У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Механизмы визуализации модной формы женской одежды
Количество страниц 251
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25103.doc 
Содержание Введение 4

Глава 1. Информационная структура современной моды 13

1.1 Теоретические основы функционирования моды конца XX — начала ХХ1в 13

1.2 Образное содержание костюма и компоненты его визуализации 18

1.3 Психофизиологические аспекты формирования зрительного образа при восприятии художественной формы костюма 23

1.4 Вербальное поле современной моды 32

1.5 Разработка методики комплексного исследования

механизмов визуализации модной формы женской одежды 41

Выводы по главе 1 45 Глава 2. Исследование механизмов визуализации модной

формы женской одежды 46

2.1. Формирование знаковой системы одежды 46

2.1.1 Выбор критериев оценки знаков - символов, формирующих художественный образ костюма 46

2.1.2 Иллюзорная корректировка идентификационной геометрической структуры (ИГС) стилистического

образа 55 2.2 Методика оценки идентификационной геометрической структуры (ИГС) костюма на примере «спортивного» и

«классического» стиля 62

2.2.1 Проведение экспертного опроса 63

2.2.2 Математическая обработка результатов исследования 65 Выводы по главе 2 73 Глава 3. Характер функционирования ИГС костюма в моде XX - XXIbb 74

3.1 Разработка методики проведения эксперимента 74

3

3.2 Установление периодичности функционирования ИГС

в моде XX - XXIbb 75

3.3 Разработка типологии ИГС костюма в моде XX - XXIbb 83

3.4 Построение архетипов моды 87

3.5 Историческая трансформация архетипа 96

3.6 Закономерности взаимосвязи функционирования ИГС

со структурными изменениями формы костюма 165

Выводы по главе 3 168 Глава 4. Разработка методики проектирования костюма по аналоговым

структурам архетипов 170

4.1 Разработка типологических таблиц проектирования на

основе ИГС костюма 170

4.2 Апробация методики в учебном и промышленном проектировании 183

Выводы по главе 4 199

Общие выводы по работе 200

Список литературы 202

Приложение А 212

Приложение Б 226

Приложение В 251

Введение



4 Введение

Рынок современной модной одежды значительно изменился к концу XX века. Техника производства модной индустрии достигла огромных высот (автоматизированное проектирование одежды, расширение разработок новых материалов), что вызвало появление бесконечного множества новых дизайнерских идей. Огромное число «модников» способны и желают воспринимать эти идеи. Как следствие, изменилась проектная практика моды. Многие предприятия модной индустрии не были подготовлены к такому повороту событий. В результате ведущие кутюрье 70-х годов и их дома моды не вошли даже в сорок ведущих предприятий современной моды. Преобразования домов И. Сен-Лорана, Ю. Живанши - ярчайшие иллюстрации «изгнания» мэтров из моды последних лет [23, 13].

Исследователи приходят к выводу, что с начала 1990-х гг. происходит сильнейший спад интереса к ведущим кутюрье и их маркам. Многие авторы связывают это с потерей общепринятого эталона. Если раньше было необходимо своевременно среагировать на изменение стиля и выдать новый продукт в рамках новой всеобщей модной концепции, то сегодня дизайнер вынужден решать совершенно иные задачи [24]. Сегодня каждый дизайнер вынужден самостоятельно выбирать модную концепцию, опираясь при этом на образ, диктуемый потребителем данного дизайн - продукта. Способность дизайнера правильно выбрать образный ряд для конкретного покупателя становится мощнейшим экономическим фактором.

Последние 30 лет принесли множество разнообразных стилей и течений, изобилие новых дизайнерских предложений, расширение диапазона технических средств. Эти перемены заставляют дизайнера искать выражение своих ценностных ориентиров в новых творческих концепциях. Проблема формирования и развития образа при этом становится актуальной как никогда. Сегодня роль дизайнера заключается в том, чтобы постичь образы,

5 господствующие в «стихии многообразных ролей повседневности». Решение

диной задачи приобретает огромную коммерческую ценность [3, 23].

Чувственное восприятие человека (потребителя, «соучастника» и заказчика моды) становится важнейшим предметом и объектом научных исследований. В рамках данного направления рядом авторов рассматривались особенности восприятия образно - информационных структур моды [13, 3].

Установлено, что субъективное восприятие моды, основывается на фундаментальных механизмах восприятия зрительной системы человека.

Механизмы восприятия базируются на социальных установках и стереотипах общества. Их основа - определение знаков групповой принадлежности. С переходом от индустриального общества к информационному, усиливается интерес к коммуникативным функциям костюма. Несмотря на то, что большинство людей понимают несостоятельность существования связей между физическим обликом и качествами личности, характер представлений о личности все равно подвержен оценке со стороны физического облика, и в частности костюма, именно общение посредством костюма является одним из условий становления каждого человека как личности [17, 9].

Сейчас многие продукты дизайна не несут смысловой нагрузки. В результате потребитель не угадывает и не понимает смысла дизайнерской концепции. Символы и знаки костюма рождают образы - типы. Поэтому возникла необходимость исследования механизмов визуализации знаковых структур моды, их идентификации с вербальными определениями, используемыми в нашем языке. Образные заимствования и образное осмысление позволяет вкладывать новый смысл и новое содержание в старую форму. Сегодня необходимо осмысление новых функций дизайна костюма, способных выявить и подчеркнуть его коммуникативность в знаково-символической семантике, позволяющей связать «технического» человека с окружающей природой [23].

6

Исследование образных явлений становится устойчивой темой таких отраслей науки как теория дизайна и теория творческой деятельности. По мнению многих исследователей, человек предрасположен к образному мышлению на генетическом уровне [14, 7]. Основа образного восприятия -принцип уподобления. Этот процесс активный и заключается в создании визуальных моделей. Построение «визуальных комплексов», способных структурировать восприятие, исследование «визуального языка», формирующего образ, становится первостепенной задачей. Результаты исследований зрительного восприятия человека ставят новые задачи восстановления образа в правах традиционной тематики.

Кроме того, расширение образных диапазонов позволяют рядовому человеку включиться в увлекательный процесс формирования своего стиля. Ограниченность рациональностью и функциональностью делает продукт дизайна скучным. При восприятии продукта дизайна у зрителя должна возникать игра воображения. При недосказанности, образном намеке, потребитель достраивает и домысливает образ и он представляется ему насыщенным и интересным. Знаковые коды предполагают расшифровку, а, следовательно, игру и удовольствие от этой игры. Возникает диалог дизайнера и потребителя. Сознание выделяет наиболее информативные знаки, воображение - достраивает образ [13].

Функционализм уступает место образности, что соответствует новым принципам визуальной культуры современности. Это определяет постановку цели и задач настоящего исследования. Возникла необходимость тщательного обобщения новых разработок и выработки конкретных рекомендаций для дизайнеров.

Цель работы состоит в комплексном изучении механизмов визуализации модной формы женской одежды, и выявлении знаковых структур, создающих определенный стилистический образ.

Объектом исследования являются закономерности формирования знаковых систем костюма.

7 Предметом исследования являются механизмы визуализации

художественной формы костюма (на примере костюма европейских домов мод XX-XXI вв.).

Хронологические рамки изучаемой темы ограничены 1930 - 2004 гг. Данное ограничение введено в виду того, что именно к 1930-м гг., сложились и стабилизировались основные черты костюма XX века.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

провести анализ и систематизацию теоретических, методологических, организационно - проектных исследований по оценке стилистического образа костюма;

систематизировать факторы и критерии, определяющие формирование стилистического образа костюма;

разработать типологию идентификационных геометрических структур (ИГС) костюма, провести их иллюзорную корректировку;

провести исследование статистических закономерностей функционирования ИГС костюма в моде XX - XXI вв.;

разработать типологию архетипов (общепонятных схем, символов) стилистических образов на базе ИГС костюма;

- разработать методику проектирования по аналоговым характеристикам архетипов, провести ее апробацию в промышленном проектировании и в учебном процессе.

Методологическая основа исследования строится на целостном системном подходе к решению поставленной задачи. В качестве инструмента исследования использовались методы: сравнительного литературно анализа для обобщения информации современных исследований по идентификации художественной формы и обработки фотоматериала; метод контент - анализа для определения вербального поля современной моды; метод глубинного интервью для первоначального построения знаков - символов, позволяющих идентифицировать художественную форму костюма; метод экспертных

оценок для выявления геометрических идентификационных структур (ИГС) костюма; статистические методы сбора и обработки информации для исследования особенностей функционирования архетипов моды XX - XXI вв.; теоретические и практические основы проектирования костюма для разработки авторской методики проектирования.

Границы исследования. Все рассматриваемые вопросы исследуются в связи с общепринятыми положениями теории проектирования костюма. Исторический диапазон исследования 1930-2004гг.

Научная новизна работы:

- разработаны критерии оценки стилистического образа костюма;

- построены наглядные структуры знаковых систем, отражающие вербальное поле моды;

- разработана система идентификационных геометрических структур костюма (ИГС) стилей «классический» и «спортивный»;

- построена типология архетипов (общепонятных схем, символов) моды стилей «классический» и «спортивный»;

построены наглядные геометрические модели исторической трансформации архетипов в пределах циклов в период 1930 - 2004гг в пространстве геометрического подобия (систем пропорционирования). Практическая значимость:

- разработана методика оценки идентификационных знаковых структур (ИГС) костюма;

- разработана методика исследования особенностей функционирования количественных параметров ИГС костюма;

- разработаны проектировочные таблицы вариантов ИГС стилистических образов «классический» и «спортивный» для практических целей;

- разработана методика проектирования костюма по аналоговым характеристикам архетипов;

9 - представлен пример разработки эскизов, макетов и опытных образцов

креативного и промышленного костюма выдержанных в рамках заданных стилевых образов.

Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на предприятиях ЗАО «Текстильэкспо» (г. Москва), ООО «Коллекция» (г. Дмитров, Московская обл.). Реализация результатов диссертационной работы показала эффективность разработанных методов.

Результаты работы обсуждены и получили положительную оценку специалистов на 5 Международной научно — методической конференции «Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности» (г. Москва), Международной научно - практической конференции «Современная мода. Механизмы формирования» (г. Екатеринбург), на заседаниях кафедры «Дизайн» МГУДТ.

Достоверность полученных результатов подтверждается актами производственной апробации на предприятиях швейной промышленности, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно - технических конференций, публикациями и в учебном процессе в курсе ведения дисциплин: «художественное проектирование костюма», «основы теории и методологии дизайн - проектирования».

Публикации. Основные результаты исследований опубликованы в восьми печатных работах.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы и приложений. Работа изложена на 211 страницах, содержит 25 таблиц, 43 рисунка, 8 схем. Приложения представлены на 41 странице содержащих 12 таблиц и 2 рисунка. Библиография включает 117 наименований.

10 Словарь терминов

Перед изложением материала дадим расшифровку некоторым терминам.

Визуализация — распознавание зрительных образов, процесс, в результате которого происходит сопоставление предметов на основе зрительного восприятия; способность вызвать зрительные образы; наглядное опознание объекта. Термин визуализация является синонимом термину идентификация - опознание объектов, личностей в процессе сравнения сопоставления, однако идентификация термин более широкого применения и обозначает сравнение на основе любых признаков, в то время как визуализация - на основе отчетливых зрительных (исключительно зрительных) образов.

Художественная форма - внешний вид объекта, выражающий эстетические ценности. Внешняя оболочка, раскрывающая внутреннее содержание художественного объекта. Художественная форма костюма -эстетическое выражение его внутреннего смысла.

Знак — символ — знак, схема, зашифрованная в композиции; явление, отражающее определенный вербальный смысл. Знак - символ «озвучивает» наиболее важные признаки объекта, позволяет визуализировать стилистику костюма.

Знаковая система — система знаков и закономерность их сочетания при построении образа, объект дизайна, создающий определенный художественный образ при зрительном восприятии.

Геометрическая структура - схематическое воспроизведение части композиции костюма в виде линий и геометрических фигур.

Идентификационная геометрическая структура (ИГС) — это утрированное изображение линий композиции, несущих смысл знака -символа. ИГС позволяет визуализировать художественную форму объекта.

Архетип - (от греческого arche - начало и typos - образ (в психологии - прообраз, первоначальный образ, идея)). В костюме архетип это - система

11

внутренних знаковых линий и внешней формы, обладающая общепонятным смыслом, вызывающая у всех зрителей одинаковый ряд ассоциаций, общепонятную для большинства схему, символ.

Вербальное поле моды — терминология («словесное» поле), используемое профессионалами в области дизайна, журналистами, потребителями для описания модных тенденций, стилей, стилистических образов, художественной формы костюма.

Визуальное поле моды — вся зрительно воспринимаемая информация в моде («зрительное» поле): изделия, макеты, эскизы, фотографии, реклама. Весь зрительный ряд.

Семантика - раздел науки, изучающий значения единиц языка (прежде всего слов и сочетаний). Один из разделов семиологии. В настоящем исследовании изучается значение визуальных единиц языка костюма, в качестве слов и словосочетаний выступают геометрические построения.

Единица визуального языка - единицей визуального языка выступает система линий, композиционное построение, геометрическая структура делающая костюм образной и читаемой.

Семантическое пространство — система отдельных единиц, состоящих из понятий, значений, содержащих смыслы изучаемого объекта. В данном исследовании - все многообразие композиционных геометрических структур, визуализирующих стилистические образы современной моды. Семантическое пространство в моде позволяет общаться потребителю и создателю продукта дизайна.

Семиотика - наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем. Изучает средства коммуникации, особенности зрительного и слухового восприятия человека.

Эмпирический индикатор - изучаемый признак исследования. В настоящем исследовании термин «эмпирический индикатор» (ЭИ) является синонимом терминов «знак - символ» и «идентификационная геометрическая структура».

12 Метафоричность — перенесение свойств одного предмета на другой по

принципу сходства на основании признака общего для обоих сопоставляемых членов. Метафоричность в дизайне — перенесение свойств инспирирующего источника на объект дизайна. При этом возникает тонкая игра ассоциаций, наполненная внутренним смыслом.

Ассоциативность — способность вызывать в человеке ощущение взаимосвязи между предметами, ощущениями, идеями. Ассоциативность восприятия вещи в дизайне является основополагающим фактором для понимания и передачи информации от дизайнера к потребителю.

Стиль - общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно -художественного содержания. В современной моде стили в «чистом» виде немногочисленны, поэтому целесообразно говорить о стилистическом образе конкретной коллекции или отдельного костюма, отражающем общее направление и идейную целостность (концепцию) в каждом конкретном случае.

Образ - способ бытия художественного произведения. Образ костюма - средство и форма организации костюма как эстетической единицы, поддерживающая его художественную ценность и выразительность.

13 ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ

МОДЫ

1.1 Теоретические основы функционирования моды конца XX — начала XXI вв.

Теория дизайна делится на прикладную (обобщенный опыт практики, работающий на достижение поставленных ею целей) и общую (социально -философские и методологические проблемы дизайна) [16].

Исследуя вопрос визуализации художественной формы современного модного костюма, необходимо рассмотреть данную тему, как с точки зрения узкой практики, так и с точки зрения общей гуманитарной необходимости проблемы.

Мода как неотъемлемая часть жизни общества, его социальный, культурный, психологический показатель является предметом исследования огромного количества областей наук. Феномен моды на теоретическом уровне изучают философия, психология, искусствоведение, на практическом уровне технические науки [3, 23, 11].

Особенности функционирования моды последних десятилетий значительно отличаются от всех предыдущих периодов [3]. Осмысление и подтверждение данного процесса необходимо искать и изучать как на общетеоретическом уровне исследования моды, так и на конкретном практическом.

Закономерности развития моды последних лет рассматриваются различными науками на всех уровнях сферы деятельности дизайна (схема 1.1). Поэтому в нашем исследовании необходимо обратиться к знаниям смежных наук.

14 Схема 1.1 Науки исследующие процессы современной моды.

(^Философия

----

Технические науки

Искусствоведческие и философские исследования «раскрывают горизонты» и «дальние перспективы» упорядочения места моды в обществе. Однако в работах искусствоведов и философов отсутствует конкретный разбор элементов, составляющих стиль, образ, художественную форму костюма. Многие концептуальные идеи развития моды не адаптированы к конкретным нуждам производства, не выведены методики проектирования, рекомендации дизайнерам основанные на визуализации стилей современной моды, и их вербального выражения. Существуют классификации стилей нашего времени, однако отсутствуют конкретные практические приемы проектирования костюма, его художественной формы по ведущим визуальным признакам стиля [5, 15, 23].

Актуальной проблемой сегодня является необходимость формирования профессионального мышления дизайнера способного легко совершать переходы от организации формы объекта к его потребительски -ценностным, эстетическим характеристикам и, наоборот: от заданной функции, конструкции, полезности легко и свободно переходить к предметно - чувственным оценкам полученного изделия [16]. Техническая форма должна преобразовываться в эстетическую и наоборот.

В сегодняшних экономических условиях это свойство совершенно необходимо, потому что самые передовые технические разработки не пользуются спросом, если их создатели игнорируют дизайн [2].

15 Образ товара (и костюма в частности) как основополагающий и

составляющий элемент является мощной экономической характеристикой.

Сегодня ситуация такова, что потребитель зачастую выбирает образ, а не функцию вещи.

Роль эстетического подчеркивается многими авторами [23]. Существующий сейчас язык форм является носителем эстетической реакции потребителей на эту форму. При этом деятельность дизайнера должна иметь 3-х плановую структуру и оцениваться с точки зрения полезности, эстетического совершенства, художественно образной выразительности (схема 1.2).

Схема 1.2 Задачи дизайнерской деятельности

Деятельность дизайнера

Полезность Эстетическое совершенство Художественно —

образная Выразительность

Изменения, произошедшие в моде 1970 - 2000х принесли множество разнообразных стилей и течений, что заставляет дизайнера искать выражение своих ценностных ориентиров в новых творческих концепциях. Проблема формирования и развития образа при этом становится актуальной как никогда [3].

Черты молодежной субкультуры становятся ведущими для всей моды. Наряду с этим появляются искусственные стили, которые создаются дизайнерами без внешних объективных причин. Один из примеров — стиль «неопанк» 94-95 годов. Подобные явления происходят из необходимости производить все новые и новые образы и идеи, способные привлечь внимание взыскательного зрителя.

Основополагающими для конца XX века становятся цитатность, принцип монтажа, комбинаторика стилей [3, 23]. Постоянное

16

интерпретирование исторического опыта и цитирование известных стилей в костюме, привело к множеству сложных эклектичных образований и «мутаций» [5].

Происходит смешение во всем. Глобализация стирает национальные особенности культур. Миру навязывается единый стандарт образа жизни и поведения. Но при этом растет число творческих индивидуальностей. Мода сегодня - единство в многообразии. Она однородна, но имеет множество стилей и идей.

Кич, зачастую, является основой нового стиля. Такие характерные особенности как простота понимания, способность к имитации, возможность эпатировать, способность варьировать все стилевые черты становятся ведущими в современной моде. Причем эклектика и кич становятся основой многих современных стилей.

Критерий «хороший вкус» становится относительным. Улица начинает питать моду последних лет. Процесс, начавшийся в 60-е, привел к тому, что дизайнер не определяет моду, а лишь реагирует на влияния «духа толпы». Возникновение «диффузного» стиля, эклектизма подтверждает это [3, 24].

Дизайн нового времени - игровой дизайн, где костюм - живой элемент самовыражения. Возникновение малых предприятий в противовес крупным комбинатам также диктуют необходимость проектирования легкозаменяемых мобильных, образных коллекций. Метафоричность, вызывающая ассоциации восприятия, действующая как организующий импульс становится эталоном эстетики. Ситуация такова, что сегодня личность в искусстве раскрепощена.

Способность к игре, фантазия дизайнера и потребителя театрализуют сегодняшнюю моду. Игровой момент в таинстве создания и ношения одежды [23]. Игра дизайнера при этом - это игра ассоциаций, а игра покупателя -игра фантазийного комбинирования. И тот и другой ломают устоявшиеся формы и нормы общественной жизни. И тот и другой находят в костюме самовыражение.

17 Индивидуальность, стремление к творчеству, вызов стандартам мира -

определяющие черты сегодняшнего потребителя.

Дизайнер играет с настроением своих потребителей, побуждая их к покупке, завлекая, дразня, маня новыми ощущениями и впечатлениями. Сделай это, одень это, скажи это и ты станешь сверхчеловеком - основной принцип рекламы. Алгоритм очень прост, выполнить его легко, а человек постоянно продолжает искать себя идеального и легко «покупается» на призывы торговли [97, 98]. В этот момент дизайнер должен осознавать этическую нагрузку, ложащуюся на него, поскольку неумелыми, несбалансированными образами он может побуждать к агрессии, разрушать своего потребителя, уничтожать общечеловеческие идеалы и ценности. В то же время хорошо сделанная работа дизайнера приносит потребителю огромное количество положительных эмоций, помогает в самовыражении, самоутверждении, осознании самого себя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что современная индустриальная мода (мода конца XX — начала XXIee.) имеет новые задачи, принципы формирования и общественные функции, нежели мода всех предыдущих периодов истории человечества. Ее отличительными особенностями являются:

- театральный показной характер, эпатирование зрителя;

- очень большая скорость перемен;

- обилие различных течений и стилей в рамках одной модной тенденции;

- образность костюма становится важнее функциональности;

- всеобъемлющий и всепроникающий характер моды: она вторгается во все сферы жизнедеятельности человека.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25103.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.