У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Основы художественной организации произв едений декоратив но-прикладног о искусства в чувашском народном празднике
Количество страниц 216
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25066.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

Историография...3

Обоснование темы...36

Произведения и источники для изучения чувашского

народного праздника... 38

ГЛАВА I. Природно-климатические и культурно-исторические условия развития чувашского народного искусства... 44

ГЛАВА П. Особенности мировосприятия как основа организации ансамбля в чувашской народной культуре... 69

ГЛАВА III. Формы художественного моделирования с использованием предметов декоративно-прикладного искусства в чувашском народном празднике...104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 161

ПРИМЕЧАНИЯ... 176

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 216

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Список иллюстраций

2. Альбом иллюстраций

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Праздник зародился в глубокой древности. По точному определению М. М. Бахтина, он является "первичной формой культуры"1, поскольку праздник - это особое явление, в котором сконцентрировано отношение человека к мирозданию, постигается "сущность бытия, времени, пространства, коллективности <...> как неких ценностей"2. Благодаря этому праздник представляет собой некую модель мира, которая несет в себе большой объем информации о народной культуре и обладает специфическими свойствами. Его необходимыми условиями являются "свободное время" и специально организованное пространство. Для праздничного действа характерна свобода от любых запретов, "снятие противоречий реальной жизни путем сдвига и переворачивания всех обычных установлений, путем отмены даже строжайших табу"3. Поскольку праздник появляется на раннем этапе развития культуры, отдельные виды искусства зарождались в его рамках. По этой причине праздник изначально характеризуется как синкретичное действо, которое объединяет танец, музыку, пение и драматическую игру. При этом важно учитывать, что в празднике как ансамбле народного искусства участвуют и самые разнообразные произведения народного творчества.

История изучения чувашского народного праздника тесно связана с историей изучения чувашского народного искусства и историей чувашского народа в целом. О древнейших судьбах чувашского народа не имеется на данный момент никаких письменных документов. Только в Х-ХП вв. в письменных источниках, принадлежащих восточным авторам (писателям и путешественникам), появляются первые упоминания о Волжской Булгарии, прародине современных чувашей. Достаточно большое количество трудов восточных путешественников и писателей в данный период можно объяснить тем, что булгары славились налаженными торговыми отношениями с

окружающими их народами. Именно этот вид деятельности становится основным объектом описания.

Одно из первых упоминаний о чувашах, вернее их древних предках -племени суваров, а также более распространенное описание жизни народа встречаем у Ахмеда Ибн-Фадлана (полное имя Ахмед Ибн-Фадлан Ибн-ал-Аббас Ибн-Рашид Ибн-Хамад). Он лично побывал на берегах Волги в 921 -922 годах в составе посольства багдадского халифа Джафара ал-Муктадира к царю волжских булгар Алмушу в качестве секретаря и дал подробное описание своего путешествия. Целью посланников халифа являлось распространение ислама в Волжской Булгарии, в связи с этим и упоминаются сувазы. Из сочинения Ибн-Фадлана узнаем, что не все сувазы приняли ислам. Требование Алмуша принять ислам в качестве официальной религии и перекочевать вместе с ним привело к разделению этого племени на две части, одна из которых выполнила приказание, а другая отказалась от этого и пыталась оказать сопротивление4.

Одно из первых упоминание о самих чувашах мы встречаем сравнительно поздно, в 1551 году в Никоновской (или Патриаршей) летописи, в которой говорится об основании города Свияжска царем Иваном Васильевичем. Как следует из летописного повествования, "горние же люди", населяющие прилегающие к городу-крепости территории, ранее не принявшие ислама, "били челом" перед православным царем, "чтобы их государь пожаловал, гнев свой отдал, а велел бы им быти у Свияжского города и воевати их не велел". В результате эти народы были приняты в состав Русского государства и христианизированы, что и подтверждает летописец: "Чувашу и Черемису и Мордву и Можаров и Тараканов, привели к правде"5.

Отрывочные сведения о чувашах или только упоминания о них можно встретить в XVI - XVII веках, главным образом в трудах иностранных авторов (Альвеция Кампензе, Сигизмунда Герберштейна, Дженкинсона, Дж.

Герея, Маржерета, Исаака Масса, Соломона Нейгебауэра, Ричарда Джемса, а также Григория Котошихина и др.).

Таким образом, средневековый период в истории изучения чувашского народа можно назвать периодом первых кратких упоминаний о чувашах. Он охватывает очень большой временной отрезок и включает очень разнообразные источники (работы восточных авторов, русские летописи, труды западноевропейских дипломатов и путешественников), но их можно объединить, так как все сведения данного периода носят фрагментарный, поверхностный характер. Это объясняется тем, что на данном этапе не появилось еще необходимости более подробного и конкретного изучения жизни народов России (в том числе и чувашей), а письменные источники представляли собой путевые записки или летописи. Тем не менее, на данном этапе в качестве основного получил освещение вопрос о религиозных воззрениях чувашей.

С XVIII века начинается новый этап в изучении народов России. Определяющей вехой для этого направления на данном этапе явилась реформаторская деятельность Петра I (конец XVII- первая четверть XVIII вв.). Задавшись целью приобщить Россию к Европейским странам, он не мог не учитывать бурного развития наук в Европе XVII в., которое особенно заметно сказалось в области естественнонаучных дисциплин. Для петровской России особенно актуальным было становление и развитие географических знаний в рамках освоения областей, приобретенных Россией в XVI-XVII вв., с целью всестороннего их изучения и содействия процветанию страны. Девизом эпохи можно считать слова С. П. Крашенинникова: "Знать свое отечество во всех его пределах, знать изобилие и недостатки каждого места, знать промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру, содержание и в чем состоит богатство их, также места, в каких они живут, с кем пограничны, что у них произростит земля и воды и какими местами к ним путь лежит"6.

Первоначально для развития отечественной науки Петр I привлекал иностранных специалистов, так как в первой трети XVIII века Европа заметно обгоняла Россию в развитии научной мысли (в том числе в области естественнонаучных дисциплин). Интересно отметить, что первая половина XVIII века характеризуется как расцвет западноевропейской историографии, посвященной русской тематике. Особенно выделялись достоверностью среди этого материала работы шведских пленных, оставшихся в России после Полтавской битвы7.

Наибольшей известностью и популярностью пользовался труд пленного шведского офицера, проведшего в Сибири тринадцать лет, Ф. И. Страленберга "Гисторическое и георгафическое описание о древнем и новом состоянии полуночно-восточной части Европы и Азии и паче же Империи Российския, которыя из оных за полуночную часть признавается"8. Сведения, изложенные в данной работе, были получены от информантов и собраны самим автором в ходе экспедиции по Сибири под руководством Д. Г. Мессершмидта, а также использовались материалы из сочинений современников и более ранних трудов, касающихся вопросов происхождения народов Восточной Европы и Азии. Благодаря высокой степени достоверности, данное сочинение считалось одним из важнейших источников по истории России на протяжении всего XVIII века.

Помимо подробной карты Сибири и комментария к ней, сочинение содержит объемное обзорное описание Российского государства "от его начала по Петровскую пору"9. Так, в "Гисторическом и географическом описании..." Страленберга содержится информация о границах Руси и внутреннем разделении, климате, вероисповедании народов, ее населяющих, и др.

Среди прочих народов, живущих на территории Российского государства, упоминаются и чуваши: определяется место их поселения (Казанская губерния по разделению Петра I), называются основные

чувашские города (Цивильск, Чабаксары, Тетюши, Ядрин, Алатор), характеризуются климатические условия Казанской губернии. Касаясь вопроса религиозных воззрений, Страленберг отмечает, что чуваши "подобно последователям Зароастра обожали солнце, луну и прочия светила небесныя и вообще видели в свете высочайшее сусчество и поклонялись ему, не имея у себя ни храмов, ни алтаре, ни кумиров"10. Также в "Гисторическом и географическом описании..." содержатся сведения и о языческих народах России. Страленбергом не называются какие-либо конкретные народы, но он обращает внимание на характерные для них религиозные обряды, и некоторые их детали можно отнести и к характеристике обрядов жертвоприношения древних чувашей. Так, например, он отмечает, что язычники "признают единое вечное сусчество, от которого все сотворено, и оному под видом разных странных весчей и вымышленеи честь от них воздается. Некоторые ж из них впали в почтение различных рукотворных болванов <...>. К приношению же жертвы избирают они известные места, святые деревья, огонь и другие элементы"11. Но автор замечает, что, несмотря на языческое мировоззрение, чуваши имели некоторое понятие о Христе.

К 20-30 годам XVIII века в географических исследованиях начинают участвовать и русские специалисты. На начальном этапе исследований предполагался сбор фактического материала по специально созданным программам, который должен был стать основой для создания карт и географических описания различных регионов страны. С этой целью по всей стране рассылались географы, топографы, геодезисты, снабженные инструкциями к сбору данных.

Краткие инструкции, к составлению которых, возможно, имел самое непосредственное отношение Пётр I, отличались лаконичностью в сочетании с широтой охвата материала. Так, в круг вопросов, вызывавших интерес, входил учет этнического и конфессионального состава населения, типа

хозяйств, видов промыслов и ремёсел исследуемого народа. В 1724 году программы были разосланы по Указу Петра I по всей Российской Империи12. Тем самым в начале XVIII века закладываются основы этнографии как научной дисциплины.

Прочную основу этнографические знания получили с того времени, когда в 1730 году составление программ-инструкций для сбора археологического и этнографического материала, а в 1737 году и генеральной карты России было поручено В.Н. Татищеву. Программы В.Н. Татищева были очень подробны: содержали вопросы историко-географического (дата присоединения изучаемого народа к России, исторические наименования народа, место проживания, соседствующие народы), экономико-географического (климатические условия данной местности, характеристика почвы, воды, полезных ископаемых) и историко-этнографического характера (происхождение народа, род занятий и ремесел, тип жилищ, семейные обычаи, тип захоронений, религиозные обряды и

т.д.)13-

Сбор данных по анкетам В. Н. Татищева отличался большим территориальным охватом. И если раньше (до 1730 г.) территория расселения чувашей не была затронута исследованиями, то теперь на нее было обращено самое пристальное внимание. Сведения по пунктам программы поступают и из Казанской губернии. В 1737 году Татищевым была составлена новая дополненная программа "Предложение. О сочинении истории и географии Российской", которая содержала специальный раздел, предназначенный "токмо для Архангелогородской, Казанской, Астраханской, Симбирской и частию Нижегородской губерний, где многие разные идолопоклоннические народы находятся"14. Учитывая особенности религиозных верований языческих народов, автор в данной программе большое внимание уделяет вопросам мировосприятия, отраженным в фольклоре, обрядах (родильных, свадебных и погребальных): "Како о боге верят, где он и каков", "Что верят

о мире, от кого и как сотворен", "Идолы их истесанные, как их имянуют, и что о их силах сказуют", "Когда, кому, какие жертвы приносят, с какими порядки и обстоятельствы, и кем оные отправляются"15 и др.

На основании поступавших с мест сообщений в 1744 г. Татищевым было составлено "Введение в историческое и географическое описание России". Ещё большее значение имели программы "отца русской исторической этнографии"16 для экспедиций Академии наук.

Академия наук была основана еще Петром I в 1724 году, но планомерное проведение экспедиций в правление Екатерины II, которая считала себя продолжательницей реформ Петра I и проводила политику просвещенного абсолютизма. Программы для так называемых "физических экспедиций" предусматривали изучение геологии, минералогии, ботаники, зоологии, экономики, этнографии и исторического прошлого изучаемых районов, а также проведение картографических работ17.

Первые сведения о чувашах, появившиеся в период академических экспедиций, были собраны Г. Ф. Миллером во время его участия в "Великой Северной экспедиции" по пути следования по запланированному маршруту. Заметки о нравах, укладе жизни, особенностях культуры и религии наблюдаемых им народов Поволжья, частично сделанные самим исследователем, а в большинстве полученные от толмачей (информантов из местных жителей), были опубликованы им в общим названием "Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то: Черемис, Чуваш и Вотяков"18. Среди всех собранных автором сведений, где содержится информация об одежде описываемых им народов, впервые в научной литературе появляются упоминания элементов народной одежды (хошпа, сарпан, теветъ). Автор отмечает, что женские рубахи вышиваются по подолу. При этом зачастую автор не видит различия между одеждой трех народов, упомянутых выше, тем самым допуская ряд неточностей в описании чувашского народного костюма. Тем не менее, большую ценность для

10

исследователей культуры чувашей представляют помещенные в книге два рисунка с изображением чувашской женщины в праздничном наряде.

Также Г. Ф. Миллер посвящает небольшой отрывок своего текста и языческим обрядам чувашей, описывает устройство места для приношений: "Чуваши служат свою службу в местах, к которым, за густыми лесами, не инако, как с превеликою трудностию дойти можно"19. Автор говорит и о годовом празднике чувашей, перечисляет музыкальные инструменты, используемые чувашами при совершении обрядов и на праздниках (гусли, волынка, варган).

Наблюдения, сделанные Г. Ф. Миллером, были значительно дополнены и исправлены участниками последующих академических экспедиций периода 1768 - 1774 гг. Академией наук были разработаны маршруты для пяти экспедиций, из которых две (под руководством И. И. Лепехина и П. С. Палласа) охватили районы расселения чувашей.

Материалы, собранные участниками академических экспедиций, легли в основу научных трудов, а также первой сводной этнографической работы И. Г. Георги о народах России "Описание всех в Российском государстве обитающих народов", которые значительно обогатили раннее известные из сочинения Г. Ф. Миллера сведения о жизненном укладе чувашей, их культуре20.

Труды академиков содержат значительный объем информации об одежде чувашей. Работы И. И. Лепехина, И. Г. Георги, П. С. Палласа дополняют описания Г. Ф. Миллера более подробными деталями женского народного наряда (головного убора и костюма с украшениями). И. Г. Георги и И. И. Лепехин впервые отмечают, что одеяние девушек и женщин различаются: "девки носят платье похуже"21, "девицы носят на голове колпак бисерной, только без лопастей, и тем от замужних разнятся"22. И. И. Лепехин описывает мужские рубахи, которые "вышиваются около ворота и по заплечнику разноцветною шерстью"23. В работах И. Г. Георги и

11

П. С. Палласа словесная характеристика мужского и женского чувашского народного костюма дополняется их зарисовками.

Идея создания живописных иллюстраций народных костюмов получила развитие, и в 1774 году И. Г. Георги вместе с известным гравером Н. М. Ротом предпринял издание журнала-альбома с изображением одежды многочисленных народов России24, среди гравюр которого было четыре работы, посвященных чувашам.

Также впервые в работе И. Г. Георги, созданной по результатам экспедиций, дается характеристика занятий чувашей: "Они (чуваши - Т.С.) вели кочевую жизнь и пребывали в идолопоклонничестве: но теперь возлюбили все землепашество и постоянное на одном месте жительство"25.

Участниками экспедиций были собраны и новые данные о проведении праздников чувашами. Более того, И. Г. Георги приводит их первую классификацию: он разделяет праздники на "кереметные" (или общие), к которым относит жертвоприношения, и на "семейственные", к которым причисляет родильные, свадебные и похоронные обряды26. И. И. Лепехин впервые подразделяет жертвоприношения: на "всеобщие" богомолья, в которых участвует вся деревня, и "участные", которые совершаются в домашнем кругу. Последние, по его мнению, явились вариантом русских христианских годовых праздников, перенятыми чувашами после христианизации27.

Важно отметить, что в работе И. И. Лепехина впервые приводится подробное описание кереметища - места жертвоприношений чувашей. Место для него выбирается в лесу, подальше от жилья. Сам же кереметъ, по определению автора, - это "четвероугольная площадь, тыном или пряслами огороженная, и имеет трои ворота, с востока, запада и севера" . Описывая обряд жертвоприношения, исследователь обращает внимание на последовательность действий участников, молитвы, их сопровождающие, и обрядовую пишу. Также им впервые приводятся описания родильного,

12

свадебного и похоронного обрядов. При этом наибольший интерес вызывает описание свадебного действия.

В связи со свадебным обрядом И. Г. Георги упоминает и о музыкальных инструментах чувашей: "Пляшут же они по гуслям, по волынке и по губному органу"29.

Также в материалах академических экспедиций впервые содержатся краткие сведения о мифологии древних чуваш. И. Г. Георги характеризует иерархию чувашских богов. "Общаго бога называют они Тором, а супругу его Тор Аммашею (матерью божков). Между добрыми божками, кои считаются детьми и роднёю Тора, кажется Кереметь главнейшим...", "в числе богов злаго качества почитают они также Сатану (Шайтана)". "Нижшей статьи божков называют вообще Ирисинами. Они кажутся быть ангелами или обоготворенными людьми"30.

К периоду проведения "физических экспедиций" относятся и первые заметки И. Г. Георги о чувашском календаре, который имеет непосредственное отношение к обрядовому календарю: "Зима да лето составляют их год, начинающийся с нашим ноябрем месяцем. Годов они по порядку не числят, а месяцы (ойх) считают", "неделя начинается у них с пятницы (ама), которая есть притом и день их отдохновения, а среду называют кровавым днем (юнкон)"ъх.

Большое значение для изучения чувашского народа имела коллекция национальной вышитой одежды, собранная участниками академических экспедиций под руководством П. С. Палласа и переданная в Кунсткамеру в 1769 году. Предметы коллекции явились первыми экспонатами, демонстрирующими одеяния народов Среднего Поволжья и Приуралья (марийцев, мордвы, башкир и чувашей), и как составляющие самого древнего собрания явились ценнейшим материалом для изучения культуры вышеупомянутых народов.

13

Следует отметить, что научное собирательство первой половины XVIII века не имело специальной направленности на комплектование музейных коллекций. Поэтому собранные в Кунсткамере предметы не обрабатывались должным образом.

Особенностью вышеупомянутых работ является то, что исследователи описывают не один отдельно взятый народ, а группу народов, соседствующих территориально. Это, с одной стороны, затрагивает такую важную проблему, как взаимовлияние культур соседствующих народов, так как, по словам И. Г. Георги, расселенные "в Восточных странах небольшие народы сообразовались в слове и в одежде с теми народами кои им были порубежны"32. Кроме того, исследователи отмечают общие черты чувашской культуры с культурой черемисов, мордвы, татар. Но с другой стороны, на данном этапе такая постановка вопроса не позволяла более подробно изучить культуру каждого отдельно взятого народа. Зачастую исследователи не видели разницы между отдельными культурными явлениями разных народов, ссылаясь на их абсолютное сходство, что явилось причиной некоторых ошибочных описаний и выводов.

Первой же специальной работой, посвященной культуре чувашского народа, является работа К. С. Мильковича "О чувашах"33. Автор, будучи землемером, имел возможность непосредственно наблюдать жизнь чувашей. Очерк, написанный еще в 1783 году, но опубликованный лишь в 1827 году, был высоко оценен современниками автора и его последователями.

В своем сочинении К. С. Милькович главное внимание уделяет народной одежде чувашей, очень обстоятельно ее описывая, и перечисляет народные инструменты, которые имел возможность наблюдать в быту чуваш. Более подробно автор останавливается на родильных, свадебных и похоронных обрядах, в связи с чем приводит некоторые заговоры и заклинания. К. С. Милькович отмечает идолопоклонничество чуваш и почитание керемети, а говоря о праздниках, подмечает, что "празднествами

14

у них почитаются те самые дни, в которые бывают жертвоприношения и по умершим поминки"34.

Таким образом, в XVIII веке в результате интенсивного освоения территорий России, приобретенных ею на протяжении XVI — XVIII веков, осуществляется их повсеместное изучение. Для этой цели разрабатываются программы, руководства для сбора информации о народах, населяющих окраины Российского государства, характеризующиеся разносторонней направленностью. С созданием в 1725 году Академии наук по России организуется ряд экспедиций, основной задачей которых являлся сбор максимально полной информации о нерусских народах России. На основе материалов, собранных участниками экспедиции, появляются научные работы, не только дополнившие ранее известные данные о жизни и культуре нерусских народностей России, в частности, чувашского народа, но и впервые затронувшие и освятившие такие явления, как чувашские народные обряды, мифология, календарь. Наибольшее внимание исследователей в области изучения чувашской культуры привлекает народная одежда и языческие обряды, как наиболее экзотические проявления культуры народа. Ими были предприняты первые попытки обобщения и систематизации собранных материалов о языческих обрядах чувашей. Участниками экспедиций собирается первая коллекция народной одежды. Но в связи с тем, что организация экспедиций была продиктована, в первую очередь, необходимостью освоения необъятных просторов России, исследователи не ставили перед собой задачи специального изучения народного искусства, в том числе и искусства чувашского народа. В результате изучение чувашского народного искусства на данном этапе было неотделимо от описания других сфер жизни народа.

Качественно новый этап в изучении народного искусства чувашского народа начинается в XIX веке. В первую очередь это связано с открытием в 1804 году Казанского университета. Дело в том, что в конце XVIII - первой

15

половине XIX века в России законодательно оформилась система просвещения и образования, согласно которой университеты стали основными научными центрами, распространявшими научные достижения и руководившими организацией научного процесса в стране35. В соответствии с "Предварительными правилами народного просвещения", утвержденными Александром I в 1803 году, университеты должны были "стать центрами учебных округов, на которые делилась Россия, и курировать все учебные заведения на территории своего округа"36, в связи с чем возникла необходимость открытия новых университетов. Одним из таких высших учебных заведений, третьим по России, явился основанный в 1804 году Казанский университет, ставший научным центром обширной территории Казанского учебного округа, включавшего Поволжье, Урал, Сибирь и среденеазиатские области . Многонациональность состава населения учебного округа поставила вопрос о необходимости изучения всего многообразия культуры народов, проживавших на данной территории. Как отметил профессор П. С. Кондырев, секретарь Казанского общества любителей общественной словесности: "Мы живем между многими иноплеменными народами<...>. Татары, чуваши, черемисы, мордва, вотяки, зыряне окружают нас<...>. Мы удобнее можем иметь касательно языка или словесности их сношения и из оного делать употребление. Как полезно собирать различные песни сих народов, сказания, записки, повести, книги, надписи и т.д. И все сие еще весьма ново" . Также П. С. Кондырев указывает на необходимость тщательного и кропотливого изучения истории, быта, верований, обрядов многочисленных народов края.

С этой целью при университете учреждаются различные научные общества. Прежде всего, в 1878 году Общество археологии, истории и этнографии, а затем Общество естествоиспытателей, Археологическая комиссия и т. д. В их штате числились такие ученые, как Н. И. Золотницкий, В. К. Магницкий, И. Я. Зайцев, И. Н. Юркин, Н. В. Никольский,

16

Н. И. Ашмарин и многие другие. В местной печати, в особенности в научных журналах, выходящих при Казанском университете ("Казанские известия" (с 1811 г.) и его приложении "Казанский вестник" (с 1822 г.), "Ученые записки Казанского университета" (с 1834 г.), широко публикуются источники по народной культуре, песни, сказки и некоторые предания народов Поволжья в переводе на русский язык39. Многие преподаватели, научные сотрудники, работавшие в университет в первой половине XIX века (И. Ф. Эрдман, К. Ф. Фукс, В. А. Сбоев), известны как исследователи быта и искусства народов Поволжья и чувашей в том числе.

Первой монографией о чувашах, содержащей богатый фактический материал и вызвавший широкий интерес общественности, стала работа А. А. Фукс "Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии"40. Труд принадлежал казанской поэтессе, увлекшейся изучением жизни народов Поволжья (в особенности чувашей и марийцев) под влиянием своего мужа К. Ф. Фукс, преподавателя Казанского университета. Исследование содержит впечатления поэтессы от ее поездки в Чебоксарский уезд Казанской губернии, представленные в эпистолярной форме, в виде писем к мужу. Самим фактом создания подобной работы А. А. Фукс полемизирует с исследователями, которые высказывали сомнение в необходимости изучения языка и культуры "племен малозначительных, ничтожных, коснеющих исстари в грубом невежестве"41. Автор отмечает, что на ее взгляд, "ни один город в Казанской губернии не имеет столько своих собственных народных обычаев, как Чебоксары"42. В подтверждение своей мысли она описывает несколько народных праздников и обрядов чувашей (свадьба, поминки, моления об урожае). Впервые в литературе, посвященной чувашам, появляется описание главного чувашского моления "синзя", проводимого в период цветения хлебов, и "моления хлебов" по окончании молотьбы. Исследователь также дополняет ранее известный перечень музыкальных инструментов, звучащих на праздниках и при исполнении обрядов, указывая

17

на пузырь, гудок и дудку. При описании одежды чувашей впервые автор упоминает название одного из элементов женского костюма - туфья, а также высоко оценивает вышивки чувашек: "они мастерски вышивают <...> шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой"43. В связи с этим А. А. Фукс говорит о природном даре чувашей к художественному творчеству, которое, по ее мнению, выражается в создании самодельных предметов украшения, своеобразного одеяния, оригинального чувашского орнамента, импровизированных песен.

Что касается поэтического творчества, автор утверждает, что традиционные песни у чуваш отсутствуют, что чуваши знают очень мало песен, которые живут "только в их воображении"44. Также поэтесса высказывает мнение, что "у сего народа не находится ничего, похожего на литературу, ибо они не имеют ни букв, ни преданий исторических, но ограничиваются одними народными песенками, - большей частью

„45 ~

унылыми , и приводит несколько песен, предоставленных ей Д. П. Ознобишиным. Сам Д. П. Ознобишин высоко оценивал поэтическое искусство чувашского народа, а чувашского народного певца Хведи, со слов которого и записал несколько песен, называет "нешлифованным алмазом". Хотя А. А. Фукс в самом начале своей работы заявляет о том, что не претендует на неоспоримость и абсолютную правильность своих наблюдений, по словам В. Д. Сбоева, ее последователя, в "Записках..." есть много дельного. Так, например, писательница одной из первых отмечает, что "чувашский народ делится на два главных племени: Вереали и Анатри"46, обосновывая подобное разделение лингвистическими различиями диалектов. Значительный вклад в дело изучения жизни чувашского народа внес В. А. Сбоев, адъюнкт-профессор русской словесности Казанского университета. Знание нравов и обычаев чувашей позволило ему в специальных исследованиях обобщить, критически оценить труды своих
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25066.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.