У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Декоративное искусство России XX века
Количество страниц 228
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25078.doc 
Содержание Содержание
Введение 3

Часть I. Работа художников над декоративной формой и предметными изделиями в первой половине XX века.

Глава 1. От станковой живописи - к керамике и фарфору.

Приобщение декоративного творчества к народным традициям(кон. XIX - нач. XX века).

Глава 2. Новаторское формотворчество художников авангардных направлений (1910-1920-е годы).

Глава 3. Искусство фарфора и стекла и индивидуальные почерки художников (1918 - 1941 гг.).

Часть П. Формирование современных принципов декоративного искусства (конец 1950-х- 1960-е годы).

Глава 1. Обновление форм и образов массовых изделий. «Керамический бум».

Глава 2. Взаимосвязь красоты и пользы. 121

Часть III. Расцвет отечественного декоративного искусства (1970-1990 годы).

Глава 1. Декоративная керамика как пластическое искусство. 136

Глава 2. Пластически-пространственные принципы современного художественного стекла.

Глава 3. Массовый и уникальный фарфор. 184

Глава 4. Традиционный гобелен и «новая таписсерия», их роль в организации пространственной среды.

Заключение 221

Библиография 228

Введение



ВВЕДЕНИЕ.

Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Однако осмысление этой области творчества с теоретических позиций относится к новейшему времени. Осознание, что декоративное искусство есть особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание, приходит лишь в XX веке.

Художественный мир всех крупнейших эпох Древнего Востока, Античной Греции и Рима, Средневековья и Ренессанса, Классики и Модерна невозможно охарактеризовать без учета стилистики декоративного искусства (до недавнего времени именовавшегося декоративно-прикладным), тем не менее во всемирной истории искусств оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается как вид художественного ремесла и промышленного производства, часть оформления архитектуры либо убранства интерьера. Керамика - как изделия гончаров, деревянные изделия - как работы резчиков, фарфор - как фабричная продукция, текстиль и светильники - как часть интерьера. В принципе это справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и ремеслом.

Однако трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и архитектура, а

декоративно-прикладные - мебель, посуда, текстиль, костюм лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом "высоких искусств". Такая позиция вызывает возражение у художников и искусствоведов, занимающихся изучением декоративного искусства.

Знаменательно, что впервые его высказал русский критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. Он писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах, в статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается остального, то можно расправляться как ни попало, дескать, дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом себе искусство существует лишь там. где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал и так до последнего предмета: там уже, наверное, будет значительна и интересна по мысли и по форме и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественными были мелкие общежитейские предметы, там и искусство еще растет на песке, не пустило еще настоящих корней...»1

Тем не менее, до сих пор недооценивается роль и место декоративного искусства в культурном пространстве эпохи. В иерархии визуальных искусств ему, как правило, отводится второстепенное место. Не учитывается его большая роль в формировании стилистических принципов предметно-пространственной среды своего времени, его

влияние на эстетические вкусы, идеалы и духовную атмосферу общества.

Ф О значении декоративного искусства писал известный историк

искусства нашего времени Александр Борисович Салтыков: «Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до него нехудожественные вещи художественными; тем самым формируя сознание, духовный облик человека!»2 Преображение материальных предметов в художественные,

* приобщение их к миру духовных ценностей - важнейшая функция декоративного искусства. Она служит исходной позицией современной теории декоративного искусства.

Задачей данной искусствоведческой работы является исследование роли декоративного искусства в формировании предметного мира и сложении стиля пластически-пространственной среды в России в XX веке, его значения в развитии новаторского 4 формообразования и современного образно-пластического языка, его

места в прогрессивном движении общего художественного процесса своего времени.

В диссертации проводится комплексное исследование современного декоративного искусства, устанавливается периодизация его развития в контексте социально-культурной обстановки в России прошедшего столетия.

# Внимание автора сосредоточено на нескольких, наиболее характерных областях декоративного творчества, таких как декоративная керамика, фарфор, художественное стекло, гобелен и другие виды текстиля, выделены имена крупнейших художников и

т проанализированы их индивидуальные почерки; рассмотрена их работа

над образцами утилитарных изделий для массового производства и создание самоценных декоративных произведений.

Декоративное искусство рассматривается в его связях, с одной стороны, с традициями национальной народной культуры, с другой - с художественными тенденциями в изобразительном искусстве и архитектуре и интерьерной среде.

Наибольшее внимание уделяется уникальному авторскому творчеству в разных областях декоративного искусства - созданию образно-ассоциативных художественных произведений из стекла и хрусталя, пластических композиций из керамики, новых форм фарфора, классических гобеленов и экспериментов с текстилем, представляющих креативное направление в современном художественном процессе.

Нельзя не учитывать, что изучаемый материал в его основной части относится к советскому периоду, когда российское культурное пространство включало искусство национальных республик, входивших в состав СССР. В связи с этим при рассмотрении проблематики декоративного искусства II половины XX века в диссертации привлекаются отдельные примеры творчества художников Украины, Белоруссии, республик Закавказья, Прибалтики и Средней Азии.

Исследование художественно-образной системы декоративного искусства советского периода имеет особое значение, поскольку этот вид искусства не подвергался идеологическому давлению, не подчинялся канонам соцреализма в той мере, как изобразительное искусство, а представлял, в известной мере, свободное поле творческой деятельности. Оперируя условной формой и ассоциативно-метафорическим языком, декоративное искусство было в своем роде экспериментальной лабораторией для других видов творчества и выражало интеллектуальные искания и мировоззренческие концепции

своего поколения. Это позволяет сделать вывод о чрезвычайно значимой роли декоративного искусства в современной отечественной культуре.

В традиционном искусствознании, в истории искусства принят термин декоративно-прикладное искусство для обозначения художественного оформления предметных изделий и среды. Но эпитет «прикладное» не выражает сути творчества художников XX века. В современном искусствоведении и критике используется термин декоративное искусство как расширительное понятие, обнимающее различные виды творческой деятельности, связанные с художественным моделированием и оформлением окружающей человека предметно-пространственной среды. Теория современного декоративного искусства фактически сформировалась в 1950-е - 1960-е годы, когда оно выделилось в особую сферу творчества художников и определилось его профессиональная специфика. Когда стало осознаваться не только утилитарное, но и чисто эстетическое значение декоративного искусства в контексте культуры.

Исторической миссией декоративного искусства является художественное оформление материальной среды. Смысл и задача декоративного искусства - привнесение художественности, эстетических качеств в окружающее человека жизненное пространство: в предметный мир, в жилую среду, в оборудование и технические средства. Цель декоративного искусства - создание комфортных условий жизнедеятельности человека как в физическом, так и в психологическом отношении, поэтому органическое соединение красоты и пользы в едином художественном объекте — его важный принцип. Один из теоретиков искусства В. Аронов назвал его

«Кентавром», соединяющим в одно неразрывное целое утилитарное и эстетическое начала, физическую, природную и интеллектуальную Ф творческую сущности.

Декоративное искусство связано с созданием материальных предметов, и в профессиональные обязанности творцов входит владение материалом, техникой исполнения. Материал, его пластические свойства, приемы обработки - основы художественного языка.

Хотя по исторической традиции декоративное искусство входит в

-* систему изобразительных искусств, его многое от них отличает.

Декоративное искусство не изображает, а преображает мир — это его

принципиальное отличие. Произведения декоративного искусства

строятся не по подобию реальных природных явлений, как это присуще

традиционной реалистической живописи и скульптуре, а скорее по

архитектурному принципу, как формирование «второй природы», т.е.

согласно художественным закономерностям построения формы, ее

? архитектонике, ритму, пропорциональным соотношениям. В этом

смысле их можно назвать «малой архитектурой».

Важнейшей задачей декоративного искусства является формирование предметного мира, окружающей человека жилой среды. В этой сфере встает непростая дилемма. Бытовые предметы - мебель, посуда, текстильные изделия, украшения — обладают традиционными архетипами, связанными с устойчивыми функциональными привычками ф и эстетическими представлениями людей. Их необходимо учитывать. В

то же время растет потребность в обновлении стилистики и окраски предметной среды, в ее преображении. Эту проблему должно решать современное художественное формообразование.

ф Следует отметить еще одно важное различие двух названных

видов творчества: изобразительное искусство в его классическом

ft

качестве создает на плоскости иллюзию мира, изображает жизненное пространство, в которое мысленно вовлекает зрителя, а декоративное создает и художественно преображает реальное пространство, в котором физически существует человек. Поэтому столь велико влияние декоративного искусства на человека, на его мироощущение, на эстетические вкусы и всю духовную сферу.

Для нашего времени характерно энергичное вторжение техники в повседневную жизнь людей, и это расширяет область применения творческих сил художника. Адаптация человека к новейшим достижениям цивилизации также входит в задачу декоративного искусства.

Кроме технического прогресса, XX век отличается стремительным развитием производства бытовых товаров, расширением предметного ассортимента, ставящим перед потребителем нелегкую проблему выбора. Вместо единого стиля или моды к концу века наблюдается чрезмерно широкая и пестрая, эклектичная картина массовых товаров. Перед художником встала новая задача — дать людям художественные ориентиры, некий компас, чтобы разобраться в хаосе рыночной продукции, чему способствует расширение авторской творческой работы над уникальными произведениями и большая выставочная деятельность. В этой сфере формируются общие эстетические принципы предметного искусства, предлагаются гармоничные сочетания вещей в ансамбле. В подтверждение нашей мысли приведем высказывание Н. Воронова: «Носителем материальной и духовной культуры мыслится именно декоративное искусство, оно дает не только образцы в буквальном смысле, но в первую очередь образцы вкуса, образцы стиля и идейно-художественного качества»3. Еще в 60-е годы известный теоретик искусства К. Кантор сформулировал концепцию,

что «декоративное искусство посредством уникальных выставочных вещей выражает общественный эстетический идеал быта и образа жизни людей»4.

Такая расширительная программа роли декоративного искусства в современном обществе поднимает его статус. Реальная практика подтверждает, что поле деятельности художников декоративного искусства расширяется и возрастает их роль в становлении современной культуры.

В XX веке, в эпоху бурного технического и социально-культурного прогресса значение и роль декоративного искусства особенно возросли, расширились области его влияния, углубились смысловые и символические значения произведений из стекла, керамики, текстиля, усложнился их пластический и образный язык.

Прежде всего это связано с тем, что чрезвычайно расширилась сфера материальной культуры, поднялся уровень всего комплекса предметно-пространственной среды, переход от ручного изготовления -к промышленному, от единичного образца - к массовому изменил саму сущность вещи. Встала проблема новых принципов формообразования предметных изделий, возникают новые приемы проектирования образцов мебели, посуды, текстиля, с учетом экономических, эргономических, коммерческих факторов. Формируется «современный стиль» предметной формы и художники декоративного искусства принимают активное участие в его утверждении.

(О правомерности этого термина до сих пор идут споры теоретиков и критиков, но автор данной работы убежден, что термин «современный стиль» достаточно точно характеризует формальные приемы и образный строй как произведений декоративного искусства, так и всего предметного мира и жилой среды.)

10

Декоративное искусство в контакте с архитектурой, проектированием интерьерной среды способствует формированию современного предметного мира.

Важнейшую роль в этом процессе сыграли деятельность "Баухауза" в Германии и ВХУТЕМАСа в России. Собравшиеся в этих школах прогрессивные архитекторы и художники провозгласили принципами своего творчество единство искусства и техники, художества и науки, архитектуры и предметного проектирования, освоение новых материалов и создание новых форм вещей. Они определили параметры современного стиля и принципов формообразования материального мира XX века, сыграли основополагающую роль в сложении нового пластического языка.

Следует оценить и вклад в современный стиль предметного искусства художников русского авангарда 1910-1920-х годов. Пропагандируя абстрактный язык искусства, систему супрематизма, К. Малевич и его последователи не стремились к отрыву от реальности, а исповедовали идею жизнестроения, преображения жизни средствами нового искусства. В результате, они обращаются к "деланию вещей" на основе нового формообразования. Созданных ими образцов немного, но они принципиально важны, поскольку предлагают новые пластические идеи и мотивы оформления традиционных утилитарных вещей.

Наиболее значительным для развития современного декоративного искусства является 2-я половина XX века, когда предметное творчество активно выходит на арену культурной жизни. Конец 1950-х - 1960-е годы в нашей стране отмечены большими переменами как в социальной, так и материальной жизни общества.

Принципиальные изменения происходят в советской архитектуре. Она осваивает новые конструкции и материалы, приобретает

11

функциональные формы, отказывается от традиционных ордерных элементов и украшений, язык жилого строительства становится скупым, деловитым, аскетичным. В этих условиях основная роль в создании комфортной среды для обитания человека падает на предметный мир, на бытовые вещи, на убранство интерьера. В поисках контакта с архитектурой мебель, посуда, текстиль, светильники освобождаются от чрезмерных украшений и обильной орнаментации и приобретают простые, конструктивные формы, пластичные силуэты, лаконичные цветовые акценты. Функциональность, соответствие реальным жизненным потребностям становится программой проектирование вещей. Так при активном участии декоративного искусства шло формирование нового стиля предметно-пространственной среды.

Отказ от традиционных оформительских приемов, "борьба с украшательством" расчистили поле для дальнейшей творческой и поисковой работы художников - прикладников. Важным фактором явилось появление большого числа молодых художников разных специальностей - керамистов, стекольщиков, текстильщиков, ювелиров-профессионалов с высшим образованием. Энергично заработали высшие учебные заведения художественно-промышленного направления. В 60-е годы целое поколение молодежи после окончания вузов пришло на заводы и фабрики, выпускающие товары народного потребления, где были организованы художественные лаборатории и конструкторские бюро. Они приступили к обновлению ассортимента и художественного оформления массовых изделий. Фарфоровая и стекольная посуда, мебель и осветительные приборы, ткани и ковры, ювелирные изделия и украшения интерьера приобрели новые формы в духе современного стиля и обновили бытовую среду населения, освежили атмосферу массового жилья. Декоративное искусство в

12

период «хрущевской оттепели» сыграло значительную роль в обновлении социально-культурной обстановки в советской стране.

Однако отечественные предприятия при низкой технической оснащенности не были готовы к исполнению творческих замыслов художников, новые образцы в незначительном количестве выпускались массовым производством. Используя производственную базу стекольных, фарфоровых, текстильных заводов и фабрик художники начинают работать над выставочными декоративными произведениями.

Из общего потока выделяется особая область - создание уникальных авторских произведений внеутилитарного характера. Это объекты свободного самовыражения в разных материалах, так называемое декоративное-станковое искусство, предназначенное для выставок, музейного экспонирования, оформления общее! венных интерьеров. Такие произведения, обычно именуемые керамопластикой, стеклопластикой, новой таписсерией, получили наиболее широкое и интенсивное развитие в 70-80-е годы. Независимые от утилитарной функции, подчиняющиеся только творческой воле художника и мастерству его рук, они открыли простор для экспериментов с материалом и пластикой, для проявления индивидуальных замыслов и почерков авторов. В этих художественных композициях ставятся задачи поиска новых форм выражения, концептуальных решений, знаковых и метафорических образов, лежащих в русле современного направления художественной культуры.

Таким образом, произошло деление искусства на две ветви: уникальное декоративно-станковое и предметно-прикладное, каждая со своей социально-культурной миссией. Их значение удачно сформировал профессор Н.В. Воронов: "Уникальное двигает развитие искусства

вперед, прикладное же, опираясь на этот эстетический эталон, развивает искусство и культуру вширь"J.

1970-1980-е годы можно назвать периодом расцвета отечественного декоративного искусства в его авторском уникальном варианте. Энергично и своеобразно развиваются многие его виды: декоративная керамика, художественное стекло, гобелен и расписной текстиль, чеканка, ювелирное дело, уникальный фарфор. Ведутся художественные и технические эксперименты с традиционными материалами: глиной, стеклом, металлом. Развиваются новые пластические формы и композиции в керамике. По-новому трактуются оптические и пространственные возможности стекла. Традиционный гобелен приобретает необычные фактуры, новые приемы ткачества, оригинальные декоративно-пространственные формы. Фарфор отмечен новаторскими приемами формообразования и живописных решений. В декоративных произведениях активно проявляет себя индивидуальный почерк творца.

Декоративное искусство приобщается к основным направлениям и проблематике изобразительного искусства и вступает в контакт с авангардными течениями современной пластической культуры. Так складывается художественный феномен XX века - современное авторское творчество, реализуемое в традиционных материалах: керамике, стекле, фарфоре, текстиле. Уникальные декоративные объекты содержат большой заряд творческой энергии художника. В них идут поиски нового взаимодействия с реальностью, отражаются интеллектуальные размышления и метафизические ощущения автора, его рефлексия на окружающий мир. Это позволяет назвать современное декоративное искусство одним из полноправных видов визуальных искусств XX века.

14

К истории вопроса

Как уже упоминалось выше, обращение искусствознания к специальным вопросам декоративно-прикладного искусства произошло в XX веке, а формирование его теории и критики, разбор его современного состояния активизировался фактически в 60-70-е годы. Большую роль в этом сыграл журнал "Декоративное искусство СССР" («ДИ СССР»), основанный в 1957 году, в котором стали систематически печататься статьи по теории и практике декоративного искусства, проводиться дискуссии о тенденциях его современного развития, анализироваться творческий процесс, регулярно освещаться выставки декоративного искусства и печататься творческие портреты крупнейших художников и молодых авторов. На страницах "ДИ СССР" фактически было сформировано понятие "феномена" современного декоративного искусства и намечена его основная художественная проблематика. Журнал выходил ежемесячно вплоть до 1993 года и вокруг него сложился круг авторов-искусствоведов, которые стали специалистами по декоративному искусству. Автор данной диссертации, работала в должности заведующего отделом и члена редколлегии журнала "ДИ СССР" в течение 35 лет со дня его основания, организуя материалы и редактируя статьи по проблемам современного декоративного искусства и художественной промышленности. Данное исследование не могло бы состояться без погружения в материал современной художественной практики, которой предоставляла автору работа в этом журнале.

Одним из первых российских ученых, посвятивших свои труды в 1950-1960-е годы проблемам декоративно-прикладного искусства, был Александр Борисович Салтыков. Он поставил вопрос о своеобразии и

15

условности образного языка предметного искусства и его роли в познании окружающего мира. Современному декоративному искусству, анализу основных его направлений и творчества многих художников, так же развитию дизайна посвятил многочисленные книги и статьи, известный знаток искусства, профессор Н.В. Воронов. Глубоким пониманием проблематики современного декоративно-прикладного искусства и широкой эрудицией отмечены работы К.А. Макарова. Интересное освещение вопросов теории и практики декоративного искусства получили в книгах и статьях К.М. Кантора, В.Р. Лронова, М.С. Кагана, В.П. Толстого, Н.С. Степанян, М.А. Некрасовой.

Выделим книгу доктора искусствоведения Н. Степанян "Искусство России XX века" (1999), в которой декоративное искусство рассматривается в контексте и взаимосвязи со всей изобразительной культурой своего времени (что методологически очень близко автору диссертации). Среди изданий 1930-х годов отметим труд Д. Аркина "Искусство бытовой вещи", впервые подвергшему искусствоведческому исследованию предметный мир индустриальной эпохи.

Долгое время в советской науке замалчивалось творчество художников-авангардистов 20-х годов и деятельность ВХУТЕМАСа, и лишь начиная с конца 1960-х годов в статьях, а затем и в книгах оно подверглось исследованию и получило заслуженную оценку. Открытие этого интересного периода художественного проектирования принадлежит прежде всего Л. Жадовой, а также, в дальнейшем, А. Стригалеву, А. Абрамовой, А. Лаврентьеву. Исчерпывающий материал об опыте 20-х годов собран и проанализирован в книге СО. Хан-Магомедова "Пионеры советского дизайна" (1995).

Искусство фарфора всегда было в поле внимания российского искусствознания. Отметим, например, раритетное издание 20-х годов

"Фарфор Государственного завода" (автор текста Э. Голлербах) с рисунками И. Рерберга и С. Чехонина. Авторитетным специалистом и знатоком фарфора является Л. Андреева, автор ряда фундаментальных публикаций и каталогов по советскому и русскому фарфору. О художниках-фарфористах издано ряд монографий и альбомов, среди них с текстами Б. Эмме, А. Лансере, И. Чижовой, М. Тихомировой, Р. Мусиной, В. Черного, Т. Астраханцевой и других.

Аналитиком художественного стекла является доктор искусствоведения Л. Казакова, ей принадлежат многие книги и статьи о российском и зарубежном стекле. Она - специалист, владеющий информацией о современном мировом стекольном движении и его мастерах.

В советский период издано несколько монографий, посвященных художникам стекла, они написаны Н. Вороновым, Н. Николаевой, Н. Степанян, К. Кантором, А. Павлинской, Н. Василевской.

Современный гобелен - тема исследований В. Савицкой, которая систематизировала и проанализировала этот многообразный материал. О текстиле, костюме и гобелене написаны книги Т. Стриженовой. Крупным специалистом по истории костюма была М. Мерцалова. О декоративной керамике было опубликовано множество статей, в том числе М. Изотовой, Д. Немчиновой, Ю. Маркиным, В. Мейландом, а также автором данной работы.

В 80-х годах институтом истории искусств выпущено двухтомное издание "Советское декоративное искусство", содержащее краткие очерки по основным его видам3.

Названные искусствоведческие труды (кроме последнего) касаются отдельных видов декоративного искусства, являются монографическими и заканчиваются практически на 1970-х годах.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25078.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.