

Для второй половины XIX и начала XX века характерно активное развитие визуальных приемов интерпретации городского пространства. В

первые годы своего существования фотография формирует своеобразный язык, позволяющий формулировать различные проблемы городского ландшафта. Ранние десятилетия фотографии стали фактически эпохой открытия городского пространства, временем создания его первых визуальных характеристик.

С другой стороны, для художественной фотографии решающим оказался сам факт преобразования городской среды. Тот урбанистический ландшафт, который сформировался в европейских странах в середине XIX столетия, оказался изменен самым радикальным образом на протяжении нескольких десятков лет. Перемены городского пространства стали сродни изменению картины мира. Этот процесс создания нового мироустройства, который затронул не только сферу архитектуры, но и область сознания, и зафиксировала фотография. Собственно, фотография и была одним из факторов этих радикальных перемен. Эти трансформации и легли в основу создания образа города и архитектурного пространства в творческой фотографии конца XIX - начала XX.

Настоящая работа посвящена проблемам формирования темы города в художественной фотографии Франции второй половины XIX - начала XX веков. Наша задача заключается в том, чтобы проследить процесс развития и трансформации городских сюжетов во французской фотографии конца XIX и первых двух десятилетий XX веков, а также выделить основные этапы и факторы преобразования городского пространства в художественной фотографии. Кроме того, мы ставим своей целью рассмотреть основные изобразительные приемы, сформировавшиеся и

использованные в процессе фотографической фиксации городской среды во (л

Франции с 1839 по 1927 год.

Одной из стран-изобретательниц фотографии и, несомненно, первой страной, заявившей о возникновении этого нового вида искусства, была

Франция. Еще в 1820-е годы исследования в этом направлении вел французский ученый Нисефор Ньепс, изучая, прежде всего, архитектурные изображения. Однако исключительно важным оказался тот факт, что Франция стала первой страной, оценившей фотографию как национальное достояние. Дагер, всего год спустя после представления своего изобретения во Французской академии наук, передал патент Французскому государству в обмен на пожизненную пенсию. На такой шаг не решилось ни одно европейское государство.

С другой стороны, французская фотография одной из первых обратила внимание на художественный потенциал городской среды. Город стал объектом творческого фотографического переживания буквально с первых дней существования дагеротипа. Уже в 1839 - 1840-х годах Дагер снимал панорамы Парижа, задавая основы будущей традиции художественной фото-интерпретации городской среды. Французские фотографы, попадавшие в другие страны, снимали, прежде всего, город. Но существовал и обратный процесс: фотографы не французского происхождения, оказавшись в Париже, обращались к изображению именно городской среды. Классическим примером в данном случае являются снимки немца Эдуарда Бальдю, чье основное творческое наследие оказалось посвящено архитектуре Франции.

Кроме того, Франция оказалась одной из немногих стран, занимавшихся поддержкой архитектурной и городской фотографии на государственном уровне. В 1850-е годы был разработан специальный проект - «Гелиографическая миссия» - задачей которого стала фото-фиксация современного города как индустриального и исторического организма. В работе над этим проектом приняли участие ведущие фотографы Франции того времени. В результате их деятельности был создан визуальный ряд, который определил основные принципы и направления развития городской

фотографии на многие годы вперед, фактически заложив основы этого фотографического жанра.

Изучение истории преобразования фотографии города во Франции заставляет рассматривать ее как страну, где впервые были сформулированы многие визуальные и технические принципы изображения городской среды. Впоследствии эти принципы развивались как во Франции, так и за ее пределами, как на рубеже XIX и XX веков, так и на протяжении всего XX столетия. Все это дает основания рассматривать французскую городскую фотографию в качестве особого явления изобразительного искусства конца XIX — начала XX веков.

Хронологические рамки исследования затрагивают проблемы фотографии второй половины XIX - начала XX. Условно этот период ограничен датами с 1839 по 1927 год. Мы начинаем наше исследование с момента изобретения фотографии Луи-Жаком Дагером, точнее сказать, с момента получения патента на дагеротипический процесс, поскольку именно с этого момента начинается распространение фотографии как техники и формируются основы для ее использования как инструмента художественного творчества. Вместе с тем, 1839 год можно считать и временем начала городской фотографии, особенно во Франции, поскольку основным предметом ранней фотографии была архитектура и город.

Другая дата - 1927 год - омрачена трагическими событиями. Это дата смерти уникального фотографа парижских городских улиц Эжена Атже. Смерть мастера фактически оказалась тем рубежом, который разделил фотографическую традицию XIX и XX веков. До этого момента в фотографии Франции будет присутствовать пикториальная традиция, имитировавшая фотографическими средствами живописные произведения. До этого момента французская городская фотография будет жить наследием, сформированным еще во времена «гелиографической миссии».

После 1927 года возникнет принципиально иной взгляд на город. Городская среда станет территорией социального конфликта или превратится в комбинацию абстрактных линий и ракурсов, чье развитие во многом будет продиктовано сюрреалистической традицией. И рубежом этого перехода станут фотографии Эжена Атже.

Между двумя этими точками - 1839 и 1927 годами - во французской архитектурной и городской фотографии сформировалась самостоятельная традиция. Развитие французской школы архитектурной фотографии позволило сформироваться устойчивым приемам, которые оказались востребованы французской и европейской фотографией на протяжении второй половины XIX столетия. Эти методы и легли в основу фотографии города как особого жанра, определив его особенности и специфику.

Процесс развития городской фотографии с 1839 по 1927 год едва ли можно считать однородным. Условно мы предлагаем разделить этот период на четыре основных этапа. Первый — с 1839 по 1851 годы — это эпоха ранней городской фотографии, использовавшей панораму в качестве основного изобразительного приема. Второй - с 1851 по 1864 - период «гелиографической миссии», когда фотография города развивалась в рамках этого государственного проекта. Затем, с 1864 по 1888 в фотографии Франции в целом и в городской фотографии в частности наступает длительный период упадка и регресса. Крупные мастера уходят из фотографии, начинается время достаточно резкой критики в адрес фотографии. Наконец, последний, четвертый, период связан с деятельностью Эжена Атже. Он начинает заниматься фотографией в 1888 году, определив переход французской фотографической традиции из XIX в XX столетие.

В рамках настоящего исследования мы рассматриваем фотографии трех основных типов. Прежде всего, это архитектурная фотография, и, в

первую очередь, изображения исторической архитектуры, на интерпретации и тиражировании которой во многом построена фотография города. Другой тип рассматриваемых нами снимков - это представления индустриальных объектов и атрибутов, подчеркивающие статус города как промышленного организма. Наконец, третий тип фотографий - это изображение города как среды обитания, реализованное через жанровые сценки и уличные зарисовки.

В настоящий момент не существует крупномасштабных исследований, посвященных исключительно феномену и особенностям городской фотографии во Франции во второй половине XIX - начале XX веков. Тем не менее, есть определенное количество исследований, затрагивающих различные аспекты этой проблемы. Эти работы рассматривают различные этапы трансформации городской среды и способов их визуальной фиксации. Особенности и характер этих исследований заслуживают специального комментария.

Одной из наиболее ранних попыток анализа феномена городской среды и фотографии, вне всякого сомнения, являются работы Вальтера Беньямина.1 Эти работы были написаны в 1930-е годы, заложив основы исследовательской традиции фотографии и тиражируемых видов искусств. Существуют три основных исследования, посвященных проблемам фотографии и города. Это «Краткая история фотографии»2, «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»3, и «Париж -столица 19 века»4. Каждое из этих исследований затрагивает проблему

1 Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. —

М., 1996.

2Беньямин, В. Произведение ..., с. 66.

3Беньямин, В. Произведение ..., с. 15.

4 Беньямин, В. Произведение ..., с. 141.

10

фотографии и городской среды, расставляя, тем не менее, разные акценты и по разному рассматривая эту проблему.

Самое раннее из перечисленных выше исследований - «Краткая история фотографии» - была написана в 1931 и опубликована в том же году в еженедельнике «Die literarische Welt». Эта небольшая работа ставила своей задачей проследить и проанализировать историю художественной фотографии за почти что столетний период ее существования. Взгляды Беньямина оказались сформулированы весьма однозначно. Он высоко оценивал опыт ранней фотографии и весьма негативно отзывался об изображениях, созданных в самом конце XIX столетия. «Но в конце концов в сословие профессиональных фотографов хлынули со всех сторон деловые люди, а когда затем получила повсеместное распространение ретушь негативов - месть плохих художников фотографии - начался быстрый упадок вкуса» - пишет он.5

Для изучения городской фотографии эта работа имеет принципиальное значение прежде всего потому, что именно она дает первый образец анализа произведений Эжена Атже. Беньямин был одним из первых, увидевших в этих городских зарисовках глубокий смысл. Это наблюдение позволило Беньямину считать Атже правозвестником нового искусства и стало первым опытом обращения к предмету городской фотографии. «На самом деле, парижские фото Атже — предвосхищение сюрреалистической фотографии, авангард одной-единственно действительно мощной колонны, которую смог двинуть вперед сюрреализм».6

Особенностью городских видов Атже Беньямин считал существование некой особой атмосферы, свойственной его фотографиям. И это настроение,

5 Беньямин, В. Произведение ..., с. 76. 6Беньямин, В. Произведение ..., с. 81.

11

в свою очередь, он связывал с выбором сюжетов, периферийных для уже сложившейся к тому времени традиции представления городской среды. «Его интересовало забытое и заброшенное и поэтому эти снимки также обращаются против экзотического, помпезного, романтического звучания названий городов; они высасывают ауру из действительности, как вода из тонущего корабля. Что такое, собственно говоря, аура? Странное сплетение места и времени: уникальное ощущение детали, как бы близок при этом рассматриваемый предмет ни был».7

Эти идеи, сформулированные в «Краткой истории фотографии», впоследствии легли в основу самого известного сегодня произведения Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Писать статью с аналогичным названием Беньямин начал еще в 1935 году. Французский текст «Произведения» был опубликован в первом номере журнала «Zeitschrift fur Sozialforschung» уже в следующем, 1936 году. Беньямин предпринимал попытки издать и немецкий текст исследования в прокоммунистическом эмигрантском журнале «Das Wort». Однако ему было отказано и немецкий текст впервые вышел только в 1955 году.

Любопытно, что причиной отказа стала как раз теория «ауры», которой так дорожил Беньямин. Бертольд Брехт, неожиданно негативно воспринявший это исследование, писал: «Все это мистика... в таком виде

о

подается материалистический взгляд на историю. Это достаточно ужасно.» Беньямин видел способность к тиражированию особенностью фотографии и ее своеобразным преимуществом, рассматривая фотографию как феномен

7 Там же ...,с. 81.

8 Brecht, В. Werke. - Berlin; Weimar; Frankfurt a. M, 1994, bd. 26, s. 315. Цитируется по изданию: Беньямин, В. Произведение___с. 227.

12

нового искусства. В этом фотография была сродни городу, ставшего для Беньямина символом новой эпохи.

Особенности новой городской среды Беньямин рассматривал в работе «Париж - столица 19 века», написанной в 1935 году, где особое внимание было уделено двум основным моментам. Прежде всего, он анализировал преобразование непосредственной городской среды: строительство новых магистралей, домов, кварталов и, таким образом, изменение структуры города. Изменение городского пространства, в свою очередь, нашло свое отражение в человеческом сознании. Одним из факторов этих изменений и оказалось появление фотографии. Изменение городской среды и сам факт возникновения фотографической техники оказались для Беньямина процессами взаимосвязанными. Он писал: «Панорамы, возвещая переворот в отношении искусства к технике, являются в то же самое время выражением нового жизнеощущения».9 Этот взгляд на город и городскую среду оказался востребован и у исследователей последующего времени.

Другим важным этапом исследования фотографии стала работа Сьюзан Зонтаг «О фотографии», посвященная эстетике и особенностям функционирования фотоизображений в человеческом обществе.10 В исследовании Зонтаг нет специального раздела, посвященного городской фотографии. Тем не менее, ее наблюдения в значительной степени посвящены анализу именно этого явления и раскрывают его суть. По мнению Сьюзан Зонтаг, фотография, в том числе и городская, выполняет двойную функцию. С одной стороны, она создает копию видимого мира, а с другой - оказывается формой воспоминания: то есть, и фактом реальности и формой его переживания одновременно.11

'Беньямин, В. Произведение..., р. 9.

10 Sontag, S. On Photography. - London, 1979.

11 Sontag, S. On Photography ..., p. 9.

13

Фотографии города и архитектуры, по ее мнению, занимают особое положение в фотографической среде. Поскольку архитектурная фотография - «неоспоримое свидетельство того, что путешествие имело место»12, то она оказывается едва ли ни единственным видом художественной фотографии, чье социальное предназначение более или менее определено. Кроме того, анализ исследования Сьюзан Зонтаг заставляет предположить, что фотография позволила изменить восприятие и самой архитектуры. Фотография превратила архитектурное пространство из объекта в событие. Наконец, исходя из рассуждений Сьюзан Зонтаг, и фотографию, и архитектуру можно рассматривать как явление одного порядка, поскольку и архитектура и фотография оказываются явлениями, адресованными вечности.

Последующие исследования городской фотографии оказались связанными, прежде всего, с общими исследованиями, где изображения города рассматривались как один из фотографических жанров. К исследованиям подобного рода относятся, например, такие работы, как «Искусство и фотография» Шафа13, «Опыт фотографии 1839-1914» супругов Хениш14 или «Креативная фотография: эстетические тенденции 1839-1936» Гернсхайма15.

Особенности и преимущества исследований подобного рода можно свести к двум основным позициям. Прежде всего, именно общие работы по истории фотографии выполнили задачу сбора и систематизации информации о городских фотоизображениях. Особенно на раннем этапе в

12 Sontag, S. On Photography ..., p. 10.

13 Scharf, A. Art and Photography. - London, 1975.

14 Henisch, H. K.; Henish, B. A. The photographic experience, 1839-1914: images and attitudes. -Pennsylvania, 1994.

13 Gernshime, H., Creative photography. Aesthetic trends 1839-1960. - Boston, 1962.

14

работах такого исследователя как Гернсхайм.1 С другой стороны, формат общих исследований по истории фотографии позволил рассматривать городскую фотографию в рамках общего процесса, как единую составляющую художественной фотографии. Это позволило оценивать городские изображения в рамках определенного контекста, а, кроме того, подтвердила их несомненный художественный статус в рамках творческой фотографии.

Важным компонентом исследования городского пространства являются, также работы, посвященные проблемам пейзажной живописи, где город рассматривается как форма индустриального ландшафта. К ним относятся, в частности, работа «Импрессионизм и пейзаж Франции», опубликованная в качестве каталога одноименной выставки в Музее Искусств в Лос-Анджелесе17, «Пейзаж в Британии», изданный в связи с открытием выставки в Галерее Хейварда в Лондоне , «Пейзаж и общество» Микеля19, «Французская пейзажная живопись 1870 - 1970» Н. Н. Калитиной20 Эти исследования, в свою очередь, позволяют проследить историю развития городского пейзажа, что дает представление о способах интерпретации городской среды. Кроме того, они предоставляют важный материал, позволяющий рассуждать о различиях городского жанра в живописи и в фотографии.

Отдельный блок исследований представляют монографии, рассматривающие отдельные персоналии. Речь идет об исследованиях творчества отдельных фотомастеров, для которых городская фотография оказалась основным или доминирующим жанром. Подобные исследования

16 Gernshime, H., Creative ... ; Gernshime, H. A concise history of photography. - London, 1971.

17 L'impressionisme et le paysage francais. [Catalogue de l'Exposition]. - Paris, 1985.

18 Landscape in Britain, 1859 - 1950. [A catalogue of the exhibition]. - London, 1983.

19 Miquel, P. Paysage et sosiete, 1800 - 1900. - Maurs-la-Jolie, 1985. 20Калитина, Н. Н. Французская пейзажная живопись 1870 - 1970. -Л., 1972.

15

представлены такими работами как каталог выставки, посвященный творчеству Шарля Нэгра21, значительное количество исследований, посвященных творчеству Дагера22 и, разумеется, исследования, посвященные творчеству Эжена Атже.

Этот блок составляет наиболее значительную и представительную группу. Анализ творчества Эжена Атже привел к появлению целого корпуса изданий, связанных с образом городского пространства в его фотографиях. В этом смысле особый интерес представляют два следующих издания. Прежде всего, следует отметить каталог выставки, подготовленный к открытию экспозиции в Музее Современного искусства в Нью-Йорке Джоном Шарковски и Марией Хамбург23 Для середины 80-х годов XX века этот каталог оказался самым объемным исследованием творчества Атже и самой монументальной попыткой анализа образа города через призму фотографий.

Другое основополагающее исследование появилось почти 10 лет спустя. Им стала книга Молли Несбит «Семь альбомов Атже».24 Смыслом этого издания стал не только объем представленного материала. Основная ценность «Семи альбомов» заключалась в том, что книга представляла собой публикацию архива Атже, который в самом начале 30-х годов был вывезен в Америку Бернис Аббо. После ее смерти архив попал в МОМА и его публикация в 1992 стала фактически первой возможностью досконального изучения творчества Эжена Атже и того образа города, который был создан в его фотографиях.

21 Charle Negre, Photographe, 1820 - 1880. [Catalogue de l'Exposition]. - Paris, 1980.

22 Gernshime, H. L. J. M. Daguerre: The history of diorama and the daguerreotype. - New York, 1968; Hartman, S. The valiant knights of Daguerre. - Berkeley, 1978.

23 Szarkowski, J., Hambourg, M. The work of Atget. — New York, 1985. 24Nesbit, M. Atget's seven albums. — New Haven, London, 1992.

16

Следует отметить, что значительную роль в изучении городского фотографического пространства сыграли выставочные проекты. Эти экспозиции проходили в различных городах мира, но были посвящены одной проблеме - образу города в фотографии. Подобную тенденцию можно считать абсолютно интернациональной. Сюда относится и передвижная выставка «Иерусалим 19 века сквозь линзу и кисть»25, и экспозиция «Рим в стереоскопии 1855 - 1908»26, и эрмитажная выставка «Санкт-Петербург в светописи 1840 - 1920-х годов»27. Интерес к этой форме изучения городского пространства является несомненной тенденцией исследования городской фотографии последних лет.

Особого внимания заслуживает экспозиция «Париж сквозь объектив, 1885 - 1994» , напрямую затрагивающая проблемы, обозначенные в настоящем исследовании. Эта выставка объединила коллекции четырех знаменитых фотографических собраний: Музея Карнавале, Исторической библиотеке города Парижа, Музея современной жизни Парижа и Европейского дома фотографии. Следствием проделанной работы стало представление огромного материала, продемонстрировавшего изменение фотографических техник и городской среды во французской фотографии 1885 - 1994. В то же время следует обратить внимание, что проект «Париж сквозь объектив» лишь частично совпадает с хронологическими рамками нашего исследования, оставляя за пределами внимания большую часть процесса фотографического преобразования городской среды XIX века.

Отдельного анализа требуют еще несколько исследований, чьи темы и проблематика наиболее близки контексту нашего исследования.

25 Enduring images. 19th century Jerusalem through lens and brush. - Jerusalem, 2002.

26 Roma in stereoscopia, 1855 - 19O8.[Cat. della Mostra]. - Roma, 1994.

27 Санкт-Петербург в светописи 1840 - 1920-х годов. Государственный Эрмитаж, каталог выставки. - СПб., 2003.

28 Paris sous l'objectif, 1885 - 1994: Un siecle de photographies a travers les collections de la Ville de Paris. - Paris, 1998.

17

Хронологически наиболее раннее относится к 1977 году и озаглавлено «Cityscape 1910 — 1939: урбанистические темы в американском, немецком и британском искусстве» . Как следует из названия, это исследование посвящено проблемам английского, немецкого и американского искусства и не затрагивает проблемы городского образа во Франции. Тем не менее, для нас оказывается принципиально важным сам факт обращения к подобной теме, свидетельствующий об интересе к изучению образа городского пространства. А кроме того, в рамках этой работы разработан ряд важнейших методик. В частности, желание видеть город территорией социального пространства и возможность формировать образ города через жанровые сцены30.

В 1980 году было опубликовано диссертационное исследование немецкой исследовательницы Уты Греф. Оно называлось «История архитектурной фотографии 19 столетия»31 и было посвящено процессу формирования традиции архитектурной фотографии. Это исследование имеет для нас особое значение, поскольку в нем представлен собранный автором богатейший материал, затронувший вопросы городской среды и его фотографического изображения. Тем не менее, следует учитывать, что «История архитектурной фотографии» базируется, прежде всего, на немецком материале. А кроме того, автор рассматривает только фотографию архитектуры, оставляя без внимания иные способы формирования городской среды, которая выступает для исследовательницы абсолютно периферийной темой.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25047.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.