У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Мастерские флорентийский скульпторов раннего Возрождения
Количество страниц 236
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25084.doc 
Содержание Содержание
Оглавление.

Введение...2

Глава I. Организация работы скульпторов в Италии XIII-XIV веков.. .24

- Общие условия деятельности скульпторов...24

- Скульпторы в строительной комиссии городского собора...30

- Городская скульптурная мастерская...47

Глава П. Становление индивидуальной авторской мастерской во Флоренции первой половины XV века...64

- Внешние факторы развития мастерской...64

- Мастерская Лоренцо Гиберти...73

- Мастерская Донателло...87

Глава III. Разнообразие мастерских во Флоренции 1440 - 1460 годов ...108

- Мастерские Бернардо Росселлино, Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле...108

- Мастерская Дезидерио да Сеттиньяно...115

- Мастерская Луки делла Роббиа...120

Глава IV. Скульптурно-живописные мастерские во Флоренции

последней трети XV века...133

- Мастерская Антонио Поллайоло...134

- Мастерская Андреа Верроккио...143

Заключение. Мастерская скульптора: от средних веков к

Возрождению...181

Примечания...193

Библиография...236

Введение



Введение.

Наличие мастерской является неотъемлемой частью художественной практики мастеров средневековья и Возрождения. Масштабы художественных начинаний, особенности материалов и присущих тому времени технологий обуславливали необходимость коллективной работы над произведениями и невозможность создания их силами одного человека. Поэтому творческий метод художника неизбежно существовал в контексте коллективного процесса. Это обстоятельство сохраняет свое значение не только в период средних веков, для которого были характерны имперсональность художника, анонимность творчества, работа по образцам и многое другое, ограничивающее возможности одной личности, но и в эпоху Возрождения, которая является эпохой индивидуализма и ярких личных достижений.

Достоверно известно, что практически все произведения великих мастеров Возрождения, так же, как и средневековые, созданы в мастерской, то есть в той или иной степени коллективно. Но сами произведения, созданные таким образом, тем не менее, индивидуальны и неповторимы, несмотря на то, что контакт мастера с материалом был во многом опосредован особенностями технологического процесса и участием в работе ассистентов.

Все это говорит о том, что мастерская играла существенную роль в практике ренессансных мастеров, но ее наличие не препятствовало индивидуальной реализации мастера, что ставит перед исследователем ряд вопросов. Какую именно роль играла мастерская в творческом методе ренессансного мастера? Как взаимодействовали внутри общего процесса создания произведения индивидуальность мастера и более ограниченные возможности его ассистентов? Как был организован процесс работы, в результате которого законченное

2

произведение производило впечатление целостного и «авторского», созданного «на одном дыхании». Другими словами, основная из интересующих нас проблем - это выделение индивидуального творческого метода из обусловленных объективными историческими обстоятельствами средневековья коллективных форм работы художника.

Как будет видно из историографического обзора, тема мастерской многогранна, имеет множество аспектов, с каждым из которых связаны отдельные направления исследований. Мастерская художника Возрождения, так же, как и в Средние века, вынуждена была совмещать в себе множество функций, которые впоследствии возьмут на себя другие специализированные структуры, освободив от них мастера. При этом одни стороны ее бытования не исключают и не отменяют других. Так, мастерская часто совпадала с семьей. Мастерская гарантировала мастеру и определенный социально-правовой статус. В отсутствие структуры посредников мастерская вынуждена была осуществлять прямое взаимодействие с заказчиками, быть своего рода «бизнесом», экономическим предприятием. Практически весь технологический процесс от приготовления материалов и нужных инструментов до собственно создания произведения был сосредоточен в мастерской. Мастерская была для художников школой при отсутствии специальных учебных заведений и связующим звеном с традицией. Наконец, для мастера мастерская была таким же инструментом самореализации, как собственно инструменты, таким же жизненно необходимым и не менее сложным. Другими словами, мастерская была синтетическим образованием, в сжатом, сконцентрированном виде включавшим в себя многие элементы художественной жизни.

В определенном смысле мастерская является «проблемой второго плана» по сравнению с изучением творчества мастера. Несмотря на то,

что произведение искусства - самое объективное из того, чем располагает история искусства, его восприятие и интерпретация неизбежно связаны с субъективным суждением того, кто воспринимает. Мастерская же является своеобразной «материализацией» творческого метода мастера, она дает возможность найти более «осязаемые», чем наши индивидуальные впечатления, подтверждения того, что проявляется в произведениях. Параметры мастерской отражают творческий метод мастера, и потому одно дает возможность судить о другом. Мастерская, будучи ближайшей к мастеру средой, в каком-то смысле сама является его произведением. Она служит отражением и подтверждением того, что мы видим в произведениях: способностей мастера, степени их реализации, а так же его целей и задач.

В практическом плане изучение мастерской способно пролить свет на принципиально важный вопрос о способах распределения работ в мастерской. От его решения, по существу, зависит правомерность тех или иных атрибуционных подходов. Стремясь различить руки мастера и ассистентов в пределах одного памятника, часто руководствуются тем, что разделение работ в мастерской происходило по принципу: «один мастер - одна фигура», «один мастер - одна сцена», который на самом деле не является доказанным и очевидным. Более того, методы работы, выявленные при рассмотрении больших художественных проектов, заставляют предполагать наличие и других принципов разделения труда. Вообще, более существенным и более адекватным самому творческому процессу представляется вопрос о способе взаимодействия различных исполнителей внутри произведения, а не об их разделении.

Наша работа строится на анализе и систематизации материала, зачастую разнородного, который позволяет реконструировать интересующие нас аспекты деятельности мастерской. Сама возможность изучения мастерской связана с накоплением наукой

большого количества фактов (этим, во многом, объясняется относительно недавний специальный интерес к этой проблеме). Для реконструкции процесса создания произведения требуются данные технологических экспертиз, которые проникают в его физическую структуру, позволяя судить о том, что не видно невооруженному глазу: об отдельных этапах его создания, о числе рук, участвовавших в работе. Необходимо также наличие документов, которые позволяют идентифицировать ассистентов мастера, судить о численности мастерской и степени участия того или иного художника в процессе работы. Тщательный анализ подготовительных стадий, связанных с рисунками и моделями в скульптуре также проливает свет на интересующие нас проблемы.

К настоящему времени накоплено большое количество такого материала. Исследование проблем, связанных с ренессансной художественной мастерской, имеет свою историю. Но, прежде чем перейти к историографии, следует хотя бы кратко остановиться на письменных источниках. Важной группой источников,

способствующих изучению мастерской, являются сопровождающие процесс создания и бытования произведений искусства деловые документы, как официальные, так и частные. Тексты контрактов (особенно подробные и многословные, когда речь идет об общественных заказах), платежные документы, расписки, налоговые декларации, завещания - все эти источники отражают обстоятельства жизни мастера и его произведений, могут содержать в себе сведения о продолжительности работ, об их ходе, о количестве ассистентов мастера, об уровне их оплаты, условиях и характере сотрудничества с мастером, а также многом другом. Как правило, такие документы изучаются в контексте творчества конкретных художников или отдельных памятников и публикуются в соответствующих монографиях и статьях.

Поскольку мастерская является ближайшей к мастеру средой, то наиболее ценными из письменных источников по ее изучению представляются свидетельства самих художников. Из-за отсутствия традиции и условий, необходимых для письменной фиксации художественной практики в средние века, количество доренессансных источников такого рода невелико.

Для средневековой литературы об искусстве характерно, условно говоря, разделение тематики, которое в дальнейшем будет стираться. Сочинения художников касаются только профессиональных вопросов, их авторы описывают материалы и способы обращения с ними и не касаются теоретических аспектов, восприятия, «содержания» произведений. Напротив, в теологических сочинениях обсуждаются теоретические аспекты: о сущности красоты, о природе прекрасного, о восприятии, о возможностях человеческого зрения, но они редко затрагивают конкретные произведения и тем более обстоятельства их создания.

Для нашей темы ценность, в первую очередь, представляют сочинения художников. Важнейшим из трактатов позднего средневековья является «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини1. Он написан для художников, и раскрывает «объективные» особенности технологических процессов, учебных занятий, а также содержит в себе элементы личного мнения автора по разным профессиональным вопросам.

В эпоху Возрождения увеличивается количество пишущих художников2, что связано с их вовлечением в орбиту гуманистических интересов и с появлением интереса к подобным текстам со стороны заказчиков и коллег. Сочинения художников XV века принадлежат уже к совершенно иному жанру, нежели средневековые. Они заполнили собой существовавший в средневековье разрыв между тем, что было важно для художников, и тем, что интересовало зрителей, найдя темы,

актуальные для тех и для других. Наряду с сохранившимися, но существенно сократившимися в объеме, элементами практического руководства, в трактатах по искусству появляются и постепенно начинают превалировать автобиографические, естественнонаучные, исторические, эстетические и гражданские мотивы, что можно видеть в «Комментариях» Гиберти, в посвященных архитектуре, скульптуре и живописи трактатах Альберти, «Трактате о живописной перспективе» Пьеро делла Франческа . Никто из названных авторов не ставит целью описание непосредственных черт собственной художественной практики, однако, это невольно происходит, что придает особенную ценность такого рода свидетельствам.

В XVI столетии на порядок увеличивается количество литературы об искусстве, более разнообразными становятся ее жанры, намечается тенденция к специализации. Характерно, что основными ее авторами оставались художники или люди, владевшие этой профессией наряду с другими. Увеличивается число трактатов, предназначенных для специалистов и трактующих узко профессиональные вопросы. К ним можно отнести сочинение Помпонио Гаурика4 о скульптуре, трактаты Бенвенуто Челлини5 о скульптуре и ювелирном деле, многочисленные архитектурные трактаты. По ним, как и по более ранним текстам, можно судить о технологических аспектах работы над произведением. На фоне узко профессиональных трактатов выделяются записи Леонардо да Винчи, касающиеся множества самых разных практических и теоретических вопросов6.

С другой стороны, популярность приобретает жанр жизнеописаний. Автобиография Бенвенуто Челлини7, биография кумира эпохи Микеланджело, написанная его учеником Асканио Кондиви8, и пятитомное «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари содержат множество

интересных сведений, полезных и при изучении мастерской. Относиться к таким текстам, тем не менее, следует с осторожностью, поскольку они написаны больше по законам литературы, нежели истории искусства, и с легкостью жертвуют достоверностью фактов ради логики развития сюжета и произведения на читателя нужного автору впечатления. По той же причине основное внимание в таких текстах уделяется не произведениям и не тому, как они создавались, а художнику, чертам его личности, жизненным обстоятельствам и судьбе. Тем не менее, зачастую и они воспроизводят самые разные обстоятельства творческого процесса.

В научно-исследовательской литературе мастерская стала подвергаться всестороннему и систематическому изучению относительно недавно, хотя по существу является одной из ключевых проблем истории средневекового и ренессансного искусства. Почти ни одна современная монография о раннеренессансном мастере не обходится без рассмотрения вопросов о его мастерской. Если говорить о скульпторах, то соответствующие главы есть в книгах Р. Краутхаймера о Гиберти (1954), X. Янсона о Донателло (1957), И. Карделлини о Дезидерио да Сеттиньяно (1962), Ф. Хартта, Дж. Корти и С. Кеннеди о капелле кардинала Португальского (1964), А. М. Шульц о Бернардо Росселлино (1972), монографиях Г. Пассаванта (1969), Ч. Сеймура (1971) и СО. Андросова (1984) о Верроккио. В 1991 г. состоялась конференция, посвященная мастерской братьев да Майано .

С самого начала изучение мастерской шло в нескольких направлениях, поскольку понимание авторами проблематики мастерской различалось в зависимости от их интересов и исследовательских методов. Классифицировать подходы к изучению ренессансной мастерской удобнее, исходя из методологических установок их авторов.

Первое направление исследования мастерской связано с социальной историей искусства. И здесь мастерская воспринимается в двух аспектах: как социально-экономический институт и как экономическое предприятие.11 В первом случае рассматривается роль мастерской в системе корпоративных связей, объединявших художников средних веков и Возрождения. Изучаются черты мастерской, обусловленные влиянием цеховой системы: права и обязанности, условия работы и оплаты труда, общественный статус мастера и ассистентов. Кроме того, исследуются правовые, социальные и экономические отношения членов мастерских между собой -численность мастерской и ее структура, условия, на которых мастера объединялись между собой. Здесь тема мастерской художника сближается с другими похожими темами: боттега и другие формы организации труда в средневековом и ренессансном городе; проблемы связей художественной мастерской с возникавшими в конце раннего Возрождения культурно-интеллектуальными типами объединения художников (сады Медичи, первые академии); боттега и другие формы сотрудничества мастеров, основанные на экономических интересах.

Во втором случае мастерская рассматривается как своего рода «бизнес». Исследуется ее место на рынке художественной продукции: типология продукции и спрос на нее, цены на произведения, степень успешности или неуспешности художников. Поскольку все эти аспекты относятся к среде, окружающей художника, они, как правило, изучаются комплексно12.

Представление о бытовании художественных мастерских во Флоренции XV века, наряду с ремесленными, можно получить из посвященных городской цеховой системе работ А. Дорена13, а так же из сочинений Ж. Бракера14, посвященных социальной и культурной жизни ренессансной Флоренции.

Ставшая классической работа М. Вакернагеля «Жизненное пространство флорентийских художников Возрождения: заказы и заказчики, мастерская и художественный рынок»15 (1938) подробно анализирует структуру спроса на произведения искусства в раннеренессансной Флоренции. Одна из глав посвящена связям мастерской и художественного рынка, а так же организационному устройству мастерской.

А. Хаузер в «Социальной истории искусства» (1951), не ставя перед собой специальной задачи анализа мастерских, тем не менее, точно демонстрирует характер зависимости мастерской как формы организации труда от внешних социально-экономических обстоятельств, а также обрисовывает эволюцию от дворцовых и монастырских мастерских раннего средневековья к городским ремесленным мастерским16. Книга С. Росси «От мастерских к академиям: социальные реалии и художественные теории во Флоренции с XIV по XVI век» (1980) рассматривает различные аспекты профессиональной жизни художников17. Отдельные социальные

1 R

аспекты мастерской рассматривает и Б. Коул (1983 ) .

Социальным аспектам сотрудничества мастеров, в том числе и в рамках мастерских, отношениям между ними - правовым и экономическим - посвящена работа Я. Ивена «Сотрудничество художников во флорентийской мастерской: кватроченто»(1984)19. А. Томас в своих исследованиях (1976, 1995) рассматривает художественную мастерскую как «бизнес», экономическое предприятие. Автора интересуют, как зарождается «предприятие», его кадры и деловые партнеры, и то, как оно функционирует и

20

взаимодействует с рынком .

В книге В. П. Головина «Мир художника раннего Возрождения» (2002), последовательно рассматривающей связи художника с внешним миром, по мере приближения к нему самому, предлагается

ю

целостная концепция ренессансной мастерской в ее развитии от средневековья к 16 веку, а также дается обозначение конкретных проблем, связанных с ренессансной мастерской. В специальной главе уделяется внимание влиянию цеховой системы на мастерскую, а так же социальным аспектам сотрудничества раннеренессансных мастеров21.

Исследования, относящиеся к данному направлению, позволяют установить степень зависимости мастерской от внешних обстоятельств, выделить те области, которые действительно зависят от конкретной исторической ситуации, и тем самым разграничить обусловленное и индивидуальное. Однако при таком подходе художник рассматривается не столько как художник (поскольку сами его произведения не анализируются), сколько как гражданин своего города и предприниматель в области производства художественной продукции. Его мастерская раскрывается как форма организации труда и реакция на существующий спрос, а произведения как продукт, произведенный в этой мастерской. В этом аспекте почти не проявляется ее художественная специфика, мастерская художника ничем не отличается от мастерских флорентийцев других профессий. Специфика данного метода не позволяет проникнуть внутрь мастерской, поскольку исследуются главным образом ее связи с внешним миром. Такой подход правомерен и необходим, но он недостаточен для понимания сути ренессансной художественной мастерской, о чем свидетельствуют работы других направлений.

Второе направление исследования мастерской представлено сторонниками идейно-художественной (мировоззренческой) концепции истории искусства. Их интересует культурная функция мастерской, ее роль в формировании и распространении новой ренессансной культуры. Так, М. Дворжак в главе «Флорентийские мастерские» книги «История итальянского искусства в эпоху Возрождения» (1927) рассматривает мастерскую как общность людей, объединенных

и

общими культурными интересами, как центр, в котором культивируются определенные знания и идеи: научные и гуманистические. При таком подходе произведение неизбежно воспринимается на уровне сюжета и его трактовки - изобразительной и выразительной. Мастер выступает носителем идей своего времени, его произведение - иллюстрацией этих идей, а мастерская - одним из каналов их распространения. Приблизительно в этом же смысле - как очаги стиля и источники его распространения - рассматривает мастерские последней трети XV века А. Шастель в книге «Мастерские и стили Возрождения: Италия 1460-1500»23. Однако данное направление исследований мастерской также не отражает всей специфики художественной мастерской, не позволяет увидеть, чем занимаются внутри нее, поскольку, как и предыдущее, исследует связи художника с внешним для него миром, но уже миром идей, а не социума.

Третье направление в изучении мастерской отчасти компенсирует указанные недостатки и рассматривает мастерскую в связи с процессом создания произведения: творческим методом мастера или производственно-технологическим процессом. Эти работы представляют собой попытку найти ответ на вопрос, «как сделано произведение?», раскрыть рецепты и «секреты» старых мастеров.

В последние годы проводятся посвященные мастерским выставки и конференции, публикуются специальные исследования, реконструирующие технологии, которыми пользовались ренессансные художники: литье из бронзы, обработка мрамора, майоликовая скульптура, фреска, масляная живопись и т.д.24 Много ценной информации содержат в себе публикации данных диагностических исследований, проводимых в ходе реставрации памятников. Образцовыми в данной области являются исследования «Крещения Христа»25 из Уфицци, фресок Пьеро делла Франческа в Ареццо и

12

Монтерки , и многое другое. Знание технологии во многом проливает свет на то, как функционировала мастерская. Индивидуальный подход художника к технологии во многом формирует его творческий метод, последовательность этапов создания произведения и специфические особенности того или иного мастера. Огромный вклад в изучение творческого метода скульпторов Возрождения представляют собой работы Р. Виттковера «Мастерская скульптора: традиция и теория от эпохи Возрождения до наших дней» (1974) и «Скульптура: процессы и принципы» (1979)27, в которых реконструируется творческий метод скульптора.

Важную роль в процессе создания скульптуры играли подготовительные стадии, связанные с работой над замыслом, разнообразными моделями и предварительными штудиями. Их изучение открывается работой И. Лейвина «Боцетти и модели, заметки о скульптурном технологическом процессе от раннего Возрождения до Бернини» (1963) Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли публикации Ч. Эйвери29, Ж. ОТроди30, а также выставки: «Культура обжига. Искусство терракоты в области Флоренции с XV по XX век»31 и «Земля и Огонь: итальянская терракотовая скульптура от Донателло до Кановы»32.

Наряду со скульптурными моделями существенная роль в практике ренессансной мастерской принадлежала рисунку. Одно из первых исследований в этой области принадлежит И. Медеру (1933) . В книге В.Н. Гращенкова «Рисунок мастеров итальянского Возрождения. Очерки истории, теории и практики» (1963) анализируются различные виды и функции рисунка, а также его роль в творчестве мастеров Возрождения. Ф. Эймс-Льюис в своих публикациях большое внимание уделяет техникам рисунка, книгам образцов и набросков, исследовательской функции рисунка, и его роли в творчестве отдельных мастеров35. В книге К. Бэмбах «Рисунок и

13

живопись в итальянской ренессансной мастерской. Теория и практика, 1300-1600»,36 в частности, подробно рассматривается применение картонов, процесс зарождения и развития практики использования картонов в монументальной и станковой живописи, а так же роль других видов рисунка в творческом методе художников. М. Вимерс исследует подготовительные стадии в работе художника, связанные с рисунком . Отдельную проблему представляет собой функционирование альбомов образцов и набросков, их роль в творческом методе скульпторов и живописцев, в практике средневековой и ренессансной мастерской. Помимо работ Ф. Эймс-Льюиса, этой проблеме посвящены публикации Ю. фон Шлоссера и Р.

л о

Шелл ера, а в отечественной литературе - Л. М. Евсеевой .

С вопросами технологии и творческого метода во многом связаны и проблемы организации мастерской: распределение обязанностей между мастером и ассистентами, принципы разделения труда. Этой теме посвящены публикации Дж. Уайта на материале средневековой скульптуры и живописи39, диссертация Л. Мастари «Скульптор в строительной комиссии собора XIV века» (1975) . Статья X. М. Каплоу «Сотрудничество мастеров во Флоренции времен Микелоццо» (1977) и книга К. В. Лайтбауна «Донателло и Микелоццо: раннеренессансное содружество художников и их покровители» (1980) рассматривают сотрудничество Донателло и Микелоццо в работе над совместными проектами41. К проблеме узкой специализации отдельных мастерских и участия нескольких мастерских в создании одного произведения привлекает внимание статья К. Гилберта (1977) 42. Вопросам организации мастерской посвящены материалы сборников «Сотрудничество в искусстве итальянского Возрождения» (1978) (в частности, статья У. Миддельдорфа о практике создания раскрашенных рельефов)43, и а также «Ремесло Искусства: оригинальность и промышленность в итальянской мастерской

14

Возрождения и барокко» (1995)44 и каталог выставки «Мастера и мастерские. Живопись во Флоренции конца Кватроченто» (1993) 45. Именно в этом аспекте - взаимодействия мастеров друг с другом в процессе создания произведений - часто рассматривают мастерскую в монографиях о художниках. С этих же позиций исследует мастерскую уже упомянутая нами А-М. Шульц.

Все эти исследования позволяют приблизиться к непосредственной деятельности мастера - процессу создания произведения, посмотреть на него не извне, а изнутри. При технологическом подходе сами произведения представляются результатом налаженного производственного процесса. Мастер выступает как последователь традиционной технологии или как ее изобретатель, а мастерская - как некий «придаток» к мастеру, которому отводится роль «инженера-изобретателя». Недостаток такой концепции в том, что в нее не укладывается специфика искусства - его неповторимость, которую нельзя ни объяснить, ни даже описать в понятиях технологии. Возникает противоречие: произведения мастера, которые выходят из мастерской, - индивидуальны и неповторимы, а появляются в результате некоего «объективного» производственного процесса.

Диаметрально противоположный подход к проблеме мастерской мы обнаруживаем в работах ученых, которых назвают «знатоками». Мы имеем в виду не столько всех специалистов, профессионально занимающихся атрибуционными вопросами, сколько

немногочисленных основоположников этого метода: В. фон Боде и М. Фридлендера, Б. Бернсона, Р. Лонги. Знатоки обращались к проблеме мастерской в связи с атрибуционной работой, при необходимости разделения произведений мастера и его мастерской и круга, при определении аутентичности произведений того или иного мастера.

15

¦ В. фон Боде, один из основоположников изучения ренессансной

¦ пластики, директор Музея кайзера Фридриха в Берлине, в работу «Итальянская скульптура Возрождения. Штудии по истории

Щ итальянской пластики и живописи на материале произведений из

_ королевских музеев Берлина» (1887)46 наряду с главой о творчестве

* Андреа Верроккио, включил главу, посвященную его ученикам и

Щ последователям. Реконструируя состав мастерской Верроккио, Боде

собирает корпус работ, отражающих влияние мастера. А в книге Щ «Флорентийская скульптура Возрождения»47 (1902) появляется разбор

рельефов с изображением Мадонны с младенцем, как оригинальных,

¦ принадлежащих Донателло, так и выполненных с них его

¦ ассистентами и последователями.

Тех же принципов придерживался и Б. Бернсон, разбирая в I разных случаях проблемы мастерской. Одним из параметров его

Л О

«Индексов» , помимо определения авторства, было определение

¦ картины как собственноручного произведения мастера или его

¦ мастерской.

Знаточеские позиции были близки и крупнейшему после Боде

щ специалисту по скульптуре Возрождения Дж. Поуп-Хеннесси, о чем

свидетельствуют его многочисленные публикации, в частности,

™ трехтомный труд «Введение в итальянскую скульптуру» (1957),

¦ каталог собрания итальянской скульптуры музея Виктории и Альберта

в Лондоне (1964), сборник статей разных лет под названием «Изучение

49

гика итальянской скульптуры» .

В центре внимания знатоков всегда стояло само произведение, с

149 и критика итальянской скульптуры» .

¦ которым они имели дело в «очищенном» от биографических,

¦ технологических, программных и функциональных подробностей виде, привлекая этот материал лишь как дополнительный. Поэтому для них

¦ художник выступает не как личность, а как носитель тех или иных пластических свойств, реализованных в его произведениях. Другими
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25084.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.