У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Хоровое пение в музыкальной культуре Дона
Количество страниц 241
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25091.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Список сокращений и аббревиатур...3

Введение...5

1. Становление и развитие церковной певческой культуры на Дону

1.1. Предпосылки формирования хорового исполнительства (XVII в.)...18

1.2. Богослужебная певческая практика в донских храмах

(XVIII - начало XX в.)...28

2. Профессиональное хоровое исполнительство (XVIII - начало XX в.)

2.1. Войсковая Черкасская соборная певческая капелла...48

2.2. Войсковая капелла - Войсковой певческий хор...56

2.3. Архиерейский хор (1829-1918)...79

3. Хоровое искусство в панораме общественной жизни ОВД

3.1. Хоровое пение в системе образовательных учреждений...97

3.2. Пение как учебная дисциплина...,...118

3.3. Любительское хоровое исполнительство...134

Заключение...153

Библиографический список...159

Список архивных источников...180

Список публикаций периодических изданий...186

Приложения

Приложение 1. Хоры при церквах ОВД...201

Приложение 2. Учителя пения и музыки учебных заведений ОВД...219

Приложение 3. Программы концертов...241

Список сокращений и аббревиатур

вд

ГАРО

ГУВУЗ

ДЕУС

ДЕЖУ

ДВВ

дд

ДДК ДДС ДЕВ ДОВ

ДЦС КГНТУ ККХ

ккв

мнп

МП

нмидк

ОВД

овдск

ПСЗРИ ПСПРВПИРИ

РАМ

РАН

РГВИА

РИИИ

РФ СПбГУ-

ки совдск

- Войско Донское

- Государственный архив Ростовской обл.

- Государственное управление высших учебных заведений

- Донской епархиальный училищный совет

- Донское епархиальное женское училище

- Донские войсковые ведомости -Донские дела

- Донская духовная консистория

- Донская духовная семинария

- Донские епархиальные ведомости

- Донские областные ведомости

- Донская церковная старина

- Краевое государственное научно-творческое учреждение Кубанский казачий хор

- Кубанское казачье войско

- Министерство народного просвещения

- Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь

- Новочеркасский музей истории донского казачества

- Область войска Донского

- Области Войска Донского статистический комитет

- Полное собрание законов Российской империи

- Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи

- Российская академия музыки им. Гнесиных

- Российская Академия наук

- Российский государственный военно-исторический архив

- Российский институт истории искусств

- Ростовский филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

- Сборник Области войска Донского Статистического комитета

4

СПМНП - Сборник постановлений по Министерству народного просвещения

СПРКВ - Сборник Правительственных распоряжений по казачьим вой-

скам

ТОВДСК - Труды Области войска Донского статистического комитета

ЦПШ - Церковно-приходская школа

ЧДТ - Частная донская типография

Введение



Введение

Актуальность темы. Произошедшие в последние десятилетия значительные перемены в социально-политической и культурной жизни России, поиск путей развития страны обострили интерес общества к отечественной истории. Наряду с исследованием русской художественной культуры как явления общенационального, развивается регионоведение, позволяющее увидеть ее локальное своеобразие. С конца XX в. это направление активно проявляет себя и в музыкознании. Углубленное изучение музыкальной культуры провинции закладывает фундамент новых обобщающих исследований, способных воссоздать качественно иную целостную картину процесса становления и развития русского музыкального искусства.

Приоритетным направлением в донском краеведении 1990-х гг. остается исследование различных сторон традиционной бытовой культуры казачества (фольклор, обычаи, обряды), как титульной социально-этнической группы и носителя культурного своеобразия. В науке обозначился очевидный разрыв между результатами изучения традиционного песенного исполнительства донских казаков и хорового искусства, как явления культуры художественной, за немногими исключениями остающегося вне рамок фундаментальных исследований. Взаимообусловленность, взаимовлияние двух ветвей музыкального искусства в формировании самобытной культуры донского края были столь глубоки и значительны, что, несомненно, нуждаются в специальном изучении. Требует осмысления преломление традиций русского хорового певческого искусства в донской культуре, своеобразие путей развития хорового дела в условиях военно-административной системы управления территорией, изучение исполнительского стиля существовавших в ОВД хоровых коллективов, их роли в становлении музыкальной культуры Дона.

Актуальность теме придает и наличие огромного числа сосредоточенных в архивах и относящихся к интересующей нас области музыкального искусства документов, не освоенных наукой. Обобщение содержащихся в них сведений позволяет воссоздать научно обоснованную картину музыкального прошлого

6

донского края, представить ее в историческом развитии многообразных форм хорового исполнительства, выявить роль в развитии музыкальной культуры.

Все сказанное свидетельствует о важности и своевременности обращения к заявленной теме.

Объектом исследования выступает хоровая культура донского края, представленная в исторической перспективе со времени становления в XVIII в. до расцвета и полнокровного функционирования в начале XX в.

Предметом изучения стал процесс развития хорового пения в условиях военно-административной системы управления территорией.

Цель исследования заключается в определении роли хорового пения в музыкальной культуре Дона в XVIII - начале XX века.

Задачи исследования состоят:

- в выявлении социально-исторических предпосылок и факторов, способствовавших становлению хорового дела на Дону;

- в изучении деятельности профессиональных и любительских хоров в контексте общественной жизни донского края;

- в анализе системы певческого воспитания и образования в различных типах учебных заведений ОВД;

- в показе своеобразия условий формирования и существования хорового исполнительства и соотнесении сделанных наблюдений и выводов с имеющимися свидетельствами о развитии хоровой культуры в других казачьих войсках и России в целом;

- в создании и обосновании исторической периодизации развития хорового пения на Дону.

Методологический подход. Возникающие на пути исследователя многочисленные препятствия, такие как фрагментарность источников, в ряде случаев субъективность суждений и оценок явлений современниками, помогает преодолевать применение методов научного познания.

Исследование было проведено в соответствии со сложившимися в отечественной науке (музыкознании, литературоведении) и общепринятыми в исторических исследованиях методами и методиками, на базе трудов Б. В. Асафьева, Б.

7

М. Гаспарова, В. М. Жирмунского, Ю. В. Келдыша, Т. Н. Ливановой, Ю. М. Лотмана.

В связи с историческим ракурсом диссертационного исследования и неизученностью интересующей нас области донской музыкальной культуры базовой стала методология источниковедения, обосновывающая теорию и практику выявления, изучения и использования архивных документов. Применение законов и правил источниковедческой науки позволяет, несмотря на отрывочность и разрозненность сведений и исторических фактов, воссоздать целостную картину процесса становления хоровой культуры на Дону.

Комплексный подход позволил исследовать хоровое искусство Дона в совокупности устойчивых связей общекультурных, социально-экономических и политических процессов, происходящих в институтах государства, церкви и армии, определить причины, стимулировавшие или тормозившие развитие хорового дела, и провести оценку результатов, которых оно достигает на определенном временном этапе. Он также позволяет выявить роль хорового пения в музыкальной культуре донского края, проявляющуюся в единстве взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов - профессионального исполнительства, образования, любительства.

Обозначенные задачи, предполагают сравнение процессов, происходивших в хоровой культуре Дона с аналогичными явлениями в других казачьих войсках и русской культуре в целом. Вследствие этого мы опирались опыт сравнительно-исторического исследования, позволяющий не только установить сходство и различие между изучаемыми явлениями, но и установить их природу.

Теоретик сравнительного литературоведения В. М. Жирмунский указывал на то, что сравнение должно служить приемом для установления закономерности художественных явлений, соответствующих определенным стадиям общественного развития, быть обязательным элементом всякого исследования. Цели и задачи сравнительного литературоведения он видел в построении «всеобщей литературы» (Жирмунский 1979, с. 7); смеем полагать, что наше исследование будет способствовать созданию общей истории русской музыкальной культуры.

8 На защиту выносятся следующие положения:

- хоровое пение явилось одним из важнейших факторов интеграции ВД в русскую культуру и развивалось в исследуемый период в русле ее общих тенденций искусства при основополагающей роли церкви, школы и армии;

- развитие хоровой культуры отличалось динамичностью и эффективностью реализации задач и значительными достижениями, чему способствовала результативность многоступенной системы обучения, синтезировавшей традиции церковного, светского и народного пения и целенаправленная политика войсковой администрации по поддержке хорового дела;

- становление хоровых традиций на Дону имело ряд отличительных особенностей, среди которых: исторически раннее развитие профессионального исполнительства на окраинной территории России; исключительное положение хорового искусства, как едва ли не единственной (наряду с военной музыкой), поддерживающейся всеми видами власти и культивировавшейся формы музыкального искусства;

- неразрывная связь в общекультурном пространстве профессиональной хоровой и традиционной музыкальной культуры, благодаря наличию института песенников и музыкантов как способа исполнения военной повинности;

- хоровое искусство, развивавшееся прежде всего в форме исполнительства, к концу XIX - началу XX в. заняло главенствующее положение в музыкальной культуре Дона и оказало влияние на все стороны жизни края.

Научная новизна. Круг проблем, связанных с музыкально-хоровой практикой в Войске Донском, не был еще предметом специального изучения. Работа является первым опытом комплексного культурологического исследования хорового пения, как системообразующего фактора донской музыкальной культуры дореволюционного периода.

В диссертации выявлены предпосылки развития хорового дела на Дону, предпринят опыт его исторической периодизации. Хоровое искусство края впервые рассматривается в комплексе его составляющих и системных связях церковного и светского, профессионального и любительского направлений. Соотнесение процесса развития хорового дела в ОВД и других регионах России позво-

9

лило определить место донского хорового искусства в общероссийском культурном процессе и выявить своеобразие хоровой культуры Дона.

В ходе разработки темы проведена работа по систематизации и введению в научный обиход неиспользованных ранее архивных источников, позволяющих скорректировать уже освоенные факты музыкальной жизни городов и станиц ОВД и по-новому интерпретировать некоторые явления культуры на территории войска.

Теоретическая значимость обусловлена возможностью использования основных положений и выводов диссертации в дальнейших комплексных научных исследованиях по культуре Донского края, а также в целях сравнительного анализа при изучении хорового дела в других казачьих войсках и иных регионах России. Такие работы позволили бы дополнить сложившуюся картину развития русского хорового искусства дореволюционного периода.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в разработке отдельных тем учебных курсов истории русской музыки, истории исполнительства, хоровой литературы, хороведения, методики работы с хором и истории донского края в общеобразовательных, средних и высших специальных учебных заведениях. Результаты исследования уже нашли и, несомненно, найдут более глубокое отражение в учебных курсах, трудах по истории музыкальной культуры донского края, истории образования на Дону и в России. Опыт певческого обучения, организации хорового дела в ОВД найдет применение в практической деятельности руководителей профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов, учреждений культуры и искусства, народного образования.

Выявленные в ходе исследования особенности хорового исполнительства на Дону будут способствовать корректировке современной исполнительской и музыкально-педагогической практики, восстановлению прерванных традиций в сферах хорового исполнительства и музыкальной педагогики.

Степень изученности проблемы. Научные исследования о путях развития русского профессионального хорового искусства представлены трудами Б. В. Асафьева, Т. Ф. Владышевской, И. А. Гарднера, Н. А. Герасимовой-Персидской, Ю. В. Келдыша, А. В. Конотопа, Е. М. Левашева, Т. Л. Ливановой, В. М. Метал-

10

лова, Н. П. Парфентьева, В. В. Протопопова, Д. В. Разумовского, М. П. Рахмановой, Н. Д. Успенского и др.

Хоровые традиции на Дону во всем многообразии их форм и исторических трансформаций не были еще предметом специального изучения. Тем более не предпринимались попытки создания специальных обобщающих работ по данной теме.

Музыкальной культуре отдельных городов Донского края досоветского периода посвящен ряд исследований (Черных 1993, Мещерякова 1993). Одной из немногих работ, в которой имеет место описание хорового исполнительства в Новочеркасске и Ростове является монография В. А. Леонова, И. Д. Палкиной (Леонов, Палкина 1999). Диссертация И. Д. Палкиной, при отличии исследовательского ракурса (источниковедение), в основном повторяет положения монографии (Палкина 2001). Наряду с обзорным изложением событий хорового исполнительства, работа содержит ряд разного рода неточностей1. Приводимые сведения о хоровом исполнительстве носят хроникальный характер.

Многочисленные научно-популярные издания последних лет также обходят стороной развитие профессионального хорового дела на Дону в исследуемый период, некоторые из них лишь обнародуют сведения о существовании хоров при церквах (Казачий Дон 1995, ч. 2).

Выявлению взаимодействия профессиональной (церковной) певческой культуры и традиционного певческого искусства донских казаков, изучению хорового исполнительства, как компонента армейской и народной культуры посвящены статьи Т. С. Рудиченко (Рудиченко 2000; 2003, 2004). В связи с тезисом о народных истоках древнерусского многоголосия отдельные соображения о природе донского высказаны в исследовании А. В. Конотопа (Конотоп 1996).

Истории Войсковой капеллы посвящена небольшая, но содержательная статья Л. М. Жуковой, ценность которой заключается в установлении, на основе изучения архивных документов, факта существования Войсковой певческой капеллы в конце XVIII века (Жукова 2000).

1 Они относятся к датировке основания Войсковой певческой капеллы, порядку организации казачьей службы, некорректному использованию терминов, связанных с хоровым исполнительством и ряда других моментов.

11

Народное образование, просвещение и учебные заведения Области войска Донского исследуемого периода интересовали как дореволюционных так и современных исследователей, многие из работ которых посвящены не только обзору, но и анализу деятельности различных типов школ на Дону (Робуш 1867; Попов 1905; Романченко 1898; Кириллов 1902, 1904, 1905, 1906, 1907, 1912; Ситько 1997; Королев 1999, Римский 2000, Назарова 2002, Казачий Дон 1995, ч. 2). Наряду с этим проблема музыкального образования — использование методических принципов, состав учебников и пособий в донских школах, осваиваемый репертуар еще не стали предметом глубокого изучения.

Некоторые из названных вопросов нашли отражение в работах В. И. Адище-ва - «Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец XIX - начало XX века)» и «Музыка в женских институтах России конца XIX - начала XX века. (Теория и практика образования)» (Адищев 1999; 2000) и статье И. П. Да-баевой (Дабаева 1997). В этих работах авторы впервые публикуют данные РГИА и ГАРО, касающиеся обучения пению в Донском кадетском корпусе, Донском Мариинском институте и Донской духовной семинарии.

В связи с задачей сравнительного изучения постановки хорового дела в ВД и других казачьих войсках представляют интерес исследования, содержащие материалы подобного рода. В число трудов, разрабатывающих ту же проблему на родственном материале хоровой культуры Кубанского казачьего войска следует отнести работы И. И. Кияшко (Кияшко 1911), С. И. Еременко (Еременко 1977), а также трехтомный коллективный труд, созданный учеными уральского отделения РАН «История казачества Азиатской России» (История казачества 1995), где соответствующие разделы написаны М. Ю. Нечаевой (т. 1, 4.5) и А. В. Худобо-родовым (т. 3, 4.3).

Исторический очерк деятельности войсковых музыкантского и певческого хоров с 1811 по 1911 год, составленный архивариусом ККВ И. И. Кияшко, характеризует их деятельность и позволяет обнаружить параллели в творчестве Войсковых певческих хоров - Кубанского и Донского, дает возможность выявления значения феномена войскового хора в культуре казачьего края. Автор на основе подлинных архивных документов воссоздал картину их формирования,

12

комплектования, движения штатов, оснащения инструментарием и состава нотной библиотеки, значительно меньше внимания уделено творческой стороне.

В советский период хоровое исполнительство Кубани было исследовано искусствоведом С. И. Еременко. Опуская объяснимую временем создания книги тенденциозность в освещении некоторых событий дореволюционного периода, книга предоставляет богатый материал для сопоставлений.

Для исторических аналогий, выявления сходства и различия между явлениями, не имеющими непосредственных контактов между собой, были использованы современные исследования, в той или иной степени касающиеся изучения различных форм профессиональной хоровой культуры России. Интерес представляют научные изыскания Г. П. Борисова «Музыкальная культура Екатери-нодара с начала XIX века по 1920 год», В. А. Жадана «Музыкальная культура Кубани XIX - начала XX столетия: исторический аспект», Е. О. Казьминой «Музыкальная культура Тамбовского края (1786-1917)», Ковалевой В. М. «Музыкальное образование в России в конце XVII - первой четверти XVIII столетия: историко-педагогический аспект», А. В. Лебедевой-Емелиной «Русская хоровая культура второй половины XVIII века», М. В. Мжельской «Формирование хоровой, исполнительской и музыкально-театральной культуры в Самаре (середина XIX - начало XX века)», Е. Г. Сковиковой «Музыкально-театральная жизнь Симбирска конца XVIII - начала XX века» и др. (Борисов 1992; Жадан 2002; Казьмина 2000; Ковалева2002; Лебедева-Емелина1993; Мжельская2002, Скови-кова1997). Указанные исследования к заявленной теме имеют лишь косвенное отношение. Одни посвящены изучению истории хорового исполнительства дореволюционного периода в регионах России, другие — культурному развитию разных областей империи, а изучение хорового дела является темой периферийной.

Анализ имеющихся публикаций показал, что изучались лишь отдельные аспекты обозначенной темы.

Материалом исследования послужили, прежде всего, неопубликованные документы Государственного архива Ростовской области (фонды учреждений и организаций), фондов Новочеркасского музея истории донского казачества и Ростовского областного музея краеведения, охватывающие период с 1750 по

13

1920 г., большая часть которых вводится в научный оборот впервые. Наряду с этим были использованы изданные государственными и духовными учреждениями законодательные акты, указы, приказы, циркуляры. Характер выявленных источников обусловил направления изучения хорового исполнительства. Несмотря на их внушительный объем, не все его сферы отражены с достаточной полнотой. В открытых для работы фондах учреждений ВД (ГАРО) отсутствует, в частности, информация о функционировании частных капелл; она сосредоточена в фондах личного происхождения донских дворян, в настоящее время закрытых для использования. В ГАРО не выявлены также документы, относящиеся к хорам и оркестрам казачьих частей. Деятельность полковых хоров прослеживается по делам, хранящимся в РГВИА, в частности фонду Главного штаба (РГВИА, ф. 400), приказам по казачьим войскам, уставам и требует специального исследования.

В использованных источниках содержатся законодательные акты, материалы делопроизводства войсковых инстанций, духовных ведомств, образовательных учреждений, документы директивного характера: предписания, переписка и распоряжения войсковой власти, статистика, отчеты и т. д. Архивные фонды 46 -Атаманской канцелярии; 55 - X. И. Попова (1854-1919); 226 - Донской духовной консистории (1829-1918); 301 - Областного правления ОВД (1835-1918); 339 - Сыскных и полицейских управлений Хоперского округа (1785); 341 - Войсковой канцелярии ВД (1722-1835); 344 - Войскового дежурства (1835-1866); Войскового штаба области войска Донского (1870-1920), 353 - Области Войска Донского статистического комитета; 578 — Канцелярии смотрителя дворца Александра I в Таганроге (1825-1919); 817 - Лейб-гвардии казачьего Его императорского величества полка (1905-1915) - богаты фактами и информацией статистического характера. Содержащиеся в них сведения относятся, по большей части, к организационной, а не творческой стороне, но именно они позволили восстановить хронологический контекст, дали возможность сопоставить исторические события.

Фонды 66-1 Новочеркасского мужского высшего начального училища (1856-1919); 347 - Новочеркасской учительской семинарии (1878-1916); 349 -Новочеркасского Александровского реального училища (1878-1920); 352 - Дон-

14

ской духовной семинарии (1868-1919); 357 - 3-ей Новочеркасской мужской гимназии (1915-1920); 358 - Дирекции народных училищ ОВД (1826-1919); 359 -Новочеркасской мужской гимназии им. Платова (1846-1919); 362 - Донского епархиального женского училища; 363 - Совет Донского Мариинского института благородных девиц г. Новочеркасска (1916); 373 - Донского епархиального училищного совета; 493 - Отдела народного просвещения Всевеликого Войска Донского (1918-1920) - содержат сведения об основных событиях в жизни и деятельности учебных заведений, кадровом, методическом и материально-техническом обеспечении учебного процесса; информируют о работе преподавателей по обучению детей пению, созданию школьных хоров.

Подобные сведения содержатся в опубликованных отчетах о деятельности обществ (Содействия народному образованию в ОВД, Иоанно-Богословского, Аксайско-Богородичного и др.).

Такая область как хоровое любительство отражена в фондах 215 - Акцизного управления; 596 -Таганрогского городского комитета Донского попечительства о народной трезвости; 714 - Черкасского окружного комитета Донского попечительства о народной трезвости (1900-1918); 826 - Донского охранного отделения.

Архивные документы, отражающие историю донского края, опубликованы в специальных сборниках: «Акты, относящиеся к истории войска Донского, собранные генерал-майором А. А. Лишиным» (т. 1-3); «Донские дела» (т. 1-5), «Труды» и «Сборники» Области войска Донского статистического комитета; использованы также Полное собрание законов Российской империи, Циркуляры Святейшего Синода, Постановления по Министерству народного просвещения, Приказы по казачьим войскам, Приказы по Войску Донскому, благодаря которым события культурной жизни войска предстают в контексте социально-политических и экономических изменений в Войске и российском государстве. Значительный интерес представляют продолжающиеся и периодические издания («Донская церковная старина» - Донского епархиального церковно-исторического комитета, «Памятные книжки ОВД», «Донские войсковые ведомости», «Донские областные ведомости»). Они содержат исторические сведения и непосредственные наблюдения современников второй половиныХУШ века,

15

описания бытового уклада и музыкального творчества донских казаков, некоторых форм досуга донских станиц. Среди публикаций выделяются статьи и книги

A. А. Артинского, В. Б. Броневского, П. И. Вейнберга, Е. Н. Кательникова, А. А. Кириллова, Н. И. Краснова, С. Ф. Номикосова, X. И. Попова, А. И. Ригельмана,

B. Д. Сухорукова, П. П. Филевского, А. А. Филонова и др.

Важный источник изучения темы - публицистика. Периодическая печать является своеобразной летописью жизни области, в которой находим сведения о различных формах музыкального быта того времени, многочисленных культурных событиях, концертных выступлениях профессиональных и любительских хоровых коллективов, оценку их творчества современниками. Благодаря газетным и журнальным публикациям мы можем судить о музыкальных пристрастиях и вкусах жителей Дона, и, более того, составить обобщенный портрет современного исполнителя и слушателя. С этой же целью рассматривались периодические издания русской эмиграции. Весьма информативны в этом отношении и воспоминания современников, переписка, дневники выпускников учебных заведений, опубликованные в периодике и изданные самостоятельно.

Для уяснения своеобразия становления хорового исполнительства на Дону и его места в общекультурном процессе были привлечены работы по истории культуры Н. Ф. Финдейзена, Ю. В. Келдыша, Т. Н. Ливановой, Ю. М. Лотмана, А. М. Панченко (Финдейзен 1928-1929; Из музыкального прошлого 1960, 1965; Келдыш 1965, 1972; Из истории музыкальной жизни России 1992; Очерки русской культуры 1987-1999; Ливанова 1952-1953; Музыкальный Петербург 1998; Лотман 2000; Панченко 2000).

Большую ценность представляют документы, вводимые в научный оборот современными учеными разных областей знаний Л. М. Жуковой, В. Н. Королевым, Н. А. Мининковым, С. В. Римским, Т. С. Рудиченко, Н. В. Рыжковой, С. В. Черницыным и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки РГК им. С. В. Рахманинова. Ее положения отражены в докладах на международных и региональных конференциях «Православие, традиционная культура, просвещение» (КГНТУ Кубанский казачий хор, Краснодар, 2000), «Механизмы передачи фольклорной традиции: Мировоззрение, слово, музыка, игра, танец, ре-

16

месла» (Российский институт истории искусств, г. Санкт-Петербург, 2001), Итоги фольклорно-этнографических и архивных исследований этнических культур Северного Кавказа за 2004 г. и научных публикациях. Материалы исследования используются в лекционных курсах «Методика работы с хоровым коллективом», «Хороведение» для студентов кафедры культурологии РФ СПбГУКИ.

По теме диссертации опубликовано 4 статьи общим объемом 2,1 п. л.

Структура диссертации. Исследование включает Введение, три главы, Заключение, списки - библиографический, использованных архивных источников и три приложения, в которых систематизированы сведения о церковных хорах ОВД, учителях пения, репертуаре.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены его цели и задачи, сформулированы методологические положения, на основе которых проведена работа, выявлена степень изученности темы, определена структура диссертации.

Первая глава, состоящая из двух параграфов, посвящена начальному этапу истории хорового пения на Дону, связанному с богослужебной практикой. В па-раграфе первом анализируются социально-исторические условия развития хорового искусства, устанавливаются границы изучаемого явления. Во втором параграфе обобщены и систематизированы сведения о монастырских и церковных хорах и характеристике особенностей богослужебного пения.

Во второй главе, включающей три параграфа, освещена история первых профессиональных музыкальных коллективов Дона — Войсковой певческой капеллы и Архиерейского хора. Они характеризуются в аспекте принципов комплектования кадрового состава, репертуара, а также их роли как первых музыкально-образовательных учреждений в ОВД. В параграфе первом рассмотрена деятельность Войсковой Черкасской соборной капеллы с 70-х гг. XVIII в. до 1809 г. - времени перевода хора в новую столицу - Новочеркасск; в параграфе втором - в XIX - начале XX в. В параграфе третьем прослежены этапы становления Архиерейского хора (1829-1918), выявляются особенности его функционирования.

В главе третьей, содержащей три параграфа, рассматривается хоровое пение в учебном процессе и сложившаяся методика обучения, широкое внедрение

17

в деятельность организаций и любительских объединений. Первый параграф дает представление о развитии просвещения на Дону, формировании основных типов учебных заведений обучающих пению и способах привлечения учащихся к практике хорового исполнительства. В параграфе втором охарактеризованы организационные основы хорового образования в разных типах школ, методическое обеспечение и содержание учебного процесса. В третьем - дан анализ процесса формирования широкого движения в поддержку хоровой культуры общественными организациями, расширения сферы хорового исполнительства; рассмотрены социальные условия возникновения хорового любительства.

В Заключении подведены итоги исследования, обозначены этапы становления хорового искусства и сопоставлены процессы, происходившие в ОВД с аналогичными, происходившими в других регионах России, и сделана попытка сопоставить развитие хорового искусства в ВД и других казачьих войсках, соотнести происходившие в ОВД процессы с аналогичными в России в целом, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25091.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.