У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Певческий инструмент и вокальная текника опернык певцов
Количество страниц 239
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25088.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ... 4

Глава первая. Устройство певческого инструмента оперного певца ... 36

Принцип совмещения работы головной и грудной частей певческого инструмента... 44

Функциональное устройство ротоглотки и фонетические особенности вокальной речи оперных певцов... 55

Устройство системы головных резонаторов... 65

Глава вторая. Психотехника управления фонационным процессом ... 79

Психика - высший уровень системы саморегуляции энергетики

человека... 83

Певческий голос и его звучание. Слуховой и внутренний контроль

процесса фонации... 94

О природе внутренних певческих ощущений... 105

Психотехника дыхания оперных певцов... 121

Управление резонаторной функцией и защита голосовых складок... 147

3

Глава третья. Методологические основы разработки певческого инструмента... 171

Эмпиризм современной вокальной педагогики... 184

Психологические предпосылки вокально-технической работы

оперного певца... 198

Принципы моделирования энергетики фонационного процесса... 207

3 а к л ю ч е ни е...227

Список литературы... 239

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация представляет собой системное исследование вокальной техники современных оперных певцов как аутоинтрументалъ-ной деятельности человека! — психически регулируемого функционального приспособления певцом своего организма для профессиональной певческой деятельности на оперной сцене.

Профессиональная деятельность оперного артиста как музыканта относится к той сфере певческого искусства, где требование к звучанию голоса певца как к звучанию благородного музыкального инструмента имеет особое значение. Технически совершенное пение (вокальная школа) является фактором, по которому прежде всего оценивается мастерство оперного певца, и способность петь, сохраняя фонетическую ясность вокальной речи в сочетании с тембрально насыщенным, и вместе с тем ярким, полётным звучанием голоса, динамически и звуковысотно устойчивым на диапазоне не менее 2-х октав - является одним из основных требований профессии оперного артиста, тем необходимым условием, которое обеспечивает певцу возможность реализации своих художественных намерений.

Вместе с тем невозможность отделения певческого инструмента от самого певца и скрытность работы системы управления певческим процессом изначально стали причиной возникновения стойкой иллюзии, что, в отличие от инструменталистов, певцы имеют дело с голосом - воспринимаемым слухом акустическим феноменом. В связи с этим освоение техники оперного пения понимается певцами и вокальными педагогами как «постановка певческого голоса». И если для музыкантов других специаль-

1 Научные понятия «аутоинструментализм» и «аутоинструментальная звуковая деятельность» введены в теорию музыкального инструментоведения И. В. Мациевским. Эти понятия относятся к тем проявлениям музыкальной деятельности человека, где в качестве звукообразующего объекта музыкантом используется собственный организм.

5 ностей очевидно, что техническая работа - это работа с инструментом, со

знакомства с которым следует начинать профессиональное обучение технике звукообразования, - то среди вокалистов до сих пор последнее нередко считается не только не нужным, но и вредным. Как известно, сведения об устройстве голосового аппарата человека студенты-вокалисты отечественных консерваторий получают лишь на 3-м курсе из цикла лекций об основах вокальной методики, и не случайно многие современные певцы и вокальные педагоги путь совершенствования методики обучения технике оперного пения видят не в изучении устройства певческого инструмента и особенностей «игры» на нём, а в «возрождении традиций» - поисках якобы забытых секретов педагогов прошлого и их упражнений, которые «развивают» и «воспитывают» певческие голоса.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что:

- вокальная техника современных оперных певцов, владение которой является базовым условием, обеспечивающим оперному артисту возможность профессиональной деятельности, - до настоящего времени продолжает оставаться областью эмпирики;

- открытой проблемой является вопрос о певческом инструменте - зву-кообразующем объекте, используемом певцом как музыкантом для реализации своих художественных намерений, - ключевой вопрос вокальной методики и один из фундаментальных вопросов теории певческого искусства;

- недоступной для исследования (неисследованной) областью остаётся психотехника управления фонационным процессом - «психическая составляющая» психически обусловленного и психически регулируемого феномена, каким является певческая деятельность человека;

- исследовалась вокальная техника певцов, профессионально работающих в опере - сфере музыкального искусства общемирового культурного значения.

6

Цель исследования заключалась в том, чтобы на основании обобщения многовекового эмпирического опыта практиков и достоверных данных, которыми располагает современная наука, разработать систему исходных установок (парадигму мышления), способную дать певцам и вокальным педагогам адекватное реальности (тому, что существует на самом деле) представление о функциональном устройстве певческого музыкального инструмента, особенностях его работы у оперных певцов, а также особенностях и возможностях осознанного контроля и коррекции фонационного процесса, -то базовое знание, которое необходимо практикам, и с которого должно начинаться профессиональное обучение технике оперного пения.

Задачи исследования включали:

- обобщение богатейшего многовекового эмпирического опыта практиков, зафиксированного в мемуарной и методической литературе;

- обобщение результатов проводившихся в XX веке научных исследований по биофизике и физиологии певческого процесса, акустике певческого голоса и вокальной речи, изучение и обобщение научного знания по психической саморегуляции двигательной активности человека, включая современные психотехнологии управления его практической деятельностью;

- нахождение новых точек зрения, позволяющих получить системное представление о певческом инструменте и особенностях «игры» на нём.

Объектом исследования являлась вокальная техника современных оперных певцов, а непосредственным предметом исследования - функциональное устройство музыкального инструмента оперного певца и психотехника управления певческим фонационным процессом.

В круг рассматриваемых проблем не входили вопросы художественного творчества. Это обстоятельство, обусловленное исключительно избирательностью нашей интеллектуальной деятельности (мышления), не было

7 для нас причиной беспокойства, как не должны, к примеру, волновать

пианиста проблемы интерпретации и исполнения сонат Бетховена или мазурок Шопена в то время, когда он знакомится с устройством рояля и основными правилами и приёмами его практического использования. Тем более, что ясное определение области исследования позволило оставаться в сфере музыки, поскольку нами изучалась техническая сторона певческого процесса, обеспечивающая певцу музыкальные - с точки зрения традиций европейского bel canto - качества звучания его голоса, вокальная (от слова voce — голос) техника, освоение которой происходит во время пения музыкально организованного материала и является центральной задачей начального периода профессиональной подготовки оперных певцов. Гипотеза исследования:

- вокально-техническая работа оперного певца должна изучаться как психически инициируемая и психически регулируемая практическая деятельность, направленная на подготовку певцом своего инструмента к певческой деятельности на оперной сцене;

- певческим инструментом (материальным звукообразующим объектом, посредством которого певец реализует свои музыкально-художественные намерения) является не голос и не «голосовой аппарат» (система внутренних органов, участвующих в голосообразовании), как принято считать в вокальной методологии; во время пения певческим инструментом становится организм певца, по-разному приспосабливаемый в различных видах певческой деятельности;

- необходимые для музыкального творчества качества звучания певческого инструмента (тембральная ровность на всем диапазоне, звуковысот-ная и динамическая устойчивость) обеспечиваются теми же физическими причинами, что и музыкальные качества звучания духовых инструментов;

- реальный смысл работы над техникой пения у оперных певцов заключается ив в «постановке» певческого голоса, а в развитии способности

8

создания внутренней энергетической модели фонационного процесса, обеспечивающей поющему необходимое для пения в опере качество звучания певческого голоса и фонетическую разборчивость вокальной речи на максимальном диапазоне;

- моделирование внутренней энергетики певческого фонационного процесса может быть осознаваемым процессом, контролируемым и корректируемым на интеллектуально-волевом уровне;

- доминирующее значение в контроле певческого фонационного процесса во время пения вокально-технической работы оперного певца приобретают внутренние певческие ощущения;

- ассоциации позволяют певцу использовать в вокально-технической работе жизненный опыт и интегрирующие возможности своего подсознания.

Методологической основой исследования стал системный подход2 к изучению вокальной техники современных оперных певцов. Исследование проводилось с позиций музыкального инспгрументоведения с привлечением богатейшего эмпирического опыта практиков и широкого спектра современного научного знания. Для обоснования результатов и выводов исследования помимо сведений, полученных из обширной мемуарной и вокально-методической литературы, использовались данные научных исследований в области физики, акустики, устройства и принципов работы духовых музыкальных инструментов, а также анатомии и физиологии человека, биофизики и биоакустики пения и вокальной речи, психофизиологии двигательной активности человека, психологии, нейропсихологии, фонетики, логопедии, информатики и кибернетики.

2 Системный подход, направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую теоретическую картину. Большой Энциклопедический словарь. Издание второе, дополненное. М: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 2002. С. 1102.

9 Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые:

— процесс певческого голосообразования изучается не как физиологический акт (работа «голосового аппарат» певца, а как психически инициируемое, регулируемое на уровне сознания практическое действие человека;

- принципиально решен вопрос о певческом музыкальном инструменте: показано, что во время пения таким инструментом становится организм певца, функциональное устройство которого может вариироваться в зависимости от вида певческой деятельности;

— доказано, что оперные певцы с хорошей вокальной техникой используют свой организм как уникальный аэрофон, в котором одновременно совмещаются принципы работы амбушюрных и язычковых духовых музыкальных инструментов;

— раскрыто принципиальное значение прикрытия верхнего отверстия гортани надгортанником как технического приёма, позволяющего певцу совмещать в работе своего инструмента принципы работы амбушюрных и язычковых музыкальных духовых инструментов; впервые говорится о возможности использования певцами хорошо известного духовикам приёма передувания, позволяющего расширить диапазон грудного звучания певческого голоса;

— наглядно показано существование трёх уровней резонаторных дек в системе верхних головных резонаторов;

- выявлена роль языка в создании акустического импеданса ротоглотки -существенная причина фонетических особенностей вокальной речи оперных певцов;

- найден подход к изучению ранее недоступной области - внутренней энергетики певческого процесса и системы ее психической саморегуляции;

- раскрыта психотехника парадоксальности дыхания оперных певцов, показано, что опытными певцами контролируются моделируемые ими энер-

10

гетические потоки сопротивления выдоху, позволяющие без затраты дополнительных усилий сохранять во время пения развёрнутое (вдыхательное) положение стенок грудной клетки, устойчивое положение диафрагмы и исключающие свободную утечку воздуха;

- выявлена энергетическая природа внутренних певческих ощущений, их базовое значение в оценке и контроле певцом внутренней работы своего инструмента во время фонационного процесса;

- показано, что в произвольной коррекции энергетических условий (создании энергетической модели) фонационного процесса певцами используются программирующие возможности интеллектуально-волевого центра (сознания) и интегрирующие регуляторные возможности подсознания;

- определено, что во время вокально-технической работы задачей певца должно быть не произвольное вмешательство в работу звукообразующих органов, а создание оптимальных энергетических условий для их работы;

- раскрыто значение ассоциаций как эффективного способа коррекции энергетики фонационного процесса, позволяющего использовать интегрирующие возможности и жизненный опыт подсознания;

- разработаны принципы моделирования энергетики фонационного процесса.

Практическое значение исследования:

- результаты исследования дают системное, адекватное реальности представление о певческом инструменте оперного артиста и психотехнике управления внутренней энергетикой певческого фонационного процесса;

- достоверное знание функционального устройства инструмента оперных певцов, принципов его работы и особенностей психической саморегуляции энергетики певческого процесса значительно расширяет возможности осознанного практического освоения техники оперного пения, обеспечивает певцам и вокальным педагогам возможность с пониманием использо-

11

вать в своей работе эмпирические находки практиков и современное научное знание;

— диссертация может быть использована в качестве научного пособия как в практической деятельности певцов и вокальных педагогов, так и при чтении курса лекций по вокальной методике. Положения, выносимые на защиту.

Пение и вокально-техническая работа есть психически инициируемая и психически регулируемая деятельность человека, во время которой музыкальным инструментом певца становится его организм, по-разному приспосабливаемый в различных видах певческой деятельности.

Оперные певцы с хорошей вокальной техникой используют свой организм как аэрофон, в котором одновременно совмещаются принципы работы амбушюрных и тростевых духовых музыкальных инструментов.

Профессиональное освоение вокальной техники оперного пения должно иметь целью не «постановку» или «воспитание» певческого голоса, а разработку певческого инструмента — функциональную подготовку (приспособление и настройку) певцом своего организма для певческой деятельности на оперной сцене.

Работа оперного певца над техникой певческого голосообразования заключается в развитии способности создавать энергетическую модель фонационного процесса, обеспечивающую необходимые для работы в опере качества звучания певческого голоса и фонетическую разборчивость вокальной речи на максимальном диапазоне.

Моделирование энергетики певческого фонационного процесса может быть осознаваемым процессом, программируемым и контролируемым на интеллектуально-волевом уровне.

Использование ассоциаций является универсальным способом коррекции энергетических условий фонационного процесса, позволяющим певцу

12

использовать в вокально-технической работе свой жизненный опыт и интегрирующие возможности своего подсознания.

Апробация работы происходила в процессе собственной певческой практики, а также в процессе педагогической работы в Санкт-петербургской государственной консерватории им, Н. А. Римского — Корсакова, российском государственном педагогическом университете им. А. И.Герцена, на открытых уроках в Уральской и Петрозаводской консерваториях, на мастер-классах с вокалистами из Кореи, Японии, США.

На основе материалов проведённого исследования делались доклады на Всесоюзных и Всероссийских научно-методических конференциях, а также на Международных научно-практических конференциях «Современные проблемы педагогики музыкального вуза» (Санкт-Петербург, 1998), «Современное музыкальное образование» (Санкт-Петербург, 2002, 2003), «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» (Бокситогорск, 2003); «Личность. Образование. Общество» (Санкт-Петербург, 2003); Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в XXI веке» (Тверь, 2003); «Информатика и информационные технологии в образовании» (Санкт-Петербург, 2003); 3-м Российском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003), Международном инст-рументоведческом симпозиуме (Санкт-Петербург, 2003).

Результаты исследования обсуждались на совместном заседании кА-федры музыкального воспитания и образования и кафедры вокальной подготовки РГПУ им. А. И. Герцена, на секторе инструментоведения Российского института истории искусств МК и РАН, а также на кафедре истории и теории вокального искусства Санкт-Петербургской консерватории, кафедрах сольного пения Уральской и Петрозаводской консерваторий.

Структура работы. Диссертация представляет собой рукопись объёмом в 262 страницы, содержание которой состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, включающей 311 наименований.

13

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Юшманов В. И. Вокальная техника и ее парадоксы. Монография. СПб.: Деан, 2001. - 128 с; 2-е изд. СПб.: Деан, 2002. - 128 с. (9,75 п. л.).

2. Юшманов В. И. О природе феномена художественного творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Гуманитарные и общественные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право). СПб.: 2003. № 3-5. С. 207-216. (1 п.л.).

3. Юшманов В. И. Акмеологические основы певческой подготовки оперных артистов // Акмеология. М.: 2003 г., № 3-5. С. 42-47. (0, 8 п. л.).

4. Патент РФ № 2192047 от 27 октября 2002 г. на способ создания акустического сопротивления во время пения (0,3 п.л.).

5. Юшманов В. И. О роли согласных звуков в формировании певческого голоса в начальном периоде обучения вокалиста // Методические материалы методического совета по вокальному образованию. М.: 1980. С. 16-18. (0,15 п.л.).

6. Юшманов В. И. О регистрах певческого голоса оперных певцов. (Рукопись депонирована в НИО Информкультура РГБ 9.03.1983; №425). - 56 с. (2,8 п. л.).

7. Юшманов В. И. О регистрах певческого голоса// Перспективы развития вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и специальных учебных заведений. М.: 1988. С.37-38. (0,15 п.л.)

8. Юшманов В. И. О проблемах современной теории певческого искусства ( к вопросу о психологии профессиональной певческой деятельности) // Современные проблемы педагогики музыкального вуза: Материалы международной научно-практической конференции (2-4 ноября 1998 г.)./ Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб.: 1999. С. 36-50. ( 0,8 п. л.).

14

9. Юшманов В. И. О научной теории певческой деятельности (к вопросу о психологическом аспекте профессии оперного артиста) // Современное музыкальное образование - 2002: Материалы Международной научно-практической конференции (10-12 октября 2002 г.) / Российский гос. педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 123-128. (0,3 п. л.).

10. Юшманов В. И. Энергетика процесса певческой фонации и психотехника ее моделирования // Современное музыкальное образование - 2002: Материалы Международной научно-практической конференции (10-12 октября 2002 г.) / Российский гос. педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 133-136. (0,25 п. л.).

11. Юшманов В. И. Певческий инструмент и психотехника управления фонационным процессом у оперных певцов - 98 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 7200300009). (5,6 п. л.).

12. Юшманов В. И. Психика - иерархически высший уровень функциональной системы саморегуляции энергетики человека - 1 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 73200300057).

13. Юшманов В. И. Система вибраторов в певческом инструменте оперного певца - 1 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 73200300060).

14. Юшманов В. И. Создание вымышленной жизни — цель художественного творчества - 1 с. (Депонировано ВНТИЦ 24 марта 2003 г. Регистр. № 73200300058).

15. Юшманов В. И. Новая парадигма теории певческого искусства // 6-е Вишняковские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» (24 марта 2003 г.). Бокситогорск, 2003. С. 97-100. (0, 25 п. л.).

15

16. Юшманов В. И. Акмеологический аспект взаимоотношений педагога и студентов в классе сольного пения консерватории // 6-е Вишняковские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» Бокситогорск, 2003. С.100-105. (О, 3 п.л.).

17. Юшманов В. И. Моделирование энергетики певческого фонационного процесса как метод функциональной разработки певческого инструмента // Воспитание - Образование - Здоровье. У-е Пикалевские чтения. Актуальные проблемы гуманизации и гуманитаризации образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27 марта 2003 г.) В 2-х ч.. Пикалево, 2003. Ч. 2. С. 95-98. (0,25 п. л.).

18. Юшманов В. И. Проблемы развития чувства ритма у вокалистов // Воспитание - Обучение — Здоровье. У-е Пикалевские чтения. Актуальные проблемы гуманизации и гуманитаризации образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27 марта 2003 г.) В 2-х ч.. Пикалево: 2003. Ч. 2. С. 98-102. (0,3 п. л.).

19. Юшманов В. И. Профессионализм как интегральное качество педагога сольного пения в системе консерваторского образования XXI века // Образование в XXI веке: Материалы 4-й Всероссийской заочной научной конференции (30 апреля 2003 г.). Тверь, 2003. С. 135-137. (0,3 п. л.).

20. Юшманов В. И. Проблемы профессиональной подготовки оперных певцов // Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях: Материалы 4-ой Международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество». Межвузовский сборник научных статей. СПб., 2003 г. С. 257-259. (0,25 п. л.).

21. Юшманов В. И. О методе функциональной разработки певческого инструмента // Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях. Материалы 4-ой Международной

16

научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество». Межвузовский сборник научных статей. СПб., 2003 г. С.295-297. (0,25 п. л.).

22. Юшманов В. И. Нейролингвистическое программирование в информационном поле психической саморегуляции энергетики певческого фонационного процесса // Телекоммуникации, математика и информатика -исследования и инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Информатика и информационные технологии в образовании» (ИИТО—2003). Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. Вып. 7.С. 216-220. (0,4 п. л.).

23.. Юшманов В. И. Новая парадигма профессионального мышления как психологическая основа непрерывности профессионального образования оперного артиста и вокального педагога // Образование через всю жизнь. Материалы докладов и сообщений участников 2-й международной конференции (Санкт-Петербург, 4-5 июня 2003 г.). Под научн. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. СПб.: Изд-во Файндер, 2003. С. 296-300. (0,25 п. л.).

24. Юшманов В. И. О природе феномена психики // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т. - СПб.: Изд. С-Петербургского ун-та, 2003. Т. 8. С. 637-639 (0,3 п. л.).

25. Юшманов в. И. Проблемы вокально-технической подготовки оперных певцов в системе консерваторского образования // Современное музыкальное образование - 2003: Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003 г.) / Российский гос. педагогический университет им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2003. С. 167170. (0,25 п. л.).

26. Юшманов В. И. Моделирование внутренней энергетики певческого процесса как способ освоения вокальной техники оперного пения / Инст-

17

рументоведческое наследие Е. В. Гиппиуса и современная наука: Материалы Международного инструментоведческого симпозиума, посвященного 100-летию Е. В. Гиппиуса (Санкт-Петербург, 8-10 декабря 2003 г.) / Российский институт истории искусств РАН. СПб., 2003. С. 146-149. (0,25 п.л.).

В XX веке исторические обзоры литературы о певческом искусстве и технике пения оперных певцов достаточно основательно сделали К. Мазурин [135], В. А. Багадуров [17] и И. К. Назаренко [155]. Мы должны быть признательны этим авторам, потому что благодаря их огромному труду у нас есть возможность подняться над необозримым морем высказанных в течение трёх веков мнений о технической стороне певческого искусства и проследить, как исторически менялись представления об инструменте и вокальной технике оперных певцов. При этом ретроспектива изучаемой нами проблемы может рассматриваться как в связи с эволюцией (развитием) самой оперы, так и с теми изменениями в науке, которыми определялись направленность и возможности исследований технического аспекта певческого процесса.

Рождение эстетики bel canto (красивого пения) с отношением к звучанию певческого голоса как к звуку благородного музыкального инструмента принято связывать с деятельностью на рубеже ХУ1 - ХУ11 веков группы музыкантов, вошедшей в историю певческого искусства под названием «флорентийской камераты» или «кружка Барди».

С самого начала требования приверженцев «новой музыки» к искусству пения были эстетическими требованиями деятелей элитарного искусства — просвещённых музыкантов, для которых музыка являлась прежде всего средством выражения возвышенных лирических чувств. Реформа флорентийцев заключалась не в нахождении новых, ранее не известных тех-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25088.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.