У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Взаимодействие науки и искусства в творчестве Наума Габо
Количество страниц 254
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25106.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Часть первая: Жизнь Наума Габо в эру научных открытий, 43 войн и революций

Детство и школьные годы в России 45

Студенческие годы 52

Начало творческой деятельности. Норвегия 56

Советская Россия 65

Берлинский Период. Париж 75

Английский период 87

Американский период 99

Часть вторая: Теория, метод, элемент 106

Проблема взаимоотношения науки и искусства в 107 теоретических трудах Наума Габо

Ранний период (1920-193 6) 109

-Зрелый период (1937-1956) 123 -Поздний период (1957-1977) 131

Струнный метод скульптурного моделирования и 140

математические конструкции

-К истории появления метода: работы Генри Мура и 142

Барбары Хепуорт

-Струнные конструкции Н. Габо 149

Кинетические конструкции Габо 165

-Кинетическая конструкция (Стоячая волна) 169

-Фонтан «Вращающийся торс» 182

Заключение 193

Список литературы 201

Приложение 223

Дизайн (1926) 224

¦ Конструктивная идея в искусстве (1937) 232

¦ Концепции русского искусства (1942) 245

¦ Кинетическая конструкция 1920 года (1969) 254

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Выходец из России, один из экспериментаторов, прошедших школу русского авангарда, Наум Габо (1890-1977) был далеко неоднозначной творческой личностью. Несмотря на широкую известность среди любителей искусства и специалистов, несмотря на то, что его произведения находятся в коллекциях крупнейших мировых музеев, а выставки его работ привлекают самую широкую публику, творчество скульптора до недавнего времени оставалось малоизученным. Только в 2000 году выходит в свет первая монография о нем, написанная М. Хаммером и К. Лоддер, за которой следует издание сборника текстов мастера. В России за последние 10-15 лет заметно усилился интерес к Габо: в 1993 году в Музее Архитектуры им. А.В. Щусева проводится выставка проекта Дворца Советов Наума Габо, публикуется каталог с целым рядом статей, посвященных скульптору. С 1994 года в городе Брянске проходит ежегодный международный фестиваль музыки и искусств, носящий его имя1. Исследованием творчества Габо в 1990-е годы занимались Г.Ф. Коваленко, СО Хан-Магомедов, В.И. Тасалов и СВ. Кудрявцева, изучавшая британские фонды, хранящие информацию о мастере и его произведения . Габо известен как одна из ключевых фигур международного конструктивизма, один из самых влиятельных скульпторов своего времени, пионер абстрактной скульптуры. Его творческий путь - 60 лет напряженной работы по формированию нового, своеобразного подхода к пластике и к искусству в целом. Как и некоторые основоположники

Международный фестиваль современного искусства имени Н. Рославцева и Н. Габо. Музыкальный фестиваль им. Н. Рославцева проходит в городе Ш Брянске с 1986 года, с 1994 года он стал фестивалем искусств и имя

скульптора вошло в название этого ежегодного культурного события. 2 Результатом исследования пока не опубликованы.

искусства модернизма, Габо не имел специального художественного образования. Его первые работы - собранные из картона конструктивные «Головы» - возникли в середине 1910-х годов, его последние произведения, сделанные незадолго до смерти - монументальные конструкции из стали, изменили традиционное представление о монументальной скульптуре.

Известный прежде всего как скульптор, Габо пробовал свои силы практически во всех сферах художественного творчества, и не без успеха. Результатом его экспериментов в области синтеза скульптурных и архитектурных форм стал «Проект Дворца Советов» (1931-1932). Уже первый опыт в области сценического оформления принес ему признание — дягилевский балет «Кошка» (1927) вошел в историю как одна из самых смелых и оригинальных постановок, реализованных в 1920-е годы. С именем мастера связано несколько дизайнерских проектов по оформлению интерьеров, а также новая концепция автомобиля (Jowett car, 1943-1944). Известен целый ряд графических работ Габо, увлекшегося в поздние годы ксилографией; живописные полотна также составляют часть его наследия.

В области скульптуры Габо экспериментировал с техникой и ф материалами самого разного рода: от традиционных камня и бронзы до

новых синтетических пластмасс, стекла, нейлона и нержавеющей стали. Характерной чертой его творчества являлся постоянный поиск новых техник скульптурного моделирования для воплощения форм, рожденных его воображением. Габо работал в технике конструирования, ваяния, моделирования струнами, использовал стереометрический метод, применял электросварку и простую склейку деталей для сборки своих конструкций, подсоединял к ним мотор и подвешивал их в воздухе.

Особенность Габо как мастера состоит в том, что его трудно причислить к какой-либо одной группе художников или к конкретной национальной школе. Рожденный в еврейской семье, жившей на

территории Российской империи, он получил образование в Германии, создал первые работы в Норвегии, участвовал в экспериментах русских авангардистов и в поисках новых художественных форм вместе с немецкими абстракционистами. Габо работал в Париже в 1930-е годы, до конца Второй мировой войны - в Англии, пока не нашел последнее пристанище в тихом городке американского штата Коннектикут. Вплоть до 1952 года Габо был гражданином Советского союза, лелея надежду, что когда-нибудь сможет вернуться на родину.

Каждый из периодов творчества мастера характеризуется поисками новых подходов к выражению в пространственных формах представлений, которые он собирательно именовал «конструктивной идеей». Размышление над универсальными проблемами искусства было той областью приложения его творческих усилий, которой он отводил важное место в своей жизни. Признанием заслуг Габо в сфере утверждения новых художественных форм можно считать целый ряд заказов на создание монументальных работ и тот факт, что его произведения хранятся в наиболее известных частных и национальных собраниях по всему миру. Самой большой частью наследия скульптора обладает лондонская галерея Тейт. Берлинская галерея (Berlinische Galerie) приобрела около 15 лет назад целый ряд произведений скульптора. До последнего времени галерея не имела собственного постоянного экспозиционного зала, но работы мастера периодически выставлялись во временных помещениях3. Галерея Йельского университета, унаследовавшая коллекцию Анонимного общества К. Драер и М. Дюшана, обладает рядом ранних произведений Габо. Американские музеи, такие как Музей современного искусства в Лью-Йорке (МОМА) и музей Соломона Гугенхайма, художественные музеи Далласа и Филадельфии, европейские коллекции, такие как

Переезд Берлинской галереи в новое здание на Альте Якобштрассе

кёльнский музей Людвига, Национальная галерея Берлина, Музей современного искусства Гренобля, государственный музей Амстердама хранят в своих собраниях произведения скульптора. Большая часть его наследия принадлежит наследникам - единственной дочери Нине Габо-Уильямс и зятю Грему Уильямсу, проживающим в графстве Кент в Англии и частным собраниям по всему миру.

География и хронология модернизма, в любом разрезе и на любом отрезке времени отмечены именем Габо, здесь мы видим его личную или опосредованную причастность к важнейшим событиям в истории искусства XX века. Карта культурной жизни Западного мира прочерчена вдоль и поперек трассами его передвижений. Габо — заметная фигура, его имя мелькает то тут то там в списках участников выставок, в переписке художников, в изданиях по искусству. О нем говорят, на него ссылаются, рассказывают истории (часто - придуманные им самим), к нему как к известной фигуре художественного мира приклеивают ярлыки. Одним из таких укоренившихся представлений о Габо был образ художника-ученого, вдохновленного миром науки, ее аппаратами, микроскопами, приборами, холодными расчетами, четким анализом. Подтвердить или опровергнуть причастность и зависимость творчества Габо от мира науки и техники -цель данного исследования. Поставив личность самого мастера в центр нашего внимания, мы обратимся к тем факторам, которые влияли на формирование личности Габо, и к тому, какое отражение они получили в его творчестве. Влияние мастера на своих современников и последующие поколения художников не является предметом данной диссертации, ее объект - творческое наследие Габо, из коего был отобран ряд произведений, принадлежащих к различным сферам приложения творческого таланта скульптора. Область настоящего исследования имеет

намечен на конец 2004 года.

свои временные рамки - период становления и активной деятельности скульптора: 1900-1977. География наших поисков весьма обширна: мы будем следовать за Габо во всех его перемещениях из России в северную Европу, Германию, Францию, Великобританию и, наконец, США.

Из всего спектра тем и проблем, поставленных перед нами творческим наследием скульптора была выбрана, на наш взгляд, самая актуальная: проблема взаимоотношения науки и искусства. Для эстетики XX века характерен интерес к идеям и формам из сферы точных и естественных наук. Но наш подход к работе и метод исследования относятся к области истории искусств, а не научной сфере. Все использованные в диссертации научные данные и материалы нами рассматриваются как часть общекультурного наследия. Без научного обоснования художественной ценности и творческой оригинальности произведений скульптора, продолжать искусствоведческий анализ представляется затруднительным, так как частое сравнение работ Габо с холодными научными приборами или математическими моделями ставит под вопрос саму оригинальность его творческого стиля.

Диссертационное исследование базируется на целом ряде источников и архивном материале. К источникам относятся авторские тексты Габо, написанные, отредактированные и опубликованные при его жизни - манифест, статьи, лекции, выступления и книги. Их анализу посвящен первый раздел второй части диссертации. Сюда также входят тексты интервью, изданные как в периодических изданиях так и в тематических сборниках. Одним из основных интервью является появившейся в Париже в 1969 году текст, составленный корреспондентом журнала «Реальности» (Realites) художественным критиком Жаном Кле4. Этот репортаж о Габо входит в книгу, состоящую из целого ряда интервью,

Clay J. Visages de l'Art moderne. Paris, 1969. P. 79-120.

взятых Кле на протяжении 1960-х годов у десяти современных художников и скульпторов - Шагала, Мура, Сото, Джакометти и других. Составитель ввел в текст обширные личные комментарии и пояснения. Габо здесь представлен как мастер, которого французская критика незаслуженно оставила в тени его брата Певзнера. Существенный акцент делается на ту роль, которую сыграла публикация воспоминаний Алексея Певзнера, свидетельствующих об оригинальности творческого метода Габо., о его художественном таланте, так неожиданно и блистательно проявившемся. В интервью Кле впервые публикуются воспоминания самого Габо о его семье, детских годах в Брянске, обучении в гимназии и университете, первом творческом опыте. Кле не смог удержаться от пространного анализа Реалистического манифеста Габо, его идей о роли искусства в обществе и т.д. Рассказывая о жизни в постреволюционной Москве, Габо, как и во многих других текстах, сильно преувеличивает свою роль в искусстве русского авангарда, представляя себя как одного из основателей конструктивизма, лидера целой группы московских художников. Описывая свой творческий метод, скульптор также дает оценку роли науки в собственном творчестве и в современном искусстве. Ценнейший, впервые опубликованный биографический материал затенен достаточно агрессивными выпадами составителя против Алексея Певзнера, а скорее -против своих коллег-критиков, сторонников старшего из братьев. Досадно, что подобное использование печати породило конфликт, отголоски которого слышны до сих пор5.

В 1960-х годах Катрин Кух, бывший куратор Института искусств Чикаго, взяла интервью у ряда ведущих художников, живших в то время в

5 В 2001 году Центр Жоржа Помпиду выпустил каталог выставки произведений Антуана Певзнера, где вопрос о сложностях во взаимоотношениях братьев не был обойден (Correspondence d'Antoine Pevsner et Naoum Gabo // Lemny D. Antoine Pevsner dans les collections du

10

Америке - Марселя Дюшана, Джорджии О'Кифф, Александра Кальдера, Наума Габо и др. Опубликованные под названием «Голос художников -беседы с 17 современными художниками»6, эти «беседы» сохранили структуру вопросов и ответов интервью. Габо здесь касается многих проблем: пространства и времени, цвета, материала, понятия реальности. Описывая одну из своих монументальных конструкций, он говорит о своем инженерном образовании. К 1960-м годам относятся и другие интервью, взятые у скульптора, в которых мы находим целый пласт информации и данных, зачастую в субъективном изложении, но, тем не менее, очень ценных для любого исследователя творчества Наума Габо. Отметим репортаж Абрама Лассау и Ильи Болотовского7, которых интересовала роль Габо в становлении русского конструктивизма, и беседу Габо с Давидом Томпсоном8, посвященную истории создания фонтана «Вращающийся торс» (1973-1975).

К архивным материалам, связанным с творчеством Габо, относятся: «Коллекция Габо» - семейный архив, который наследники разделили на две части, и передали в архивы галереи Тейт и Берлинской галереи. Документы и корреспонденция американского периода (1950-1977) хранятся в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке, Йельский университет. «Коллекция Габо» состоит из 9 частей, каждая из которых включает: дневники (А), биографические записи (В), корреспонденцию (С), тексты лекций (D), тексты о Габо (Е), разрозненные записи (F), фото- и аудио документы (G), документы большого формата (L), теле- и видео

Centre Georges Pompidou Musee national d'art moderne. Paris, 2001. P. 33-36.

6 Kuh K. The artist's voice: talks with 17 artists. N.Y., 1962. P. 94-104.

7 Lassaw A., Bolotowsky I. Russia and Constructivism // The World of abstract Art. N.Y., London, 1957. P. 86-101.

8 Thompson D. Naum Gabo talks to David Thompson // Art Monthly, № 4,1977. P 10-13.

11

документы (ТАМ)9. В архиве галереи Тейт хранится ряд документов о скульпторе, не входящих в «Коллекцию Габо», а в Отделе работ на бумаге можно познакомиться с рисунками и гравюрами скульптора. Документация отдела Консервации и реставрации галереи Тейт, ставшая доступной для нашего исследования благодаря любезности главы отдела Деррика Поллена, также послужили важным источником. К документам библиотеки Бейнеке относится переписка с такими деятелями культуры и искусства как Гидеон-Велкер, Герберт Рид, Генри Мур, Норман Рид, Антони Хилл, Лезли Мартин и другие. В диссертации также использовались документы и объекты, хранящиеся в различных библиотеках и научных центрах, таких как Национальная библиотека по искусству (Музей Виктории и Альберта, Лондон), Библиотека галереи Тейт, библиотека института Курто (Лондон), библиотека Национального института истории искусств (Париж)10, Библиотека Кандинского (библиотека и архив Музея современного искусства, Центр Жоржа Помпиду), музеи науки Лондона и Оксфорда, Институте Анри Пуанкаре (Париж).

Прежде чем начать историографическую часть, хотелось бы отметить, что через полтора года после начатого нами исследования, в 2000 году вышла в свет первая монография, посвященная жизни и творчеству скульптора: «Конструируя современность: искусство и карьера Наума Габо»11. Ее авторы, британские искусствоведы Мартин Хаммер и Кристина Лоддер посвятили более 25 лет работе над этим фундаментальным

9 В тексте диссертации эти документы обозначены следующим образом: буквенный индекс обозначает вид документа (А- дневники, С— корреспонденция и т.д.), римская цифра указывает на группу документов одного рода (например, различные варианты одного текста, рукопись и ее транскрипция), арабские цифры различают документы, входящие в одну группу.

10 Ранее известна как библиотека и архив Жака Дусе.

11 Hammer M., Lodder С. Constructing modernity. Art and Career of Naum Gabo. Yale University Press, 2000.

12

исследованием. Эта монография открыла новый этап в истории изучения Ф

творчества скульптора.

На сегодняшний день историография проблемы, рассматриваемой в диссертации, неразрывно связана с публикациями, посвященными наследию Наума Габо в целом. О взаимодействии науки с искусством в творчестве скульптора упоминается в большинстве текстов о Габо - от газетных заметок и биографических справок в словарях до каталогов персональных выставок и монографического издания. Интересующая нас проблема - сквозная, она затрагивает все периоды творчества скульптора, все жанры, в которых он работал. Биографический материал здесь также играет важную роль, поэтому, освящая историографию вопроса, мы остановимся на публикациях самого разного рода.

Этот раздел логично начать с текстов, написанных Гербертом Ридом - близким другом скульптора, и ведущим британским художественным критиком, автором целого ряда монографий, посвященных проблемам искусства модернизма. Габо и Рида связывала крепкая дружба, общность политических и эстетических взглядов и вера в важную социальную роль Ф искусства. Рид, будучи поэтом, философом и литературным критиком,

обратился к пластическим искусствам лишь в середине 1930-х годов под влиянием окружавших его молодых художников и скульпторов (Г. Мура, Б. Николсона, Б. Хепуорт и др.). Встретив Габо в 1935 году, Рид обрел друга и единомышленника, с которым мог обмениваться мнениями по эстетическим и социально-политическим вопросам, волновавшим его. Габо несомненно имел большое влияние на Рида, что весьма заметно в статьях критика, посвященных скульптору. Этим же объясняется тот факт, что до конца Второй мировой войны единственной публикацией Рида,

касающейся Габо, была их переписка, отражавшая общность их

т

13

1 О

эстетических взглядов . Но в то же время Рид как никто другой был близок к творческой «кухне» мастера, что делает его оценку произведений Габо весьма ценной. Тексты Рида хотелось бы отметить в первую очередь, так как они - первая попытка аналитически подойти к творчеству скульптора. Прежде всего, нас будут интересовать два предисловия, написанных Ридом о Габо - одно к выставочному каталогу 1948 года13, второе к монографии скульптора «Габо: конструкции, скульптура, живопись, рисунок, гравюра»14 1957 года.

После окончания Второй мировой войны Габо и Певзнер впервые выставили вместе свои скульптурные работы в Музее современного искусства Нью-Йорка (МОМА, 1948). Выпущенный по этому случаю каталог сопровождали биографический очерк о Науме Габо и А. Певзнере и статья Герберта Рида «Конструктивизм - искусство Наума Габо и Антуана Певзнера»15. Как и большинство статей Рида, текст носит обобщенный характер и основан на информации, которую Рид получил от Габо. Здесь мы видим, что Рид аналитически подходит к творчеству своего друга, - в тексте встречается ряд характеристик, говорящих о том, что автором был произведен глубокий сравнительный анализ. Они относятся как раз к интересующей нас проблеме о роли науки в творческом процессе: Рид утверждает, что в основе конструктивного искусства (а именно так Габо стал называть свое творчество в 1930-е годы) лежит научная

12 Gabo N., Read H. Constructive Art: an exchange of letters // Horizon (London), vol. 10, № 55,1944.

Следует отметить, что иногда Рид в своих публикациях давал оценку тем или иным произведениям скульптора.

13 Naum Gabo - Antoine Pevsner. Museum of Modern Art, New York, 1948.

14 Gabo N. Gabo: Constructions, Sculpture, Paintings, Drawings, Engravings. London, 1957.

15 Read H. Constracrivism: the Art of Naum Gabo and Antoine Pevsner // Naum Gabo - Antoine Pevsner. Op. cit. P. 7-13.

14

концепция мира, как ее нам представила современная наука16. Сам Габо избегал прямых формулировок подобного рода, предпочитая общие фразы - в те годы наука и ее достижения ассоциировались с ужасами только что пережитой войны. Достаточно твердое заявление Рида объясняется тем, что в 1930-1940-е годы он и его окружение проявляли повышенный интерес к проблеме взаимодействия наук и искусств и к их общим универсальным характеристикам. Под это влияние и попал Габо, приехавший в середине 1930-х годов в Англию. Выставка братьев привлекла интерес американских любителей современного искусства - в Нью-йоркском журнале «Новости искусства»17 появилась большая статья, посвященная особенностям творческого метода братьев. Она пестрит такими терминами, как «машинный романтизм», «пространство-время Эйнштейна», «высшая математика» - и в Новом свете искусство Габо представляется вдохновленным точным миром науки.

Еще более интересна для нас вступительная статья Рида к монографии «Габо» (1957), большая часть которой посвящена утверждению принципа о большом влиянии «века машин» на современное искусство и роли художника как интерпретатора новых идей и форм, возникших благодаря развитию науки. Само же творчество Рид относит к области естественных потребностей человека, считает его одним из природных качеств. Габо предстает перед нами как поэт, видящий в окружающем мире универсальные формы, общие для всех проявлений природы. Здесь же мы впервые встречаем имя биолога Д'Арси Томпсона18

16 Naum Gabo - Antoine Pevsner. Ibid. P. 11.

17 Soby J. T. The constructivist brotherhood // Art News, vol. 47, № 1, 1948. P. 22-25, 57-59.

18 D'Arcy Tompson W. Growth and Form. Cambridge, 1942.

Именно новое издание (первое относилось к 1917 году) 1942 года, расширенное и снабженное большим количеством иллюстраций, привлекло внимание творческой интеллигенции в Англии.

15

рядом с именем скульптора. Труды натуралиста получили широкую известность в Англии в 1940-е годы, Рид относился к сторонникам его идей об эстетичности природных форм и скорее всего познакомил Габо с трудами биолога. В 1951 году в Лондоне прошел симпозиум, посвященный формам в искусстве и природе, где с докладами выступали ученые и люди искусства, среди которых был и Герберт Рид. В это время Габо работал над одним из своих монументальных проектов, процесс создания которого получил освещение в специальной прессе - идея оформления одного из зданий в центре Рокфеллера (Нью-Йорк) показалась заказчикам слишком новаторской — нереализованный замысел иногда привлекает к автору не меньшее внимание, чем реализованный19.

Большим событием был выход в свет первой монографии скульптора «Габо: конструкции, скульптура, живопись, рисунок, гравюра»20 в 1957 году. Так как в это издание вошли тексты манифеста, статей и интервью Габо, то эту книгу следует отнести к источникам. Ее анализу посвящен первой раздел второй части диссертации. Здесь же отметим, что в издание вошли также: предисловие, подготовленное Г. Ридом, статья Л. Мартина об интуитивном начале в творчестве Габо, перевод с немецкого текста, написанного Давидом Штеренбергом к Русской выставке в Берлине (1922), статья под названием «Программа группы продуктивистов»21 и опубликованное ранее интервью Лассау и Болотовского.

19 Sweeney J. J. Construction unconstractible? //Art News, vol. 50, № 1,1951. P. 34-35,61-62.

20 Gabo N. Gabo: Constructions, Sculpture, Paintings, Drawings, Engravings. London, 1957.

21 Этот перевод, сделанный Габо с текста, опубликованного в журнале «Egyseg» (Vienna, 1922, № 2. P. 5), приводился в качестве доказательства, что Реалистический манифест был первым документом конструктивизма, а деятельность художников утилитарного направления (Татлин, Родченко, Степанова и др.) развилась уже позже. Представленный документ выдавался за ответ «продуктивистов» на манифест Габо. Подробнее см.

16

Следует также упомянуть и вступительную статью Рида к каталогу персональной выставки Габо 196622 года. Это самый пространный текст, написанный критиком о Габо. Приведя множество цитат из манифеста и частной переписки скульптора и критика, Рид пытался выявить основы той художественной концепции, на которой базируется творчество Габо. Эта статья представляется результатом большой работы по осмыслению всего наследия скульптора в целом. При всей субъективности, которую мы можем усмотреть в статьях Герберта Рида, писавшего о своем близком друге, несомненно, что перечисленные тексты являются первой попыткой критического анализа творчества Габо и его эстетических идей.

Одна из основных публикаций, посвященных Габо, - воспоминания его младшего брата Алексея Певзнера «Биографический очерк о моих братьях Науме Габо и Антуане Певзнере» . Выпущенная в 1964 г. на нескольких европейских языках, эта книга произвела эффект разорвавшейся бомбы - в ней Алексей, дав теплое и восторженное описание ранних лет жизни и творческого дебюта Габо, весьма жестко обошелся с Антуаном, оспорив его соавторство в написании «Реалистического манифеста», и поставив под вопрос датировку нескольких ранних полотен и скульптур старшего брата. Антуан Певзнер, скончавшийся после продолжительной болезни всего за два года до публикации «Биографического очерка...», был одним из известнейших французских скульпторов и считался во Франции пионером конструктивной скульптуры. Содержание книги вызвало такое негодование его почитателей, любителей современного искусства и искусствоведов, что последствия этого плачевным образом сказываются на том, как освящается

Lodder С. Russian Constructivism, New Haven and London, 1983. P. 281-282.

22 Naum Gabo. Tate Gallery, London, 15/03/1966-15/04/1966. London, 1966.

23 Pevsner A. A biographical sketch of my brothers, Naum Gabo and Antoine Pevsner. Amsterdam, Augustin and Schoonman, 1964.

17

жизнь и творчество братьев-конструктивистов французской и англоамериканской школой искусствоведов. Габо, поддерживавшего более близкий контакт с Алексеем, обвинили в навете на старшего брата и в неуважении к его памяти. Так как «Биографический очерк...» занимает важное место как источник информации о ранних годах и периоде становления Габо, позволю себе более подробно на нем остановиться.

Переписка между Наумом Габо и Алексеем Певзнером и черновые

О А

варианты «Биографического очерка...» хранятся в архиве галереи Тейт. Из этих документов видно, что Габо на самом деле редактировал рукопись Алексея, но результатом этой работы стало сглаживание «острых углов» оригинального текста, содержавшего в начале прямую критику Антуана. Алексей, познакомившись с каталогами Габо и Антуана Певзнера, был возмущен тем, что последний дал весьма неточную датировку своим ранним произведениям (новая датировка окончательно была подтверждена французскими исследователями творчества Антуана ). На русском языке текст манускрипта «Очерка...» был опубликован в несколько измененном виде в 1992 году как одна из частей мемуаров Алексея, над которыми он работал в 1970-е годы. Примечания, оспаривавшие принятую ранее датировку работ Алексея, не были включены в эту книгу, носящую название «Дорога. По обочине...» В этом тексте мы практически не находим никаких данных касающихся роли науки и техники и их стимулирующего значения для начала творческой деятельности скульптора,- автор «Биографического очерка...» этого вопроса не касается.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25106.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.