У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Свадебная традиция удмуртов Бассейна реки Вала
Количество страниц 208
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25051.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава 1. Феномен свадьбы в традиционной удмуртской культуре...15

/. Свадьба бассейна реки Вала в контексте удмуртской свадебной традиции...15

1.1. Структура свадебного обряда.

1.2. Семантика свадебного обряда.

1.3. Музыкальный код в обряде.

2. Моделирующая роль свадьбы в удмуртской традиционной культуре...43

2.1. Обряды жизненного цикла.

2.2. Обряды годового цикла.

Глава 2. Музыкальный язык обрядов жизненного цикла...64

1. Характеристика и систематика родовых свадебных напевов...64

1.1. Строение поэтических текстов.

1.2. Ритмическая организация напевов рода жениха и невесты

1.3. Мелодическое строение родовых напевов.

2. Музыкальные особенности проводного напева и прощальных песен...107

Глава 3. Территориальная структура свадебной традиции Валы...117

1. География свадебного обряда бассейна реки Вала...117

1.1. Ареалы обрядов жизненного и годового циклов.

1.2. Терминология музыкального кода.

2. Песенная свадебная традиция бассейна реки Вала...127

2.1.Традиционные свадебные напевы и территория их бытования. 2.2.Ритмические и мелодические типы родовых напевов в географическом аспекте.

Заключение...148

Список литературы...152

Приложения...167

1. Сборник напевов...167

2. Словарь народных терминов...208

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена свадебному ритуалу удмуртов бассейна реки Вала. Это наиболее развернутый и развитый ритуал в традиционной культуре удмуртов, включающий в себя множество этапов, обрядов, который ранее длился от года до пяти лет. Естественно, такой протяженный и переломный в жизни человека обряд несет в себе очень важную и ценную для исследователей информацию: об укладе жизни и социальном устройстве, о мифологических представлениях и традиционной картине мира.

Свадьба (сюан) для удмуртов является универсальной моделью для оформления некоторых традиционных обрядов: родильного (нуны сюан -свадьба ребенка), поминального {йыр-пыд сетон - жертва головы-ног), масленичного (муне сюан - кукольная свадьба), окказионального {урбо сюан — клопиная свадьба) и других. Таким образом, это централизующий компонент традиции, своеобразный «фундамент», на который опираются и другие обряды.

Принадлежность свадьбы к коренному архаичному пласту обрядности удмуртов (подобно, например, календарным обрядам у восточных славян) дает возможность выявить при ее анализе важные и характерные особенности основ народной удмуртской культуры. Наблюдения над ней и ее музыкальным наполнением, возможно, приведут к пониманию глубинных законов народного мышления, этнической психологии, важнейших архетипов, культурных ценностей и т.д.

Обращение к свадебному обряду обусловлено и его хорошей сохраностью в памяти исполнителей. Примечательно, что в отдельных зонах этот обряд до сих пор существует в живой традиции.

Итак, свадьба (сюан) пронизывает всю обрядовую жизнь рода, общины, семьи, занимает «сильную позицию» в народной культуре, что наводит на

мысль о важнейшей функции свадьбы и позволяет говорить о ее ведущей роли в традиции. Это, несомненно, привлекает к ней исследователей.

Многие отечественные и зарубежные ученые и собиратели рубежа XIX-XX веков не оставили без внимания этот обряд (17, 26, 55, 66, 75, 81). В их работах мы находим очень ценные наблюдения и интересные размышления по поводу особенностей удмуртской свадьбы и ее наполнения. Так, например, семантика термина сюан (свадьба), неоднозначность его толкования и значения в удмуртской культуре была замечена С.Багиным: «Слово это вотяки переводят обыкновенно — свадьба, но едва ли можно считать перевод этот правильным; есть основания полагать, что оно происходит от татарского глагола, означающего «радоваться, веселиться»(7, с.29).

Многочисленные публикации и материалы по свадебной обрядности удмуртов появляются в XX веке (22, 31, 65, 152). Довольно широко представлен в литературе тех лет историко-этнографический аспект свадьбы. На фоне других работ особо выделяется монография Л.С.Христолюбовой «Семейные обряды удмуртов: традиции и процессы обновления» по семейной обрядности удмуртов, в том числе по свадьбе (77). Это первый опыт целостной характеристики общеудмуртского свадебного цикла, в ней обобщены все имеющиеся на тот момент сведения по свадебной обрядности разных субэтносов удмуртов.

В ходе работы над диссертацией мы регулярно обращались к книге Т.Г.Владыкиной «Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики» (25). Особенность и ценность этого исследования — выход на уровень систематизации, типологии удмуртского фольклора. В ней содержится много важных для нас наблюдений и идей, в том числе по свадебной обрядности и ее музыкальному содержанию. На сегодня это наиболее полный свод материалов по удмуртскому фольклору и его основным жанрам.

Первая теоретическая этномузыковедческая работа по удмуртскому фольклору вышла в свет в 1941 году. Это статья Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд «К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни»1 (99), где дан целостный анализ традиционной музыкальной культуры удмуртов. До сих пор являются актуальными наблюдения авторов над соотношением мелодии и текста, констатация самостоятельной жизни удмуртских песенных мелодий без поэтических текстов, а также над отсутствием твердого закрепления поэтических текстов за мелодиями раннего песенного слоя. Данное исследование за прошествием нескольких десятилетий не потеряло своей актуальности и значимости, к нему обращались и обращаются все без исключения удмуртские этномузыкологи.

В 1986 году вышла в свет книга Р.А.Чураковой «Удмуртские свадебные песни» (160), которая тесно перекликается с работами историко-этнографического и филологического направлений. Это первый региональный песенный сборник, ограниченный традицией южной Удмуртии, где в качестве объекта исследования избран удмуртский свадебный обряд и его музыкальное наполнение.

Такая региональная направленность в изучении традиционной музыкальной культуры удмуртов актуальна и по сей день. Так, на рубеже XX-XXI веков появляется несколько локальных песенных сборников, посвященных музыкальной культуре удмуртов, проживающих как в Удмуртии, так и за ее пределами (89, 137, 151, 162). Нотные образцы этих публикаций, а также отдельные напевы, опубликованные И.К.Травиной (147) и М.Г.Хрущевой (156) мы привлекаем в качестве сравнительного материала нашего исследования.

1 В 1989 году данная статья вошла в состав сборника «Удмуртские народные песни», изданного УИИЯиЛ Уральского отделения РАН серии «Памятники культуры. Фольклорное наследие» (100).

В работе нам часто приходится обращаться к монографии И.М.Нуриевой «Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: проблемы культурного контекста и традиционного мышления» (138), которая представляет первый опыт целостной этномузыкологической характеристики одной локальной песенной традиции.

Но, несмотря на то, что удмуртская свадьба давно вызывает интерес у представителей разных научных дисциплин, до последнего времени остается недостаточно изучен и ее этнографический компонент, и музыкальное содержание. С позиций же ареального исследования удмуртская свадьба никогда не рассматривалась.

Мы намеренно ограничили себя рамками свадебного ритуала удмуртов, проживающих в бассейне реки Вала (левого притока Вятки). Такое сосредоточение на одном регионе позволяет с большей строгостью и конкретностью осветить данный обряд: его структуру, состав компонентов, семантику, привлекая, по необходимости, сравнительные материалы из других локальных традиций.

Территория бассейна реки Вала охватывает два административных района Удмуртской Республики - Вавожский и Можгинский, и располагается на юго-западе республики (см. карту 1, с.8). Ранее оба района входили в состав Можгинского уезда Вятской губернии (с 1918 года -Вотской автономной волости), куда также относилась часть земель современных Увинского, Мало-Пургинского, Граховского, Алнашского и Кизнерского районов республики.

Избранный нами регион характеризуют прочные родоплеменные связи населения, что отражено в топонимии, прослеживается в этногенезе. Исследователь удмуртов М.Г. Худяков еще в начале XX века отмечал, что в северо-восточной России нет ни одного народа, который в такой полноте, как удмурты, имел бы представление о своей принадлежности к тому или иному экзогамному объединению - воршуду (78). На сегодняшний день

известны названия 70 воршудно-родовых подразделений удмуртов - Уча, Можга, Юськи, Бодья, Пелъга, Тукля и другие (4).

В бассейне реки Вала, согласно данным и картам удмуртского ученого М.Г. Атаманова (4), проживают удмурты более чем 10 родов-воршудов,2 наиболее крупные из которых Докъя (в Вавожском районе), Кибья (в Можгинском), Можга, Пелъга, Какся, Шудья и другие (подробнее см. карту 2, с. 9).

В последние годы в удмуртской этнологии была высказана точка зрения, что напевы обрядовых песен закреплены за определенными воршудно-родовыми сообществами (87, с. 160). В работе мы осуществляем попытку проверки этой гипотезы на материале песенной традиции бассейна реки Вала.

Одной из причин нашего интереса к музыкальному фольклору бассейна реки Вала явилось пограничное положение исследуемой территории на землях расселения южных удмуртов и удмуртов-калмезов (двух этнографических групп этноса3), что позволяет сравнивать фольклорные явления не только на региональном, но и на внутриэтническом уровнях. Примерная граница между этими субэтносами проходит через оба административных района (см. карту 3, с. 10). Однако, согласно данным различных научных дисциплин, эта граница точно не установлена, что и вряд ли сейчас возможно. На музыкальном материале такая попытка еще не предпринималась. Насколько наш материал и его региональная структура совпадут или не совпадут с данными из других областей знаний, покажет дальнейшее изложение материала.

2 В удмуртском языке слово "воршуд" (буквально - хранящий, творящий счастье) имеет несколько значений. Помимо семейно-родового божества воршудом называется изображение этого божества - идол, а также экзогамное объединение родственников с одним духом-покровителем (72).

3 Ученые выделяют четыре основных удмуртских субъэтноса: ватка - северные удмурты, калмезы - центральные, ары - южные и бесермяне (21).

КАРТА 1 ТЕРРИТОРИЯ ИССЛЕДОВАННОГО РЕГИОНА

\—| - граница Можгинского уезда Вотской автономной волости

граница Можгинского и Вавожского районов Удмуртской Республики

КАРТА 2

ВОРШУДНО-РОДОВЫЕ ГРУППЫ УДМУРТОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ ВАЛА

Уво-7ук.1я(э/у'"Г Ува Каркалай^';

Дт4г. м.ВамьяО \

\ Люк ••-'¦•

ВодэимМ*Г\ -Пысте

Г: Бол. э Волипелыа ,.-'

миндерево

Малая Пурга о

О Кбатчи Стар. Березняк

5 СаркузI

г о Верхн. Гылоиа

Ныши-Какси

А А

Дйшур Васильеве О

.Л Балдейка.

Верхн. Бемыж

Алкаши^ о

'-j ! /!

-Какся

-Кибъя

-Пелъга

-Докъя

-Монъя

Стар/Я тчи

\ О/ крымская Слудко / : ОЛолошур-Возжу;...Морц-Волжоа

-Шудья

-Уча

-Пудга

КАРТА 3

СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП УДМУРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(по Р.ШЛасибуллину)

— 'Г----

нижние Ватка бесермяне остальные удмурты

ЩШ - верхние Ватка

^Щ - калмезы

?г=\ ~ граница исследованного

региона (бассейна реки Вала)

10

Итак, наша работа оказалась на пересечении двух проблем — изучения свадебного ритуала и его музыкального наполнения - с одной стороны, и выявления диалектной структуры региона - с другой.

В качестве объекта исследования мы избрали свадебную традицию бассейна реки Вала, а в качестве предмета выделили музыкально-этнографический комплекс местного свадебного ритуала в его типологическом и ареальном освещении.

Для этого в диссертации последовательно решаются следующие задачи:

• характеристика и типология местного свадебного обряда на фоне всей свадебной удмуртской традиции,

• выявление семантики местного свадебного обряда,

• описание других удмуртских обрядов, моделью которых выступает свадьба, сквозь призму некоторых семантических планов и положения в них свадебных напевов,

• структурно-типологический анализ напевов, составляющих музыкальный код свадьбы,

• картографирование напевов,

• выявление территориальной структуры региона на основе картографирования этнографического и музыкального компонентов,

• определение исследуемой традиции в системе музыкальных диалектов удмуртской культуры.

Материалом для работы послужили:

• собственные звукозаписи напевов и бесед с исполнителями, сделанные в ходе фольклорных экспедиций начиная с 1994 года в Вавожский, Можгинский и Увинский районы;

11

• архивные звукозаписи свадебных песен (фонограмархив УИИЯиЛ Уральского отделения РАН) по Можгинскому району;

• слуховые архивные записи песен ЗОх и 40х годов XX столетия, хранящиеся в УИИЯиЛ Уральского отделения РАН;

• опубликованные нотные материалы Р.А.Чураковой (160), частично -М.Г.Хрущевой (156), И.К.Травиной (147).

Методология исследования охватывает широкий спектр методов, выработанных как в этномузыкознании, так и в смежных научных дисциплинах.

При анализе накопленного материала мы опирались на структурно-типологический метод, начало которого в отечественной фольклористике связано с именами Д.К.Зеленина, В.А.Проппа. Основы структурно-типологического изучения музыкально-поэтических текстов изложены в трудах К.В.Квитки (127), Е.В.Гиппиуса (97, 98), Б.Б.Ефименковой (107, 109, 113), М.А.Енговатовой (106, 107) и других ученых. Суть этого метода -выявление скрытых структурных моделей, без которых не возможна систематизация музыкальных текстов.

В работе мы ориентировались и на ареальный метод. Здесь мы выступаем преемником традиции восточнославянских этномузыкологов Е.В.Гиппиуса, Е.А.Дороховой, О.А.Пашиной, Л.М.Винарчик, которые при выборе единицы картографирования опираются, прежде всего, на ритмические и мелодические типы напевов (93, 139). Мы уделяем особое внимание также картографированию отдельных родовых свадебных напевов, что связано со спецификой материала и большой ролью воршудно-родовой организации в социальном укладе удмуртов.

В связи с попыткой многоаспектного изучения свадебной песенной традиции бассейна реки Вала мы опираемся на исследования народной культуры этнологами (А.К.Байбуриным, Г.А.Левинтоном и другими),

12

этнолингвистами (Л.Н.Виноградовой, Н.И. и С.М.Толстыми и другими), этномузыкологами (Б.Б.Ефименковой, Е.А.Дороховой, М.А.Енговатовой, О.А.Пашиной и другими). Такое комплексное освещение традиции опирается на данные мифологии, истории и пр.

В работе также использована методология, разработанная в трудах семиотического направления (Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова и других). Кроме этих методов, при написании работы для нас были важны дискриптивный, сравнительный, статистический, метод реконструкции и другие.

В результате в работе предложена определенная методика изучения локальной традиции удмуртской песенной культуры, которая, с одной стороны, опирается на фундаментальные труды по изучению обрядовой культуры восточных славян отечественных ученых (этнолингвистов, семиотиков, этномузыковедов), с другой - учитывает специфику местного материала и достижения удмуртской фольклористики.

Наша работа связана с изучением региональной песенной традиции как определенного музыкально-этнографического комплекса. Это предполагает рассмотрение явления в трех аспектах — этнографическом, музыкально-типологическом и ареалогическом, что и определило структуру работы.

В первой главе мы рассматриваем структуру и семантику свадьбы, и ее моделирующую роль в других обрядах. Вторая глава посвящена аналитическому описанию музыкального кода свадебного обряда бассейна реки Вала. Нами выявлено две функциональные группы родовых напевов -сюан и борись гур (напев рода жениха и невесты), которые звучат на свадебных пирах, а также группа проводных напевов ныл келян гурьес (бытуют на юге территории) и прощальных песен («жалобная» по определению исполнителей), которые звучат в момент увоза невесты из родительского дома. В третьей главе все результаты этнографического и музыкологического анализа вынесены на карты и соотнесены с удмуртскими

13

музыкальными диалектами. В результате в традиции бассейна реки Вала выделены три субрегиона: северный (условно, калмезский), южный (диалект южных удмуртов) и переходный.

14

ГЛАВА 1

ФЕНОМЕН СВАДЬБЫ В ТРАДИЦИОННОЙ УДМУРТСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

1. Свадьба бассейна реки Вала в контексте удмуртской

свадебной традиции.

Удмуртская свадьба всегда привлекала и привлекает внимание собирателей фольклора и исследователей традиционной культуры. В этнографической литературе описаны различные локальные версии удмуртского свадебного обряда, опубликованы многочисленные статьи, материалы, научные работы, посвященные свадьбе, наиболее значимые из которых принадлежат С.Багину (7), Г.Е.Верещагину (17, 18), К.Герду (30, 31), М.Т.Слесаревой (64, 65), Л.С.Христолюбовой (76, 77), Р.А.Чураковой (160), Т.Г.Владыкиной (25).

В существующих публикациях можно проследить две позиции исследователей в изучении данного явления. С одной стороны, свадебный ритуал удмуртов рассматривается как типологически однородное явление, без должного внимания к региональным деталям. Если и проводится какая-либо дифференциация материала, то в плане описания отдельных обрядов, сопоставлений, сравнений некоторых версий, без выхода на типологию обряда. С другой стороны, исследователи, в силу специфики отдельных дисциплин, как правило, разобщено рассматривают различные стороны свадебного ритуала: филологи - поэтические тексты, музыканты - напевы, этнографы - акциональный план обряда и так далее. А поскольку проблематика работ находится в разных плоскостях, то и полученные выводы, практически, не пересекаются.

Несомненно, любые наблюдения ученых важны для последующего анализа, но для типологического исследования общеудмуртского свадебного ритуала этого явно недостаточно. Хотя ряд исследователей выходит на

15

уровень обобщений (77), никто из них пока не предложил такую общую модель ритуала, которая учитывала бы все его региональные версии и определенным образом систематизировала их.

Поэтому, обращаясь к изучению свадебного обряда, бытующего в бассейне реки Вала, мы попытаемся выявить и его общие характеристики. На основе имеющихся материалов мы предлагаем рабочую типологию общеудмуртского свадебного ритуала, выделив его основные виды, определив их отличия между собой, и лишь затем, с этих позиций рассматриваем местную свадебную традицию. .

Предложенное нами описание свадебного обряда удмуртов бассейна реки Вала выполнено в двух аспектах - структурном и семантическом, чему посвящены два последующие параграфа.

1.1. Структура свадебного обряда.

Цикл обрядов, направленных на создание новой семьи у удмуртов длится от нескольких месяцев до года, а то и пяти лет (7, 18, 21, 25, 76, 138, 160). Свадебный ритуал, столь развитый и протяженный, включает в себя ряд обрядовых действий или этапов. Например, ныл куран - сватовство, ныл тупан - сговор, кем ваен - привоз снохи, сюан и борысь/ярашон - свадебные пиры, пирдан ваен - привоз приданого, куатъ куно - отгостки, сялтым -купание в реке, кен бтен - приглашение снохи и другие.

Исследователь традиционной культуры южных удмуртов Р.А.Чуракова пишет: «Версии свадебного обряда, записанного в названных трех регионах4, отличаются во множестве деталей, но в целом представляют собой цикл из семи обрядовых действ. Такая же последовательность основных обрядов характерна для общеудмуртского свадебного ритуала» (160, с.5). В качестве этих семи этапов исследователь выделяет сватовство, сговор, увоз невесты

4 Бассейн реки Люга, бассейн реки Тойма и низовье реки Иж, среднее течение реки Вала.

16

на несколько дней в дом жениха, договор о проведении свадьбы, пир в доме невесты, пир в доме жениха, послесвадебные обряды. Р.А.Чуракова отмечает также вариантность данной схемы ритуала. Так, по ее сведениям, в Алнашском районе (бассейн реки Тойма и низовье реки Иж) в свадьбе присутствует шесть из семи названных обрядов (или этапов) свадебного цикла - нет договора как самостоятельного действа, он совмещается со сговором, поэтому увоз невесты происходит между пирами. Таким образом, Р.А. Чуракова дает достаточно полное представление о свадебном обряде в традиции южных удмуртов.

Согласно этнографическим описаниям собирателей XIX века, Б.Гаврилова (26) и С.Багина (7), свадьба кукморских и шошминских удмуртов (завятская, южная традиция) делилась на две части. «В первую включались сватовство (после Пасхи), сговор (перед Петровым днем, в мае -июне), первый свадебный пир после Петрова дня и обряд возвращения молодушки в родительский дом в осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери. Вторая половина обряда (второй свадебный пир, окончательный приход невесты) проходила на Масленицу» (138, с.109)5. Разделение исследователем традиционного свадебного обряда на две части, на наш взгляд, представляет большой интерес, так как при этом происходит соотнесение данного ритуала жизненного цикла с календарной традицией, что существенно. В то же время, очевидно, что здесь не выделен в качестве самостоятельного обряда такой важный ритуальный акт как увоз невесты, а также ничего не пишется о так называемой «послесвадебной обрядности».

Более детальную схему свадебного обряда удмуртов мы встречаем в работе Т.Г.Владыкиной «Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики». Исследователь пишет: «Общепринято выделение в современной свадебной обрядности удмуртов двух основных этапов -

5 Первый свадебный пир после Петрова дня назывался ярашон, второй на Масленицу в доме невесты - сюан.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25051.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.