У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Частное коллекционирование русской грабюры и литографии в России в конце XVIII - начале XX вв.
Количество страниц 215
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25064.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...3

Глава I. Специфика коллекций гравюры и литографии. Владельческий знак. Художественный рынок...33

Глава П. Бытование гравюры в России до 1770-х гг. Первые коллекционеры отечественной гравюры (1770-1800)...64

Глава III. От собраний портретов в составе музеев российских древностей к первым словарям граверов и гравированных портретов (1800-1875)...86

Глава IV. Новый тип собирателя эстампов: коллекционер-знаток. Каталогизация и публичность коллекций (1875-1910-е гг.)...134

Заключение...192

Основные литературные источники...196

Каталоги и описания коллекций, выставочные и аукционные каталоги...210

Основные неопубликованные источники...215

Введение



Введение.

Коллекционерам гравюры и литографии и их коллекциям посвящена обширная литература, но коллекционирование русской печатной графики как единый закономерный процесс, обусловленный различными факторами, никогда не становилось объектом специального изучения.

Предметом диссертационного исследования являются коллекции русской гравюры и литографии, формировавшиеся в России. При их изучении были поставлены следующие цели: представить картину частного коллекционирования русского эстампа в России с момента его возникновения до начала XX в.; проследить зарождение антикварного рынка гравюр; рассмотреть эволюцию собирательства и происходящие в нем процессы, связанные с изменением условий культурной и художественной жизни. Определить, как меняющееся отношение к печатной графике влияло на количество коллекций, принципы их организации и состав. Выявить специфику коллекций печатной графики и особенности, характерные для каждого периода, основные типы коллекций, а также способы их комплектования. Определить роль коллекционеров в изучении истории искусства гравюры и литографии и значение частных коллекций для образования музейного фонда России.

Для достижения этих целей решались следующие задачи. Во-первых, было необходимо определить максимально полно корпус самых значительных российских коллекций печатной графики, типичных для своего периода и включающих наиболее важные для этих коллекций произведения. Далее, на архивном материале и на материале малодоступных источников (периодика, малотиражные каталоги) и мемуаров исследовалась история создания и принципы комплектования важных, но малоизученных коллекций (Г. Т. Аш, П. П. Бекетов, Д. И. Толстой и др.), а также коллекций, составивших основу фонда гравюры Русского музея (С. Н. Казнаков, Е. Н. Тевяшов, Е. И. Маковский и др.). Согласно принятому членению на периоды выявлялись предпочтения

4

коллекционеров в приобретении тех или иных произведений. Определялись основные источники пополнения коллекции, характерные для каждого периода.

Временные рамки исследования обусловлены логикой развития собирательства в России. Уже с первых лет существования русская гравюра сохраняется в некоторых библиотеках и домашних кунсткамерах. Но только в последней четверти XVIII в. она становится предметом активного коллекционирования наряду с другими произведениями искусства. Этот процесс, если и не прекращается полностью, то принимает другие формы после событий 1917 года. Основные, крупнейшие коллекций в это время, либо несколько раньше или несколько позже, обретают окончательное место пребывания - государственные хранилища.

Терминология: коллекция и собрание

В нашей работе используются два ключевых слова: коллекция и собрание, и производные от них. В современном русском языке значение этих слов близко, но не идентично. Коллекция (от латинского collectio) -систематизированное собрание однородных предметов1; собрание -совокупность каких-либо предметов, представляющих тот или иной интерес для собирателя2. Различный подход к коллекционированию отметил в начале XX в. Д. Шмидт. Он разделил коллекции на научные и любительские. «Научные собрания, «коллекция» в строгом смысле, основана на систематических, абстрактных началах, она составляется в виду возможности полноты работ известного исторического периода или известного рода производства; так собираются монеты или гравюры, русские древности и голландские картины. Коллектор-любитель, напротив, собирает, руководствуясь исключительно своей личной эстетической оценкой, то есть своим личным вкусом»3. Различие слов коллекция и собрание подчеркивал А. А. Сидоров: «...собирание может быть и чаще бывает сознательным,

1 Словарь русского языка. АН СССР. Т. II. - М., 1982. - С. 74.

2 Там же. Т. IV. - М., 1984. - С. 171,

3 Шмидт. Д. Собрание графа Павла Петровича Шувалова // Художественные сокровища России. - 1902. - №11. -С. 271.

5

целеустремленным, .мудрым. Когда оно имеет цель, предпочтительнее говорить о коллекционировании... Когда собиратель начинает «собирать коллекцию» -он становится творцом»4. Тем не менее, свою книгу Сидоров озаглавил «Записки собирателя». Так же определяет эти понятия известный современный культуролог А. И. Фролов: «Разница между собирательством и коллекционированием - это разница между случайной и ничем не связанной совокупностью вещей и некоей группой предметов, строго подобранных по какому-либо основанию. И хотя сказанное выше довольно ясно, провести четкую грань между коллекционерством и собирательством совсем непросто. Многие впоследствии искушенные коллекционеры начинали с бессистемного собирательства»5.

Нам представляется, что в XIX столетии семантическое различие между этими словами, если и существовало, то отличалось от современного. Обратимся к словарю В. И. Даля: «коллекция - собрание чего-либо, собранные вместе однородные и чем-либо замечательные вещи, предметы»6. По Далю, для нашего исследования даже более подходит слово собрание: «собранье (собрание) от глагола [собрать] собранье, совокупление чего-либо однородного в одно место, с какою-либо особою целью»7. Коллекционер Даль, подаривший собранные им народные картинки Императорской публичной библиотеке, приводит такой пример, поясняющий глагол «собирать»: «Он собирает древности, и собрал много хорошего». Обратившись к известной статье П. П. Свиньина 1820 г. «Первое письмо из Москвы. Частные библиотеки, собрания, кабинеты и русские художники», уже в названии обнаруживаем слово «собрание». Далее Свиньин пишет о «собрании резных камней и эстампов» А. С. Власова, вновь о его «собрании эстампов», о «собрании эстампов и медалей» А. А. Тучкова, «собрании оригинальных рисунков» А. И. Долгорукова и т. д. Слово «коллекция» он также употребляет, но по отношению к живописи:

4 Сидоров А. А. Записки собирателя: Книга о рисунках старых и новых. - Л., 1969. - С. 5.

5 Фролов А. И. Русские коллекционеры и формирование музейного фонда России // Шахматовский вестник. -1993. -№3.- С. 12.

6 Д&1ь В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. Т. 2. - М., 1994. - С. 348.

6

«коллекция А. А. Тучкова состоит из 92 картин, составляющих нечто

о

целое...» . Определение слову «собрание», данное в начале XX в. коллекционером гравюры В. В. Рождественским, соответствует сегодняшнему понятию «коллекция». Сетуя, что появились собиратели, наряду с гравюрой приобретающие бисер, иконы, курительные трубки и тому подобное, Рождественский пишет о таких собраниях: «...это не собрание, а магазин bric-a-brac. Собрание представляет из себя стройное и в тех или иных пределах законченное целое, имеющее свои границы и систему, преследующее свою определенную цель»9. В XIX - начале XX вв. по отношению к печатной графике, особенно к гравированным и литографированным портретам, было более распространено употребление слова «собрание». Его чаще использовали коллекционеры в названии каталогов (С. Н. Казнаков, А. В. Морозов, И. Д. Орлов и др.). В XVIII в. распространенным в отношении гравюр и нумизматики было слово «кабинет» (в значении «коллекция»), но к концу XIX в. оно практически вышло из употребления.

Анализируя лексику, использовавшуюся коллекционерами гравюры в текстовой части их владельческих знаков, мы не установили четкого различия в употреблении этих слов. «Собрание» или «из собрания» - на знаках Б. А. Врасского, Э. Ф. Голлербаха, Н. П. Дурова, С. Н. Казнакова, А. Е. Пальчикова, Н. К. Синягина, Е. Н. Тевяшова, С. Н. Тройницкого. «Коллекция», «из коллекции» - на знаках Ш. Брокар, В. С. Карповича, А. А. Васильчикова, А. Э. Мюнстера, Э. К. Гуттен-Чапского. Можно констатировать более частое употребление в знаках (в том числе и в XX веке) слова «собрание» и предпочтительное использование латыни и других иностранных языков при обращении к слову «коллекция».

7 Там же. Т. 4. - С. 340.

8 Свиньин П. П. Первое письмо из Москвы. Частные библиотеки, собрания, кабинеты и русские художники 1819 года // Отечественные записки. Спб. - 1820. - Ч. I. - С. 202.

9 Рождественский В. В. Частные собрания гравюр и катхтог А. В. Морозова// Русский библиофил. - 1914. - К» 2. -С. 38.

7

В нашей работе мы употребляем оба слова и выбираем одно из них, считая их равнозначными и не вкладывая в этот выбор особого смысла, стремясь лишь избежать тавтологии.

Важным является вопрос о количественных границах понятий «коллекция» и «собрание». Верхний предел, очевидно, неограничен. Сложнее определить, какое минимальное количество предметов можно назвать коллекцией. По мнению культуролога, «начальное минимальное количество вещей - три предмета, ибо три - это много»10. С этим положением можно согласиться, лишь учитывая его условность. Действительно, иногда небольшое количество предметов компенсируется тщательностью отбора. По нашему мнению, коллекция гравюры для того, чтобы считаться таковой, должна освещать хотя бы один краткий этап в развитии этого вида искусства, развитие какой-нибудь из гравировальных техник или одного из жанров, творчество одного или нескольких художников и т.д. Историография

Не становясь предметом специального изучения, русские коллекции гравюры привлекали внимание уже в XVIIIb. В первом полном описании Петербурга, сделанном в 1790-е гг. прибывшим из Померании ученым-ботаником И. Г. Георги, есть специальная глава «О собраниях произведений естества и искусства». Но раздел «Собрания эстампов» помещен в предыдущей главе под заглавием «О ученых пособиях», где освещаются также книгохранилища, книжные лавки и типографии, общества и библиотеки для чтения. В разделе «Собрания эстампов» в основном описывается собрание Эрмитажа, автор лишь отметил, что из частных собраний «отличаются драгоценностию и достопамятностию собрания графа Строганова и графа Чернышева, княгини Дашковой и многие другие достопамятности»11. Посетивший Россию в конце XVIII в. берлинский астроном И; Бернулли, среди прочих петербургских коллекций упомянул коллекции Г. Т. Аша, А. В.

1 Римкус В. Коллекция как явление культуры // Коллекционер. — 1998. - № 1-6. - С. 97.

8

Олсуфьева, Я. Я. Штелина12. К сожалению, сам Штелин, первый историк искусства России, оставил подробное описание только петербургских коллекций живописи13. Можно лишь строить предположения, касался ли Штелин коллекционирования в несохранившейся рукописи по истории гравирования в России.

В середине 1820-х гг. историк А. Ф. Малиновский, долгое время работавший в архиве иностранных дел, составлял путеводитель по Москве, который опубликован впервые в наше время14. В главе, посвященной торговле, Малиновский уделил внимание лубкам. В главе «Картинные галереи и библиотеки иностранных книг» упоминается о предстоящей продаже коллекции А. С. Власова, в том числе его собрания эстампов. Ниже дается характеристика «Галерее редкостей из библиотеки г. Власова». Названы картинные галереи Ф. С. Мосолова и А. А. Тучкова, об эстампах, которые они также собирали, упоминаний нет.

В русской периодике частные коллекции эстампов стали освещаться уже в первой четверти XIX в. «Отечественные записки», издававшиеся коллекционером П. П. Свиньиным, целенаправленно знакомили публику с разнообразными петербургскими, московскими и провинциальными собраниями. В «Первом письме из Москвы»15 Свиньин не только перечислил известные ему московские собрания, но и определил достоинства лучших. Главную ценность большинства составляли живопись и скульптура, но в статье упомянуты и другие виды искусства, в том числе гравюра (в собраниях А. С. Власова, А. А. Тучкова, Ф. С. Мосолова), сугубо гравюрных коллекций в статье нет. Описывая коллекцию A. О. Власова, включавшую живопись, скульптуру, резные камни, рукописи, Свиньин подробно остановился на эстампах, отметив

" Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамяностей в

окрестностях оного, с планом. - Спб., 1996. - С. 324.

12 Bernoulli J. Reisen durch Brandenburg, Pommern, Pressen, Curland, Russland und Polen in den lahren 1777 und

1778. Bd. V. - Leipzig. 1780.

'J Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Составление, перевод с немецкого, вступительная

статья и примечания К. В. Мапиновского. - М., 1990. - С. 357-390 (глава «История картин»).

14 Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. - М., 1992.

15 Свиньин П. П. Ук. соч. - С. 59-83, 195-238.

9

избирательность подхода при их приобретении, отличавшую этого коллекционера: «Он [Власов] не ищет полноты авторов, а старается единственно иметь превосходные их произведения»16. В конце статьи несколько слов сказано и о московских художниках, в том числе о граверах, но все описанные Свиньиным коллекции гравюры включали по преимуществу западноевропейские эстампы. Две строчки посвящены собранию отечественных рукописей и медалей П. Ф. Карабанова, его коллекция русских гравюр не упоминается. В журнале содержались также сведения о путях формирования и судьбах отдельных собраний, об антикварных магазинах и продавцах эстампов.

Более всего известий находим о коллекции эстампов А. С. Власова, широко известной как при его жизни, так и после кончины. В 1826 г. «Московский телеграф» опубликовал «Речь, произнесенную в Заседании Московского Общества Истории и Древностей Российских» писателем и историком Н. Д. Иванчиным-Писаревым17. Он был другом Власова, и речь посвящена его собирательской деятельности.

Тема коллекционирования неоднократно возникала на страницах «Москвитянина», где его издатель, историк и коллекционер М. П. Погодин помещал материалы о своем «Древлехранилище»18. Здесь были опубликованы статьи Иванчина-Писарева о гравюрах, доставшихся ему от А. С. Власова: о «Портрете Лжедмитрия» Л. Килиана19 и о «Портрете А. Д. Виниуса» К. Висхера20. Автор продемонстрировал понимание особенностей гравировального искусства и знание его истории. Акцентируя славянскую тематику, «Москвитянин» прежде всего поддерживал собирательство русских предметов. Так, в рецензии на книгу «Русский музей П. Ф. Карабанова» дается

16Там же.-С. 195.

17 Иванчин-Писарев Н. Д. Речь, произнесенная в Заседании Московского Общества Истории и Древностей Российских, 28 января 1826 года // Московский телеграф. - 1826. - Ч. 8. - № 8. - С. 284-298.

18 Об археологических собраниях Погодина // Москвитянин. - 1844. - Ч. III. - № 5. - С. 169,0 новых приобретениях в моем древлехранилище // Москвитянин. - 1847. - Ч. III. - С. 246-248.

1 Иванчин-Писарев Н. Д. О редчайшем гравированном портрете Лжедмитрия // Москвитянин. - 1842. - Ч. II. -

№ 4. - С. 486-488.

20 Иванчин-Писарев Н. Д. Портрет Виниуса // Москвитянин. - 1844. - Ч. II. - №4. - С. 389-391.

10

оценка деятельности коллекционера, имя которого поставлено в ряд «Голицыных, Шереметьевых, Куракиных» и др. В завершении заметки сообщается, что музей Карабанова предоставлен «в распоряжение Государя Императора», а полученные деньги переданы «в пользу богоугодных заведений в Москве»21. Специального внимания гравюре «Москвитянин» не уделял, несмотря на то, что собрание гравюры было составной частью «Древлехранилища».

В большинстве случаев знания современных исследователей о коллекциях гравюры, не имевших каталогов, базируются на данных, опубликованных Д. А. Ровинским. Ровинский впервые систематизировал материал не только по истории русского гравирования, но и по истории его собирательства. В своем первом серьезном труде, вышедшем в 1870 г., словаре «Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии Художеств», исследователь писал, что «настоящих охотников и собирателей русских гравюр за прежнее время у нас почти не было»22. В предисловии он назвал лишь две коллекции, но ниже, в специальном приложении, перечислил известные ему частные и публичные собрания русских гравюр, указал при этом их перемещения и местонахождение к моменту выхода книги. Здесь же Ровинский назвал самые значительные российские собрания иностранной гравюры. В 1872 г. вышел составленный Ровинским «Словарь русских гравированных портретов». Автор вновь повторил слова сожаления по поводу отсутствия собирателей, сетуя на то, что «произведения русской гравюры исчезали с неимоверною быстротою»23. К списку известных Ровинскому коллекций со временем добавились новые. В следующем издании «Словаря портретов», выходившем в 1886-1889 гг., значительное место заняло приложение под названием «Перечисление собраний русских гравированных

21 Критика и библиография// Москвитянин. - 1850. - Ч. I. - С. I.

22 Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии Художеств. Исследование Д. Ровинского / Издание графа Уварова. - М., 1Д70. - С. III. \\-'*G

23 Словарь русских гравированных портретов / Составил Д. Ровинский. Приложение к XXI тому записок имп. Академии наук. - СПб., 1872. - С. III.

11

портретов, поименованных в Словаре»24. Оно состояло из трех частей: общественные собрания, частные собиратели и заграничные собрания русской гравюры. Частных собирателей в этом словаре 74. А в вышедшем после смерти исследователя новом издании «Подробного словаря русских граверов» состоящее из тех же частей приложение «Перечисление собраний русских гравюр и портретов, поименованных в Словаре и сохранившихся до нашего времени медных гравированных досок»25 включает описания 105 коллекций частных собирателей. Характеристики, составленные Ровинским, неравнозначны. Как обычно, явным было стремление сохранить все известные сведения, значительная часть которых получена от современников в устной форме. Указывается наличие у коллекционера книг, рукописей, рисунков и т.д. Обозначены перемещения коллекций или отдельных гравюр. Лишь в некоторых случаях дается обобщающая характеристика коллекции, чаще кратко указывается, что собирал: русскую или иностранную гравюру, русские портреты, портреты определенного лица и т.д. Не всегда указаны даже имя и отчество собирателя. Часто в коллекции выделена группа произведений, представляющая, с точки зрения автора, ее главную ценность. Судя по всему, Ровинский не считал нужным писать о тех гравюрах, которые можно было найти у большинства собирателей. Среди граверов, наличие произведений которых чаще всего указано в коллекциях, большую часть составляют те, чьи произведения сегодня мы относим к россике - А. Шхонебек, И. Штенглин, А. Блотелинг, Г. Ф. Шмидт, Дж. Уокер. Ровинский проследил судьбы пробных оттисков или редких экземпляров этих мастеров и отдельных гравюр некоторых других авторов, например, «Портрета Виниуса» К. Висхера (Вишера в транскрипции XIX в.). Среди русских граверов Ровинский чаще других отмечает гравюры А. Ф. и И. Ф. Зубовых, Е. П. Чемесова, F. И. Скородумова, Н. И. Уткина. Тематика и содержание коллекций зарубежной гравюры (исключая россику), как правило, не раскрыты. «Перечень собраний русских народных

24 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. IV. - СПб., 1889. - Стб. 1163-1183. :5 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов. Т. I. - СПб, 1895. - Стб. 293-313.

12

картинок» был также приложен Ровинским к изданному в 1881 г. труду «Русские народные картинки»26. Коллекционерство самого Ровинского было оценено уже первыми его биографами как необходимая основа для его исследований. А. П. Новицкий отметил организующую роль исследователя среди московских коллекционеров27.

Важным событием начала 1890-х гг. стал выход монографии профессора Киевского университета В. С. Иконникова «Опыт русской иконографии». Во второй книге I тома в разделе «Музеи» исследователь собрал библиографию публикаций по теме коллекционирования различных предметов (искусства, книг, рукописей). Посвященный частным коллекциям раздел он назвал «Частные музеи» и поместил туда краткие сведения о коллекциях А. М. Белосельского-Белозерского, М. П. Погодина, П. Я. Дашкова и некоторых других28. Кроме того, в разделах, освещающих правительственные и общественные музеи, он указал на отдельные поступившие туда частные собрания, например, коллекцию гравюры М. Н. Похвиснева, завещанную в Императорский Российский исторический музей. Во многих случаях дана краткая характеристика коллекции и приведены биографические сведения о владельце.

На рубеже XIX - XX вв. началось теоретическое осмысление процессов ¦ частного коллекционирования в России. Этому способствовала активная выставочная деятельность и возникновение многочисленных журналов, в которых описывались российские коллекции предметов искусства: «Художественные сокровища России» (Петербург, 1901-1907, Издание Общества Поощрения Художников, под ред. А. Прахова), «Старые годы», (с подзаголовком: Ежемесячник для любителей искусства и старины, Петербург, 1907-1916, ред. П. П. Вейнер), «Столица и усадьба» (Петербург, 1914-1917). Многие авторы сами были коллекционерами, большинство материалов

26 Русские народные картинки / Собрал и описал Д. Ровинский. Т. I. - СПб., 1881. - С. IX-XIV.

27 Новицкий А. Памяти Д. А. Ровинского // Русская мысль. - 1906. - №2. - Отд. 2. - С. 133-170.

13

представляло собой описание их собраний или отдельных предметов. В журналах публиковались отчеты об аукционах и хроника художественной жизни. Неоднократно обращался к этой теме Н. Н. Врангель, его рукопись «Частные собрания в Петербурге» хранится в Русском музее29. Будучи близко знаком с Е. Г. Шварцем, наследником коллекции А. Р. Томилова, Врангель посвятил последнему отдельную статью30. Благодаря Врангелю, а также С. Р. Эрнсту31, коллекция рисунка и живописи Томилова-Шварца стала широко известна, чего нельзя сказать об их собрании печатной графики. В статьях, посвященных отдельным коллекциям, ставились теоретические проблемы. Уже упоминался Д. Шмидт, который в статье о коллекции Шуваловых произвел классификацию коллекций по критериям отбора и назначению . Е. Ленц в «Заметках о тульском оружейном заводе» попытался объяснить причины узкой специализации некоторых коллекционеров (увлечение определенной эпохой, мода, отношение к понятию «родного»)33.

Комплекс проблем, связанных с частным коллекционированием гравюры, был обозначен в статье, написанной московским коллекционером В. В. Рождественским в связи с выходом каталога коллекции А. В. Морозова34. Главная трудность, по мнению автора, - тотальное отсутствие каталогов и описаний коллекций. Основным указанием на предыдущую принадлежность к той или иной коллекции являются пометы в словарях Ровинского. При распродаже коллекции ее полная реконструкция становится невозможной. Рождественский перечислил все основные печатные каталоги, в том числе и государственных хранилищ, отметив еще одну важную проблему - попав в

28 Музеи как хранилища памятников вещественных древностей и искусства. Музеи правительственные, -/ общественные, церковные и частные в России // Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. I. Кн. II. - , Киев, 1892.-Ст. 1350-1432. ---

29 ОР ГРМ. Ф. 96, д. 126.

30 Врангель Н. Н. Страничка из художественной жизни начала XIX века// Старые годы. - 1907. - Май. - С. 115-162.

31 Эрнст С. Рисунки русских художников в собрании Е. Г. Шварца // Старые годы. - 1914. - Октябрь-декабрь. -С.24-56; Эрнст С. Картины русских художников в собрании Е. Г. Шварца // Старые годы. - 1916. - Январь-февраль. - С. 50-93.

32 «Художественные сокровища России». — 1902. - С. 271.

33 Ленц Е. Заметки о тульском оружейном заводе // Старые годы. - 1907. - №7 - 9. - С. 336.

34 Рождественский В. В. Частные собрания гравюр и кат&чог Л.В. Морозова // Русский библиофил. - 1914. - №2. - С. 33-56.

14

музей, коллекция также по-прежнему может долгие годы лежать неописанной и неопубликованной. Он с сожалением констатировал, что, начиная собирать, лишь немногие сразу ставят цель - определить назначение коллекции, и не для каждого такой целью является перемещение коллекции в музей.

В 1921-1924 гг. проблемам коллекционирования был посвящен специальный журнал «Среди коллекционеров» (Ежемесячник искусства и художественной старины, Москва, ред. И. И. Лазаревский). Здесь были помещены многие монографические очерки о коллекционерах гравюры. В статье «Петербургское и московское собирательство (Параллели)» А. Эфрос назвал историю московского собирательства «историей вкусов современности»35. Это определение взято на вооружение современными исследователями, особенно теми, кто изучает московские коллекции.

В. Я. Адарюков опубликовал в этом же журнале статьи о петербургских коллекционерах гравюры, Е. Н. Тевяшове и Е. Е. Рейтерне36 (последнему был посвящен некролог в год смерти37). Ему принадлежит также публикация о П. А. Ефремове, помещенная в «Казанском библиофиле»38. В некоторых статьях затрагиваются общие вопросы собирательства. В статье «Д. А. Ровинский-., коллекционер»39 Адарюков, вслед за В. В. Рождественским, поднял проблему бесследного исчезновения коллекций гравюры. Назвав имена крупных собирателей, чьи коллекции были распроданы антикварами, Адарюков определил их участь — ¦ «разойтись по рукам, оставя единственный след, карандашную пометку в углу листа одной начальной < буквы фамилии собирателя, которую обычно делал Фельтен на всех листах, проходивших через его руки»40. Будучи исследователем печатной графики и коллекционером,1^ Адарюков внес значительный вклад в изучение истории коллекционирования

35 «Среди коллекционеров». - 1921.- №4. - С. 18.

36 Адарюков В. Я. Собиратели и антиквары прошлого. Е. Е. Рейтеры //Среди коллекционеров. - 1921. -№8-9. -С. 36-40; Адарюков В. Я. Собиратели и антиквары прошлого. Е. Н. Тевяшов // Среди коллекционеров. - 1921. -№11-12.-С. 51-54.

37 «Жизнь искусства». - 1919. - № 231. - 2 октября.

38 Адарюков В. Я. Петр Александрович Ефремов // Казанский библиофил. - 1922. - №4. - С. 69-78.

39 «Среди коллекционеров». - 1921. - №2. - С. 1 -3. v

40 Там же.-C.I.

15

русского эстампа. Истории русского собирательства гравюр он посвятил доклад, прочитанный в Русском обществе друзей книги.

Многие начинания 1910-1920-х гг. не были завершены. Над историей частных коллекций работал С. Р. Эрнст. Об этом свидетельствуют сохранившиеся рукописи и его письма, как опубликованные, так и хранящиеся в ОР ГРМ. В письме Эттингеру от 26 сентября 1917 г. Эрнст писал: «Сейчас как раз работаю над словарем русских художников и историей частных собраний в России...»41 К сожалению, сохранившиеся картотеки Эрнста представляют собой черновой вариант, большинство карточек плохо читаемы. В 1922 г. предполагался выход сборника статей П. Д. Эттингера «Художники и собиратели», о чем сообщал журнал «Среди коллекционеров»42.

О разных аспектах и проблемах коллекционирования произведений искусства неоднократно писал Э. Ф. Голлербах, имевший в числе своих художественных коллекций также и графику. Одна из статей озаглавлена «Блаженная болезнь»43. В ней Голлербах определяет различные цели собирательства: собирательство из снобизма и подражания; деляческое; «вкладывание капитала», подсобное собирательство, имеющее служебное значение. Все эти виды он противопоставляет фанатическому собирательству во имя любви к прекрасному. В 1930- е гг. Голлербах опубликовал несколько статей по этой теме в журнале «Советский коллекционер». В статье «О коллекционировании портретов» он утверждал, что в подобные собрания для достижения иконографической полноты могут быть включены хорошо исполненные репродукции. Имевший уникальную коллекцию книжных обложек, Голлербах давал советы по формированию коллекции книжной графики в статье «О коллекционировании книжных обложек»45.

Анализируя формирование коллекции одного музея, исследователи также касаются общих проблем коллекционирования. Писавшаяся в 1930-е гг. и

41 Этгингер П. Д. Статьи. Из переписки. Воспоминания современников. - М., 1989. - С.154.

42 Там же.

43 Голлербах Э. Ф. Встречи и впечатления. - СПб., 1998. - С. 269-272.

44 Голлербах Э. О коллекционировании портретов // Советский коллекционер. -1931. -№3. - С. 73-76. /

16

опубликованная значительно позже, книга В. Ф. Левинсона-Лессинга «История картинной галереи Эрмитажа» начинается главой, посвященной истории коллекционирования произведений искусства в России до Эрмитажа46. Признавая, что первые серьезные заслуги в создании музеев принадлежат Петру I, автор начинает историю русского собирательства с XVII в. Кроме предметов прикладного искусства, в это время относительно широкое бытование получает западноевропейская гравюра, использовавшаяся и как украшение помещений, и как учебное пособие. Уже в это время, по мнению Левинсона-Лессинга, можно говорить о начале собирательства. Далее анализируются коллекции петровского времени, в том числе «Книга Андрея Виниуса».

Исследование государственных и частных коллекций было возобновлено в 1960-е гг. в «Трудах научно-исследовательского института музееведения». Частному коллекционированию в России посвящено две статьи С. А. Овсянниковой47. Обе статьи содержат новые сведения и ссылки на архивные источники. Интересна попытка автора связать эволюцию собирательской деятельности с общим развитием общества, его экономикой и политикой, социальной и культурной жизнью. Соответственно времени, акцентирован социологический момент. В статье «Частное собирательство в России в XVIII -первой половине XIX века» описан ряд интересующих нас коллекционеров: П. Ф. Карабанов, П. П. Бекетов, М. П. Погодин и некоторые другие. Но лишь в коллекции «Русского музеума Карабанова» отмечено существование «кабинета русских гравированных портретов». Бекетов и Погодин традиционно характеризуются как коллекционеры русских древностей, исторических документов и рукописей. В статье «Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917)» коллекциям печатной графики уделено

45 Голлербах Э. О коллекционировании книжных обложек // Советский коллекционер. - 1931. - № 3. - С. 82-84.

46 Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). - Л., 1985. - С. 32-48.

47 Овсянникова С. Л. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917) // Очерки t истории музейного дела в России. Вып. II. - М., 1960. - С. 66-144; Овсянникова С. А. Частное собирательство в России в XVIII - первой половине XIX века // Очерки истории музейного дела в России. Вып. III. - М., 1961. -С. 268-300.

17

большее внимание. Рассматривается художественный рынок России, привлекается архивный материал, в том числе до сих пор не опубликованные мемуары антиквара М. М. Савостина, хранящиеся в архиве Русского музея. Произведена классификация коллекций, которой мы также частично придерживаемся. В раздел исторических коллекций отнесены собрания П. И. Щукина, А. П. Бахрушина и П. Я. Дашкова. В разделе художественных коллекций отдельно рассматриваются коллекции живописи, древнерусского искусства, гравюры и рисунка. В числе гравюрных коллекций даны краткие описания собраний Д. А. Ровинского, Н. С. Мосолова, В. А. Тюляева, А. А. Васильчикова, Н. Д. Чечулина, А. И. Доливо-Добровольского, Е. Е. Рейтерна и Е. Н. Тевяшова. Для автора не принципиален состав коллекции гравюры по техникам или эпохам, коллекции отечественной и зарубежной гравюры также рассматриваются в совокупности. К сожалению, в ряде случаев ощущается недостаток фактической информации. Так, сообщив важные сведения, извлеченные из документов Государственного музейного фонда в отношении коллекции Александра Иосифовича Доливо-Добровольского, Овсянникова дает не совсем точную характеристику его коллекции (и по составу, и по количеству); имя и отчество коллекционера отсутствуют. Между тем при жизни Доливо-Добровольского его коллекция была широко известна, о ней и её владельце были опубликованы статьи48.

Проблемам государственного и частного собирательства произведений русского искусства в России в XVIII - первой половине XIX вв. посвящена статья И. И. Сальниковой с одноименным названием49. В ней рассматриваются различные типы коллекций (художественные, исторические, естественнонаучные) в заявленный промежуток времени и создаваемые государственной властью условия для их формирования. Автор не ставил своей целью анализ отдельных коллекций по видам искусства. Тем не менее, в статье
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25064.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.