У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Взаимодействие немецкой и русской коровой традиции в контексте культуры России XVII XIX веков
Количество страниц 209
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25052.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...3

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ... 14

Глава II. ХОРОВАЯ МУЗЫКА НЕМЕЦКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

§ 1. Церковные певческие традиции Германии XVI-XVIII века... 37

§ 2. Немецкое церковное хоровое пение в России... 60

§ 3. Светская песенная традиция Германии и её адаптация в российской культуре... 76

Глава III. ХАРАКТЕР И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКОЙ И РУССКОЙ ХОРОВОЙ ТРАДИЦИИ

§ 1. Распространение немецкой музыки через официальные каналы коммуникации...ПО

§ 2. Общественные каналы распространения немецкой музыки...157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...192

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...197

НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ...206

ПРИЛОЖЕНИЕ...209

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация посвящена проблемам взаимодействия немецкой и русской музыки на примере формирования и развития хорового искусства России XVII — XIX веков.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими причинами.

Тенденции глобализации культуры, в том числе и музыкальной, которые неоднозначно оцениваются в современном мире, побуждают исследователей разных стран уделять пристальное внимание проблемам соотношения «своего» и «чужого» в культуре, попыткам понять механизм заимствования «чужого» и процесса коммуникации в культуре. Исследовательский интерес обращается к тем периодам истории, когда подобные тенденции уже проявляли себя в той или иной мере. Делаются попытки прогнозирования дальнейшего развития возникшей ситуации. В русле всех этих проблем находится и данная диссертация, касаясь перечисленных вопросов в той или иной степени.

В отечественном музыкознании имеются «лакуны», образованные в силу идеологических и политических причин. К ним относилось долгое время всё, связанное с темой немцев в России. Первые научные работы по данной проблематике появились приблизительно в 70-80-е годы XIX века, например, «11аши колонии» А. Клауса (СПБ, 1869) и его же «Духовенство и школы в наших немецких колониях» (СПБ, 1869). Тематика подобных работ связана в первую очередь с экономикой - немецкие колонии юга России и Поволжья имели большое значение в качестве поставщиков зерна для внутренней и внешней торговли и являлись крупными землевладельцами. О культуре (и о музыке) из них можно получить лишь отдельные сведения, когда описывается быт колонистов. Число работ о немецких переселенцах возрастает на рубеже столетий (Постников В.Е. «Южно-русское крестьянское хозяйство», М., 1886, Штах Я. «Очерки из истории и современной жизни южно-русских колонистов», М., 1916 и др.). В

4 Петербурге выходил сборник «Вопросы колонизации» (было издано с

начала XX века по меньшей мере 12 выпусков). В период Первой мировой войны исследования такого рода сворачиваются.

Затем они возобновились с образованием в 20-х годах XX века в ф России Республики немцев Поволжья, но, следуя принципам «классового»

подхода к истории, ограничивались в основном изучением фольклора.

В начале Великой Отечественной войны всё немецкое население России подверглось репрессиям, и было депортировано из постоянных мест проживания в районы Якутии, Сибири, Казахстана, Узбекистана. Возвращение было дозволено в 1972 году, но даже Указ об этом - «не подлежал опубликованию».1 Работы по истории немцев в России начинают появляться с 80-х годов XX века, но среди них почти нет, связанных с ф музыкой. Проблемы же контактов русской и немецкой музыкальной

культуры и в настоящее время не просто мало исследуются, но даже не вполне осознаются. Данная диссертация призвана, отчасти, восполнить пробелы в исследовании этого аспекта истории русской музыки.

Актуальность темы диктуется и необходимостью научного обсуждения данных проблем с коллегами из Европы. В Германии исследование вопросов музыкальной культуры немцев в России разворачивается с 1914 года. В Йенском университете имеется специальное отделение, которое изучает эту проблематику. В Мюнхене в 80-е годы XX века вышли книги «Tausend Jahre Nachbarschaft. RuBland und die Deutschen.» ф («Тысяча лет соседства. Россия и немцы.») и «Deutsche und Deutschland aus

russischer Sicht. 11.bis 17Jh.» («Немцы и Германия XI-XVIII века. Вид из России». Слово «Sicht» переводится как «вид», или как «точка зрения»). В 1992 году выпущена книга профессора Йенского университета Э. Штёкля «Musikgeschichte der Russlanddeutschen» («История музыки российских

. немцев»). В Бонне в 1998 году был открыт «Институт немецкой музыкальной

у

культуры в Восточной Европе». Даже беглое знакомство с трудами немецких

1 Указ опубликован в приложении к спецкурсу «История российских немцев» для студентов исторических факультетов: Вашкау Н.Э. «Немцы в истории России: история и судьба», Волгоград, 1994.

5 исследователей даёт понимание необходимости появления подобных работ

на русском языке, представления иных ракурсов в исследовании вопросов проникновения немецкой музыкальной культуры в Россию, взгляда «изнутри». Настоящая диссертация и представляет собой опыт введения данной проблематики в круг современных российских музыковедческих исследований.

Степень изученности проблемы контакта немецкой и русской музыкальной культуры на настоящем этапе исследований возможно определить как начальную. Обычно в немецких работах пишется о немецких музыкантах, коллективах, обществах. В русских - об отечественных музыкальных деятелях, хорах, творчестве русских композиторов. Требуется дополнительное усилие, чтобы понять, что речь идёт о единстве времени и места действия.

Наиболее информативной работой является книга Э. Штёкля «История музыки российских немцев». Она содержит большое количество фактологического материала. Книга является частью большого исторического труда о немецкой музыке в Восточной Европе. Но, как сообщает г. Штёкль, при изучении вопроса о музыке российских немцев (к ним музыковед относит и тех, кто приезжал в Россию временно, и родившихся в России) ему пришлось выделить этот материал в отдельный том - столь обширным он оказался. Это прекрасное справочное издание, но оно не анализирует контакт двух музыкальных культур как таковой, скорее вопрос идёт о роли музыкальной культуры в вопросе самоидентификации немцев в России.

Из работ на немецком языке важный для диссертации материал получен из книги А. Фехнера «Chronik der Evangelischen Gemeiden in Moskau»,M., 1876, («Хроника евангелических общин в Москве»). Эта работа церковного историка, он рассматривает историю евангелических общин в Москве с богословских позиций. Ценность книги также в содержащемся в ней фактологическом материале в отношении лютеранских и реформатских церквей, церковных школ, обучении и хоровом пении в них.

6

Из работ русских музыковедов несомненный интерес представляет книга Д. Ломтева «Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий» (М., 1998). Она содержит ценный исторический материал и, видимо, впервые в российском музыкознании, ставит вопрос о необходимости изучения проблемы: «массовый заезд немецких музыкантов в Россию — явление исключительное. Оно сравнимо лишь с повсеместным заполнением ренессансной Европы фламандскими музыкантами или со всемирной экспансией итальянской оперы в XVII столетии».2

Музыковедческая литература о хоровой музыке также не содержит специальных исследований, посвященных контакту русской и немецкой хоровой культуры. Но информация по этой проблеме во многих работах затронута косвенно, что подтверждает и само наличие проблемы.

Например, авторитетный исследователь русской церковной музыки Иоганн Гарднер устанавливает периоды развития многолосной хоровой музыки: I этап - от середины XVII века до последней четверти XVIII — господство «польско — украинского» партесного хорового стиля и религиозного канта; II — до второй четверти XIX века - с преобладанием итальянских влияний; III — приблизительно с двадцатых годов XIX века и до конца столетия - «немецкий период»; IV - с начала XX века до революции -поиски нового пути, связанного с московской хоровой школой Синодального училища.3 В статье С.С. Скребкова «Бортнянский - мастер русского хорового концерта»4 отмечаются влияния на Бортнянского не только итальянской, но и немецкой музыки, в частности, Моцарта. В отношении более раннего периода исследователи (Н. Д. Успенский,5 Б. В. Асафьев6) отмечают ориентацию во многих случаях на «органное звучание», причём, связывают

2 Ломтев. Д.Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М., 1998. С.б.Тираж книги совершенно не соответствует степени изученности проблемы -400 экземпляров.

3 Гарднер И.А. История богослужебного пения Русской Православной церкви // Регентское дело. Духовно-музыкальный журнал для певчих и регентов Украинской Православной церкви. № 1, Киев, 2003.

4 Скребков С.С. Избранные статьи. М., 1980.

Успенский Н.Д. Русский хоровой концерт конца XVII — первой половины XVIII веков. Хрестоматия. Вступительная статья. М., 1976. 6 Асафьев Б.В. Хоровая культура // Русская музыка. Л., 1979.

7 это с возможностью влияний протестантских церквей Москвы и придворной

повседневной «органной потехой». В монографии О. Бродде о Г. Шютце (Brodde О., Н. Schiitz, Weg und Werk, Kassel, 1972) высказывается мысль о влиянии дрезденского мастера на жанр духовного концерта в Дании, Швеции, Польше и, возможно, на стиль партесного концерта в России. В генезисе канта, столь сильно повлиявшего на формирование русской профессиональной музыки, исследователи отмечают и немецкие корни (Б.В.Асафьев, Е. Орлова ). Примеры можно было бы умножить.

Анализ репертуара хоровых концертов XIX века и деятельности различных музыкальных обществ позволяет выявить широкое распространение именно немецкой музыки. Современниками эта ситуация осознавалась. Г. А. Ларош: «...вся наша музыкальная деятельность, за исключением самой незначительной - композиторской — в руках немцев; (...) Немцы не только материально завладели нашей музыкой, но и морально влияют на неё складом своего народного характера».9 Критик высказывает эту идею «не с целью упрёка или обвинения», он считает, что пришло время «равновесия и состязания». Статья написана в 1868 году.

Для понимания степени изученности проблемы показательны статические данные, приводимые в разных работах на русском и немецком языке: они сильно разнятся по большинству вопросов. Например, даже количество немецких музыкантов, работавших в России, пока не определено: Боннский Институт немецкой культуры в Восточной Европе (IME) в биографическом справочнике, который готовится к изданию, называет 75 композиторов в Петербурге и более 200 в Москве. Но это только столицы. Штёкль в приложении к своей книге указывает около 700 имён (в столице и провинции, и не только композиторов). Д. Ломтев публикует список, включающий более 100 имён композиторов, преподавателей, исполнителей. Расхождение в датировании тех или иных событий достигает 10 лет.

7 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

8 Орлова Е. О традициях канта в русской музыке //Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978.

9 Ларош ГА. Избранные статьи. Вып. 1. М.И. Глинка. Л., 1974. С.ЗЗ.

8 Цель работы состоит в изучении проблемы взаимодействия немецкой

и русской хоровой традиции в определённый временной отрезок (XVII-XIX вв.).

Ограничение времени исследования определённым периодом связано с изменением в XX веке условий жизни России: социальные потрясения -войны, революция, изоляция от Европы в эпоху «холодной войны» — трансформировали ход развития русского музыкального искусства и характер его контактов с немецкой хоровой культурой. Это время требует специального исследования, которое в рамках данной работы не представляется возможным.

В диссертации ставятся следующие задачи:

• определение исторического контекста, который привёл к появлению в России социально активной группы немецкого населения - носителя «чужой» музыкальной культуры;

• анализ особенностей хоровой традиции в церковной и светской музыке немцев-переселенцев в указанный период времени;

• выявление исторических фактов совместной деятельности немецких и русских музыкантов в области хоровой музыки;

• определение коммуникационных каналов распространения в России немецкой хоровой музыки;

• описание особенностей процесса заимствования и закрепления в русской хоровой музыке некоторых принципов немецкой хоровой традиции.

Материалом исследования послужили нотные тексты немецкой и русской хоровой музыки. Выбор немецких образцов диктовался прямым или косвенным доказательством их исполнения или публикации в России, что является предпосылкой для контакта музыкальных традиций. Учитывалась и степень опоры немецких образцов на национальные традиции Германии или других немецкоязычных стран. Хоровая музыка в качестве материала для исследования проблемы также выбрана по определённым причинам. Хоровое пение в России — с её ментальностью, в фундаменте которой заложено ощущение «мира», «собора», «общинности», потребности в

9 коллективной деятельности — воспринимается как исконно русское

музыкальное искусство. Именно в силу «сопротивления материала» выявление в русской хоровой музыке «чужеродных элементов» свидетельствует о значительном воздействии извне.

Исторические сведения диссертации почерпнуты из различных источников: работ русских и немецких историков, книг иностранцев о России,

музыковедческой литературы на русском и немецком языке, мемуарной литературы, периодических изданий (русских и немецких).

Ценными для данной работы стали личные наблюдения автором диссертации пения в среде российских немцев и церковной службы в г. Порта Вестфалика (Нижняя Саксония), изучение видеоматериалов по немецкому фольклору, предоставленных культурными центрами городов Гессена и Магдебурга (Германия) в ходе Вагнеровского фестиваля, проведённого в Казани в 1991 году. В диссертации использованы также материалы из личного архива автора.

В своей работе автор опирался на методологию и терминологический аппарат отечественной музыковедческой науки. Основой послужил метод" историзма, позволяющий рассматривать проблемы взаимодействия хоровых традиций Германии и России в контексте определённой исторической эпохи. При анализе использовался компаративный подход, некоторые положения социологии, культурологии, исторической этнологии.

Научная новизна исследования касается нескольких аспектов:

Выбранный ракурс исследования хоровой музыки позволяет высветить проблемы, которые в российской и зарубежной музыке ещё не затрагивались. Специальных работ о взаимодействии немецкой и русской музыки на примере каких-либо жанров или в целом — также не имеется.

Данная в диссертации характеристика народной немецкой хоровой музыки и, одновременно, её преломления в профессиональной хоровой музыке представляет новый подход к анализу, в отечественной музыке

10 применяется впервые. Это позволяет получить целостное представление о

хоровой традиции.

Картина концертной хоровой жизни и деятельности хоровых обществ

в системе коллективов России (особенно - XIX века) корректируется в

ф диссертации, благодаря конкретному фактическому материалу,

включающему имена музыкантов, сведения о немецких хоровых коллективах

и репертуаре выступлений.

Научная значимость работы связана и с возможностью дальнейшего исследования в русле проблематики, обозначенной в диссертации. Направленность исследований может касаться:

- проблем взаимодействия с немецкой музыкой отдельных музыкальных жанров русской музыки и музыкального искусства в целом;

ф - вопросов восприимчивости (непроницаемости) по отношению к

воздействию «чужой» музыки;

- причин, способствующих, или противостоящих такому воздействию;

- процессов заимствования и трансформации элементов «чужой» музыкальной культуры;

- роли практической педагогики и концертной практики в распространении «чужого» в «своей» музыкальной культуре;

Возможны и другие ракурсы, например, изучение влияния русской музыкальной культуры на немецкую. Учитывая интенсивный контакт немецкой и русской музыкальной культуры (что подтверждается

ф приведёнными в диссертации фактами) и процессы миграции из России в

Германию и в XIX , и с начала XX века, такой аспект представляется закономерным. В XIX столетии российские немцы, не имевшие российского подданства, на что до первой мировой войны обращалось мало внимания, могли свободно менять место жительства.

j>% Назовём только некоторые имена немецких музыкантов, которые не

могли не принести в Европу свой «русский» музыкальный опыт.

ф Эллен Тидебёль (1877 -1928) - родилась в Моршанске, училась в

России у Гензельта и Сафонова, затем окончила Оксфордский университет.

11 Преподавала в Москве, затем в разных странах Европы. Вальдемар Лютш

(1877-1948), родился в Петербурге, концертирующий пианист, с 1905 года работает в Берлине, Страсбурге, затем - в Чикаго. Леонид Кройтцер (1884 -1953), ученик Есиповой и Глазунова. С 1905 года концертировал по всей ф Европе. Оскар фон Риземанн, балтийский немец, учился у Римана, работал в

Москве (выступал в качестве дирижёра), с 1921 года - Германии, где считается «представителем русской музыки». Элла Шульц-Адоевская, ученица Листа, Гензельта и А. Рубинштейна, концертирующая пианистка, композитор (автор запрещённой в 1877 году оперы «Заря свободы»), теоретик. Критики отмечают влияние Глинки на её музыку. Пауль Юон, ученик Аренского и Танеева, с 1897 года - преподаватель Высшей музыкальной школы Берлина. Немецкая критика отмечает влияние на его ф сочинениях «русской песенной и танцевальной музыки». Мария Эйзерих,

дебютировавшая в немецкой опере Петербурга, позднее стала солисткой • Петербургской русской оперы и Московского Большого театра. Затем, переехала в Мюнхен, где преподавала вокал. Полный список таких музыкантов составил бы сотни имён.

Практическое значение материалы диссертации имеют также в связи с возможностью использования их в обучении студентов.

Данная в работе характеристика жанров немецкой народной хоровой музыки представляет интерес для студентов-музыковедов. Знакомство с фольклором и бытовой музыкой позволит получить и более полное ф представление о профессиональной немецкой музыке, которая в учебных

заведениях среднего и высшего звена является предметом изучения в курсе музыкальной литературы и истории музыки.

Многочисленные нотные примеры, многие в целостном виде, в

основном не публиковались в русских нотных изданиях и представляют

j, пласт музыки, неизвестный российским музыкантам. Примеры могут быть

полезны для расширения музыкального кругозора специалистов.

ф Материалы диссертации могут быть использованы в практическом

обучении студентов отделений хорового дирижирования в среднем и

12 высшем звене. При изучении соответствующей литературы складывается

впечатление, что русская хоровая музыка исследована в меньшей степени, чем какая-либо другая. Симптоматично, что при подготовке специалистов -дирижёров в среднем звене музыкального образования учебный план не предусматривает изучение истории хорового исполнительства, тогда как для всех других специальностей «история исполнительства» - обязательная дисциплина.

Апробацию работа прошла в ходе научных конференций, в том числе посвященных вопросам связей русской и немецкой культуры. Отдельные положения диссертации изложены в публикациях. Для студентов-историков АГПИ им. Гайдара, изучающих немецкий язык, прочитан курс лекций по истории российских немцев.

Структура диссертации включает Введение, три главы, Заключение и Приложение в виде нотных примеров. Имеется также Список литературы на русском и немецком языке.

Во Введении даётся обоснование темы, формулируются цели и задачи работы, определяются методы исследования, и принципы подбора музыкального материала для анализа.

Глава I имеет исторический характер и посвящена проблемам формирования на территории России немецкой диаспоры. Прослеживаются определённые этапы в развитии русско-немецких отношений, выявляются причины широкого участия немцев, в формировании государственных институтов России, армии, системы образования, науки. Таким образом, данная глава определяет исторический контекст, на фоне которого стало возможным широкое распространение немецкой музыки в России.

Глава II посвящена характеристике немецкой церковной хоровой традиции. В § 1 рассматриваются истоки этой традиции, связанные с реформой Лютера. Приводятся образцы хоралов и анализируются способы их хоровой обработки в разные временные периоды. Отмечаются особенности церковной службы в протестантских церквах и даются сведения о состоянии музыки в католической церкви.

13 В § 2 анализируется церковная хоровая музыка евангелической

церкви различных направлений (англиканской, кальвинистской, меннонитской), которая звучала в России.

§ 3 даёт характеристику светской песенной хоровой традиции

ф Германии. Отмечается важная роль городской немецкой песенной культуры

в сохранении национальных традиций, анализируются жанры народной музыки и особенности их преломления в профессиональной хоровой культуре. Завершается II глава анализом тех черт немецкой хоровой традиции, которые не совпадают с русскими, являются по отношению к ней «чужими».

Глава III анализирует способы взаимодействия немецкой и русской хоровой традиции. Определяются пути распространения немецкой хоровой

Щ музыки, рассматриваются результаты взаимодействия по каждому

направлению.

В § 1 выделяются каналы распространения немецкой музыки, »имеющие поддержку на государственном уровне — официальные. К ним относятся церковь, Двор, армия, учебные заведения.

§ 2 продолжает анализ каналов распространения немецкой музыки в России, но, применительно к таким общественным институтам, которые предполагают их функционирование с учётом принципа добровольности: это публичный театр, концертные организации и коллективы, музыкальные общества.

ф В заключение главы результат взаимодействия русской и немецкой

хоровой традиции анализируется на примере хорового творчества Алябьева. Отмечается и воздействие немецкой хоровой традиции (на уровне образного строя, жанров, языка) и у других русских композиторов.

В Заключении работы делаются выводы о характере и особенностях

i процесса взаимодействия русской и немецкой хоровой традиции.

14 ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Процесс контактов России с европейской культурой нередко носил своеобразный, иногда даже драматический характер. Отделённая от Европы православной религией, огромными расстояниями, укладом жизни, государственным устройством, Россия долгое время оставалась для неё загадочным монстром. И в самой России, в свою очередь, всё европейское воспринималось как нечто угрожающее основам жизни и самому существованию государства.

Особую историческую роль в установлении и развитии контактов с Европой сыграло немецкое население России. Сколько бы ни говорилось о влиянии французов, итальянцев, англичан и др., следует помнить о принципиальном отличии положения немцев: это единственный европейский народ, который имел на протяжении более 2-х столетий постоянные места проживания в России, - районы, города, посёлки, деревни.

Россия и к началу XVII века, когда началась заметная эмиграция немецкого населения в эту страну, всё еще обладала неразвитыми: коммуникационными возможностями в сфере культуры: выезд русских за рубеж был ограничен, общественные культурные организации отсутствовали, средства массовой информации и книгопечатание находились в зародышевом состоянии (до Петра I в России имелась одна типография), государственная система образования ещё не сложилась и население в массе было неграмотным. В таких условиях чужая, иноземная культура могла быть воспринята только при непосредственном контакте с иностранцами. И европейская культура пришла в Россию при посредничестве немцев.

Целью исследования данной главы является изучение в исторической перспективе формирования среди русского населения очагов расселения немцев, анализ возникающих контактов этих различных этносов, характеристика социальных особенностей и социального положения немцев в иной культурной среде.

15 Исторически первые «массовые» контакты русского и немецкого

населения возникли в Прибалтике. Коренные языческие племена Прибалтики в ХН-ХШ веке составляли ливы, эсты («чудь» - в русских летописях), литовцы, латгалы, курши и др. Но и славянский элемент был здесь

ф представлен: кривичи полоцкие и псковские, дреговичи северные, славяне

ильменьские. Славянские племена занимали в этом регионе доминирующее положение. В XIII веке всё население Прибалтики попало под воздействие миссионерской политики католиков.

Важнейшую роль в этой политике играл Немецкий (Тевтонский) рыцарский орден (его полное название - Святой рыцарский орден госпиталя пресвятой девы Марии немецкого дома), созданный на базе госпиталя граждан Любека и Бремена. В отличие от других орденов (тамплиеров,

ф иоаннитов) он был организован по «национальному принципу». Цель его

декларировалась как «борьба с врагами Креста». Опорным пунктом миссионеров в Прибалтике стала Рига, основанная епископом Альбертом фон Аппельдерном в 1201 году. Власть в Прибалтике разделили рижский «князь - епископ» и, позднее, магистр Ливонского ордена. (Ливонский орден Меченосцев вошёл в состав Немецкого с 1237 года). Рыцари основали ряд городов (они изначально принесли в эти районы городскую культуру) и построили многочисленные замки, которые позволяли держать в повиновении местное население. Соседние с Ливонией князья полоцкие не смогли оказать ордену достойного сопротивления и в 1224 году немцы

ф захватили один из главных русских опорных пунктов в Прибалтике - г.

Юрьев. (Дерпт). Ещё одна резиденция крестоносцев, Кеннигсберг, возникла в 1225 году.

Колонизация немцами Прибалтики шла с переменным успехом. Направленный в Прибалтику папой Иноккентием III орден Меченосцев,

• был разгромлен в 1236 году литовцами. Но затем, объединившись с

Немецким орденом, он укрепил свои позиции. Поражение 1242 года,

ф нанесённое тевтонцам новгородским князем Александром Ярославичем

(Невским), не дало им двигаться далее на Русь, помешало обращению

16

восточных славян в католическую веру, но не стало препятствием для дальнейшего проникновения немецкого населения в Прибалтику. Сюда прибывали преимущественно дворяне, горожане и военные. Местное население попадало к ним в крепостную зависимость.

На протяжение трех столетий присутствие на северо-западных границах Руси агрессивных соседей - немцев, шведов, Литвы — составляло фактор военной угрозы. В мирные периоды процветала торговля. В Новгороде наряду с псковским, тверским, смоленским, половецким торговыми дворами имелись и два иностранных: готский (основанный купцами о. Готвальд и принадлежащий Немецкому ордену) и немецкий. На немецком с 1184 года и до пожара в 1541 году стояла церковь св. Петра, в ней регулярно шли службы. Немецкий торговый двор находился в центре

ф города. Теоретически возможно предположить, что новгородцы имели

представление о немецкой музыке. Это тем более вероятно, что Новгород в XVI веке был одним из центров музыкальной культуры. Именно с новгородскими «мастерами пения» братьями Саввой и Василием Роговыми и иноком Маркелом Безбородым закончился «анонимный» период в русской профессиональной музыке. Но, сведений о контактах не сохранилось. С одной стороны, новгородцы были больше ориентированы на мирные отношения с Западом, чем другие жители Руси, вызывая даже упрёки со стороны, например, псковичан, державших оборону от врагов часто в одиночку, «новгородцы же псковичам не помогаша ни словом ни делом». С

ф другой, официальная идеология Руси, особенно с возвышением Московского

княжества, относилась к таким контактам резко отрицательно: «...в латинскую церковь не подобает входити, ни пить с ними из единой чаши, ни ясти, ни понагии им дата».10

Запреты, впрочем, не были надёжным ограждением от чуждых

_j влияний. Новгород в XV-XVI веке был центром распространения церковных

«ересей». Их направленность совпадает с идеями европейской Реформации.

10 Макарий. История русской церкви, т.Н, СПб,1883, с.298. Цит. по: Очерки русской культуры XVI века. М.,1997. С.57.

17 Еретики выступают против официальной церкви, монашества, церковного

стяжательства (кружок Ивана Курицына, приближённого Ивана III). Они требуют аскетизма для церкви, сознательного подхода к Священному писанию: «Писания много, но не вся Божественна суть» - игумен Троице-

ф Сергиева монастыря Артемий. Подвергаются критике творения Отцов

церкви, иконопочитание. Возникает проповедь равенства: «иже суть во всех языках, я ко все людие едино суть у Бога и татарове, и немци, и прочие языци» (кружки Матвея Башкина, Феодосия Косого). Ереси не принимали в это время характер массовых движений, но противоречили официальной идеологии, и с еретиками сурово расправлялись: сжигали в деревянных клетках на кострах, сажали в тюрьмы, заключали в монастыри. Уцелевшие -бежали в «Литву и Немцы», что тоже указывает на идеологические центры

ф движения. Социальной базой новых религиозных движений являлось в

основном низшее духовенство, как и в Европе.

Иван IV, воспользовавшись возникшими в Ливонии внутренними раздорами (из-за проникновения в Ливонию протестантства п) вступил с ней в войну (1558 г.). Вначале она была успешной для русских: войска взяли Нарву, Юрьев и ещё 20 ливонских городов. Но затем магистр Ливонского ордена Кетлер заключил союз с великим князем Литовским, а Ревель с Эстляндией (находившиеся во владениях Немецкого ордена) признали над собой владычество Швеции. Россия, таким образом, оказалась втянута в войну с Литвой и Швецией. Итог её был неутешительным: в 1583 г. Иван IV

ф заключил перемирие, по которому потерял все свои завоевания в Литве и

Лифляндии. К шведам перешёл и ряд русских городов на побережье Финского залива

Но, за тот период, пока захваченные (правильнее — отвоёванные) города были в его руках, Иван IV, опасаясь измен, произвёл массовые

1 перемещения немецкого населения этих городов в центральные области

Московской Руси. Немцев приняли города: Тула, Углич, Кострома,

" В 1525 г. фоссмейстер Тевтонского ордена маркграф Альбрехт Браденбургский-Ансбахский перешёл из католичества в лютеранство.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25052.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.